Биеннале цдх – Основной проект 8-й Московской международной биеннале современного искусства: «Ориентирование на местности»

Содержание

Основной проект 8-й Московской международной биеннале современного искусства: «Ориентирование на местности»

31 октября 2019 – 22 января 2020

В основном проекте 8-й Московской биеннале представлено более 50 работ 34 художников из 11 стран: Австрия, Aзербайджан, Бахрейн, Германия, Италия, Китай, Нидерланды, Саудовская Аравия, США, Россия, Франция. 

16+


Впервые партнером Московской биеннале стал один из ведущих мировых музеев — Альбертина (Вена, Австрия). Из коллекции музея представлены шедевры 11 художников XX века, среди которых Герхард Рихтер, Герман Ницш, Стефан Балкенхол, Георг Базелиц и другие.

Александр Бродский, Павел Отдельнов, Евгений Гранильщиков, Мария Кулагина, Алексей Лука, Наталья Ситникова создали проекты специально для 8-й Московской биеннале.

Полный список художников основного проекта 8-й Московской международной биеннале современного искусства:

1. Георг Базелиц (Германия)
2. Стефан Балкенхол (Германия)
3. Александр Бродский (Россия)
4. Евгения Буравлёва (Россия)

5. Харм Вейстра и Эдди Бал (Нидерланды)
6. Соня Гангл (Австрия)
7. Евгений Гранильщиков (Россия)
8. Алекс Кац (США)
9. Валерий Кошляков (Россия)
10.Андрей Кузькин (Россия)
11.Мария Кулагина (Россия)
12.Халла бинт Кхалид (Саудовская Аравия)
13.Рашид аль Кхалифа (Бахрейн)
14.Мохаммед Кходжа (Саудовская Аравия)
15.Мария Лассниг (Австрия)
16.Лейла (Азербайджан)
17.Алексей Лука (Россия)
18.Орхан Мамедов (Азербайджан)
19.Тони Мателли (США)
20.Мунтин / Розенблюм (Австрия)
21.Герман Ницш (Австрия)
22.Павел Отдельнов (Россия)
23.Паола Пиви (представляет Италию, живет и работает в США)
24.Егор Плотников (Россия)
25.Виталий Пушницкий (Россия)
26.Нео Раух (Германия)
27.Герхард Рихтер (Германия)
28.Наталья Ситникова (Россия)
29.Мария Суворова (Россия)
30.Лицзюнь Фан (Китай)
31.Ксения Хауснер (Австрия)
32.Джан Хуан (Китай)
33.Вали Экспорт (Австрия)

Куратор Дмитрий Черняков 
Архитекторы: Сергей Чобан, Агния Стерлигова 
Дизайнер Игорь Гурович 

Посещение

Часы работы выставки: 
Пн — выходной
Вт, Ср, Вс — 10:00 — 18:00, вход до 17:00
Чт, Пт, Сб — 10:00 — 21:00, вход до 20:00

Расписание работы музея в новогодние праздники

Стоимость билетов:
Взрослый полный — 400 ₽
Студенты средних специальных и высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения — бесплатно
Льготные категории  — 200 ₽,  100 ₽ и бесплатно 

По билету на выставку вы также можете посетить выставку «МИР! ДРУЖБА! ДИЗАЙН! История российского промышленного дизайна». 

Билет на выставку «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» дает право посещения Основного проекта 8-ой Московской международной биеннале современного искусства «Ориентирование на местности» 

По средам выставку можно посетить бесплатно

«Друзья Третьяковской галереи» — бесплатно и без очереди. Подробнее

friends_only-.png

Партнеры

plashka_logo_prew.jpg

www.tretyakovgallery.ru

Основной проект 8-й Московской международной биеннале современного искусства «Ориентирование на местности»

Выставка — совместный проект двух больших художников в своей профессии, режиссёра Дмитрия Чернякова и архитектора Сергея Чобана. В этом году партнёром Московской биеннале стал один из ведущих мировых музеев — Альбертина (Вена, Австрия). На выставке представлены 50 работ 35 художников из 11 стран мира, в том числе шедевры европейского искусства XX века из коллекции Альбертины: работы Георга Базелица, Алекса Каца, Германа Нитча, Герхарда Рихтера и проекты ещё не ставших мировыми звёздами авторов из разных стран: Павла Отдельнова, Андрея Кузькина, Евгении Буравлевой, Рашида аль Кхалифа, Паолы Пиви, Харма Вейстра и Эдди Баала и других.

«Ориентирование на местности» — возможность для художников из разных стран вступить в диалог друг с другом, а для зрителей — понять место того или иного художественного направления в мире. Московская биеннале показывает связь времён, поколений и стран.

С 5 декабря и до окончания выставки вход для всех студентов свободный. Нужно лишь предъявить администратору студенческий билет, и вы получите билет на выставку. Посетители до 18 лет могут знакомиться с современным искусством бесплатно каждый день. НО! Каждую среду вход на выставку бесплатный абсолютно для всех. Не нужно никаких документов или льгот, просто приходите и получаете бесплатный билет в кассе. На выставке организованы бесплатные экскурсии с гидами. Кроме того, можно загрузить бесплатное приложение (совместный проект с «Яндекс»). В этом случае вашим гидом станет Александр Гудков.

Фото: ВКонтакте

Рашид аль Кхалифа (Бахрейн), Стефан Балкенхол (Германия)

Стефан Балкенхол — мировая звезда. Уникальна его творческая манера: кажется, что фигуры стоят на подставках, когда на самом деле они вырезаны из того же дерева, что и подиум. Поразительно, что в XXI веке такая традиционная технология пользуется мировым признанием и успехом. Его работы продаются за миллионы евро.

Балкенхол — в диалоге с художником Рашидом аль Кхалифа. В европейском искусстве на протяжении столетий художники изображали своих современников. Работа Балкенхола — автопортрет в образе офисного работника. На Востоке, в отличие от Запада, на протяжении веков (и до сих пор) изображения человеческих лиц и фигур находятся под запретом. И шейх Бахрейна Рашид аль Кхалифа сознательно остаётся в пространстве исторической традиции, несмотря на использование новейших технологий. Как говорил Редьярд Киплинг, «Запад есть Запад, а Восток есть Восток». Но именно в Москве они встречаются, и очевидно их движение друг к другу. Диалог художников из разных цивилизаций — это квинтэссенция всей биеннале, где встречаются творцы из разных стран, разного возраста, с разными эстетическими и творческими подходами.

Георг Базелиц (Германия), Андрей Кузькин (Россия)

Георг Базелиц — один из крупнейших и самых дорогих художников современности. За свою жизнь он успел пожить и в Восточной, и в Западной Германии. Его творчество всегда посвящено свободе человека. Инсталляция Андрея Кузькина, выполненная в другой технике и манере, художником из другой страны и поколения, поднимает те же темы.

«Хлеб» — отсылка к библейской традиции, в которой хлеб отождествляется с телом Христовым. Художник начал использовать этот материал для своих работ, так как тело, которое он символизирует, является тюрьмой для человеческой души. Кузькин считает, что человеческое общество исторически организовано так, что люди могут играть только одну из двух ролей: роль молельщика, который всегда является просителем по отношению к своим духовным или светским руководителям, или же роль человека, протестующего против сложившихся обстоятельств. Такой человек становится героем, но это обходится большой кровью.

Доктор Клаус Шредер, директор Альбертины

Мы привыкли, что Базелиц — это такие масштабные и сложные, серьёзные работы на важные темы человеческой свободы. Ты поворачиваешься, видишь эти сотни фигурок из хлеба и понимаешь, что они ничуть не меньше.

Евгений Гранильщиков (Россия)

Видео-арт Евгения Гранильщикова «Тактика» — короткий фильм, который идёт менее 20 минут. Это первая работа в сфере современного искусства певицы Веры Брежневой и актрисы Ирины Старшенбаум. Вглядываясь, мы понимаем, что за эстетикой и сложными кадрами стоят истории про человеческую трагедию. Они рассказывают о том, как рушатся отношения, когда нет возможности найти общий язык со своими близкими.

Герман Рихтер (Германия)

Герхард Рихтер — классик современного искусства, один из величайших абстракционистов XX века, работы которого продаются за сотни миллионов евро. В 1971 году он стал первым художником на Венецианской биеннале, которому отдали целый павильон — павильон Германии. До этого нормальной практикой было делать выставку нескольких авторов в едином национальном пространстве.

Очень интересно, что он единственный художник 8-й Московской международной биеннале современного искусства, чья картина находится в специально созданной для неё «часовне». Его работа по решению куратора дополнена «Абстракцией 29» композитора Антона Веберна в исполнении великого пианиста Гленна Гульда.

Алекс Кац (США), Виталий Пушницкий (Россия)

Алекс Кац считается одним из самых значительных американских художников, начиная с 1950-х годов. Он с самого начала увлекался портретной живописью, изображая в основном свою семью и некоторых друзей. Портреты Каца заложили основу для новой волны реализма в американском искусстве.

В диалог с Алексом Кацем вступает Виталий Пушницкий, стиль которого более абстрактен. В противовес подчёркнуто счастливым людям и уютным пейзажам Каца Пушницкий показывает нам их полную противоположность — мёртвую природу и таинственную фигуру персонажа. Он, в отличие от Каца, игнорирует портрет, что добавляет загадочности его искусству.

Лицзюнь Фан (Китай)

Лицзюнь Фан является главным героем китайского искусства 1990-х годов. Лицзюнь Фан использует чистые, тёплые и яркие цвета, демонстрирует нам прекрасный выдуманный мир мечты.

Лейла (Азербайджан)

Основная цель искусства Лейлы Алиевой — достижение единства человека с сущностью природы и мира, в котором мы живём. Именно поэтому она обращается к темам космоса, вечности и духовности. На 8-й Московской международной биеннале современного искусства художница представляет первую видеоработу.

Орхан Маммадов (Азербайджан)

Художник Орхан Маммадов изучал декоративно-прикладное искусство и долго копировал живопись старых мастеров, прежде чем нашёл собственный стиль и принципы работы. Работа создана с помощью искусственного интеллекта: именно он случайным образом выбирает национальные орнаменты из сотен оцифрованных и создаёт нечто новое.

Паола Пиви (США)

Разноцветные, одетые в перья медвежата резвятся, играют, спят, исследуют окружающее пространство. Художница Паола Пиви говорит, что её работу нужно воспринимать с искренностью ребёнка: смысл в том, что нам всем нужна любовь, особенно в условиях быстрого современного мира. Цель художницы — подарить нам эту любовь.

Пиви сочетает несочетаемое: что, если разукрасить белых медведей с холодной Аляски в цвета, вдохновлённые Индией? Заменить мех перьями? Превратить опасных хищников в сказочных существ? Пернатых медведей, конечно, не бывает, но ощущения, которые мы испытываем, смотря на них, — реальны.

Основной проект 8-й Московской международной биеннале современного искусства проходит в Новой Третьяковке (вход, где раньше был ЦДХ) по адресу: Крымский вал д. 10.

Выставка открыта по вторникам, средам и воскресеньям с 10:00 до 18:00, по четвергам, пятницам и субботам — с 10:00 до 21:00. Понедельник — выходной.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите

Ctrl+

kudago.com

цены на билеты, отзывы, часы работы, до какого числа

Темой московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» в 2020 году станет «Плакат без границ»

Наталья Кудряшова

26.12.2019

Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Плакаты окружают нас везде — рекламные, социальные, да и просто шуточные, в интернете. А еще плакаты могут быть настоящим искусством. Это уже третий десяток лет доказывает московская международная биеннале «Золотая пчела». Она проводится каждые два года и является одним из важнейших и долгожданных событий для графических дизайнеров со всего мира.

Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Дата и место проведения

Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» пройдет с 30 сентября по 1 ноября 2020 года. Основная выставочная площадка — Западное крыло Новой Третьяковки. Мероприятия биеннале также пойдут в Центре современного искусства «Винзавод» и Школе дизайна РАНХиГС.

Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Что покажут:

Лучшие работы графических дизайнеров со всего мира, авангард современной визуальной культуры. Тема и главная номинация биеннале в этом году — «Плакат без границ», то есть — без всяких тематических и технологических ограничений.

Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Будут и более узкие номинации. Так, «Баухауз 100» и «Вхутемас 100» посвящены столетним юбилеям двух главных художественных школ XX века, ставших колыбелью мирового дизайна. Номинация «Русские сезоны» — балетам труппы Сергея Дягилева, «Живая классика» — произведениям классической музыки. В номинациях «Интерактивные видеоинсталляции», «Дизайн-перформансы» и «Сверхкороткое видео» отражается современная интернет-культура.

Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

— Всего на «Золотой пчеле» будет представлено 14 номинаций и рекордное количество тем. Все вместе они продемонстрируют, что современный визуальный дизайн — это широкая и глубокая, но неизменно вдохновляющая область творчества, — обещают организаторы.

Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Билеты и цены

Точная программа биеннале станет известна позднее, однако в прошлые годы вход на основную выставочную площадку был свободным.

Адрес:

Москва, Крымский вал, 10. Новая Третьяковка, Западное крыло

Контакты:

Официальный сайт биеннале.

Метро:

Октябрьская, Парк Культуры

Мероприятия, которые вам понравятся
Выставка «Роберт Фальк» в Москве 2020-2021: Масштабное собрание «тихого авангардиста»

Третьяковская галерея готовится наиболее полно представить весь творческий путь художника и всю многогранность наследия Роберта Фалька. Выставка работ мастер пройдет в Москве осенью 2020-го-зимой 2021 года…

Выставка «Джузеппе Арчимбольдо и его время» в Москве 2020-2021: портреты из фруктов и цветов — впервые в России

Работы одного из самых необычных художников в истории мировой живописи попадут в нашу страну впервые. Выставка «Джузеппе Арчимбольдо и его время» откроется в конце 2020 года в Москве и продлится до весны 2021-го…

www.kp.ru

Первая Московская биеннале дизайна | Art Узел

С 11 по 16 апреля в Москве прошла Первая Московская биеннале дизайна – новый масштабный проект Центрального Дома художника (ЦДХ), Школы дизайна НИУ ВШЭ, Московского Музея Дизайна и Фонда поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела». На площадке ЦДХ были объединены и представлены едва ли не все направления современного дизайна: промышленный дизайн и средовой, графический и информационный, фэшн-дизайн, дизайн торговых пространств, дизайн элементов продвижения, событийный дизайн, футуродизайн. Василий Бычков – директор ЦДХ, отметил, что творческие люди разных направлений с воодушевлением присоединились к этому проекту. Действительно, на биеннале можно встретить работы и студентов, и начинающих дизайнеров, и уже признанных мастеров.

Выставочное пространство поделилось на множество секций с широким тематическим и функциональным диапазоном. От зарождения конструктивизма в СССР в 1920-х годах – к дизайнерским проектам машин будущего. Экспонировались изобретения в самых неожиданных областях человеческой деятельности – игровое пространство работы с музыкой соседствовало с системой уничтожения комаров. 

Историческая часть раскрывается в экспозиции «Открывая утопию: забытые архивы советского дизайна», которую подготовил Московский Музей Дизайна. Видео инсталляция, с интервью бывших сотрудников ВНИИТЭ и подборкой журналов «Техническая эстетика» рассказывает о достижениях советского дизайна. Журнал был популярен среди профессиональной аудитории. В нем публиковались статьи по теории и истории дизайна. Издания ВНИИТЭ играли большую роль в повышении профессионального уровня художников-конструкторов. На подобных экспозициях становится важным мотив преемственности. Ведь не существует ничего отдельного, тем более в искусстве. Предыдущие поколения внесли свой вклад в развитие дизайна, в оформление того, чем мы теперь пользуемся. Эта выставка уже был показана в рамках Первой Лондонской биеннале дизайна и была удостоена награды Utopia Medal 2016.

С разработками советских конструкторов соседствуют современные проекты: аэромобиль с вертикальным взлетом и посадкой, пилотируемый транспортный корабль, кресло космонавта, перспективный скафандр от Центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» при МИСИС. Также в разделе «Промышленный дизайн» можно увидеть концепт-кары — LADA Vesta SW cross и LADA XCode. Совместно с брендом LADA студенты кафедры «Дизайн» Московского Политеха попробовали заглянуть в будущее и создать макет машины. В разработке транспорта будущего студенты отвечали на вопрос, как изменится мир и какое влияние технологии окажут на облик этого мира, в частности, какое влияние они окажут на облик автомобиля. Результат получился неожиданный. Машина не схожа с современными автомобилями. Скорее, она напоминает летательный аппарат из фантастического фильма.

Посетители всех возрастов оценили очки виртуальной реальности с программой 3D рисования, а также трехканальную видеоигру Дмитрия Кавко «Ангелов переулок». По словам создателя, в игре осуществляется взаимопроникновение двух реальностей (нашей и виртуальной) в сознании играющего. В привычных картинах города помещаются элементы компьютерной игры, что производит эффект вторжения чего-то инородного в повседневность. Множество рычагов притягивали посетителей, но, увы, поле возможностей в игре исчерпывалось переключением панорам.

В рамках биеннале дизайна впервые в Москве представили свои разработки венгерские дизайнеры. Венгрия внесла значительный вклад в область науки и искусства. Но эта страна славится не только своим искусством и изобретениями, но и дизайном. Поражает разнообразие представленных объектов: портативная модульная удочка, светильник с проекцией звездного неба, светильник с неожиданным способом включения посредством «парящего» кольца, сканер, помогающий оценить гигиеническое состояние рук и многое другое. Молодые венгерские дизайнеры решают актуальные задачи современности и активно укрепляют позиции венгерских креативных индустрий в мире. 

Туристический плакат в рамках фестиваля «Weltformat» переосмысляли ведущие швейцарские и южно-корейские графики. Посетителям биеннале дизайна было предложено совершить визуальное путешествие вместе с дизайнерами двух стран в Альпы и Южную Корею. Яркие виды природы, сильные эмоции путешественников – все это претворилось в смелые плакатные образы и острые композиции.

В настоящее время мы переживаем технологический прорыв, когда компьютер приобретает способность создавать изображения на основе требований, предъявляемых человеку. Лаборатория искусственного интеллекта и нейронных сетей «Центра исследований и инновационных разработок МГХПА им. С.Г. Строганова совместно с Кафедрой «Дизайн-Текстиль» проводит исследования в области воспроизведения элементов авторского «стиля» с помощью глубоких нейронных сетей и разрабатывает практические решения для художников и дизайнеров. Строгановская школа находится в поиске нового орнаментального языка XXI века. Этот язык способен нести не только эмоциональную, но и информационную нагрузку, активно интегрировать текст и фотографические изображения. В композициях исследователи совместно с компьютером синтезировали орнаментальные мотивы из традиционных народных промыслов (гжель, жостовская роспись) и надписи, геометрические фигуры и другие мотивы. Таким образом компьютер на основе уже имеющихся изображений создал нечто новое и уникальное. 

Школа дизайна НИУ ВШЭ представила на биеннале дизайна выставку студенческих работ. Экспозиция объединяет различные области дизайна. Здесь представлены графические плакаты, анимационные ролики, 3D-мэппинг, предметы интерьера, а также коллекции студентов программы «Мода». Хочется отметить плакаты студентов. Лаконичные, с интересными концептуальными и дизайнерскими решениями, эти плакаты говорят о сегодняшнем дне на языке искусства. Выставка студентов Высшей Школы Экономики выгодно выделялась на биеннале.

В современном мире функции дизайна расширяются, спектр его влияния на нашу жизнь огромен. Причем это влияние распространяется не только на вещественный мир, но и на мир идей и стремлений. Сложно сказать, может ли Первая Московская биеннале похвастаться целостной художественной концепцией. Любая выставка должна работать со зрителем в первую очередь. Она должна заинтересовать, воспитать, увлечь. Донести до зрителя некие эстетические понятия. Особенно это касается такого крупномасштабного проекта, как биеннале. Хотелось бы, чтобы человек, посетивший биеннале, вышел с расширенным пониманием слова дизайн, получил представление о правилах формирования эстетики окружающей среды. Думается, что Московская биеннале дизайна со временем превратится в площадку, не уступающую другим уважаемым биеннале и существенно продвинет это направление в нашей стране.

artuzel.com

Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства – Weekend – Коммерсантъ

19 сентября начинается 7-я Московская биеннале современного искусства. Основной проект на этот раз разместится в Третьяковской галерее на Крымском Валу, выставки параллельной программы — как обычно, по всему городу. Анна Толстова изучила программу биеннале и составила гид по наиболее заметным событиям

Принято считать, будто биеннале существуют для того, чтобы намечать новые перспективы современного искусства. Похоже, 7-й Московской международной биеннале современного искусства удастся показать, каковы эти перспективы, по крайней мере, в России, коль скоро она делается в эпоху консервативных перемен, и внутренние изменения в структуре биеннале совпали с внешними культурно-политическими трансформациями. Команда Московской биеннале сменилась: ее основатель Иосиф Бакштейн ушел в отставку с поста комиссара — теперь проектом управляют менеджеры культуры и созванный ими экспертный совет, на который возложена коллективная ответственность за все творческие решения. Что же до внешних процессов, похолодание на идеологическом фронте происходило постепенно, но в последние месяцы явно обострилось желание надзирать и наказывать по армии искусства. Министерство культуры выпустило циркуляр, в котором предложило собственное определение современного искусства: под ним теперь надлежит понимать все, что создано сегодня в плане изобразительного и визуального, скажем, живопись Студии военных художников имени Грекова. Минкультовское представление об актуальном прекрасном, мягко говоря, отличается от принятого в мировой профессиональной среде. Но зато с помощью официальных предписаний «что считать современным искусством» всем подведомственным институциям можно навязывать консервативную выставочную, образовательную и издательскую политику. В проправительственной печати обсуждаются идеи возродить творческие союзы и вернуть им цензурные функции. Можно предположить, что в этой новой реальности Московской биеннале отводится роль красивой ширмы, демонстрирующей не столько городу, сколько миру, что в области современного искусства в России все более или менее благополучно.


основной проект

Заоблачные леса


Даши Намдаков. "Что такое реальность?", 2017 год
Даши Намдаков. «Что такое реальность?», 2017 год

Фото: Dashi Namdakov Art Studio Ltd

Куратор Московской биеннале, директор токийского Музея современного искусства Юко Хасегава, придумала поэтичную тему «Заоблачные леса»: речь идет о «креативном племени художников», рыцарей новейших технологий и реформаторов художественных традиций, перемещающихся в информационные облака, но при этом не забывающих о культурных корнях; речь идет о новой экологии творчества и мире как экосистеме, где креативность стала движущей силой. Эта герметическая программа хороша и удобна своей аполитичностью, мантра о креативности созвучна модным управленческим идеям, к тому же тема соотносится с п

www.kommersant.ru

Быть современником: зачем идти на 8-ю биеннале современного искусства | Статьи

8-я Московская международная биеннале современного искусства откроется в Государственной Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10) 31 октября. Оперный режиссер Дмитрий Черняков, который стал куратором ее Основного проекта, рассказал «Известиям», как ориентироваться на выставке. Президент Московской биеннале Юлия Музыкантская — о том, зачем россиянам современное искусство и как готовиться к встрече с ним.

8-я Московская биеннале — это 35 выставок по всему городу. Главная из них Основной проект будет открыта до конца января в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Сейчас внутри здания строители заканчивают работу над небольшими павильонами (некоторые из них весят по несколько тонн). Между ними, как по улицам между домами, будут ходить посетители выставки. биеннале

Дмитрий Черняков, куратор Основного проекта 8-й Московской международной биеннале современного искусства: Это пространство осмыслено архитектором Сергеем Чобаном (автором комплекса «Федерация» в «Москва-Сити». — «Известия»). Тут очень много всяких конструкций, и некоторые из них выглядят как капсулы, дома. Внутри них будет отдельный герметичный художественный мир. И есть некоторые дома, капсулы, в которых мы увидим два объекта.

Дмитрий Черняков

Фото: ТАСС/Сергей Карпов

Биеннале в этом году впервые проходит в партнерстве с другим музеем — венским музеем «Альбертина». В нем хранится одно из самых значительных в мире собраний графики. В Москву «Альбертина» отправит 11 работ. По концепции Дмитрия Чернякова внутри павильонов можно будет наблюдать диалог зарубежных и российских художников.

Юлия Музыкантская, президент Московской международной биеннале современного искусства: В течение десятилетий современное искусство в нашей стране было изолировано от остального мира. Последние 30 лет мы преодолеваем последствия этого. Вот несколько лет назад российские коллекционеры сделали очень важный дар Центру Помпиду (Национальному центру искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. — «Известия»): вещи российских авторов нескольких поколений, которые в силу политики нашей страны советского времени не были представлены в одном ряду с работами современников из других стран.

Как мне кажется, очень важно, чтобы такая тенденция — русские отдельно, а весь остальной мир где-то еще — была преодолена. И преодолевать ее можно в том числе и большими выставочными проектами, где встречаются художники из разных стран и поколений и создается общее культурное пространство. Только так становится понятно, что пропасти между нами нет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Первый лонг-лист вещей из «Альбертины», которые готовы были нам предоставить, включал порядка 300 наименований. Надо отдать должное нашему партнеру — выбор никак не был ограничен. Как Дмитрий Черняков придумал, какая концепция у него была, те работы и тех художников он и отобрал и дальше соединял с российскими или нероссийскими художниками. И придумывал с архитектором Сергеем Чобаном, как это будет размещено в пространстве и как это будет выглядеть.

Например, русская художница Наташа Ситникова оказалась вполне созвучна великому Герману Нитшу. Виталий Пушницкий с самого начала выбрал для себя Алекса Каца как собеседника и сам определил картины, которые он бы хотел увидеть рядом со своими. А две потрясающие работы Георга Базелица вступают в диалог с работой Андрея Кузькина «Молельщики». Это 1104 фигурки, сделанные из хлеба, размещенные каждая на своей отдельной полочке в молитвенной позе. Что увидел куратор, как это будет работать вместе, мы увидим только на выставке.

биеннале

Дмитрий Черняков: У нас очень много сталкивается разного в диалоге. Мы попытались найти этому общий знаменатель. В этом пространстве ориентироваться будет непросто, потому что ты как бы перемещаешься по лабиринту. И это всё мы назвали девизом «ориентирование на местности».

Я очень рад, что экспозиция будет расположена таким необычным образом. Мне так нравятся эти дома Чобана, что хочется, чтобы всё было ими заполнено, чтобы мы всё время протискивались между этими объектами.

Ориентирование на местности нужно, чтобы понять, как относится человек, который находится здесь, к тем объектам, тем пространствам, тем высказываниям, которые сейчас существуют. Как найти ему точку отсчета сегодня, когда найти ее очень сложно. Думаю, Основной проект 8-й Московской биеннале — лучшее место, чтобы начать этот поиск.биеннале

Тем, кто хочет подготовиться к «ориентированию на местности» в Третьяковке, Юлия Музыкантская дала два совета на выбор. Первый — скачать мультимедийный гид по биеннале, сделанный вместе с «Яндексом». Внимательно его прочитать. А по выставке ходить с камерой, считывающей QR-коды.

Работа Андрея Кузькина «Молельщики»

Фото: youtube.com

Юлия Музыкантская: Код будет на каждом домике, инсталляции. Благодаря нашим коллегам из «ВКонтакте» можно будет получить подробную информацию, слушать ее, читать. У нас есть гид для обычного зрителя, есть специальный детский гид и профессиональный гид для самых продвинутых пользователей.биеннале

Второй совет — ничего не скачивать и не читать и пойти на выставку с групповыми экскурсиями, которые каждый день будут проводить волонтеры.

Юлия Музыкантская: Неважно, кто мы и чем занимаемся, мы все современники. Современная музыка, искусство, литература — это яркая иллюстрация нашего времени. Это то, с чем мы будем когда-то себя соотносить — что мы жили в эпоху такого-то художника, такого-то композитора.

Такой коктейль художников из разных стран, иногда — из разных поколений, которые по прихоти одного человека оказались в одном пространстве, никогда и нигде не повторится. Я очень желаю художникам, которые делают работы специально для этой выставки, чтобы их работы купили, они разошлись по хорошим частным коллекциям, может быть, большим музеям. Но вот именно такой выставки, как здесь и сейчас, уже не будет никогда.биеннале

Мне кажется, что любой человек, если он живой, должен интересоваться тем, что делают сейчас люди, которые живут с ним в одно время. Должен просто прийти и посмотреть на это.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

iz.ru

VIII Московская биеннале современного искусства открывается в Новой Третьяковке / Новости культуры / Tvkultura.ru

Восьмая Московская международная биеннале современного искусства открывается в Новой Третьяковке на Крымском валу. Основной проект объединил работы 34 художников из 11 стран.

8-я Московская биеннале — это 35 выставок по всему городу, но главная — в новой Третьяковке. Основной проект — город, придуманный архитектором Сергеем Чобаном. Здесь среди конструкций и павильонов художники ведут диалог — о самом важном, что сейчас происходит — и мире, и в искусстве.

«Две работы, которые, с моей точки зрения, олицетворяют диалог, который сегодня получился. Это работа Стефана Балкенхола — совершенно типичная европейская, когда в Европе на протяжении очень многих поколений разные художники изображали своих современников или себя. И работа Рашида аль Кхалифа из Бахрейна, а на Востоке, как мы знаем, наоборот изображения человека, лиц, фигур были под запретом», — отмечает Юлия Музыкантская, президент Московской международной биеннале современного искусства.

Лабиринт Рашида аль Кхалифа буквально воплощает тему биеннале этого года «Ориентирование на местности». Смыслов у этого словосочетания столько же, сколько художников представили свои работы. Монохромные фото и видео — реакция на терроризм нидерландского художника Эдди Бала. По телевизору он увидел новостной сюжет о казни, так называемых, неверных — людей сбрасывали с высотных зданий. В память об убитых он создал Реквием по падающему человеку.

«Видео закольцовано. Таким образом мы показываем, что человек бесконечно падает в бездну жестокости и ужаса, который происходит сейчас в мире», — объясняет Эдди Бал, художник.

О жестокости и пренебрежительном отношении к личности рассуждает и Андрей Кузькин. 1104 хлебных человечка сидят в одной и той же позе и просят об одном и том же – о пощаде. Каждый из них смотрит на посетителя и обращается к нему же. Этот народ создан из черного хлеба с солью, а тех, что рядом — художник любовно покрыл своей кровью. На 6 голов хватило половины литра.

«В данном случае кровь изображает кровь. Но я думаю, что восприятие человека, который знает, что это реальная кровь меняется. Так как меня приписывают к московской концептуальной школе, романтический концептуализм, поэтому для меня эти вещи, они важны. То есть не то, как это выглядит, а то, из чего это сделано», — говорит Андрей Кузькин, художник.

Использовать в свои работах кровь было бы логично Наталье Ситниковой — ее полотна представлены в тандеме с холстами Германа Нитча. Один из основателей венского акционизма, которого называют «кровавым певцом насилия», еще в 50-х делал перформансы с кровью и внутренними органами животных. На московской биеннале от тех акций осталась только рубашка художника и лежащая картина Натальи Ситниковой. Это некий оммаж акционисту, на своих перформансах он всегда клал холсты.

«Рисовать кровью, конечно, я не собиралась, и главное, что у него здесь вещи нарисованы не кровью. Но сама предыстория его, она известна. И для меня появилась возможность сделать свои вещи на ту же тему, но немножечко о другом», — делится Наталья Ситникова.

Впервые за всю историю Московская биеннале проходит в партнерстве с другим музеем — венским музеем «Альбертина», где хранится одно из самых значительных в мире собраний графики. В Москве из Вены — 11 работ и не только Германа Нитча. Портрет Джессики Алекса Каца доставили прямиком из кабинета директора Альбертины Клауса Шрёдера.

«Мы хотели вдохновить российских художников, всегда трудно показывать современное искусство, в любой стране и Австрия не исключение. Но мы хотели это сделать и соединить классических модернистов и наших современников», — рассказывает Клаус Альбрехт Шрёдер директор музея Альбертина.

Такое собрание художников из разных стран и разных поколений случается только раз, организаторы даже не предлагают прийти на эту биеннале. Говорят, что это просто необходимо сделать — увидеть работы тех, с кем живешь в одно время и понять, созвучны ли ваши мысли.

Анна Галинская 

Новости культуры

tvkultura.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *