Красавицы советского экрана, чью судьбу разрушили режиссеры
«Советская Снегурочка» Евгения Филонова
Попасть к Павлу Кадочникову в фильм-сказку «Снегурочка» по одноименной пьесе А. Островского хотели многие именитые актрисы, но режиссер выбрал неопытную 22-летнюю выпускницу «Щуки». Евгения Филонова не только проснулась знаменитой, «Снегурочку» без раздумий приняли в московский театр им. Гоголя, где она мгновенно стала предметом обожания мужчин: молоденькая, красивая и такая славная. Актриса получила роли, мгновенно вводилась в спектакли. Снялась еще в одном фильме «Чистые пруды» в небольшой роли. Там же играл и Александр Збруев. Но их роман не закончился свадьбой, Филонова выбрала другого — телевизионного режиссера, которого тоже звали Евгений.
Вскоре главным режиссером театра Гоголя назначили Бориса Голубовского. Эллия Суханова, коллега Филоновой по театру вспоминала: «У нас был режиссер тогда, главный. Он делал Жене определенные предложения, да и не только ей. Были те, кто соглашался, — эти имели все. А Женя отказалась. Ради карьеры?! Это было ниже ее достоинства. Затем она разошлась с мужем. Как-то все это для нее совпало — неприятности в театре, разлад в личной жизни, я ей говорила: держись, не сдавайся, но она, как оказалось, совершенно не умела бороться». Раковую опухоль в четвертой стадии обнаружили слишком поздно. Ей было всего 40 лет. И за год она «растаяла» как и ее главная героиня Снегурочка — 30 декабря 1988 года светило яркое солнышко.
Евгения Филонова не только проснулась знаменитой, «Снегурочку» без раздумий приняли в московский театр им. Гоголя, где она мгновенно стала предметом обожания мужчинФото: ТАСС
«Фрося» Екатерина Савинова
Семья Екатерины Савиновой много переезжала — из сибирской деревушки в Пензенскую губернию, потом на Алтай. Приемная комиссия ВГИКа была очарована «подлинностью» талантливой абитуриентки. В институте она встретила свою первую любовь и будущего мужа Евгения Ташкова. А первую роль — такая удача — получила в картине Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Легендарный режиссер и фунцкионер Союзкино (ныне «Мосфильма»), в последствии возглавивший главную в стране кинокомпанию, позвал молодую актрису сыграть Любочку.
Фильм «Приходите завтра» стал главной картиной для Екатерины Савиновой, прославив ее в 1962 году на весь СССРФото: кадр из фильма
Во время съемок любвеобильный режиссер недвусмысленно стал проявлять к Екатерине симпатию. Актриса не просто сказала «нет», а публично отвесила самому Пырьеву оплеуху. И разрушила свою актерскую карьеру. После негласного запрета Пырьева, Савинову вроде и приглашали на пробы, но на роли не утверждали. Ей удалось сыграть лишь в нескольких эпизодах. Сценарий картины «Приходите завтра» Евгений Ташков писал специально под супругу — ей было уже 37 лет и она отчаялась ждать предложения от других режиссеров. Фильм стал главной картиной для Екатерины Савиновой, прославив ее в 1962 году на весь СССР. Но он же и сгубил ее жизнь — на съемках Екатерина выпила парное молоко и заразилась, как сейчас считают, бруцеллезом, который разрушает мозг. А тогда всем казалось, что актриса просто сошла с ума. Несколько раз она попадала в психиатрические клиники — врачи и близкие не могли понять, что с ней происходит. Спустя пять лет после премьеры «Приходите завтра» Екатерина Савинова покончила с собой, бросившись под поезд, чтобы не быть обузой для родных.
«Вторая Любовь Орлова» Марина Ладынина
Связать свою судьбу с режиссером Иваном Пырьевым актриса решила в сложный момент жизни. Из-за поклонника-итальянца она попала в поле зрения НКВД, от сотрудничества с которым отказалась. А влюбленный Пырьев был способен обеспечить ей не только главные роли, но и покровительство перед властями. Режиссер так был влюблен в Ладынину, что преградой не стала даже его жена-актриса Ада Войцик и маленький ребенок, которых он тут же оставил. Марина хоть и боялась, что встретила бабника, но в его чувства поверила. Правда с браком режиссер медлил, так, что их сына, Андрея, Ладынина записала на свою фамилию. Но Пырьев действительно сделал ее звездой — Ладынина снималась в главных ролях всех картин мужа (он все-таки на ней женился): «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской».
Ладынина снималась в главных ролях всех картин мужаФото: кадр из фильма
Но любвеобильная натура Ивана Пырьева требовала новых романов. Узнав, что на съемках он ухаживает за другими, Ладынина не смогла простить ему измены. Сначала они разъехались, Иван Александрович пытался вернуть супругу, но в 1962 году брак официально был расторгнут. После развода с Пырьевым Марина Ладынина не снялась ни в одной художественной картине. К тому времени всесильный председатель оргкомитете Союза кинематографистов запретил снимать свою бывшую жену в кино, и закрыл путь в театр. Конечно, негласно, но связываться с ним никто не хотел. Кроме того, единственный сын Ладыниной остался жить с отцом — Андрею, будущему режиссеру, так было выгоднее. Спустя шесть лет Пырьев скоропостижно скончался во сне. Ладынина пришла к нему на похороны, где на вопрос, любила ли его, ответила: «Я и сейчас люблю». Жизнь актриса закончила затворницей, пережив бывшего супруга на 35 лет.
«Наша Одри Хэпберн» Людмила Марченко
Она была совсем юной, когда ее, только поступившую во ВГИК, позвал сниматься Лев Кулиджанов. Роль в «Отчем доме» сделала Людмилу Марченко знаменитой на весь Советский Союз. После проката картины за рубежом, красавицу прозвали «русской Одри Хэпберн». И как тут не заметить очаровательную студентку Ивану Пырьеву? После личной встречи, Людмила получила роль Настеньки в его «Белых ночах». А уже на съемках Иван Александрович сделал другое недвусмысленное предложение. Из страха актриса не смогла сказать твердое «нет» и началась игра в любовь. Почти 60-летний мэтр возил ее на роскошных машинах в рестораны, приглашал на закрытые актерские вечеринки, снял для нее квартиру. Марченко, не принимавшая его ухаживания всерьез, влюбилась в женатого Олега Стриженова. Узнав об их романе, Пырьев сначала был в бешенстве, а потом пришел с предложением руки и сердца. «- Отвергнуть самого Ивана Пырьева — всесильного режиссера, создателя Союза кинематографистов, вхожего в кабинеты первых лиц государства… — рассказывала сестра Марченко, Галина Дорожкина. — Да он любую прачку мог сделать кинозвездой! А мог любимую народом актрису уничтожить, задвинуть в тень, что не раз делал. Как получилось, что моя сестра стала для Пырьева манией, наркотиком? Не знаю. Но его многолетние преследования обернулись для нее сначала большой актерской удачей, потом — несчастьями, даже потерей здоровья».
Роль в «Отчем доме» сделала Людмилу Марченко знаменитой на весь Советский СоюзФото: кадр из фильма.
Без разрешения Пырьева Марченко никто не мог снимать. Лишь после его смерти у нее появилось несколько ролей. А женское счастье так и не появилось: союз с однокурсником Владимиров Вербенко распался как раз на почве слухов о связи с Пырьевым. Второй гражданский брак с геологом Валентином Березиным не прошел бесследно в буквальном смысле слова. Однажды он жестоко избил актрису, да так, что та очутилась в больнице и, чтобы защитить мужа, соврала, мол попала в аварию. На лице Людмилы остались шрамы, после чего предложения сниматься практически исчезли. Марченко погрузилась в депрессию, которую она стала запивать алкоголем. И вскоре умерла от гриппа.
«Русская Брижит Бардо» Наталья Кустинская
После выхода на экраны комедии «Три плюс два» в 1963 году Наталья Кустинская стала настоящим секс-символом, в стране, где «секса не было». Французы включали ее в десятку самых красивых женщин мира, называв «русской Брижит Бардо». Голливудские режиссеры мечтали снимать ее, что, впрочем, в советские времена было непозволительным. Ее красоте поклонялись тысячи мужчин. Первым, кому Кустинская отдала сердце, был режиссер Юрий Чулюкин. Он принес ей сценарий своего фильма, пообещав главную роль, а на следующий день сделал предложение. Но роль осталась только обещанием. В то время как ничего не подозревающая Наталья отрабатывала походку Тоси Кислициной, Чулюкин уже во всю снимал Надежду Румянцеву. «- У Чулюкина я снялась только в его «Королевской регате», — вспоминала Кустинская. — Все остальные роли в его картинах доставались другим актрисам».
Юрий не только не давал жене-красавице ролей в своих фильмах, он так дико ее ревновал, что коллеги режиссера деликатно старались не беспокоить его супругу предложениями сниматься. В карьере Натальи Кустинской начался простой — она сыграла лишь несколько эпизодов. В итоге актриса развелась с Чулюкиным и решила больше не связывать свою жизнь с постановщиками. Ее мужьями становились космонавты, госслужащие и даже соседи, но только не режиссеры. Ярким кадром в карьере стала роль подружки режиссера Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», а дальше несколько безликих ролей, половина которых даже не указывали в титрах. Умерла Кустинская в одиночестве в 74 года забытая режиссерами и почти забытая зрителями.
Хотите читать только интересные истории? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
КСТАТИ
Как сложились судьбы красавиц советского кино, бросивших карьеру ради детей
Семья или популярность? Эти талантливые женщины выбрали роль матерей и жен. Их слава была недолгой, о многих забыли режиссеры, а зрители, помня их роли, вряд ли назовут фамилии. «Комсомолка» решила рассказать их истории (подробности)
грустная судьба советской Снегурочки — Рамблер/женский
Фото: Кадр из фильма «Снегурочка»
Есть роли, которые становятся судьбой артиста и таинственно влияют на его жизнь. Так произошло и с Евгенией Филоновой, сыгравшей снежную красавицу в экранизации пьесы Островского «Снегурочка» 1968 года.Эта картина в одночасье прославила молодую актрису. Зрители были очарованы нежной, хрупкой красотой актрисы, мужчины писали ей восторженные письма. Однако места в советском кинематографе ей так и не нашлось, для всех она навсегда осталась только Снегурочкой.
Евгения Филонова родилась 20 марта 1946 года в Москве на Большой Ордынке в семье машиниста и домохозяйки. У нее было две сестры, Галина и Людмила, и брат Геннадий. К Евгении, как к самой младшей, домочадцы относились особенно трепетно. Она увлекалась танцами, пением, играла на пианино и вообще казалась девушкой из другой эпохи, резко отличалась от сверстниц.
В 1961 году погиб отец — в результате аварии на производстве. С детства увлекаясь театром (особенно часто она ходила в Малый), в 1964 году Филонова поступает в Московское театральное училище им. Щукина на курс Коптевой.
Немало студентов были влюблены в хорошенькую Евгению, многие искренне считали ее второй красавицей после Анастасии Вертинской. Но Филонова по натуре своей была как настоящая Снегурочка и студенческими романами не увлекалась. В 1964 году она сыграла свою первую роль в фильме Алексея Сахарова «Чистые пруды» о четырех друзьях, юность которых была разрушена войной. Так к Евгении пришла первая известность, но настоящий успех был впереди. В 1968 году выпускница «Щуки» получила главную роль в поэтической драме «Снегурочка» Павла Кадочникова, где сыграла с настоящими звездами советского кино.Казалось, что утонченная воздушная Евгения не играла Снегурочку, а была ею. Возможно, поэтому эта картина осталась единственной ее знаменитой работой. Впоследствии она сыграла небольшие роли в еще трех лентах и посвятила себя театру. А может быть, все дело было в ее неземной, несоветской внешности, которая не позволяла ей играть героинь своей эпохи.
Кадр из фильма «Снегурочка»
По воспоминаниям близких, Евгению отличала редкая душевная деликатность, она обращалась на «вы» ко всем, включая детей, была слишком воспитанной и мягкой, чтобы бороться за место под солнцем, выпрашивать роли, интриговать. Поэтому наверно и в театре им. Гоголя большой карьеры она не сделала, хотя преданно служила ему 20 лет.
Евгения Филонова вышла замуж за своего однокурсника Евгения Хохлова, актера театра Сатиры, а потом режиссера-документалиста на Центральном телевидении.В 1970 году у супругов родилась дочь Марина. Но брак двух актеров с неизбежными командировками, гастролями и постоянным безденежьем оказался непрочным. В 1975 году они развелись. Филонова больше не выйдет замуж. Подобно своей героине, Евгения не смогла еще раз довериться чужому чувству. Ее дом был открыт для друзей и родственников, а главной радостью стала дочь.
Кстати, о своей звездной роли актриса не забывала — с удовольствием играла Снегурочку на новогодних представлениях в ДК.
В 41 год у Филоновой нашли рак. Операция не помогла, а лишь ухудшила состояние актрисы. Она пыталась бороться, но спустя всего год умерла в окружении семьи.
По странному совпадению, Евгения скончалась 30 декабря 1988 года, в канун Нового года. Словно Снегурочка вернулась в свое волшебное царство.
Видео дня. Чем занимаются дочь и внук Аллегровой
Читайте также
Угасшая звезда Евгении Филоновой: Трагическая судьба советской Снегурочки — ШоубиZZZ — всё о звёздах
Евгения Филонова в фильме *Снегурочка*, 1968
Ее называли одной из самых красивых советских актрис, но она сыграла всего 5 ролей в кино и около 20 – в театре. Ее самой известной и единственной главной ролью была Снегурочка в одноименном фильме-сказке. Евгения Филонова во многом повторила судьбу своей героини: она была такой же хрупкой и «нездешней» и так же «растаяла», не сумев найти своего места в мире, который был к ней слишком жесток.
Актриса в молодости
Она родилась в 1946 г. в Москве на Ордынке – по соседству с домом, в котором когда-то жил Александр Островский, автор «Снегурочки». Ее детство пришлось на послевоенное время, семья жила очень бедно, и любимым развлечением детей было наблюдать из окна коммуналки за нарядными дамами, которые прогуливаются в антракте по улице возле театра Островского. Возможно, эти воспоминания детства и стали причиной того, что она решила поступать в театральное училище им. Щукина – и, к удивлению многих, поступила с первой попытки.
Актриса театра и кино Евгения Филонова | Фото: kino-teatr.ru
Еще во время учебы ее называли одной из первых красавиц. Ее сестра Людмила говорила о ней: «Она была такая красивая. С самого детства. Беленькая, очень женственная. Она не могла не нравиться, и жизнь ее просто должна была сложиться счастливо». Евгения действительно выглядела, как настоящая сказочная героиня. И неудивительно то, выбор режиссера Павла Кадочникова, который искал главную героиню для фильма-сказки «Снегурочка», пал на 22-летнюю выпускницу училища. И хотя она была еще неопытной актрисой – в ее багаже была всего одна роль в фильме «Чистые пруды» – она справилась со своей задачей блестяще.
Актриса с мужем
В образе Снегурочки Филонова выглядела удивительно органично – тут было идеальное сочетание природных данных и драматического таланта актрисы. Несмотря на яркую красоту и точное попадание в образ, на съемках Евгения чувствовала себя неуютно и неуверенно – даже актрисы из массовки были модно одеты, а ей было совершенно нечего надеть. Она сокрушалась: «Мама! У них такие комбинации! Такие платья!».
Евгения Филонова в роли Снегурочки | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Снегурочка*, 1968 | Фото: aif.ru
Но никакие модные наряды не могли затмить ее природной чистой красоты. И Филонова была в центре внимания мужской половины и актерского состава, и съемочной группы, и местного населения. Ухаживания были очень трогательными – актер Борис Химичев, сыгравший Мизгиря, приносил ей по утрам молоко из соседней деревни.
Евгения Филонова в роли Снегурочки | Фото: aif.ru и kp.ru
Фильм «Снегурочка» имел невероятный успех, и его отправили на Международный кинофестиваль. А Евгения Филонова вместе с группой не поехала – в советской делегации была только одна актриса, которая сыграла роль Купавы. И это был не единственный раз, когда Филонова даже не пыталась настоять на своем. Ее сестра говорила: «Наша Женя не умела выбивать себе место под солнцем. Нам казалось, что она и не обижалась ни на кого никогда. Такая легкая, воздушная. Все веселится, шутит… С ней так всем хорошо и легко было».
Кадр из фильма *Снегурочка*, 1968 | Фото: aif.ru
В 1968 г. Филонову приняли в труппу Московского театра им. Н. В. Гоголя. Поначалу ей доставалось немало ролей – правда, преимущественно это были роли второго плана. Она никогда не участвовала в закулисных интригах, не умела просить, не хотела добиваться главных ролей любой ценой. И это привело к конфликту с главным режиссером театра.
Евгения Филонова в роли Снегурочки | Фото: kino-teatr.ru
Актриса Эллия Суханова рассказывала: «На самом деле она была очень ранимой. Просто старалась никого собой не беспокоить и этого не показывать. А проблем у нее накопилось много. У нас был режиссер тогда, Главный. Он делал Жене определенные предложения, да и не только ей. Были те, кто соглашался, – эти имели все. А Женя отказалась. Ради карьеры?! Это было ниже ее достоинства. Конечно, насильно никто никого не принуждал, но, понимаете, у любой женщины-актрисы рано или поздно наступает такой возраст, когда ролей становится все меньше, а конкуренция все больше… И вот как только подошел этот критический возраст, Главный отправил нас «на конкурс» – фактически уволил. За то, что мы, дескать, больше не соответствуем нужному образу! Женя опять опустила руки и покорилась судьбе. А я пошла жаловаться в Управление культуры! Я ничего не боялась и знала свои права. И что бы вы думали, такие тогда были времена – нас тут же восстановили. Но для нервов, разумеется, все эти встряски даром не прошли».
Кадр из фильма *Снегурочка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
Все ее близкие говорили о том, что у актрисы был очень мягкий характер, ей были чужды амбициозность, тщеславие и напористость. Возможно, и по этой причине она не получала ролей в кино. Филонова не гнушалась никакой работы – когда в семье не хватало денег, она разносила газеты на почте. А каждый год во время зимних каникул работала на детских елках – в том же образе Снегурочки, который был ей так к лицу.
Евгения Филонова в фильме *Снегурочка*, 1968 | Фото: i.pinimg.com
В свое время у нее было много поклонников, за ней ухаживал Александр Збруев и иностранец, имени которого она не называла, но избранником актрисы стал телевизионный режиссер Евгений Хохлов. В этом браке родилась дочь Марина, и хотя муж очень любил свою супругу, их союз распался спустя 13 лет. Этот сложный период совпал с проблемами в театре. А в 40 лет актриса узнала о том, что у нее – злокачественная опухоль в груди. Операцию сделали слишком поздно, и через год Снегурочки не стало. Она умерла накануне Нового года, 30 декабря 1988 г. В тот день она попросила открыть окно и оставить ее одну – хотела посмотреть напоследок, как падает снег.
Кадр из фильма *Остановите Потапова!*, 1973 |
Дочь Евгении Филоновой Марина говорила о ней: «Мама не играла Снегурочку – она и была ею. Бесстрастной. Не от мира сего, вернее, не от мира Берендеев. … Мама была хрупкая. Мне нравится английское слово «fragile» – так пишут на коробках с хрусталём. Мне бы очень хотелось, чтобы Женя-Снегурочка улыбалась с экрана людям под Новый год и напоминала о том, как дорого стоит любовь и какие мы все хрупкие».
источник
Евгения Филонова: «Она не играла Снегурочку – она и была ею»
Евгения Филонова в фильме «Снегурочка» (1968)Евгению Филонову еще в институте считали очень красивой девушкой, как говорили однокурсники, «второй после Анастасии Вертинской». В ее образе было что-то от хичкоковской блондинки — точеные черты лица и холодная красота, которые также идеально подходили и для роли Снегурочки. А потому режиссер Павел Кадочников утвердил на главную роль в своем фильме именно ее, никому неизвестную 22-летнюю выпускницу.
К сожалению, несмотря на увлеченную службу театру, Филонова так и осталась актрисой одной роли. Она никогда не умела зубами выгрызать себе роли, была робкой и какой-то неземной. Как сказала впоследствии о ней ее дочь Марина (источник aif.ru):
Евгения Филонова в молодости. Фото: kino-teatr.ruМама не играла Снегурочку – она и была ею. Бесстрастной. Не от мира сего, вернее, не от мира Берендеев. … Мама была хрупкая.
Евгения родилась в самом центре Москвы на Ордынке, по соседству с домом, где жил когда-то А.Н. Островский, автор Снегурочки. Наверно, это был еще один знак, чтобы получить эту роль.
Семья жила очень скромно, но дружно. Обычное послевоенное детство в коммунальной квартире. Смотря на красиво одетых дам, разгуливающих по улицам возле театра, юная Женя хотела стать актрисой. Когда она поступила в театральный, в семье была радость. Правда, ей совсем было нечего надеть в институт, чтобы не смотреться жалко среди студенток. Мама сшила ей пальто.
Но в институте, кажется, никто и не замечал, как Евгения одета. Однокурсники видели только ее красоту, конечно, многие добивались ее расположения. Уже на втором курсе она вышла замуж за будущего телевизионного режиссера, тоже Евгения, он был на пару лет старше. Их так и звали — Женя и Жека.
Евгения Филонова с мужем Евгением Хохловым. Фото: kino-teatr.ruТак сложилось, что любил в этом браке он, а Евгения позволяла себя любить. Тем не менее, их союз продлился 13 лет, в котором родилась дочь Марина. Позже она эмигрировала в Англию и сейчас живет там.
Развод совпал с большими проблемами в театре, где Филонова служила. Главный режиссер практически выживал ее оттуда. Когда-то он делал ей недвусмысленные намеки, как и другим актрисам, но Евгения была не из того теста, чтобы согласиться на аморальные поступки ради ролей. При этом, она никого никогда за это не осуждала, держалась подальше от склок. Такие люди всегда кого-то раздражают.
Кстати, после триумфального показа «Снегурочки» Филонову, исполнительницу главной роли, даже не взяли на международный фестиваль, чтобы представлять этот фильм. Поехала другая актриса. Не могла Евгения расталкивать всех локтями. А следующих ролей толком и не было. Возможно, именно по тем же причинам, что и в театре — предложения были слишком заманчивыми. Она сыграла всего в нескольких фильмах.
Евгения Филонова в фильме «Чистые пруды» (1965) и в фильме-спектакле «Пока арба не перевернулась» (1976)В отсутствии работы Филонова не гнушалась подработками — могла разносить иногда почту, но ей повезло в том, что Снегурочка пользовалась спросом на детских праздниках. Это было серьезным подспорьем.
В 40 лет Евгения узнала, что у нее рак. Причем, уже четвертой стадии. Операция не помогла. Примерно через год с небольшим борьбы ее не стало. Как раз под Новый год — 30 декабря 1988 года.
Она была очень ранимым, беззлобным человеком. Переживала все внутри себя. С такими очень легко окружающим, но им самим нелегко в этом мире. Хочется верить, что она ушла в тот мир, который лучше!