4 измерение сальвадора дали – Открытие выставочного проекта «4DALI. Четвертое измерение Сальвадора Дали». Центр современного искусства «MARS»

Содержание

Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

Портрет Сальвадора Дали на обложке книги «50 магических секретов мастерства». 1949 г. Фото: Рикардо Санс

Любая выставка усатого каталонца, внушившего миру, что именно он и есть сюрреализм, обречена на внимание. Если на ней показаны еще и уникаты — обречена на успех. Если выставка открыта в России, где на стенах реализм, а в жизни — сплошной сюр, то на успех огромный.

Выставка в Музее Фаберже обладает всеми этими качествами. Прежде всего, это первый в Петербурге показ Сальвадора Дали в таком масштабе: 150 картин и графических листов, большая часть которых предоставлена фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также разными музеями и частными коллекционерами. Главный куратор выставки Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда, выставку задумал как диалог художника и старых мастеров.

Первый, а может быть, и главный хит — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934). Фонд приобрел эту картину у частного коллекционера в 2011 году за $11 млн. Это была сенсация. Особенно если учесть, что аукционный рекорд на Дали ушел недалеко — $21,6 млн за «Портрет Поля Элюара». Он был установлен в том же году. Дали отсылает в этом пейзаже к своему кумиру — художнику № 1 в его табели о рангах, «всеобъемлющему сюрреалисту» Яну Вермееру. Точнее, к его картине «Аллегория живописи» из венского Музея истории искусства. На картине голландца художник пишет юную модель, возможно символ прогрессивных Нидерландов, рядом с картой страны. Главный персонаж у Дали, также художник, сидит перед моделью, завернутой в плотную драпировку, на фоне ампурданского поселка Порт-Льигат. Не мог Дали забыть и себя любимого, нарисовав ребенка в костюме моряка с няней. И еще неизвестно, кого изобразит художник. Может быть, именно морячка.

Сальвадор Дали. «Пейзаж с загадочными элементами». 1934. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

В 1945 году Дали создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, универсала эпохи Ренессанса. В акварелях и рисунках чернилами, представленных на выставке, он уходит от канонического текста, создавая одним росчерком пера эффектное размышление на вечную тему: художник и модель.

Серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, заказанная Дали в 1950 году к 700-летию поэта Государственным полиграфическим институтом Италии, привела к созданию 102 листов в разных техниках: акварель, гуашь, сангина и чернила. Позднее ровно 100 были воспроизведены в технике фотогравюры. Вся итоговая серия показана в Петербурге. Дантов ад по Дали — страшный, но естественный. Рай — эфемерный и невсамделишный.

В начале 1980-х Дали делает посвящения Микеланджело, в России прежде не выставлявшиеся. Возможно, смерть жены в 1982 году подвигла его на создание картины «Геологическое эхо. Пьета». Художник «вырезает» фигуры Девы Марии и Христа в скалистом пейзаже Кадакеса. На полотне «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» объединяет классицистическое изображение мецената и сюрреалистический каменистый пейзаж.Выставку завершает картина «В поисках четвертого измерения». В отличие от физиков, Дали считал, что проникновение в четвертое измерение дарует бессмертие. Нужно небольшое усилие — заставить часы со смятым циферблатом показывать точное время. 

Музей Фаберже
Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик
До 2 июля

Четвёртое измерение в изобразительном искусстве — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Концепция четвёртого измерения в изобразительном искусстве оказала значительное влияние на развитие живописи начиная с первой половины XX века[1].

Экспериментами по использованию новых визуальных средств занялись многие известные художники. Роль перспективы снизилась; например, кубисты (Пикассо, Метценже и другие) в своих картинах часто изображали людей и предметы одновременно в различных ракурсах, тем самым как бы добавляя им измерения (см., например, картину «Авиньонские девицы»). В изобразительном искусстве появились такие модернистские (иногда называемые авангардистскими) направления, как сюрреализм, футуризм, абстракционизм и другие

[2].

Гийом Аполлинер в 1913 году писал[1].:

Сегодня учёные больше не ограничивают себя тремя измерениями Евклида. И художники, что совершенно естественно (хотя кто-то и скажет, что только благодаря интуиции), привлекли новые возможности пространственных измерений, что на языке современных студий стало называться четвёртым измерением. Существуя в сознании образом пластики предмета, четвёртое измерение зарождается благодаря трём известным измерениям: оно представляет собой необъятность пространства во всех направлениях в каждый данный момент. Это само пространство, само измерение бесконечности; четвёртое измерение одаряет предметы пластичностью.

Для создания своих полотен Пикассо глубоко изучил книгу Эспри Жуфре (Esprit Jouffret) «Элементарный трактат по геометрии четырех измерений» (1903, в ней подробно описаны гиперкубы, другие сложные многогранники и их двумерные проекции), а также работы Анри Пуанкаре[3].

Макс Вебер, один из ранних кубистов, написал статью под названием «В четвертом измерении с точки зрения пластики», в ней Вебер заявляет, «в пластике, я считаю, существует четвёртое измерение, которое может быть описано как осознание громадного, всеподавляющего ощущения пространства во всех направлениях одновременно, и оно приходит в мир с помощью трёх обычных измерений»[4].

Поиском новых средств занимался сюрреалист Марсель Дюшан, хорошо знакомый с многомерной математикой и методами её визуализации[5]. Среди наиболее характерных образцов его творчества — картины «Обнажённая на лестнице, № 2»

[6] и «Большое стекло». Аналогичные мотивы прослеживаются у футуристов, супрематистов (работы Малевича этого периода напоминают плоские сечения объектов из высших измерений) и сюрреалистов.

Русский художник Михаил Матюшин с середины 1910-х годов развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории четвёртого измерения математика-теософа Петра Успенского. Вместе со своими учениками Матюшин организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта, теория «расширенного смотрения» включала в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30—60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.

В 1936 году в Париже был опубликован «Манифест димензионистов» (от лат. dimensio, размерность), который подписали многие всемирно известные художники, в том числе Ханс Арп, Франсис Пикабиа, Василий Кандинский, Робер Делоне и Марсель Дюшан. Позднее к нему присоединились Ласло Мохой-Надь, Жоан Миро, Давид Какабадзе, Александр Колдер и Бен Николсон

[7].

В 1953 году сюрреалист Сальвадор Дали провозгласил намерение создать «Великую метафизическую картину», его нашумевшее «Распятие, или Гиперкубическое тело» было завершено в следующем году, Картина изображает Иисуса Христа на развёртке гиперкуба (тессеракта). В Метрополитен-музее искусств эта картина характеризуется как «символ духовной победы Христа над телесными ранами»[8]. У Сальвадора Дали есть также картина «В поисках четвёртого измерения»[1].

Некоторые из работ Пита Мондриана и его практика «неопластицизма», вероятно, уходит корнями в его представление утопической Вселенной, с перпендикулярами, уходящими в иное измерение[9].

  1. 1 2 3 Ибаньес, Рауль, 2014, с. 133—155..
  2. ↑ Overview of The Fourth Dimension And Non-Euclidean Geometry In Modern Art, Revised Edition
     (неопр.) (недоступная ссылка). MIT Press. Дата обращения 24 марта 2013. Архивировано 20 марта 2013 года.
  3. Jouffret, Esprit (1903). Traité élémentaire de géométrie à quatre dimensions et introduction à la géométrie à n dimensions. Paris: Gauthier-Villars. OCLC 1445172.
  4. Weber, Max (1910). In The Fourth Dimension from a Plastic Point of View. Camera Work. 31 (July 1910).
  5. Henderson, Linda Dalrymple. Duchamp in Context: Science and Technology in the Large Glass and Related Works (англ.). — Princeton, N.J: Princeton University Press, 1998. — ISBN 9780691123868.
  6. Елена Мартыненко. Марсель Дюшан. Обнаженная, спускающаяся с лестницы.
  7. ↑ Dimensionist Manifesto (неопр.) (PDF) (1936). Дата обращения 24 марта 2013.
  8. Crucifixion (Corpus Hypercubus).
  9. Kruger, Runette.
    Art in the Fourth Dimension: Giving Form to Form – The Abstract Paintings of Piet Mondrian (англ.) : journal. — Spaces of Utopia: An Electronic Journal. — P. 23—35. — ISSN 1646-4729.
  • Ибаньес, Рауль. Четвёртое измерение. Является ли наш мир тенью другой Вселенной?. — М.: Де Агостини, 2014. — 160 с. — (Мир математики: в 45 томах, том 6). — ISBN 978-5-9774-0631-4.

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ч.1: tatiana_matnina — LiveJournal


ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ. СЕРГЕЙ СУХОНОС. 2018 н.э. #РАССВЕТ  ч.1     https://www.youtube.com/watch?v=tYrNESuwArU
Опубликовано: 7 окт. 2018 г. 1:54:44

Человек из многомерной реальности может постичь только часть. Ту часть, которую он постигает, ту он и использует. Следы той размерности, которой обладает человечество в своём коллективном сознании, они проявляются везде и во всём. В архитектуре, живописи, литературе, науке, технологиях, политике.

Нет ничего более глобального, чем изменение модели размерности пространства. Как правило, в эволюционном плане, происходит приращение еще одной размерности. Последнее приращение произошло при переходе из средних веков в Новое время – эпоху Возрождения.
Революция затронула все сферы общественного сознания, общественного бытия, технологии и до сих пор продолжается. Она еще не закончилась.

А началась она, как не может показаться это странным многим – с живописи. Зрительно мы воспринимаем 70, а то и 90 % информации. Поэтому тогда, когда в человеческой голове возникает представление об ином измерении мира, это в первую очередь проявляется, как ни странно, у художников. И художники, поэтому, являются самыми первыми глашатаями этих революционных изменений.

Следом за художниками, как правило, идут космологи, которые меняют картину мира, картину Вселенной. Вселенная становится другой. Вселенная Коперника отличается от Вселенной средних веков.
Там Вселенная была просто плоской Землёй, накрытой куполом, как индейка, поданная на стол. А Вселенная Коперника оказалась на порядки больше, наполненной пустотой, планетами, звездами и так далее. То есть революционные изменения, которые происходят при переходе от одной размерности к другой – самые грандиозные.

В настоящее время Человечество испытывает как раз такого же рода революционные изменения, которые происходили 500 лет назад, когда человечество выходило из средневекового представления  к современному. Мы сейчас стоим на пороге осознания – что же такое 4-е измерение.

4-е измерение на сегодняшний момент является самым глобальным и фундаментальным понятием в современной науке. С помощью постижения 4-е измерения станут понятными и многие загадочные вещи, типа НЛО, шаровых молний, Вечной Души, новые возможности перемещения в пространстве, вплоть до антигравитационных двигателей, новые виды энергии – эфирной и многое другое.

 4-е измерение – это и время, и 4-е геометрическое пространственное измерение, и иерархическое измерение нашего мира, эволюционные процессы, масштабное измерение – всё это грани этого нового бриллианта.


Сальвадор Дали.


Картина – «В поисках четвёртого измерения».Сальвадор Дали.

Сальвадора Дали многие считают сумасшедшим, но это не отрицает того факта, что он был великим провидцем.  Кстати, он выписывал серьёзный научный журнал. Вначале он также как и многие 4-м измерением считал ВРЕМЯ.

Представление о размерности пространства, которое кажется нам с рождения естественным и Исходным, присутствующим Природе, появилось всего лишь на всего во времена Ньютона. То есть 300 лет назад.  Никто из мыслителей до того не говорил о трех измерениях. Декарт ввел две координаты — икс и игрек. Затем Ньютон ввел третью координату – и всё. Как же люди жили, спрашивается? Не зная, что мир трёхмерен? Как Ньютон определял трёхмерность мира?

Он брал точку и говорил: Точка – это модель 0-мерного пространства. Точка – это ноль.
Далее он двигал точку по линии и говорил: Точка, которая заметает след, образует линию, создаёт нам 1-мерное пространство. Далее он начинал двигать линию, перпендикулярно самой себе, и говорил: А теперь линия заметает след и образует плоскость. Плоскость является двухмерным пространством. Дальше он двигал плоскость, перпендикулярно самой себе, получал объём и говорил: А теперь плоскость порождает 3-е измерение. Куда дальше двигать объем он не знал. В 1844 году этот метод был дополнен Германом Грассманом, малоизвестным немецким математиком.

Представление о 4-м измерении родилось тогда, когда Ньютон объявил о 3-х мерности мира. До сих пор поиски 4-х мерного пространства ни к чему не привели. Все известные рисунки про ЭТО – всего лишь на всего – игры разума. Мы не знаем, что такое 4-е измерение.  Математики пишут формулы. Но понять их не возможно и тем более использовать.

Фигура 4-х мерного куба является символом 4-х мерного пространства. 4-х мерный куб символизирует крест в 4м измерении

И на этом кресте он изобразил себя. Чувствуя себя распятым на 4м измерении.
Во Франции в Де Фансе был построен 4-х мерный дом. Что он символизирует? Пустоту, которая находится внутри того самого 4-х мерного куба. Он так и называется — 4-х мерный дом. В своё время было очень много шума по поводу строительства этого дома. Все считали, что это какое-то мистическое сооружение.. в котором действительно можно увидеть 4-е измерение.. Приходили, смотрели, но, конечно никаких признаков не находили.

У нас сегодня есть 3 измерения Пространства и Время. Если мы приклеим Время к Пространству, мы получим 4-х мерный Мир. 3 – пространственных измерения и одно временное. Но эти понятия полярны. И такое объединение недопустимо. Потому что пространство – это понятие о статичности Мира, а Время – о его мобильности. Сальвадор Дали пытался изобразить время в этой парадигме. Текущим и плоским.. Пространственным.. Искривляющимся..

Так что до сих пор никто не знает – что такое 4-е измерение и можно даже привести цитату известного учёного на этот счёт.


Кроме математиков и физиков пытались понять, что такое 4-е измерение – поэты, писатели, художники, философы, изотерики, мистики (Успенский, Эббот), фантасты. Создавали своё представление об этом.
В 1884 г. в. Эдвин Эббот написал книгу «Флатландия».  Этот научно фантастический роман считается полезным для людей, изучающих такие темы, как, например, понятия о других пространственных измерениях или гиперпространства. Как литературное произведение роман ценится из за сатиры на социальную иерархию Викторианского общества.
Юмор, причудливая, подчас гротескная литературная форма, множество убедительных математических подробностей двумерного бытия сделали Флатландию необычайно популярной. Ее (наравне с бессмертной «Алисой» Льюиса Кэррола) охотно цитируют авторы серьезных научных трактатов по многомерной геометрии и теории относительности.
«это лучшее введение в способ восприятия измерений, которое может быть найдено»
Айзек Азимов .

 В пространстве Эббота – 2-х мерной Флатландии, объемные тела появляются как проекции этих фигур на плоскости, как точка, овал и т.д. из ниоткуда, и исчезают в никуда. Т.к. Объект пронизывает плоскость и уходит дальше. Точно так же, возможно, действуют в нашем 3Д мире объекты 4го измерения

Кружочек, взятый в путешествие вопрошает дальше. Эббот показывает косность наше сознание.

Симплексный метод  Грассмана.


Точка или маленький шарик ноль-мерное пространство. Две точки, соединённые линией – это симплекс одномерного пространства. Симплекс – это термин обозначающий – простейшее. Для того чтобы создать линию – надо иметь хотя бы 2 точки и хотя бы одну линию их соединяющую. Следующий шаг – 2-мерное пространство. Есть 3 точки и 3 линии их соединяющая.  Это – треугольник. Треугольник – минимальная фигура, обеспечивающая нам выход в плоскость. Никакая извилистая линия нам не да1т выход в плоскость – треугольник – уже даёт.  Следующий шаг – пирамидка. Это 4 точки, как минимум. Это уже объём. Пирамидка является симплексом 3-х мерного пространства.

Грассман своей теорией неявно заложил и другие позиции. Первая. ТО, что там есть обязательная равноудалённость следующей точки от предыдущей. Потому что, если этой равноудалённости нет, то точка может находиться где угодно и попасть на линию. Тогда мы получим случай..(..)
Единственная точка, которая равно удалена от 4х предыдущих – это точка внутри пирамидки.

Ch5-метан-газ ;Sih5-силан-газ  — фигуры по принципу 4-го измерения? (Симплексы углеродной и кремниевой жизни? Т.М.)

Но если принять положение об относительности всего сущего, то появляется вторая равноудалённая точка, объемлющая пирамидку как шар, заключающая её внутри себя. То есть в 4-е измерение из 3-его – 2 шага. Внутрь и наружу.
И тогда мы попадаем в масштабные измерения.. Такая пирамидка есть в природе. Это – Ch5, метан, его молекула. Молекулу метана многие химики называют двуликим Янусом. Потому что она относится как к органическому, так и к неорганическому миру.
Надо сказать, что Ch5 — молекула метана – это самая простая органическая молекула. Проще не бывает.
Это грандиозный переход в живую природу (на углеродной основе — Т.М.).

Молекула воды h3O в пространстве существует на самом деле как симплекс 4-го измерения. И поэтому она является мощным носителем информации. И основой жизни. В каждом из нас минимум 70% воды. Вода устроена 4-х мерно. А Жизнь построена на 4м измерении, а не на первых трёх.

Переход между уровнями иерархии от одного к другому происходит по простому алгоритму. Сначала объект – одномерен, далее…линеен. И т.д.

Где мы можем еще найти симплекс 4го измерения? Возьмём центральный шар и вытащим его наружу. И расплющим. Результатом будет пентаграмма. Эдакий цыплёнок табака.


То есть – пентаграмма – это расплющенный симплекс 4-го измерения.

Пентаграмма – это единственная геометрическая фигура, из всех существующих, что напичкана золотой пропорцией до отказа.
Таким образом, как мы только делаем шаг в сторону 4-го измерения, мы  попадаем в некие структуры, которые становятся живыми.

китайская пентаграмма; древнегреческая пентаграмма – воздух, вода, земля, огонь, эфир
Эфир – 5й элемент, из которого ВСЁ состоит, который ВСЁ пронизывает. Вспомним знаменитый фильм – 5й элемент. 5-м элементом там является сама девушка – ЖИЗНЬ.

Посмотрим на фигурку человека, которая соответствует нашей ладони. Вот ОН – расплющенный симплекс 4-го измерения – наша ладонь.
    5тикратные оси симметрии существуют только в живой природе. В неорганике их не находят


Нобелевская премия по химии была выдана в 2011 г. израильскому ученому  Даниэлю  Шехтману за открытие  в редчайших кристаллах (квазикристаллах) 5-ой оси симметрии. Он, по сути, покусился на святая святых.
В Природе координатных осей мы с вами не увидим. Они существуют только в нашем сознании. Потому что развивающийся организм, для своего понимания упрощает окружающий мир до своего понимания. Если человечество может понять этот мир как 3-хмерный, он и создает вокруг себя сплошь 3-хмерные объекты. Дома, модели, теории. И натягивает их на живую природу.

У симплекса 4-го измерения есть внутренняя и внешняя среда. Есть внутренний объект – внутренняя точка и 4-ре внешних. Это структура закрытая. Имеющая обособление внутреннего и внешнего. Это грандиозный шаг в эволюции. У всех живых существ есть такое обособление – внутреннего содержимого и внешней оболочки.

Самая малая живая структура – это вирус.

Есть у него внешняя – белковая оболочка, и внутри – РНК. То есть внутреннее и внешнее. Внутренняя информация защищена. Этот простейший вирус – есть  переход от костного мира к живому. У бактерии есть внутренняя среда. У клетки.

Додекаэдр с внутреннем шариком – являет собой символическую фигуру перехода в 4-е измерение.
Почему додекаэдр? Потому что когда мы рассматриваем симплекс, мы имеем всего 4 точки и внутреннюю. Не хватает защиты в пирамидке центральной области. Чтобы закрыть нужно налепить еще шарики. Можно добавить только 12 шариков = 1+12. Учитель и 12 апостолов отсюда.


Додекаэдр – это фигура, в котором внутреннее пространство защищено внешней оболочкой. Додекаэдр – играет огромную роль во многом.
В картине С.Дали мы и видим 2 додекаэдра. Один в темноте, другой на свету. Видим человека наблюдателя. Эти 2 додекаэдра символы незнания и знания.

Картина Ишера – «Порядок и Заос». В центре Звезда додекаэдрическая – пентаграмма на сфере, как порядок. А вокруг хаос костного-неорганического мира.

Алгоритм.

Первое появление объекта – это монополия. Это единичный объект. Один. Или это много одиночек. Потом появляются связи. Одномерного мира. Потом 2-мерного, 3-мерного. Потом – очередной шаг в 4-х мерный, происходит свертка, и уже 4х мерный объект превращается в первоэлемент следующего иерархического уровня. Т.о. заканчивается построение иерархического уровня. Начинается построение следующего иерархического уровня.. Вся иерархия состоит из переходов по такому алгоритму. Эволюция и качественный скачок.

Чем отличается человек от своих мраморных копий. В мраморной статуе есть только 2 иерархических уровня – атомы и сама статуя. Ассоциативно ее можно сравнить с элеватором, наполненным зерном. А человека с многоэтажным многоквартирным жилым домом, наполненным разнообразными жильцами. Не только людьми, причем. Более 20-ти этажей. На каждом действуют свои законы. Химические. Клеточные и т.д. Такая многоуровневая иерархичность и есть признак эволюции – многомерной и масштабной. В которой каждый виток соответствовал проработке каждого этажа и только затем надстройки следующего.

Многоуровневая иерархичность – есть признак – масштабной эволюции, которой пройден путь от примитивного вируса, до организма человека. Прежде чем перейти на следующий этаж  прорабатывается предыдущий.

Точно так же идет эволюция в системах, социуме, по одним и тем же законам.
Модель пространственного, которую  создает воображение человека, его сознание, пронизывает все сферы жизнедеятельности человечества: Живопись, архитектуру, представления о мире, о самом человеке, науку, технологии, наши строительные и энергетические возможности – абсолютно всё. И это принципиально важно. Потому что, имея в данный момент времени в голове трехмерную модель, всё человечество создаёт вокруг себя 3-хмерный мир. Как только мы сделаем еще один шаг и начнём видеть мир 4хмерным, мы создадим вокруг себя совсем другой МИР. Живой, а не мёртвый. Потому что до 3-го измерения – всё это – костная неорганическая материя. (??? ТМ)
И когда мы будем создавать вокруг себя среду 4-хмерную, она будет – живой.
Как доказать, что сознание человечества развивалось по тому же алгоритму: 0-мерные представления, 1-мерные, 2,3-х мерные…? Можно сотнями разных спсобов. Наиболее наглядные – три:

Живопись, Архитектура, Космология (модель Вселенной)

Академик Борис Раушенбах (5 [18] января 1915, Петроград — 27 марта 2001, Москва)  известный— советский и российский физик-механик, один из основоположников советской космонавтики, доктор технических наук, профессор писал в своей книге о том, что во время эпохи Возрождения произошла революция в сознании человечества. И человечество стало воспринимать мир 3-мерным. То есть, именно с этого момента (15 в) на картинах появилось представление о пространственной перспективе. (про обратную перспективу – отдельная тема) Произошел переход из плоского, 2-мерного мира в 3-мер.
Сначала в Италии, потом в Голландии и дальше уже в остальном мире. Посмотрим рисунки предшествующие 15 веку.


  Пл
Плоскостной Мир. Где здесь глубина? Объём? З-х мерность? Всё есть плоскостная проекция. Пространство – плоское. Плоский мир. Библия Европейская. Арабский, Китайский мир. Средневековый.

Другая логика перспективы. 3-е измерение тогда не имело значения. Только Значимость фигуры имела место и отражалась. Корова и осёл, император —  изображены по величине их значимости. Не по законам перспективы.  Повсюду. До 15 века.


1я картина эпохи Возрождения с персп. Мозаччо.

Botticelli, Gabriel og Maria; Паоло Уччелло Легенда о причастии.1465-69гг; Полиптих Перуджи.Пьеро делла Франческа,1470 г.

Для того, чтобы подчеркнуть перспективу, Художники стали рисовать полы, с подчеркнутым рисунком, проявляющим эту перспективу наиболее наглядно. Появляется задний план. Соотношение фигур не по значимости, а по расположению в пространстве. Художники 15 века стали увлечённо исследовать 3-е измерение. На второй, приведённой, картине — Паоло Уччелло Легенда о причастии. Женщина выменивает у еврейского купца просфору на платье, — сюжет абсолютно второстепенен. Зато исследование 3-его измерения проведено по полной. Потолок, стены, полы — в четкой перспективе. Всё уходит вдаль, как рельсы, и уменьшается.
Обнаруженное 3-е измерение поглотило всецело умы. Открыло новые возможности Мира.  Картина за картиной демонстрирует нам это восхищение пред ПЕРСПЕКТИВОЙ ЛИНЕЙНОЙ. Возможности Отображения на двумерной плоскости холста трехмерного объемного изображения. На картине №3 Полиптиха Перуджи (комплекс картин итальянского мастера эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа, который окончен в 1470 году. Он расположен в Galleria Nazionale dell’Umbria, Перуджа, Италия). Сюжет картины изобилует глубиной пространства.


Andrea Mantegna ; Francisco de Holanda
Для того, чтобы подчеркнуть перспективу, художники стали рисовать уходящу
Картина Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок. 1431, Изола-ди-Картуро, Венето — 13 сентября 1506, Мантуя) Мертвый Христос – апофеоз. Зачем бы изображать снятого с креста Христа – в таком ракурсе, с пяток к зрителю? Одна цель – показать 3-е измерение. Всё остальное – средство! Платили только за религиозные сюжеты, а художникам было интересно 3-е измерение.
3-е измерение начинает проявляться во всём. В больших панорамных картинах в том числе. Картина Portuguese artist, historian, and philosopher Francisco de Holanda, a student of Michelangelo’s –«Capital Punishments and Torture in an Imaginary Medieval Town (Столичные наказания и пытки в воображаемом средневековом городе)» демонстрирует во всей красе даль, масштабные изменения, даже за счет шахматного пола перед замком..

Как переходы от измерения к измерению проявляются на значимых темах живописи?


Б.Раушенбах натолкнул на мысль проанализировать египетскую живопись. В египетской живописи даже плоскости нет. Египетские отбивки по линиям это действия на линиях! Нет ни одного действия, которое сообщалось бы  с изображенным на другой линии.  Все события последовательны вдоль одной линии. Фигуры стоят на линиях, вытянувшись, как канатоходцы.
Пазл сложился.
Египетская культура одномерная – на отчеркнутой линии (инженерный чертёж), средневековая на плоскости, Новое время с возрождения – 3Д. 1-2-3. Дальше – 4. Голограммы, цифровая реальность  5, 7 Д – это уже наше время.

     Не только живопись, но и архитектура. Линейные процессии, организованные рядами колонн, вдоль линии движения от храма к храму. Движение в собственно храме – типичном египетском храме построено именно по этому принципу!
Египет.Tell El-AmarnaTempled_Aton
Всё крутилось вокруг одномерных структур. Сама цивилизация Египет – одномерна. Вытянута вокруг р.Нил. Более того, в Древнем Египте существовала модель Вселенной, в которой Вселенная представляла из себя следующее: текущий по земле Нил, параллельно которому по горам стоят столбы. На столбах – прикреплено небо железное, забиты золотые гвозди звёзд. По небесному Нилу, прямо над земным, зеркально отраженным,  плывет барка с Солнцем. Представьте себе эту картину!
 Труба практически. Кишка. Змея. Одномерная, линейная Вселенная. И была модель Вселенной в виде змеи в древности.. И с этой змеёй боролся знаменитый герой, побеждал её. В сознании отразилось, что Змея – это символ одномерного мира. Герой, побеждая одномерное представление, делает шаг в 2мер.

Возьмем картину Распятия.

Самая древняя картина Распятия из известных, на камне в Испании выгляд

Большая выставка Сальвадора Дали открылась в Петербурге • ARTANDHOUSES

Новую монографическую выставку великого мистификатора в Музее Фаберже можно рассматривать как продолжение проекта Эрмитажа «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», проходившего осенью прошлого и зимой нынешнего года. В главном российском музее показывали в основном предшественников, современников и последователей Дали, работавших на юге Испании в конце XIX — XX веках. Сегодня же рассказывают персональную историю жизни в сюрреализме самого яркого представителя направления.

Для выставки

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» собрали около ста пятидесяти произведений из Фонда «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе, музеев и частных коллекций — живопись, графику, скульптуру и фотографию. Все они были созданы в период с середины 1930-х годов, времени перехода мастера от фигуративного искусства к сюрреализму, и до начала 1980-х, когда Дали обращался творчеству мастеров Возрождения и Ренессанса.

Экспозиция начинается с двух произведений — «Пейзажа с загадочными элементами» 1934 года и «Фигуры и драпировки на фоне пейзажа» 1935 года с видами Ампурдана, вдохновлявшими не один десяток каталонских художников на эксперименты, многие из которых были показаны в Эрмитаже. А заканчивается живописным циклом с цитатами скульптур Микеланджело, написанным в 1982-м, который стал годом прощания Сальвадора с его не менее знаменитой женой и музой Галой.

Рикардо Санс
Портрет Сальвадора Дали на обложке книги «50 магических секретов мастерства»

1949

Франсеск Катала-Рока
Сальвадор Дали с гиперкубическим крестом
1953

«Фигура и драпировка на фоне пейзажа»
1935
Фонд «Гала-Сальвадор Дали»

«Пейзаж с загадочными элементами»
1934
Фонд «Гала-Сальвадор Дали»

«Черный дьявол. Ад. Песнь 21»
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери
1959-1963
Фонд «Гала-Сальвадор Дали»

«В поисках четвертого измерения»
1979
Фонд «Гала-Сальвадор Дали»

«Геологическое Эхо. Пьета»
По мотивам скульптуры «Пьета» работы Микеланджело
1982
Фонд «Гала-Сальвадор Дали»

Без названия
По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» с надгробия Джулиано Медичи работы Микеланджело
1982
Фонд «Гала-Сальвадор Дали»

Без названия
По мотивам скульптуры «Моисей» с надгробия папы Юлия II работы Микеланджело
1982
Фонд «Гала-Сальвадор Дали»

«Воин» или «Los Embozados»
По мотивам скульптуры «Лоренцо Медичи» с надгробия Лоренцо Медичи работы Микеланджело
1982
Фонд «Гала-Сальвадор Дали»

11 скрытых символов «Постоянства памяти», узнав о которых вы начнете понимать и другие картины Дали

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

1. Плавящиеся циферблаты. Символизируют нелинейное время. Если в двух словах, это время, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно (например, такое происходит во сне). Именно из-за этой нелинейности мы можем видеть в одной композиции сразу три времени. Те часы, что висят на голом дереве, обозначают прошлое. На столе, стекающие в бездну, — настоящее. На спящем объекте — будущее. Почему каждый из циферблатов располагается на определенной поверхности — читайте в расшифровках этих объектов, ведь все это неспроста.

2. Оранжевый овал. На переднем крае стола — это тоже часы. Но они, в отличие от трех других, твердые, потому что символизируют время линейное, где прошлое и настоящее уже не существуют одновременно. Мы не можем управлять такими часами, они неумолимо идут вперед. Художник отказывается признавать такое время, поэтому кладет часы циферблатом вниз, а сверху располагает муравьев. Что означают эти насекомые — смотрите в следующем пункте.

3. Муравьи. Эти насекомые буквально облепили оранжевые часы. Муравьи во всем творчестве мэтра означают гниение, разложение и смерть. Такая ассоциация возникла у художника еще в детстве. Однажды маленький Сальвадор увидел кишащих на мертвой летучей мыши муравьев — и это его потрясло. Здесь на картине муравьи поверх часов — символ быстротечности всего земного.

4. Муха. Для Дали мухи были «феями Средиземноморья». В «Дневнике одного гения» он писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами». В мухе автор зашифровал музу — вдохновение, которое посетило его при написании картины.

5. Растекшийся объект. На земле распластано нечто. Впрочем, если дать волю воображению, то отчетливо видны очертания лица спящего человека: нос с характерной горбинкой, язык, ресницы и даже пшеничная бровь. Это автопортрет художника. «Сон — это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта», — писал Дали. Похожие автопортреты часто встречаются в творчестве художника. Особенно крупно — на полотне «Великий мастурбатор».

6. Зеркало. Означает переменчивость и непостоянство — оно способно отражать как реальность, так и мир сновидений.

7. Сухое дерево. Дерево на картине — олива, знак мудрости в античности. Художник считал, что в современном мире той «правильной» мудрости больше нет. Поэтому дерево мертво и часы на нем — это символ минувшего.

8. Пустынный берег. Пейзаж неслучайно выглядит таким заброшенным. Это олицетворение тоски и душевной пустоты автора в тот период. Поэтому и себя он изобразил как рыбу, выброшенную на берег.

9. Море. Для художника море было символом вечности, бессмертия и идеальным местом для путешествий. Именно в море течение времени не объективно, а подвластно внутреннему ритму сознания путешественника — так считал Дали.

10. Горы. На картине — мыс Креус рядом с городом Фигерас, родиной Дали. Этот пейзаж узнаваем и встречается на многих полотнах художника. К воспоминаниям из детства Сальвадор относился с трепетом и любил переносить их на свои картины.

11. Яйцо. Один из самых узнаваемых символов на работах Дали. Есть он и на «Постоянстве памяти» — крошечный овал на берегу моря, у гор. Яйцо на всех картинах мастера — символ перемен и рождения чего-то нового. Образ художник взял у орфиков — древнегреческих мистиков. По мифологии, из Мирового яйца родилось первое двуполое божество Фанет, создавшее людей. А две половинки скорлупы образовали небо и землю — этим и обусловлено расположение яйца на картине.

Если мы соединим все эти составляющие в единое целое, то можно заключить, что главный смысл картины в том, что время относительно, но постоянно в движении, а память недолговечна, но стабильна. «Постоянство памяти » относится к фрейдистскому этапу в творчестве Дали. Есть у картины и другое, неофициальное, название — «Течение времени».

Художник написал шедевр в 1931 году, когда ему было всего 27 лет. А уже в 1934 году «домом картины» стал Музей современного искусства в Нью-Йорке.

25 самых странных сюрреалистичных картин Сальвадора Дали

Автор:
05 июля 2015 10:40

Легендарный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали — фигура достаточно неоднозначная в мировом искусстве. Его называли гением с характером бунтаря. Одни считали его сумасшедшим, другие — неподражаемым талантом. Сам Дали называл себя спасателем всего мирового искусства, ибо только он один «…способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности.

1. Искушение святого Антония

1. Искушение святого Антония

2. Вселенский собор

2. Вселенский собор

3. Архитектонический

3. Архитектонический

4. Портрет Пикассо

4. Портрет Пикассо

5. Атавистические останки дождя

5. Атавистические останки дождя

6. Загадка Вильгельма Телля

6. Загадка Вильгельма Телля

7. Предчувствие гражданской войны

7. Предчувствие гражданской войны

8. В поисках червертого измерения

8. В поисках червертого измерения

9. Мелкие останки

9. Мелкие останки

10. Пуристический натюрморт

10. Пуристический натюрморт

11. Сон

11. Сон

12. Преждевременное окостенение станции

12. Преждевременное окостенение станции

13. Антропоморфный шкафчик

13. Антропоморфный шкафчик

14. Сотворение чудовищ

14. Сотворение чудовищ

15. Загадка Гитлера

15. Загадка Гитлера

16. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

16. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

Какой художник открыл четвертое измерение?

Когда математик Томас Банхофф в 1975 году получил предложение связаться с Сальвадором Дали, он расценил это как шутку и даже почуял неладное. Так нетривиально началось сотрудничество двух выдающихся людей, длившееся почти десятилетие. Гениальный художник регулярно получал консультации экспертов в области математики, для того чтобы претворить свои грандиозные проекты в жизнь.

Поиски вдохновения в науке

Испанский мастер на протяжении всей своей сознательной жизни искал вдохновение в науке. Сюрреалист по призванию, еще в 1958 году он написал: «Под влиянием моего наставника Фрейда я хотел создать чудесный мир иконографии. Но сегодня науку психологию превзошел совершенный и точный мир математики и физики. На сегодняшний день я считаю своим наставником доктора Гейзенберга».

Удивительное изображение распятия Христа

Несмотря на то что мастер продолжал исследовать идеи теоретической физики вплоть до самой своей смерти, возможно, величайшее воплощение его научного любопытства запечатлено на холсте, вышедшем из-под его пера в далеком 1954 году. Устрашающим наваждением над фигурой его супруги Галлы предстает Иисус Христос в позе, которая была воспета художниками в течение нескольких столетий. Тем не менее там нет никаких гвоздей, а сам крест не выполнен из дерева. В целом монументальная работа Дали не подчиняется законам трехмерного измерения. Выйдя за рамки привычных границ, это полотно смогло отразить новый смысл традиционной библейской сцены. По сути, «Распятие» объединяет классической изображение Христа с формой, существующей только в математической теории.

Развернутый четырехмерный куб

Позднее профессор Банхофф описывал этот плавающий крест как «развернутый четырехмерный куб». В 2012 году на лекции, посвященной творчеству Сальвадора Дали, математик объяснил, как художник пытался вывести изображение трехмерного пространства за пределы границ. Осуществление этой задачи стало возможным путем наложения одной на другую двух перспектив. С уверенностью можно сказать, что именно испанцу на практике удалось открыть четвертое измерение.

«Скульптуры ума»

Подобно тому, как стороны куба могут быть развернуты на шесть квадратов, тессеракт, или четырехмерный гиперкуб, может быть развернут на восемь кубов. Это трудно понять простому обывателю, но идея многогранных измерений помогает ученым предусмотреть формы, которые математик Маркус дю Сотой назвал «скульптурами ума». По мнению эксперта, невозможно увидеть четырехмерный куб в нашей ограниченной трехмерной Вселенной. Однако существуют различные способы, чтобы человек смог представить себе эту модель.

Геометрия в области метафизики

«Распятие» Сальвадора Дали тоже можно причислить к «скульптурам ума». Это полотно привносит немного геометрии в область метафизики. Художественный критик Келли Гровье упоминает о «медитативной интенсивности распятия». Этот шедевр устанавливает связь между духовным спасением Христа и материальностью физических сил. Многие полагают, что наука отделена от религии. Сальвадору Дали удалось невозможное: он нивелировал пропасть и преодолел этот разрыв.

Четыре года кропотливой работы

Испанский художник работал над полотном «Распятие» в течение четырех лет. Нарушая границы привычного трехмерного пространства, он смог обнаружить новый смысл в традиционной библейской сцене. Сама идея четвертого измерения, существующего за пределами нашего материального мира, резонирует с духовным миром, превосходящим по величине и значимости масштабы нашей Вселенной.

Четвертое измерение в искусстве

Для многих творческих личностей четвертое измерение в искусстве казалось естественным. В манифесте 1936 года венгерский поэт и теоретик Кароли Тамко Сирато утверждал, что литература и картины – это «самолеты, которые оставляют линии в пространстве», а скульптура давно вышла из закрытых неподвижных форм. В свое время Сирато прогнозировал повсеместное художественное завоевание четырехмерного пространства.

Представитель кубизма Пабло Пикассо, вдохновленный теориями математиков 19 века Бернхарда Римана и Анри Пуанкаре, пытался изобразить четырехмерные формы на двухмерном холсте. Однако Дали удалось пойти дальше. Он охарактеризовал свою работу как «метафизический трансцендентный кубизм». По утверждениям самого мастера, «Распятие» появилось под влиянием мистицизма 13 века и архитектуры 16 века. Эта работа основана на Трактате о кубической форме Хуана де Эрреры, автора идеи дворца Эскориал, архитектора Филлипа II. В свое время идейные вдохновители Сальвадора Дали черпали вдохновение у каталонского философа Арса Магны и алхимика Раймонда Лулла. В конце концов идеи, живущие в веках, смогли трансформироваться в развернутый четырехмерный крест, корпусом которого является гиперкуб.

Томас Банхофф продолжает: «Каталонец Раймонд Лулл изучал в свое время два измерения. Два века спустя Хуан де Эррера применил на практике идеи предшественника, использовав третье измерение. Дали шел по их стопам и еще более расширил границы возможного. Также можно отчетливо увидеть взаимосвязь между этим гиперкубом и эскизами крестов, сделанными в 18 веке французским астрономом Эдме-Себастьяном Жоратом. Однако когда ученый изображал эти формы в 1750 году, он и подумать не мог, что спустя два века это назовут развернутым четырехмерным кубом. Тем не менее, глядя на эскизы француза, Банхофф признал ту самую форму: «Вот оно! Это тот самый развернутый крест!» Таким образом, Дали смог войти в четвертое измерение с помощью математиков, астрономов и даже мистиков.

Это не было легкой задачей

Тем не менее эта работа вызывала определенные трудности. Несмотря на полученные знания, «Распятие» далось испанцу тяжело. Прошло долгих четыре года, прежде чем Дали удовлетворился результатом. Полотно было полностью завершено в 1954 году. Мастер видел в геометрии путь к вечному спасению. «Распятие» выходит за пределы этого мира и уносит нас в неизведанные плоскости. Художник сам признавал, что мыслители и литераторы не дают ему столь нужной почвы для вдохновения. Только ученые могли дать ему все, в том числе бессмертие души.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *