Элеонора и ксения севенард: Историк искусств: балерина Элеонора Севенард не является правнучкой Матильды Кшесинской – Элеонора Севенард: о родстве с Матильдой Кшесинской, 32 фуэте и балетной моде

Историк искусств: балерина Элеонора Севенард не является правнучкой Матильды Кшесинской

У любовницы царя Николая II вообще нет ныне живущих потомков.

Историк искусств Софья Багдасарова опровергла родство Элеоноры Севенард с Матильдой Кшесинской и рассказала в своем ЖЖ, как всё было на самом деле.

«РИА Новости: В балетную труппу Большого театра приняли праправнучку Матильды Кшесинской. Вранье! Балерина Элеонора Севенард НЕ является ее праправнучкой.

Объясняю про потомство Матильды нашей Кшесинской:

1) Ныне живущих потомков у нее НЕТ.

2) У Матильды был один-единственный сын, Владимир Красинский. Сначала у него было отчество «Сергеевич», а потом «Андреевич», потому что Матильда сначала говорила, что его отец — великий князь Сергей Михайлович (её любовник после Николая II), а потом — что его отец великий князь Андрей Владимирович (с которым она изменяла Сергею, и за которого в итоге в эмиграции вышла замуж). Данный Владимир умер в эмиграции, 71-летним, неженатым и бездетным. Особо подчеркиваю, что сыном Николая II этот человек не был, хотя ему порой нравилось на это намекать. Но в это никто не верил

3) А кто же такие Севенарды, которых наша пресса именует её потомками?

У Матильды был брат Иосиф Феликсович Кшесинский, тоже артист балета, танцовщик и балетмейстер Мариинского театра. Второй раз был женат на балерине Целине Владиславовне Спрышинской. У них была дочь по имени Целина, которая тоже танцевала на Мариинской сцене, но не прославилась, и вышла замуж за инженера Константина Севенарда. Потомки этой Целины Севенард, племянницы Матильды, остались в СССР и в Российской Федерации. Более того, некоторые из членов этой семьи считают, что Целина на самом деле — дочь Николая и Матильды, взятая «дядей» Иосифом на воспитание.

Сын Целины — Юрий Константинович Севенард (род. 29 июня 1935) — советский и российский гидростроитель, депутат Государственной думы Российской Федерации 1—2-го созывов. Двое сыновей: Андрей (род. 1958), бизнесмен, занимающийся строительными материалами; Константин (род. 1967), также занимается строительным бизнесом, кроме того, избирался в Законодательное собрание Петербурга и в Государственную думу 3-го созыва.

История «подкидыша» Целины, по их мнению, такая: …весной и летом (до июля 1911 года) балерина вообще исчезает из поля зрения светского общества Санкт-Петербурга. В это время она живёт в имении родственников своей подруги в Тверской губернии. Имение принадлежало дворянам Севенардам, именно тогда в первый раз пересеклись пути двух фамилий: Кшесинских и Севенардов.

Здесь же живёт её брат И.Ф. Кшесинский, незадолго до того покинувший должность преподавателя театрального училища, со своей молодой женой. Они провели в имении Севенардов все лето и осень 1911 года и возвратились в Санкт-Петербург лишь в ноябре с девочкой Целиной. Рожденный в июне ребенок записывается не за Матильдой, а за молодой женой её брата и получает фамилию брата: Кшесинская. На случайно найденных уникальных пленках 1914 года сохранились кадры, где маленькой трехлетней девочке Целине адъютантом Николая II оказываются в соответствии со строгим этикетом того времени царские почести. В 1920 году балерина покинула Россию, оставив Целину с братом. Целина (внешне — вылитая Матильда Кшесинская) осталась в России. В 60-х годах, после преждевременной смерти Целины, Матильда писала из Парижа Юрию Севенарду, её сыну, желая рассказать ему о «важной тайне», но эта встреча в то время не могла состояться».

То есть сея Целина была зачата не во время общеизвестного романа наследника-цесаревича с балериной, а уже в 1911 году, когда и Николай давно уже был мужем и отцом, и Матильда находилась в «гражданском браке» с великим князем Сергеем и имела от него ребенка.​

Дальше вообще бредятина: «Бизнесмен-строитель Константин Севенард утверждает: он — правнук известной балерины Матильды Кшесинской и… императора Николая Второго! Он сдал тест ДНК и готов раскрыть тайну многомиллиардных сокровищ Кшесинской, на которые он теперь претендует! (…) Позже герой поехал в Гданьск, где на старом кладбище чудом сохранился склеп дяди Матильды Кшесинской — графа Красинского. Под каменной плитой, в нише Константин нашел документы. Сверху лежал указ Николая II, датированный июнем 1917 года. В бумаге-завещании было написано, что «император делает своей имущественной наследницей и наследницей трона свою жену перед Богом светлейшую княгиню Красинскую. (…)

Какие ещё документы нашёл в склепе Константин Севенард? Два сертификата Национального резервного банка Соединенных Штатов, датированных 1913 годом. Один — на 3200 тонн золота, другой — на 1800. Бумагу о признании дочери Целины как рожденной в законном браке. Церковный документ о венчании с княгиней Красинской (конец мая 1917 года). Забрал из склепа Николай лишь несколько бумаг, написанных на английском, все остальное было положено на место. Взятые бумаги Константин передал в ленинградское КГБ, себе ничего не оставил.»

Это вообще клиника какая-то.

Интересно, результаты-то ДНК что показали?

Дальше «Комсомольская правда», там тоже истинное безумие.

Целина была законной дочерью! «В апреле 1917 года Матильда добилась того, чтобы её пустили к императорской семье в Царское Село якобы передать им подарки к Светлой Пасхе, — голос Константина Севенарда становится тверже. – Удалось ей это только благодаря тому, что князь Львов (председатель Временного правительства – прим. Авт.) был горячим поклонником балета и Матильды Феликсовны в частности. В тот день в царскосельской церкви был расторгнут брак Николая и Александры Федоровны. Почти сразу же в той же церкви Николая обвенчали с Кшесинской».

Я прям вот вижу эту картину. Апрель семнадцатого, ночь… В дворцовой церкви РАСТОРГАЮТ брак Никки и Алекс… Интересно, как? Ножницами? Секатором? Кто вообще имел право такую процедуру-то провести? Никто, небось. И тут же, прямо тут же, не отходя от кассы, венчают Николая с Матильдой.

И потом в заключении, в Ипатьевском доме, Александра пилит бывшего мужа: «а так тебе и надо, так тебе и надо, сволочь! Это все из-за того, что ты со мной развёлся, ненавижу!»

Вот этот Константин с фотографиями – «доказательствами» беременности Матильды в 1911 году.

Тут про этого человека много чудесного, но многословно. Кусочек: «…никто ничего не написал. Новоявленный потомок рода Романовых не унывал. Он поехал к редакторам с аргументами и фактами в руках. Аргументы были упакованы в стандартные пачки по сто купюр, аппетитно пахнущих американской типографской краской, а факты представляли собой выцветшие фотографии великой любовницы сначала с заплывшей талией, а потом с ребенком. Так себе факты. А вот аргументы были серьезные.

Газеты опубликовали сенсационные заметки. После этого Костик вошел во вкус. Следующая пресс-конференция принесла петербургским газетам сразу половину месячного плана доходов от «джинсы» — «Великий князь Константин претендует на наследство прабабушки».

Оказывается, Матильда получила от Николая Второго средства на содержание незаконнорожденного ребенка. И закопала клад в своём особняке. А в кладе, помимо золота и бриллиантов-изумрудов, был магический гребень, который царь выкупил у поэта Гумилева. А тот, в свою очередь, нашёл этот гребень во время раскопок на берегу Белого моря. И гребень этот — из золота 1000 пробы, то есть химически чистого. Он прислан на Землю богами, давшими начало цивилизации Гипербореи, хотя возможно не богами, а инопланетянами. Если гребень найти, то можно будет расшифровать все иероглифы времен Шумерского царства, открыть тайное знание и осчастливить человечество, так как при этом откроются люки, порталы и нуль-переходы в параллельные миры, где Россия обретёт свое подлинное предназначение, а народ окажется избранным богами и все начнут поклоняться гребню и каменной книге, объявят себя кандидатами в русские и будут видимо бесплатно поставлять хлеб, вино и котлеты».

Я не знаю, какая балерина эта Элеонора, наверно хорошая, раз её приняли в Большой театр. В любом случае, она не виновата, что в её семье придумали себе глупую легенду.

UPD: Отчество у нее «Константиновна», но судя по интернет-серфингу, она это не особо афиширует, гуглится это с трудом.

Элеонора Севенард: о родстве с Матильдой Кшесинской, 32 фуэте и балетной моде

Marie Claire: Элеонора, ты уже выступаешь на сцене Большого?

Элеонора Севенард: Да, мне доверили первую сольную партию-вариацию в Гран па в спектакле «Дон Кихот». Также танцую в кордебалете, осваиваю репертуар.

Перечисли, пожалуйста, всех твоих родственников, которые имели отношение к балету.

Мой прапрадедушка Иосиф Кшесинский, Матильда Кшесинская, его сестра, и их отец Феликс Кшесинский, который был ярчайшим характерным танцовщиком, танцевал до очень преклонного возраста, и им многие восхищались.

А что ты знаешь о своей великой предшественнице?

Матильда Феликсовна — первая русская прима-балерина, которая сделала 32 фуэте. До нее в России этого никто не делал. Тогда считалось, что подобный трюк на сцене под силу только итальянкам. Но Кшесинская разгадала его секрет. Я горжусь тем, что она моя предшественница, для меня это особенный стимул в профессии.

Бывает так, что пятак на котором мы стоим, нагревается

Ты уже тоже делаешь 32 фуэте?

Да, но сейчас этому нас учат педагоги. И нам уже не нужно сидеть в зале и гадать, как это сделать.

Расскажи, как одолеть хотя бы 10 фуэте.

Нужно встать в четвертую позицию. Это когда левая нога спереди, а правая сзади (или наоборот). Выбрать точку — допустим, в зеркале или на стене, куда ты будешь смотреть, чтоб не плыло все перед глазами во время вращения. Сделать плие… Говоря простым языком, присесть, чтобы взять форс. Игорь, ты действительно будешь пробовать? Тебе сложно, мне кажется, будет.

Я хочу понять, что ты чувствуешь. Начнем сначала: встаю в четвертую позицию, приседаю. Правильно?

Да. Потом выталкиваешься правой ногой, подводишь ее к колену, и это происходит в поворот. Далее: нужно правую ногу открывать в сторону и приседать только на одной ноге. Нет, так ты упадешь. Нужно правой ногой брать форс в поворот, то есть использовать силу от поворота.

(Поднимаясь с пола) А кто вообще изобрел фуэте и для чего?

Итальянки, чтобы показать свою виртуозность и силу. Это реально сложно, может затечь нога или рука. 

А как насчет трения? У меня ощущение, что пуант может начать дымиться.

Пятак, на котором мы стоим, действительно нагревается. Но обувь для нас делают из специальных материалов, которые выдерживают температуру. 

Скажи, а 32 — это абсолютный предел, или кто-то может больше?

32 — это по количеству тактов в музыке. То есть, когда композитор пишет музыку, он рассчитывает, что балерина в этот момент сделает 32 фуэте. Больше, мне кажется, зрителю уже будет тяжело смотреть. 

Пачка — это юбка, которая стоит как обруч. А шопенка — юбка, которая закрывает ноги.

Твой личный рекорд – 32?

Нет. Чтобы на сцене сделать качественно 32, нужно привыкнуть делать 40 или 45 в зале. 

Ты начала заниматься балетом с четырех лет?

Да. Но отдав нас с сестрой туда, мама еще не думала, что это может стать профессией. Мы просто занимались хореографией, гимнастикой. Я и в художественную школу ходила, на музыку, в бассейн. Но балет оказался мне ближе всего.

А вообще сейчас какая ситуация с балетом? Мы по-прежнему впереди планеты всей?

Да, даже в частных школах Америки, Италии преподают русские педагоги. Вот, например, когда я еще училась в академии, мы ездили танцевать в «Гранд опера» и в «Ла Скала». Там к нам был особенный интерес, местные педагоги приходили смотреть, как мы занимаемся. Очень многие сейчас танцуют модерн, а самое сложное в балете, это именно классика, основы.

Ты именно за классический балет? То есть, ты будешь его продвигать?

Конечно, потому что это моя школа. Я училась именно для того, чтобы танцевать классический балет. Но я не отрицаю, что в будущем захочу попробовать что-то новое, потому что мир не стоит на месте.

Классический балет хранит традиции, верно?

Да, все пытаются сохранить первоначальный стиль, даже в плане декораций. Костюмы, понятно, изменились. Раньше пачки были до колена, сейчас поднялись.

Расскажи о балетной моде.

Пачка — это юбка, которая стоит как обруч. А юбка, которая закрывает ноги, называется шопенка. Это два костюма для классического танца, в зависимости от того, что конкретно ты танцуешь. А в модерне сейчас просто надевают купальник, например, черное трико, и не используют никаких юбок — ни пачек, ни шопенок.

Принципиально ли начинать заниматься балетом именном в раннем возрасте?

Да, конечно! Чтобы стать профессиональным артистом балета, надо долго учиться. Мы не просто так по шесть часов в день в зале работаем. В процессе занятий наши мышцы, связочный аппарат и даже суставы, особенно суставы ног, формируются так, чтобы быть готовыми к колоссальным нагрузкам, которые ждут нас на профессиональной сцене. Человек без особой подготовки не сможет, например, встать на пуанты. У него кость сломается или растяжение связок произойдет.

Из-за деформации костей тебе в обычной жизни приходится носить специальную обувь?

У меня бывают проблемы с выбором. Допустим, обувь рассчитана на определенный подъем ноги, и бывает сложно подобрать ту, которая не будет давить на свод. Но такое встречается не только у артистов балета. 

А на плоской подошве ты нормально ходишь?

Плоская подошва в принципе считается вредной, потому что развивает плоскостопие.

Какими преимуществами обладает балерина, по сравнению с обычными женщинами?

Физическая выносливость, правильное дыхание, знание своего тела. Если у нас что-то болит, мы можем конкретно назвать мышцу, потому что нам преподают анатомию.

Элеонора, у тебя есть еще проекты, кроме балета?

Два года назад я снималась в фильме с Елизаветой Боярской, играла ее героиню в детстве. Картина называется «Ромео и Джульетта холодной войны», будет четыре части. У меня была роль без текста ─ воспоминание, как герои познакомились в академии и полюбили друг в друга. Фильм должен выйти на Первом канале. 

Чтобы у тебя были силы нужно очень любить то, что ты делаешь

Расскажи, пожалуйста, о правильном питании балерин. Вы же, с одной стороны, должны быть стройными, а с другой тратите кучу калорий. 

Часто девочки-балерины становятся вегетарианками, вообще не едят мясо, и из-за этого получают травмы. Белок необходим. Когда мне нужно похудеть, я стараюсь просто не есть после шести, и ем меньше. Особой диеты нет: питаюсь тем, что легко переваривается. То есть не чипсами и не макаронами.

У вас отсев происходит еще на стадии обучения?

Да, с первого же класса академии начинают отчислять. И лучше пусть это случится как можно раньше, а не с предвыпускного курса. Тогда ребенок успеет найти для себя что-то другое.

А отчисляют за что?

Ты можешь не справляться с какими-то техническими заданиями, которые нужно исполнять на определенном этапе твоего обучения. У тебя может измениться фигура. 

То есть, если девочка прекрасно танцует, но поправилась, ее бракуют?

Если она поправилась не сильно, скажем, выросла, то это нормально. Но если мальчик уже не может ее поднять, то это уже другое дело. Он может сорвать спину.

Какие ближайшие премьеры с тобой смотреть?

Большой классический танец в балете «Баядерка». 

В каких соцсетях ты присутствуешь?

ВКонтакте, в Инстаграм, в Фейсбуке. Слежу за новостями, но за всеми не успеваю. Если у меня есть свободное время, я лучше пойду погулять или посмотрю фильм.

Представь, что ты мама, и тебе надо решать, куда отдать дочку. В балет, в художественную гимнастику, в фигурное катание или пусть сама решит?

Пусть сама решит. Чтобы профессионально заниматься балетом, гимнастикой или другим видом спорта, нужно очень сильно любить то, что ты делаешь. Иначе просто не хватит сил. Балет ─ это тяжелая профессия. Ею нужно жить.

Фото: Instagram, личный архив Элеоноры Севенард

У скандальной украинки в Госдуме появилась красивая соперница: фотодоказательство

У скандальной «экс-прокурора» временно оккупированного Крыма, а сейчас депутата нелегитимной в Украине Государственной Думы России появилась обаятельная соперница — российская балерина Элеонора Севенард. Она приходится внучатой праправнучккой балерине Матильде Кшесинской: ее любви с императором Николаем ІІ посвящен скандальный фильм «Матильда», против которого так яро борется Поклонская.

Об этом сообщает Maxim.

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард

Instagram Элеоноры Севенард

По информации РИА «Новости», Севенард является праправнучкой Иосифа Кшесинского, брата легендарной Матильды Кшесинской. Девушка родилась в Санкт-Петербурге. После окончания Академии русского балета имени Вагановой в 2017 году была принята в балетную труппу Большого театра, где репетирует под руководством выдающейся балерины, народной артистки СССР Светланы Адырхаевой.

«Я — внучатая племянница Матильды Кшесинской, и эта великая русская балерина для меня самый главный пример для подражания в профессии. Я очень рада, что меня приняли в балетную труппу Большого театра. И мне посчастливилось уже танцевать на этой сцене. 20 сентября состоялся мой дебют — я участвовала в спектакле «Дон Кихот», — рассказала Севенард.

Во время учебы в академии она выступала в спектаклях Мариинского театра, гастролировала с театром в Литве и Японии. Весной 2017 года она принимала участие в гала-концерте «Иконы русского балета» в Лондоне и в гала балетных школ ХХI века в Париже.

Представительница рода Кшесинских обладает II премией Международного балетного конкурса «Vaganova — PRIX», первой премией III Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет», премией Фонда Натальи Дудинской и Константина Сергеева. Она лауреат общероссийского конкурса Министерства культуры России «Молодые дарования России».

Севенард призналась, что еще не смотрела фильм о своей известной прапрабабушке, однако очень в этом заинтересована.

«Я не смотрела фильм Матильда», и никто меня не приглашал на просмотры. Конечно, я очень хочу посмотреть, меня это очень волнует. Я безумно уважаю Матильду Кшесинскую, великую русскую балерину», — сказала танцовщица.

Как сообщал «Обозреватель», фанаты московских футбольных клубов»Локомотива» и «Спартака» во время матча на Суперкубок страны выступили против показа фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Болельщики обоих клубов растянули баннеры «За веру, царя и Отечество. Учитель, руки прочь от русского царя!».

С кем спят наши звезды — читай у нас в Instagram.

«Праправнучка» Матильды Кшесинской произвела фурор на сцене

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард // Фото: «Инстаграм»

Внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард, которую называют праправнучкой знаменитой балерины, стремительно покоряет сердца поклонников театра. Накануне вечером девушка дебютировала на сцене Большого в постановке «Дон Кихот». В микроблоге Элеоноры появились фотографии, сделанные в памятный день.

Подписчики Севенард поздравляют ее с премьерой и желают не останавливаться на достигнутом. По мнению многих, Элеонора очень талантливая и способная артистка. «С первой ролью в Большом!», «Очень хороший дебют», «Красота», «Пусть все сложится прекрасно», «Рады за тебя», «Молодец», «Замечательная постановка, мне все понравилось. Продолжай в том же духе», – комментировали фолловеры балерины.

О том, что выпускница Академии имени Вагановой вошла в труппу Большого театра, стало известно на прошлой неделе, когда одно из главных культурных учреждений страны открыло 242-й сезон. В этом году его балетная труппа пополнилась на 22 человека – именно столько недавних студентов профильных учебных заведений получили заветные приглашение. В их числе оказались не только Элеонора Севенард, но и Егор Геращенко, выпускник класса Николая Цискаридзе, а также Арсентий Лазарев из Новосибирка и лауреат множества конкурсов Марк Чино.

«Вот они, красавцы и красавицы. Желаем, чтобы ваша жизнь была интересной и созидательной. Надеемся, что вы будете нас радовать. Если нет – поговорим отдельно», – обратился руководитель балетной труппы Махар Вазиев к юным артистам.

Элеонора Севенард на сцене Большого театра

Элеонора Севенард на сцене Большого театра // Фото: «Инстаграм»

Элеонора Севенард, дочь предпринимателя и историка, начала заниматься балетом с четырех лет. Благодаря ежедневным тренировкам и упорству ей удалось поступить в Академию имени Вагановой. После окончания учебного заведения девушку пригласили в два театра – Мариинский и Большой. Элеонора решила не оставаться в культурной столице и отправилась в Москву. Севенард признавалась, что с нетерпением ждет начала работы.

По словам Элеоноры, она восхищается Матильдой Кшесинской. Девушка верит, что переняла от нее трудолюбие и упорство. В одном из интервью артистка прокомментировала еще не вышедший новый фильм Алексея Учителя «Матильда», посвященный отношениям знаменитой балерины и Николая II.

«Она была великой артисткой, великой балериной, и такая юношеская любовь – это у всех могло быть в жизни. Просто так получилось у нее. Я надеюсь, что все будет показано не с плохой стороны», – отмечала Севенард в беседе с телеканалом «Санкт-Петербург».

В ближайших планах девушки – участие в Балу дебютанток журнала Tatler, который состоится 23 октября в столичном Колонном зале Дома союзов. Двенадцать представительниц известных семей выйдут на паркет вместе с артистами Большого театра. Кроме Элеоноры Севенард, главными героинями светской хроники станут Александра Жулина, Софья Евстигнеева, Соня Тарханова, Иветта Невинная, Устинья Малинина, а также внучка Иосифа Бродского Пелагея Басманова, дочь Андрея Макаревича Анна Рождественская и многие другие.

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард // Фото: «Инстаграм»

Элеонора Севенард

Элеонора Севенард // Фото: «Инстаграм»

Денис Родькин: «По-моему, Эля Севенард — эталонная спутница жизни» — Звезды

Денис Родькин — один из восьми премьеров Большого театра. Его сразу отметили как Николай Цискаридзе, став его наставником, так и великий Юрий Григорович, доверивший солировать в своих постановках. Денису двадцать восемь, и всего за шесть лет он добрался до высшей ступени в карьере артиста балета. А если к этому добавить еще и роман с Элеонорой Севенард, родственницей знаменитой Матильды Кшесинской, то получается просто театральная история. Подробности — в интервью журнала «Атмосфера».

— Денис, судя по вашим публикациям, вы — человек с чувством юмора…

— Мне почему-то многие об этом говорят — друзья, коллеги, мама. (Улыбается.) Но на самом деле я порой люблю зло пошутить и даже являюсь поклонником черного юмора. Наверное, иногда даже обижаю кого-то. Но и ирония мне не чужда.

— Но вы очень забавно рассказываете, как приучали к балету родственников: папу — инженера авиационного завода и брата-военного…

— Да, я их сначала пригласил на «Спящую красавицу», где исполнял Голубую птицу, и они были совсем не впечатлены. А вот позже «Спартак» им уже понравился, и они потом вошли во вкус. Но это моя семья, а вообще балет все-таки элитарное искусство — и широкую публику на него точно не затащить. Но, таким образом, он не теряет своей ценности наравне с оперой. Мне кажется, это правильно, когда театр стоит особняком и даже чуть выше кинематографа и поп-музыки, которые отвечают вкусам более обширной аудитории.

— Как-то вы сказали, что чем сложнее техника в постановке, тем более проявляется артистичность. Можете объяснить?

— Когда сложный рисунок роли филигранно отрепетирован, у тебя рождаются мощные внутренние резервы и для актерской выразительности. Например, если ты прыгаешь легко в «Лебедином озере» и приземляешься два тура из пятой в пятую, соответст-венно, и образ у тебя выходит другой — чистый, точный. А если ты стопу не вытягиваешь, ноги нормально поднять не можешь, то и образ получится так себе. Я уж не говорю, что в «Спартаке» прыжки должны быть стопроцентной красоты, чтобы не к чему было придраться. Вот для меня это знаковая постановка, на которую меня утвердил сам Юрий Николаевич Григорович. Претендентов хватало, но он меня выбрал за фактуру, технику… Поэтому, несмотря на то что больше всего я люблю «Кармен», именно «Спартак» явился мне вызовом, доказал мою состоятельность. Ведь когда я попал в Большой театр, никто не верил, что из меня может выйти толк. И это подстегивало работать без устали.

За партию в балете «Баядерка» Денис получил премию Бенуа де ла Данс

— Вы великолепны в роли предводителя восставших рабов, притом что и внешне, и по характеру совсем не напоминаете своего героя…

— Вы зря думаете, что у меня слишком мягкий нрав — это не так. Когда что-то раздражает, я сразу начинаю показывать зубы. (Улыбается.) Но в принципе, я довольно терпелив и уравновешен, меня надо долго доводить до агрессии. И даже хорошенько разозлившись, не ору и не бросаюсь предметами. В спорных ситуациях предпочитаю конструктивный диалог, дискуссии. Это человеческая форма выяснения отношений.

— Эта мудрость у вас от природы? Как и уверенность в себе, о которой вы неоднократно говорите в своих интервью.

— Ну, про мудрость не скажу, но вот осознание того, что для успеха надо приложить достаточно усилий, ко мне пришло довольно рано — где-то лет в двенадцать, когда я учился в хореографическом училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». Мама все удивлялась, что я такой не по годам серьезный, доволен вечерней приятной физической усталостью, которая говорит о том, что день прожит не зря… Возможно, во мне крепла уверенность в себе еще и на фоне сверстников, когда в классе мне совершенно не требовалось до кого-то дотягиваться… Не знаю. Здорово, что ребенком я не отдавал себе в этом отчет, поэтому и не позволял себе расслабляться. Мне хотелось, чтобы педагоги хвалили только меня. (Улыбается.) Но объективная оценка своих возможностей появилась значительно позже, когда уже влился в труппу Большого и меня стали распределять на сольные партии. Вот таким способом формировалась моя уверенность в себе.

— Чувствуется, что у вас очень сильная связь с мамой… Это же она определила вашу судьбу?

— Конечно. Именно она выбрала для меня балет. И я маме всегда доверял. Как и отцу. Долгое время ориентировался на их мнение. Сегодня я уже взрослый человек, сам определяю свою жизнь, но если возникает необходимость, к ним к первым иду за советом. Это же самые близкие люди, которые никогда от тебя не отвернутся, не предадут.

— Семья, как я понимаю, изначально не видела в вас артиста, верно?

— Разумеется. Мама стремилась меня развивать, поэтому отдала учиться играть на гитаре, как и старшего брата, — ныне я вспомню лишь пару аккордов (улыбается), потом в студию во Дворце культуры, где разучивали степ… Там у нас была замечательная команда: я на сцене танцевал посередине, а мои приятели-одноклассники — по бокам. А однажды один из них идеально сел в шпагат, мне стало обидно, что я так не могу, и решил пойти туда, где этому обучают. Таким образом, желание сделать себя лучше и привело меня в балет.

"Стараюсь быть не простолюдином, а человеком элегантным. Например, никогда себе не позволю в зрительный зал прийти в кроссовках, джинсах и свитере"

— А кумиры у вас были?

— Будучи мальчишкой, я, естественно, восхищался прославленными звездами балета. Однажды меня, подростка, в Кремлевском Дворце своим танцем потряс парень, исполняющий партию Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Я захотел быть похожим на него — и лишь когда вырос, понял, что эта роль не мое амплуа. Но в тот вечер мама по моей просьбе купила записанный балет, где наиболее выразителен мужской танец. Ей предложили «Спартак». Мог ли я тогда предположить, что через несколько лет выйду в этом балете в заглавной партии…

— Раз уж вы упомянули амплуа, то какое оно у вас?

— Лирический герой с героическим уклоном. (Улыбается.) Я стараюсь раскрывать своих персонажей объемно. Допустим, когда танцую принца, то для меня это не просто эффектный, рафинированный молодой человек, а настоящий, отважный рыцарь. При классических ногах я представляю героический апломб (устойчивость. — Прим.авт.) По крайней мере, так на себя смотрю со стороны.

— А в повседневности вы принц?

— Внешне наверное. Хотя я и за манерами слежу. Стараюсь быть не простолюдином, а человеком элегантным. Например, никогда себе не позволю в зрительный зал прийти в кроссовках, джинсах и свитере. Для меня это дико. А многие ведь даже не задумываются о таких вещах. Я же, когда иду в зал слушать ту же оперу, — неизменно надеваю брюки, белую рубашку и ботинки. Мне кажется, воспитание как раз подчеркивается тем, насколько адекватно мероприятию человек выглядит.

— Вы упомянули оперу, и я читала, что вы сами целенаправленно себя к ней приучали…

— Да, опера развивает музыкальный слух. Я хожу в консерваторию, специально ездил в Санкт-Петер-бург в Мариинку слушать «Трубадура». Валерий Абисалович Гергиев дирижировал. Я остался под большим впечатлением. Как и от концерта выдающегося Юрия Хатуевича Темирканова.

— Подозреваю, что кроме английского вы знаете и французский — ведь ваша мама его преподает…

— Тут я вас разочарую — строгий балетный режим не выделял мне свободных часов для освоения французского. Я же ежедневно вставал в семь тридцать утра, в восемь сорок пять у меня начинались занятия в общеобразовательной школе, которые длились до четырнадцати, а затем я быстро делал уроки, поскольку с семнадцати до двадцати одного часа у меня уже была балетная школа, и потом сон.

Денис отказался от кинопроб на роль Нуреева, но с удовольствием бы снялся в картине об Александре Годунове

— Вы не выигрывали никаких громких конкурсов, окончили не самое престижное хореографическое училище, и, как я понимаю, попадание в Большой театр — это сродни счастливому случаю…

— Точно! На меня обратили внимание из-за фактуры. И уже потом Николай Цискаридзе присмотрелся ко мне и начал со мной работать. Надо сказать, он настолько одаренный педагог! У него глаз-алмаз, он замечает мельчайшие детали. Если не видит перспективы у ученика, напрямую говорит: «Зачем тебе все это? Не мучай ни себя, ни меня». К счастью, в свой адрес я такого никогда не слышал. (Улыбается.) Но мне кажется, подобная откровенность справедлива, к ней нужно быть готовым. Балет — жестокое искусство. У меня, как и в детстве, жесткий график, я постоянно борюсь с ленью. Не представляете, с каким трудом утром поднимаю себя с постели — тело еще ноет после вчерашнего дня. Но стоит дойти до зала, начать заниматься классом — мышцы разогреваются, кровь начинает быстро циркулировать, и чувствуешь себя лучше.

— Вы как о какой-то машине рассказываете…

— Так и есть, в каком-то смысле. Но с сердцем.

— Вы себе как-то объясняете свой столь быстрый взлет?

— Были случаи и гораздо более стремительных карьер. Скорее всего, это соединение способностей, труда и стечение обстоятельств. Понятно, что никто такого не ожидал, и я не исключаю, что нарушил в театре чьи-то планы.

— Огромная зависть же рождается у тех, кто более десяти лет находится в кордебалете…

— Я не сосредотачиваюсь на негативе — и с ним, собственно, не сталкивался. Зависть — это даже здорово. Значит, ты чего-то стоишь! Но знаю, что многих девчонок, например, вполне устраивает кордебалет: ответственности меньше, при этом все равно гастроли по всему миру, работа приятная — в театре, а не в офисе, и фигура всегда в тонусе, не надо на фитнес ходить. Мне такая позиция, конечно, не близка — я заточен на успех. Долго переживаю даже из-за малейшей неудачи. И я ушел бы, если бы видел, что ничего не получается.

— Вам еще нет тридцати, а вы уже станцевали все главные партии в классическом балете. Какие дальнейшие цели себе намечаете?

— Всегда есть к чему стремиться. Во-первых, нужно совершенствовать мастерство — это никогда не бывает лишним. Искусство у нас крайне субъективное, поэтому неизменно есть куда расти. Кроме того, при всей моей любви к Большому не могу не сказать, что есть и другие прекрасные театры — Ковент-Гарден, Ла Ска-ла, Гранд-опера, где так приятно выступать по приглашению, в балетах в другой редакции, в другой форме, с новыми интересными хореографами. А как русский балет обожают в Японии! С удовольствием туда летаю. Это моя любимая страна после России. Она словно иная планета. Но вообще я чувствую себя человеком мира. У нас же много гастролей, и в какой бы город мы ни приехали — нам везде рады. Это необыкновенно приятно.

Фактурная внешность танцовщика привлекла внимание Николая Цискаридзе, который стал его первым наставником в Большом театре

— С какими маститыми хореографами вам бы хотелось сотрудничать?

— О, несомненно, с Юрием Николаевичем Григорови-чем. Этот художник выстроил репертуар Большого театра в том виде, в котором он сейчас существует. Он буквально вынес мужской танец на передовую. С Джоном Ноймайером — он настолько ни на кого не похож! Не хореограф, а мыслитель, создающий свои балеты не просто ради танца, а ради глубокого философского подтекста. С ним интересно не только репетировать, но и разговаривать. Он настолько захватывающе рассказывает тебе о твоей роли, что ты уже не можешь дождаться, когда завтра прибежишь в зал.

— Драматические артисты могут играть гениально и при этом не быть интеллектуалами. В балете требуется эрудиция, по вашему мнению?

— Бесспорно, надо быть наполненным. У нас же за умный текст не спрячешься. На сцене ты на виду, словно голый, и твои недостатки заметны. Если артист не удосужился подготовиться, не понимает, о чем он танцует, пускай даже и эффектно, то это катастрофа.

— Вы любите учиться?

— Прагматически я отношусь к этому процессу — без него никуда. Я окончил балетмейстерско-педагогический факультет Московской государственной академии хореографии, а сейчас получаю второе высшее образование — поступил в МГУ на факультет управления. Дело в том, что если задумываться о будущем, то балетмейстером я быть не планирую — у меня нет дара придумывать балеты. Педагогом — возможно, но уже в каком-то солидном возрасте. А административная сфера, менеджмент, политика гуманитарного управления для меня в новинку. Просвещение в университете ведется комплексное, на лекциях нам в том числе рассказывают и про экономику, и про историю Древней Индии, и про то, кто написал «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Меня удивляет, что встречаются студенты, которые не знают автора. В принципе сталкиваюсь с явлением, что многие люди совсем не ходят в театр. При этом они не иногородние, а коренные москвичи. Недавно меня подвозил таксист — русский, не гастарбайтер, который с помощью гаджета лихорадочно искал местонахождение Большого театра.

— Значит, в дальнейшем вы видите себя в кресле руководителя?

— Возможно. Хотя театр — сложнейшая структура, многоступенчатая система. Но почему нет? Правда, это в очень отдаленном будущем. Пока я настроен танцевать как можно больше.

— А есть нечто, что вы себе из-за профессии не позволяете?

— Играть в футбол. В детстве мне нравилось гонять мяч во дворе, я нередко забивал голы в качестве нападающего… Но в шестнадцать лет сломал ногу и перестал выходить на поле — требовалось себя беречь для балета. А недавний чемпионат мира всколыхнул прежние эмоции, и я попробовал снова погонять мяч. И вы знаете, включились совсем другие мышцы, которые после этой тренировки сильно болели.

— Кстати, балетные танцоры часто признаются, что так привыкли к постоянной боли, что уже ее не замечают… Ваши будни действительно столь жесткие?

— Вот мы с вами сидим в кафе, и у меня ничего не болит. Так что это не перманентная история. Но если прыгаешь и приземляешься неудачно, то легко что-то отбить, вывихнуть или спину можно свернуть на пируэте. Но это все ерунда, я не обращаю внимания. К врачу обращаюсь, только когда уже ходить становится больно. Раньше так вообще не сомневался в том, что нет ничего невозможного для человеческого организма. Недавно пересмотрел эту точку зрения: ресурсы, даже самые богатые, ограничены. Поэтому надо позволять себе восстанавливаться и не ударяться в пахоту по пять спектаклей в неделю. Вот я танцую где-то семь спектаклей в месяц, и мне этого достаточно.

— Кто занимается вашим бытом?

— По сути, он у меня отсутствует. В квартиру в Москве или в отель где-то в поездках прихожу лишь для короткого сна. Я даже своего любимца — британского шотландца, кота Федора, отправил к маме, вынужденное одиночество плохо на нем сказывалось. А у родителей он присоединился к такому же зверю, как и он, к своему брату — Степану.

— Вы человек прижимистый?

— Экономный. Не склонен выкидывать деньги на ветер. Но на хороший массаж, качественную одежду, на подарки близким не жалею финансы. В конце концов я и зарабатываю, чтобы тратить на приличную жизнь. Допустим, чтобы вкусно поесть. (Улыбается.)

— Это, значит, байки, что балетные голодают?

— Лично я гурман. Сам не готовлю, питаюсь в ресторанах. Но если говорить серьезно о деньгах, то они лишь средство. Я настроен зарабатывать больше, но реализация творческого потенциала первостепенна. Мне кажется, что когда ты профессионально востребован, то ты спокоен и денег тебе хватает.

— Киношники вашу фактуру пока не используют?

— Меня приглашали на кастинг для картины о Нурееве, но мы с ним совсем разные внешне, поэтому я не пошел. А вот если будут снимать ленту об Александре Годунове, с которым у меня есть сходство, обязательно попробую.

— Друзья у вас не балетные?

— Нет. Смешно, но моим друзьям крайне любопытна жизнь театра, они никак не могут взять в толк, как мы запоминаем такое количество движений. Даже полиглот, владеющий шестью языками, удивляется. (Улыбается.)

— Скажите, а как вы всегда, с юных лет, взаимодействовали с коллективом?

— В детский сад я не ходил, поэтому перед школой очень сильно волновался. Помню, в каком ужасе был, когда меня на линейке 1 сентября в первом классе поставили в пару с девочкой и еще попросили держаться за ручку. Ужасно стеснялся.

— Вы симпатичный, и не сомневаюсь — нравились одноклассницам…

— Да, некоторые пристально, многозначительно смотрели, а меня это раздражало.

С любимой девушкой, балериной Элеонорой Севенард, о которой писали, что она праправнучка легендарной Матильды Кшесинской

— Вы признавались в интервью, что лишь дважды были серьезно влюблены… Сейчас стало известно о вашем романе с прелестной двадцатилетней балериной из Санкт-Петербурга, Элеонорой Севенард. Это третья любовь в жизни?

— По большому счету первая. Раньше я был падок исключительно на красоту, содержание меня мало волновало. Мне порой везло на капризных. С Элей у меня все по-другому. Сейчас я испытываю такой накал чувств, что уже не помню, как было раньше.

— Как вы встретились?

— Накануне Нового года были гастроли в Греции, партнерша, с которой я должен был танцевать, не смогла прилететь — и ее заменила Элеонора. Мы не были до этого знакомы, но я видел, как она танцует, насколько она утонченная, изящная, не похожа на других и явно образованная. Девушка из хорошей семьи. И эти мои мысли о ней полностью подтвердились в реальности. Эля даже превзошла ожидания. Она меня сразила наповал своей добротой и заботливостью. Получилось так, что на сцене я сильно подвернул ногу, она у меня распухла, а нам предстояло из Афин лететь в Японию. Если бы я был один, то сошел бы с ума. Разумеется, партнерши всегда поддерживают морально, но тут меня прямо накрыло теплой волной неравнодушного внимания, исходящего от этой юной девушки. Эля меня занимала интересной беседой, старалась отвлечь, и в какой-то момент я поймал себя на том, что забыл о ноге — и напрочь ушло состояние тревожности. Естественно, когда мы расстались, я начал ощущать ее нехватку и предпринял действия, чтобы мы были вместе.

— Красиво ухаживали?

— Романтично.

— Скоро год, как вы пара, какие новые черты вы открыли за это время в избраннице?

— Эля умна не по годам. Я чувствую, как она меня ценит и при этом никогда ничего не просит. Она надежный друг, который всегда подставит плечо, и я знаю, что могу ей доверять как себе. Главное, к ней хочется возвращаться. Я впервые ловлю себя на этом ощущении. Раньше улетал на гастроли, и ничто домой меня не тянуло, а тут я скучаю. Эля, по-моему, эталонная спутница жизни. Я счастлив, что нашел своего человека. И она так непринужденно влилась в нашу семью… Маме очень нравится моя девушка. (Улыбается.) Надеюсь, мы с Элей будем вместе не только дома, но и на сцене. У нас уже есть один совместный проект — балет «Анна Каренина».

— Элеонора пришла в Большой театр из АРБ им. А. Я. Вагановой, и она в кордебалете сейчас танцует, верно?

— Да, но с ее мозгами и талантом долго она там не пробудет, я уверен. Ее ждут большие высоты.

— За ней же еще тянется шлейф легенды о ее родственных связях с Матильдой Кшесинской…

— Эля очень правильно к этому относится: не кичится данным фактом, считает, что сама должна доказывать свое право быть на сцене. Для нее это отличный стимул прогрессировать. И я буду ей помогать.

— Напоследок поделитесь, когда вы в последний раз танцевали не по долгу службы, а для души?

— Я всегда только так и танцую. Но если говорить о жизни частной, то этим летом после выступлений в Нормандии, в Довилле, в маленьком театре при казино, приуроченным к годовщине представления там Сергеем Дягилевым «Видение Розы» с Вацлавом Нежинским, мы с коллегами поехали в Лондон. И вот там в один из свободных вечеров отправились в паб, взяли чудесное пиво, ну и весело станцевали под современные ритмы. (Улыбается.)

Кто может сравниться с Матильдой моей? | Блогер mari-mari на сайте SPLETNIK.RU 26 сентября 2017

Родственник Кшесинской продолжает настаивать на версии рождения у нее дочери от царя

На днях все СМИ написали о 19-летней балерине Элеоноре Севенард, принятой в труппу Большого театра. Сенсационность этой новости придавало то обстоятельство, что юная танцовщица из Санкт-Петербурга является праправнучкой «той самой Кшесинской».

Официально — по единственной уцелевшей боковой ветви Кшесинских, от родного брата Матильды Иосифа. Так как прямых потомков у балерины не осталось.

Но представители семьи Кшесинских-Севенард убеждены, что не все так просто в этом мире и что их бабушка, в девичестве Целина Иосифовна Кшесинская, на самом деле не племянница, а родная дочь Матильды и… Николая Второго.Все говорили, что Целина превзошла красотой свою знаменитую родственницу.

Зачатая уже гораздо позже женитьбы царя — в 1910 году. И не просто так, а ради спасения страны.

Девочка с чистой кровью, не несущая в себе поломанные гены смертельной гемофилии, сгубившей в итоге империю.

Эта история настолько невероятная и тянет скорее на толстенный приключенческий роман, чем на скучную историческую хронику, что если бы мне ее рассказал кто-то другой, а не отец той самой юной балерины Элеоноры Севенард, ни за что бы не поверила.

Но Константин Севенард вполне реальный человек, который отвечает за свои слова.

Экс-депутат Государственной думы РФ и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, воевал в Афганистане, его отец — коммунист Юрий Севенард — в 1991 году баллотировался на пост мэра Ленинграда и проиграл Собчаку, а дед Константин Севенард — патриарх советского гидроэнергостроительста, как его называли, сдавший под ключ не одну мощнейшую ГЭС, внук же Константин Юрьевич Севенард убежден, что скандал с Матильдой вовсе не случаен.Константин Севенард.

…Сериал «Матильда» вышел на новый виток. Сведшая с ума трех великих князей, Кшесинская уже почти свела с ума и современную Россию. За что нам такое? И что все-таки было в этой женщине, на сегодняшний придирчивый взгляд не столь уж и блистательной красавицы? Просто любовница? Или нечто большее?

С Константином Севенардом мы сидим в его офисе на Черной речке, вид из окна прекрасный, последние теплые деньки, солнечные блики стежками ложатся на Малую Невку. Питер — это все-таки история, возьми любой дом, построенный около века назад, и наверняка выяснится, что он тоже связан с именем Матильды Феликсовны: здесь бывала в гостях, там пила чай… Прошлое — оно так близко, почти рядом.

100 лет революции — мимолетный солнечный зайчик на холодной сентябрьской воде.

— Константин Юрьевич, возмущены ли вы, что имя вашей прабабушки, родной или двоюродной, сегодня полощут, если честно, все кому не лень? Не хотите ли тоже подать в суд на авторов «Матильды», как это недавно сделала вдова племянника Николая Второго Ольга Куликовская-Романова?

— Как я могу подать иск о защите чести и достоинства, если я сам фильм еще не видел? Пусть он выйдет, и тогда станет понятно. Но, думаю, что все действительно неоднозначные и спорные эпизоды наверняка уже были оттуда вырезаны. А если осталась развесистая клюква, то вряд ли она кого-то может обидеть.

— Неудивительно ли, что имя Кшесинской вдруг выплыло из небытия в самый канун столетия революции?

— Конечно, в советские времена о Кшесинской вспоминали разве что в контексте ее особняка, который подарил император и где в 1917-м располагался штаб большевиков, а затем — Музей революции. О том, что прабабушка была не робкого десятка, говорит тот факт, что она подала в суд на непрошеных гостей, которые ее выселили, не побоялась. Представьте себе, иск к Ленину она выиграла. Матильда вернулась в свой особняк и даже устроила там крупный тайник, свезла туда все свои драгоценности и документы, но пробыла там, увы, недолго, вскоре бежала за границу… Времена стояли неспокойные. В 90-м году в том числе и моя семья сделала все, чтобы открыть в этом здании выставку, посвященную жизни Матильды Кшесинской, но мы и представить себе не могли, что туда ринутся толпы народа, что это многим покажется интересным — архивные снимки, документы, наши уцелевшие семейные фотографии… Вместо нескольких месяцев выставка работала около двух лет. Масса публикаций в это время вышла в СМИ, посвященных жизни Матильды и ее любви.Брат Иосиф и сестра Матильда. Скрывает ли она беременность под широкой юбкой?

— И все-таки то, что вы сегодня рассказываете о реальной судьбе своей прабабки, это в лучшем случае апокриф. А вот семейная легенда о том, что у нее была дочь от Николая Второго — ваша родная бабушка, что появилась на свет она гораздо позже женитьбы императора на Александре Федоровне и даже рождения у них общих детей, – это похлеще «Матильды», если честно.

— Я клянусь, что говорю правду. 6 октября 1910 года по приглашению Николая Матильда встретилась с ним в парке Константиновского дворца в беседке на острове. Ее привезли туда на лодке. С ее стороны цель визита была вполне прозаической, у нее был конфликт с директором Мариинского театра, который она хотела разрешить в свою пользу, перетянуть на свою сторону Николая, он же имел другие намерения… Произошел эпизод близости. Я не думаю, что он был случайным. Николай действительно хотел ребенка от Матильды, здорового ребенка.

— Первая любовь навсегда?

— Дело в том, что они никогда и не прерывали своих отношений. Сестра Матильды, Юлия, тоже балерина, 1-я Кшесинская, как ее все называли, вышла замуж за полковника Александра Зедделера, адъютанта царя, так что прямой выход на Николая у Матильды оставался в любом случае. Да, Николай был слаб и ведом, а Матильда — одной из интереснейших и обаятельнейших женщин своей эпохи, недаром она свела с ума и двух других великих князей, Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, чьей женой в итоге стала.

По моим сведениям, Матильда была беременна с конца 1910-го по весну 1911 года, официально она в это время якобы блистала на гастролях в Англии, а на самом деле с марта безвылазно жила в доме брата Иосифа и его жены Серафимы в Асташкове. Чтобы убить время, тренировала почерк, писала левой рукой, переписывала «Горе от ума», много лет спустя эту тетрадь вроде бы нашли пионеры и сдали в Бахрушинский музей.Феликс Кшесинский — глава династии.

Ее дочь Целина, моя бабушка, родилась в середине лета. Брат Иосиф предложил записать девочку на себя. У него уже подрастал годовалый сын Славочка, которого родила его первая жена, танцовщица Сима Астафьева, так что никаких дополнительных вложений новорожденная не потребовала, уже были готовы и одежда, и коляска, и даже кормилица. Матильда же вернулась в Петербург, где она пышно отпраздновала очередной день рождения на глазах у всех, компенсировав долгое отсутствие. А тем временем кормилице не хватило молока на двух детей — и Иосиф приказал ей первой кормить Целину… Жена Серафима обиделась и ушла, забрав с собой годовалого мальчика. Позже они уехали в Лондон — и там следы Славика, к сожалению, затерялись. А Иосиф женился на красавице Целине Спрышинской, нужно было срочно выправлять паспорт племяннице, и по официальной биографии именно Целина-старшая считалась матерью маленькой Целины, названной так в ее честь.

— Но для таких громких выводов мало слов, нужны доказательства.

— В нашей семье сохранились фотографии той эпохи. Вот, например, снимок из Асташкова, видите, как неуклюже боком сидит Матильда, прикрыв большой живот, здесь она как раз беременна бабушкой. А тут — уже родила, стоит рядом с коляской, смотрит на малышку с нежностью… Чтобы скрыть семейную тайну, Целину-младшую зарегистрировали только осенью и на брата Иосифа.

— По-вашему, репутации Матильды мог помешать еще один внебрачный ребенок? Почему она признала Володю, своего единственного по документам сына, и отказалась от родной дочери?

— Потому что Володя не был сыном царя, а Целина была. Кстати, вот ведь переплетения судьбы — на фотографии, где Матильда стоит с коляской, в правом углу — пятилетний мальчик, сын соседей Кшесинских по имению, Константин Севенард. Много лет спустя он станет моим дедом и мужем Целины.

Матильда Кшесинская покоряла мужчин не красотой, а природным обаянием.

 

— Какая оригинальная фамилия — Севенард. Откуда она?

— Предки Севенардов — выходцы из Франции, старинный аристократический род, состояли в родстве с Наполеоном, так что и вторая половина моей фамилии не подкачала.

— Но как же так могло получиться, что в СССР дворянин Константин Севенард, женатый на родственнице самой Матильды Кшесинской, племяннице или дочери, не только не был репрессирован, но был даже допущен к работе на объектах государственной важности?

— Дед Севенард был заслуженным гидростроителем, орденоносцем; вторая, более засекреченная часть его биографии: везде, где он строил гидростанции, одновременно возникали и военные заводы. Например, построили Волжскую ГЭС — и тут же рядом был заложен завод «Волжские моторы», который обеспечивал нужды армии транспортом, то же самое происходило и на Урале во время строительства Уралвагонзавода. Его решения по тем временам были самые передовые. Нет, в Константине Севенарде у власти сомнений не было, хотя Героя Соцтруда он так и не получил, так же как и я, воевавший в Афганистане, принимавший участие в спасении 9-й роты и дважды представленный к званию Героя Советского Союза, — думаю, все это не случайно. Кстати, сам дед о прошлом семьи особо не распространялся, о своих предках мы знали только самый минимум. Отношения не поддерживались никак. В те времена иначе и быть не могло. Когда в начале 60-х Матильда попыталась приехать в СССР, на теплоходе в Одессу, передав с оказией письмо для моего отца Юрия, ее внука, дед Севенард сына никуда не отпустил. Письмо заставил сжечь и забыть. Впрочем, эта встреча все равно бы не состоялась — так как Кшесинской даже не дали сойти на родную землю.Лето 1911-го. Матильда (в центре) смотрит на коляску, в которой лежит, по семейной легенде, ее новорожденная дочка.

— А как же ваша бабушка Целина?

— Бабушки к тому моменту уже не было в живых. Ее не стало в 48. Что совсем не характерно для семьи Кшесинских, которые жили под сто лет: Матильда ушла в 99 (в 1971-м! — Е.С.) , ее сестра Юлия — в 104, но Целина мгновенно сгорела от рака, сказалось то, что они с мужем работали неподалеку от Семипалатинска, когда там проходили первые ядерные испытания. Вообще бабушка начинала как балерина Кировского театра, бывшей Мариинки, где ее отец Иосиф продолжал работать танцмейстером и в 30-е годы. Я не знаю, если честно, как так получилось, что сестры Матильда и Юлия смогли эмигрировать, а он остался в России с удочеренной племянницей, затем женился в третий раз. Но прадед прожил свою жизнь не зря. Он воспитал целую плеяду замечательных советских танцовщиков, своим учителем его считала известная балерина Наталья Дудинская, но у самой бабушки Целины карьера не получилась, хотя мы храним дома ее старые афиши… Целина очень рано вышла замуж за деда-гидростроителя и как верная жена моталась с ним по всей стране, родила двух детей, пережила войну, о театре пришлось забыть… Прадед же Иосиф Кшесинский пропал в блокаду в 1942 году. Это все, что мы о нем знаем. В его квартире затем был обыск, вскрывали мебель, вроде бы нашли какие-то странные стеклянные пластины, которые забрали с собой те, кто и проводил этот обыск. Много с тех пор прошло времени, а уж сколько событий – не счесть… Развалился СССР, стали доступными многие архивные документы… И вот «Матильда» вновь воскресла теперь уже в виде скандального фильма. Значит, судьба ее по-прежнему волнует наших соотечественников, и это неспроста.

— Вероятно, если ваше родство с царской фамилией будет доказано, то вы можете стать центром  противоборствующих сил?

— Да, с одной стороны, есть те, кому на руку появление официальных наследников российского императора, с другой — я понимаю, что большинство не захотят признать в нас потомков Николая Второго. Мой отец — он стар, но бодр — в прошлом году добровольно сдал кровь для анализа ДНК, но результатов исследования нет до сих пор. И я откровенно не понимаю, куда они делись, что происходит, кто не хочет или кому невыгодно вытаскивать эту старую историю на свет. Хотя не факт, что и останки, официально признанные за царские, с которыми можно было бы сравнить наше ДНК, на самом деле являются таковыми… История с их канонизацией темная и загадочная. Я знаю, что тот же Ельцин в 90-е выступал категорически против любого восстановления царизма.

У Собчака же, соперником которого на выборах был мой отец. после событий в августе 91-го была идея восоздания в России либеральной монархии. Он пытался привлечь к этому вопросу Владимира Кирилловича Романова, тогдашнего официального главу династии, насколько мне известно, они до чего-то даже договорились. Но лично я в этом проекте себя не хотел и не видел: для меня прабабушка Матильда — это не способ достижения каких-то политических целей, а некий символ свободы, духовной и телесной, того поворота истории, который так и не случился, если бы она осталась с Николаем.Маленькая Целина с Иосифом и братом Ромуальдом.

— Матильда прожила невероятно долгую и такую разную жизнь. Если разобраться, то роман с наследником — он был лишь началом ее пути, первой серией бесконечного сериала длиной в 99 лет. Вполне возможно, что и сейчас, судя по последним событиям вокруг Матильды, мы наблюдаем не конец этой истории.

— Жаль только, что неизвестных подлинных архивов практически не осталось. Мемуары и дневники прабабушки уже опубликованы. После неожиданной смерти сына Матильды Владимира Красинского, который пережил мать всего на два года, оставшиеся бумаги забрал Владимир Кириллович Романов. В разговоре со мной он не скрывал, что заинтересован в том, чтобы эти записи нигде не всплыли. Что ж, общаться с аристократами очень просто, по крайней мере они никогда не врут. И на прямой вопрос дают такой же прямой ответ.

— Недавно прошла ваша пресс-конференция в Интерфаксе в Санкт-Петербурге. Отзывы о ней были тоже не однозначны. Вы не боитесь, что вас обвинят либо в сумасшествии, либо во лжи или преследовании каких-то своих интересов? Уж слишком невероятная история…

— Вы знаете, как-то я услышал очень любопытную фразу, не помню, кто ее сказал: если из истории выкинуть ложь, это вовсе не значит, что в ней останется правда… Но лично я готов жизнь отдать, чтобы доказать свою правоту.…Ее ждала долгая жизнь, в которой роман с наследником был лишь одним из эпизодов. Матильда Феликсовна в 95.

У Матильды Кшесинской были старшие брат Иосиф и сестра Юлия, которую называли 1-я Кшесинская, в замужестве Зедделер, детей она не имела.

Иосиф Кшесинский (1868–1942) — характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, а позднее Кировского театра. Заслуженный артист РСФСР (1927).

Был женат три раза.

В 1896 году — на выпускнице балетной школы Мариинского театра Серафине Александровне Астафьевой (1876—1934), у них родился сын Вячеслав.

Второй раз — на балерине Целине Владиславовне Спрышинской (1882–1930).

Дети: Ромуальд и Целина (1911–1959), которая окончила балетную школу, танцевала на Мариинской сцене, вышла замуж за инженера Константина Севенарда. Некоторые считают, что на самом деле она была незаконнорожденной дочерью Матильды Кшесинской от Николая II.

Сын Целины, Юрий Севенард, инженер-гидростроитель и бывший депутат Государственной думы.

В 1990 году был избран депутатом Ленинградского городского Совета народных депутатов, которым оставался вплоть до роспуска последнего в декабре 1993 года.

В июне 1991 года баллотировался на пост мэра Ленинграда. Набрал на этих выборах 10% (37 000 голосов) и уступил А.А.Собчаку.

В декабре 1993 года избран депутатом Государственной думы 1-го созыва по федеральному списку Коммунистической партии Российской Федерации. С января 1994 по декабрь 1995 года был первым заместителем председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Внук Константин Юрьевич (1967), также экс-депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Государственной думы третьего созыва. В 2017 году его дочь, выпускница Академии имени Ваганова Элеонора Севенард (*1998), была официально принята в балетную труппу Большого театра. Ее младшая сестра, Ксения, учится в Академии имени Вагановой.Элеонора Севенард — будущая звезда Большого театра.

 

От редакции: Заметим, стоит сделать скидку на то, что г-н Севенард уже не раз удивлял публику своими рассказами. Так, в одном из интервью «МК» он утверждал, что утерянные во время революции дневники Кшесинской якобы купил Геннадий Тимченко — в фонде Тимченко эту информацию категорически опровергли.

Также Константин Севенард говорил СМИ, что в склепе на кладбище в Варшаве нашел документ о признании Николаем II дочери от Кшесинской и его соглашение… с Ротшильдом и президентом США. Документы, естественно, у Севенарда «не сохранились».

mk.ru

 

 

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о