Категория:Артисты балета СССР — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуСтраницы в категории «Артисты балета СССР»
Показано 200 страниц из 515, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)А
- Абайдулов, Гали Мягазович
- Абашеев, Пётр Тимофеевич
- Абдреимов, Куатбай
- Абдыев, Реджепмырат
- Абиров, Даурен Тастанбекович
- Абрамов, Геннадий Михайлович (хореограф)
- Абрамова, Анастасия Ивановна
- Адамова, Гульнара Владимировна
- Аджамов, Владимир Касумович
- Адырхаева, Светлана Дзантемировна
- Ажикмаа-Рушева, Наталья Дойдаловна
- Азаматова, Сталина Азимовна
- Азарин, Наум Маттаньевич
- Азимова, Азиза
- Акимов, Борис Борисович
- Александров, Александр Артемьевич
- Алексидзе, Георгий Дмитриевич
- Алимбаев, Берик Каримович
- Алмасзаде, Гамэр Гаджи Ага кызы
- Амин-Заде, Зебо Мухиддиновна
- Ананиашвили, Нина Гедевановна
- Андреев, Алексей Леонидович
- Анисимов, Валерий Викторович
- Анисимова, Нина Александровна
- Аподиакос, Наталья Матвеевна
- Апухтин, Николай Александрович (артист балета)
- Арзамасцев, Олег Германович
- Асауляк, Лев Владимирович
- Асылбашев, Мелис Омурбекович
- Асылмуратова, Алтынай Абдуахимовна
- Ахмарова, Наталья Галимзяновна
- Ахундова, Рафига Гаджи кызы
- Аюпова, Жанна Исмаиловна
- Аюханов, Булат Газизович
Б
- Бабаева, Чимназ Мамед кызы
- Базарбаев, Чолпонбек Базарбаевич
- Базарова, Надежда Павловна
- Байсеитова, Раушан Хатиятовна
- Балабанов, Александр Петрович
- Балабина, Фея Ивановна
- Балахничёва, Наталья Геннадьевна
- Балиева, Агнесса Суреновна
- Балог, Клара Фёдоровна
- Банк, Любовь Михайловна
- Бапов, Рамазан Саликович
- Барыкин, Виктор Николаевич
- Барышников, Михаил Николаевич
- Басин, Николай Анатольевич
- Бейшеналиева, Бюбюсара
- Бекбосынов, Алмас
- Беликова, Нина Викторовна
- Бельский, Игорь Дмитриевич
- Бережной, Сергей Михайлович
- Бессмертнова, Наталия Игоревна
- Билалова, Марта Гаджиевна
- Блинов, Борис Павлович
- Блинов, Валентин Тихонович
- Бовт, Виолетта Трофимовна
- Богатырёв, Александр Юрьевич
- Боголюбская, Марианна Сергеевна
- Богомолова, Людмила Ивановна
- Болотин, Леонид Алексеевич
- Большакова, Наталья Дмитриевна
- Борейко, Галина Михайловна
- Бочаров, Александр Ильич
- Боярчиков, Николай Николаевич
- Брегвадзе, Борис Яковлевич
- Бржозовская, Людмила Генриховна
- Бруднов, Константин Петрович
- Брянцев, Дмитрий Александрович
- Бурмейстер, Владимир Павлович
- Былова, Мария Владимировна
В
- Вазиев, Махар Хасанович
- Вайнонен, Василий Иванович
- Валамат-Заде, Гафар Рустамович
- Валукин, Евгений Петрович
- Варковицкий, Владимир Александрович
- Василёв, Владимир Юдич
- Василевская, Лариса Николаевна
- Васильев, Владимир Викторович
- Васильева, Антонина Ивановна
- Васильева, Вера Петровна
- Васильева, Марина Александровна
- Вашакидзе, Тамаз Ремович
- Векилова, Лейла Махат кызы
- Ветров, Александр Николаевич
- Ветров, Юрий Юрьевич
- Вечеслова, Татьяна Михайловна
- Викулов, Сергей Васильевич (танцовщик)
- Вилль, Эльза Ивановна
- Вилциня, Велта Эйновна
- Виноградов, Олег Михайлович
- Виноградова, Софья Александровна
- Вирская-Котляр, Валерия Семёновна
- Вирский, Павел Павлович
- Владимиров, Юрий Кузьмич
- Власова, Людмила Иосифовна
- Власова, Элеонора Евгеньевна
- Воинова-Шиканян, Любовь Павловна
- Волкова, Вера Николаевна
- Воробьёва, Лилия Анатольевна
- Ворохобко, Василий Степанович
- Вронский, Вахтанг Иванович
Г
- Габович, Михаил Маркович
- Габович, Михаил Михайлович
- Гаврилова, Александра Ивановна
- Гальцина, Наталья Васильевна
- Ганжа, Степан Александрович
- Ганженко, Виктор Александрович
- Ганибалова, Валентина Михайловна
- Гацулина, Анна Фёдоровна
- Гейденрейх, Екатерина Николаевна
- Гельцер, Екатерина Васильевна
- Генслер, Ирина Георгиевна
- Георгиан, Георгий Герасимович
- Герасимчук, Лидия Павловна
- Гердт, Елизавета Павловна
- Годенко, Михаил Семёнович
- Годунов, Александр Борисович
- Голейзовский, Касьян Ярославич
- Голикова, Елена Васильевна
- Голикова, Татьяна Николаевна
- Голованов, Лев Викторович
- Голованова, Тамара Сергеевна
- Головань, Анатолий Петрович
- Головкина, Софья Николаевна
- Гончарова, Лидия Евгеньевна
- Гордеев, Вячеслав Михайлович
- Граудс, Янис Микелович
- Грачёва, Надежда Александровна
- Григорович, Юрий Николаевич
- Григорьев, Юрий Владимирович (артист балета)
- Гуляев, Вадим Николаевич (артист балета)
- Гурман, Марк Наумович
- Гусев, Пётр Андреевич
- Гускина, Елена Ростиславовна
Д
- Дарахвелидзе, Георгий Викторович
- Дега, Ирина Петровна
- Джалилова, Алла Абдулгаевна
- Дзгоева, Алла Дзантемировна
- Долгушин, Никита Александрович
- Дорофеева, Инна Борисовна
- Дрейере (Эррс), Зита Евгеньевна
- Дречин, Семён Владимирович
- Дроздова, Маргарита Сергеевна
- Дубровина, Вера Андреевна
- Дудинская, Наталия Михайловна
- Дудко, Михаил Андреевич
- Дуленко, Валентина Сергеевна
З
- Заботкина, Ольга Леонидовна
- Загурская, Галина Николаевна
- Задаянная, Ирина Евгеньевна
- Заклинский, Константин Евгеньевич
- Захаров, Ростислав Владимирович
- Захидова, Лютфи
- Звягина, Сусанна Николаевна
- Зейферт, Тамара Алексеевна
- Зеленский, Игорь Анатольевич
- Зубковская, Инна Борисовна
- Зубковский, Николай Александрович
К
- Кайдани, Флора Ганиевна
- Каландарова, Малика Яшуваевна
- Калиновская, Валентина Фёдоровна
- Камалетдинов, Мансур Фатхинурович
- Каплан, Семён Соломонович
- Капралис, Юрис Петрович
- Карельская, Римма Клавдиевна
- Кариева, Бернара Рахимовна
- Каримова, Разия Зариф-кызы
- Карташов, Иван Дмитриевич
- Касаткина, Наталия Дмитриевна
- Кафтанат, Михаил Иванович
- Кеворков, Сергей Никитич
- Кекишева, Галина Петровна
- Кикалейшвили, Зураб Малакиевич
- Кириллов, Владимир Петрович
- Кириллова, Галина Николаевна
- Кирсанова, Тамара Николаевна
- Кладничкина, Татьяна Олеговна
- Клевцов, Юрий Викторович
- Клейн, Александр Александрович
- Климов, Андрей Андреевич
- Клявин, Дмитрий Робертович
- Князева, Ольга Николаевна (хореограф)
Самая известная советская балерина. Кто она?
Кто самая известная советская балерина? Кто-то назовет Майю Плисецкую, другие — Ольгу Лепешинскую, третьи — Галину Уланову. Все они были выдающимися танцовщицами ХХ века. Советские балерины, фото которых приведены ниже, своим мастерством сумели возвести советский балет на небывалую высоту во всем мире. Каждая из них прошла свой особый путь к вершине славы.
Галина Уланова
Известная советская балерина родилась в Санкт-Петербурге в семье балетных артистов Мариинского театра в 1909 году. С 9 лет Галина стала обучаться балетному искусству в Петроградском хореографическом училище, где работала хореографом ее мама. На занятия она ходила без особой охоты, однако врожденное чувство долго не позволяло ей расслабляться, и она с упорством отрабатывала балетные позы. После окончания училища в 1928 году ее взяли в труппу ленинградского Театра оперы и балета. Через год она уже танцевала ведущую партию в “Лебедином озере” и произвела как на балетных критиков, так и на публику большое впечатление. О ней стали говорить как о будущей звезде. До 1944 года Галина была примой Кировского театра. Ее репертуар включал роли Джульетты, Жизели, Маши из “Щелкунчика”. Во время Отечественной войны известная советская балерина вместе с труппой театра была эвакуирована в Алма-Ату. В 1943 году она была номинирована на звание Народной артистки Казахской ССР. После войны Уланову перевели в Москву в труппу Большого театра. Она была первой из советских балерин, которая совершила зарубежное турне. Она выступила на авторитетных балетных сценах европейских столиц: Вены, Лондона, Парижа и т.д. Советская балерина Галина Уланова считалась достоянием мирового балетного искусства. Ее благосклонности добивались многие влиятельные люди планеты, однако она была неприступной и замкнутой. Она держала всех на определенной дистанции, ни с кем не дружила, мало общалась, за что ее прозвали “Великой Немой”. Галина Уланова, пожалуй, — самая одаренная со стороны государства советская балерина. Ей были присвоены звания Народной артисткой РСФСР и СССР, она стала дважды героем Социалистического труда, лауреатом различных авторитетных премий. При жизни Галине Улановой были установлены два памятника: один на ее родине – в Санкт-Петербурге, а другой – в Стокгольме. Галина Уланова умерла в возрасте 89 лет. До конца жизни она выглядела безупречно элегантной, ходила на каблуках и делала разминку у балетного станка. Ее тело покоится на Новодевичьем кладбище.
Ольга Лепешинская
Другая известная советская балерина, дворянка по происхождению, родилась в Киеве в 1916 году. Для получения хореографического образования она с семьей переехала в Москву и поступила в Московское хореографическое училище. Ее врожденный талант сразу же бросился в глаза ее преподавателям, и сразу же по окончанию училища ее взяли в труппу Большого театра. Она исполняла ведущие партии в балетах П. И. Чайковского: Маши в “Щелкунчике”, Одетты — Одиллии в “Лебедином озере” и др. Ее балетными партнерами были такие известные танцовщики, как Асаф Мессерер, Алексей Ермолаев и Петр Гусев. Ольга Лепешинская снялась в первом советском фильме-балете “Граф Нулин”. После ухода со сцены великая балерина занялась педагогической деятельностью и взрастила не одно поколение балерин. Она ушла из жизни в возрасте 94 лет.
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая родилась в состоятельной еврейской семье в 1925 году в Москве. Ее отец всегда занимал ответственные государственные посты, однако в 1938 году был обвинен по статье «Враг народа» и расстрелян, а ее мать – актриса немого кино — была сослана в Казахстан. Для того чтобы девочка не попала в детдом, ее тетя, артистка Большого театра Суламифь Мессерер, удочерила Майю. Ее дядя — Асаф Мессерер — также был знаменитым танцовщиком Большого театра. Так девочка росла среди двух артистов и приобщалась к балетному искусству. Став выпускницей Московского хореографического училища, она поступила на службу в Большой театр. В течение 5 лет Майя танцевала второстепенные партии, однако после исполнения роли Жизели она стала примой Большого театра. В 1958 году известная советская балерина Майя Плисецкая и популярный композитор Родион Щедрин поженились. Майя снималась во многих советских фильмах-балетах, а после ухода со сцены стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а затем и Мадридского балета. Сегодня Майя Плисецкая является председателем ежегодной международной балетной премии “Майя”.
Наталия Макарова: балерина, сбежавшая из СССР | Fresher
В её жизни всё было парадоксально: она начала заниматься балетом очень поздно, уже в 13 лет, и была зачислена в Вагановское училище. Наталия Макарова была ведущей балериной Кировского театра и исполнительницей главных ролей в самых популярных спектаклях, а уже в 1969 году стала Заслуженной артисткой РСФСР. Что могло заставить успешную балерину остаться в Великобритании спустя всего год, и как сложилась её дальнейшая жизнь?Рождение балерины
Она появилась на свет в 1940 году и до пяти лет росла у бабушки, фактически в лесу. Сейчас это трудно себе представить, но будущая балерина с удовольствием занималась сельским хозяйством: вязала снопы, ухаживала за скотиной, косила сено и собирала грибы с ягодами. И после переезда в Ленинград каждое лето приезжала в то самое село, где снова окуналась в атмосферу беззаботного счастья и свободы. Наташа всегда хорошо училась и, при желании, после окончания школы могла бы поступить в любой институт. Мама надеялась, что дочь станет врачом или инженером, однако девочке была уготована совсем другая судьба. Наташа, как многие советские дети, после школы торопилась во Дворец пионеров, выбрав для себя хореографическую Ей было уже 13 лет, когда Наташа случайно увидела объявление о наборе экспериментального класса в Вагановское училище, и тут же поднялась по лестнице, зашла в кабинет. А после того, как её посмотрели, от волнения сказала ошибочный номер телефона. Но её всё равно нашли спустя три месяца. Мама Наташи была категорически против того, чтобы дочь стала балериной, однако директор училища нашёл нужные слова и даже сказал: «Из неё выйдет что-то такое, чем вы будете гордиться». Уже во время обучения Наталия Макарова проявила свой талант, а сразу после окончания училища её зачислили в труппу Кировского театра, где она стала ведущей солисткой.Сложный путь
Она верила в то, что всё делает правильно, хотя и страшилась поначалу жизни в незнакомой стране. После того, как Наталия Макарова попросила политического убежища в Великобритании, ей пришлось какое-то время скрываться от КГБ, а после её ждал театра Ковент-Гарден, о котором она мечтала.Самое большое счастье
Несмотря на успех, самым счастливым событием в своей жизни балерина называет появление на свет ребёнка, её единственного сына Андрея в 1978 году. За год до эмиграции она развелась со своим вторым мужем режиссёром Леонидом Квинихидзе, а в США встретила свою судьбу, бизнесмена Эдварда Каркара. Он бережно хранил автограф балерины, полученный ещё в те годы, когда они не были знакомы. А после переезда Наталии в США неизменно посещал все спектакли с её участием, пока не решился познакомиться с русской красавицей. Их роман продлился 4 года, после состоялось венчание в церкви, где корону над ней держал Михаил Барышников, с которым Наталия подружилась ещё в Ленинграде. Балерина неустанно повторяет, что её супруг – это её главная опора в жизни. Он тонко чувствует её саму, вдохновляет на новые и новые подвиги и поддерживает все начинания. Когда Андрей появился на свет, Наталия Макарова поняла: это и есть настоящее счастье. Крёстной мамой малыша стала сама Жаклин Кеннеди. Они не были дружны, но часто пересекались во время гала-концертов. На одном из них Наталия и Жаклин Кеннеди сидели рядом, и она с интересом расспрашивала балерину о сыне, только появившемся на свет. Наталия Макарова рассказала о предстоящем крещении малыша и в шутку предложила Кеннеди стать крёстной мамой. Та с радостью согласилась. После рождения Андрея балерина очень быстро восстановила форму и отправилась снова покорять вершины балетного искусства. Её сын мог бы тоже танцевать, у него были для этого все данные, но Андрей пошёл по стопам отца и занялся инвестиционным бизнесом. В 1982 году выдающаяся балерина дебютировала на бродвейской сцене в мюзикле «На пуантах», и роль Веры Бароновой принесла ей несколько серьёзных наград.Замыкая круг
Спустя 18 лет после эмиграции Наталия Макарова получила возможность выступить в Лондоне вместе с труппой родного Кировского театра, а в 1989 году снова вышла на ленинградскую сцену. Как признаётся сама балерина, она поняла, что круг замкнулся. Она вновь была в театре, где делала свои первые шаги в искусстве, а в ложе сидела мама, с которой они не виделись почти 20 лет. Мама плакала от счастья, а сама Наталия Романовна поняла, что пора остановиться. Кажется, именно тогда она приняла решение оставить сцену. После завершения карьеры балерины она занималась постановками в театрах разных стран, а ещё изредка снималась в кино и выходила на театральную сцену в качестве драматической актрисы. Наталия Макарова сегодня живёт в собственном доме в Сан-Франциско, где на участке у неё есть берёзовая роща, напоминающая российские пейзажи, и небольшая деревянная церковь.Какие были романы у балерин с советскими политиками
Сильные мира сего в СССР были не прочь поразвлечься с симпатичными артистками. Распущенность ставилась им в вину, только если партийные деятели попадали под каток сталинских репрессий – «прицепом», в довесок к обвинениям в измене Родине или шпионаже. Впрочем, никто из советских балерин свои романы с советскими вождями огласке не придавал. О связях с высшими партийными чинами писали в мемуарах многие знаменитые артистки, оперные дивы. Но не балерины.
«Любимая балерина Сталина»
Так называли великую советскую танцовщицу, приму-балерину Большого театра, чей талант ценили руководители нашего государства от Сталина до Путина (причем, оба лидера страны были знакомы с Ольгой Васильевной Лепешинской лично: она умерла в 2008 г.). В воздыхатели Лепешинской в свое время записывали не только генералиссимуса, но и маршала Жукова, и других именитых советских руководителей, включая членов Политбюро. В ответ на подобные слухи балерина только смеялась.
Очевидно одно: платоническая страсть у Иосифа Виссарионовича к приме-балерине Большого все же была. Иначе трудно объяснить, что побудило его 17 раз ходить на «Пламя Парижа», где Лепешинская танцевала партию актрисы придворного театра Людовика XVI Амур.
«Ходоки»
Калинин и Енукидзе
Самыми активными «ходоками» по части балерин называют секретаря ВЦИК СССР Авеля Енукидзе и «всесоюзного старосту» Михаила Калинина. С 1922 года они были «кураторами» Большого театра, после чего на этот советский очаг культуры посыпались разного рода преференции в виде увеличения зарплат артистам, прикрепления их к кремлевской больнице, улучшения жилищных условий и т.д.
Утверждают, что в качестве благодарности за все эти блага приглашаемые «в кабинет» балерины танцевали для Енукидзе и Калинина голышом, получая в качестве подарков импортное белье, косметику и побрякушки. Эти россказни до сих пор остаются на уровне слухов, поскольку документально не подтверждены. Как и нашумевшая история с балериной Большого театра шестнадцатилетней Беллой Уваровой, якобы погибшей из-за того, что отказала Калинину в близости.
В мемуарах известной советской оперной певицы Веры Давыдовой, опубликованных в 1993 году под громким названием «Кремлевкие козлы. Исповедь любовницы Сталина», рассказывается о том, как Калинин преследовал Уварову, ее привозили к нему домой. А потом, спустя две недели после знакомства со «всесоюзным старостой», балерина пропала. Лишь месяц спустя в подмосковном лесу нашли обезображенный труп девушки. Давыдова пишет, что следствие по этому делу курировал лично Сталин, угрозу от нужного ему в тот момент Калинина он отвел, а родителей Беллы вскоре репрессировали по надуманным обвинениям.
Енукидзе был крестным второй жены Сталина Надежды Аллилуевой. Жена брата первой супруги «отца народов» Мария Сванидзе (репрессирована и расстреляна в 1942 г.) характеризовала в своих дневниках (они сохранились) Енукидзе как развратника и сластолюбца, дошедшего до совращения 9-11-летних девочек. Ему единственному из советских политических деятелей подобного уровня предъявили обвинение в педофилии. Поэтому романы Енукидзе с балеринами, если они на самом деле и были, на подобном фоне выглядят невинным флиртом.
Когда Берия еще не вышел из доверия
Если говорят о многочисленных любовницах Лаврентии Берии, то неизменно вспоминают и балерин. Хотя их фамилии, в отличие от известных актрис, скажем, Татьяны Окуневской и Зои Федоровой, до сих нигде не назывались.
Вообще сведения об интимных отношениях сильных мира сего с балеринами содержат много конспирологической информации, которая зиждиться на слухах и домыслах. К примеру, в последнее время широко цитируются выводы французского историка Рене Буве, касающиеся связей наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского с танцовщицами. Его фавориткой, в частности, была основательница «синтетического» направления в танце Инна Чернецкая (Бойтлер). Буве, специализировавшийся на творчестве М. Булгакова, утверждал, что бал сатаны в романе «Мастер и Маргарита» списан с оргии, устраиваемой Луначарским, – мужчины — во фраках, а женщины – только в туфлях и с перьями на голове. Танцы каждый раз заканчивались массовым совокуплением. Якобы этот шабаш Михаил Афанасьевич, которого приглашали на «бал», неоднократно наблюдал своими собственными глазами. В это поверить трудно, так как именно Луначарский всячески ругал творчество Булгакова и травил его самого.
Николай Сыромятников
Источник:
Какие были романы у балерин с советскими политиками
© Русская Семерка
russian7.ru
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Ярчайшие звезды советского балета
В дореволюционной России балет пользовался большой популярностью. Несмотря на то что после революции многие танцоры императорского театра покинули страну и стали выступать на сценах иностранных театров, в России осталось немало артистов, которые были способны возродить в стране балетное искусство и основать советский балет. И в этом им помог первый народный комиссар по образованию Анатолий Луначарский, который приложил немало усилий для сохранения и развития этого вида искусства в полуразрушенном государстве. В 30-х годах 20-го века уже стали появляться первые звезды советского балета. Многие из них получили звание народного артиста РСФСР и СССР:- Екатерина Гельцер;
- Агриппина Ваганова;
- Галина Улановна;
- Ольга Лепешинская;
- Марина Семенова;
- Василий Тихомиров;
- Михаил Габович;
- Алексей Ермолаев;
- Ростислав Захаров;
- Асаф Мессерер;
- Константин Сергеев и др.
40-е — 50-е годы
В эти годы Императорский театр Санкт-Петербурга был переименован в Балет им. Кирова (ныне Мариинский театр), а художественным руководителем этого театра стала заслуженная балерина Агриппина Ваганова – ученица Петипа и Чеккети. Она была вынуждена преобразовывать сюжетные линии, подчиняя их советским идеологическим принципам. Так, например, концовка балета “Лебединое озеро” с трагического была изменена на возвышенный. А Императорская Балетная Школа стала называться Ленинградским Государственным Хореографическим Институтом. Здесь обучались будущие звезды советского балета. После смерти выдающейся балерины в 1957 году это учебное заведение было переименовано в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой. Так оно называется и по сей день. Наиболее популярными балетными театрами страны стали Большой театр в Москве и театр им. Кирова (Мариинский театр) в Ленинграде. Репертуар театров включал произведения как иностранных, так и русских и советских композиторов. Особенной популярностью пользовались произведения Прокофьева: балеты “Золушка” и “Ромео и Джульетта” и др. Балет не прекращал действовать и в годы Отечественной Войны. Однако своего расцвета он достиг в середине века. Изголодавшиеся по культурным мероприятиям за годы войны советские люди наводняли театральные залы, и каждый новый спектакль проходил с аншлагом. Деятели балета пользовались большой популярностью. В эти годы появились новые звезды советского балета: Татьяна Зимина, Мая Плисецкая, Юрий Григорович, Марис Лиепа, Махмуд Эсамбаев, Раиса Стручкова, Борис Брегвадзе, Вера Дубровина, Инна Зубковская, Аскольд Макаров, Тамара Зейферт, Надежда Надеждина, Вера Орлова, Виолетта Бовт и др.
60-е – 70-е годы
Последующие годы советский балет стал визитной карточкой СССР. Труппы Большого и Кировского театров с успехов гастролировали по всему свету, выезжали даже за железный занавес. Некоторые звезды советского балета, очутившись «за бугром» и взвесив все “за” и “против” решили остаться там и попросили политического убежища. Их на родине считали предателями, а в СМИ писали о знаменитых “невозвращенцах”. Александр Годунов, Наталья Маркова, Михаил Барышников, Валерий Панов, Рудольф Нуриев — все они имели большой успех и были востребованы на балетных сценах самых престижных театров мира. Однако наибольшую популярность в мире завоевал советский артист балета Великий Рудольф Нуриев. Он стал легендой в истории мировой культуры. С 1961 года он не вернулся с парижских гастролей и стал премьером в Ковент-Гардене, а с 1980-х годов стал руководителем “Гранд Опера” в Париже.
Заключение
Сегодня русский балет не теряет своей популярности, и взращенные советскими балетмейстерами молодые артисты востребованы во всем мире. Русские деятели балетного искусства в 21-м веке свободны в своих действиях. Они могут беспрепятственно заключать контракты и выступать на сценах иностранных театров и своими блестящими выступлениями доказывать всем и вся, что русский балет – лучший во всем мире.
Лидочка. Трагедия восходящей звезды советского балета / Назад в СССР / Back in USSR
16 июня 1924 года, Ленинград. Небольшая компания, состоящая из четырех мужчин и одной девушки, на моторной лодке решает совершить прогулку по Неве и Финскому заливу. Когда лодка, плывшая по Фонтанке, вышла к Гутуевскому острову, у нее заглох мотор, после чего ее стало уносить течением.Починить двигатель не удавалось, и плывший в Кронштадт пароход «Чайка» столкнулся с лодкой, все пассажиры которой оказались в воде. Несмотря на помощь матросов парохода спасти удалось лишь троих. Среди утонувших оказалась и девушка, которой было всего двадцать лет. Вот так буднично оборвалась жизнь Лидии Ивановой, балерины, которой прочили блестящую карьеру и мировую славу.
Лидия Александровна Иванова родилась 4 октября 1903 года в столице Российской империи в семье инженера Александра Иванова. По настоянию родителей Лидочку отдали учиться в Петербургское театральное училище при императорских театрах, где девочка привлекла внимание педагогов балета своими способностями и изяществом.
Лидия Иванова
После двух революций 1917 года, когда многие деятели искусств спешно покидали раздираемую Гражданской войной страну, Лида вместе с родителями осталась в Петрограде, где в 1921 году успешно оканчивает училище и поступает в бывший Мариинский театр. Юная балерина быстро завоевывает популярность как среди зрителей, очарованных хрупкой девушкой, так и среди критиков, отмечавших пластику и грациозность Лиды. Вот как писал о ней балетмейстер Ростислав Захаров:
«Ее, пожалуй, ни с кем нельзя было сравнить: необычайная экспрессия, бурный темперамент, способность выражать как неукротимую жизнерадостность, так и глубокий трагизм».Однако возраст не позволял ей получать крупные партии и уж тем более стать примой, и талантливой девушке приходилось довольствоваться вторыми ролями, однако ей прочили блестящую карьеру в будущем. Этому способствовало и внимание со стороны партийной верхушки Северной столицы.
Мариинский театр в начале XX века
Так же, как и высший свет царской России, деятели России Советской любили балет, казалось бы, классово чуждый им. Но также, как и у великих князей и министров, у ответственных товарищей любовь эта в основном ограничивалась страстью к изящным девушкам. Лидия Иванова не была исключением, и она имела много поклонников в среде политиков и представителей советской элиты. Вот и в день своей трагической гибели Лида была в компании инженера Клемента (погибшего вместе с ней), администратора студии театра драмы Гольштейна, комендант малого оперного театра Языков и матрос Родионов. Все, кроме Родионова, занимали не последнее положение в Ленинграде и явно хотели произвести впечатлению на восходящую звезду балета.
Портрет Лидии Ивановой работы Зинаиды Серебряковой
Сразу после несчастного случая было начато расследование инцидента под эгидой водного отдела ГПУ, однако ничего подозрительного следствие не выявило. Капитан «Чайки», как и положено, подавал сигналы проходившей прямо по курсу лодке, однако находившиеся на ней люди не отреагировали на это. Согласно показаниям очевидцев, девушку в белом платье либо затянуло под днище парохода, либо унесло течением, однако тело ее так и не обнаружили. Виновным был признан погибший инженер Климент, управлявший лодкой, а единственным итогом всего дела стало ужесточение правил управления речными судами и безопасности на воде. Было установлено, что причиной гибели Лиды Ивановой стала «обывательская растерянность» ее спутников, однако далеко не все поверили в это.
Почти сразу после трагедии по Ленинграду поползли слухи, что Лидочку погубили ее недоброжелатели, к числу которых причисляли известную приму Ольгу Спесивцеву. Причиной убийства могла послужить зависть к юному дарованию, а помочь осуществить его мог крупный ленинградский чиновник и по совместительству гражданский муж Спесивцвой Борис Каплун, племянник Моисея Урицкого. На этой версии настаивал и отец Лиды, однако она оказалась не более чем выдумкой: к лету 1924 года Спесивцева уже несколько месяцев жила заграницей, не имела никаких связей с бывшим ухажером, да и вряд ли рассматривала Иванову как свою конкурентку.
Ольга Спесивцева
Другую версию, отличающуюся от официальной, высказали друзья Лидочки, Георгий Баланчивадзе (позже взявший себе псевдоним Джордж Баланчин) и Александра Данилова. Они уже после эмиграции из СССР заявили о том, что юную балерину устранило ГПУ для того, чтобы не позволить ей выехать за рубеж. Внутри СССР эта версия поддерживалась слухами о том, что якобы кто-то из близких Лиде людей нанял ныряльщика, который обнаружил на дне реки женский труп с простреленной головой.
Джордж Баланчин
Однако обе версии не нашли каких-либо убедительных доказательств. Подстраивать несчастный случай для убийства из зависти было бы слишком сложно, в то же время и ГПУ могло сработать куда рациональнее и либо поспособствовать отказу в визе на выезд, либо отправить желающую покинуть страну девушку в ссылку. Но логика не могла уже вмешаться в распространение слухов, и версии о неслучайной смерти еще долго гуляли по Ленинграду. Единственным неоспоримым фактом, с которым соглашались все без исключения, стал столь ранний и трагический уход из жизни подающей надежды балерины.
Васильев, Владимир Викторович — Википедия
Влади́мир Ви́кторович Васи́льев (род. 18 апреля 1940, Москва, СССР) — советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, художник, поэт, педагог. Народный артист СССР (1973). Орден Ленина (1976). Лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1984), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1991) и премии Ленинского комсомола (1968).
Родился 18 апреля 1940 года в Москве.
С 1947 года занимался в хореографическом кружке Дома пионеров.
В 1958 году окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) по классу М. М. Габовича
С 1958 по 1988 год — ведущий солист балетной группы Большого театра. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева), год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете Р. К. Щедрина «Конёк-горбунок».
В совершенстве овладев искусством танца, за годы карьеры станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых ― Базиль («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1961), Петрушка (одноимённый балет И. Ф. Стравинского, 1964), Щелкунчик (одноимённый балет П. И. Чайковского, 1966), Спартак (одноимённый балет А. И. Хачатуряна, 1968), Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1973), принц Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1973) и многие другие. Выступал также в балетах зарубежных постановщиков ― Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.
С 1971 года выступает в качестве хореографа, поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. Снимался в фильмах-балетах.
В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в 1982—1995 годах преподавал там же хореографию, в 1985—1995 — заведующий кафедрой хореографии (с 1989 года — профессор).
В 1995—2000 годах работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.
В 1999 году по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в Жоинвилле (Бразилия).
В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.
В 2014 году выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Р. Поклитару), показанном на открытии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи[3].
Почетный профессор МГУ (с 1995), действительный член Международной академии творчества (с 1989) и Академии российского искусства (с 1990), секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО (с 1990), член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (с 1992), президент Фонда Г. С. Улановой (с 1998).
В 1990—1995 годах — председатель жюри, с 1996 — художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь), с 2004 года — председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» (Берлин)[4].
Вместе с женой Е. С. Максимовой приложил много усилий к проведению Открытого конкурса артистов балета «Арабеск». В 2008 году «Арабеск» совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был посвящён им. Следующий, одиннадцатый, конкурс, посвящённый памяти Е. С. Максимовой, совпал с 70-летием Владимира Васильева. Вместе с Д. Хохловой он станцевал и выступил в роли хореографа-постановщика в хореографической миниатюре «Баллада» на музыку Ф. Шопена[5].
«Уже в процессе работы над спектаклем („Каменный цветок“ — ред.) я полюбил дарование Васильева, его, я бы сказал, демократическую природу, раскрывшуюся в образе Данилы так неожиданно после „Вальпургиевой ночи“ и „Шопенианы“. Я ещё не знал, какой стороной повернётся его талант в диаметрально противоположном — героическом характере Спартака или наилиричнейшем Щелкунчике. Всё это было ещё впереди, но после премьеры „Каменного цветка“ Васильев уже стал Васильевым — танцовщиком редчайшего таланта. (…) Его Щелкунчик — идеальный сказочный герой. Трогательная кукла и поэтичный принц, мужественный и смелый, он, как и подобает истинному сказочному принцу, по-настоящему элегантен. В труднейшей вариации второго акта Васильев показал, как он умеет, если это необходимо, укрощать свой темперамент, организуя его в рамках чисто классического танца. Следующая моя личная встреча с Владимиром Васильевым — это Спартак. Не скрою, выбор исполнителя на главную роль сделан был не без колебаний, но я поверил, что Васильев — это как раз тот артист, который сможет раскрыть самые дорогие мне в образе Спартака качества. В первую очередь это олицетворение высокого античного духа, стремление к свободе, интеллект. Васильев понял, почувствовал дух спектакля, он стал не просто исполнителем моих предложений, но и единомышленником, процесс постановочной работы с которым доставил мне большое удовлетворение».
«Васильев ― не просто танцовщик редкого таланта, он буквально выдающийся феномен в истории балета. Он настоящий гений танца. К нимбу этого огромного художника надо добавить ещё чудесный характер, наблюдательность, пытливость и балетмейстерское дарование».
«Говоря слово „Бог“ применительно к Васильеву, я имею в виду чудо в искусстве, совершенство. Такого диапазона возможностей у предшественников не было. По разноликости он не идёт в сравнение ни с кем. Трагедия, драма, лирическая поэма, комедия ― всё подвластно Васильеву».
«Спартак Владимира Васильева… В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой. Та же в ней высота постигнуть мир и танцем, пластикой выразить это постижение. Васильев и на репетициях прекрасен и неистов. Он заражает, электризует окружающих своей духовной энергией, своей неистовой волей».
«Танец Васильева — как бы хореографическая мелодия — певучие движения, пластическая кантилена. Он, этот танец, может быть и страстно-зажигательным, и строгим, мужественно-героическим, и элегически-задумчивым. И всегда он несёт в себе глубину мысли, силу чувства».
«Вот когда „летит“ Владимир Васильев — это поэзия, ибо здесь порыв духа. Артист, обладающий совершенной техникой и ощущением музыки, подчиняет себе сценическое пространство, живописуя его своим свободным штрихом, как художник кистью. Умение вот так „разговаривать“ и есть смысл артиста».
«Обладая редким даром пластического перевоплощения, Васильев подчиняет танец стилистике образа. Носитель лучших традиций русского балета, Васильев постиг все тонкости и современной хореографии. Большая удача Васильева — партия Щелкунчика-принца. Вначале механические, резкие и отрывистые движения становятся по мере развития темы одухотворёнными, широкими, мужественными и певучими, чистота танцевального рисунка отражает чистоту души героя. Выдающаяся работа артиста — партия Спартака. Танец Спартака-Васильева кажется пластическим символом героических, светлых порывов и стремлений».
Балетные партии[править | править код]
- ГАБТ СССР
- 1958 — «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина — цыганский танец
- 1958 — «Демон» А. Рубинштейна — танец «лезгинка»
- 1958 — хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Пан
- 1958 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Солист
- 1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича — Данила
- 1959 — «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова — Принц
- 1959 — «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова — Солист — первый исполнитель
- 1960 — хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского — Нарцисс — первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»)
- 1960 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Бенволио
- 1960 — «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона — Батыр
- 1960 — «Конёк-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского — Иванушка — первый исполнитель
- 1961 — «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури — Лукаш — первый исполнитель
- 1961 — «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского — Андрей
- 1962 — «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского — Паганини
- 1962 — «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона — Раб — первый исполнитель
- 1962 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского — Базиль
- 1963 — «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера — Солист — был в числе первых исполнителей этого балета
- 1963 — «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани — Фрондосо
- 1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — Голубая птица
- 1964 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского — Альберт
- 1964 — «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина — Петрушка
- 1964 — «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского — Меджнун — первый исполнитель
- 1966 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича — Щелкунчик-принц — первый исполнитель
- 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича — Спартак — первый исполнитель
- 1971 — «Икар» С. Слонимского в собственной постановке — Икар
- 1973 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Ромео
- 1973 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича — Принц Дезире — первый исполнитель
- 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича — Иван Грозный
- 1976 — «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича — Сергей — первый исполнитель
- 1976 — «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) — Икар — первый исполнитель
- 1979 — большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара — Ромео — первый исполнитель в СССР
- 1980 — «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке — Макбет — первый исполнитель
- 1986 — «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке — Пётр Леонтьевич — первый исполнитель
- 1988 — концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова — Солист
- «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича — Борис
- На сценах других театров (первый исполнитель)
- 1977 — «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара — Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель)
- 1987 — «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети — профессор Унрат (Марсельский балет, Франция)
- 1988 — «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина — Зорба («Арена ди Верона», Италия)
- 1988 — «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина — Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия)
- 1988 — «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина — Пульчинелла (Театр Сан-Карло)
- 1989 — «Нижинский», режиссёр Б. Менегатти — Нижинский (Театр Сан-Карло)
- 1994 — «Золушка» С. Прокофьева — хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлёвский балет)
- 2000 — «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссёр Б. Менегатти — Маэстро (Римская опера)
- 2009 — «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссёр Б. Менегатти — Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)
- Гастроли
Будучи на гастролях, выступал после 1988 года в качестве приглашённого солиста в крупнейших театрах мира: Ла Скала (Италия), Арена ди Верона (Италия), театр Сан-Карло (Неаполь, Италия), Римская опера, театр Колон (Аргентина), Американский балетный театр, театр «Кремлёвский балет» (Москва), принимал участие в гастролях Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр) в Париже, и др.
Постановки[править | править код]
- 1969 — «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»
- 1971 — «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 — вторая редакция)
- 1977 — «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент)
- 1978 — «Эти чарующие звуки…», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр)
- 1980 — «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 — Новосибирский театр оперы и балета; 1984 — Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 — Будапештская опера, Венгрия; 1990 — театр «Кремлёвский балет»)
- 1981 — «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссёр М. Захаров (Ленком)
- 1981 — вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж)
- 1981 — «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 — Большой театр)
- 1981 — «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 — Большой театр)
- 1983 — хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 — Большой театр)
- 1986 — «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 — Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 — Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 — Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 — Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 — Красноярский театр оперы и балета; 2011 — Самарский театр оперы и балета)
- 1988 — «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр)
- 1988 — «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 — Большой театр)
- 1989 — «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссёр Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды)
- 1990 — «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 — Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 — Латвийская национальная опера, Рига; 2002 — Муниципальный театр Рио-де-Жанейро)
- 1991 — «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 — «Кремлёвский балет»; 1995 — Литовская национальная опера; 2001 — «Токио-балет», Япония; 2007 — Национальный театр, Белград)
- 1993 — «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссёр Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 — Арена ди Верона; 2006 — театр «Ла Скала»)
- 1994 — «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 — Челябинский театр оперы и балета; 2006 — Воронежский театр оперы и балета)
- 1994 — «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 — Большой театр)
- 1994 — «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии)
- 1994 — «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)
- 1995 — «О, Моцарт! Моцарт…», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва)
- 1995 — «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссёр Б. Покровский, Большой театр)
- 1996 — «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр)
- 1996 — «Травиата» Дж. Верди (Большой театр)
- 1997 — хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр)
- 1999 — «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 — Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории)
- 2009 — «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена)
- 2015 — «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)
Кроме этого, поставил свыше 20 хореографических номеров и композиций на разных сценах мира («Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы» на музыку одноимённого сочинения С. С. Прокофьева (1992)[16], «Синкопы» и др.), а также хореографические композиции в многочисленных художественных кинофильмах.
Фильмография[править | править код]
- Видеозаписи балетных спектаклей
- 1970 — «Спартак» — Спартак (спектакль ГАБТа СССР, композитор А. И. Хачатурян, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Жюрайтис)
- 1974 — «Ромео и Джульетта» — Ромео (спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Л. М. Лавровский, дирижёр А. Жюрайтис)
- 1978 — «Щелкунчик» — Щелкунчик-принц (спектакль ГАБТа СССР, композитор П. И. Чайковский, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Копылов)
- 1978 — «Каменный цветок» — Данила (спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Копылов)
- 1994 — «Золушка» — мачеха Золушки (спектакль Театра балета Государственного Кремлёвского Дворца, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик В. В. Васильев, дирижёр М. Плетнёв)
- Художественные кинофильмы, фильмы-балеты