Илья Лагутенко: «Мы живем в стране-крепости, где автоматы важнее культуры и музыки» — Новости
Лагутенко в течение пяти лет делал фестиваль V-ROX в родном Владивостоке, чтобы раскачать местную культуру, живущую отдельно от всей России. Каждый год он привозил в город-порт сотни молодых музыкантов со всей страны и от восточных соседей: Китая, Кореи, Сингапура, Австралии и Японии. Проводил там образовательные лекции, устраивал кинопоказы и обсуждения. Получалась отличная международная площадка, где местные могли послушать восточную музыку, а молодые музыканты получить билет на заграничные гастроли. Вход на V-ROX был свободным. Но в этом году все сломалось, и фестиваль отменили. 66.RU поговорил с Лагутенко о том, почему проводить международные мероприятия в России становится все сложнее, сколько личных денег он вложил в культуру Дальнего Востока и почему власти скорее потратят бюджет на конкурс косарей, чем на современные фестивали.
«Я все время пытаюсь бежать впереди паровоза»
— В начале апреля вы отменили фестиваль V-ROX. Сказали, что это произошло по политическим и экономическим причинам. Что значит эта формулировка? По вам так санкции ударили?
— Санкции по всем ударили, не замечали? По фестивальным делам в особенности. Оказалось, что фестиваль на основе культурного обмена не может существовать во Владивостоке. Экономика такого мероприятия не может строиться на продаже билетов — потому что люди отдают деньги только на то, что они уже знают. Если сказать — фестиваль новой дальневосточной музыки — ну что это такое? Нет у людей денег на знакомство с молодыми малоизвестными артистами. Причем наши музыканты не просят гонораров, им достаточно обычно оплатить билет на самолет и гостиницу. Общая сумма получается немаленькой, узнайте, сколько стоит билет из Екатеринбурга до Владивостока.
— Около 30 тысяч.
— И только в один конец. У людей нет денег, потому что экономика страны не развивается. Нет новых производств, стартапов, идей. Надо, чтобы кто-то в правительстве думал другими категориями. Почитайте новости, у нас сейчас главные вещи — крепость, ракеты, автоматы. У нас война. Многие этому верят и с этим согласны. Считается, что культура и музыка сейчас не самое главное.
Проблему с финансированием мы решали в течение пяти лет. Находили корпоративных спонсоров, но в этом году мне сказали, что на Дальнем Востоке нет емкости рынка. По-русски это значит, что там живет слишком мало людей, чтобы покупать достаточное количество товаров.
Мы хотели договориться с «Аэрофлотом», чтобы они помогли музыкантам добраться до Владивостока. Но оказалось, что «Аэрофлот» вообще никого не спонсирует, за исключением единичных случаев по приказу Кремля. Их позиция: если мы будем цены на перелет поднимать, люди все равно будут летать, потому что им некуда деваться. И это не я придумал, это мне сказал министр культуры Мединский, когда я спросил, может ли нас «Аэрофлот» поддержать.
Были местные меценаты. Несколько лет нам помогал мэр Владивостока. Но теперь он в тюрьме. Ему предъявлена претензия, к сути которой очень много вопросов у общественности. Но факт остается фактом, меценатов нет.
— Вы же тратили свои деньги на фестиваль? Сколько у вас ушло за пять лет?
— Много. Так, один фестиваль стоит около 10 миллионов. Десять умножаем на пять. Из этого еще кто-то что-то сделал… Достаточно. Считать страшно. Соратники группы «Мумий Тролль» тоже вкладывались. Сказали в этом году, ну Илья, сколько можно. У нас тоже дети и семьи.
— А на что тратятся эти деньги?
— Молодые музыканты обычно не просят гонораров, им достаточно оплатить самолет и гостиницу. Им не нужно размещение в Хаятте, живут в хостелах. Это прозаические и необходимые расходы.
Во многих странах существуют экспортные офисы. Это учреждение, которое помогает государству распространять собственную современную культуру за рубежом. Ребята из Австралии рассказывали, что они договорились выступить в нескольких городах России, принесли в экспортный офис подтверждающие документы, и государство оплатило им всю логистику. И вот они ездят по чужой стране, играют свою музыку и рассказывают про Австралию.
— В России нет таких организаций? Государство никак не экспортирует свою культуру?
— В России такого нет. Есть государственные гранты, до которых не дотянуться. В начале 2010 года Медведев подписал инициативу о финансировании коллективов для выступлений. Мы попытались под нее попасть, обратились в местную организацию, но там сказали, что ничего не знают. В том же министерстве культуры какие-то деньги курсируют, но до музыкантов они не доходят.
В Москве есть организация Rush. Я состою там в координационном совете. Ребята работают с европейскими фестивалями и пытаются найти в Москве финансирование для музыкантов у большого бизнеса и олигархов. Насколько мне известно, за три года никто еще ни копейки не пожертвовал.
Когда я задумал V-ROX, я думал, что фестиваль станет воротами для российских артистов на восток. В азиатско-тихоокеанском регионе обязательно нужно присутствовать, потому что если где и идет экономика ракетообразными темпами, извините, плохое сравнение, высокими темпами, то именно там. Моя персональная беда, что я все время пытаюсь бежать впереди паровоза, с уверенностью, что все должны так бежать. Наверное, это никому и не надо.
«Сейчас мы помучаемся, а следующему поколению будет легче»
— В Екатеринбурге в начале лета пройдет фестиваль Ural Music Night. Это крутая движуха, когда весь город превращается в площадку для самых разных музыкантов от оперных солистов до тяжелых металлистов.
— Я знаю про ваш фестиваль. Предлагал даже сделать десант уральской музыки во Владивостоке. Технически дальше всех продвинулись пермские ребята из группы «Марсу нужны любовники». Они смогли договориться с «Вятским квасом». Те деньги пообещали, но в последний момент все-таки не дали.
— Я не успела вопрос-то задать. UMN в этом году выиграли разовый президентский грант, на этот год им денег должно хватить. Но что будет дальше — непонятно. Региональные власти предпочли поддержать не классный музыкальный фестиваль, а конкурс косарей и фестиваль рыжих на 300 человек. Почему так происходит, вы же разговаривали с министром культуры?
— Я не знаю, почему так происходит. Я надеюсь, те молодые, которые сейчас хотят что-то изучать, познавать, удивлять, они через 15–20 лет будут мыслить иначе. Хотя точно такое же чувство у меня было и 20 лет назад. Казалось, что все очень быстро меняется, что сейчас мы помучаемся, а следующему поколению будет легче. И вот они уж сделают что-то по-настоящему правильное. А оказалось – нет, все вернулось на круги своя.
«Запоминающихся песен могло быть больше»
— Ваш новый альбом называется «Восток X Северозапад». Моей первой мыслью было, что это про противостояние Москвы и Дальнего Востока. Что означает название?
— Нет. У нас просто так группа состоит. Четыре человека с востока: я, диджей, барабанщик из Владивостока, гитарист из Магадана. И к нам присоединился бас-гитарист Павел Вовк из Санкт-Петербурга. Вот и получился восток и северозапад. В этом составе мы записывали песни с нуля без репетиций и подготовок.
— А кому вы показываете средний палец на обложке?
— Я шляпу поправлял. Фотограф делал чик-чик-чик, как ваш сейчас, а потом сказал, смотри какая смешная фотография. Мы ее и использовали.
— Журнал Rolling Stone внес «Утекай» в список песен, изменивших мир. Как вы изменили мир?
— Это все ваши журналистские штучки, просто кто-то брякнул, мол изменили мир. Не знаю уж, работает этот журналист сейчас или нет, и издается ли этот журнал. Если и издается, то вряд ли он кого-то интересует так же, как 20 лет назад. Ну, может быть, кому-то чуть-чуть и изменил мир. Я отношусь очень скромно ко всем своим завоеваниям. Я просто пишу песни, исполняю их на сцене. Эта сцена не одними песнями «Мумий Тролля» едина. Могло быть больше запоминающихся и изменяющих мир песен. Время расставит все на свои места.
«Японская музыка такая же непонятная для мирового общества, как и российская»
|
---|
— Как так получается, что вы живете сразу на несколько стран?
— Я уже устал считать, в скольких городах живу. Все не могу осесть на одном месте, хватаюсь за проекты, которые происходят в разных городах. Российский мир крутится вокруг Москвы, и там приходится бывать, как бы ты ни хотел в столицу не заявляться. Кроме того, я не отказываюсь от идеи сделать Владивосток культурной столицей, хотя ее давно сравнивают с утопической идеей Остапа Бендера. Я много провожу времени в Лос-Анджелесе, потому что это столица мирового музыкального бизнеса. Я провел много времени в Японии. Там я бесконечно учусь, как можно в одной отдельно взятой стране построить удивительную структуру креативности и музыки.
При всей нашей разности, с Японией у России очень много общего. Их музыка такая же непонятная для мирового общества, как и российская. Это связано с традициями и установками в голове. Тот же русский рок — какой бы он ни был рок, он берется из славянских песен. Чтобы понимать музыку и любить ее — нужно обладать локальной информацией.
Международный опыт, переезды и гастроли меня многому научили. У меня ко многим людям не возникает вопросов. У меня уже ни к кому не возникает вопросов.
— Вы все поняли?
— Я понял, почему люди себя ведут так, как себя ведут. Вы меня спрашивали, ну почему фестиваль косарей. Я вам скажу, что фестиваль косарей — это тоже неплохо. Дай бог, это вызовет интерес людей к косорезию. Можно устроить соревнование: комбайн против десяти косарей. И будет увлекательное действо. Как вечный вопрос: кто кого, боксер или каратист? У нас будет свой вопрос: комбайн или уральский косорез?
|
---|
— Из документального фильма Юрия Дудя я узнала, что вашей песней открывался MTV Russia. Вы знали про это тогда и понимали, насколько это круто?
— Я знал. Тогда я был знаком со всей командой MTV, и они сказали мне, что первой русскоязычной песней будет «Владивосток 2000». Я сказал: «Спасибо большое». Это было знаково — мы были в первом блоке с The Prodigy.
Каково будет вспоминать это 20 лет спустя, я даже не задумывался. Признаюсь честно, тогда мы вряд ли имели дальние виды на себя. Было время открытий и время быстрых свершений. История с «Мумий Троллем» быстро разгонялась. Хотя если говорить, положа руку на сердце, — не так уж и быстро. Я сочинил «Мумий Тролль» в 12 лет, а когда группа случилась, мне было 28. Казалось, что так и должно было быть, ведь я потратил на путь к успеху неимоверное количество сил.
Илья Лагутенко — биография, личная жизнь, фото
Илья Игоревич Лагутенко (р. 1968) – советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор, актер, художник, певец, переводчик и фронтмен группы «Мумий Тролль». По образованию – востоковед (китаист). Представитель России в Международной коалиции по защите тигров. Почетный гражданин Владивостока.В биографии Ильи Лагутенко есть много интересных фактов, о которых мы расскажет в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Ильи Лагутенко.
Биография Ильи Лагутенко
Илья Лагутенко появился на свет 16 октября 1968 г. в Москве. Он рос и воспитывался в семье архитектора, Игоря Витальевича, и его супруги Елены Борисовны, которая работала модельером.
Детство и юность
Через несколько месяцев после рождения Ильи, его отец скончался вследствие неудачной операции по удалению аппендикса. После смерти мужа, Елена Борисовна уехала вместе с сыном во Владивосток, где и прошло все детство будущего артиста.
В скором времени мать Лагутенко вышла замуж за капитана дальнего плавания Федора Кибиткина, который стал отчимом Ильи. Позже у супругов родилась дочь Мария.
Мальчик учился в школе с углубленным изучением китайского языка. Учеба давалась ему легко, вследствие чего он получал высокие оценки по всем дисциплинам.
В то время биографии Илья пел в детском хоре, который часто ездил с гастролями по всей России. Интересен факт, что еще в начальных классах он вместе с одноклассниками образовал группу «Бони Пи». Ребята играли музыку в стиле психоделического рока.
После получения аттестата, Лагутенко успешно сдал экзамены в Дальневосточный государственный университет, выбрав специальность «Страноведения» (африканистика и востоковедение).
В тот момент Илья Лагутенко увлекался творчеством таких рок-групп, как «Queen», «Genesis» и «Pink Floyd».
Во время практики студент успел посетить Китай и Великобританию. В этих странах он трудился коммерческим консультантом.
Любопытно, что Лагутенко проходил воинскую службу на флоте, по причине чего в его творчестве так часто встречается морская тематика.
Музыка и кино
Датой создания группы «Мумий Тролль» является 1983 г. Стоит заметить, что до этого коллектив назывался – «Муми Тролль».
Первый альбом – «Новая луна апреля», музыканты записали в 1985 г. Одноименная песня приобрела большую популярность, вследствие чего ее можно было услышать на любой дискотеке.
Через несколько лет коллектив презентовал пластинку «Делай Ю-Ю». В ту пору данные песни не возымели успеха у слушателей, и группа на какое-то время прекратила свое существование.
Записанные на диске песни станут популярными только спустя долгие годы.
Музыканты снова собрались вместе в конце 90-х годов. В 1997 г. они записали очередной альбом «Морская», который был прекрасно принят поклонниками.
В том году данная пластинка, с хитами «Утекай», «Девочка» и «Владивосток 2000», оказалась самой продаваемой в стране.
Затем состоялся релиз диска «Икра», который получил неоднозначные отзывы у слушателей.
В 1998 г. Илья Лагутенко представил альбом «Шамора», состоящий из 2-х частей. На нем были старые песни, записанные в хорошем качестве.
В 2001 г. группа «Мумий Тролль» представляла Россию на фестивале «Евровидение» с песней «Lady Alpine Blue». В результате, коллектив занял 12 место.
В последующие годы музыканты презентовали диски «Точно ртуть алоэ» и «Мемуары». На них присутствовали такие хиты, как «Карнавала. Нет», «Это по любви», «Морская капуста», «Доброе утро, планета» и «Невеста?».
В это время биографии Илья Лагутенко участвовал в съемках фильма «Ночной дозор», где ему досталась роль вампира Андрея. Для этой картины он записал саундтрек «Иди, я буду».
После этого Лагутенко написал немало саундтреков для ряда других фильмов, в числе которых «Дневной дозор», «Азазель», «Маргоша», «Кунг-фу панда», «Любовь в большом городе» и др. В общей сложности, за годы своей творческой биографии он написал музыку и песни примерно к 30 картинам.
Одновременно с этим «Мумий Тролль», со своим неизменным лидером, выпустил альбомы «Похитители Книг», «Слияние и Поглощение» и «Амба».
В 2008 г. состоялся релиз нашумевшей пластинки под названием «8», с хитами «О, рай!», «Контрабанды», «Фантастика» и «Молодость». На все эти композиции были также сняты видеоклипы.
В последующие годы группа записала альбомы «Редкие земли» (2010), «Vladivostok» (2012), «SOS матросу» (2013), «Пиратские копии» (2015) и «Malibu Alibi» (2016).
В 2013 г. Лагутенко стал основоположником международного фестиваля «V-ROX», который затем начал каждый год проводиться во Владивостоке. В том же году он удостоился ордена «За заслуги перед Владивостоком» 1-й степени.
В данный период биографии Илья Лагутенко со своей группой отправился в кругосветное путешествие. Параллельно с этим музыканты записывали песни. Интересен факт, что немало композиций были переведены на английский язык и выпущены в Америке.
Личная жизнь
Первой женой Лагутенко была Елена Тройновская, работавшая ихтиологом. Позже у пары родился мальчик Игорь. Супруги решили расстаться в 2003 г., прожив вместе 16 лет.
Второй раз Илья женился на гимнастке и модели Анне Жуковой. У молодых людей родились 2 девочки – Валентина-Вероника и Летиция. Сегодня семья проживает в Лос-Анджелесе.
Илья Лагутенко и Анна ЖуковаОдним из увлечений музыканта является писательская деятельность. Его первый труд назывался «Книга странствий. Мой Восток».
После этого Лагутенко издал книги «Владивосток-3000» и «ТигрИные истории». В последней работе автор описывал жизнь амурского тигра.
Илья Лагутенко сегодня
Сегодня Илья Лагутенко по-прежнему активно занимается творчеством. В 2018 г. группа «Мумий Тролль» выпустила новый альбом «Восток Х Северозапад».
Не так давно Лагутенко снял документальную ленту «SOS Матросу», материал для которой собирался в ходе кругосветного путешествия на корабле.
Под предводительством музыканта были организованы 3 фестиваля: «V-ROX» во Владивостоке, «Piena Svetki» в Риге и «Far From Moscow Festival» в Лос-Анджелесе.
В 2019 г. Илья написал саундтрек «Такие девчонки» к фильму «Трезвый водитель».
Фото Ильи Лагутенко
Если вам понравилась биография Ильи Лагутенко – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
Илья Лагутенко живёт в Лос-Анджелесе ради Владивостока
Основатель культовой группы «Мумий Тролль», известнейший музыкант Илья Лагутенко во время гастролей по Америке признался, что сейчас живёт в Лос-Анджелесе ради Владивостока и фестиваля V-ROX. Один из самых прославленных выходцев из Приморья считает, что его родной регион обладает неким «необъяснимым потенциалом», который необходимо использовать и развивать, сообщает РИА «Восток-Медиа».
Илья Лагутенко во время интервью интернет-телевидению Kartina.TV рассказал о том, зачем он живёт в Америке, как создаётся фестиваль и почему он так много внимания уделяет Владивостоку. Музыкант давно перебрался в Лос-Анджелес, как он сам признался, исключительно из-за практических вещей — именно из Америки проще всего вести дела по организации V-ROX.
«Помимо группы «Мумий Тролль» у меня есть большое дело в жизни, ему уже исполняется 4-й год. Это наш фестиваль V-ROX, который я основал и теперь курирую. Владивосток всегда был для меня рубежом Востока и Запада, в самом их широком проявлении. Этому месту суждено, просто звёздами написано быть соприкосновением всего-всего. У него есть необъяснимый потенциал, но по тем или иным причинам он требует пристального человеческого внимания», — сказал Илья Лагутенко.
Самая большая концентрация людей, двигающих международный музыкальный рынок, уверяет музыкант, именно в Америке. Именно поэтому Лагутенко чисто с практической стороны проще «создавать» фестиваль оттуда.
«Мы когда приехали в Америку, поняли, что никак не уйти от этого Голливуда. Когда ты пытаешься объяснить, что нужно привести какую-то группу во Владивосток, тебе говорят — поговорите с нашим агентом в Лондоне, потому что он отвечает за Россию. Это невозможно порой объяснять по почте, нужно встречаться с людьми. Человеческий фактор заставляет меня проводить «тигриную» долю своего времени именно в Лос-Анджелесе, потому что решать подобные вопросы из Москвы и Владивостока довольно тяжело. У меня всегда были и есть сентиментально-фантастические мечты о том, как музыкальные десанты из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка будут высаживаться на набережной Владивостока. У меня есть определённо наваждение места, где я вырос, однако соратников в этом деле немного», — признался артист.
В этом году международный фестиваль V-ROX состоится во Владивостоке уже в 4-й раз и будет проходить с 19 по 21 августа. В середине января оргкомитет открыл приём заявок на участие — заполнить анкету на сайте можно до 20 мая 2016 года. В прошлом году, как сообщало РИА «Восток-Медиа», в рамках третьего V-ROXа в приморской столице выступило более 300 музыкантов из 14 стран.
«Я не попадаю под ваши определения»
От вампира в «Ночном дозоре» до католического священника — именно к последнему образу отсылает фото Ильи Лагутенко в белой широкополой шляпе на афишах программы «С Новым годом, Крошка», которую «Мумий Тролль» даст 5 декабря в Ледовом дворце. Музыкант побеседовал с «ДП» накануне выступления.
В релизе программы «С Новым годом, Крошка» заявлены хиты группы разных лет. Ждать только the best of или новинки будут тоже?
Шоу без допинга. Шура из «Би–2» о новом альбоме, хип–хопе и молодых исполнителях ИнтервьюШоу без допинга. Шура из «Би–2» о новом альбоме, хип–хопе и молодых исполнителях
— Для этого концерта мы собрали самые праздничные песни из всех наших альбомов и «сезонов», добавили «приморских гостинцев» и музыкальных сюрпризов. Почти год создавали сценографию целой командой видеооператоров, художников, программистов и декораторов. Будут подвижные экраны, видеоинсталляции, нашествие инопланетян и экзотических животных. Последние, конечно же, лишь в дополненной реальности.
Вы стали одним из первых отечественных исполнителей, кто привел свой сценический образ в то состояние, которое может характеризоваться как эпатажное. Теперь эпатажность возведена в культ и даже норму, хайп — самый эффективный метод раскрутки. Как вы полагаете, на сегодня этого достаточно, чтобы называться звездой?
— Я вряд ли попадаю под ваши определения. Не вижу особой разницы между собой дома и на сцене. На сцене песня для меня всегда является первоочередной, но дополнить ее художественным видением, будь то это обложки альбомов или концертная сценография, тоже важно. Можно называться чем и кем угодно, но лишь время расставляет все на свои места.
Популярность у российской аудитории вы обрели в числе прочего благодаря нестандартным клипам вроде «Кот кота». Есть мнение, что сегодня формат клипа вообще сходит на нет — во всяком случае, в понимании микрофильма с сюжетом, а не просто набора монтажных эффектов. Клипы выживут? Какой и чей клип впечатлил вас особенно за последнее время?
— Мы в своих клипах пробуем разные форматы: live–видео с концертов, анимационные ролики, сотрудничаем с режиссерами, мультипликаторами. Недавно выпустили клип на песню «Всходы», которая войдет в один из новых альбомов. Я многое доверяю режиссерам. У них часто есть свои идеи, и мне интересно постараться разделить их с ними. «Усоцки Барби» — была такая японская группа, для меня все их видео идеальны.
Слушаете ли вы на досуге кого–то из отечественных коллег? Иноязычных? Есть ли у вас в принципе время и возможность слушать не свою музыку?
— Мой досуг — это моя работа, и наоборот. Мне очень повезло. Помимо концертов я с 2013 года занимаюсь международным музыкальным фестивалем V–ROX во Владивостоке. В нем принимают участие молодые музыканты из разных городов и стран, и мне, как куратору, приходится отслушивать сотни заявок на участие в фестивале. Так что в моем постоянном плей–листе множество русских музыкантов, азиатских, американских, европейских — причем самых разных жанров.
«Придется что–нибудь выпустить». Сергей Чиграков о новом альбоме и о том, как пишутся песни Интервью«Придется что–нибудь выпустить». Сергей Чиграков о новом альбоме и о том, как пишутся песни
Можете ли вы выделить какую–то восходящую звезду, музыканта нового поколения, которую рекомендовали бы к прослушиванию?
— Я не продюсерский центр, занимающийся раскруткой. Я просто меломан. Но если интересно, то вот некоторые коллективы из моих подборок: Sault, Glim Spanky, Moodymann, Liily, Die Orange. Кстати, песни из моих плей–листов вы всегда можете слышать в «Мумий Тролль Music Bar» в Москве.
Я бы хотел устраивать по праздникам и виниловые прослушивания, может быть, когда–то удастся это реализовать.
И ваш родной Владивосток, и Петербург всегда считались особыми городами, близкими, кстати, по настрою друг другу. Как вы относитесь к неформальному противопоставлению москвичей и остальных россиян? К локальному патриотизму? А также к тезису о том, что все, что за Уралом, сильно отличается от европейской части по менталитету?
— Несколько лет назад вместе с владивостокским журналистом и писателем Василием Авченко мы издали книгу «Владивосток–3000». Это фантастическая, но тесно связанная с реальностью киноповесть о существовании параллельного мира–пространства, города Владивостока–3000. Там отчасти изложена теория о Тихоокеанской республике, которая уже давно существует в наших широтах в том или ином виде. Как бы то ни было, Владивосток — это и моя самоидентификация, и город, где появилась группа «Мумий Тролль», которая стала и продолжает быть значительной частью моей жизни.
Логичный в этой связи вопрос — о разнице аудиторий. Вероятно, есть какие–то города, где вас гарантированно горячо встречают, а есть какие–то, где зрители реагируют сдержанно.
— В родном городе выступать всегда ответственно: с одной стороны, слушатели тут лояльнее и эмоциональнее, а с другой — с местного–то спрашивают по всей строгости! Хотя концерты МТ во Владивостоке уже начинают становиться местной достопримечательностью и поводом для музыкального туризма.
Сейчас вы пишете англоязычные композиции. Чем западная аудитория отличается от российской? Привычкой к качественному потреблению — в том числе музыки?
— Первый англоязычный сингл Lucky Bride? мы выпустили еще в самом начале 2000–х, было еще несколько синглов и альбомов, в 2016–м — Malibu Alibi. Мы довольно регулярно выступаем перед англоязычной аудиторией, недавно вернулись из очередного тура по Северной Америке. Везде, в любой стране, есть люди любопытные, которые хотят узнать и услышать что–то новое, и они охотно идут на концерт незнакомой группы за новыми впечатлениями. Но везде есть и наоборот, тут очень много похожего.
По вашему мнению, обязана ли песня иметь внятное словесное содержание, доступное слушателю, или главное — звук и эмоция?
— Все главное. И как все это собрать воедино — я не знаю.
В 2001 году вы представляли Россию на «Евровидении». Россияне неизменно относятся к этому конкурсу с острой эмоциональностью, болея за своих, как на Олимпиаде. По вашим ощущениям, этот конкурс действительно настолько важен для престижа страны и отечественной эстрады во внешнем мире, как это представляется большинству здесь?
— Мы были там почти 20 лет назад, тогда и телезрители, и телебоссы в нашей стране ориентировались на несколько иную систему координат, и их, как и участников, заботили совсем другие вещи. Престиж страны, на мой взгляд, не имеет отношения к этому.
В декабре — 3 года с выхода русской версии песни Bring The Snow из мультфильма «Муми–тролли и Рождество». Это, похоже, единственный проект, где ваша группа напрямую встречается с персонажами финского философского эпоса, к которому отсылает ее название. Что для вас на самом деле Муми?
— В 1980–х, когда я в очередной раз подумал о смене названия для группы, в стране были популярны коллективы с названиями «Урфин Джюс», «Алиса», «Волшебник Изумрудного города». Все это были отсылы к детской литературе, а вот музыка была совсем не детской. Мне нравилась визуальная составляющая книжек про муми–троллей, а дальше — уже история.
Еще в 2007 году группе присвоено звание «Легенда MTV» — как оказавшей «решающее влияние на формирование и развитие музыкальной культуры в России». Вас не пугают подобные громкие реляции в ваш адрес?
— А когда вышел наш первый альбом «Морская», нас наперебой называли группой–однодневкой и прочили скорое забвение. Я вообще сторонюсь и стараюсь избегать всяких громких титулов и званий и любых почиваний на лаврах.
На заре существования группа собранием студентов ДГУ была признана социально опасной благодаря композиции «Новая луна апреля», где будто бы были неуместные намеки на апрельское собрание ЦК КПСС. Поэт в России, конечно, всегда больше, чем поэт. Но как вы полагаете, творчество музыканта в сегодняшних наших реалиях должно иметь социальный смысл, нести какой–то призыв помимо условно развлекательного?
— Вы знаете, вопреки «совковому» мнению, что только русского поэта ценят, жизнь показывает, что хороших поэтов чтут на любом языке. Время отсеивает посредственности, а хорошее всегда остается с нами.
Группе «Мумий Тролль» в этом году исполнилось 36 лет, с 1983 года она вместе со страной пережила несколько исторических эпох. Если бы вас попросили выдумать «героя времени», в каком из периодов жил бы самый искренний из них: в позднесоветские 1980–е, сложные 1990–е или в начале XXI века?
— Почти наверняка он бы жил и творил в параллельном мире–пространстве Владивостока–3000.
Персона: Лагутенко Илья Игоревич
— Родился 16 октября 1968 года.
— Первую группу, Boney P («Бони Пи»), организовал в 1981 году.
— Окончил ДГУ по направлению «востоковедение и африканистика».
— Музыкальный стиль «Мумий Тролля» характеризовал как рокапопс.
— В 1998 году спродюсировал дебютный альбом Земфиры.
— Почетный гражданин Владивостока. Представитель России в Международной коалиции по защите тигров.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Илья Лагутенко. Эмиграция. Английский период.
Солист и руководитель группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко живет в Лондоне. Ему 29, но выглядит он значительно моложе.
В Москве он по-прежнему бывает наездами и с большим удовольствием коллекционирует слухи, которые о нем ходят.
— Илья, с какого обычно вопроса журналисты начинают интервью с тобой?
— Спрашивают, когда я впервые запел.
— И когда же?
— Много лет назад. Помню, бабушка пела революционные песни. Это точно, есть документальное подтверждение. Мы с ней вместе пели. Я тогда был совсем маленьким.
— Дуэт карапуза и бабушки? Мило.
— Да-да… Моя бабушка любит революционные песни и много их знает. Причем одновременно с песнопениями мне стали читать книжки, но это событие как-то стерлось из памяти. Вероятно, на фоне революционного пения. Хотя у меня были сказки. Русские народные, сборник. Был такой, рыженький. Сначала мне читали, а потом я сам стал его перечитывать. Просто почувствовал, что на слух как-то по-другому все воспринимается. Я еще помню, у дедушки был маленький магнитофончик такой. Так вот, дедушка, наверное, чтобы не читать мне, записывал сказки на этот магнитофончик.
Потому что если дедушка сам мне рассказывал на ночь сказку, я дослушивал до конца и, конечно, просил еще и еще. И так до бесконечности. Поэтому дедушке проще было записать все на магнитофон. Вообще-то, он преподавал радиоэлектронику. Всегда изобретал какие-то вещи. Да? А кроме сказок, дедушка еще записывал для меня истории, которые он, по-моему, сам выдумывал? Сказки, правда, тоже были в достаточно вольной интерпретации.
— Ты был трудолюбивым ребенком?
— Нет, не очень. Мне быстро все надоедало. То есть я увлекался подготовкой, а потом, когда уже все сделано, становилось скучно. Барабанщиков кукольных делал. Музыку включаешь, и они двигаются под моим руководством. Главное, что это шоу можно было смотреть самому, никого не напрягая.
— А кино? Ты любил кино?
— Помню, что ходил. У меня остались мои дневники, которые я вел с первого класса. Я все записывал. У моего дедушки тоже сохранились дневники, которые он вел, когда был мальчиком. Мальчиком 20-х годов. Я с интересом все это читал. И в свои записи заглядываешь, а там, например: «1 сентября тысяча девятьсот семьдесят какого-то года. Ходил в кинотеатр, смотрел фильм «Хлеб. Золото. Наган»». Мне такого плана нравились фильмы. Вестерны. Помню, очень большое впечатление произвел «О, счастливчик!». Мама меня водила на этот фильм. У мамы был друг, кинооператор, он привозил из Москвы на катушках всякие фильмы, диснеевские мультики и устраивал в каком-то клубе закрытые просмотры для друзей.
— Ты рассказывал о частых переездах. Почему вы все время перемещались из города в город?
— Не знаю. Так получилось в жизни. Это началось очень давно, наверное еще с моей прапрабабушки. Польская была семья. Они эмигрировали, доехали до Китая, там родилась моя прабабушка, из Китая переехали на Дальний Восток. Потом опять Китай. После войны жили в Магадане. Бабушка моя в Магадане родилась и мама. Я вырос во Владивостоке. Мама переехала в Москву. А потом горе такое случилось, что отец мой умер. Мама осталась в Москве совсем одна и поэтому вернулась обратно во Владик. Не знаю, может, у меня с этим связано то, что я Москву не воспринимаю, то есть я не хочу сюда возвращаться. Не мое это место. Я, например, в Питер приезжаю, и мне хорошо.
— Илья, всегда хотел спросить: финские литературные общества еще не выплачивают тебе дивиденды за популяризацию образа национального героя?
— «Мумий Тролля»-то? Нет пока.
— А кто хоть придумал такое название?
— Не знаю уже. Название вылетело из неопознанного рта. А мы подхватили.
— Ну ты же не будешь отрицать, что название «Мумий Тролль» все-таки в честь рассказов Туве Янссон?
— Не буду. В свое время много было популярных групп с такими сказочными названиями, как «Урфин Джюс», «Волшебник Изумрудного города», мне почему-то хотелось связать название группы с «Муми-троллем», хотя я книжку тогда не читал, прочел ее много лет спустя. Но со временем ситуация сложилась таким образом, что и я, и мои друзья перестали себя ассоциировать с этими сказочными мультяшными персонажами, и все стало похоже на такую мумиеобразность. Хотя мумия для меня — это не только зловещий символ , который подходил в тот момент к тяжелому року, который мы играли. Это и знак определенной вечности и красоты, которая остается с человеком.
— А ваш путь в звезды был, как полагается всем звездам, достаточно тернист?
— Ну, через тернии к звездам… Мой директор Леня записал какое-то количество демо-кассет — пятьсот или тысячу. Потом ходил, раздавал их разным людям в Москве. И нашелся лишь один-единственный человек — бывший муж певицы Валерии, прекрасный продюсер Александр Шульгин, который нас и поддержал.
— Зато сейчас наверняка многие из тех, кто тогда от тебя отвернулся, желают с тобой подружиться — ты же звезда?
— А то! Ведь в тусовке все — лицемеры! Поэтому я слышал от них только хорошее. Они все готовы твердить, что нравятся песни, что просто восхищаются группой «Мумий тролль», но при этом все — себе на уме и гнут свою линию.
— А нельзя ли немного подробней? Кто, например, из раскрученных звезд вас похвалил?
— Раскрученных звезд?.. Вообще-то, если посмотреть на небо, там все звезды одинаковые. Тем более, что они не крутятся, а стоят на месте.
— Спасибо за подробный и обстоятельный ответ. Ну, а хоть с кем-то из тусовки ты дружишь?
— Да ни с кем. Встречаемся все на тусовке, в одном же компоте варимся! Он или она говорит: «Ой, у вас такой хороший альбом». Ну, а я им: а у вас полное дерьмо. Людям такая откровенность не нравится, и поэтому они меня не принимают за «своего».
— Где ты сейчас живешь — в Москве, во Владивостоке, в Лондоне?
— В основном в Лондоне — там мой дом.
— А я где-то читал, что в Лондоне ты живешь в каком-то совершенно жутком районе?
— Я живу на юге Лондона, в «черном» квартале. Туда русские почему-то боятся ходить. Зря, между прочим.
— У тебя большая квартира?
— По-русски это называется двухкомнатная.
— Почему ты уехал жить именно в Лондон?
— Обстоятельства. Если бы позвали работать в Дюссельдорф, был бы Дюссельдорф.
— Чем ты занимаешься в Лондоне помимо концертов, которых там у тебя, видимо, меньше, чем в России?
— Даю консультации по разным вопросам, так как музыкальная деятельность никогда не приносила мне доходов. Одни расходы.
— Какие заведения ты посоветуешь посетить в Лондоне?
— На всех не угодишь, клубы все разные.
— Ну, а ты?
— Я в паб, в подвал какой-нибудь, где молодая, восходящая звезда играет настоящую, живую музыку.
— Твоя музыка напоминает брит-поп.
— Я его называю бред-поп. Да, пожалуй, в свое время это нравилось. Мне многое нравится, поглощаю огромное количество различной информации, в том числе и музыкальной. Сейчас мне нравится Ива Битнева, очень интересная сербская певица.
— Что ты делаешь, чтобы оставаться модным?
— Покупаю 38 журналов, потом сижу, вырезаю картинки, завешиваю ими все стены, думаю, как все это хорошо, и надеваю джинсы. Газеты не читаю. Они для меня сложные и большие по формату, у меня разворота рук не хватает.
— А что у вас с концертами?
— Ближайшие — минимум за 5 часовых поясов от столицы. Дальневосточный тур. А Москва может ждать где-нибудь к лету. Если пригласят.
— Ты поешь под фонограмму?
— А у нас нет фонограммы. Говорят, надо было сделать, а мы чего-то не сообразили.
— Чем ты занимаешься в свободное время?
— Всегда есть какие-то занятия. Книги пишем и читаем. Картины…
— Рисуем?
— Маслом. Только масло так воняет.
— Вы являетесь частью российской эстрады, какое у тебя отношение к таким бастионам, как ДДТ, «Аквариум»?
— Я слежу за тем, что происходит в нашей музыке, с тех пор, как начал эту самую музыку слушать. В свое время для меня было большим откровением, когда я услышал первые записи ленинградских групп — на меня это произвело большое впечатление. Прошли годы, и многих музыкантов я уже знаю лично. Я с удовольствием слежу за творчеством «Аквариума», недавно вышла антология всего творчества, и там есть несколько моих любимых альбомов, с которыми у меня лично связаны определенные воспоминания и настроения, и я желаю долгих лет жизни всем творческим единицам, которые только существуют в нашей стране.
— Кстати, правда, что ты прикупил подводную лодку после капремонта и будешь снимать на ней новый клип?
— Прошел такой слух, и услышал я его в Дании, когда мы там участвовали в празднике европейской песни — это был первый вопрос, заданный журналистами. Я очень удивился. У журналистов, наверное, свои понятия о рок-звездах, а уж если мы из России, да еще из Владивостока, значит, у каждого должно быть по своей подлодке. Дело в том, что это не лишено оснований, наш бас-гитарист происходит из семьи судостроителей, так что если кому-то надо, можем и построить, по спецзаказу.
— И еще слух. Говорят, что на центральной площади Владивостока вам не разрешают играть концерты в связи с массовыми беспорядками.
— Дворца спорта у нас во Владивостоке нет. К сожалению, до сих пор никто не подумал его построить. Действительно, некоторое время назад я вернулся из Владивостока, где мы не только встречались с родственниками и друзьями после долгих месяцев расставания, но и смогли выступить для всех наших поклонников в родном городе. Количество собравшихся, вероятно, перевалило за все ожидания администрации города. Пришлось перекрыть движение в городе в районе площади, потому что это был, конечно же, не один десяток тысяч человек. Но надеюсь, что в будущем мы, и наши поклонники, и службы, которые ответственны за общественные мероприятия, все же как-то наладим культурную программу.
— Илья, ты считаешь себя больше музыкантом или актером?
— Наверное, то, как я живу, так я себя и ощущаю. Если я выхожу на сцену, то это, в первую очередь, концерт. Если бы я играл в театральных постановках или кинофильмах, наверное, был бы актером. Вообще наша жизнь музыкантов, деятелей рока-попса, музыкальных туристов проходит таким образом, что каждый день и каждую минуту, а иногда и секунду себя ощущаешь по-разному, но все это абсолютно приятно.
— Медленно перейдем к культурологии. Ты не только поешь, но и в кино снимаешься. И как же ты туда попал?
— В кино как попал? Существуют агентства, которые занимаются поиском интересных лиц по всему миру. Чтобы их снимать в кино. Так и попал.
— Ты смотрел фильмы со своим участием?
— К сожалению, кроме «Святого», ничего не видел.
— В «Святом» ты играл какого-то химика. Верно?
— На роль солдата я не подошел. На матроса тоже. И на бандита не похож. Пришлось стать работником химической фабрики… Вообще фильм получился какой-то идиотский.
— А сколько ты заработал в «Святом»?
— Что-то около шестисот долларов. Кстати, в этом же фильме снималась моя жена. Она заработала побольше.
— Кроме всего прочего, ты еще и фантастические романы пишешь.
— Пишу. Только нет ни одного законченного.
— А почему именно фантастику?
— Потому что фантазирую.
— Ты сын известного архитектора. Что-нибудь от отца тебе досталось?
— Архитектором я уже не стану. А вообще-то пишу картины. Они есть в моей домашней коллекции и у друзей, которые их вовремя стибрили.
— Не планируешь в ближайшее время выставиться?
— Рамки сначала надо сделать.
— Илья, ты закончил Дальневосточный госуниверситет по специальности востоковедение и африканистика. Правда ли, что ты знаешь китайский язык?
— Я действительно еще не забыл китайский язык и буквально две недели назад побывал с кратковременным визитом в КНР, у друзей, с единственной целью посетить наконец настоящие китайские заведения общественного питания. Там были я и наш гитарист Юрий Цалер, который после наших обедов и ужинов сказал, что больше никогда не пойдет ни в один китайский ресторан ни в Москве, ни в Лондоне, ни в любом другом городе, который будет находиться за пределами Китая, потому что все, что нам здесь предлагают — это совершенно не то. Конечно же, в КНР даже и атмосфера нацеливает тебя на то, что ты должен наслаждаться. Тем более, что в последний раз мы пробовали много экзотических блюд, ели даже змей.
— А какие девушки тебе нравятся?
— Выше меня, я люблю высоких девушек. Потом — длинные светлые волосы. Грудь побольше (какой русский не любит, чтобы было за что ухватиться!)… Еще чтобы фигура была. Не килька и не толстушка, а такая, нормальная…
— Илья, когда ты только появился, твой директор запустил утку, что ты голубой. А сейчас ты твердишь обратное. Переквалифицировался?
— Просто тогда было модно быть гомосексуалистом. Девушки валили толпами на концерт, потому что каждая на подсознательном уровне думала: вот я-то уж точно смогу его возбудить, и он станет нормальным! Мужская половина населения, та, что «в теме», быстро расположилась ко мне, а оставшиеся слушали песни и анализировали: надо же, педик, а поет неплохо… Это было тогда. Сейчас мне нет смысла доказывать свою ориентацию, потому что я дошел до того уровня, когда люди слушают песни и им совершенно не важно, с кем я сплю, как я выгляжу и что вытворяю на тусовках.
— Это ты так думаешь. На самом деле публика следит за твоими похождениями и скандалами. Об одном из них в свое время написали все: про то, что Земфира тебе не хочет отдавать деньги, которые ты в нее вложил.
— Мне сейчас, честное слово, не хотелось бы ничего говорить про Земфиру Рамазанову. Пусть живет, как знает, она мне неинтересна.
— Но деньги-то она тебе отдала, которые, как болтают, задолжала?
— Нет.
— А как тебе ее последний альбом — нравится?
— Откровенно говоря, я нашел его как бы приложением к первому. Или дополнением. Так что комплиментов сказать не могу. Я бы такое писать, а уж тем более покупать не стал.
— Ваше творчество часто сравнивают. Многие музыкальные критики обозвали ее Лагутенко в юбке. На это что скажешь?
— Ну, это лажа! У нас нет ничего общего. Совсем.
— Некоторое время назад «Мумий Тролль» должен был участвовать в поединке с «Агатой Кристи» в телешоу «Музыкальный ринг». Кто из вас струсил?
— Братья Самойловы. Я не боялся, я всегда не против побороться в каких-нибудь конкурсах.
— Кстати, как ты думаешь, «Агата Кристи» сейчас ушла в тень из-за того, что братья, если верить слухам, серьезно подсели на иглу?
— Да кто ж их знает, чужая жизнь — потемки. Я, конечно, тоже слышал об этом, но отвечать могу только за себя. Я не скрываю, что курил, периодически пью энергетические напитки — своего рода наркотики. А вообще я против наркотиков.
— Илья, ты просил не задавать вопросов о личной жизни, но можно хотя бы поверхностно разузнать: вот откуда твоя жена — из Англии?
— Из Владивостока. Я же сам оттуда. Группа одного города.
— А как ты познакомился со своей будущей женой Леной?
— На Набережной во Владивостоке. Я рыбу ловил. А она не хотела — в смысле рыба. Пришлось разговаривать с девушкой.
— Вы с женой коллеги?
— Нет. Она ихтиолог. Дальрыбвтуз закончила.
— Детей пока не планируете?
— Обещаю: если запланируем, вы узнаете об этом первыми.
— Правда ли, что у вас с Леной экстремальное хобби: прыгать с парашютом?
— Лена давно этим увлекается, а я лишь недавно впервые попробовал. Мне было страшно, но при этом интересно. Мне нравится, когда в крови вскипает адреналин. Это очень интересное ощущение.
— В кольцах, за которые дергал, не запутался?
— Живой, как видите.
— Что сподвигло рискнуть собой?
— В нашем шоу-бизнесе очень много нездоровых понтов. Все, кому не лень, выпендриваются и демонстрируют, какие они деловые на пустом месте. Покажут задницу на сцене или в экран и считают себя звездами. А ты сделай что-нибудь необычное. А я вот не крутой, я просто для себя прыгнул. На самом деле классное ощущение. Всем советую.
— Вот я тебя и поймал. Если ты такой смельчак, отчего же на фестивале «Нашествие», который случился прошлым летом, рано утром выступил, когда народу мало было, а потом уехал?
— Я специально так сделал. Меня тошнит от всей этой закулисной возни, автографов и поцелуев. И не понравилось, что зрителям на этом фестивале продавали билеты за кулисы, отчего артисты вынуждены были прятаться. «Мумий Тролль» на сцене уже более шести лет, и мы досыта нахлебались «прелестей» гастрольной жизни.
— Твое отношение к поклонникам?
— Сложное. Люблю я их, но странною любовью. Представьте, что вы живете с сумасшедшей женщиной. Сегодня она покрывает тебя поцелуями и выполняет все твои прихоти, а завтра вдруг неожиданно бросается с кулаками или, того хуже, с ножом. Так же и поклонники. Иной раз они забрасывают цветами, а в другой раз ты не знаешь, как унести от них ноги.
— А приходилось?
— И не раз. Это было в Нижнем Тагиле. Мы ехали туда на поезде. Так получилось, что нас встречали все, кроме тех, кто пригласил. Эти люди, как выяснилось позже, просто опоздали. Зато, сойдя с перрона, мы немедленно попали в гущу какой-то визжащей, царапающейся и кусающейся толпы. Нас по-настоящему хотели разорвать на части. Если бы не подоспели те, кто должен был нас охранять, не знаю, что было бы. Однажды мы ехали на гастроли на поезде, я имел неосторожность посетить вагон-ресторан. Там ошивались совершенно невменяемые люди в тельняшках. Они меня узнали, стали просить спеть. Раздобыли где-то гитару. Пришлось дать бесплатный концерт.
— Зато сейчас ты, говорят, выступаешь только в элитных клубах…
— И мне это нравится. Я понимаю группу «Битлз», которая после нескольких лет непрерывных гастролей ушла на покой. «Мумий Тролль» пока не достиг такого уровня. И вопреки распространенному мифу музыканты — люди небогатые. Даже мы.
— Чем думаешь дальше заниматься? Так же в Лондоне отсиживаться, как последние два года?
— Еще не знаю. В Англии, конечно, спокойней. Никто не трогает, визжащие девчонки не преследуют. Но, думаю, нам есть еще что сделать и в России. Сейчас вот думаем записать несколько песен на английском языке — за время жизни в Великобритании стали говорить на нем хорошо.
— А ты не пробовал перепеть свои хиты на китайском языке?
— Я бы и рад, но директора не позволяют — говорят, что в Китае это слушать никто не будет, а здесь просто не поймут.
— Помнится, ты мечтал проехать автостопом по всей Африке. Это так и осталось твоей мечтой?
— У меня был такой план, но мне не выдали визу в одну из стран, и это пришлось передвинуть. Когда выберусь, непонятно. Но сделаю это обязательно. Сейчас у меня, к слову, совсем другая мечта.
— Какая же, если не секрет?
— Очень хочу полететь в космос. У меня, конечно, пока нет столько денег, сколько у первого космического туриста Денниса Тито, но верю, что повторю его маршрут к звездам.
Денис Лобков, «Семья»
Илья Лагутенко Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лагутенко.Илья Лагутенко | ||
---|---|---|
2016 год | ||
Имя при рождении | Илья Игоревич Лагутенко | |
Полное имя | Илья Игоревич Лагутенко | |
Дата рождения | 16 октября 1968(1968-10-16) (51 год) | |
Место рождения | Москва[1], СССР | |
Страна | СССР→ Россия | |
Профессии | ||
Годы активности | 1981—н. в. | |
Певческий голос | Баритон | |
Инструменты | гитара, бас-гитара, клавишные | |
Жанры | альтернативный рок, бритпоп, рок-н-ролл, инди-рок, электронная музыка, экспериментальная музыка | |
Коллективы | «Boney P» («Бони Пи», «Шок») «Мумий Тролль» «КЕТА» «Горностай» | |
Награды | ||
Медиафайлы на Викискладе |
Илья́ И́горевич Лагуте́нко (16 октября 1968, Москва[1], СССР) — советский и российский рок-музыкант, поэт, артист, певец, лидер группы «Мумий Тролль». По образованию — востоковед (китаист). Представитель России в Международной коалиции по защите тигров (International Tiger Coalition)[2]. Почётный гражданин Владивостока (с апреля 2016 г.[3][4]), кавалер ордена «За заслуги перед Владивостоком» первой степени[5]. Внук архитектора, Героя Социалистического труда Виталия Павловича Лагутенко.
Биография
Родился 16 октября 1968 года в Москве.
В 1969 году после смерти отца, архитектора Игоря Витальевича Лагутенко, который умер после неудачной операции по удалению аппендикса[6], семья переехала во Владивосток — родной город матери, художника-модельера Елены Борисовны по второму мужу Кибиткиной[7].
Образование
Успешно учился в средней школе № 9 с углублённым изучением китайского языка. Пел в детском хоре, в составе которого много гастролировал по стране. Главными кумирами его юности были такие группы, как «Queen», «Genesis» и «Pink Floyd»[8].
Окончил Дальневосточный государственный университет, восточный факультет по специальности «Страноведение» (востоковедение и африканистика). Защитил диплом на тему «Развитие приграничной экономики между Россией и Китаем»[9].
Карьера
1980-е
Илья Лагутенко, конец 1980-хСвою первую группу «Boney P» («Бони Пи») Илья Лагутенко основал в 1981 году. Группа играла «психоделический панк», в состав её входили одноклассники и друзья Лагутенко: Кирилл Бабий (клавишные), Павел Бабий (ударные), Игорь «Куля» Кульков (гитара), Андрей Барабаш (бас).
В 1982 году Илья Лагутенко знакомится с Леонидом Бурлаковым, который придумывает группе новое название — «Шок». Леонид приносит первые тексты на русском языке («Ты — Крест» и «Цепи»), и группа полностью переходит на русскоязычное творчество. Сам Бурлаков садится за картонные барабаны, приводит своего одноклассника Владимира Луценко (бас) и друга Альберта Краснова (гитариста). Группа записала 40-минутный альбом, часть песен из которого попала в первый магнитоальбом группы.
16 октября 1983 года — официальная дата рождения группы «Мумий Тролль», тогда группа называлась «Муми Тролль».
Студийная работа над дебютной пластинкой группы «Муми Тролль» началась в конце 1983 года. Дебютный альбом получил название «Новая луна апреля», одноимённая песня с которого стала большим хитом на модных дискотеках Владивостока. Эта же песня сыграла с группой злую шутку. На апрель приходилось очередное заседание ЦК КПСС, а припев песни звучит следующим образом: «Новая луна апреля осветила небосвод, но мы ей уже не верим, нам она ничего не несёт».
В условиях советской цензуры это позволило признать группу «Муми Тролль» на собрании студентов Дальневосточного университета самой социально опасной (наряду с «Black Sabbath»).
С 1987 года по 1990 год — служил в рядах ВВС Краснознамённого Тихоокеанского флота в звании старшины второй статьи.
1990-е
С 1991 по 1996 год стажировался и работал в КНР и Лондоне в качестве переводчика и коммерческого советника.
Илья Лагутенко, 1996 год. На записи альбома «Икра»Группа «Мумий Тролль» возобновила свою деятельность в конце 1990-х годов.
24 апреля 1997 года вышел альбом «Морская».
2000-е
Илья Лагутенко пробует себя в кинематографе — как музыкант («Похитители книг», «Незнайка и Баррабасс») и как актёр («Ночной дозор»). Он задаёт тон во внешнем виде, его стиль не раз был отмечен глянцевыми журналами Glamour и GQ. «Мумий Тролль» был первым в России, поддержавшим организацию PSI по борьбе со СПИДом. Илья Лагутенко — представитель России в Международной коалиции по защите тигров (International Tiger Coalition)[2].
В часы досуга Илья пишет книги. В 2009 году музыкант работает над «Книгой странствий» из четырёх томов, посвящённой путешествиям «Мумий Тролля».
Илья создаёт новый проект под названием КЕТА с известным электронщиком Андреем Антонцом[10].
В 2009 году, Илья стал соавтором музыки к треку «Intentions» и, в качестве вокалиста, принял участие в записи второго альбома, Automatons[en], американского электронного артиста/саунд-продюсера компании Universal Music Group[en], Svoy. Альбом был выпущен в США и Японии, где занял позицию в чарте Billboard Top Independent Albums.
В 2010 году, альбом победил в нескольких категориях Independent Music Awards в Соединённых Штатах.
2010-е
В 2011 году выпустил совместный проект музыкантов (супергруппа «Горностай») — альбом «Воздух свободы».
Илья Лагутенко на паруснике «Седов» (2012 г.)23 февраля 2011 года состоялось подписание соглашения о намерениях сотрудничества между ректором Дальневосточного федерального университета Владимиром Миклушевским и Ильёй Лагутенко. Сотрудничество будет заключаться прежде всего в поддержке федеральным университетом концертов группы «Мумий Тролль». Кроме того, Илья Лагутенко выступит в качестве визит-спикера с лекциями, которые будут посвящены шоу-бизнесу, восточным языкам, путешествиям, охране природы и антикризисному менеджменту[11].
Член Попечительского совета фонда «Батани».
В 2012 выпустил мини альбом «Космический рейс» совместно с AERONAUTICA[12]
В начале 2013 года Илья Лагутенко был награждён орденом «За заслуги перед Владивостоком» первой степени.
Также в 2013 году основал новый международный фестиваль V-ROX (Рок Владивостока), призванный вывести родной Владивосток на новый музыкальный международный уровень.
В августе 2014 года состоялся второй, а в 2015 году третий фестиваль V-ROX.
В начале 2015 года выходит 13-й альбом «Пиратские копии», который сначала издали в КНР, а потом запустили в России.
Илья Лагутенко на концерте в Москве (2016 г.)В апреле 2016 года певцу присвоено звание «Почётный гражданин Владивостока».[3][4]
В 2016 году Илья Лагутенко стал музыкальным куратором трёх международных музыкальных фестивалей: собственного фестиваля V-ROX (прошедшего во Владивостоке в 2016 году уже в 4 раз)[13], фестиваля Piena Svetki в Риге (Латвия)[14] и Far From Moscow Festival в Лос-Анджелесе (США)[15].
В 2016 году певец озвучил роль краба Таматоа в полнометражном мультипликационном фильме «Моана».[16]
Семья
- Отец — Игорь Витальевич Лагутенко (? — 1969) — архитектор[7]
- Отчим — Фёдор Фёдорович Кибиткин (род. 9 апреля 1951) — капитан дальнего плавания[17]
- Мать — Елена Борисовна Кибиткина (род. 7 июля 1947; Магадан)[18] — художник-модельер[7]
- Единоутробная сестра — Мария Фёдоровна Кибиткина (род. 7 июня 1984)[7]
- Бабка по матери — Вероника Иосифовна Тур (род. 18 марта 1923) — преподавала в Дальрыбвтузе[19] и в Московском университете[7][20]
- Прадед — Павел Иванович Лагутенко — счетовод.
- Прабабушка — Евдокия Олимпиевна Лагутенко
- Прапрадед — Олимпий Косенков — художник-любитель
- Дед — Виталий Павлович Лагутенко (1904—1969)— белорус по национальности, архитектор, автор проекта жилых домов серии К-7 (также известных как «хрущёвки»)[21]
- Брат деда — Константин Павлович Лагутэнок (Лагутенко) (1905—1978) — советский художник.
- Дед — Анатолий Иванович Савченко — кандидат технических наук, преподаватель и первый ректор (1967—1973) Дальневосточного технологического института бытового обслуживания, он второй муж бабки.[7] Бабку Илья видел редко — она жила в Москве. Дед приходил на все родительские собрания. Преподавал радиоэлектронику, записывал сказки на магнитофон для внука[6][22]
- Прадед — из интеллигентной польской семьи, эмигрировав во время Первой мировой войны из Польши в Россию, спустя двадцать лет был расстрелян большевиками по обвинению в «японско-германско-польском шпионаже» в приморском городе Артёме в 1937 году. В память о прадеде у Ильи хранятся серебряные запонки[23]
- Прабабка по матери — тоже из польской семьи, которая из Китая переехала на Дальний Восток, потом опять в Китай, после войны они жили в Магадане. Бабка родилась в Магадане, и мать тоже[22]
- Дядя — Андрей Витальевич Лагутенко[24]
Личная жизнь
- Первая жена (1987—2003) — Елена Лагутенко (Тройновская) (5 мая[25] 1963)[26], по профессии ихтиолог
- Сын — Игорь Ильич Лагутенко (р. 17 мая 1988[25])[7] — игрок в регби, тренер, музыкальный тур-менеджер, продюсер[27]
- Вторая жена (c зимы 2007—2008 годов[28] или с 5 июля 2009 года[29]) Анна Жукова (р. 1979)[30] — гимнастка и модель[31]
- Дочь — Валентина-Вероника Ильинична Лагутенко (р. октябрь 2008) или просто Виви[30]
- Дочь — Летиция Ильинична Лагутенко (р. июнь 2010)[32]
- Её сестра Нина Жукова — модель[30]
- Тёща — Валентина Владимировна Жукова живёт в Чите, сейчас на пенсии, была известным не только в родном городе, но и в стране тренером по художественной гимнастике[30]
Со своей второй женой, Анной Жуковой, познакомился на съёмке для журнала «Cобака.Ru».[33]
Фильмография
Роли в кино
- 2004 — «Ночной дозор» — вампир Андрей
- 2006 — «В ритме танго» (сериал) — камео
- 2008 ― «День радио» ― камео
- 2010 — «Бриллиантовая рука-2»— камео
- с 2018 — Фиксики — Хранитель времени
Музыка
- 2002 — «Азазель» — исполнение песни
- 2004 — «Похитители книг» — музыка
- 2004 — «Незнайка и Баррабасс» — музыка
- 2005 — «Дневной дозор»— музыка
- 2006 — «Космический рейс» — музыка
- 2006 — «Знаки любви»— музыка
- 2006 — «Питер FM» — музыка
- 2007 — «Параграф 78» — исполнение песни
- 2008 — «Больше Бена» — музыка
- 2008 — «С.С.Д.» — камео, музыка
- 2008 — «Кунг-фу панда» — песня «Песня мастера Обезьяны»
- 2009 — «Маргоша» — музыка
- 2009 — «Любовь в большом городе» — музыка
- 2009 — «На игре» — музыка
- 2010 — «Бриллиантовая рука-2» —музыка
- 2010 — «Любовь в большом городе 2» — музыка
- 2013 — «Ку! Кин-дза-дза» — музыка
- 2015 — «Воин» — песня «Банды»
- 2015 — «SOS, Дед Мороз, или Всё сбудется!» — музыка, песня «С Новым Годом, крошка!»
- 2015 — «Озабоченные, или Любовь зла» — песни «С чистого листа», «Морская капуста», «Невеста», «Золотое сердце», «Молния», «Где вы, девочки»
- 2016 — «Голоса большой страны» — песня «Карнавала.нет»
- 2016 — «Муми-тролли и Рождество» — «Муми-тролли и Рождество»
- 2016 — «Моана» — песня «Жить в блеске»
- 2016 — «Ёлки 5» — песни «Пломбир», «Грильяж (31 число)», «С любимыми не расставайтесь» (совместно с певицей Ёлкой)
- 2017 — «Бабушка лёгкого поведения» — песня «Фантастика»
- 2019 год — «Трезвый водитель», — песня «Такие девчонки»
Дубляж
- 2008 — «Кунг-фу панда» — мастер Обезьяна[34]
- 2016 — «Моана» — морской краб Таматоа[16][35]
Дискография
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Официальный сайт группы «Мумий Тролль». О группе > Инфо (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июля 2012. Архивировано 1 марта 2010 года.
- ↑ 1 2 Биография Мумий Тролль (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 августа 2013. Архивировано 16 декабря 2013 года.
- ↑ 1 2 Илья Лагутенко стал почетным гражданином Владивостока (неопр.). Lenta.ru (28 апреля 2016). Дата обращения 12 марта 2017. Архивировано 12 марта 2017 года.
- ↑ 1 2 Илья Лагутенко с 3-й попытки стал почётным гражданином Владивостока (неопр.). Восток-Медиа (28 апреля 2016). Дата обращения 12 марта 2017. Архивировано 12 марта 2017 года.
- ↑ Игорь Пушкарев вручил орден «За заслуги перед Владивостоком» лидеру группы «Мумий Тролль»
- ↑ 1 2 Илью Лагутенко затащили под венец против воли, «Флирт» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 февраля 2011. Архивировано 23 апреля 2013 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Биография Ильи Игоревича Лагутенко
- ↑ 1 2 «Собака.ru». Илья и Анна Лагутенко: «Благодаря вашей съемке случилась наша любовь с первого взгляда» (неопр.) (22.12.2014).
- ↑ Глеб Тарабутин, Алексей Любимов. Мумий Тролль. Не надо Vauxhall & I (неопр.) (недоступная ссылка). Fuzz (1997). Дата обращения 21 января 2013. Архивировано 7 февраля 2013 года.
- ↑ Илья Лагутенко представляет новый проект «Кета», Best radio.
- ↑ Илья Лагутенко — новый препод ДВФУ
- ↑ Владивостокский музыкант Илья Лагутенко и группа «Aeronautica» презентовали «Космический рейс» (ФОТО) – Новости Владивостока на VL.ru (неопр.). www.newsvl.ru. Дата обращения 20 января 2019.
- ↑ Контакты (неопр.). Фестиваль V-ROX (Vladivostok Rocks). Дата обращения 12 марта 2017. Архивировано 12 марта 2017 года.
- ↑ Инга Берзиня. Праздник музыки, перформансов и цирковых номеров на Луцавсале. 6 и 7 августа на Луцавсале в Риге проходит фестиваль Piena svetki-2016 (неопр.). Sputnik (7 августа 2016). Дата обращения 12 марта 2017. Архивировано 12 марта 2017 года.
- ↑ Far From Moscow: фестиваль российской культуры в Лос-Анджелесе. В Лос-Анджелес привезут лучшее русское кино, а Илья Лагутенко соберет музыкантов из России и других стран Восточной Европы и представит фильм Vladivostok Vacation на Far From Moscow в Лос-Анджелесе в декабре 2016-го (неопр.). GQ Travel (25 октября 2016). Дата обращения 12 марта 2017. Архивировано 12 марта 2017 года.
- ↑ 1 2 Илья Лагутенко и Григория Сиятвинда озвучили персонажей фильма «Моана» (неопр.). Kinobusiness.com (26 октября 2016). — «Краб, как оказалось, мало разговаривает по существу, в фильме он изъясняется, как он сам говорит, в форме песни, – делится своими впечатлениями от роли Илья. — Песня на самом деле очень сложная – в ней нет привычного мне вступления, куплета, припева. Наверное, это одна из самых сложных композиций, с которой мне доводилось встречаться в жизни». Дата обращения 10 марта 2017. Архивировано 10 марта 2017 года.
- ↑ Цитаты / Илья Лагутенко («Мумий Тролль»): «Мир больше заинтересован в китайцах, чем они в нём» (недоступная ссылка)
- ↑ Вся страна будет нашей: окончание тура «Редкие Земли». Мумий Тролль
- ↑ Я не мог об этом даже мечтать — Лагутенко стал почетным гражданином Владивостока — PrimaMedia
- ↑ dvmusic.ru История Дальневосточной музыки. Дальневосточная музыка. Информационно-музыкальный портал
- ↑ Инженер Лагутенко. Портрет мастера (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 [ne]FORMAT #3 :: [fan]CLUB :: ИЛЬЯ ЛАГУТЕНКО (интервью журналу «Новый Амадей»)
- ↑ Илья Лагутенко: полная история
- ↑ АртРу.инфо — Иллюстрации — Портрет Андрея Лагутенка — сына архитектора Виталия Лагутенка — Лагутенок (Лагутэнок) К.П (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 8 декабря 2018. Архивировано 9 декабря 2018 года.
- ↑ 1 2 http://morskaya2003yo.narod.ru/fan.html
- ↑ ДНИ.РУ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ВЕРСИЯ 5.0 / Илья Лагутенко стал отцом
- ↑ Игорь Лагутенко. Регби или музыка? | Герои на Sport Stories
- ↑ Илья ЛАГУТЕНКО: «Было время, когда считаться геем было модно» (недоступная ссылка)
- ↑ Илья Лагутенко женился на Анне Жуковой | Шанс on-line
- ↑ 1 2 3 4 Илья Лагутенко назвал дочку в честь мамы своей жены и бабушки // Экспресс газета
- ↑ Жена Лагутенко в интересном положении?! // Экспресс газета
- ↑ У Ильи Лагутенко родилась вторая дочка, Дни.ru.
- ↑ Илья и Анна Лагутенко рассказали о своей жизни в Лос-Анджелесе и новом альбоме группы «Мумий Тролль» — «Пиратские копии». (неопр.). Собака.ru. Дата обращения 7 марта 2019.
- ↑ Голос Ильи Лагутенко звучит в новом мультфильме «Кунг-фу Панда». Музыкант озвучил роль Мастера Обезьяны, которая в оригинале говорит голосом Джеки Чана (неопр.). PrimaMedia (2 июня 2008). Дата обращения 10 марта 2017. Архивировано 10 марта 2017 года.
- ↑ Дуэйн Джонсон, Николь Шерзингер и Илья Лагутенко представили мультфильм «Моана» в Лос-Анджелесе. Анимационный приключенческий фильм выйдет в России 1 декабря (неопр.). OK! (15 ноября 2016). Дата обращения 10 марта 2017. Архивировано 10 марта 2017 года.
- ↑ Максим Виноградов. Илья Лагутенко: «В вечной погоне за собственными открытиями» (неопр.). Rolling Stone (22 апреля 2016). Архивировано 13 января 2017 года.
- ↑ «Мумий Тролль» презентовали альбом Malibu Alibi. Группа «Мумий Тролль» презентовала англоязычный альбом Malibu Alibi, состоящий из девяти треков (неопр.). Бульвар Гордона (4 марта 2016). Дата обращения 11 марта 2017. Архивировано 7 марта 2016 года.
Литература
- 2009 — «Книга странствий. Мой Восток»
- 2012 — «Владивосток-3000. Киноповесть о Тихоокеанской республике» (в соавторстве с В.Авченко). М.: Астрель, СПб.: Terra Fantastica. 122 с., 5 000 экз., ISBN 978-5-271-38722-7, ISBN 978-5-7921-0835-6
- 2012 — «ТигрИные истории» — трилогия об амурском тигре для всей семьи, выпущенная при поддержке «Русского географического общества»