В школе форма – «Мы же носим форму, вот и вы носите!». Молодой педагог — о том, нужна ли учителям единая форма

Содержание

Является ли школьная форма обязательным условием посещения школы?

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

(Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»)

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

Рекомендации, которые должна учитывать школа при введении школьной формы (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286–03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

История школьной формы в России

История школьной формы в России берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено „Положение о гимназической форме для девочек”.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться.

Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.


Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.

В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.


В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью.

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е: Перестройка в действии
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность.

Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды.

Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.

А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей.

1. Социальное значение школьной формы
Социальное значение является одним из важных значений  в ношении школьной формы, так как именно она решает одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем школьников – социальное неравенство и распри в детской среде, которые  молодые люди проявляют  в демонстрации своих дорогих нарядов.

Форма, в данном случае, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие,  помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег  по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.

2. Дисциплинирующее значение школьной формы
Сторонники возврата к школьной форме апеллируют к тому, что форма, как ничто лучше помогает обучающимся настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передаёт идею статуса и при понимании её значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.

Школьная форма является символом надёжности, воспитывает дисциплинированность через особого рода, тренировку тела и ума: она, как нельзя лучше, способствует формированию ума и тела – это тренировка, школа управления своей индивидуальной силой. Школьная форма дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определённые узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом  социальной идентификации учащихся, она не  только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.

3.Эстетическое значение школьной формы
Эстетика одежды  как ничто другое конструирует окружающий мир человека – указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основной вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры – она  отражает наше сознание, являясь зеркалом содержания человека.

Эстетическое значение школьной формы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает  в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной форме зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.

4. Имиджевое  значение школьной формы
Как известно, личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень образования, традиции и статус.

Ученик в форме такого образовательного заведения не только подчеркивает  индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию,  но и  свидетельствует о его принадлежности  к ней, тем самым, оказывая положительное эмоциональное воздействие на окружающих его людей, как  в стенах образовательного учреждения, так и за ними, так как наличие формы в настоящее время – является показателем высокой корпоративной культуры.

Выдержка из федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступающего в силу с 01.09.2013 года

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:
пункт 18: установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации

***

Сегодня каждый регион решает сам, какую школьную форму носить детям. Например, в Оренбурге выбрали такой вариант:

А в Брянске для депутатов устроили показ мод:

А самый креативно-педерастический вариант предложил известный в тех же кругах модельер Зайцев:

Что-то нам в последнее время не везёт на „элитные” звериные фамилии. Один предаст, другой педераст, а у третьей вообще рожа лошадиная…


***

По материалам http://www.pavelbers.com/Zapiski%20pionera%205.htm
http://etalon-men.ru/istoriya_shkolnoy_formi

в школе требуют, а вы не хотите. Что делать? За и против школьной формы

Содержание:

Реклама

За первую школьную неделю многие мамы уже порядком устали стирать и гладить школьную форму для мальчиков и девочек, младшеклассников и подростков. У вашего ребенка тоже в школе форма? И как вы к этому относитесь? Аргументы «за» и «против» школьной формы высказывает психолог Людмила Петрановская.

За и против школьной формы

К содержанию

Школьная форма, кто «за»?

Аргументов «за» школьную форму обычно три.

1. Форма создает равенство, нивелирует разницу в достатке семей. Очень смешно.

Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю. Тут уже очень поздно пить боржоми. А в тех школах, где важны способности, где нет коррупции при поступлении и такое соседство вполне возможно, формой обычно не заморачиваются и детям, как и педагогам, фиолетово, у кого родители богаче.

Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще куча всего. Будем все уравнивать?

С другой стороны, и разница между дорогой и дешевой одеждой сейчас очень невелика на вид. Это не разница между бархатом с жемчугами и рваньем с лаптями, а только глупости вроде брендов и «последних коллекций». Джинсы, которые я дочери купила летом на распродаже в каком-то сетевом магазине типа «Нью-Йоркер», за 10 евро не отличаются на вид от джинсов за 1000 евро просто совсем (и дешевле вдвое самых паршивых синтетических блескучих и висючих форменных школьных брюк, а не паршивых — впятеро). О какой такой огромной разнице во внешнем виде мы говорим?

В-третьих, кто вообще сказал, что решение проблемы путем заметания мусора под ковер — лучший способ? Социальное неравенство существует. Задача родителей и учителей — научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его тряпок.

2. Аргумент второй тоже восхищает своим лицемерием. Форма, мол, поддерживает чувство принадлежности школе, корпоративную гордость, не зря в лучших частных школах Европы она есть. Чудесно. То есть школы у нас абы какие, гордиться там решительно нечем, дети их не любят и принадлежностью к ним, мягко говоря, не дорожат — зато форма будет ИЗОБРАЖАТЬ, что у нас как в Европе.

Интересно было бы составить корреляцию — как соотносится качество школы, в том числе любовь к ней учеников, и степень рвения в требовании формы у ее администрации. Что-то мне подсказывает, что зависимость будет весьма говорящей. Не говоря уже о том, что в тех самых «лучших школах Европы» действует автономия школы, и если форма есть — это решение самой школы, ее личная традиция, а не следствие чего-то сказанного и навязанного сверху.

3. Ну, и про то, что школа приучает носить костюм. Это вообще без комментариев. А с чего кто-то взял, что ребенку непременно понадобится в его будущем офисный костюм? Я вот живу без него и не жалуюсь. И дочь, надеюсь, обойдется. А сын с удовольствием носит при случае, хотя в школе ходил в джинсах. Можно моих детей не будут заранее программировать на то, как им одеваться и как жить?

На этом аргументы «за» кончились. По крайней мере, я других не слышала.

Реклама

К содержанию

Аргументы против школьной формы

Теперь посмотрим, что нам есть сказать против школьной формы.

1. Форма — это прежде всего издевательство над мамами. Потому что нормальный мальчик-второклассник (и многие девочки) за школьную неделю угваздывает в среднем три комплекта одежды. И либо мама должна ночью стирать, сушить и заглаживать стрелки, либо потратиться на три комплекта, чтобы стирать и сушить все выходные.

Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичные: либо она мнется, а там все эти складки-защипы-пуговицы, замучаешься гладить, либо она с большим процентом синтетики, а это затяжки, катышки и очень недолгий срок службы. Сплошь и рядом на этикетке значится, что стирка в машине запрещена. Это как вообще? Горничную нанять ради внешнего социального равенства?

2. Форма — это дорого. У меня, например, в выходные часто работа, а то и командировки. Поэтому я всегда покупаю дочери много одежды, с запасом на те случаи, когда не могу ей помочь со сборами в школу в выходные. Купить четверо джинсов и десяток кофточек-маечек-свитерочков на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта. И кроме того, эти же джинсы и маечки годятся, чтобы пойти в гости, в секцию, гулять, поехать отдыхать на каникулах.

3. Форма — это дискриминация детей с нестандартной фигурой. Разница в телосложении, которую джинсы и трикотаж скрадывают, форменная одежда подчеркивает. Это на рекламных фото мы всегда видим стройных девочек, которым так идут юбочки-плиссе, рюши на блузках и сарафанчики в талию. А страдания девочек не столь стройных или, напротив, очень худых, вынужденных обтягиваться сарафанчиками или ходить в чем-то вроде мешка с пуговицами, дискомфорт детей высоко- и малорослых, или подростков, у которых размер в ширину еще детский, в длину — вполне взрослый и все отовсюду торчит, во внимание не принимаются.

4. Форма неудобна. Рубашки, заправленные в брюки, пиджаки с жесткими плечами, задирающиеся или липнущие к колготкам юбки, легко отрывающиеся пуговицы. Она жмет, врезается и давит, ее надо постоянно поправлять и одергивать, а для ребенка с чувствительной кожей типичная форменная одежда — просто пытка. Какая уж тут учеба.

5. Форма провоцирует конфликты. Где есть произвол — там будет протест. Подростки будут бороться за свое право ходить без формы, нарушая требования явочным порядком. Их будут за это ругать в школе и дома. Они в ответ — огрызаться. Родители будут третировать детей или скандалить со школой. И ради чего, можно узнать, создавать заведомую точку напряжения? Мало стресса в жизни?

Что делать, если вам не повезло: в школе требуют форму?

6. Иногда родители говорят: зато не надо думать, что на него (нее) надеть, а то еще начнет перебирать все утро. Есть такое дело, некоторые начинают. Но разве не одна из задач детства — научиться управляться со своим внешним видом в том числе? Научиться одеваться к месту, и удобно, и чтобы самому нравилось? Почему не установить требования, которые помогают научиться думать и решать, что надеть?

Например, требование скромности и строгости одежды — качественное, разумное и развивающее. Есть возможность подумать и оценить: джинсы с дырами и стразами — это подходит? А надпись на майке — любая ли может быть? И опять же могут быть разные традиции в разных школах. СВОИ традиции, и куда-то нормально прийти в майке с надписью: «Я сегодня странный какой-то», а куда-то не стоит, и в этом надо ориентироваться. Нет, конечно, если цель стоит — вообще с детьми поменьше разговаривать, а только указания давать, то, конечно, форма лучше.

7. В этом месте психологи обычно говорят про вред уравниловки и нивелирование индивидуальности, о том, что форма готовит к роли «винтика» или «офисного планктона», но я не буду. Не так это просто — нивелировать индивидуальность одеждой. Дети отобьются. Их глаза, улыбки, характеры не нивелируешь сарафанчиками.

Мне кажется, вред от насилия намного сильнее. Одинаковая для всех одежда вообще свойственна местам, созданным не для радости: армии, тюрьме, больнице. Если форма — это не про любовь к своей школе и не про гордость, что ты здесь учишься, то она про то, что государство тебя имеет, как хочет, а педагоги и родители вместо того, чтобы тебя от него защищать, ему в этом помогают. Впрочем, может, именно это и есть подлинный глубинный месседж нововведения.

Короче, единственная школьная форма, которую я могу признать разумной — это джинсы (юбки) без выкрутасов с майками-кофтами-фуфайками цвета школы или с эмблемой-девизом школы, которые дети сами хотят носить и носят тогда, когда решил школьный совет. А если кто-то по каким-то причинам не носит, то тоже можно.

Реклама

К содержанию

Что делать, если вам не повезло: в школе требуют форму?

Во-первых, не преувеличивать возможности школьного самодурства. Никто не имеет права ограничивать доступ вашего ребенка к образованию или устраивать его травлю из-за формы. Какие бы там ни были постановления и решения, закон сильнее, и закон говорит о праве вашего ребенка на образование. Вы как родитель обязаны обеспечить ему для этого условия — пригодную для хождения в школу одежду. ОДЕЖДУ. Не форму.

Школа может принять решение об обязательной форме — имеет право. Родительский комитет школы может это решение опротестовать — тоже имеет право. Если родительский комитет прогибается или сам жаждет уравниловки — его очень легко переизбрать на ближайшем же собрании.

Если начинаются явные придирки к полоскам-ширине штанов, если ребенка выставляют из школы и класса в тот день, когда он по какой-то причине не в форме (не успела высохнуть), не бегите покупать другие рубашки-штаны и не начинайте оправдываться.

Скажите, что вы и ребенок с уважением относитесь к выбору школы в вопросе формы и будете следовать принятому дресс-коду ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Нет, вы не станете заглаживать стрелки на брюках, вам некогда и вам не нравится. И нет, вставать в 6 утра, чтобы успеть высушить феном единственно правильную жилетку, вы тоже не станете. И если у вашего ребенка чувствительная кожа, то он не будет ходить в пиджаке с натирающим воротником и режущими подмышками, но вы обещаете — когда сможете — купить подходящий по цвету трикотажный жакет.

Наконец, вы всегда можете написать заявление на имя директора, что, по материальным обстоятельствам, не можете обеспечить своего ребенка школьной формой требуемого образца и очень надеетесь на то, что это не отразится на отношении к нему педагогов и администрации. Мы ж все это за ради равенства бедных и богатых?

Неважно, каковы на самом деле ваши обстоятельства. В конце концов, бюджетом распоряжаетесь вы и вы можете считать, что лучше потратить деньги на каникулы ребенка в Англии или на его занятия дайвингом, чем на форму. А на то и на другое у вас нету. В некоторых случаях это может звучать издевательски, но кто первыми начал издеваться? Отдаете под запись заявление, а после первого же случая выноса мозга ребенку из-за формы пишете наверх жалобу про то, что вашего ребенка третируют из-за того, что семья недостаточно богата. Конечно, это вариант для подростков, которые сами настолько не хотят носить форму, что готовы выдержать некоторое давление и уверены в поддержке одноклассников.

Искусственно ставить ребенка в роль изгоя не надо, тогда уж проще школу сменить. Ну, и та одежда, в которой ребенок ходит вместо формы, должна выглядеть прилично — не вызывающе, не быть очень заношенной, грязной, явно не по размеру. А то огребете проблемы с опекой.

Про ребенка с чувствительной кожей тоже можно написать заявление. Только самого ребенка подготовьте, что отвечать, если «начнется». Лучший вариант: «Марья Петровна, я надеваю то, что велит мама (папа). Все вопросы — к моим родителям».

Короче, очень сочувствую всем, кто «попал», пусть это поменьше отравляет жизнь вам и детям. Не давайте их в обиду.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

По форме встречают. Школьная форма разных стран мира | Материнство

Школьная форма – хорошо ли это? Помогает ли она сплочению класса и поддержанию дисциплины или убивает индивидуальность и возможность самовыражения? Многое зависит от традиций образования, принятого в той или иной стране или в разных школах.

Очевидно, что форма сама по себе не сделает ученика любознательнее, прилежнее или умнее. И бессмысленно ссылаться на опыт английских учебных заведений с пятивековой историей в качестве аргумента «за» форму. Даже если все дети наденут мантии и остроконечные шляпы волшебников, их школа не превратится в Хогвартс. Тем не менее, то, как выглядят школьники в той или иной стране, многое говорит о культуре и менталитете ее народа.

Школьная форма в Англии

Christ’s Hospital School. Фото с сайта studentinfo.net

Великобритания

Само понятие «школьная форма» появилось именно в Великобритании. Еще в 1553 году недалеко от Лондона королевским указом была основана Christ’s Hospital School – учебное заведение для мальчиков из бедных семей, которую по сей день называют «школой синих пальто». Правда, теперь это привилегированное учебное заведение для детей обоих полов. Форма – всё та же: длиннополые фраки, белые «судейские» галстуки, короткие штаны-кюлоты и желтые чулки. Как ни странно, дети гордятся своими средневековыми одеяниями и не пытаются совершить революцию, чтобы одеваться адекватно эпохе.

Вообще, в Великобритании очень мало школ, в которых нет обязательной формы. Государственные школы имеют свои «геральдические цвета», которые необходимо соблюдать ученикам. Нередко вплоть до старшей школы мальчики до поздней осени носят шорты и гольфы. В частных заведениях форму нужно покупать в магазине при школе, причем не только костюм в зимнем и летнем варианте, но и «физру», носки, галстуки, зачастую обувь и даже заколки для волос.

Школьная форма на Кубе

Школьная форма на Кубе. Фото с сайта https://arnaldobal.wordpress.com/2011/03/24/cuba-es-la-poesia/

Куба

Сарафанчики и шорты насыщенного вишневого цвета кубинские школьники получают бесплатно – равно как и учебники, и письменные принадлежности. Наряд старшеклассников выдержан в табачной цветовой гамме. Ближе к выпускному кубинцы снова переодеваются, на этот раз в голубые рубашки и синие брюки и юбки. Все дети являются членами молодежного подразделения компартии, так что форма дополняется красными или синими косынками – на манер пионерских галстуков.

Школьная форма в Индии

Школьная форма в Индии. Автор фото Alex Cheban

Индия

В некоторых школах форма для девочек представляет собой сари или шальвар камиз определенного цвета. Но чаще это европейский костюм для всех – наследие времен британского владычества. Увы, то, что хорошо для прохладного климата «Туманного Альбиона», изрядно отравляет жизнь детям, чьи школы находятся на экваторе. Мальчики-сикхи ходят в школу в тюрбанах. В государственных школах дети из малообеспеченных семей получают форму, учебники и канцтовары бесплатно, но, наверное, каждый родитель мечтает отправить ребенка в школу покруче, хотя по индийским меркам это довольно дорогое удовольствие.

Японские школьники

Японские школьники. Фото с сайта http://vobche.livejournal.com/70900.html

Япония

Самый знаменитый вариант японской школьной формы для девочек – «сейлор фуку», матроска с множеством вариаций. Над разработкой моделей трудятся лучшие дизайнеры – ведь эффектная форма является одним из факторов привлечения в школу новых учеников, что крайне важно в стремительно стареющей стране с отрицательным приростом населения. В последнее время тренд сменился – матроски теряют актуальность, японский школьный стиль дрейфует в сторону английского.

Интересная история произошла с мужским традиционным пиджаком с воротником-стойкой – гакуран, напоминающим старинный китель военных моряков. Слово «гакуран» состоит из двух иероглифов, которые обозначают «ученик» и «Запад», пиджаки такого фасона носили школьники и студенты в Японии, Корее и Китае почти 100 лет (в Китае поменьше, конечно). Но гакуран полюбился также членам многочисленных бандитских объединений. К тому же те же иероглифы могут быть расшифрованы как «школьный разбой». В 70-х годах XX века психологи решили, что гакуран обладает некой «темной аурой» и является одной из причин школьного насилия, которое стало острой социальной проблемой. Но и по сей день многие японские школьники носят гакураны, для них это не столько дань традиции, сколько протест и вызов общественному мнению.

Школьная форма в Корее

Школьная форма в Корее. Фото с сайта http://istory.kz/8315/8315

Северная Корея

Белый верх, темный низ и алый галстук – так должны выглядеть юные последователи идей Чучхе.

Китайские школьники

Китайские школьники. Фото с сайта http://rusrep.ru/article/2013/12/17/

Китай

После окончания Культурной революции и до середины 90-х годов XX века в стране царило разнообразие цветов и фасонов – каждая школа сама решала, как будут выглядеть ее ученики. Однако в 1993 году вышли новые государственные стандарты для школьной формы, отныне она должна была обеспечивать свободу движения, быть практичной и дешевой. И оказалось, что проще всего переодеть детей в спортивные костюмы – и мальчиков, и девочек. Лишь престижные частные школы настояли на следовании британскому либо японскому стилю.

Поскольку отопление в учебных заведениях есть только на самом севере страны, в холодное время года дети натягивают форму поверх теплой одежды, зато когда солнце начинает прогревать, штаны и олимпийки оказываются на размер-другой больше. На сегодняшний день большинство китайских школ сделали выбор в пользу «мешка с мукой». Надо сказать, этот «модный тренд» не нравился ни ученикам, ни их родителям. Под воздействием общественного мнения, а также после нескольких скандалов, когда в дешевой ткани обнаруживались канцерогены, китайское правительство вернулось к рассмотрению вопроса о школьной форме и снова изменило стандарты в сторону облегчения. Так что в скором времени китайские дети снова будут выглядеть не как малолетние гопники.

Школьная форма в Австралии

Школьная форма в Австралии. Фото с сайта https://www.flickr.com/photos/pbouchard/5168061145

Австралия

Младшие классы обычно одеты в стандартные рубашки-поло и шорты, причем и девочки, и мальчики – это удобно для активных игр. Частные школы следуют британской традиции и наряжают детей в деловом стиле. Однако в целом австралийская школьная одежда лишена элегантности и намеков на сексуальность. Считается, что несколько мешковатые платья и тяжелые ботинки на шнурках призваны отпугивать педофилов.

Школьная форма в Ирландии

Школьная форма в Ирландии. Фото с сайта https://kristina-stark.livejournal.com/40071.html

Ирландия

Во многих школах приняты клетчатые юбки и галстуки, которые навевают ассоциации с кельтскими кланами. Вместо строгих пиджаков, как правило, ученики носят трикотажные джемперы и кардиганы. Примечательно, что ирландские дети, как, впрочем, и английские, даже при минусовой температуре ходят в форменных гольфах.

Германия

Возможно, немцев останавливают воспоминания о временах Третьего Рейха, когда практически все дети приходили на уроки в форме гитлерюгенда, но в Германии в государственных школах формы нет, хотя многие годы ведутся дебаты по этому поводу, а кое-где явочным порядком ее вводят. Кстати, большими противниками унификации одежды школяров стали выходцы из СССР, переселившиеся в немецкие земли. Зато отдельные школьные советы могут принимать решения о фирменных школьных цветах с пожеланием, чтобы хоть что-то в повседневном наряде учеников соответствовало брендбуку.

Школьная форма в Малайзии

Школьная форма в Малайзии. Фото с сайта https://ru.insider.pro/lifestyle/2016-12-12/vsyo-chego-vy-ne-znali-o-malajzii/

Малайзия

В мусульманских странах школьная форма для девочек представляет собой хиджаб разной степени строгости. Однако жители Малайзии – не фундаменталисты, к тому же страна весьма интернациональна, многоязычна и старается придерживаться прозападного курса. Мусульманки носят удлиненные туники, для учениц из светских семей есть вариант покороче. Школьная форма в стране была унифицирована в 1970 году – и в частных, и в государственных школах она обязательна и одинакова, в бело-голубых тонах. Министерство просвещения страны официально запретило школьницам красить волосы и использовать косметику. Также под запретом бижутерия и ювелирные украшения, а кое-где и чрезмерно нарядные заколки.

Школьная форма в Египте

Школьная форма в Египте. Фото с сайта http://trip-point.ru/

Египет

После известных революционных событий к власти в Египте пришли исламские фундаменталисты. Тогда же был принят закон, разрешающий девочкам приходить на уроки и экзамены в одеянии, оставляющем открытым только глаза. Однако в интернациональных школах, которые работают, как правило, в курортных городах, где предпочитают селиться иностранцы, все по-прежнему практично и демократично. Школьницы в платках в Хургаде и Шарм-аль-Шейхе, конечно, встречаются, но они в меньшинстве.

Школьная форма в Туркменистане

Школьная форма в Туркменистане. Фото с сайта https://galeri.uludagsozluk.com/r/t%C3%BCrkmenistan-k%C4%B1zlar%C4%B1-1090224/

Туркмения

Девочки одеты в длинные платья ярко-зеленого цвета с национальной вышивкой и тюбетейки. Прическа – две косы, причем если не повезло с собственными волосами, то можно прикупить накладные. Более того – форменные платья носят также студентки колледжей (синие) и вузов (красные). Мальчики приходят в классы в более классическом стиле, но также в тюбетейках.

Дата публикации 19.09.2017
Автор статьи: Екатерина Смирнова

В чем ходить в школу. Школьная форма, дресс-код, деловой стиль? Подростковая мода

Содержание:

Реклама
Реклама

Если ваш ребенок — ученик начальной школы, на выбор и покупку школьной формы вы потратили и еще потратите изрядное количество времени и денег: почти во всех школах форма в том или ином виде стала обязательной. Однако родителям подростков придется не только купить одежду, соответствующую деловому стилю или дресс-коду, принятому в школе, но еще и заставить детей ее носить. Или не заморачиваться — пусть ходит, в чем хочет?

Одежда для подростков

К содержанию

Встречают по одежке

Мы все составляем мнение о людях в первую же минуту знакомства, причем часто сами этого не замечаем. Исследователи из Университета Нью-Йорка выяснили: при первой встрече с человеком мы подсознательно формируем семь суждений о нем в первые одиннадцать секунд. Первое впечатление очень много значит.

В моем курсе этому моменту посвящена целая тема. Я начинаю урок с описания трех женщин, не рассказывая о них ничего — только внешние характеристики, такие как одежда, прическа, макияж и аксессуары. После этого я прошу учеников сделать из этих описаний выводы о женщинах. Без колебаний и споров все ученики — мальчики и девочки подростки — тут же наделяют моих героинь выразительными характеристиками.

Длинноволосая женщина с длинными ногтями, на высоких каблуках — с удовольствием флиртует, ей нравится привлекать мужчин.

Женщина с тщательно уложенными волосами, скромным макияжем, в темно-синем костюме со строгой юбкой — профессионал.

Женщина без макияжа, с простой прической, в удобной обуви на низком каблуке — практичная и простоватая.

Год за годом, вне зависимости от состава учащихся, класс делает одни и те же выводы. При этом обратите внимание: оценка этих женщин формируется меньше чем за минуту после знакомства с их описанием. Жутковато, но это так.

В другой теме я показываю ученикам фотографии известных (в положительном и отрицательном смысле) людей. Эти знаменитые актеры, преступники и другие известные люди прославились задолго до рождения моих учеников. Я прошу ребят набросать на бумаге мысли о каждом из этих людей, а затем озвучить их.

Тут же на поверхность вылезают стереотипы: дреды однозначно связываются с наркотиками, строгая и «правильная» одежда — с религией, деловой костюм — с богатством, а чересчур небрежная одежда — с бедностью.

О чем это говорит нам? О том, что одежда действительно создает для окружающих образ человека — хороший или плохой. Одежда, прическа и манера держаться многое сообщает окружающим о личности. Это одна из причин того, почему в частных школах для учеников нередко вводится единая форма одежды. Школьная форма всех ставит в одинаковые условия, и выделяться, обращать на себя внимание ученикам предстоит другим способом.

Реклама

К содержанию

Одежда для школы: почему нужны границы

Ваши дети знают модные течения и следят за ними, но почему-то готовы до хрипоты убеждать вас, что их внешний вид не имеет значения. С одной стороны, имидж значит для них больше, чем почти все остальное. С другой — они с пеной у рта убеждают вас в обратном и упрямо твердят: «Неважно, как мы одеваемся. И бабушке не стоит обращать внимание на то, что мы проткнули губу. А татуировка на всю руку никак не повлияет на нашу будущую карьеру».

Образ, который человек представляет миру, — одно из важнейших решений, которые он принимает в течение жизни, причем принимает не один раз, а постоянно. Пожалуйста, не позволяйте подросткам портить этот образ только потому, что они еще не могут предвидеть многих последствий своих поступков.

Должна признаться, что меня по-настоящему бесит, когда родители разрешают детям носить все, что тем хочется, невзирая на неуместность их нарядов. Детям необходимо знать, как одеваться в школу, в церковь, на спортивные мероприятия, в хорошие рестораны и на собеседования по приему на работу. Шорты, футболка и бейсболка годятся только в одном из перечисленных случаев.

Ваши дети обязательно скажут вам — если еще не сказали: в школу нужно одеваться определенным образом, чтобы не выделяться среди одноклассников. Ничего страшного, если вы пойдете им навстречу в этом отношении — до некоторой степени. Но настоять на своем, если одежда кажется вам неприемлемой — ваше полное право и родительская обязанность.

Мне приходилось встречать родителей, которые говорили: «Нам не нравится, как одеваются наши дети, но они утверждают, что все их друзья одеваются так же». Это попросту неправда, и вы это знаете. Чтобы проверить, достаточно просто зайти в школу.

Возможно, вы гадаете: судят ли преподаватели об учениках по их внешнему виду. Да, ведь мы люди и ведем себя обычно так же, как вы. Отмечу позитивный момент: те из нас, кто работает в школе уже давно, понимают, что внешность может быть обманчивой. Один мой ученик всегда ходил в черном, носил тяжелые цепи, красил губы черной помадой и был весь в пирсинге. Но это был один из самых любимых моих учеников — этот мальчик обладал золотым сердцем и вообще он был очень добрым.

Увы, взять его во время каникул на работу согласился всего один магазинчик в большом торговом центре, а обычно большинство людей с первого взгляда испытывали к этому подростку неприязнь. Он отталкивал людей и пугал их. Это было хотя и несправедливо, но нормально, потому что такую реальность подросток создал для себя сам. Прежде чем что-то надеть, стоит подумать о том, какое впечатление ты хочешь произвести на окружающих.

Одежда для школы

К содержанию

Одежда для подростков: 3 совета родителям

Да, одежда должна отражать стиль ваших детей. Но на них лежит и ответственность за то, чтобы правильно одеваться в различных ситуациях. Не все в мире крутится вокруг них, и дресс-код — прекрасный пример, который подтверждает этот факт. Из уважения к бабушке следует вынуть из ноздри пусету. Из уважения к тем, кто проводит собеседование, следует надеть деловой костюм. Понять, что ждут от вас люди, и подстроиться под эти ожидания — очень важное умение. Для будущего успеха просто необходимо овладеть такой способностью.

Задайте основные требования к внешнему виду — и позвольте им сколько угодно экспериментировать в пределах этих границ. Возможно, их выбор придется вам не по вкусу, но это не страшно. Это важный шаг в формировании их идентичности.

Делайте покупки исходя из своего бюджета, а не из тяги детей к фирменным лейблам, дизайнерским шмоткам и аксессуарам. Не поддавайтесь их уговорам и не верьте, что все дети вокруг одеваются как же дорого и экстремально. Это не так. И я могу гарантировать, что ваши дети смогут одеться не хуже других, вписаться в общество сверстников и при этом не разорить вас.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Форменное безобразие! Нужна ли школьникам универсальная форма?

Новость о том, что со следующего года будет введена единая универсальная форма, стала одной из самых обсуждаемых тем сентября. О том, нужна ли школьная форма, а тем более единая — попробуем выяснить в нашем материале.

Мировой опыт

Школьная форма, как и любая униформа, является знаком принадлежности к определенному сообществу, своеобразным символом, отличительной чертой. В военной сфере форма — предмет особой гордости. Трепетно относятся к форме также и британские ученики. Юные жители Альбиона чтят вековые традиции своих учебных заведений и любят форму строгого классического образца.

Японские ученики также с гордостью носят повседневную школьную форму; их «сейлор-фуку» знаменита на весь мир. Германия же перенесла ношение школьной формы из разряда обязательных в рекомендуемые. Руководители многих школ позволили ученикам разрабатывать дизайн формы самостоятельно и в итоге дети с удовольствием носят удобную, стильную, но все же единую форму.

Школьная форма Англии
Неудобные вопросы

Школьная форма призвана уравнять детей разных социальных слоев, выработать дисциплину и настроить учеников на серьезное отношение к учёбе. На деле же уравнивание почти граничит с обезличиванием. Рациональны ли попытки искусственно создать иллюзию равенства — большой вопрос. Может, лучше воспитывать в детях умение видеть в человеке человека, а не ценник и достойно принимать жизненные обстоятельства?

Возможность самостоятельного выбора одежды воспитывает в ребенке чувство стиля и вкуса и позволяет принять свою индивидуальность. Безусловно, необходима грамотная работа с ребенком над чувством прекрасного и эстетически допустимого. Большого труда стоит объяснить ребенку (тем более бунтующему подростку), какая одежда уместна в той или иной ситуации, научить определять уровень строгости одежды. Самым простым путем обхода проблемы воспитания в детях эстетики является единая, универсальная, классическая униформа.

Школьная форма Китая

Бытует мнение, что строгая форма дисциплинирует детей. Особый крой и, как правило, неэластичные материалы фиксируют фигуру в определенном положении, заставляя держать осанку и не делать слишком свободных движений. Но где грань между дисциплиной и скованностью? Ученики большую часть времени проводят в учебных заведениях, а строгая форма не предусматривает ощущение комфорта.

Одним из доводов «за» форму является мнение, что навык ношения строгих костюмов пригодится во взрослой жизни. Мальчикам, возможно, и не повредит умение носить пиджак, а девочкам это может и не пригодиться. Отдельным пунктом стоит запрет на ношение девочками брюк зимой. И здесь приходится выбирать — дресс-код или здоровье ребенка. Также школьная форма не учитывает индивидуальные особенности фигур девочек. На одной форма может смотреться идеально, для второй же — станет пыткой и поводом для комплексов.

Школьная форма Мексики

Еще один фактор, влияющий на мнение о целесообразности формы — дети очень быстро растут. И форма, купленная в начале года, ближе к его концу становится, во-первых, мала, а во-вторых, теряет презентабельный вид. Плюс ко всему, если говорить о единой форме на территории всего государства, необходимо учитывать климатические особенности каждого региона — уже один лишь этот фактор не позволяет сделать форму единой.

К тому же руководство школ тратит львиную долю времени, контролируя не только соблюдение ношения формы, но и весь внешний вид учащихся в целом. Придирки доходят до абсурда — в некоторых школах учитывается длина волос в мальчишеских стрижках, наличие маникюра и длина юбок у девочек. Бесконечные пререкания старшеклассников с учителями роняют авторитет последних в глазах учеников.


Хилола Сулейманова
Хилола Сулейманова

Председатель экспертного совета при МНО

Большинство населения Узбекистана «за» школьную форму.

Как председатель экспертного совета могу, сказать одно: нужно провести социальное исследование и потом уже делать выводы. По данным, которые имеются у нас сейчас, большинство населения Узбекистана «за» форму. А таких, как я, кто против – меньшинство. Мы должны, к сожалению, пока согласиться с общественным мнением.

Хилола СулеймановаШкольная форма Японии
Ирена СильверИрена Сильвер

Психолог, тренер, трансформационный коуч в Лаборатория Психологии New WAY

Это прекрасный способ если не устранить, то существенно смягчить границы социального неравенства

Это, конечно же, мое субъективное мнение и никто не должен его разделять или следовать ему, но в этом мнении есть две стороны:

1. Как психолога и преподавателя, работающего с детьми.
2. Как мамы первоклассницы.

Я считаю, что школьная форма важна и нужна, но, как и в любой сфере нашей жизни, хочется добавить – «без фанатизма».

Плюс школьной формы в том, что, во-первых, это дисциплина, которой важно обучить подрастающее поколение.

Во-вторых, это прекрасный способ если не устранить, то существенно смягчить границы социального неравенства. Ведь в одном классе могут учиться как дети хорошо обеспеченных родителей, так и дети из социально-уязвимых слоев населения. И единая школьная форма помогает и тем, и другим сосредоточить свое внимание на учебе, а не на соревновательных моментах – у кого юбочка от кутюр, а у кого из старого маминого платья. Это, конечно, утрированный пример, но когда в эти «игры» втягиваются родители, школа превращается в подиум, а внимание родителей и детей уходит далеко от образовательной системы.

Ирена СильверШкольная форма Италии

Теперь, что касается внутреннего психологического состояния ребенка, который носит эту форму. Да, одев всех одинаково, мы переключили внимание детей с внешнего вида на учебу. Но здесь встает еще один немаловажный момент. Важно, чтобы ребенок, надев эту форму

а) чувствовал себя комфортно. То есть мог свободно двигаться, садиться, прыгать, бегать и т.д.
б) чтобы ребенок сам себе нравился. Вот этот момент часто упускается из виду. А ведь если вы, взрослые люди, хоть на секундочку вспомните свои ощущения, когда вы надеваете вещь, которая вам не нравится, то наверняка поймете, что в таком состоянии весь день потом идет наперекосяк. Сначала вы не нравитесь себе в зеркале, потом, акцентируя на этом внимание, вы начинаете проецировать это в мир, потом окружающие начинают это подтверждать – и всё! День не удался! Как следствие, падает самооценка, продуктивность и общая значимость индивида в обществе.

А теперь мысленно поместите в эти условия ребенка с неокрепшей психикой. Каково ему в таком состоянии?

А теперь, дабы усилить эффект, мысленно поместите в эти условия СВОЕГО ребенка… Наверное, у многих любящих родителей внутри что-то защемило при этих словах. Ведь мы все желаем своим детям только самого лучшего.

Ирена СильверШкольная форма Индии

Именно исходя из всего вышесказанного, хочется обратиться к тому, кто разрабатывает и утверждает дизайн формы для наших детей — пожалуйста, при разработке дизайна школьной формы постарайтесь продумать как физическую (удобство в ношении), так и эстетическую (красивый, достойный внешний вид) стороны этого вопроса. Ведь это лицо нашей страны, наше будущее.


Ирена СильверДиректор одной из общеобразовательных школ

(попросила не указывать ее имени)

Если дети хотят подчеркнуть индивидуальность — для этого есть выходные

Я уверена, что школьная форма детям необходима. Иначе никакого порядка в школах не будет. Школа – в первую очередь государственное учреждение, со своими правилами и законами. Если дети хотят подчеркнуть индивидуальность – для этого есть выходные. В школе же все должны быть едины, это облегчает учебный процесс, настраивает детей на серьезное отношение к учёбе.

Ирена СильверШкольная форма Китая
Лариса АбрамоваЛариса Абрамова

Бухгалтер, мама двоих детей

Нововведения — сомнительная затея

Было здорово, если бы школьная форма была удобной. Нововведения в виде единой государственной школьной формы – сомнительная затея. Наверняка такая форма будет очень дорогой. Форму по принципу «белый верх/черный низ» можно приобрести на свой вкус и карман, что очень удобно. А насчёт длины юбок – я думаю, что это должны контролировать сами родители. У меня дочка короткие юбки, например, не приемлет совсем, такой у нее стиль и вкус. Если бы формы не было вообще, дети с удовольствием ходили бы в школу, это было бы удобно. Например, девочкам удобно ходить в брюках, особенно зимой. Простыть будущим мамам очень легко, вылечиться – сложно. Мальчикам же всегда было и будет удобно в джинсах. Я сыну покупаю только черные джинсы. Строгие, без огромных карманов и надписей – но джинсы. Я считаю, что форма должна быть свободной, но в границах социальных норм. Юбки-пояса у девочек, брюки, болтающиеся в районе коленок у мальчиков для школы, конечно, неприемлемы. А вот опрятный, ухоженный вид еще ни одного человека не испортил.

Лариса АбрамоваШкольная форма Англии
Ирена СильверУченица 9 класса

(попросила не указывать ее имени)

Оставьте нам хоть какую-то свободу самовыражения!

С ужасом думаю о единой форме. Оставьте нам хоть какую-то свободу самовыражения! Сейчас мы можем хотя бы выбирать себе одежду по вкусу, оставаясь в рамках стиля «белый верх/черный низ» и не выглядеть при этом как цыплята из инкубатора. Можно было бы сделать единую цветовую гамму для разных школ, а модели разрешить носить разные – думаю, было бы красиво и стильно. Еще было бы круто, чтобы у каждой школы были свои эмблемы или гербы, которые и были бы отличительными знаками. Или одинаковый элемент одежды – например, галстуки. Можно много чего придумать так, чтобы ученики и учителя были довольны.

 


Лариса АбрамоваLantana

Художник, дизайнер одежды

Хотелось бы, чтобы дети имели свой стиль – необычный и индивидуальный

Я думаю, школьная форма для детей до 5 класса вообще не нужна. Потому что школьник в это время только погружается в учебный процесс, адаптируется к новым правилам. Я бы сделала комфортную одежду для школьников, чтобы можно было взаимозаменять предметы одежды. Ребенок смог бы проявлять свою индивидуальность, комбинируя варианты сочетаний. С 12 лет я бы сделала такую форму, где каждый ребенок мог бы максимально проявить себя. Например, на уроках рисования или труда дети могли бы сконструировать собственную модель школьной формы, выдвигали бы предложения по удобству, цвету, стилю. На конкурсной основе можно было бы отобрать до 10 вариантов формы, чтобы ученики могли выбрать максимально комфортную для себя. Хотелось бы, чтобы дети имели свой стиль: необычный и индивидуальный.

Лариса АбрамоваШкольная форма Малайзии

На сегодняшний день вопрос о школьной форме является предметом бесконечных споров и обсуждений. В Узбекистане отдается предпочтение строгому стилю одежды, в пример нередко ставятся Великобритания, Япония и ряд других стран, где в приоритете единая форма. Но прежде чем равняться на соседей в отношении внешнего облика учеников, хотелось бы для начала достичь такого же уровня образования.

Пресс-служба Министерства образования РУз отказалась давать редакции The Mag какие-либо комментарии по поводу единой школьной формы.

«Мы же носим форму, вот и вы носите!». Молодой педагог — о том, нужна ли учителям единая форма

Про школьную форму для учеников говорят много. При этом в некоторых школах форму вводят не только детям, но и педагогам. Преподаватель русского языка Юлия Загорулькина, которая ведёт самый смешной учительский твиттер, объясняет, почему никакая форма учителям на самом деле не нужна (даже если школьники считают иначе).

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Давайте для начала разберёмся, что такое форма и для чего она нужна. Обычное определение: форма, униформа (лат. forma «форма», лат. uniformis «единообразный») — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика корпоративной группы. Дальше я буду говорить именно о такой форме, а не о дресс-коде, который предполагает официально-деловой стиль.

Где можно встретить людей в форме

1. Банки, магазины, отели. В общем, все те места, где человеку нужно будет сразу определить, к кому обратиться по интересующим вопросам. Консультант в магазине (не всегда в форме, но хотя бы с каким-то её элементом) должен выделяться своим внешним видом. Что у учителей? В школе всё очевидно — учителя выглядят старше, их знают в лицо, а молодых специалистов, сливающихся со старшеклассниками, не так уж и много.

2. Больницы, поликлиники. Тут, если честно, дело даже не в форме, а в символичности. О белом халате врача сложено много песен:

«И на свете тебя ещё нет,

И едва лишь откроешь глаза ты,

Твою жизнь охраняют от бед

Люди в белых халатах».

Если врачи не в белых халатах, то в специальных хирургических костюмах разных цветов в зависимости от отделения. Так обеспечивается стерильность, комфорт в движениях. Что у учителей? С символичной деталью одежды у нас не сложилось как-то с самого начала. Стерильность, как в операционной, тоже поддерживать не надо. Тогда зачем форма?

3. Заводы, предприятия, фабрики. Одно из назначений формы здесь — сохранение жизни работнику. В школе учителя рискуют не жизнью, а нервной системой и в этом им никакая форма не поможет (поможет железобетонная выдержка).

4. Предприятия общественного питания. Здесь всё тоже очевидно. Китель для повара — что белый халат для врача. Шапочка у работников столовой — чтобы волосы в еду не попадали. Опять же, зачем это всё учителю?

5. Военная форма. Если по форме военного можно определить звание или принадлежность к виду вооружённых сил, то, что определяет форма у учителя? Категорию? Первую или высшую? Соответствие занимаемой должности? Кому это надо, кому это интересно? В общем, много риторических вопросов.

Я привела неполный список, но даже этого хватит, чтобы понять — с точки зрения функциональности форма для учителя не имеет никакого смысла.

Учитель — это не просто специалист по своему предмету. Это целый образ

Личность, сложенная из множества факторов, как внешних, так и внутренних. Манеры, особенности речи, мимика, жесты, одежда, обувь, причёска — всё имеет значение. Многие могут возразить: «Если учитель интересен как личность, то на одежду никто не обратит внимания». Я вам скажу — вы не правы. Ученики всегда обращают внимание на внешний вид учителя. Представьте: на вас в течение 45 минут, а то и 90, непрерывно смотрят. Поневоле бросается в глаза каждая мелочь: в лучшем случае цвет лака или заколка в волосах, в худшем — пятно или дырка на рубашке. Одежда для учителя — это ещё один способ обратить на себя внимание, если хотите. Мне лично всегда было приятно смотреть на своих учителей в красивых платьях или со вкусом подобранных костюмах. Для некоторых учителя становятся ни много ни мало образцами для подражания с точки зрения стиля. Да, даже так!

А теперь подумайте, что получится, если упаковать учителя в серый сарафан в голубую клетку. А потом вы выйдете в коридор, и таких сарафанов разных размеров будет ещё 10 штук. Ваша любимая Марья Ивановна останется всё той же Марьей Ивановной, но глаза у неё будут грустные и настроение ни к чёрту, потому что для женщин важно быть красивой и неповторимой. Но дело не только в красоте и неповторимости.

Ничего хорошего не произойдёт, если загнать в рамки творческую личность. Внутренний дискомфорт рано или поздно найдёт своё отражение. Это касается и учеников, между прочим.

Теперь объясню, почему форма для учителей невозможна и с технической стороны. Форма — это строго определённые фасоны, ткань, цвет. При этом все мы понимаем, что никто не будет учитывать:

  • особенности телосложения, типы фигуры;
  • цветовые предпочтения;
  • качество ткани;
  • предпочтения в выборе фасона.

То есть никто не возьмёт у тебя индивидуальные мерки, не поинтересуется, любишь ли ты юбку-карандаш и идёт ли тебе фиолетовый цвет. Я посмотрела сотни фотографий разных форм и не нашла ни одного достойного варианта. Да, все смотрятся одинаково, это тот самый «единый облик корпоративной группы», но если вглядываться в каждого по отдельности… Не может одинаково хорошо сидеть юбка-карандаш на человеке 42 размера и 56-го. Не может оранжевый цвет подходить всем без исключения.

Для чего всё это делается? Чтобы учителя, глядя друг на друга, думали про себя: «Ура! Я часть коллектива! Мы занимаемся единым делом! Корпоративный дух нас объединяет!» А что, без серого сарафана вы не часть коллектива и не занимаетесь единым делом? Кстати, ещё один вопрос, который меня волнует, а кто за всё это удовольствие будет платить?


Что могут возразить школьники (с нотками мщения)

«Мы же носим форму, вот и вы носите!»

Друзья, вы носите форму, потому что она немного вас дисциплинирует. Учитель — взрослый человек, он понимает, что пришёл на работу. Учителя отличает самоорганизованность, а вам нужен внешний контроль, в том числе и на уровне одежды.

«Я понимаю, что я в школе, и мог бы себя вести адекватно и без всякой формы»

Я прекрасно понимаю ваше негодование и сочувствую. Как много проблем могла бы решить формулировка «официально-деловой стиль» в школьном уставе! Но увы.

«Ой, у нас некоторые учителя ходят так, что лучше бы они форму носили»

Да, к сожалению, есть люди, которые перестают ухаживать за собой. Зависит это не от профессии, а от личности.


А ещё возражения от учителей

«Форма — это очень удобно. Передо мной никогда не стоит проблема, что надеть»

Это, конечно, аргумент. Но подходит он не всем. Вам всё равно, в чём ходить, а кто-то с удовольствием подбирает наряды.

«У нас старейшая гимназия в городе, ученики и учителя с радостью носят форму, и никому в голову не приходит отказаться от этого»

Вот здесь я соглашусь. Если форма — это давние традиции учебного заведения, то носить её будешь с гордостью и без указаний администрации. Это тот случай, когда действительно хочешь быть частью чего-то целого и единого. Но я таких учебных заведений знаю единицы.

Мне кажется разумным ввести один какой-нибудь аксессуар, который бы объединял учителей на торжественных мероприятиях. Будь то значок, эмблема или шарфик. Нужно? Надели. Мероприятие закончилось — сняли. А в повседневной учебной жизни давайте просто будем опрятными, свободными и красивыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *