ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
Аннотация: в данной статье поднимается проблема влияния психологического климата семьи на воспитание ребенка. Рассматриваются функции семьи, отношения в ней и способы создания благоприятного климата для успешного формирования личности ребенка. Приводится теоретическое обоснование значимости психологического климата семьи и его влияния на воспитание подрастающего поколения.
Ключевые слова: семья, социализация, воспитание, развитие личности, психологический климат.
Семья является отправной точкой в социализации и воспитании личности. Поэтому семья во все времена по- стоянно находилась в центре внимания передовой обществен- ной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными учеными и практиками.Первые навыки общения, нормы жизни прививаются именно в семье. Для благополучного развития когнитивных процессов и психологического становления ребенка родителям необходимо создать такие условия ,которые будут способствовать этому развитию. В трудах И.И.Друкарова утверждается, что постоянные конфликты между родителями могут стать причиной детской преступности, а по данным, до 70-75% малолетних преступников росли именно в таких семьях. Поэтому эта проблема не теряет своей актуальности и требует более детального рассмотрения.
Семья выполняет различные функции: репродуктивную, хозяйственную, экономическую, обучающую, эмоциональную. По мнению некоторых специалистов важнейшими являются следующие функции: воспитательная и социальная. Они осуществляются благодаря деятельности представителей старшего поколения в отношении младших членов семьи.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что определяется объективная закономерность, которая выражается в зависимости успешного формирования и развития личности ребенка и характера воспитательного влияния семьи. Данная закономерность имеет очень важное значение, выступая социальным институтом воспитания подрастающих поколений, семья определяет поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности. Также важно отметить, что социальная сторона определяет характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества [2, c. 133].
Психологический климат, или психологическая атмосфера,— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Существует ряд критериев, с помощью которых можно отличить благоприятный психологический климат в семье от неблагоприятного. Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов, царит взаимоуважение, преобладает дух товарищества, сплоченности и др.
По мнению некоторых российских психологов — семья включает в себя целую палитру различных стимуляторов психосоциального развития ребенка, особое место из которых занимают — богатство и интенсивность общения со взрослыми, стойкие и интимные эмоциональные контакты с постоянными лицами (отец, мать, др. члены семьи), забота родителей и их любовь. Все это относится к естественным стимуляторам, которые наиболее полно отвечают всем потребностям развития ребенка, его эмоциональной культуры и мира, богатого спектра высших человеческих чувств.
Неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность и на речевое развитие ребенка – это описывала в своих работах Л.М.Сазонова. Также существует закономерность, которая гласит, что дети, воспитывающиеся в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к семейной жизни в будущем и не умеют выстраивать отношения с противоположным полом [3, c.224].
В своих исследованиях А. Ю. Тавит доказал, что конфликтные отношения в семье создают условия для ранней половой жизни. Все это позволяет сделать вывод, что патология семейных отношений проектирует чрезвычайно широкий спектр аномалий [1, c. 91].
Таким образом, именно воспитание в семье влияет на становление всех сторон личности. Гармоничное развитие ребенка возможно лишь тогда, когда в семье созданы благоприятные условия для формирования познавательной, моральной и других сторон личности младшего школьника. Именно в этом возрасте необходима должная поддержка и понимание со стороны родителей, потому что данный период характеризуется кризисом 7 лет и сменой ведущего вида деятельности. В этот период ребенок попадает в новый коллектив, у него появляется ряд обязанностей, и если ко всему этому добавится невнимание и нежелание родителей помочь ему адаптироваться в новых условиях возможно долгое привыкание, замыкание в себе и замедление развития в интеллектуальной и эмоциональных сферах [4, c.181]
Существуют разные способы влияния психологического климата семьи на воспитание детей. Для того, чтобы помочь родителям в формировании необходимого психологического климата организуются встречи с опытными психологами, издаются научно – популярные пособия, которые могут помочь в этом вопросе. Для наиболее правильного создания условий воспитания нужно учитывать не только возрастные особенности и уровень интеллектуального развития ребенка, но и его индивидуальные качества.
Вот несколько советов, которые помогут выстроить доверительные отношения с ребенком и создать необходимый для его успешного развития климат в семье:
1.Очень важно разговаривать со своим ребенком– как можно чаще. Ваши разговоры не должны сводиться только к наставлениям, поучениям и замечаниям. Необходимо обсуждать все, что интересно малышу, находить общие темы. Общение – это основа создания доверительного отношения.
2.Важно уметь не только говорить что-то, но и слушать своего ребенка с вниманием и интересом. Очень часто родители не считают проблемы ребенка важными и не обсуждают их. Необходимо помнить, что для взрослого мелкая неприятность, для ребенка может быть глобальной проблемой.
3.Старайтесь быть искренним со своим ребенком. Расскажите ему о своем детстве, о том как вы взрослели.
4.Выполняйте все, что обещали. Только тогда ребенок будет беспрекословно вам доверять.
5.Используйте только конструктивную критику. Если хотите указать на какой-либо недостаток нужно начать с положительной стороны и лишь потом корректно объяснить, что нужно исправить.
6.Если ребенок делится с вами каким-то секретом не нужно рассказывать об этом кому-то еще. То, что для вас кажется пустяком, для ребенка – сокровенная тайна.
7.Психологический климат семьи укрепляется при совместном времяпровождении. Заведите традицию два вечера в неделю проводить только в кругу своей семьи. Занимайтесь тем, что любит ваш ребенок: рисование, аппликации, спорт.
8.Даже если вы очень заняты важной работой уделите несколько минут своего времени ребенку. Дети должны быть уверены, что могут в любой момент обратиться к родителям и те, в свою очередь не откажут им в помощи.
9.Уважительно относиться к своему ребенку. Осознавать, что он тоже имеет право на личное пространство, у него могут быть секреты с друзьями, которые вы не знаете.
Для построения доверительных отношений с ребенком и создания атмосферы защищенности необходимо соблюдать эти простые правила.
Отсюда следует, что семья – один из тех социальных институтов, который оказывает огромное влияние на становление личности ребенка и помогает приобрести необходимые в дальнейшем навыки коммуникации. Благоприятный психологический климат, созданный в семье помогает ребенку быстрее социализироваться и учит правильно расставлять приоритеты в жизни.
Литература:
1. Амбалова, С.А. Семья как ведущий фактор становления личности [Текст]: монография / С.А Амбалова // Вестник северо-осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хутагурова : научно-теоретический журнал. – 2015. – № 4. – С.90-93.
2.
3. Ребенок в пространстве семьи [Текст]: монография /Писаренко И.А, Александрова Т.В., Алексеева Е.Е., Буркова С.А., Костина Л.М., Николаева Е.И., Сорокина А.Ю. – Санкт–Петербург: Изд-во Политехника-сервис, 2016 – 133с.
4. Современная семья и её проблемы [Текст]: монография / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. — Москва, 2005 – 224с.
5. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст]: монография В.В. Чукреева/ Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.
| Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание. НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ — ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Так догадывайтесь! |
Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника
The article deals with the psychological climate of the family as a factor in the well-being of the preschool child. Analyzes the behaviors of parents, influence the formation of the psychological climate of the family and the child’s emotional state.
Keywords: family, psychological climate of the family, the parents, the child of preschool age, supportive family situation, a sense of inferiority in the family situation, conflict, anxiety.
Семья является главным институтом воспитания. Именно семья занимает самое важное место в жизни ребенка, потому что то, что малыш приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка.
Каждая семья — это свой отдельный маленький мир, в котором действуют определенные правила, законы и запреты. В каждой семье отношения складываются по-разному: в одной — всё основано на взаимном уважении, доверии, любви, а в другой, наоборот, нет ни взаимопонимания, ни поддержки, ни любви. Это и есть свой собственный климат, который царит в каждой семье. Как и погода, климат в семье бывает переменчив: там, где вчера ещё царил покой, завтра может произойти настоящий ураган. Индикатором такой семейной «погоды» являются, конечно же, дети. Именно они являются показателем внутрисемейного климата. Специалисты говорят, что психологический климат семьи — это совокупность настроений, эмоций, переживаний, отношение как друг к другу, так и окружающим, общий взгляд на какие-либо события.
Психологический климат семьи как фактор благополучия определяет устойчивость внутрисемейных отношений и оказывает большое влияние на развитие как детей, так и взрослых!
Значение семьи в жизни каждого из нас трудно переоценить. Именно семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения и даже первые уроки любви. В семье мы сталкиваемся с первыми трудностями и делаем первые ошибки. И чем семья благополучнее, чем больше внимания в ней уделяется ребенку, тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни [4].
По мнению специалистов, семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное влияние на малыша проявляется в любви, заботе и внимания со стороны всех членов семьи: мамы, папы, бабушки и т. д. Первым, кого видит малыш, когда появляется на свет — это маму и папу. Впервые годы жизни ребенка никто, кроме самых близких и родных людей в семье не относится к нему так трепетно и с такой любовью. Малыш всё время находится под контролем родителей, никогда не остается один. Именно благодаря родителям происходит первое знакомство с окружающим миром, малыш познает первые шаги, поэтому роль семьи, а именно родителей, в первые годы жизни малыша очень велика.
Но помимо положительного влияния, семья может нанести и большой вред ребенку. Отрицательный фактор отражается в поведении родителей, потому что их влияние на развитие ребенка очень велико. Мы знаем, что в первые годы жизни дети особенно восприимчивы ко всему тому, что они видят и слышат. Они очень быстро копируют и демонстрируют поведение мамы и папы, часто, не задумываясь, хорошо это или плохо. В связи с этим у него формируются определенные взгляды и установки. Ребенок начинает выстраивать в своей голове определенную модель воспитания уже для своих детей, поэтому важно помнить, что поведение родителей и ребенок имеют очень тесную связь. Г. В. Окопов и Г. М. Андреева выделяют несколько ролевых моделей поведения родителей и их влияния на развитие ребенка [3]:
- Потакающие родители — это такие родители, которые до безумия любят своих крох и не применяют никакой строгости в воспитании. В такой семье детям разрешают все, для них нет запретов ни в чем, всё дозволено и позволено. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Как правило, у таких родителей вырастают не уверенные в себе и своих собственных силах дети. У них наблюдается очень низкая самооценка и им трудно реализовать себя в жизни.
- Ещё одна модель поведения родителей — это равнодушные родители. Эту модель можно выделить как одну из самых ужасных. Таким родителям абсолютно не интересна жизнь собственного ребенка. Они не учат своих детей каким-либо элементарным правилам поведения, не проявляют к ним должной любви, заботы и внимания, можно сказать, что такие родители просто не любят своих детей. И дети в такой семье предоставлены сами себе. В основном такая модель поведения наблюдается у родителей, имеющих определенного рода зависимость или какую-либо психологическую травму. И от этого они не только страдают сами, но и заставляют страдать детей. Этим и опасна данная модель поведения, так как дети в таких семьях вырастают очень замкнутыми и без помощи психологов здесь уже не обойтись.
- Властные родители. Это ещё одна из опасных моделей поведения. Такие родители проявляют строгость в воспитании своих детей, редко произносят слова любви и похвалы и никогда не показывают своих чувств. В таких семьях перед детьми ставятся четкие границы поведения. При таком отношении родители рискуют воспитать очень грубого и жестокого человека. Чаще всего судьба у таких детей складывается совсем не так, как бы им хотелось.
- Модель уважающие родители является одной из самых предпочтительных для воспитания детей. Это родители, которые при воспитании детей использую метод кнута и пряника. Они строги со своими детьми, но в то же время очень любят их и не скрывают этого. Такое воспитание основано на тесном общении родителей с детьми. Дети знают, что им всегда помогут и никогда не оставят, чтобы не произошло. В таких семьях дети никогда не испытывают недостаток родительской любви. Ребенок чувствует себя уверенно и не боится ошибиться. Как правило, дети таких родителей самостоятельно решают проблемы, уверены в своих действиях и обладают высокой самооценкой. А самое главное, родители могут быть уверены, в том, что никогда не останутся одни [3].
На наш взгляд, представленныемодели поведения ярко демонстрируют взаимоотношения между родителями и детьми. Важно помнить, что семья играет большую роль в развитии и воспитании ребенка. Помните, что психологически ребенок будет здоров только тогда, когда в семье будет взаимопонимание и любовь. Сегодняшнее влияние родителей на поведение и развитие ребенка — это будущее самих родителей!
Для выявления психологического климата в семье мы использовали тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, который дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации. Данный тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них [1].
В данном исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Перед началом тестирования с детьми была проведена беседа, основанная на понимании того, что же такое семья и для чего она нужна человеку. При проведении анализа нами были выделены пять основных симптомокоммплексов:
- Благоприятная семейная ситуация
- Тревожность
- Конфликтность в семье
- Чувство неполноценности в семейной ситуации
- Враждебность в семейной ситуации
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты методики «Кинетический рисунок семьи»
Название симптомокомплекса |
Количество детей |
Соотношение в % |
1. Благоприятная семейная ситуация |
11 |
55 |
2. Тревожность в семье |
4 |
15 |
3. Конфликтность в семье |
2 |
10 |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1 |
5 |
5. Враждебность в семейной ситуации |
2 |
15 |
Из таблицы 1 видно, что у 11 детей выявлена благоприятная семейная ситуация, что составляет 55 %. Все члены семьи на рисунках объединены общей совместной деятельностью, линии нарисованных персонажей хорошо просматриваются, отсутствует штриховка. На рисунках у детей присутствуют все члены семьи. Тревожность просматривается в рисунках 4 детей — 15 %. Этот симптомокомплекс характеризуется наличием штриховки в рисунках, преобладанием вещей, стиранием изображенных персонажей, сильным нажимом. Такой симптомокомплекс как конфликтность в семье прослеживается в рисунках 2 детей — это 10 %. На рисунках у членов семьи отсутствуют основные части тела, наблюдаются барьеры между фигурами, отмечается выделение и изоляция отдельных фигур, а также наблюдается четкое выделение вещей. Чувство неполноценности в семейной ситуации выявлено лишь у 1 ребенка, что составляет 5 %. Характеризуется данный симпотомкомплекс расположение фигур в нижней части листа, изображением маленьких фигур, отсутствием автора на рисунках, изоляцией самого автора от других членов семьи, изображением персонажей слабой прерывистой линией. Враждебность в семейной ситуации прослеживается в рисунках 2 детей — 15 %. В рисунках наблюдается агрессия в изображении того или иного персонажа, деформированность в изображении фигур, обратный профиль. Все персонажи изображаются с раскинутыми в сторону руками, что является ещё одним из симптомов данного комплекса.
Подводя итоги данного исследования можно сказать, что больший процент составляют дети с благоприятной семейной ситуацией. Это значит, что в семье ребенок чувствует себя комфортно, у него нет поводов для тревоги, полностью отсутствуют конфликты между родителями, что способствует формированию благоприятного семейного климата. Как правило, дети из таких семей отличаются спокойствием, доброжелательностью и не испытывают трудностей при взаимоотношении со сверстниками.
Если говорить о неблагоприятных семьях, то здесь все намного сложнее. Дети в таких семьях постоянно испытывают чувство тревоги, а возможно даже и страха. Частыми в таких семьях являются конфликты между родителями, которые неблагоприятно сказываются на психическом состоянии ребенка. Как правило, дети в таких семьях вырастают жестокими, злыми, что в дальнейшем сказывается на их общении с окружающими.
Психологический климат семьи оказывает большое влияние не только на развитие ребенка, но и на формирование здоровой и полноценной личности [2].
Литература:
- Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки М: Смысл, 2000. — 146 с.
- Бортов Р. В. Семейные отношения. — М.: Проспект, 2000. — 250 с.
- Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.
- Юденкова И. В., Воронцова Н. И. Влияние внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка.- Материалы Международной научно-практической конференции. — Пенза: Социосфера, 2011. — С. 135–138.
Консультация на тему: Психологический климат семьи — основа психологического здоровья ребенка
В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпеливость н корректность в случаях несовпадения мнений.
Важный показатель благоприятного — стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благоприятного психологического климата — открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.
Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.
Это более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.» Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов.
Психологический климат творят члены семьи, от их усилий зависит, каким он будет.
Влияние эмоционального климата семьи на психологическое здоровье и развитие ребёнка.
Все мы стремимся к отношениям, которые дарят нам радость и тепло. Человек по своей природе всегда стремится к комфорту и благополучию, и старательно обходит то, что может доставить ему неприятность, дискомфорт и боль. Отношения между людьми устанавливаются и удерживаются на основе симпатии друг к другу. С теми, кто нам приятен, мы стараемся больше общаться, проводить время вместе, интересуемся его жизнью, переживаем за его неудачи. Безразличное отношение к другому человеку не вызывает у нас тяги к общению с ним, нам бывает всё равно как он живёт, чем занимается, а с тем же кто нам неприятен мы будем старательно избегать встреч.
Семья и отношения внутри неё, формируют свой, определённый эмоциональный фон, который оказывает значительное влияние не только на отношения супругов между собой, отношения родителей и детей, но и на то, как ребёнок будет развиваться, каким он станет. Чем же является семья, в психологическом здоровье и развитии ребёнка?
Семья является тем местом, где закладываются основы личности. В ней так же, как и в любом коллективе, формируется свой психологический климат. Но в жизни семьи это явление имеет большее значение, чем в жизни другой группы, так как именно семья формирует личность ребёнка. И от характера психологического климата в семье зависит, в первую очередь, будущая сущность человека. Характер психологического климата в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности.
К проблемам, оказывающим негативное влияние на психологическое здоровье и развитие личности в семье, относятся:
конфликты супругами и ближайшими родственниками;
несогласованность, противоречивость позиций в воспитании, воспитательных приемов;
чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую ее как предмет реализации родительских амбиций;
чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребенка, заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.
Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.
Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия
Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».
С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.
Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.
Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).
Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
Более того, по данным В.А.Коллеговой, А.И.Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Предопределяющую роль в происхождении неврозов психической травматизации, обусловленной нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. Другими словами, он не настолько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей [8].
Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый и невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней:
- социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;
- психологический, обусловленный несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери «я»;
- психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.
При наличии неразрешимых для детей переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, иди состояния хронического дистресса, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах [9].
Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников [6].
При невротическом заболевании происходит непродуктивная затрата имеющихся психических средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. При этом нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма.
В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику [10].
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как:
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
- занятость родителей;
- ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.
Помещение детей в раннем возрасти (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.
К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.
Выделяются следующие стили родительского воспитания:
- Демократический.
- Контролирующий.
- Смешанный.
Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.
При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.
Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания.
1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».
Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.
В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность, которую испытывает человек, вступающий в общение: получить от партнера по общению «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это — весьма важное условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, человеку для ощущения эмоционального благополучия необходимо не менее восьми «поглаживаний» в день.
Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. Ведь каждый человек нуждается не столько в оценке успешности или не успешности своих действий, сколько в поддержке и утешении, которые важны для становления личности ребенка. «Поглаживания» могут затрагивать положительную оценку поведения, внешности, взглядов, результатов труда, характера и способов деятельности и т. д. Человек обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижение, поэтому именно домашние отношения часто являются главным средством компенсации успехов или недооценки окружающих вне семьи.
Родительская любовь — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Составитель: педагог – психолог ДОУ № 15
Елаго Ю. А.
Психологический климат семьи – основа психологического здоровья семьи педагог-психолог Елаго Ю.А.
Психологический климат семьи. Государственное учреждение образования «Голынковская средняя школа»
Что такое психологический климат семьи?
Синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Психологический климат семьи отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, взаимное доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
В зависимости от степени неурядиц различают семьи:
— конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами и желаниями членов семьи, которые порождают сильные и продолжительные отрицательные эмоции, кризисы, где нужды и интересы членов семьи сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи;
— проблемные, которые нуждаются в помощи в конструктивном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.
Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное.
При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье – чувство самооценки и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
«Держать улыбку» (потому что именно лицо – ваша визитная карточка).
Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
Не вступать в конфликты (учтите – что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).
Ободрять других (оптимистам жить легче).
Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).
Вероятнее всего, благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной семье. Какую же семью можно назвать гармоничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все обитателя Дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают – семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек растет, меняется, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть – признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание из-за страха быть непонятым). Буря в таком Доме – это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют друг с другом о себе и своих делах.
Воспитывая детей, родители ведут себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся своим огорчением, гневом, а когда им хорошо, могут быть уверенными в себе и радостными. Если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают или даже бьют только за то, что ребенок не сказал «спасибо» или ответил невежливо на замечание, то в гармоничной семье родители твердо знают, что им самим надо постоянно учиться быть родителями, а значит – лидерами! И они выбирают для разговора с ребенком именно то время и ту ситуацию, когда их сын или дочь могут действительно их услышать и понять. Когда же ребенок ведет себя плохо, родители-лидеры стараются как можно теснее приблизиться к нему, предлагая свою поддержку. В гармоничной семье родители твердо знают, что дети по своей природе не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя.
Родители в гармоничных семьях понимают, что проблемы будут неизбежно возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет их ставить перед ребенком, перед его семьей, и они будут пытаться решить новые задачи. В проблемных семьях родители выкладывают всю свою энергию для того, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же они возникают (а они не могут не возникать), то оказывается, что люди уже исчерпали свои силы и возможности. Одна из отличительных черт, присущих зрелой, гармоничной семье, заключается в том, что родители верят в неизбежность перемен в детях и сами готовы с ними постоянно меняться.
Однако и благополучная семья может быть источником душевных страданий детей: когда она становится ареной борьбы характеров супругов. Конечно, мамы и папы, как правило, обожают своих сыновей и дочерей. И это прекрасно. Любовь, забота, нежность, внимание окрыляют растущего человека, вселяют в него уверенность, оптимизм, духовную силу. Но так происходит только тогда, когда ребенок чувствует полную гармонию в семейном мире, любовь и взаимопонимание в отношениях между взрослыми. На это, кстати, обращал внимание еще А.С.Макаренко. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, — писал он. – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».
Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей.
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к нему. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.
Гармония семейных отношений не означает отсутствие проблем и бесконфликтности. Напротив, чем ближе к идеалу, тем сложнее и тоньше мир возникающих противоречий.
Что такое психологический климат семьи?. Великонемковский детский сад
Что такое психологический климат семьи?
Синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Психологический климат семьи отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, взаимное доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
В зависимости от степени неурядиц различают семьи:
- конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами и желаниями членов семьи, которые порождают сильные и продолжительные отрицательные эмоции, кризисы, где нужды и интересы членов семьи сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи;
- проблемные, которые нуждаются в помощи в конструктивном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.
Психологический климат семьи
и его влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное.
При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье – чувство самооценки и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
- «Держать улыбку» (потому что именно лицо – ваша визитная карточка).
- Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
- Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
- Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
- Не вступать в конфликты (учтите – что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).
- Ободрять других (оптимистам жить легче).
- Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).
Вероятнее всего, благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной семье. Какую же семью можно назвать гармоничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все обитателя Дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают – семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек растет, меняется, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть – признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание из-за страха быть непонятым). Буря в таком Доме – это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют друг с другом о себе и своих делах.
Воспитывая детей, родители ведут себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся своим огорчением, гневом, а когда им хорошо, могут быть уверенными в себе и радостными. Если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают или даже бьют только за то, что ребенок не сказал «спасибо» или ответил невежливо на замечание, то в гармоничной семье родители твердо знают, что им самим надо постоянно учиться быть родителями, а значит – лидерами! И они выбирают для разговора с ребенком именно то время и ту ситуацию, когда их сын или дочь могут действительно их услышать и понять. Когда же ребенок ведет себя плохо, родители-лидеры стараются как можно теснее приблизиться к нему, предлагая свою поддержку. В гармоничной семье родители твердо знают, что дети по своей природе не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя.
Родители в гармоничных семьях понимают, что проблемы будут неизбежно возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет их ставить перед ребенком, перед его семьей, и они будут пытаться решить новые задачи. В проблемных семьях родители выкладывают всю свою энергию для того, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же они возникают (а они не могут не возникать), то оказывается, что люди уже исчерпали свои силы и возможности. Одна из отличительных черт, присущих зрелой, гармоничной семье, заключается в том, что родители верят в неизбежность перемен в детях и сами готовы с ними постоянно меняться.
Однако и благополучная семья может быть источником душевных страданий детей: когда она становится ареной борьбы характеров супругов. Конечно, мамы и папы, как правило, обожают своих сыновей и дочерей. И это прекрасно. Любовь, забота, нежность, внимание окрыляют растущего человека, вселяют в него уверенность, оптимизм, духовную силу. Но так происходит только тогда, когда ребенок чувствует полную гармонию в семейном мире, любовь и взаимопонимание в отношениях между взрослыми. На это, кстати, обращал внимание еще А.С.Макаренко. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, — писал он. – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».
Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей.
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к нему. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.
Гармония семейных отношений не означает отсутствие проблем и бесконфликтности. Напротив, чем ближе к идеалу, тем сложнее и тоньше мир возникающих противоречий.
Тест на определение психологического климата семьи
Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением поставьте «да», если несогласны — поставьте «нет».
1. Наша семья очень дружная.
2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.
3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.
5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.
6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.
8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.
9. С полным основанием я могу считать: мой дом — моя крепость.
10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.
11. В семье есть очень неуравновешенный человек.
12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
13. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером.
14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.
15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.
16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по «родным стенам».
17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.
18. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
19. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.
20. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
21. У нас принято отдыхать летом всей семьей.
22. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно — генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.
23. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах.
24. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.
25. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.
26. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
27. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
28. По праздникам у нас обычно веселое застолье.
29. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.
30. Меня часто обижают дома.
31. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.
32. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.
33. Отношения в семье весьма натянутые.
34. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.
35. К нам часто приходят гости.
Обработка данных.
Определяется число правильных ответов по «ключу»:
«да» — 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35;
«нет» — 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.
За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл.
Интерпретация результатов:
Показатель «характеристика биополя семьи» может варьироваться от 0 до 35 баллов.
0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь «трудной», «невыносимой», «кошмарной».
9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.
16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.
23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семь
Консультация ( класс) на тему: Психологический климат в семье
Влияние психологического климата в семье на ребенка
Все начинается с семьи.
Семья – это очень важное, ответственное дело для человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.
Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет.
Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, ее широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности, тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, в этом случае правомерно говорить о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают конструктивные взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, позволяют детям выражать свои чувства, действуют согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание интересы ребенка.
Детей учит то, что их окружает.
•Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;
•Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
•Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
•Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
•Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
•Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
•Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
•Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
•Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.