Мандала — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Манда́ла[1] (санскр. मण्डल, maṇḍala IAST — круг, диск; тиб. དཀྱིལ་འཁོར, Вайли dkyil ‘khor; монг. мандал?, ᠮᠠᠨᠳᠠᠯ?) — замкнутая геометрическая система с равноудалёнными от центральной точки элементами. Сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных и эзотерических практиках.
Ма́ндала — название частей Ригведы.
Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света имеет с каждой стороны Т-образные выходы, как ворота во Вселенную. Квадрат поделен на 4 части. Пятая часть — центр. Каждая из частей имеет свою окраску. Цвет ассоциируется с сторонами света, с одним из будд, органов чувств, мудр, мантр
Также мандала соотносится с календарными и хронологическими схемами[3].
Мандалы могут быть как двумерными, изображёнными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева, теста. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.
Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.
Также по схеме мандалы возводились индуистские храмы и ведические алтари[4]. Мандалы использовали для освящения индуистских храмов, театров, в буддизме — для посвящения в монахи[4]. Чанакья (Каутилья) в трактате «Артхашастра» упоминает создание мандалы государства, которую использовали в политических целях.
Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я»[5]. В Индии сохраняется сходное искусство — ранголи, или альпона.
Зенмейд Активити. Чехол на телефон
Как мы уже говорили пару дней назад, этой весной стартует наш новый проект, созданный совместно со Школой хорошего настроения и ее руководителем Анной Шальновой — Зенмейд Активити. Сегодня 1 марта начинается наше первое Активити — создание шаблонов для печати на чехлах для мобильных телефонов в стиле
Ниже указаны творческие и технические требования к выполнению задания. Очень желательно изучить их 😉 Но если душа потребует отклонений и полетит совершенно в другую сторону — не держите ее! В конце концов главное — дзен, а все остальное — тлен! )
Участие в мероприятии бесплатное! Очень ждем Ваши рисунки в Инстаграм с хештегом #zenmadeactivity1. А для тех, кто успеет выложить свой рисунок не позднее 7го марта предусмотрен розыгрыш подарка от ART Истины — чехла на телефон с напечатанным авторским рисунком! Кроме этого для участия не забываем подписываться на аккаунты организаторов и делать репост с информацией об Активити не позднее 5го марта.
Что такое зендалы и как их рисовать
Автор Анна Школа хорошего настроения
Немного предыстории
Зентангл – это медитативный рисунок, который погружает нас в состояние дзена в любом месте и любое время, помимо этого Зентангл оказывает колоссальную терапевтическую пользу на каждого человека, который рисует в этом замечательном стиле. И основатели метода, Мария Томас и Рик Робертс, не могли обойти своим вниманием такое явление как рисование мандал – это тоже медитативное рисование с большим арт-терапевтическим воздействием на рисующего. В итоге, они немного изменили слово «мандала» на свой зентангловский манер – они сложили слова zen и mandala – и получили zendala/зендала. Вот и вся метаморфоза!
- Зендала автор @anna.shalnova
- Зендала автор @teremoshka
Если вы не знакомы с таким понятием, как мандала, то поясню вкратце. «Мандала» переводится с санскрита как «круг» (один из переводов) и представляет собой рисунок в круге. На данный момент рисование мандал и мандалатерапия очень популярны, так как это один из доступных способов самодиагностики внутреннего психологического состояния. Да-да! Отдавшись на волю своей фантазии и сиюминутных желаний (нарисовать какие-то важные для вас сейчас узоры), вы можете понять, что происходит у вас внутри, разобраться с этим или же просто отдохнуть во время рисования. Рисование, в т.ч. мандал, относится к правополушарному виду деятельности, которое обходит логическую сторону нашего разума и получает доступ к закрытым, часто заблокированным,
- Зендала автор @risunki3050
- Зендала автор @melkotun
Зендала – это мандала в стиле Зентангл, она также рисуется в круге, но размер у нее строго определен, это 117 мм. В зендале мы рисуем не просто узоры, которые приходят нам на ум в момент рисования, а танглы Зентангла. Узоры в зендале могут располагаться симметрично, как в мандале, а могут не иметь никакой симметрии, зеркальности, порядка, то есть сам художник определяет по своему настроению, как располагать танглы и какие выбрать для данной зендалы.
Приступим к рисованию
В Зенмейд активити мы будем рисовать зендалы с использованием определённых танглов. Предлагаю вашему вниманию 8 танглов – 4 геометрических и 4 растительных. Я старалась выбирать из всего изобилия такие узоры, которые можно трансформировать и укладывать в мандалу/зендалу.
И не забывайте проявлять фантазию! Необязательно использовать все узоры в одном рисунке ;))))). Кстати, чем больше вы нарисуете зендал, тем больше шансов у вас на победу 😉
Рисуем для печати правильно!
Автор Мария ART Истина
Что надо знать до того, как начать
Размер Зендалы и бумаги. Предлагаем не придерживаться для ваших Зендал размера 117 мм, а рисовать такие круги, которые требует душа. Обозначить правильные круги желательно циркулем, но можно использовать и подручные средства ) Если Вы только начинаете рисовать, диаметра блюдца будет вполне достаточно, не стоит усложнять себе задачу! Если у вас нет сканера, то слишком большой диаметр тоже нежелателен, так как большой будет сложнее хорошо сфотографировать для печати. Придется так же учесть, что погрешность при печати может достигать до 5мм с каждой стороны, поэтому с каждой стороны рисунка на всякий случай оставьте достаточный пустой зазор.
Разметка. Для разметки кругов и лепестков используйте самый твердый и хорошо заточенный карандаш, в идеале на итоговом рисунке ни каких вспомогательных линий вообще не должно быть видно. На этапе рисования можно думать о том, как именно на чехле потом будет расположен рисунок, но можно подумать об этом и потом. Главное — ни границ чехла, ни разметки под отверстия и т.п. не рисуем ))
- Зендала автор @veronika.senkevich
- Зендала автор @ib.ib_ib
Цвет линеров и фона, бумага. Если Вы еще ни разу не печатали свои рисунки ни на чем кроме бумаги и не уверены твердо в конечном результате, то для наилучшего результата рекомендуем использовать чисто белую наименее рельефную бумагу и черный цвет линеров. Цвет в рисунке тоже может присутствовать, но надо быть готовыми к тому, что при печати в нем могут быть искажения, поэтому опять же предлагаем не использовать его в своих первых пробах, особенно, если мы не знаем где и на каком материале рисунок будет печататься дальше.
Материал чехла. Забегая немного вперед, скажу, что наиболее подходящий материал для цветной печати — это белый пластик или бесцветный силикон. Цвет основы, к сожалению, может вносить свои искажения в цветопередачу, а самый капризный в этом плане материал чехлов — кожа, и искуственная, и натуральная. Если использовать белую основу без цвета и без теней в рисунке, то можно в дальнейшем заказать печать с прозрачным фоном — это может быть шикарным изюмом в чехле, особенно в совокупности с прозрачным силиконом! Если модель Вашего телефона не относится к самым распространенным, то, к сожалению, выбор чехлов для печати может быть очень ограничен.
Подготовка файла к печати
Самое первое, что стоит сделать — еще раз вспомнить и убедиться в том, что вы точно знаете где вы будете печатать рисунок, что там есть чехол на вашу модель телефона и вы знаете технические требования к макетам для печати.
Например, у нас чаще всего есть чехлы на любые модели телефонов, но может так получиться, что на ваш телефон будет только кожаная раскладушка или наоборот только силиконовый бампер. В каталоге изделий под печать своего дизайна к быстрому заказу доступны только чехлы на iphone-ы, все остальное — предварительно уточняется по электронной почте [email protected]
Из требований к печати у нас, например, только формат JPG\ PNG, цветовая схема RGB — это самые обычные изображения.
Дальше хочу сразу предупредить, что если это ваш первый опыт подготовки макета для печати — вполне может так получиться, что на каком-то из следующих действий вам вдруг покажется, что все плохо и очень захочется все бросить или начать срочно все перерисовывать… Подождите! Не спешите!) Сначала попробуйте проделать все действия до самого конца, возможно варианты исправления ситуации уже предложены в статье, а возможно окажется, что у вас и так все прекрасно 😉
Итак, для начала нужно получить электронную копию вашего бумажного рисунка. Есть 2 варианта как сделать это
- Сканирование — этот вариант наиболее предпочтителен, так как в этом случае получаются оптимальная четкость и минимальные искажения цвета и пропорций рисунка. Даже если у вас нет сканера, сканер может быть у вашего соседа, подруги или в киоске фотопечати в соседнем доме — любой из этих вариантов может оказаться проще, чем вариант 2 😉
- Фотографирование — здесь могут понадобиться наши рекомендации. Если вы профессиональный фотограф или уверены, что и так знаете как это делать — просто пропустите их 😉
- Дождитесь хорошего дневного света, не яркого солнечного, а рассеянного. Выберите место для фотографирования — прямо возле окна или даже на улице. Свет должен падать прямо на рисунок, а вашей тени там наоборот не должно быть )
- Выставите на телефоне или фотоаппарате максимальное разрешение. Например, я фотографирую на телефон samsung и максимальное разрешение фото у меня 5312*2998px.
- Отключите комнатное освещение, вспышку и вспомогательные опции фотоаппарата, искажающие исходные цвета, типа эффектов HDR и сепия.
- Фотографируйте ровно сверху, под прямым углом к поверхности рисунка. Только не надо ничего украшать дополнительно, все лишние предметы уберите из кадра 😉
- Фотографируйте рисунок с небольшим запасом, особенно если эапас предусмотрен и листом. То есть края рисунка не должны оказываться с самого края фотографии, оставляйте зазоры с каждой стороны.
- Поэкспериментируйте с местоположением рисунка и себя. Обращайте внимание на фокус и четкость изображения. Сделайте достаточно много снимков, чтобы было из чего выбрать и среди них все таки оказался тот самый — самый лучший )
Ошибки фотографии — верхняя часть затемнена, в кадре посторонний предмет.
Дальше просматриваем внимательно все получившиеся снимки, приближаем, сравниваем и выбираем лучший. Без потери качества изображение можно немного улучшить при помощи фоторедакторов на компьютере или в телефоне. Я, например, в телефоне использую приложение VSCO. Сохраняйте изменения всегда в максимальном качестве!
- опция Резкость в некоторых случаях поможет исправить четкость. Контролируйте, чтобы не появилась лишняя зернистость
- для осветления изображения пробуем опцию Экспозиция
Фотография после изменения опции Экспозиция и стирания цветка
Дальше самое интересное — нужно вырезать итоговый макет.
- Определяем пропорции чехла. Например, я собираюсь заказать силиконовый бампер на свой Samsung Galaxy S5, его размер 72,5х142мм+ желательно предусматривать небольшой припуск для печати, например, по 2мм с каждой стороны, тогда размер\пропрции макета должны быть 72,9х146мм.
Продолжение следует…
В начало
Вам так же может быть интересно:
Зендала/мандала/дулинг. — Lose Your Soul
Я всегда восхищалась людьми которые красиво рисуют. Одно время даже пыталась научится сама, но и как все мои затеи это продлилось около недели.
В этот раз меня вдохновили моя подружка Таня, которая неплохо рисует и Lamia c ее великолепным рисунком. [кликабельно]
И вдохновившись своим желанием рисовать, я пошла в вк искать группу с помощью которой можно научиться рисовать. Там наткнулась на один рисунок и пошаговое его рисование и поняла что хочу чтобы он был у меня на стене. Вот так я и нашла свое новое хобби.
Немного теории:
Зентангл — это абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров, соответствующих запатентованному методу зентангла. Настоящие зентанглы всегда рисуют на квадратном листе бумаги шириной 3.5 дюйма (8,9 см), и они всегда рисуются черными чернилами на белой бумаге. Изобретение зентангла предназначалось для того, чтобы сделать рисование приносящим удовольствие, успокаивающим и доступным всем.
Зендала — то же самое только в форме круга.
Мандала – это символическое выражение сущности, центра, источника энергии. В переводе с санскрита «мандала» означает « круговой, круглый, круг, колесо, диск, сфера, кольцо, шар, область, территория, страна, собрание, общество».
Дудлинг — это направление интуитивного рисования, когда вы берете бумагу, ручку или карандаш и выводите разные загогулинки на листе.
Его еще называют «телефонное» рисование.
Суть такого вот рисования — интуитивное, то есть ты не знаешь что будет в конечном варианте, а просто рисуешь, интуитивно при этом расслабляясь. Приятное и полезно в одном флаконе.
Я пока только срисовываю понравившиеся зендалы, мандалы, так сказать набиваю руку, потому что интуитивно мне трудновато рисовать не хватает практики. Хотя таким рисованием может заниматься каждый — даже тот кто никогда не пробовал рисовать.
И еще пару приглянувшихся творений
Бхавачакра — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 января 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 января 2019; проверки требуют 2 правки.Бхавача́кра (санскр. भवचक्र [bhavacakra]; пали भभचक्क [bhavacakka] «колесо взаимозависимого происхождения»[1]), Колесо́ бытия́ (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i ‘khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы[2]), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи[1]. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры.
На изображениях колесо, символизирующее бхавачакру, сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи. Это значит, что законы причинности действуют в сфере страстей (кама-дхату). В центре круга изображают свинью, змею и петуха, хватающих друг друга и являющихся символами невежества (авидья), гнева и похоти, источников страдания и, следовательно, перерождений (если особь была захвачена вихрем страстей, её ждёт перерождение). В круге вокруг них изображают добродетельных людей, чей путь устремлён на небеса, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад[3]. На 5-6 сегментах между спицами изображаются сцены жизни существ сферы кама-дхату: шести миров жителей ада, асуров, голодных духов, людей, животных и богов — как видов перерождения; порядок перерождения передан 12 изображениями на ободе колеса, символизирующих 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения как формулы данного учения, описывающей цикл перерождений, состоящий из трех жизней особи в сансаре[1].
Закон гласит, что[1]
- Авидья: изначально особь пребывает в невежестве (символ — слепец[3])
- Самскара: карма обусловливает перерождение (символ — горшечник[3])
- Виджняна: перерождение начинается с пробуждения сознания, происходящем ещё на этапе эмбриогенеза, этап различения (обезьяна[3])
- Нама-рупа[en]: на том же этапе развития возникают основы образного и чувственного познания (человек, переправляющийся на лодке[3])
- Шад-аятана[en]: соответственно карме закладываются органы чувств и мышление (6 видов познания, благоустроенный дом[3])
- Спарша[en]: особь становится способна к восприятию (обнимающиеся мужчина и женщина[3])
- Ведана: чувственные переживания, которые особь испытывает на втором году жизни (человек со стрелой в глазу[3])
- Тришна: по мере развития возникает жажда вожделения и т. п. (человек с чашей вина[3])
- Упадана: появляется стремление к достижению целей (человек, собирающий плоды[3])
- Бхава: особь всё больше совершает проступков и погружается в заблуждения (мужчина и женщина в собственном доме[3])
- Джати[en]: раз так, то особь вновь ждёт рождение (роженица[3])
- Джара-марана[en]: следовательно — старение и смерть (человек несёт труп к месту кремации[3]).
Мандала (политическое устройство) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Мандала.Мандала — система политического устройства в средневековых государствах Юго-Восточной Азии. Понятие введено историком Оливером Уильямом Уотерсом в 1982 году и названо по мандале — кругу в индуистской и буддистской мифологии, так как Уотерс сравнил государственное устройство с системой пересекающихся кругов (в противоположность идее сильной централизованной власти). Мандала напоминает феодальную систему в средневековой Европе, но отличается от неё большей самостоятельностью зависимых государств. В Азии личные отношения были важнее государственных, кроме того, каждая территория могла подчиняться одновременно нескольким властям, а могла быть полностью самостоятельной. Это, в частности, означало, что государства не имели чётко определённых границ.
Исторически, государствами, существовавшими по этой системе, были Камбоджа, Суматра, Ява, Аютия, Филиппины, Вьетнам и Китай. Так, Китай являлся локальным центром, а окружающие его государства платили Китаю дань. Крупнейшими из них были Камбоджа, Лансанг (предшественник современного Лаоса) и Ланна. Китай при этом не был единственным центром — так, после распада Лансанга на три лаосских королевства, последние периодически платили дань Китаю, Вьетнаму и Сиаму, при этом иногда двум или трём государствам одновременно. Система мандалы прекратила своё существование с приходом европейцев и колонизацией Юго-Восточной Азии в XIX веке. Европейцы установили чёткие границы территорий, а также ввели европейскую систему, при которой каждая территория подчиняется лишь одному суверену. Вся Юго-Восточная Азия, кроме Сиама, была колонизирована, территория же Сиама была существенно уменьшена, и страна под угрозой полной потери суверенитета самостоятельно перешла от мандалы к современному политическому устройству. Дольше всего, до начала XX века, система мандалы сохранялась в Лаосе.
Обязательства каждой из сторон при взаимоотношениях в обществе мандалы не были постоянными, а зависели от обстоятельств и отношений сторон. Как правило, подчинённая сторона должна была регулярно платить бунга мас, дань, состоящую из рабов и ценных товаров, а также миниатюрные золотые и серебряные деревья. Тот, кто принимал дань, также отвечал подарками, при этом стоимость подарков могла оказаться выше, чем стоимость полученной дани. Подчинённая сторона также по требованию, особенно в случае войны, должна была предоставлять людей и запасы продовольствия. За это она получала защиту в случае нападения на неё других держав. Кроме того, такое положение спасало подчинённую сторону от нападения на неё собственно получавшего дань государства. Как правило, вмешательство господствующего государства во внутренние дела подчинённых государств было минимальным, последнее сохраняло свои правительство, армию и систему налогообложения. Никакой симметрии в отношениях двух сторон не было — например, получатель дани мог рассматривать её как дань, в то время как отправитель мог считать её жестом доброй воли или торговым предприятием.
Одной из отличительных черт мандалы была ориентация на личные отношения. Правитель подчинённого государства подчинялся не государству, которому он платил дань, а лично правителю. Тем самым сильный правитель мог собрать много данников, а слабый — растерять их. Предполагается, что быстрый расцвет государства Сукхотаи в правление Рамакхамхаенга Великого и упадок после его смерти связан именно с тем, что число государств, платящих ему дань, существенно увеличилось, но большинство их перестали платить дань следующим правителям Сукхотайского государства. Правитель зависимого государства мог найти другого покровителя или даже решить стать полностью независимым. Покровитель принимал уверения в верности от правителя подчинённого государства, или в лучшем случае от города, в котором тот жил, но не от всего населения прилегающих областей. Этот правитель сам был покровителем более мелких областей. Идея территорий и границ не существовала — не населённые территории никому не подчинялись.
Отношения между правителем и данником не были исключительными. Один и тот же правитель мог платить дань двум или нескольким покровителям. В этом случае он мог пытаться манипулировать ими для того, чтобы минимизировать их вмешательство в его внутренние дела. Для самих же государств, получающих дань, его государство могло служить буферной территорией.
- Chandler, David. A History of Cambodia. Westview Press, 1983. ISBN 0-8133-3511-6
- Chutintaranond, Sunait, «Mandala, segmentary state, and Politics of Centralization in Medieval Ayudhya, » Journal of the Siam Society 78, 1, 1990, p. 1.
- Lieberman, Victor, Strange Parallels: Southeast Asia in Global Context, c. 800—1830, Volume 1: Integration on the Mainland, Cambridge University Press, 2003.
- Stuart-Fox, Martin, The Lao Kingdom of Lan Xang: Rise and Decline, White Lotus, 1998.
- Tambiah, S. J., World Conqueror and World Renouncer, Cambridge, 1976.
- Thongchai Winichakul. Siam Mapped. University of Hawaii Press, 1984. ISBN 0-8248-1974-8
- Wolters, O.W. History, Culture and Region in Southeast Asian Perspectives. Institute of Southeast Asian Studies, 1982. ISBN 0-87727-725-7
- Wolters, O.W. History, Culture and Region in Southeast Asian Perspectives. Institute of Southeast Asian Studies, Revised Edition, 1999.
- Wyatt, David. Thailand: A Short History (2nd edition). Yale University Press, 2003. ISBN 0-300-08475-7
Энсо (буддизм) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Энсо. «Энсо». Каллиграфический свиток кисти Сибата Кандзюро XX.Энсо (яп. 円相, энсо, кит. юаньсян, «образ круга», «совершенная отметка») — дзэнский каллиграфический символ в виде круга[1]. Считается, что энсо выражает собой «истинную таковость», «изначальную природу будды», «облик реальности», «природу дхарм»[2], совершенное просветление, первоначальное лицо, «космическое тело Будды». Символом, аналогичным энсо, считается полная луна[3].
По текущим историческим сведениям считается, что впервые энсо использовал Нань-ян Хуэй-чжун, являвшийся учеником шестого патриарха дзэн Хуэйнэна. В дальнейшем круги энсо использовал чаньский дом Гуйян. Например, наставник Гуй-шан использовал энсо в диалоге с монахом Юэ-лунь следующим образом[4]:
Учитель спросил только что прибывшего монаха, как его зовут. Монах сказал: «Юэ-лунь [Полная Луна]». Тогда наставник начертил рукой в воздухе круг. «Ты можешь сравниться с ним?» — спросил он. Монах ответил: «Учитель, если вы так меня спрашиваете, то очень многие с вами не согласятся». Тогда учитель сказал: «Таков уж мой путь. А каков твой?». Монах спросил: «Вы все еще видите Юэ-луня?». Учитель ответил: «Можешь считать, как тебе угодно, но здесь имеется очень много людей, которые с тобой не согласятся».
В текстах также рассказывается, что ученик Нань-яна, Ян-шань, получил от учителя метод девяноста семи кругов, с помощью которого и реализовал сатори. В дальнейшем Ян-шань активно использовал этот метод в обучении дзэн[3].
В дальнейшем периоде энсо широко применялся в дзэн, что вызвало и некоторую критику. В некоторых случаях критики подвергали сомнению возможность применения энсо в виде искусного средства, так как считали, что энсо «затмевает подлинную природу реальности — абсолютную пустоту и бесформенность всех вещей». Критика повлияла на то, что энсо не стал общепризнанным методом практики[5].
Учителя дзэн рисуют энсо как на бумаге, так и на земле или в воздухе. В качестве инструмента рисования учителя используют кисть, посох, метёлку-«мухобойку» хоссу или палец[2]. Учителя рисуют энсо таким образом, чтобы «мощный удар кисти никогда не возвращался точно в то место, откуда он начинался»[3].
Энсо является одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо. Многие каллиграфы часами практикуются в изображении энсо, рисуя его каждый день, составляя, таким образом, свой «духовный дневник».
Данный символ имеет определённое сакральное значение для дзэн — многие мастера зачастую используют его в качестве подписи на своих картинах.
Популярность этого символа привела к тому, что компания «Lucent Technologies» в своё время избрала изображение энсо своим торговым знаком. Слово энсо использовалось компанией «Humanized» в названии серии своих программных продуктов.
- ↑ Дюмулен, 1994, с. 232.
- ↑ 1 2 Гарри, 2003, с. 92.
- ↑ 1 2 3 Дюмулен, 1994, с. 233.
- ↑ Дюмулен, 1994, с. 232—233.
- ↑ Дюмулен, 1994, с. 233—234.
Уровень | Название | Страж | Томящиеся | Вид наказания | Все примеры Данте |
---|---|---|---|---|---|
1 круг | Лимб | Харон | Некрещёные младенцы[1] и добродетельные нехристиане. До воскресения Христа здесь были все ветхозаветные праведники. | Безболезненная скорбь | Величайшие поэты древности — Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий, Лукан; Римские и греческие герои — Электра, Гектор, Эней, Цезарь, Пентесилея, Камилла, Лавиния с отцом Латином, Луций Юний Брут, Юлия (жена Помпея), Лукреция (обесчещенная царским сыном Секстом Тарквинием), Корнелия, Марция (жена Катона Утического), Деидамия + Саладин; Учёные, поэты и врачи — Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит, Диоген, Фалес, Анаксагор, Зенон, Эмпедокл, Гераклит, Диоскорид, Сенека, Орфей, Лин, Марк Туллий Цицерон, Евклид, Птолемей, Гиппократ, Гален, Авиценна, Аверроэс |
2 круг | Похоть | Минос[2] | Сладострастники | Кручение и истязание ураганом, удары душ о скалы преисподней | Семирамида, Дидона, Клеопатра, Елена Прекрасная, Ахилл, Парис, Тристан; Франческа и Паоло, Мессалина |
3 круг | Чревоугодие | Цербер | Обжоры и гурманы | Гниение под дождём и градом | Чакко |
4 круг | Скупость (жадность) и расточительство | Плутос | Скупые и расточители — грешники, совершающие два противоположных греха (неумение совершать разумные траты) | Перетаскивание с места на место огромных тяжестей; души, столкнувшись друг с другом, вступают в яростный бой | «Тебе узнать их не дано: На них такая грязь от жизни гадкой, Что разуму обличье их темно» |
5 круг | Гнев (Стигийское болото) | Флегий (сын Ареса) — перевозчик душ через Стигийское болото. | Гневные, унывающие | Вечная драка в грязном болоте Стиксе, где дном служат тела скучающих | флорентийский рыцарь Филиппе дельи Адимари («Ардженти»)[3] |
6 круг | Стены города Дита | Фурии (Тисифона, Мегера и Алекто) | Еретики[4] и лжеучители | Лежать в раскалённых могилах. Надгробие отрыто, внутри могилы горит огонь — он раскаляет до красноты стенки гробницы. | Эпикур и эпикурейцы[5]: Фарината дельи Уберти, Кавальканте Кавальканти, Фридрих II Гогенштауфен, Оттавиано дельи Убальдини[6], Папа Анастасий II |
7 круг | Город Дит | Минотавр | Совершающие насилие | см. по поясам | см. по поясам |
1-й пояс | Флегетон | — | Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники) | Кипеть во рву из раскаленной крови. Тех, кто вынырнет, подстреливают из лука, — кентавры Несс, Хирон и Фол | Александр Македонский, тиран Дионисий, Граф Адзолино[7], Обиццо д’Эсте[8], граф Ги де Монфор[9], Аттила, Пирр[10], Секст[11], Риньер де’Пацци[12], Риньер из Корнето[13] |
2-й пояс | Лес самоубийц | — | Насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества) | Самоубийц в виде деревьев терзают гарпии; мотов загоняют гончие псы | Пьер делла Винья[14]; сьенец Лано[15], богатый падуанец Джакомо да Сант-Андреа. |
3-й пояс | Горючие пески | — | Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство) | Изнывать в бесплодной пустыне. С неба капает огненный дождь. | Капаней, Брунетто Латини, Присциан, Гвидо Гверра, граф Гвиди, Теггьяйо Альдобранди дельи Адимари, Якопо Рустикуччи[16], Гульельмо Борсиере[17], Витальяно дель Денте[18] |
8 круг | Злопазухи, или Злые Щели[19] | Герион | Обманувшие не доверившихся | см. по щелям | см. по щелям |
1-я щель | — | — | Сводники и обольстители | грешники бегут двумя встречными потоками, бичуемые бесами | Венедико Каччанемико[20], Ясон |
2-я щель | — | — | Льстецы | Влипшие в кал зловонный | Алессио Интерминелли[21], Фаида |
3-я щель | — | — | Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями («Симонисты») | Туловища закованы в скалы вниз головой, по ступням струится огонь | папы Николай III, сюда же попадут (по обещанию Николая III) Бонифаций VIII и Климент V |
4-я щель | — | — | Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи | Голова повёрнута на пол-оборота (назад). Поражены немотой | Амфиарай, Тиресий, Арунс[22], Эврипил, Калхант, Микеле Скотто[23], Бонатти[24] и Аскенто[25] |
5-я щель | — | «бесы-Загребалы» | Мздоимцы, взяточники | Кипят в смоле. В тех, кто высунется, черти вонзают багры | Бонтуро Дати[26], наваррец Чамполо, Монах Гомита[27], логодорец[28]Микеле Цанке[29] |
6-я щель | — | — | Лицемеры | Закованы в свинцовые мантии («федериков плащ»[30]) | Гауденты[31] Каталано и Лодеринго[32], Каиафа и Анна |
7-я щель | — | — | Воры | Мучения гадами, взаимопревращения с ними | Ванни Фуччи[33], Как, Аньелло (Аньель) Брунеллески, Буозо Донати, Пуччо деи Галигаи, Чанфа Донати, Франческо Кавальканти |
8-я щель | — | — | Лукавые советчики | Души спрятаны (горят) внутри огоньков | Улисс и Диомед, граф Гвидо да Монтефельтро[34] |
9-я щель | — | — | Зачинщики раздора | Потрошение | Али, Магомет[35], Дольчино, Пьер де Медичина[36], Бертран де Борн[37], Курион, Моска[38] |
10-я щель | — | — | Фальсификаторы, поддельщики | Болезни | Жена Потифара[39], Ахейский шпион Синон[40], Синон[41], Джанни Скикки — ‘бешеный гоблин’. Мирра[42]. |
9 круг | Предательство (Ледяное озеро Коцит) | Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей), Люцифер (дьявол, ангел Бога, страж пути к чистилищу) | Обманувшие доверившихся:
| Вмёрзли в лёд по шею, и лица их обращены к низу |
|