Этикет в театре – В театре. Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях

Содержание

Театральный этикет. 15 правил поведения в зрительном зале | Театр | Культура

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9. Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Нужно знать! Театральный этикет — Правильное поведение в театре: культура и традиции

В Санкт-Петербурге — самые замечательные и знаменитые театры, в которых можно душевно провести время и получить истинное вдохновение. Театр всегда называли храмом искусства. А пойдём мы в него, будучи одетым в чём попало, и будем ли мы там устанавливать свои порядки, т.е. вести себя так, как нам хочется? Ведь «со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

Так дело обстоит и с театром. Не нужно путать поход в театр с вылазкой на природу, — это не тот поход на полянку для жарки шашлыков или в лес по грибы, джинсы не подойдут. И, конечно же, пойти в театр не означает посетить кинотеатр, куда можно идти с вёдрами попкорна.

Визит в театр должен стать — праздником, и несмотря на эклектичность нашего времени, в театре незабвенно и неизменно царит классика. Актёры дарят своим зрителям свои лучшие порывы и воодушевление, вкладывая частички своих сердец и душ в каждую постановку.

И разве зритель имеет право быть неблагодарным? Если не соблюдать этикет, прийти в коже и кроссах, и вести себя в театре так, как душа просит, типа, эх, королевства маловато — разгуляться ей негде, то никакие высокопарные словесные почести, «Браво» и «Бис» не принесут артисту абсолютно никакой радости. После такого даже самые дорогие горы цветов и подарков не нужны артисту, который однозначно скажет: «Не верю».

Ничего не сможет так скрасить встречу и сблизить зрителя с актёром как взаимное уважение и понимание, а главное, — любовь к Его величеству — Театру. При соблюдении этикета создаётся особо трепетная атмосфера в театре, где сверху витают Музы, воодушевляя каждого артиста и преподнося в дар каждому зрителю — истинное наслаждение.

А чтобы произошло это великое театральное таинство, потребуется всего-навсего соблюдение некоторых несложных правил. Показать свою культуру и чтить традиции театрального Петербурга, который известен испокон веков своей высокой духовностью и богатейшим культурным наследием, это уж в городе на Неве сами высшие силы велят. Итак, вперёд, изучаем этикет и нас ждёт — восхитительный поход в Театр!

«Театр начинается с вешалки»

Эта фраза так же, как и упомянутая выше: «Не верю!» принадлежит великому русскому театральному режиссёру, актёру и педагогу, теоретику и реформатору театра, создателю знаменитой на весь мир актёрской системы — Константину Сергеевичу Станиславскому (1863—193

Театральный этикет: Вы идете в театр

Театральная постановка – праздник, который дарят своим зрителям актеры. Однако, посещение театра предусматривает соблюдение некоторых несложных правил. Ведя себя культурно, человек полностью насладится представлением и не испортит впечатление окружающим. Что же такое театральный этикет?

Посещение театра

Что надеть, идя в театр

Согласно этикету выходного дня, посещать театральные мероприятия рекомендуется в нарядной одежде. Дамы надевают выходное платье, джентльмены – костюм темного цвета, светлую рубашку, галстук. Премьерный показа – особое мероприятие, посещая которое мужчине подойдет смокинг или фрак, даме – вечернее платье, украшения.

Внимание! Для театра недопустим откровенный наряд, а также футболка, шорты.

Приходим вовремя

Существует важное правило этикета: на спектакль или другое театральное представление необходимо приходить заранее – минут за 25 до его начала. Это время понадобиться, чтобы спокойно раздеться, поправить прическу, купить программку, занять свое место.

В гардеробе

Мужчина должен помочь даме снять верхнюю одежду, только потом он раздевается сам. Передавайте громоздкую верхнюю одежду в гардероб таким образом, чтобы работнице театра было удобно взять ее через барьер. Зимой желательно, чтобы леди позаботились о сменной обуви. Сапоги также можно оставить в гардеробе.

Важно! Номерки кавалер кладет в карман. Не следует носить их на пальце.

Не стоит тащить в театр большие сумки и рюкзаки. Это не вокзал, поэтому с таким багажом вас могут не пропустить во внутрь.

В фойе

Перед началом спектакля

Зеркала, висящие на стенах в фойе не предназначены для любования своим шикарным туалетом и «наведения марафета». Для этих целей имеется специальная комната, где каждая леди сможет поправить наряд, прическу, припудрить носик и подрисовать губки.

До начала спектакля желательно купить программку, которая содержит краткий сюжет представления, а также взять напрокат бинокль. Учтите, что просить программку либо бинокль у других людей – считается дурным тоном.

Этикет гласит: старайтесь вести себя вежливо и доброжелательно ко всем окружающим на протяжении своего нахождения в театре. В этом случае – вы унесете с собой приятные впечатления.

В зрительном зале

Этикет в зрительном зале

  • Увидев знакомых, не нужно кричать, либо махать им руками. Вполне хватит улыбки и кивка головой.
  • Если вы желаете сесть рядом со своими друзьями, которых вы встретили в театре, поинтересуйтесь у их соседей по креслам, согласны ли они поменяться с вами местами. Важное условие – вы должны предложить равноценное место или более удобное.
  • Правила поведения в театре гласят – запрещено приходить в зал с шоколадом, бутербродами, яблоками, напитками. Если вы проголодались – сходите на перерыве в буфет. Однако, нужно успеть покинуть его до третьего звонка. Место в ложе можно занять после того, как погаснет освещение.
  • Никто не должен оставаться в головном уборе, чтобы не загораживать людям, сидящим сзади, обзор сцены.
  • Объемные высокие прически, а также очень резкие духи в данном месте недопустимы.
  • Пользуйтесь парфюмом в меру, ведь в зале могут находиться люди, которые весьма чувствительны к запахам.

Запомните! Неприлично разглядывать присутствующих в бинокль.

Как зайти в зрительный зал

Правила поведения в театре гласят – мужчина должен войти в зал первый и показать спутнице дорогу. Проходить по своему ряду нужно лицом к зрителям, тихо извиняясь за причиненное беспокойство.

Подойдя к своих местам, кавалер ждет, когда женщина выберет более удобное место, только потом он садится сам. Если на концерт пришли две пары, то кавалеры должны занять крайние сидения, предоставив спутницам места посередине – с лучшим видом на сцену. Если дама пришла в театр сама или с подругой, то за помощью можно обратиться к дежурной по залу. О том, как нужно вести себя во время спектакля – будет рассказано ниже.

Если вы опоздали

Что делать, если вы опоздали? Обратиться к дежурной по залу, которая найдет для вас свободное место, либо попросит пройти на балкон. После окончания первого акта вы можете занять место, согласно купленному билету.

Учтите! Работники театра имеют полное право не пускать в зал опоздавших. Однако, если им разрешили войти, они должны это сделать тихо, присев сзади на первое свободное место.

Чтобы досадные мелочи не оставили нехороший осадок – ведите себя в театре культурно, не мешайте просмотру спектакля другим зрителям. Относитесь с должным уважением ко всем окружающим.

Как сидеть в кресле

По правилам театрального этикета – сидя в кресле не следует:

  • класть одну ногу на другую;
  • сидеть на краешке кресла;
  • облокачиваться на спинку переднего сидения.

Также не нужно разваливаться в кресле. Не забывайте, что ваш подлокотник – правый.

Важно! Дурной тон – злоупотреблять нежностями. Например, сидеть, склонив голову друг к другу. Так вы загородите вид на сцену людям, сидящим сзади.

Тишина в зале

Тишина в зале

Позаботьтесь о соблюдении тишины во время представления. До начала спектакля необходимо выключить мобильный телефон или переведите его в беззвучный режим. Нельзя постукивать ногами в такт музыке, стучать рукой по подлокотникам кресла. Не нужно разговаривать или перешептываться. Все это отвлекает не только соседей, но и мешает актерам войти в роль. Обсуждать представление и игру актеров принято во время антракта.

Внимание! Нельзя шуршать обертками от конфет либо открывать шипучие напитки, пить их, кушать какую-либо еду. Для этих целей существует буфет, где во время перерыва можно перекусить.

Если вы простудились, лучше пропустите спектакль, так как чихание и покашливание будут мешать всем зрителям. Если посреди представления возникла проблема с самочувствием, следует принести извинения соседям и незаметно покинуть зал. В других ситуациях покидать зал разрешается только во время перерыва.

Во время антракта

Когда закончится первый акт спектакля, то можно отправиться в буфет либо прогуляться по фойе, чтобы посмотреть настенные фотографии известных артистов. Мужчина должен сопровождать свою даму либо быть рядом, если ее желание – остаться на своем месте. Если мужчине нужно выйти, то можно это сделать, извинившись перед своей спутницей. Желательно не оставлять ее надолго.

На заметку! Если спектакль вам не понравился, покиньте театр в антракте, чтобы не причинять неудобств соседям, внимательно следящими за происходящим на сцене.

Аплодисменты и цветы — театральный этикет

Аплодисменты

Проявлять восхищение игрой артистов принято только в определенные моменты. Нужно запомнить, что неуместное хлопанье мешает целостному восприятию представления. Выражайте эмоции негромкими аплодисментами без свиста и топанья.

Аплодисменты уместны:
  1. В конце каждого акта.
  2. При удачных сценах или ариях (в опере).
  3. По завершении представления.

Выразить благодарность артистам за работу помогут продолжительные овации. Высшая степень восхищения – восклицания «Браво!». За самые понравившиеся номера можно вызывать «на бис» – не более 3-х раз. Но не стоит злоупотреблять этим, чтобы не утомлять артистов.

По правилам хорошего тона – некультурно бросать цветы к ногам актеров или для вручения выскакивать на сцену. Букет для любимого актера следует дарить лично в руки, в проходе у авансцены либо передавать через работников театра, приложив открытку или визитную карточку.

Совет! Идите в театр в хорошем расположении духа. Ведь доброжелательный зрительный зал создает благоприятную атмосферу для игры актера.

По окончании спектакля

По правилам этикета, запрещено срываться с места, когда представление еще не закончилось. Это все равно что, находясь у кого-то в гостях, убежать без прощания. Зачастую артисты по несколько раз выходят на поклон. Разве им приятно будет увидеть спины своих зрителей, спешно покидающих зал? Лучше поблагодарить актерский состав аплодисментами.

Не летите пулей в гардероб после представления. Спокойно спуститесь в фойе. Можно прогуляться по холлу и подождать, пока очередь не уменьшится. После спектакля кавалер обязан провести свою даму домой. Мужчина также может пригласить ее в уютное кафе или ресторан, чтобы в приятной обстановке обсудить пьесу. Время, проведенное на стоянке такси можно также использовать на обсуждение увиденного.

Таким образом, ведите себя искренне, вежливо, культурно в театре, и он подарит вам настоящий праздник и душевную теплоту!

Правила поведения в театре. Этикет для мужчин

02.11.2016

Лиза Лернер

9 мин.

Для того, чтобы ваши мужчины вели себя в театре, как истинные джентльмены, покажите им эти несложные правила этикета, которые сделают все ваши последующие посещения театра незабываемыми!

 3.png

Театр начинается с вешалки

1. Войдя в театр, проводите свою даму в гардероб

После того, как вы открыли солидную дверь солидного театра и пропустили вперед даму, не нервничайте. Гардероб долго искать не придется. Как правило, он располагается сразу после вестибюля.

 4.jpg

2. Помогите своей даме с верхней одеждой

Девушке всегда приятно, когда мужчина помогает ей с пальто. К этому дамы, как правило, не привыкают. Особенно приятно, когда мужчина быстро проявляет инициативу в помощи с верхней одеждой, избегая неловкой паузы, когда девушка еще этого ждет, а он напрочь забыл. Ведь девушке так приятно каждый раз (!) сделать удивленное лицо и чуть слышно прошептать: «Ой, спасибо!»

 5.jpg

7.jpg8.jpg

3. Сдайте вещи дамы гардеробщице

Не заставляйте девушку держать свое пальто, пока вы раздеваетесь!

4. Разденьтесь сами и сдайте свои вещи

Здесь ничего объяснять не надо. А если надо, то эту статью вам читать пока рано.

Номерок

9.jpg 

1. Мужчина забирает оба номерка себе

Распространенная ошибка:

 Дорогая, положишь к себе в сумочку?

 Нет, не положит. Это противоречит этикету.

2. Мужчина хранит номерки у себя в кармане

Вертеть номерком на пальце — все равно что отставлять мизинец, когда откусываешь бутерброд или держись стакан. Или вы хотите кого-то удивить тем, что он у вас есть? 

Чувствовать себя в своей тарелке

 1.jpg2.jpg

1. Соблюсти дресс-код

Чтобы правильно себя ощущать в театре, прежде всего нужно заранее подумать о своем внешнем виде. Запомните раз и навсегда. ДА, ваши джинсы очень модные, но у вас еще будет масса возможностей продемонстрировать их на вечеринке, в ресторане и на прогулке. Представьте себе на секундочку, что ваш дедушка повел бы бабушку в театр в джинсах. Нонсенс! Театральная одежда- одежда особая, она должна висеть в гардеробе и ждать своего часа. Для мужчин— это белая свежевыглаженная(!) сорочка, галстук и костюм, в случае гала-вечера или премьеры — смокинг.

Единственно допустимое исключение— это туристы. Они прибежали в театр после целого дня экскурсий. Для них, кстати, вы пример того, как дОлжно выглядеть в русском театре. А мы со своей стороны должны только порадоваться их желанию побывать тут и не осуждать их. 

2. Быть в чистой обуви

Даже если вы приехали в театр на машине, сложно при московской погоде дойти до театра, не испачкав обувь. Для того, чтобы ваши ботинки были чистыми во время дальнейших 2,5 часов, которые вы проведете в театре, и вам не приходилось оправдываться перед окружающими и девушкой, как в фильме «Москва слезам не верит», приобретите заранее компактную губку, которой вы легко сотрете свежую грязь в туалете. Сегодня кстати, продаются специальные ботинки с калошами! Они уберегут обувь от грязи. Для калош можно приготовить заранее отдельный пакетик и сдать их вместе с верхней одеждой в гардероб.

 

10.jpg 

3. Представительствовать

Мужчина уже привел даму в театр. Это значит, она уже приняла его приглашение. Так наслаждайтесь теперь! Гуляйте по фойе, посмотрите внутреннюю выставку (В театре всегда есть внутренний музей, галерея портретов работников театра, иногда проходит выставка театральных костюмов). Держитесь прямо, дайте возможность даме облокотиться на вашу руку, улыбайтесь. Помните, спектакль уже начался, просто до третьего звонка его актеры— это вы.

 12.jpg

Как зайти в зрительный зал

1. Мужчина заходит в зал первый

Дело в том, что именно он ведет женщину в театр, а не она его. Альтернативный вариант, когда мужчина бежит впереди, чтобы скорее зайти в зал, а его дама, спотыкаясь о ковер, нервно пытается поспеть за ним на своих каблуках— неправильный. Все должно быть гармонично.

 13.jpg14.jpg

2. Мужчина предъявляет контролеру билеты

Билеты хранятся все это время у него.

3. Мужчина первым проходит к местам

Дама следует за ним. Если места посередине, то проходите спиной к сцене и лицом к зрителям.

4. Мужчина помогает даме сесть

Для этого, он опускает сиденье кресла вниз. Проявите лишний раз галантность. В феминистском XXI веке нужно использовать каждую возможность быть джентльменом! 

Как действовать, если вы опоздали

 Париж в дождливый день, GustaveCaillebotte, 1877

Париж в дождливый день, GustaveCaillebotte, 1877

1. Не нервничать

Мы живем в мегаполисе и такое случается. Не накручивайте себя перед спектаклем. Ведь вы идете получать удовольствие. Если уж так случилось, что вы опаздываете, то примите это с мужеством.

 2. Выключить мобильный телефон

И второй запасной мобильный телефон. И если есть третий, на который никто обычно никогда не звонит, его тоже. Будьте уверены, сегодня по закону подлости обязательно позвонят. Как сказала однажды Ингеборга Дапкунайте, когда вела концерт в рамках «Черешневого леса»: Если вы уже выключили свой мобильный телефон, выключите его, пожалуйста еще раз!

Если вы уже выключили свой мобильный телефон, выключите его, пожалуйста еще раз!

Почему об этом важно помнить именно при опоздании? Потому что, если бы вы не опоздали, вам напомнил бы об этом голос после третьего звонка. А так вам напоминает эта статья. 

3. Извиниться перед контролером

Если ваши билеты в партер, то после третьего звонка в партер вас не пустят, но зато контролер обязательно найдет для вас место в ложе.

Ложа в итальянском театре, Eva Gonzalès, 1874

Ложа в итальянском театре, Eva Gonzalès, 1874

4. Не кряхтеть и не суетиться

Поверьте, лучше опоздать и с достоинством пройти на места сбоку, чем пробираться с кряхтением через весь зал- это вызовет массу негодования.

5. Проходить лицом к сцене

Если контролер счел возможным пустить вас в партер, бельэтаж или амфитеатр после того, как погас свет, проходите спиной к зрителям и лицом к актерам. Не забудьте при этом извиниться перед сидящими. 

Как сидеть в кресле 

1. Сидите прямо

Не разваливайтесь и в то же время не садитесь на край — вы не дома на диване и не на уроке в музыкальной школе.

2. Держите ноги параллельно

Это может показаться архаизмом, но в театре неприлично закидывать ногу на ногу и тем более сидеть с широко расставленными ногами.

3. Не рассматривайте людей в бинокль

Его вы взяли для того, чтобы лучше видеть сцену и эмоции актеров. В крайнем случае для того, чтобы пройти после спектакля к гардеробу без очереди. Вероятно, вы спешите.

Ложа, Auguste Renoir, 1874

Ложа, Auguste Renoir, 1874 

4. Привставайте, чтобы пропустить людей на свои места 

Не возмущайтесь при этом.

5. Не аплодируйте до начала спектакля

Аплодируют люди, не знающие этикета. Аплодировать уместно на концерте, чтобы поторопить артиста выйти. В театре же спектакль начинается спустя 15 «театральных минут»; после своего означенного начала.

Как вести себя во время спектакля

1. Не ешьте и не жуйте жвачку

Даже если это конфеты, на которых нарисован театр или эта жвачка-спонсор спектакля. Допустимо только взять с собой в зал маленькую бутылочку воды и пить.

18.jpg

2. Старайтесь не говорить даже шепотом

Если сильно постараться, то у вас все получится.

3. Если вы видите, что кто-то ведет себя неправильно

Не делайте никому замечаний. Оставьте это бабушкам, которым таким образом хочется пообщаться. Не портите настроение ни себе, ни окружающим. Если перед вами по воле рока сидит несносный ребенок, значит вам просто не повезло. 

Театр, фарс, Кузьма Петров-Водкин, 1907

Театр, фарс, Кузьма Петров-Водкин, 1907

4. Ваш подлокотник правый

Левый подлокотник— священная собственность соседа слева. Если вы хотите сидеть «на местах с повышенной комфортностью», то выбирайте боковые места слева— там гарантированно оба подлокотника- ваши.

Как вести себя в антракте

1. Не хватайтесь за телефон

Большего неприличия, чем срочно начать проверять свой WhatsApp в антракте, быть не может. Вы говорите, так делают все? А вы хотите быть как все? Авторы лучших книг по этикету подчеркивают, единственный повод хвататься за телефон — это если у вашей жены отошли воды. В данном случае ваша жена сидит рядом с вами и ей ничего такого, как правило, не грозит. 

2. Уделите внимание даме

Поинтересуйтесь, что бы она хотела. Возможно, ее нужно проводить до туалетной комнаты, в буфет или ей будет приятно, если вы вновь с ней прогуляетесь по фойе. Остаться в зале не возбраняется.

20.jpg

Как вести себя после спектакля

1. Не бегите в гардероб во время финального поклона

Это всегда вызывает негативное отношение к вам публики и непонимание артистов. Чем они провинились? Убили главного героя во время спектакля? Ну так так было задумано режиссером! Постарайтесь заранее не назначать на вечер после театра срочных дел, чтобы не было соблазна убежать, пока другие аплодируют.

2. Пригласите даму в ресторан

Поход в театр— это праздник, который необходимо правильно завершить! В ресторане обязательно обсудите постановку. И не имеет значения первое ли это свидание или поход в театр спустя 10 лет совместной жизни! Поход в ресторан после театра — повод для дамы ощутить на себе вторую порцию восторженных взглядов (ведь в театр она пришла красивой), а для вас лишний раз гордиться вашей спутницей.

В кафе Бауэр, Lesser Ury, 1895

В кафе Бауэр, Lesser Ury, 1895

Грузинская актриса Верико Анджапаридзе однажды сказала:

Театр может сотворить с человеком чудо. Он вдруг начинает понимать те вещи, которых раньше не понимал. Искусство театра меняет характер.

И не исключено, что мужчине понравится вести себя в театре согласно требованиям этикета, что он поймет — это существенно облегчает ему нахождение там и делает вечер особенным. И войдет во вкус. И начнет применять эти правила в жизни, на приемах, торжествах и даже в офисе и дома. 

И даже если вы что-то из этого списка забудете, главное помнить: роль зрителя в театре— чуть ли не самая важная. И если Вам вдруг не понравился спектакль, задумайтесь, может быть именно вы сделали что-то не так?

Мир театра — Театральный этикет

Театральный этикет

В те времена, когда не было ни кино, ни телевидения, ни интернета, театр был главным развлечением. Каждый выход в театр становился праздником, поэтому дамы надевали вечерние наряды, а мужчины — фраки.

В театре были особые правила поведения, и многие из них сохраняются до сих пор. Ведь театр — это учреждение культуры, поэтому во время его посещения к этикету особое отношение.

Общие правила:

  • В театр принято приходить заранее. Нужно успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и занять свои места.
  • Приходить нужно в нарядной одежде. Конечно, если вы придете в джинсах, вас пропустят, но впечатление о вас будет немного испорчено.
  • В зал нужно войти до третьего звонка. Если опоздаете, то придется смотреть первое действие с балкона или стоя.
  • Чтобы пройти к своему месту, повернитесь лицом к сидящим, а спиной к сцене.
  • Если твоё место занято, не вступай в пререкания, обратись в служителю театра, он поможет всё уладить.
  • Нельзя приносить в зал еду. Если вы хотите перекусить, в театре для этого существует буфет.
  • Главное правило во время спектакля — соблюдение тишины. Необходимо отключить мобильные телефоны. Нельзя обсуждать игру актёров, лучше это сделать во время антракта. Если вы простудились, то посещение спектакля лучше отложить, иначе ваши кашель и чихание будут мешать артистам и публике.
  • Как нужно сидеть? Сидеть принято прямо, не нужно менять позу каждые пять минут, иначе те, кто сидят за вами, будут вынуждены также менять своё положение, чтобы видеть происходящее на сцене.
  • Занимать оба подлокотника кресла не нужно — ваш сосед тоже имеет право облокотиться. Не опираются на спинку переднего кресла и не упираются в неё ногами.
  • Когда опустится занавес, не рекомендуется сразу бежать в гардероб, чтобы забрать свою одежду. Артисты выходят на поклон, и часто не один раз. В знак признательности к артистам, работавшим для вас, стоит поблагодарить их аплодисментами.

Дошкольник в театре – как вести себя ребенку:

  • Заранее расскажите ребенку о театре, о том, что это такое.
  • Оденьте ребенка празднично. Ассоциации «театр – праздник» должны прочно укорениться в его памяти. Есть в этом и еще один смысл – красиво, празднично одетые мы ведем себя более галантно и сдержано.
  • Сводите ребенка в туалет до начала спектакля.
  • Ни в коем случае не давайте ему телефон или планшет во время представления.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой была вода, платочки или влажные салфетки.
  • Если ребенок маленький, то не всегда он может высидеть без перекуса. Если вы берете с собой еду, то пусть это будут не хрустящие печенья. Чтобы не шуршать оберткой или бумагой, предварительно положите печенье в маленький пакет.

Поведение в театре для ребенка школьного возраста:

  • Сдать верхнюю одежду в гардероб в порядке очереди. В очереди не толкаться, не пытаться «пролезть вперед». Передать одежду через борт вперед. Поблагодарить гардеробщицу.
  • Посетить туалет до начала спектакля.
  • Занять свое место, указанное на билете.
  • Не бегать по зрительному залу до начала спектакля.
  • Не вставать с занятого места без надобности.
  • Продвигаться по зрительному ряду лицом к сидениям.
  • Не шуметь и не разговаривать с товарищем или со взрослыми.
  • Выключать телефон и не доставать его до конца представления.
  • Не есть во время спектакля.
  • Во время антракта стараться сделать все, что необходимо: позвонить, сходить в туалет, перекусить и попить воды.
  • Не покидать зрительный зал до тех пор, пока актеры на сцене.

Поход в театр всем классом – памятка для учеников:

  • Подготовься к походу в театр заранее. Оденься чисто и опрятно. Не бери с собой то, что может тебя отвлекать.
  • По дороге в театр всегда держись рядом со своими товарищами, чтоб педагогу не пришлось тебя искать.
  • В гардеробе веди себя воспитанно. Не толкайся в очереди, не наступай товарищам на ногу, не старайся пролезть вперед.
  • Подавая одежду гардеробщице, перекидывай ее через бортик, предварительно проверив, чтобы в кармане не осталось ничего, что тебе может понадобиться.
  • НЕ ОСТАВЛЯЙ В КАРМАНЕ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ ТЕЛЕФОН, ДЕНЬГИ И ЦЕННЫЕ ВЕЩИ.
  • Помогай тем, кто ниже тебя ростом.
  • Успей сделать все необходимое до начала представления. Вставать и выходить во время спектакля – дурной тон.
  • В зрительный зал заходи не позже третьего звонка..
  • Занимай место, указанное в билете. Если у класса забронирован ряд – подожди, когда свои места займут девочки.
  • Проходя по зрительному ряду, поворачивайся лицом к сидящим людям.
  • Подбери ноги, если кто-то проходит по ряду.
  • По окончанию спектакля не беги в гардероб, сломя голову. Все успеют получить свои вещи и уйти.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Пользоваться сотовыми телефонами во время представления, отвечать на звонок.
  • Есть, и пить во время спектакля. Ты не в кинотеатре. Перед тобой актеры, и они играют для тебя. Уважай их труд.
  • Мусорить в зрительном зале.
  • Шуметь и разговаривать с товарищами.
  • Покидать свое место до тех пор, пока актеры все еще на сцене.

    

    

Читайте также статью: ТЕАТР XIX ВЕКА. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ 

    

Литература:

Как вести себя в театре. Сайт «Петербургский театрал».

Корчагина Л.Е. Как вести себя в театре. http://nsportal.ru/

На дневном спектакле. Журнал «Школьнику».

Петраудзе С. Детям об искусстве. Театр. М.: Искусство-XXI век, 2014. (Купить в «Лабиринте»)

Правила этикета при посещении театра. 

Правила этикета в театре для детей и их родителей.

Советы родителям о правилах посещения театра с ребёнком.

 

Задания:

1. Ролевая игра «Мы в театре».

Представьте, что вы пришли в театр. Изобразите всю последовательность действий по правилам театрального этикета: как вы проходите в гардероб, снимаете одежду, берете номерок, проходите в зрительный зал, находите своё место, смотрите спектакль, никому не мешая, а потом не спеша уходите. Не забудьте, что в гардеробе мальчик помогает девочке снять пальто, а номерок кладёт в карман, а в зрительном зале не забудьте дождаться выхода артистов на сцену и от души поблагодарить их аплодисментами.

2. Игра «Разрешается или запрещается»?

— Громко смеяться и разговаривать?

— Рассматривать зрителей в бинокль?

— Проходить к своему месту лицом к сидящим?

— Сидеть в головном уборе?

— Шуршать фантиками?

— Внимательно смотреть на сцену?

— Петь песни?

— Переживать за героев молча?

— Вставать в полный рост во время спектакля?

— Вставать на сидения ногами?

— Хлопать в ладоши (аплодировать)?

— Уходить до окончания спектакля?

— Бегом толкаясь, бежать в гардероб?

памятка для детей, как правильно вести себя, нормы театрального и музыкального этикета, культура и этика

Театральные сцены поражают своей зрелищностью, красотой. Живая актерская игра вызывает бурю эмоций, погружая в атмосферу мастерски созданного представления. Одним из самых распространенных способов приобщения к культуре считается посещение театров, где существует свой этикет поведения.

Как правильно себя вести?

По значимости театральное представление сопоставимо с торжественным или официальным приемом, поэтому требует соблюдения определенных норм этики общения, поведения. Во все времена существовали свои поведенческие нормы. Сейчас требования к ним немного упростились. Однако это не означает, что их можно игнорировать.

При посещении театрального заведения рекомендуется вести себя сдержанно. Не стоит громко разговаривать, создавать скученность, прилюдно приводить себя в порядок. Для этого существуют дамские комнаты. По любым вопросам можно обращаться к служащим театра. Делать это нужно с особой вежливостью, уважением.

Чтобы не быть «белой вороной» и получить максимум удовольствия от просмотренного спектакля, необходимо соблюдать принятые обществом негласные каноны. Они позволят поддержать атмосферу праздника и своеобразного таинства действия.

Театральная этика уделяет внимание внешнему виду, правилам нахождения в здании театра, в зрительном зале, по окончанию представления. Особая роль отводится нормам поведения детей, за которые ответственны их родители.

Требования к внешнему виду

Первое впечатление создается по внешнему виду. Важен стиль, цветовая гамма, манера носить одежду, прическа.

  • Внешний вид должен быть опрятным. Совсем необязательно надевать шикарные платья или смокинги. Скромный аккуратный образ вполне уместен. Допускаются украшения.
  • Мужчинам лучше прийти в классическом костюме с рубашкой неброских тонов. Не рекомендуется использовать спортивный стиль одежды.
  • Следует уделить внимание обуви, не только ее модели, но и чистоте. Кроссовки, конечно, удобнее, но для театрального мероприятия лучше выбрать классический стиль.
  • Волосы должны быть аккуратно уложены. Они могут спадать с плеч или быть собранными в пучок. При использовании заколок, лучше отдавать предпочтение элегантным неброским цветам и дизайну.
  • Мужчины также должны быть аккуратно причесаны, выбриты. Одной из модных тенденций является ношение бороды. В этом случае она должна выглядеть ухоженной.
  • Можно использовать парфюм.

Однако важно не переборщить с духами или туалетной водой. Иначе это может создать чувство дискомфорта у сидящих рядом людей. К тому же следует учитывать наличие возможной аллергии на запахи.

Выбор места

Среди основных канонов выделяют следующие.

  1. В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.
  2. Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.
  3. Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.
  4. Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.

Несоблюдение правил этикета может вызвать ответную реакцию в виде негодования. Чтобы замечания не испортили остаток вечера, нужно быть внимательным к другим.

На спектакле или представлении

К основным правилам поведения, будь то на обычном представлении, оперном или музыкальном, можно отнести следующие.

  • Следует соблюдать полнейшую тишину. Нельзя выкрикивать что-то с места, обсуждать актеров, шуршать сумками, чихать, громко кашлять. Мобильные телефоны необходимо выключить или убрать звук. Это отвлекает не только окружающих, но также самих актеров.
  • Не допускается спать во время представления.
  • Не рекомендуется принимать пищу. Есть следует во время перерыва в специальных местах, например, в кафе или баре.
  • Неприлично покидать зал во время театрального действия, даже если оно наскучило.
  • Если для просмотра спектакля выдан бинокль, то не рекомендуется через него рассматривать других зрителей.
  • Не стоит бурно выражать свои эмоции. Аплодисменты важны в уместное время. Лучше, если они будут сдержанными.
  • Дарить цветы следует по окончании всего действия. Для этого не нужно идти прямиком на сцену. Букеты передают в проходе между сценой и первым рядом или через сотрудников театра.
  • В конце представления актеры несколько раз выходят к зрителям, кланяясь. Поэтому сразу после завершения действия не надо быстрее бежать забирать одежду.

Этикет для противоположных полов

Театральное заведение – это место, где приветствуется соблюдение этикета между мужчиной и женщиной.

  • При входе в здание мужчина должен опережать женщину. Он открывает дверь своей спутнице.
  • В гардеробе мужчина помогает раздеться женщине, только потом снимает свое пальто или куртку. Номерки остаются также в кармане у спутника. Он же их передает гардеробщику по окончании театрального представления. Покидая театр, наоборот, сначала одевается мужчина, а потом он помогает одеться своей девушке.
  • При входе в зал, где будет проходить спектакль, билеты дает контролеру мужчина. Они должны храниться у него.
  • К местам, указанным в билетах, мужчина проходит первым, показывая путь своей спутнице.
  • Найдя нужные сиденья, мужчина должен подождать, когда устроится женщина, а затем сесть самому.
  • Если во время перерыва женщина остается в зале, то мужчине рекомендуется остаться рядом с ней. Если же ему все-таки необходимо выйти, то он может это сделать, предварительно извинившись.

Соблюдение этических норм позволяет произвести положительное впечатление на спутницу, вызвать симпатию, доверие.

Памятка для детей

Дети являются самыми требовательными зрителями. Они тонко чувствуют атмосферу неискренности. Для каждого возраста характерно свое восприятие окружающего мира, поведенческие особенности. Но, несмотря на это, детям с раннего возраста необходимо прививать правила этикета, которые помогут им стать успешными в жизни.

Перед первым посещением театрального заведения ребенку важно кратко, в общих чертах, объяснить, что это за место, зачем туда приходят, какие есть правила поведения.

  • Во время театрального действия надо сидеть ровно на своем сиденье, стараясь не задевать соседей.
  • Запрещается бегать, прыгать. А во время спектакля не допускается даже ходить.
  • Нужно соблюдать полную тишину. Нельзя кричать, громко смеяться, говорить.
  • Нельзя есть, разбрасывая крошки, мусор.
  • Неприлично выходить во время театрального представления.
  • Нельзя играть в игры на телефоне, даже если то, что происходит на сцене, кажется неинтересным.

Решив посетить театральное мероприятие с ребенком, необходимо заранее выяснить продолжительность театрального представления, и правильно оценить способность малыша высидеть до конца.

О том, как вести себя в театре, смотрите в следующем видео.

Театральный этикет в XIX веке

В XIX веке в театр ходили не только для того, чтобы посмотреть спектакль. Это было такое же светское событие, как и бал: мужчины обсуждали политику и заводили полезные знакомства, дамы обменивались новостями и демонстрировали роскошные наряды. Рассказываем о том, как публика XIX века вела себя во время спектакля и в антракте, где могли сидеть женщины и кто занимал первые ряды партера.

«Как в великосветской гостиной»

Как в великосветской гостиной

Борис Кустодиев. В ложе (фрагмент). 1909. Частное собрание

Как в великосветской гостиной

Мстислав Добужинский. Дания. Театрик (фрагмент). 1912. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Театральный этикет XIX века содержал довольно строгие требования к внешнему виду. Он определял даже необходимую глубину декольте: чем ниже был ярус, в котором сидела дама, тем более глубоким был вырез на ее платье. Наряд следовало выбирать вечерний, но не бальный. Он мог быть яркого цвета, с пышной отделкой из цветов, лент и кружев. Дамы постарше могли прикрыть декольте легкой накидкой. Любое платье обязательно дополняли перчатками, веером и шляпкой подходящего цвета. Из украшений в театр надевали бриллианты. Высокие прически и головные уборы были дурным тоном: они заслоняли сцену тем, кто сидел сзади. «В театре должно держаться точно так же прилично и воспитанно, как в великосветской гостиной», — говорилось в своде правил этикета, который хранится сейчас в музее Минусинского театра.

Мужчины приезжали в театр в черных, синих или темно-красных парадных фраках, белых рубашках с накрахмаленными воротничками и манжетами, вышитых жилетах из цветной ткани. Обязательным элементом их костюма также были галстук или шейный платок, белые перчатки и шляпа. В XIX веке в моду вошли цилиндры, которые считались наиболее подходящими головными уборами для выхода в свет.

Места в зале

Места в зале

Осип Любич. Театральная ложа (фрагмент). 1925. Частное собрание

Места в зале

Наталья Нестерова. Ложа (фрагмент). 2004. Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Зрители рассаживались в театральном зале соответственно положению в обществе. Первый ряд в партере занимали министры, послы и их секретари, высшие военные чины. Места во втором и третьем рядах выкупали сановники дворянского происхождения. За ними сидели офицеры среднего ранга, банкиры, иностранцы и знаменитые артисты.

Зрители делились в зале и по театральным предпочтениям. Справа рассаживались те, кто бывал в театре от случая к случаю. Левую сторону занимали завсегдатаи — те, кто часто бывал на спектаклях и порой имел собственные места, выкупленные на несколько постановок вперед.

Быть каждый вечер в театре, хоть бы на несколько минут, сделалось для них необходимой потребностью души и тела… по их мановению делаются рукоплескания и вызовы артисток, по их мановению плохая игра также сопровождается змеиным шипением; это ареопаги московского театра. Они производят решительные приговоры на таланты и оркестровку больших опер, их уважают, даже боятся многие актрисы и танцовщицы…

До 1860-х годов дамы не могли появляться в партере: считалось, что там они слишком привлекают к себе внимание окружающих. Женские места находились на балконах и в ложах, где им отводили передние кресла. Со второй половины XIX века дамам разрешили сидеть в партере. Однако одеваться в этом случае надлежало скромно, лучше всего в черное закрытое платье и городскую шляпку без пышной отделки. Появляться в театре одной также было неприлично: дамы приходили с супругами, юных девушек сопровождали родители, старшие родственницы или замужние сестры.

Незнатная публика — студенты, торговцы, мелкие чиновники — занимала места на галерке. Этот ярус располагался дальше всего от сцены. Часто вход на него был отдельным.

Поведение во время спектакля

Поведение во время спектакля

Кузьма Петров-Водкин. Театр. Фарс (фрагмент). 1907. Частное собрание

Поведение во время спектакля

Кузьма Петров-Водкин. Театр. Драма (фрагмент). 1907. Частное собрание

Как и в наше время, опаздывать в театр в XIX веке было неприлично. Однако допускались исключения: зрители, которые выкупали места в ложах, могли прийти после начала спектакля или даже посмотреть всего одну сцену, которая особенно их интересовала. Ложи обычно имели отдельный вход, поэтому в таком случае опоздавшие не мешали ни актерам, ни остальной публике.

Во время спектакля у аристократов считалось дурным тоном громко обсуждать актеров, костюмы и декорации, кричать «браво» или «бис». Аплодировали только мужчины: женщинам не следовало так бурно выражать свои эмоции.

В партере и на балконе нельзя было есть или пить, когда шел спектакль. Фрукты, сладости и прохладительное питье приносили только в ложи, где располагались члены императорской семьи и высокопоставленные аристократы.

Чтобы лучше видеть действие на сцене, зрители пользовались небольшими театральными биноклями. Однако смотреть через них допускалось только на актеров: этикет запрещал разглядывать публику в зале. Молодым девушками не позволяли осматриваться по сторонам и без биноклей: взглянуть на других зрителей они могли только в антракте, да и то как можно незаметнее.

Правила антракта

Правила антракта

Петр Нилус. Антракт (фрагмент). 1924. Частное собрание

Правила антракта

Юрий Пименов. Антракт (фрагмент). 1970. Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Во время антракта женщинам, которые находились в ложе, по этикету не следовало покидать ее. Мужчина, сопровождавший даму, уточнял, не нужно ли ей мороженого, фруктов или какого-нибудь питья, а затем сам приносил все необходимое.

Если вы чистите апельсин или берете конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже тогда, если вы и не знакомы с ними. Кроме того, светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу спектакля.

Если в зале было душно, дамы могли прогуляться по фойе, но только в сопровождении мужчины или родственницы, с которыми они пришли. Однако писатель Павел Вистенгоф отмечал, что это правило соблюдали не все.

Когда играют в Большом театре, то во время антрактов в коридорах верхних лож происходят шумные и хохотливые прогулки посетителей и посетительниц, занимающих те ложи. Часто дамы, если не сопровождаются кавалерами, встречая знакомых мужчин (приходящих из кресел нарочно потолкаться в этих коридорах), пристают к ним и просят попотчевать яблоками или виноградом. Тут бывают иногда маленькие объяснения в любви, вознаграждаемые изъявлением согласия, чтоб проводили из театра домой…

Мужчины же во время антракта гуляли по фойе, встречались со знакомыми, обсуждали спектакль и свежие новости. Этикет предписывал разговаривать тихо — так, чтобы не мешать остальным и чтобы другие люди, проходящие мимо, не могли прислушаться к беседе.

Автор: Ирина Кирилина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *