Известная русская балерина – Русский балет. Отечественные танцовщицы и хореографы, Русские сезоны Сергея Дягилева и история всемирно известных постановок

Легенды русского балета

Стоп-кадры мраморного тела,
Пикантный привкус варьете,
Зал, напряженно онемелый,
И фуэте… И фуэте…
Биенье музыки и плоти
В тончайшей жилке у виска…
Бетховен и Буонарроти –
И мир на кончике носка!


Агриппина Яковлевна Ваганова (1879—1951)— российская и советская балерина, выдающийся педагог и балетмейстер.

Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии (1946). Автор книги «Основы классического танца», послужившие созданию «Системы Вагановой».


Агриппина Ваганова в партии Эсмеральды, 1910


Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (31 января (12 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.


БАЛАШОВА (Балашова-Ушкова) Александра Михайловна (21.041/03.05.1887 — 05.01.1979), известная баленина, педагог, коллекционер.

После окончания в 1905 г. Московского театрального училища Александра Балашова была принята в труппу Большого театра. Александра Балашова исполнила главные партии в 21 балете. 

В 1921 г. Александра Балашова выехала за границу и не вернулась. Обосновалась в Париже. В ноябре 1935 г. Александра Балашова открыла собственную Студию хореографического искусства. 

Александра Балашова умерла 5 января 1979 г., похоронена на кладбище Сент-Же-невьев-де-Буа. 


Александра Балашова.
Открытка начала ХХ века.


Фокина Вера Петровна (1886 — 1958) — известная русская балерина, жена Михаила Фокина 

В 1904 г. Вера Фокина окончила Петербургское театральное училище и начала выступать в Мариинском театре. В 1909-1912 г.г. и 1914 г. Вера Фокина участвовала в спектаклях Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. 
Вскоре после революции, весной 1918 г. Вера Фокина с мужем Михаилом Фокиным уехали на гастроли в Стокгольм и больше на родину не возвращался. 
В 1919 г. семья Фокиных переселилась в Америку. В 1921 г. Вера Фокина с Михаилом Фокиным осели в Нью-Йорке, открыв там балетную школу, назвав ее студией Фокиных. 

Веру Фокину рисовали: Коровин, Серебрякова, Бобышев, Кинни, Линк. Умерла Вера Фокина 29 июля 1958 г. в Нью-Йорке. 


Михаил Михайлович Фокин (23 апреля 1880, Санкт-Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк) — русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета.

Михаил Фокин учился в Императорской балетной школе Санкт-Петербурга. В 1898 г. Михаил Фокин дебютировал в Мариинском театре. С 1902 г. Михаил Фокин работал также учителем в балетной школе. В это время им были созданы «Ацис и Галатея» (1905) и «Умирающий лебедь» (1907) — соло для Анны Павловой. В 1909 г. Фокин принял приглашение Сергея Дягилева в Париж и стал хореографом Русского балета. В 1912 г. Михаил Фокин покинул труппу «Русского балета» из-за того, что Дягилев стал продвигать в качестве балетмейстера Вацлава Нижинского. В 1919 г. Фокин переехал в США. За свою жизнь Михаил Фокин создал 70 балетов. 


Михаил Фокин


Вера и Михаил Фокины в балете «Видение Розы»


Вера Алексеевна Каралли (27 июля 1889, Москва, Российская империя — 16 ноября 1972, Баден, Австрия) — русская балерина, актриса немого кино, балетный педагог. Эмигрировав из России, работала в Европе.

В 1906 году окончила театральное училище под руководством Александра Горского. Гастролировала за рубежом в составе «Русского балета» Сергея Дягилева в 1909, а также в 1919 и 1920 годах. Солировала в Большом театре. Часто танцевала в паре с Михаилом Мордкиным. В 1914 году Каралли дебютировала в кино в драме Петра Чардынина «Ты помнишь ли?», где её партнерами были сам Чардынин и Иван Мозжухин. 

Вскоре стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин. После революции 1917 года Каралли эмигрировала, жила в Литве, где в Каунасе преподавала искусство танца, работала в Румынии, снималась во Франции и Австрии. В итоге она обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства. Вера Каралли умерла в австрийском Бадене 16 ноября 1972 года в возрасте восьмидесяти трёх лет. Подавала прошение с просьбой вернуться на родину, 1 ноября 1972 года получила советский паспорт, но через две недели её не стало.


Тамара Платоновна Карсавина (9 марта 1885, Санкт-Петербург, Российская империя — 26 мая 1978, Лондон, Великобритания) — известная русская балерина.[1] Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. После революции жила и работала в Великобритании. Сестра историка и философа Л. П. Карсавина.


Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кржезинская; 19 [31] августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — известная русская балерина. 

Матильда Кшесинская окончила Императорское театральное училище в 1890 г. Танцевала в Мариинском театре с 1890 по 1917 г. 


Анастасия Ивановна Абрамова (30 июня 1902 (17 июня 1902), Москва — 26 июня 1985, там же) — русская балерина. Заслуженная артистка РСФСР (1947). Засл. арт. РСФСР (1947). Анастасия Абрамова окончила Московское хореографическое училище в 1917 г. (педагог В. Д. Тихомиров). С 1918 г Анастасия Абрамова в Большом театре. Первая гл. партия — Лиза (1922 г.). 


Балерины ГАБТ, слева направо: Н.Б. Подгорецкая, 
Л.М. Банк, В.В. Кудрявцева, А.И. Абрамова.
Фото с открытки 1928-х гг.


Франческа Беата
Популярная в начале ХХ века балерина Франческа Беата, сегодня упоминается в основном в связи с тем, что у нее в молодости училась звезда советского кино Любовь Орлова. Очевидно, Франческа Беата учила Орлову не совсем классическому балету, а скорее пластическому танцу. Франческа Беата была последовательницей великой Айседоры Дункан. Известно, что Франческа Беата прошла курс ритмической гимнастики в Германии. В 1909 г. она открыла свою школу в Москве. 


Франческа Беата.
Открытка начала ХХ века.


Екатерина Васильевна Гельцер (1876—1962) — русская советская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов. Народная артистка Республики (1925). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Супруга балетмейстера В. Д. Тихомирова.


Гельцер Е.В. «Вакханилия», открытка


Балерины Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Матильда Кшесинская


Айседора Дункан (Данкен) (англ. Isadora Duncan, урождённая Дора Энджела Дункан, англ. Dora Angela Duncan; 26 мая 1877, Сан-Франциско — 14 сентября 1927, Ницца) — американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Жена Сергея Есенина в 1922—1924 гг.


Айседора Дункан в сказке «Сон в летнюю ночь» 1896


Пьерина Леньяни (итал. Pierina Legnani; 1863—1923) — итальянская балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный вклад в русское балетное искусство. Яркий представитель итальянской балетной школы, которой была свойственна виртуозная техника танца, граничащая с акробатикой.


Пьерина Леньяни в партии Золушки, Мариинский театр, Петербург, Россия, 1893


ЛЮКОМ Елена Михайловна
Елена Михайловна Люком (1891—1968) — популярная балерина. В 1920-е гг Люком была ведущей ленинградской балериной; популярность Елены Люком была огромна. Ее имя на афише гарантировало аншлаг. 

Елена Люком начинала на сцене Мариинского театра еще до революции, когда здесь царили Кшесинская и Павлова, а завершила свою деятельность признанной советской балериной. 


Елена Люком.
Фото с открытки начала ХХ века.


Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) — русская балерина. Pодилась в семье знаменитый балетных танцоров Петербургской императорской труппы. Мать — известная танцовщица Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа, отец — выдающийся балетмейстер Мариус Иванович Петипа. [more]


Портрет Марии Петипа, знаменитой танцовщицы Мариинского театра, в сценическом костюме для балета «Заколдованный лес» Р. Дриго. Санкт-Петербург, 1887


Ольга Иосифовна Преображенская (2 февраля 1871, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 декабря 1962, Сен-Манде, Франция) — русская балерина, педагог.

Заниматься балетом Ольга Преображенская начала в 1879 г. под руководством Николая Легата и Энрико Чекетти в Вагановском училище. Через 10 лет Преображенская была принята в Мариинский театр, где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская. С 1895 г. Ольга Преображенская гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала. В 1900 г. Преображенская стала прима-балериной. В 1921 г. Ольга Преображенская уехала из СССР, с 1923 г. она жила в Париже, где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Кроме того, Ольга Преображенская преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине. 
Ольга Иосифовна Преображенская умерла в 1962 г. Похоронена на Кладбище Сен-Женевьев де Буа.


Ольга Преображенская в партии Изоры, «Синяя борода»


Лидия Редега — популярная баленина — «босоножка», последовательница Айседоры Дункан. 

Лидия Константиновна Лупандина (1888-1946), дочь Лидии Ричардовны Барто и Константина Дмитриевича Лупандина, дворянина, тоже стала балериной, выступала под псевдонимом Лика Редега. Она танцевала Главную нимфу у Дягилева в постановке Нижинского, а так же выступала в роли Богини в балете «Синий бог» в постановке Фокина.


Лидия Редега
Фото с открытки начала ХХ века.


Любовь Андреевна Рославлева (25.6(7.7).1874 — 22.11.1904, Цюрих) — балерина Большого театра.

Хореографическое образование Любовь Рославлева получила в Московском театральном училище у испанского балетмейстера и педагога Xосе Мендес (Mendez). С 1892 г. Любовь Рославлева выступала в Большом театре. В 1902 г. Любовь Рославлева участвовала в гастролях в Монте-Карло и Варшаве. 


B партии Авроры в балете «Спящая красавица», 1899


Ольга Александровна Спесивцева (18 июля 1895, Ростов-на-Дону, Российская империя — 16 сентября 1991, Нью-Йорк, США) — русская балерина. 

Совсем в юном возрасте Ольга Спесивцева с огромным успехом гастролировала с «Русским балетом Дягилева» в США. Она была партнершей Нижинского в «Сильфидах» и «Призраке розы». С 1918 г. Ольга Спесивцева стала ведущей танцовщицой, а с 1920 г. прима-балериной Мариинского театра. Вскоре после революции 1917 г., она стала женой крупного советского чекиста Бориса Каплуна, который помог ей эмигрировать вместе с матерью в 1923 году во Францию, где в течение 1924—1932 гг. выступала в парижском «Гранд-Опера», став ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. 

С 1932 г. Спесивцева работает с труппой Фокина в Буэнос-Айресе, а в 1934 г., на положении звезды, она посещает Австралию в составе бывшей труппы Анны Павловой. Последнее выступление Спесивцевой в Париже состоялось в 1939 г. После этого она переехала в США. 

В 1943 г. обострилось психическое заболевание, Спесивцева все больше теряла память. Так закончилась карьера великой балерины. С 1943 по 1963 гг. Ольга Спесивцева провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Последние годы жизни Ольга Спесивцева провела в пансионе на ферме Толстовского фонда (Tolstoy Foundation, Inc.), созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого Александрой Львовной Толстой вблизи города Нью-Йорка. 


Ольга Спесивцева


Вера Александровна Трефилова (в некоторых источниках Иванова; 8 октября 1875, Владикавказ — 11 июля 1943, Париж) — русская балетная танцовщица и педагог.

В 1894 г. Вера Трефилова закончила Петербургское театральное училище (педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт). С 1894 по 1910 г. Вера Трефилова работала в Мариинском театре. После революции Вера Трефилова уехала из СССР и обосновалась в Париже, где открыла свою балетную школу. В 1921—1926 гг. Вера Трефилова танцевала в «Русском балете» Дягилева, исполняя главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Видение розы». Последний раз Вера Трефилова танцевала в 1926 г. у Дягилева. Умерла Вера Трефилова 11 июля 1943 года в Париже. 


Вера Трефилова и Матильда Кшесинская


Наталья Владимировна Труханова (1885 — 1956) — балерина. 

С 1905 года по 1937 жила во Франции, где и прославилась как балерина.
Работала и была знакома с Дягилевым, Шаляпиным, Рихардом Штраусом, Айседорой Дункан. Сразу по окончании гимназии в 15-летнем возрасте вышла замуж за поручика Б. Ф. Труханова (брак преследовал цель вырваться из-под семейной опеки), с которым вскоре разошлась. Затем была супругой А. А. Игнатьева. Написала мемуары «На сцене и за кулисами», по отзыву академика Тарле «прелестные мемуары, полные мужского ума и обаятельной женственности».


Наталья Владимировна Труханова


Сергей Густавович Легат (1875—1905) — русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета. 

Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых. Он сын балетных танцовщиков Петербургской императорской сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен), брат Николая Легата. Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу. 


Сергей Легат и Мария Петипа.
Фото с открытки начала ХХ века.


Асаф Михайлович Мессерер (6 (19) ноября 1903, Вильно (ныне — Вильнюс, Литва) — 7 марта 1992, Москва) — российский советский артист балета, балетмейстер, педагог. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947). Народный артист СССР (1976).

В 1921 г. Асаф Мессерер окончил Московское хореографическое училище и был принят в труппу Большого театра. С 1926 г. Асаф Мессерервыступал как балетмейстер. 

Рассказывая про Асафа Мессерера нельзя не упомянуть историю, связанную с выдающейся балериной Майей Плисецкой. Отец Плисецкой Михаил Эммануилович был генеральным консулом на Шпицбергене, а мать Рахиль Михайловна снималась в немом кино. В 1938-м г. Михаила Эммануиловича расстреляли, а Рахиль Михайловну отправили в Казахстан, в лагерь жен изменников Родины. Вернуться оттуда она смогла лишь перед началом Великой отечественной. Майю удочерили тетя и дядя — Суламифь и Ассаф Мессерер. 


Михаил Михайлович Мордкин (1880—1944) — русский солист балета, балетмейстер, балетный педагог 

После окончания балетной школы Большого театра в 1899 г. Михаил Мордкин исполнял знаменитые классические роли в Большом театре в 1900—1910 гг. Михаил Мордкин гастролировал с Анной Павловой в Англии и США в 1910-х годах


Вацлав Фомич Нижинский польск. Wacław Niżyński (12 марта 1889, Киев, Российская империя — 8 или 11 апреля 1950, Лондон, Великобритания) — русский танцовщик и хореограф польского происхождения, родившийся в Киеве. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева

Вацлав Нижинский был одним из самых выдающихся танцовщиков в истории. 
Партнершами Нижинского были Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. Вацлав Нижинский брат танцовщицы Брониславы Нижинской. 

Жизнь Вацлав Нижинский закончил в клинике для душевнобольных. Он умер 11 апреля 1950 в Лондоне.


«Сиамский танец» (La Danse Siamoise) 1910

 

Bo4kaMeda

ИЗВЕСТНЫЕ БАЛЕРИНЫ РУССКОЙ ШКОЛЫ БАЛЕТА 19-ГО ВЕКА: ledi_oks — LiveJournal

История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета — Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. При Павле I были изданы были особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, Евгения Ивановна Колосова (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: «Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи». Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.

 

 

Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799—1848), воспетая Пушкиным в «Евгении Онегине»:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
 

 

Другой прославленной балериной тех лет была Мария Ивановна Данилова (1793-1810), чей творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет.

 

 

Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.

Еще одной ученицей Евгении Колосовой была Екатерина Александровна Телешева (1804—1857). Один из современников писал о ней: «При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя». Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.

Екатерина Телешева. Портрет работы Ореста Кипренского

 

Известной русской балериной 19-го века была Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.

 

Плодом союза артистической пары Мария Суровщикова — Мариус Петипа была дочь Мария Мариусовна Петипа (1857—1930), которая, как и её родители, стала известной артисткой балета. Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней: «Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре».

17 лет (с 1861 по 1878) на сцене Мариинского театра выступала Матильда Николаевна Мадаева (сценический псевдоним Матрёна Тихоновна). Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем Михаилом Михайловичем Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина Генерал-адъютанта Свиты Его Величества. Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам 19 века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи. 

 

Видной представительницей московской школы балета 19-го века была Прасковья Прохоровна Лебедева (1839-1917), которая 10 лет была ведущей танцовщицей Большого театра.

 

 

Другой известной балериной Большого театра была Лидия Николаевна Гейтен (1857-1920).  На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.

 

 

30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга Любовь Петровна Радина (1838-1917). Современники писали про неё: «Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях».

 

 

В 60-е годы 19-го века на сценах Петербурга, Москвы и Парижа блистала Марфа Николаевна Муравьёва (1838—1879). Итальянский балетмейстер Карло Блазис писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».

 

 

 
С 1859 по 1879 годы в Большом театре выступала Анна Иосифовна Собещанская (1842—1918). Юрий Бахрушин в книге «История русского балета» писал: «будучи сильной танцовщицей и хорошей актрисой, Собещанская первая отступила от общепринятых правил и, выступая в балетных партиях, стала применять характерный грим. Блазис, наблюдавший Собещанскую в начале её деятельности, писал, что она „восхитительна как танцорка и, как мимистка“ и что в её танцах „видна душа, она выразительна“ и иногда доходит даже до „исступления“. Позднее другой современник утверждал, что „не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики“.

 

 


С 1877 по 1893 в Петербургской балетной труппе императорских театров танцевала Варвара Ивановна Никитина (1857-1920).

 

 

Драматичные факты из жизни Евдокии Истоминой, знаменитой балерины и музы Пушкина

17 января 1799 года родилась балерина русского императорского театра Евдокия Истомина. Жизнь танцовщицы напоминала сюжет романа. Кем была эта красавица, которую воспевал Пушкин, из-за которой ее поклонники сходились в смертельных поединках?

Девушка из низшего общества

Евдокия Истомина родилась в семье спившегося полицейского пристава Ильи Истомина и его жены Анисьи. В шесть лет Дуня осталась круглой сиротой. Профессия артиста в начале XIX столетия не считалась престижной, и в училище приводили детей, как правило, из низших сословий. Кто-то из знакомых, так и оставшийся неизвестным, похлопотал за сироту, и Истомину взяли на полный пансион в театральную школу, где преподавал сам маэстро танца, знаменитый Шарль-Луи Дидло.

Истомина, как и все остальные учащиеся, стала выходить на сцену рано: в девять лет она уже участвовала в кордебалете спектакля «Зефир и Флора».

В семнадцать лет, сразу после окончания школы, Истомину, любимую ученицу Дидло, приняли в Петербургскую труппу императорских театров. После успешного дебюта в балете «Ацис и Галатея» юная красавица-балерина сразу заняла ведущее положение в труппе. Примечательно, что танцовщица выходила на сцену и в драматических постановках. В XIX веке считалось, что артист должен уметь все.

Истомина в сценическом образе

Истомина в сценическом образе

Виртуозная танцовщица, Истомина была первой русской балериной, вставшей на пуанты, и третьей в мировом балете (ее опередили только Мария Тальони и Женевьева Госселен).

Роковая красавица полусвета

Красавица-балерина сразу обратила на себя внимание взыскательной столичной публики. Пимен Арапов, знаменитый русский театрал того времени, вспоминал: «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях…»

Как и на сцене, в скандальной хронике того времени юная Дуня Истомина была на первых ролях. Поклонники-аристократы добивались ее расположения. Роковая красавица стали причиной дуэли, когда из-за 18-летней актрисы стрелялись сразу четыре дворянина из высшего света. Эта трагическая история, случившаяся осенью 1817 года, осталась в памяти как «дуэль четверых».

Нравы того времени позволяли брать в содержанки красивых и бедных балерин. Евдокия Истомина два года была любовницей Василия Шереметева, пока однажды между ними не вспыхнула ссора, и танцовщица сбежала от своего покровителя. Ветреная красавица на время почувствовала себя свободной от обязательств и приняла приглашение своего приятеля Александра Грибоедова (автора «Горя от ума») погостить у камер-юнкера Завадовского, известного всему Петербургу богача и вертопраха. С Шереметевым Истомина вскоре помирилась, но слухи об особом гостеприимстве Завадовского расползлись по столице. Уязвленный Шереметев вызвал обидчика на дуэль, а его близкий друг Александр Якубович (будущий декабрист), согласившийся стать его секундантом, посчитал виновником скандала Грибоедова и вызвал стреляться его.

Шереметев (слева) погиб от рук Завадовского из-за Истоминой

Шереметев (слева) погиб от рук Завадовского из-за Истоминой

Дуэлянты встретились 24 ноября 1817 года на Волковом поле. Драться должны были обе пары: сначала зачинщики поединка, затем их секунданты. Но выстрел Завадовского был успешным: он смертельно ранил Шереметева в живот. И вторую дуэль решено было отложить. Эта отложенная дуэль состоялась через год, осенью 1818 года, в Тифлисе, где волею судьбы оказались оба дуэлянта. Якубович прострелил Грибоедову ладонь левой руки (через несколько лет, в феврале 1829 года, по этому ранению будет опознано тело Грибоедова, убитого во время разгрома русского посольства в Тегеране). Грибоедов стрелял в воздух.

Секунданты Якубович (слева) и Грибоедов продолжили дуэль через год

Секунданты Якубович (слева) и Грибоедов продолжили дуэль через год

Ножки Истоминой, воспетые Пушкиным

Трагический случай никак не отразился на карьере Истоминой. Талантливая балерина блистала в главных ролях чуть ли не во всех постановках своего педагога Шарля Дидло. 15 января 1823 года состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам поэмы А.С. Пушкина. Истомина исполняла партию Черкешенки. Поэт в это время жил в Кишиневе в ссылке. Узнав о спектакле, написал брату в Петербург: «Пиши мне… о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику». Пушкин и Истомина были ровесниками, вращались в одном великосветском кругу. Стихотворец был почитателем таланта балерины, ее танцу в балете «Ацис и Галатея» он посвятил бессмертные строки:

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет».

Пушкин задумывал написать роман о жизни балерины Истоминой. Было уже придумано и название будущей книги — «Две танцовщицы». Основу сюжета должен был составить случай с поединком между поклонниками красавицы. Поэт погиб, так и не успев воплотить в жизнь свой замысел.

... Мои богини, что вы? Где вы?..

… Мои богини, что вы? Где вы?..

Печальный закат звезды балета

Евдокия Истомина прослужила в императорском балете двадцать лет. В последние годы своей карьеры она выступала все реже: от былой юной легкости не осталось и следа, а растолстевшая балерина уже не смотрелась на сцене. Авдотья Панаева в эти года запомнила ее такой: «Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной. Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит…» С возрастом танцевать ей становилось утомительно, она страдала от болей в ногах. Жалованье пожилой артистке уменьшили вдвое. Она писала в театральную дирекцию: «Меня на 20-м году со времени выпуска из школы упрекают в том, что репертуар мой уменьшился…

Евдокия Истомина на склоне лет

Евдокия Истомина на склоне лет

Чем же я виновата, что балетов сих больше не дают? И что случилось на последнем году моей службы?» Истомина просила за казенный счет отправить ее на воды для поправки здоровья. Царствовавший тогда Николай I собственноручно написал резолюцию на ее прошение: «Истомину уволить ныне совсем от службы». Причинами неприязни царского двора к знаменитой балерине были и знаменитая «дуэль четверых», и дружеские отношения Истоминой с декабристами.

В последний раз Евдокия Истомина вышла на сцену 30 января 1836 года, в возрасте 37 лет. Полной роли для ее прощального выхода не нашлось – знаменитая в прошлом танцовщица исполнила только русскую пляску.

Вскоре после увольнения из театра Истомина вышла замуж за Василия Годунова, молодого и красивого, но бездарного, по воспоминаниям современников, актера. Горе бывшей балерины было безутешным, когда молодой муж вскоре умер от тифа. Следующим мужем Евдокии Ильиничны стал драматический актер Павел Экунин, кстати, прекрасный танцор, который был партнером по русской пляске на бенефисе балерины.

Евдокия Ильинична Истомина умерла 8 июля 1848 года, когда в Петербурге разразилась эпидемия холеры. Муж балерины Павел Экунин пережил ее только на несколько месяцев, также скончавшись от холеры. Похороны бывшей знаменитости прошли тихо. На могильной плите с небольшим памятником из белого мрамора скромная надпись: «Евдокия Ильинична Экунина, отставная артистка».

Романы советских политиков с балеринами: самые известные

«Ходоки» Калинин и Енукидзе

Самыми активными «ходоками» по части балерин называют секретаря ВЦИК СССР Авеля Енукидзе и «всесоюзного старосту» Михаила Калинина. С 1922 года они были «кураторами» Большого театра, после чего на этот советский очаг культуры посыпались разного рода преференции в виде увеличения зарплат артистам, прикрепления их к кремлевской больнице, улучшения жилищных условий и т.д.
Утверждают, что в качестве благодарности за все эти блага приглашаемые «в кабинет» балерины танцевали для Енукидзе и Калинина голышом, получая в качестве подарков импортное белье, косметику и побрякушки. Эти россказни до сих пор остаются на уровне слухов, поскольку документально не подтверждены. Как и нашумевшая история с балериной Большого театра шестнадцатилетней Беллой Уваровой, якобы погибшей из-за того, что отказала Калинину в близости.

В мемуарах известной советской оперной певицы Веры Давыдовой, опубликованных в 1993 году под громким названием «Кремлевкие козлы. Исповедь любовницы Сталина», рассказывается о том, как Калинин преследовал Уварову, ее привозили к нему домой. А потом, спустя две недели после знакомства со «всесоюзным старостой», балерина пропала. Лишь месяц спустя в подмосковном лесу нашли обезображенный труп девушки. Давыдова пишет, что следствие по этому делу курировал лично Сталин, угрозу от нужного ему в тот момент Калинина он отвел, а родителей Беллы вскоре репрессировали по надуманным обвинениям.

Енукидзе был крестным второй жены Сталина Надежды Аллилуевой. Жена брата первой супруги «отца народов» Мария Сванидзе (репрессирована и расстреляна в 1942 г.) характеризовала в своих дневниках (они сохранились) Енукидзе как развратника и сластолюбца, дошедшего до совращения 9-11-летних девочек. Ему единственному из советских политических деятелей подобного уровня предъявили обвинение в педофилии. Поэтому романы Енукидзе с балеринами, если они на самом деле и были, на подобном фоне выглядят невинным флиртом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *