Икона стиля: Принцесса Диана | Звездный стиль на www.elle.ru
31 мая 2013
О модном выборе «королевы сердец» британской нации.
Супруга наследника британского престола, принца Чарльза, урожденная Диана Спенсер погибла почти 16 лет назад – но время не повлияло на интерес к ее уникальной персоне. Про Леди Ди до сих пор снимают фильмы и пишут книги, ее стиль детально разбирают модные журналы, устраивая фотосессии, посвященные «королеве сердец». В сущности, она была «всего лишь» женой принца – но ее влияние на умы современников чувствуется и сейчас. Благотворитель, филантроп, аристократка по призванию и икона стиля – принцесса Диана сумела остаться собой даже в рамках консервативной и строгой Британской монархии.
Диана Спенсер стала невестой наследного принца Чарльза в 19 лет: неопытная в вопросах моды и стиля, по словам ее личного стилиста Анны Харви, девушка одевалась как все молодые британки того времени. Будущая принцесса носила блузы с рюшами и воланами, сдержанные кардиганы и длинные юбки-карандаш из твида и шерсти. Впрочем, британцы влюбились в Леди Ди с первого взгляда, несмотря на отсутствие интереса к моде и равнодушие к своему гардеробу. Прежде всего подданных британского престола покорили застенчивость и скромное обаяние девушки, как нельзя лучше подходившей на роль жены принца Чарльза.
Принц Чарльз и Принцесса Диана
После помолвки Диана «по долгу службы» вынуждена была обратить внимание на свой гардероб – невесту британского наследника ожидали многочисленные приемы, поездки и светские рауты. С этого момента начинает формироваться неповторимый стиль Леди Ди: с самого начала своего модного пути девушка не стремилась одеваться модно, точно знала, каким хочет видеть свои комплекты, была непреклонна в вопросах стиля и практически самостоятельно подбирала свой гардероб. Ее стилист Анна Харви вскоре стала для Дианы подругой: она знакомила принцессу с ведущими британскими дизайнерами и марками, выступала в роли ее компаньонки и доверенного лица. Несколько раз Харви пыталась нарядить Диану по своему вкусу, но принцесса всегда настаивала на своем.
Подвенечный наряд Дианы стоит отдельной строкой в истории свадебной моды. Несмотря на то что дизайнеры критиковали чересчур пышное платье от Элизабет и Дэвида Эммануэль, отделанное шелком, тюлем, кружевами, золотой нитью и 10 000 речных жемчужин, по словам Харви, оно было именно таким, каким мечтала увидеть его Леди Ди.
Прежде всего Диана первой в королевской семье практически полностью отказалась от обязательных перчаток и традиционных шляпок – головные уборы Ди надевала исключительно тогда, когда этого требовал этикет. От высоких каблуков Диана, обладавшая внушительным ростом и прекрасной стройной фигурой, отказалась в пользу трогательных и элегантных kitten heels. Туфли на небольшом удобном каблуке, так актуальные в этом сезоне, делал для Дианы сам Маноло Бланик. Начав носить жемчуг, считавшийся камнем для женщин в возрасте, Леди Ди создала новый тренд. Но больше драгоценностей девушка любила бижутерию – бусы, клипсы и кольца из стекла и пластика.
Ее подданные называли Диану Shy Di («Смущающаяся Ди») – но, по словам Анны Харви, застенчивой и робкой принцесса была лишь в самом начале своего замужества. Сильный характер, смелость принцессы и проявившаяся любовь к моде непосредственно влияли на ее гардероб. Диана сразу решила, что будет поддерживать британских дизайнеров, одеваясь исключительно у соотечественников. Леди Ди выбирала не только заслуженных мастеров, но и совсем молодых модельеров, только начинавших свою карьеру – именно Диане они обязаны своим расцветом. В целом английская мода стала котироваться на мировой fashion-арене благодаря «королеве сердец», которая сумела вывести неизвестных дизайнеров из тени.
Она одевалась в наряды от Amanda Wakeley, Victor Edelstein и Zandra Rhodes. Но самым долгим и значимым сотрудничеством стала для Дианы работа с Кэтрин Уокер. Беременная принцесса познакомилась с дизайнером одежды для будущих мам в 1981 году, коллекция Уокер настолько понравилась Леди Ди, что она уговорила Кэтрин заняться выпуском полноценных линий. С тех пор марка Catherine Walker стала фаворитом принцессы, Диана настолько доверяла дизайнеру, что даже не смотрела на выкройки и эскизы, заказывая сразу несколько комплектов на будущее.
Диана не прислушивалась к модным тенденциям, всегда самостоятельно создавая их. Ее неизменная «жесткая укладка» на коротких волосах, четко подведенные черным карандашом голубые глаза, любовь к ярким комплектам в эстетике total color – все, на чем настаивала принцесса, становилось актуальным и любимым как у дизайнеров, так и у простых британцев.
Она стала символом демократического стиля, утонченного, все еще «королевского», но близкого и понятного обычному человеку не из монаршей семьи. Уже после разрыва с принцем Чарльзом в 1992 году (и последующего развода в 1996 году), перестав играть роль посла монархии, Диана обратила внимание на работы дизайнеров Италии и Франции. Более сексуальная и открытая женственность коллекций Versace, чувственность нарядов от Christian Lacroix стали для Леди Ди новым источником вдохновения. Все модные критики сходятся в одном: последние пять лет жизни бывшая принцесса выглядела фантастически, ее стиль и умение носить даже самые простые комплекты достигли своей вершины. Освободившись от гнета британской королевской семьи, Диана стала одеваться более смело – появлялась в коротких юбках, платьях с низким декольте, узких брюках. В то время состоялась знаменитая (и последняя в жизни Дианы) фотосессия «королевы сердец» у легендарного Марио Тестино – в объектив камеры попала свободная и расслабленная молодая женщина, народная любимица и негласный символ британской монархии.
Самые эффектные выходы принцессы Дианы
Несмотря на то что даже иконы стиля допускают досадные ошибки и промахи, практически все светские выходы Дианы становились модной сенсацией. Elle.ru выбрал пять самых запоминающихся нарядов «королевы сердец».
1. Во время королевского визита в США на приеме в Белом Доме Диана блистала в черном бархатном платье от дизайнера Victor Edelstein. Силуэт «русалка», скромный, но эффектный вырез и большой бант на подоле – в таком виде принцесса вальсировала с Джоном Траволтой больше 20 минут.
2. Платье от Catherine Walker с плечами-фонариками, расшитое изумрудными паетками, настолько полюбилось Диане, что та надевала его несколько раз (в противовес традиции не появляться в свете в одном и том же наряде).
3. Творения любимой марки Catherine Walker мгновенно становились фаворитами Дианы. Узнаваемый силуэт – гипертрофированные плечи, эффектный вырез на спине и тяжелый атласный бант – таким был выход Дианы на премьере фильма «Назад в будущее».
4. Легкое шифоновое платье с прозрачными рукавами ¾ от Zandra Rhodes принцесса Диана также надевала несколько раз, дополняя комплект тонкой ниткой жемчуга.
5. Знаменитое платье с открытыми плечами от Catherine Walker также появлялось в объективе фотокамер не один раз. Впервые Диана надела его на благотворительную вечеринку в 1994 году, но настоящую популярность наряд приобрел после публикации знаменитой фотосессии Марио Тестино в 1997 году, за несколько месяцев до смерти Дианы.
Как принцесса Диана одевалась в 90-е годы
Базовые футболки, джинсы с завышенной талией в ансамбле с пиджаками, оверсайз-свитера, минималистичные платья-комбинации и сексуальные мини-платья – все это мы регулярно видим в списках трендов каждый сезон последние несколько десятков лет. Однако весь этот привычный набор не так часто можно встретить на монаршей особе, а назвать такие практичные вещи предметами гардероба принцессы и вовсе невозможно – но у Дианы было свое видение королевского стиля. В 90-е, после громкого развода с принцем Чарльзом, который проходил под пристальным вниманием журналистов по всему миру, Диана смогла показать нам совершенно другую королевскую моду, свободную от стереотипов. Такую, которая в свое время волновала и вдохновляла публику не меньше, чем сейчас.
1995 годОдин из самых канонических образов 90-х она показала во время путешествия в Боснию и Герцоговину в августе 1997 года. Диана выглядела просто, ее наряд был максимально практичным и расслабленным – и именно поэтому произвел невероятный фурор. Базовая оверсайз-рубашка с небрежно закатанными рукавами, синие джинсы с завышенной талией и кожаным ремнем, практичные лоферы Tod’s и небрежная укладка. В то время это был один из любимых нарядов принцессы, время от времени подвергавшийся изменениям. К наряду она нередко добавляла жакет в стиле милитари или классическую клетку, рубашка могла быть заменена свитером кремового оттенка, а джинсы – брюками чинос или галифе (они слишком элегантные, чтобы их можно было использовать для верховой езды – что ей, к слову, не очень-то и нравилось).
Диана во время визита в Боснию и Герцоговину в 1997 годуБосния и Герцоговина, 1997 годЕе стиль определенно изменился, и совершенно не потому, что она стала взрослее. После официального расторжения брака и ухода из королевской семьи у Дианы оформилось свое видение стиля. И, как отмечали многие обозреватели того времени, она никогда не выглядела настолько безупречно. «После расставания она стала намного свободнее», – рассказывала Анна Харви, бессменный стилист Дианы. Уход от протокольного стиля, подогнанного под официальные требования дресс-кода, не был категоричным – она просто сделала свои наряды гламурнее и свободнее, показав, каким может быть классический стиль.
«Эти перегруженные силуэты 80-х не всегда удачно смотрелись на фотографиях в прессе, – поясняла Элири Линн, куратор выставки Diana: Her Fashion Story. – Поэтому они действительно вредили ее имиджу. Она поняла, что неподвластная времени элегантность лучше всего подходит принцессе с таким профилем, как у нее».
Визит Дианы в Москву, 1995 годЛондон, 1996 годОдним из самых громких ее заявлений в то время стало черное коктейльное платье, которое журналисты быстро окрестили платьем мести. По рассказам, она купила наряд заблаговременно, еще будучи принцессой Уэльской, но не осмеливалась выйти в нем раньше. Впервые она появилась в нем на летней вечеринке в 1994 года, когда вышло резонансное интервью принца Уэльского, где он признавался в изменах с Камиллой Паркер-Боулз. Нужный эффект был достигнут: Диана блистала на полосах крупнейших изданий (читайте также: Камилла, Чарльз и Диана: другая правда о любовном треугольнике).
То самое «платье мести» от греческого дизайнера Christina Stambolian, 1994В этом платье Диана появилась в Serpentine Gallery в 1994 годуПо словам дизайнера культового платья Кристины Стамболиан, принцесса достала его из закромов своего гардероба, где наряд томился три года, потому что раньше она боялась, что оно «слишком смелое». Той ночью этот модный выбор говорил о ее независимости и неповиновении.
В этот же период Диана близко сошлась с британским дизайнером Жаком Азагери. Он рассказывал, что Уэльская была крайне рада возможности носить маленькие черные платья, которые ранее были под запретом в королевской моде из-за предубеждений, связанных с трауром. Новая Диана могла носить черный как символ гламура и роскоши (читайте также: До/после: как принцесса Диана дарила вторую жизнь старым нарядам).
Диана на премьере фильма «В любви и войне», 1994 годПлатье имело смелый вырез на спине с кружевной вставкойДолгое время Диану воспринимали как символ легкости и классической элегантности, однако намеки на то, что на самом деле ее привлекает совершенно другая одежда, появлялись еще во время брака с принцем Чарльзом. Так, в 1983 году чета Уэльских посетила лондонскую премьеру фильма «Осьминожка». На дорожке Диана появилась в сияющем кремовом платье на одно плечо от японского дизайнера Hachi. Тогда выбор принцессы был крайне неочевиден и, казалось, слишком рискованным.
Чарльз и Диана на премьере фильма «Осьминожка» в 1983 годуДиана выбрала сияющее платье в пол от бренда Hachi, которое по тем временам было довольно смелым«Это было первое длинное приталенное сексуальное платье, которое она когда-либо надевала, и это было довольно далеко от ее стиля того времени, – вспоминает Харви, – Тогда его не очень тепло восприняли. Для принцессы Уэльской это считалось слишком сексуально. И она выглядела чересчур хорошо». Миру потребовались годы, чтобы понять, как впечатляюще она может выглядеть на самом деле.
А в 1997 году Марио Тестино снял Диану в том же платье для продвижения благотворительного аукциона Christie’s, где выставлялись 79 ее платьев. Оно выглядело так же свежо и современно, как и 14 лет назад, особенно с ее свежей и немного небрежной укладкой, созданной парикмахером Сэмом Макнайтом, и сияющим, но естественным макияжем (читайте также: Прекрасная Диана: главные beauty-приемы принцессы).
Принцесса Диана в том же платье спустя 14 лет на фото Марио ТестиноЕще одним обсуждаемым образом той эпохи было темно-синее платье в бельевом стиле, которое она надела на показ Christian Dior в 1996 году во время мероприятия Института костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Это был один из первых дизайнов Джона Гальяно для дома, и такое игривое модное заявление (если не сказать – раскованное) было еще одним важным шагом после развода. И хотя на тот момент она уже не исполняла королевские обязанности, она все еще оставалась частью семьи и матерью принцев, одному из которых суждено стать королем Великобритании. Поэтому на тот момент это был достаточно резонансный шаг и крайне смелый наряд.
Джон Гальяно и принцесса Диана в 1996 годуКультовое платье-комбинация во время торжественного вечера в честь 50-летия Christian Dior в Нью-ЙоркеОна начинает уверенно миксовать свои излюбленные британские лейблы с зарубежными. Диана настолько полюбила стеганую сумку Chouchou от французского Дома Dior, что в ее честь она была переименована в Lady Dior. Ее она носила, как говорится, и в пир и в мир (читайте также: Леди Диана и Lady Dior: история любви принцессы и сумки).
Визит в Аргентину, 23 октября 1995 годаАргентина, 26 октября 1996 годаВ 90-е команда итальянского бренда Versace прилетела в Лондон, чтобы организовать для Дианы примерку в Кенсингтонском дворце и выбрать несколько облегающих вечерних нарядов с драгоценными камнями, которые ей особенно пришлись по душе. Она стала настолько близка к самому Джанни Версаче, что одно из ее самых последних публичных выступлений состоялось на его похоронах в июле 1997 года. Сама Диана погибла в автокатастрофе спустя всего лишь полтора месяца после смерти итальянского дизайнера.
«Для нас с братом ее постепенная эволюция была увлекательнее любого сериала, – делилась Донателла Версаче, – но как икону стиля мы стали воспринимать ее еще в 1991 году, после съемок обложки Harper’s Bazaar. Джанни сшил для Дианы обтягивающее голубое платье с золотыми запонками, а Сэм Макнайт сделал ее иконическую стрижку короче и зализал волосы назад. В таком виде она позировала Патрику Демаршелье – раскрепощенная, сильная, способная взять свою жизнь в собственные руки. “Фирма”, как она называла королевскую семью, забрала у нее титул, но Ди доказала, что никогда в нем и не нуждалась».
«Хотя в то время были определенные тенденции, в одежде, которую она выбрала в 90-е годы, все же был элемент вневременности, – считает Линн. – И это именно то, что ставит ее в один ряд в моде с Джеки Кеннеди или Одри Хепберн». И несмотря на все ее модные эксперименты, она смогла аккуратно вплести рискованные наряды и довольно смелые для экс-королевской особы образы в классический гардероб. Настолько, что сейчас ему поют дифирамбы не меньше, чем 30 лет назад.
Уэльская во время путешествия в Анголу в 1997 годуДиана в Анголе, 1997 годФото: Getty Images
Как принц Чарльз отреагировал на известие о гибели принцессы Дианы
Несмотря на то, что Чарльз и Диана уже были разведены, трагическая смерть принцессы Уэльской стала настоящим потрясением для ее бывшего супруга.
Диана Спенсер и принц Чарльз поженились в 1981 года, но их браку не суждено было продлиться долго. Спустя 14 лет королевская чета развелась, а через год после развода в 1997 году принцесса Уэльская погибла в автомобильной катастрофе.
Принцу Чарльзу сразу же сообщили о случившейся трагедии. Королевский биограф Пенни Джунор в своей книге The Firm, написанной в 2005 году, рассказывает, какими были первые слова Его Высочества после того, как он узнал о смерти Дианы.
Пенни пишет о первой реакции принца Чарльза: «»Они все собираются обвинить меня, не так ли?» И это был первый вопрос, который задал принц, когда узнал, что она погибла». Также биограф добавила, что принц Уэльский тогда сказал: «Мир собирается полностью сойти с ума. Люди будут в ужасе, которого мы никогда раньше не видели. Это может разрушить все. Это может разрушить монархию».
Личный секретарь принца Чарльза Стивен Лэмпорт тогда ему ответил: «Это будет очень трудно для вашей матери, сэр. Ей придется делать то, чего она, возможно, не хочет делать».
Пенни Джунор добавила: «Принц Чарльз угадал, что его обвинят в гибели принцессы Дианы. Но он сильно переживал из-за трагедии. Особенно из-за того, что они расстались с Дианой в ссоре, так и не успев наладить отношения. Он плакал, беспокоясь за сыновей – принца Уильяма и принца Гарри. А также переживал, что не мог помочь Диане. Это было тяжелое для него время».
Фото: Getty Images
Принцесса Диана: «Я резала вены уже во время медового месяца»
Диана и Чарльз во время своего медового месяцаСпустя 10 лет после свадьбы Диана сделала записи, которые легли в основу скандальной биографии «Диана. Ее подлинная история» Эндрю Мортона. Диана потребовала от автора только одного: держать в тайне ее участие в создании этой книги. До самой гибели леди Ди в августе 1997 года Мортон держал свое слово. Однако теперь, спустя 20 лет, стенограмма записей принцессы (а это порядка девяти аудиокассет) стала частью переизданной биографии. И, прямо скажем, эта многочасовая исповедь оказалась еще более шокирующей, чем литературный пересказ Мортона.
По воспоминаниям Дианы, худшие дни медового месяца ждали ее сразу после свадьбы. Пара отправилась в Бродландс, семейное поместье лорда Маунтбеттена, покойного дяди принца Филиппа, отца Чарльза. Здесь новобрачным предстояло провести первую часть медового месяца.
Диана и Чарльз отбывают в Гибралтар для продолжения медового месяца на королевской яхте «Британика».«Знаете, это был просто мрак. У меня было столько надежд, и они рухнули через два дня».
«Мы прибыли в Бродландс. Вечером второго дня прибыли книги Ван Дер Поста, которые он не читал (Лоренс Ван дер Пост – южноафриканский философ и исследователь, которым восхищался и с которым близко дружил принц Чарльз). Семь книг – все они пришли в наш медовый месяц. Он (Чарльз) читал их вслух, и мы должны были обсуждать их и анализировать за ланчем каждый день.»
Королевская яхта «Британика», август 1981 года, перед тем, как на ее борт ступили Диана, Чарльз и много почетных гостей.Вторая часть медового месяца Дианы и Чарльза прошла на борту королевской яхты. Оттуда были сделаны знаменитые снимки пары, ставшие частью истории о сказке, которой не было (читайте: Принцесса Диана: «Накануне свадьбы я сказала, что не могу выйти за Чарльза»).
Принц Чарльз и принцесса Диана в свой первый день на борту королевской яхты «Британика», август 1981 годНикто и подумать не мог, что та улыбающаяся молодая женщина по четыре раза на дню переживала приступы жестокой нервной булимии, а по ночам в кошмарах ей являлась соперница.
Если вы думаете, что «медовый месяц на яхте» означает романтическое плавание вокруг живописных островов вдвоем с любимым (и небольшим штатом прислуги, дабы не отвлекаться на быт), то ошибаетесь также, как ошибалась Диана.
Диана и Чарльз на королевской яхте в медовый месяц.«Яхта была полна высокопоставленных гостей, 21 офицер и еще 256 человек. Ужины во фраках, важные особы за столом, и пока все ели, в соседней комнате играл военно-морской королевский оркестр. Каждый вечер мы с Чарльзом должны были развлекать высшее общество на «Британии», так что, времени на себя вообще не было. Я поняла, что с трудом с этим справляюсь».
Чарьз и Диана на борту королевской яхты«К этому моменту моя булимия была уже абсолютно неконтролируемой. Приступы повторялись по 4 раза в день. Все, что я могла найти, я тут же сжирала и через пару минут меня тошнило, — это изнуряло меня. Ну и, конечно, это провоцировало перепады настроения, только что ты была счастлива, и вот уже угрюмо прячешь глаза».
Третья часть медового месяца прошла в Балморале шотландской резиденции Королевы.«Помню, я выплакала все глаза в наш медовый месяц. Все было неправильно, и я так устала от этого».
«Прямо с яхты мы отправились в Балморал (королевская резиденция в Шотландии). Все были там, чтобы приветствовать нас. И тут меня накрыло окончательно».
«Мои сны были кошмарны. По ночам мне все время снилась Камилла. Она стала моей одержимостью».
«Я не доверяла Чарльзу – думала, он звонил Камилле каждые 5 минут посоветоваться, что ему делать с его браком.
Пытаясь мне помочь, Чарльз подослал ко мне Лоренса Ван дер Поста. Но тот не смог меня понять. Мне делалось все хуже и хуже.
Диана и Чарльз на прогулке в Балморале, сентябрь 1981 годаЧарльзу все время хотелось гулять – ему нравились долгие пешие прогулки по окрестностям Балморала. Его понимание «наслаждения» заставит вас смеяться – он считал, что нет ничего приятнее, чем сидеть на вершине самого высокого холма в Балморале и читать мне Лоренса Ван дер Поста или Карла Юнга. Но вы имейте в виду, что я не имела ни малейшего понятия о психических силах или о чем-то подобном. И я не думаю, что это могло мне помочь.
Тем не менее, мы ходили, читали, я вышивала свой гобелен, и Чарльз блаженствовал и был счастлив – настолько все это было прекрасно для него.
Чарльз восхищался мамой, трепетал перед отцом, а я всегда была для него третьим человеком в комнате. Никогда не было такого: «Дорогая, хочешь выпить?» Всегда было так: «Мамочка, Вы хотели бы выпить? Бабушка, Вы хотели бы выпить? Диана, а ты?» Ладно, нет проблем. Но меня нужно было сразу предупредить, что это нормально, потому что я-то, по глупости, всегда думала, что жена стоит на первом месте.
Диана с Чарльзом и Елизаветой II на мероприятии в Балморале, осень 1981 годПринцесса Диана на одном из мероприятий осенью 1981 годаМоя бабушка, леди Фермой (близкая приятельница королевы-матери) всегда мне говорила: «Дорогая, вы должны понимать, что их чувство юмора, их образ жизни – другие, и я не думаю, что они вам подойдут». Когда я не пригласила ее на свадьбу, для нее это стало ударом.
Мы оставались в Балморале с августа по октябрь. Я была настолько подавлена в те дни, что даже пыталась порезать запястья лезвием. И все время шел и шел дождь. Я все худела и худела. Люди начали комментировать: «У вас выпирают кости». К октябрю я была в очень плохом состоянии.»
Фото: Getty Images