Особенности и виды декоративной композиции. Декор композиция в рисунке
Композиция служит важнейшим компонентом, необходимым для организации любого вида художественных форм — объемной, изобразительной или литературной. Данный элемент позволяет придать произведению единство и целостность, подчиняя все его детали друг другу, соотнеся их с общей идеей художника.
Что в таком случае относят к декоративной композиции? Это композиция, которая имеет высокую степень выразительности. При этом она включает в себя элементы абстракции и стилизации, что в значительной мере усиливает ее эмоциональное и чувственное восприятие.
Создается декоративная композиция с целью достижения изображением максимальной выразительности. Для получения необходимого результата художник частично или полностью отказывается от достоверности рисунка. Конечным результатом данного процесса является получение чего-то нового, что невозможно найти в окружающем мире.
Декоративно-прикладная композиция формируется исходя из назначения вещи. Только после того как польза изделия определена, а также обозначены все необходимые формы, мастер наделяет его художественными качествами. Такое творческое отношение к вещи реализуется с помощью декора. При этом композиция декоративного искусства может быть отнесена к одному из трех ее изобразительных видов. Среди них сюжетное и символическое изображение, а также орнамент. Помимо этого все многообразие композиций условно разделяют на линейные, фронтальные, объемные и пространственные. Рассмотрим их подробнее.
Сюжетное изображение
Под декоративной композицией этого вида понимают рисунок, который мастер нанес на поверхность изделия. При этом такое изображение рассказывает зрителю об определенном событии, действии или явлении.
Сюжетно-декоративная композиция чаще всего представлена в форме росписи, нанесенной на различные изделия прикладного искусства. Встретить ее можно и на архитектурных сооружениях. Рисование декоративно-сюжетной композиции является процессом весьма трудоемким. Однако его результат представляет собой один из самых удивительных по своей красоте видов организации художественных форм. Источник для сюжетов, используемый автором, поистине неисчерпаем. Здесь гуляния и свидания, застолья и посиделки, проводы и выезды, сцены из жизни, иллюстрации к сказкам и многое другое.
Одной из разновидностей сюжетного изображения являются витражи. Это название произошло от французского слова vitrage, что означает «стекло». Подобная сюжетно-декоративная композиция размещается в двери или в окне, а также изготавливается в форме самостоятельного панно. Рисунок наносится на стекло или на иной материал, который пропускает свет. Цветные витражи чаще размещают в окнах. Примером тому могут служить проемы в готических соборах. Такие изделия способны создать в интерьере игру окрашенного в разные цвета света.
Символическое изображение
Порой декоративная композиция не связана с передачей того или иного действия. Напротив, она обозначает какую-либо аллегорию, понятие или идею. Такое изображение называют символическим.
Примером тому могут служить гербы городов России. Декоративными символами являются также нагрудные знаки и ордена.
Орнамент
Этот вид украшения предметов в декоративно-прикладном искусстве является самым определенным. Слово «орнамент» произошло от латинского ornamentium, что означает «украшение». Это узор, который состоит из ритмически упорядоченных компонентов. Предназначен орнамент для украшения одежды, мебели, оружия, домашней утвари и т.д. Порой его используют при росписи предметов прикладного искусства, а также архитектурных сооружений.
Создание декоративной композиции в виде орнамента может быть основано на выборе одной из трех его разновидностей – сетчатого, замкнутого или ленточного. Декоративные элементы, которые используются в таком рисунке, мастера, как правило, находят в природе. Это могут быть животные, плоды и листья. Часто можно встретить декоративную композицию с цветами. Иногда для элементов орнамента художник берет предметы, которые были созданы руками человека.
Форме, выбранной для создания рисунка, необходимо пройти сложные процессы преобразования. В итоге происходит ее освобождение от всего случайного и лишнего. Это и позволяет каждому элементу стать максимально выразительным.
Большое значение при построении декоративной композиции орнамента имеет уравновешенность его фона и мотивов, ритмичность в чередовании цветовых пятен, а также строгая последовательность при их размещении.
Линейная композиция
Данный вид организации построения изображения называют еще и плоскостным. В этом случае содержание рисунка передается художником с помощью линий, имеющих определенный вид и характер. Если они имеют горизонтальную ориентацию, то композиция отличается своей устойчивостью. Если на рисунке присутствуют линии вертикальной или наклонной направленности, то изображение выглядит динамичным.
В случае нанесения на форму простого геометрического рисунка, она выглядит строгой. Если изображение выполняется с применением сложных изогнутых линий, то это определяет подвижность и пластичность его характера.
Фронтальная композиция
Такая организация изображения развивается сразу в двух направлениях, которые располагаются на плоскости по горизонтали и по вертикали. При этом глубина рисунка явного выражения не имеет. Это и является основным признаком фронтальной композиции.
Создают ее с применением плоских элементов. Порой детали изображения врезаются одна в другую. В этом случае говорят об их активном взаимодействии. Иногда элементы фронтальной композиции лишь смыкаются между собой. Их взаимодействие при этом считается пассивным.
Расстояние между деталями рисунка при фронтальной композиции должно быть выбрано таким, чтобы между ними не разрушилась зрительная взаимосвязь. Это позволит декоративному изображению не распадаться на отдельные части.
В совокупности все элементы фронтальной композиции образуют либо гладкую поверхность, либо способны создавать некое переходное состояние между плоским и объемным рисунком. Ярким примером тому служит рельеф. Он же считается объемно-фронтальной композицией.
Под рельефом понимают выпуклый рисунок, находящийся на плоскости. При этом выделяют несколько его видов:
- барельеф, представляющий собой орнамент или скульптурное изображение, немного выступающее над плоскостью;
- горельеф, выступающий на три четверти над поверхностью;
- обратный рельеф, немного углубленный по отношению к основному фону;
- рельеф, который находится на одной горизонтали с плоскостью, но имеет при этом глубоко врезанные контуры.
Очень часто фронтальная композиция используется для создания различных декоративных произведений. В том числе росписей и ковров, в мозаике и в витражах, в реалистической и абстрактной живописи.
Объемная композиция
В этом случае для декоративных изображений на плоскости, помимо вертикального и горизонтального направления, актуальна еще и глубина. Подобный прием приводит к созданию объемной формы. Композиция в таком случае является трехмерной. Зритель может рассматривать ее со всех сторон. При этом чем больше пространства вокруг подобного изображения, тем отчетливее проявляется его пластическая конфигурация и общий вид.
Такая форма выглядит плотной и монументальной. Имеющееся у нее внутреннее пространство сведено к минимуму. В случае увеличения расстояния между элементами такой формы она становится еще более динамичной и открытой.
Если объемный рисунок изображается на плоскости, то для того чтобы передать зрителю поверхность предмета, используется прием светотени.
Пространственная композиция
В этом виде изображения преобладающими являются размеры пространства, где и происходит размещение объектов. Но стоит отметить, что значение в этой композиции любого элемента, пусть даже самого малого, довольно велико.
Пространство может быть организовано двумя способами:
- Внутри границ, которые образованы объектами. Это закрытое пространство. Его примерами может служить архитектура городских площадей, окруженных домами или оформление интерьеров музейных залов.
- Вокруг объектов. В таком случае говорят об открытом пространстве. Например, сад камней, находящийся в Киото, или египетские пирамиды, «удерживающие» вокруг себя огромнейшие расстояния.
Основными элементами, с помощью которых возможно создание пространственной композиции, являются:
- объемы, которые формируют пространство;
- материалы, служащие для формирования объектов.
Таким образом, под объемной композицией мы понимаем трехмерную замкнутую форму, которую человек способен воспринимать со всех сторон. Это может быть, например, скульптура, костюм или предмет, созданный мастерами декоративно-прикладного искусства. Главная роль при этом принадлежит тектоническим закономерностям композиции, а также ее объемно-пространственной структуре. Сюда можно отнести соразмерность целого и частей, материал, весомость и т.д. То, насколько выразительной будет объемная форма, во многом зависит от ее взаимодействия с окружающим миром.
Особенности декоративной композиции
Работая над рисунком, художник старается сделать его таким, чтобы уже первый момент восприятия картины зрителем вызвал у последнего повышенный интерес к содержанию. Подобный эффект становится возможным благодаря правильно выбранному формату, размеру самого произведения, колориту и фактуре живописного письма.
Важнейшей композиционной задачей является выделение главного. Так, найти основного героя позволяют движения и жесты персонажей, а также направление их взглядов. Выразительным средством при этом является свет и цветовой контраст.
Зная композиционные особенности и закономерности, которые на протяжении многих веков открывались поколениями художников, можно построить весь организм произведения таким образом, чтобы воздействовать на чувства и ум людей. Используемые при этом средства и приемы активизируют творческую деятельность и развивают художественные способности. Именно поэтому изучаются основы декоративной композиции на ИЗО в детских дошкольных учреждениях и в школах. В качестве средств при выделении основной идеи картины применяют:
- Ритм. В окружающей нас жизни различные формы ее проявления, как правило, находятся в движении, перемещаясь в пространстве. Наблюдая за этим, наши глаза воспринимают пространство в его протяженности. В результате у человека вырабатывается видение определенной связи, которая существует между движением и размерами окружающего мира. На картине подобное восприятие вызывают изображения ряда фигур. Ассоциативно у зрителя возникает мысль об их движении. Именно повтор в чередовании фигур и называют ритмом.
- Симметрия. В переводе с греческого данный термин означает «соразмерность», а также «гармония». Симметрия является одной из важнейших особенностей декоративной композиции. Представление о данном средстве дает нам сама природа. Например, симметричным является строение бабочки. Ведь все ее правые части равны левым и одинаково расположены, если рассматривать их относительно середины. Подобную закономерность можно увидеть и в растениях, что позволяет использовать симметрию при построении декоративных цветочных композиций.
- Равновесие. Глаза зрителя всегда воспринимают один или несколько предметов целостно. То есть прежде всего человек рассматривает расположение объекта в пространстве. Это приводит к тому, что зритель воспринимает тот или иной предмет на картине легким или тяжелым. Небольшую массу будут иметь объекты с изрезанными контурами и поверхностью, окрашенной в светлые тона. Тяжелыми они будут казаться при больших размерах, упрощенной форме и темной окраске. Простейшим средством достижения равновесия в декоративной композиции является симметрия. Добиться ее можно и при определенных сочетаниях «тяжелых» и «легких» фигур. Стоит отметить, что от равновесия в большой степени зависит красота и жизненность рисунка.
- Ассиметрия. Порой в фигуре или в предмете невозможно найти элементы, которые были расположены на одном расстоянии от воображаемой оси. В таком случае имеет место асимметрия. Подобное средство позволяет придать рисунку динамику и указывает на потенциальную возможность композиции к движению.
- Контраст. В каждом предмете можно найти несколько признаков и качеств, обладающих противоположными сторонами. Подобное различие называют контрастом. Это средство декоративной композиции позволяет усилить ощущение противоположности объектов, их частей или признаков. Именно поэтому контраст используют для расчленения предмета на отдельные части. Подобный прием позволяет художнику выделить из группы элементов тот, на котором он хочет сконцентрировать внимание зрителя.
- Нюанс. В случае использования контрастного сочетания признаков предмет становится очень заметным, но при этом у зрителя быстро устают глаза, и в течение длительного времени он такой предмет не рассматривает. Для того чтобы объект имел вид гармоничного и целостного организма, необходима согласованность и соразмерность всех его частей, а также их подобие и родство. В этом и заключена основная сущность нюанса. Он, как и контраст, проявляется в движении и в величине, в форме, цвете, фактуре, светлоте и в конструкции.
Рисование композиции «Кони пасутся»
В детских садах и в младших классах школ проводятся занятия по рисованию, способствующие развитию художественного творчества подрастающего поколения. На одном из таких уроков рекомендуется составление декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся». В чем заключено программное содержание такого занятия? Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» призвано обучить детей правильно располагать все элементы рисунка, варьируя их расположение на листе, а также размеры. Помимо этого у учеников должны развиваться легкие и слитные движения при рисовании контуров. При работе над декоративно-сюжетной композицией «Кони пасутся» необходимо также выработать умение у детей аккуратно закрашивать имеющиеся изображения.
При проведении занятия педагогу рекомендуется рассмотреть с учениками самые простые керамические изделия народных мастеров, изображающие лошадей. При этом стоит обратить внимание учеников на композицию. Каждому ребенку должно быть предложено расположить элементы изображения, исходя из собственного его видения.
Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» должно быть начато с напоминания о способах отображения на бумаге керамических фигур. Карандаш детям необходимо перемещать по листу плавно и слитно. При этом ни одна из линий не должна быть проведена дважды. Вначале фигурки животных дети рисуют простым карандашом. Это позволит проверить, удачно ли они получились. Только после этого можно приступать к раскрашиванию контуров. Готовые работы следует вывесить на доску и обязательно рассмотреть их вместе с детьми.
Создание рисунка «Иней на деревьях»
Для развития творческих способностей детей важно учить их изображать на бумаге картины природы. Именно поэтому на одном из занятий по ИЗО рекомендуется составить зимнюю декоративную композицию. Это позволит детям передавать на бумаге строение самых различных деревьев, покрытых инеем. Такие занятия призваны развить у каждого ребенка эстетическое восприятие, вызвав у него желание любоваться красотами зимнего пейзажа.
В начале урока педагог должен поговорить с детьми об инее, который зимой часто бывает на деревьях. Желательно также показать ученикам и репродукцию иллюстраций и картин, на которых можно увидеть это явление. Детям должно быть предложено начать свой рисунок с изображения снега на земле, а уже после этого использовать угольный карандаш для деревьев.
Декоративная стилизация композиции на тему грибов
Волшебные грибы в мире сказок и фантастики. Декоративная стилизованная композиция на тему грибов.
Я выбрала грибочки, поскольку это очень разнообразное и непостижимое живое существо.
В этой статье я хотела бы открыть творческую сторону таких разнообразных существ как грибы. Как известно это не растение и не животное, а отдельное царство грибов (в которое входит так же плесень и тому подобное) Сегодня мы опустим обсуждения о воздействии грибов на человеческий организм, и рассмотрим данную тему с творческой точки зрения, применяя фантазию и дальнейшее использование грибных идей.
Австралийский фотограф Стив Эксфорд путешествует по континенту и снимает грибы.Многие грибы попавшие в объектив его фотокамеры были сняты впервые.
Это фото удивительных настоящих живых грибов, снятые Стивом.
Привожу эти фото для более интересной стилизации натурального материала и развития фантазии в дальнейшем.
А теперь рассмотрим тему с творческой стороны. Имея под рукой оригинал, мы можем трансформировать его по средствам декоративно-стилизованных решений. Данные решения можно использовать в различных видах искусств, рисовании, живописи, декоративно-прикладном творчестве.
Немного теории.
Идея состоит в декоративной стилизации композиции на тему природных форм, в данном случае грибов. Создание — замысел — вычленение частей. Главный узел изображения может быть выделен за счет композиционного расположения, акцентирован цветом, может быть увеличен. Можно соединить несколько мотивов по принципу «лоскутного» расположения или мягкого перетекания одного мотива в другой.Так же декоративная стилизация пейзажей, где стилизация происходит за счет упрощения очертаний объектов и акцент делается на самых выразительных в декоративном отношении линиях и ходах. Возможно и количественное и качественное изменение объектов, если этого требует замысел. Определение колористического решения будущей композиции.
Декоративная стилизация природных форм: основной принцип декоративного исполнения работы — достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. Декор может быть достаточно отвлеченным, характер декора не должен вступать в противоречие с формой предмета. Декор в разных вариантах может быть обильным или минимальным. Цвет может исполняться с привязкой к натуре или условно. При декоративной обработке важно заботиться о цельности композиционного восприятия.
Фантастические грибы по принципу декоративно — стилизованных решений.
На самом деле можно использовать элементы декора и стилизации какие только фантазия придумает. Мы в универе рассматривали различные клетки растений под микроскопом и создавали декоративные композиции по тематике клеточной стилизации. Например рисунок клетки лука, увиденный под микроскопом (выглядет как кладка кирпичей), укладывался в интересный орнамент.
Кстати некоторые декоративные стилизации могут выполнять в технике зенарт. С одной стороны это медитативное рисование, но его можно превратить в увлекательный процесс стилизации рисунка.
Творческих вам успехов!
Декоративная композиция
Цель занятия: Знакомство со стилизацией в декоративной композиции.
Задачи:
- Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.
- Развить наблюдательность, умение выделить характерные особенности модели.
- Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.
Создание условий воспитания, интереса и любви к изобразительному искусству.
Методы и приёмы:
- словесный,
- наглядно-практический.
Оснащение кабинета:
- магнитофон,
- компьютер,
- наглядные пособия,
- иллюстрации картин художников.
Материалы:
- Бумага А4,
- гуашь,
- карандаши.
Зрительный ряд:
Репродукции: А. Матисса, П. Пикассо, И, Машкова, Б. Кустодиев, А, Куприна и д.р.
Образцы построения орнаментальных мотивов.
Тема занятия: Стилизация природных форм.
План занятия:
- Создание тишины творческой атмосферы 5 мин.
- Введение в новый материал. 20 мин.
- Практическая деятельность. 30 мин.
- Обсуждение работ. 15 мин.
- Домашнее задание 5 мин.
- Организованное окончание занятия 5 мин.
Материал занятия.
Педагог: На сегодняшнем занятии мы продолжаем работать над изучением декоративной стилизации в композиции. Вопрос: Что такое стилизация?
Обучающиеся: Декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью изменения форм, цветовых отношений, наполнения декором называется стилизацией.
Педагог: В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина “стиль”
Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
Давайте рассмотрим стилизацию в орнаментальной композиции.
Орнаментальная композиция представляет собой повторяющиеся мотивы из растений, животных, насекомых.
Рассмотрим орнамент из растительных форм. Определившись, какой будет композиция – статичной или динамичной – начнём работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается.
При работе над эскизными зарисовками мотива (цветка, насекомого ит.д.) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.
Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, её можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.
Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразно избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. (образец А)
В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны (образец Б)
Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлечённым от натурального варианта.
Изображение животных в орнаменте также требует упрощения.
Варианты стилизации изображения бабочки
Силуэт должен вписываться в простые геометрические фигуры.
При разработке орнаментального мотива объемно – пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную. При необходимости же объёмного изображения обязательно использовать обобщения, условности.
Большого мастерства в стилизации орнаментальных мотивов достигли египтяне. Их произведения предельно лаконичны и выразительны как по силуэту, так и по цветовым решениям. В них одновременно присутствуют условность изображения и узнаваемость объектов, это яркие, декоративные, запоминающиеся образы. (Приложение №1)
В декоративной композиции стилизации природных форм уделяется большое внимание. Можно выполнить зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем переработать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. Тщательно изучив детали объекта, выделяем наиболее характерные для него элементы и стилизуем их. Рассмотрим примеры: колючий татарник отличает наличие шипов и угловатостей в форме листьев. Стало быть при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и тёмное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные светлотные тональности.
Стилизация в изображении колючего татарника
Стилизация в изображении вьюна
Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.
Давайте с вами вместе сформулируем основные требования к зарисовкам растительных форм: Обучающиеся делают выводы:
- Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
- При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.
- Обратить внимание на характер линий, из которых складывается контур изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
- Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей.
- При зарисовке цветов необходимо изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их окраску. Это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.
- При работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор.
Следующий этап нашей работы это
Практические задания
Задание №1
На листе формата А4 выполнить стилизованное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений (например, вьющийся плющ и колючий “чертополох” или других растений). Используйте графические средства или цвет. (Приложение № 2, Приложение №3)
Во время выполнения задания включается музыка.
Перед тем как вы начнёте выполнять 2 задание, выполним гимнастику для глаз.
Проветрим кабинет.
Задание №2
Выполнить стилизованную зарисовку растений, морских или других животных. Элементы орнамента выстройте в полосе. Используйте цвет. Формат А4. (Приложение № 4)
Педагог: Вы правильно выполнили задание. Понравилось вам занятие? Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, а что надо сделать по-другому.
– Спасибо всем за работу. Я думаю, вам занятие понравилось!
Составление декоративной композиции
Автор: Екатерина Щепина
Декоративная композиция
Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее.
Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.
Сочинение композиции:
1. Понятие композиционного центра
Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.
Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:
— форма объекта;
— величина объекта;
— цвет;
— расположение на плоскости;
— смысловая нагрузка.
Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.
Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения. Например, в работе Альфонса Мухи «Мечтательность» композиционным центром является девушка, а растительный повторяющийся орнамент служит дополнением к образу.
В станковой композиции действуют те же принципы и законы. Например, работа А.А. Иванова «Явление Христа народу» — фигура Христа расположена обособлено, она небольшая по сравнению с монолитной группой людей на переднем плане. Взгляд зрителя направляется на фигуру Христа от левого нижнего края картины вправо вверх к композиционному центру.
При составлении композиции (станковой и декоративной) художник должен позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным в работе. Приведем и плохой пример с отсутствием центра – работа разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.
2. Организация пространства композиции
Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но поделюсь самым простым способом, которым активно пользуюсь непосредственно я при работе над композицией – наложение плоскостей друг на друга.
А) Очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.
Б) Предположим, что я создаю композицию на основе прямоугольников (можно сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы видите, что в пределах заданного формата я нарисовала пять прямоугольников.
В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги наложенные друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта называется оверлеппингом (при этом становится не ясно, какой из объектов находится на переднем плане, а какой на заднем).
Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать «врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.
Д) Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся прямоугольники цветом, орнаментом, фактурой, а также определить центр композиции.
Ж) Важно! При выборе орнаментов или фактур для вашей композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу.
З) То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.
И) Центр композиции, как мы уже говорили выше, должен хорошо просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может быть просто наложен поверх линий плоскости.
К) При выборе орнаментов также не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Все орнаменты должны подходить друг к другу, например, по форме. Также орнамент должен соответствовать центру и находиться с ним в гармонии.
3. Стилизация природных форм
Стилизации посвящено много различной литературы. Здесь я хотела бы отметить лишь то, что при выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию, необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении композиции и выборе орнаментов. Опять же обратимся к работам чешского художника. Пластика линий тела девушки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности, тягучести, женственности изображаемых форм.
Про композицию можно говорить бесконечно долго, я постаралась в данной статье, максимально кратко сказать об основных моментах, без учета которых сложно скомпоновать и связать объекты между собой. Надеюсь, статья пригодится мастерам, ведь если не думать о композиции в произведении, то и произведения не получится. Успехов в творчестве!
Сохранить
14 Принципы организации декоративной композиции » СтудИзба
Лекция 14. Принципы организации декоративной композиции
Выделяют два способа художественного видения при организации композиции:
- Сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему.
- Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность.
Равновесие
Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.
Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место положения элементов.
Р. Арнхейм вывел простейшие схемы построения композиций
Соотношение форм
При построении композиции немаловажную роль играют масштаб, пропорции и модуль. От корректности их применения зависит выразительность композиции.
Масштаб – это соизмерение величин изображаемого объекта по отношению к действительным величинам. Любая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат, а мелкое – увеличивает.
Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы.
Модуль – единица измерения, находящаяся в пропорциональном отношении к величине изображения.
Каждый элемент композиции имеет свой вес. Так, элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной оси композиционно весит меньше, чем элемент вне этих основных линий.
Совпадение изображения с линиями структурного плана композиции вносит стабильность.
Большую роль играет форма объекта. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Компактность также влияет на вес. Компактное изображение выглядит тяжелее. Вертикально расположенные формы кажутся тяжелее, чем наклоненные, неустойчивые.
Направление расположения элементов также влияет на равновесие (диагональ в квадрате).
Простота и сложность формы влияет на равновесие композиции. Квадрат в устойчивом положении – самая тяжелая фигура, это свойство усиливается или ослабляется цветом. Но внутри себя он имеет скрытые движения.
Треугольник – самая стремительная фигура – устойчив тогда, когда одна из сторон горизонтальна. Все динамичные формы стремятся к треугольнику.
Круг – форма, сосредоточенная в себе, в ней соединены центробежная, центростремительная силы и круговые движения. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив.
Параллельные линии композиционно проще, чем пересекающиеся, т.к. взаимоотношения определяются постоянным расстоянием между ними. Прямой угол также воспринимается проще, чем другие, потому что делит пространство на равные углы.
Чтобы фигура казалась изображенной в центре, ее нужно немного поднять относительно осей формата. Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз. Этот эффект усиливается, если низ круга окрасить в темный цвет.
Крупная фигура слева уравновешивается небольшим контрастным элементом справа.
Виды равновесия
Статическое – возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.
Динамическое – возникает при ассиметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.
Членение плоскости на части
Композиционный прием членения плоскости используется для достижения равновесия, когда перегруппировка элементов нежелательна или недостаточна. Чаще такой прием используется с другими выразительными средствами.
Членение плоскости предполагает установление различных отношений, тональных или цветовых, между образовавшимися частями. Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает момент статики, если на неодинаковых – динамики.
Членение осуществляется кривыми или прямыми линиями и поддерживается тоном.
Ритм
Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств.
В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной (элементы располагаются симметрично) или динамичной: при одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции; элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга.
Композиционный центр
Варианты организации доминанты:
- Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
- Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.
- Контрастность форм.
- Увеличение в размерах одного из элементов композиции или уменьшение его. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.
- Образовавшаяся пустота (композиционная пауза).
Возможны два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиняться первому. Доминанта должна располагаться в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.
Оптические иллюзии
- В области соотношений: малое рядом с большим кажется еще меньше. Вертикали, заключенные в прямоугольник, делают его шире.
- В области направлений: диагональ, пересекающая две параллельные линии, делает их кажущимися непараллельными.
- В области инерции: заданное направление мысленно продолжается, хотя линия, выражающая это направление, уже оборвалась. Кривые линии заставляют глаз искать центры дуг, из которых они слагаются.
Особенности построения монокомпозиции
Монокомпозиция – художественное произведение, заключенное в рамки формата, заданного автором или ситуацией.
- Монокомпозиция всегда строится на плоскости, ограниченной заданными размерами, поэтому располагать все элементы нужно так, чтобы создавалось впечатление замкнутости:
А) близость мотивов к границам плоскости мешает созданию замкнутой структуры, поэтому необходимо определить минимальное расстояние от краев плоскости;
Б) большую роль играет общий характер силуэта – для четкого восприятия он должен иметь форму, близкую к простым геометрическим фигурам.
- Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует сгруппировать так, чтобы внимание акцентировалось на центральной части плоскости (например, по кругу в нужном направлении).
- Все элементы художественного произведения, независимо от сложности композиции, должны быть в равновесии.
Оверлеппинг в декоративной композиции
Оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Возможны два случая оверлеппинга:
- Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт и его контур перекрывается в двух местах. Незавершенность способствует сплоченности и непрерывности. Контур одной из изобразительных частей заблокирован в двух точках пересечения. Объект, имеющий непрерывный сплошной контур, будет восприниматься находящимся впереди другого, а объект с прерванным контуром займет заднюю позицию.
- Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, т.к. одно и то же пространство принадлежит сразу двум объектам (или нескольким для группы предметов). Завершенность разрушает, исчезает пространственность, т.к. пока контуры пересекаются, но не прерывают друг друга, пространственный эффект ослаблен. Такая неопределенность уничтожает соподчинение главного и второстепенного, переднего и дальнего в первом случае. Обе изобразительные единицы являются одновременно и целыми, и сокращенными, обе находятся и на переднем плане, и сзади. Пропадает ясность взаимных отношений одного объекта с другим. Изображение каждого предмета претендует на завершенность, но его целостность нарушается вторжением другого, при этом непонятно, какой именно объект вторгается.
Действие оверлеппинга можно максимально усилить за счет введения тональных или цветовых контрастов в местах наложения одного объекта на другой.
Оверлеппинг можно использовать в сочетании с приемом членения изобразительной плоскости на части и введением тональных или цветовых контрастов.
При оверлеппинге, когда изображаются контуры обоих предметов, наблюдается стремление уменьшить или нарушить единство целого посредством раскалывания композиции на две части. Подобную тенденцию можно усилить или ослабить путем перекомпоновки объектов. Если структурные линии планов совпадают, то момент членения ослабевает.
Такой прием используют при минимальном или максимальном наложении плоскостей. Создается впечатление напряженности, объекты стремятся в одну из двух крайностей: либо полного совпадения, либо размежевания (при минимальном наложении).
Чтобы уменьшить напряженность композиции и сохранить общую схему группировки объектов, следует подвинуть их в сторону совпадения структурных линий.
Построение пространства
- Изображение глубины на плоскости.
Отсчитать расстояние, соответствующее расстоянию между различными пространственными планами, при этом изображение условно делится на три плана: передний, средний и дальний.
Передний и дальний планы не видятся отчетливо, второй план мы видим ясно, рельефно.
Если мы хотим, чтобы все было видно одинаково, то необходимо дальний план приблизить к среднему, а первый отодвинуть на уровень второго отчетливого плана. Тогда все планы выстроятся в положение среднего.
Изображение сохраняет все начертательные свойства глубинности и приобретает условие двухмерной свободы, когда первый план не выпирает бесконечно, а глубина является неизмеримой.
В цветовой композиции это происходит так: цвета, движущиеся в глубину (холодные), займут первый план в контрасте с нарастающей величиной фигуры переднего плана. Цвета третьего плана (теплые) наоборот приближаются к зрителю.
- Сложившиеся системы перспективы:
- Линейная. Пространство в глубину движется от переднего плана, т.е. от рамы и краев плоскости, когда параллельные линии сходятся в точках на горизонте;
- Обратная, когда художник находится в точке схождения и пространство развивается от него назад, расширяясь в глубину;
- Двухмерная. Художник находится в среднем плане изобразительного пространства. При этом происходит уменьшение значимости заднего и переднего планов, которые соответственно деформируются. Композиция выразительная, т.к.все планы приравниваются к среднему, наиболее активному. Он как бы зажимается передним и задним планами.
При двухмерной перспективе глубина картины считывается легко, ближний и дальний планы не являются разновременными моментами в процессе зрительного восприятия. Двухмерная перспектива больше всего подходит для изображения пространства в декоративной композиции.
- Сферическое восприятие пространства
Луч нашего зрения при охвате окружающего пространства чертит полусферу. Поэтому все вертикали и горизонтали искривляются внутри этой полусферы. Вследствие этого их изображение на плоскости будет осуществляться изогнутыми линиями (Петров-Водкин).
Способы организации пространства
Недопустимо в композиции декоративного характера передавать пространство с использованием линейной перспективы. Если же необходимо изобразить различные перспективные планы, то нужно располагать планы условно, за счет фронтального изображения объектов друг над другом.
В декоративной живописи объем показывается условно, минимальной модулировкой или темным пятном в теневой части, либо округлые предметы изображаются абсолютно плоскими. Степень условности передачи объема во всех планах одинакова.
Если предметы, не входящие в передний план, воспринимаются удаленными, возможна корректировка цветом, т.е. дальний план подтягивается на уровень переднего, а передний отодвигается на дальний план и эти два плана фиксируются за счет встречи на среднем уровне и распределения цвета в плоскости формата.
На дальнем плане композиции должны преобладать теплые, лучше желто-красные цвета. На переднем – цвета, имеющие концентрическое движение (уход внутрь себя и удаление от зрителя одновременно (холодные сине-зеленые и сине-фиолетовые).
Усилить впечатление декоративности композиции можно следующими приемами:
1) оверлеппинг;
2) членение плоскости на части;
3) насыщение орнаментом;
4) дробление изображения;
5) введение постоянного модуля и фиксация его цветом (прием Филонова).