10 крутых школ мира, которые вас точно удивят
Вместо классов — кабинеты, вместо учителей — кураторы, а ещё уроки 3D-моделирования и личные гаджеты у каждого. Издание Business Insider составило рейтинг самых необычных школ мира, которые не только идут в ногу со временем, но и пытаются его обогнать.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Школа Summit Sierra (Сиэттл, США)
Особенности. Школа с индивидуальным подходом
Эта частная школа открылась не так давно, в 2015 году. Секрет успеха прост: индивидуальный подход плюс новейшие технологии. Ученики Summit Sierra самостоятельно руководят своим обучением. Каждый день дети тратят полчаса на чтение, а полчаса решают задачи по математике. А ещё проходят онлайн-курсы, беседуют с учителями о своей карьере и будущем. Всё это помогает детям развить чувство самостоятельности, ответственности и уверенности в себе. Кстати, Билл Гейтс уверен, что такой подход — это система образования будущего.
2. Гимназия Ørestad (Копенгаген, Дания)
Особенности. Школа без стен
Внешне школа напоминает огромный стеклянный куб. Основной профиль гимназии — медиа, массовые коммуникации и современная культура. Здесь учатся только старшеклассники, которые уже определились с будущей специальностью и хотят получить как можно больше практических навыков. Благодаря открытому пространству школьники учатся общаться друг с другом и больше сотрудничать. «Мы хотим, чтобы наши ученики проводили совместные исследования и вместе работали над решением реальных проблем. Давать знания — недостаточно, нужно учить применять эти знания на практике», — уверены руководители школы.
В среднем, учебный день начинается в 8 утра и заканчивается до 15.40. Среди обязательных предметов: датский, английский, второй иностранный язык (французский, испанский, немецкий или китайский — на выбор), физика, математика, история, религия, искусство (визуальное, музыка, драма или медиа), физкультура, обществознание, биология и химия. Ещё можно выбрать три предмета, связанные с будущей специальностью. Четверть предметов можно изучать не в школе, а онлайн.
3. Big Picture Learning (США)
Особенность. Школа, которая учит практическим навыкам
В этой школе полностью стирается грань между учёбой и работой. Процесс обучения построен по особой модели: школьники объединяются в группы по 15 человек, которые называют советами. У каждого совета есть свой куратор (преподаватель), с которым можно советоваться не только по вопросам учёбы, но и по выбору своей будущей специальности. А ещё каждый ученик обязательно проходит стажировку. Первая школа Big Picture Learning открылась ещё в 1995 году. А после того, как проект получил грант от фонда Билла Гейтса, открылось ещё более 65 школ в США, в Австралии, Канаде, Нидерландах и Италии.
4. Egalia (Стокгольм, Швеция)
Особенность. Школа без гендера
Девиз школы «Уважение, ответственность, профессионализм». Здесь каждый ребёнок всегда чувствует себя в безопасности и желание учиться и развиваться. Система обучения в Egalia основана на полном равноправии между учениками, независимо от пола, религии или национальности. В школе не употребляют местоимений «он» и «она» — учеников называют только по имени. Так дети избавляются от стереотипов и учатся судить друг о друге на основе поступков.
5. AltSchool (Сан-Франциско, США)
Особенность. Школа Кремниевой долины
Первая AltSchool была открыта в 2013 году, в Сан-Франциско. В AltSchool учатся дети 4-14 лет. А её создатель — бывший сотрудник Google Макс Вентилья. Модель обучения в AltSchool отличается от традиционной системы образования. Здесь нет стандартных тестов, а детей учат мыслить гибко, чтобы им было проще адаптироваться к изменениям в мире. На уроках ученики работают с 3D-моделированием, вместо тетрадки используют планшет и учатся решать реальные практические проблемы.
6. Sra Pou Vocational School (Камбоджа)
Особенность. Школа, где учатся взрослые и дети
Школа была построена в 2011 году местной общиной по проекту финского архитектурного агентства. Строители работали бок о бок с местными жителями. Здесь учат детей (и взрослых тоже) основам предпринимательства и как делать собственный бизнес. Например, создавать какие-то вещи. Для местных жителей Sra Pou Vocational School — возможность обрести независимость.
7. P-Tech High School (Бруклин, Нью-Йорк, США)
Особенность. Школа, которая заменяет колледж
P-Tech меняет систему старшей школы. Вместо четырехлетней программы здесь действует шестилетняя. Все шесть лет дети учатся по направлениям STEM-образования (Science — естественные науки, Technology — технология, Engineering — инженерное дело, Mathematics — математика). Пятый и шестой класс ученики проходят с преподавателем из New York City College of Technology. А по окончании программы, в 16 лет, подросток получает первый диплом и статус выпускника колледжа.
8. Steve Jobs School (Амстердам, Голландия)
Особенность. Школа, которая учит думать по-другому
В школе имени Стива Джобса каждый выбирает себе индивидуальный план развития (IDP), в зависимости от интересов и предпочтений. Причём выбирает не просто, а в специальном приложении на айпаде: школа выдаёт личные гаджеты каждому ученику с 4 по 12 класс. Каждые шесть недель выбранная программа может корректироваться учеником, его родителями или наставниками (слово «учитель» в школе не используют). Что удобно — можно работать в удобном для себя темпе и не сравнивать себя с другими.
9. Brightworks School (Сан-Франциско, Калифорния, США)
Особенность. Школа, где можно делать всё что угодно
Здесь разрешено делать всё то, что обычно запрещают родители. Можно пачкаться, играть с огнём, разбирать на части утюги и стиральные машины, рисовать на стенах и мебели. И, конечно, заниматься творчеством: школа находится в складском помещении, где сооружены самодельные крепости и театры. «Миру нужны люди, которые воспринимают трудности как интересные головоломки и обладают творческими способностями и упорством, чтобы менять окружающую среду», — уверены создатели школы.
10. Carpe Diem School (Айкен, Южная Каролина, США)
Особенность. Школа, в которой классы заменили кабинеты (как в офисах)
«Все ученики разные, — говорит генеральный директор школы Роберт Соммерс. — Но каждого из них мы должны подготовить к жизни после школы». Именно поэтому пространство школы напоминает скорее офис, а не школьный класс в привычном понимании. Здесь оборудованы 300 небольших кабинетов с компьютером и всем необходимым для обучения — по одному на каждого ученика. Ученики Carpe Diem четыре года подряд показывали лучшие результаты по общему тестированию в Аризоне. А ещё читают в три раза больше своих ровесников, которые обучаются в других американских школах.
7 главных образовательных принципов лучших школ мира
Через два года в Москве откроется школа для одарённых детей «Летово». Её создатели намерены объединить традиции российского образования с опытом самых успешных школ мира. Чтобы «подсмотреть» лучшие образовательные методики, специалисты посещали эти школы, ходили на занятия вместе с детьми и даже жили в школьных кампусах. Директор школы Михаил Мокринский и руководитель проекта «Летово» Полина Мальцева рассказали «Мелу», как в этих школах организована учебная и внеучебная жизнь.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Обстановка постоянных интеллектуальных поисков
«Учебный процесс — разнообразный и интересный — должен начинаться в семь утра и заканчиваться в девять вечера».
Школа: Winchester College, Великобритания
Winchester College — одна из старейших школ Великобритании, она основана ещё в XIV веке. Это целый исторический городок, в котором ученики живут на условиях полного пансиона в старых двухэтажных зданиях XVIII–XIX веков.
В школу принимают только мальчиков. И среди них нет тех, кто приходит лишь на уроки или даже уезжает домой на выходные. Благодаря этой традиции ученики полностью погружаются в интеллектуальную среду: здесь дети начинают учиться в семь утра и заканчивают в девять вечера. И это не значит, что у них нет свободного от уроков времени. Просто в свободное время они продолжают учиться, пусть и не сидят за партой.
В Winchester создаётся обстановка постоянных интеллектуальных поисков. Центром внеучебной жизни становятся библиотеки, которые есть в каждом корпусе. В школе есть традиция совместного чтения газет и обсуждения повестки дня. Школа подталкивает детей к тому, чтобы они учились формировать и высказывать своё мнение по поводу очень разных событий, необязательно напрямую связанных с предметами в расписании.
Как устроено образование Великобритании
Одна из традиций, которая способствует этому, — совместные трапезы учителей с детьми. Учителя, как и студенты, живут в кампусе, и на каждый обед или ужин приходят в один из корпусов. В это время ученики могут уточнить всё, что не поняли на уроке, и задать любой вопрос. Тут они не скованы дисциплиной школьного класса. Учителя, в свою очередь, обсуждают с детьми последние новости или любые другие важные темы. Ежедневные неформальные беседы с учителями приучают детей к интеллектуальному общению, к творчеству в диалоге. Дети узнают, что учитель — это человек, который всегда готов поддержать тебя в поиске, помочь при исправлении ошибки и при выборе будущей академической карьеры.
2. Встречи с интересными людьми
«Это не просто беседа для поддержания разговора, а открытый диалог без обиняков».Школа: Phillips Exeter, США
Phillips Exeter — одна из лучших американских школ, и гости приезжают в неё довольно часто. Это и приглашённые спикеры, и работники образования, и знаменитости: экскурсии для таких гостей проводят сами дети. У старшеклассников есть сетка дежурств: к каждому гостю «прикрепляют» ребёнка, который все показывает и рассказывает.
«Я сказала, что буду в школе в два часа дня, и у стойки администрации меня встретила девочка Кейт из восьмого класса. Она пошла меня водить по всей школе — вот здесь у нас science building, вот здесь мы живём, вот столовая. Это часовой тур, который проводится для всех посетителей. За этот час есть время поговорить не только об устройстве школы. Меня удивила степень осознанности и взрослости этого разговора с 13-летней девочкой. Она выяснила откуда я, что я учусь в бизнес-школе, расспросила о преимуществах моей бизнес-школы по сравнению с другими. Выяснила, где я работаю, и расспросила о преимуществах работы в консалтинге. Это был диалог на равных, в котором я выясняла, как работает школа, а она задавала вопросы, которые важны ей».
Полина Мальцева
Два часа каждую среду выделены на общение с приглашённым спикером. За пять лет обучения дети успевают пообщаться более чем с 200 людьми из самых разных сфер. К ним приезжают члены парламента, нобелевские лауреаты, режиссёры, известные писатели (Дэн Браун, например, тоже выпускник Phillips Exeter).
В результате каждый ученик десятки раз за год встречается с незнакомыми взрослыми людьми. Они умеют задавать прямые вопросы и разговаривать на равных, не стесняясь дотошно выяснять всё, что их интересует. Это и хорошая языковая практика: дети сталкиваются с десятком разных стилей и манер и учатся просто и доступно выражать свои мысли.
«Если ты впервые сталкиваешься с тем, что перед тобой сидит незнакомый человек из России, ты, наверное, стесняешься. Когда это происходит в десятый раз, ты думаешь — так, он тут первый и последний раз, поэтому задам-ка я ему все вопросы которые всегда меня интересовали о России. И это будет не просто беседа для поддержания разговора, это будет открытый диалог без обиняков».
Михаил Мокринский
3. Разнообразие форматов обучения
«Каждому по особенностям».
Школа: Winchester Colleges, Великобритания
В Winchester каждый день есть разные типы занятий по одному и тому же предмету. Например, литературу изучают сразу с трёх разных сторон: на одном уроке детям предлагают материал для анализа, чтобы они научились отличать стилистику, распознавать цели высказывания и приёмы автора. На другом — обсуждают моральные проблемы и историческо-художественный контекст произведений: эпоху, личность автора и то, почему ему было важно написать об этом. И, наконец, самый глубокий уровень изучения — это лингвистический анализ текста. На этих уроках дети учатся получать удовольствие от трудного текста, часто — на чужом языке. К примеру, школьники, изучающие русский язык, на этих уроках читают гоголевскую «Шинель». Учитель ведёт их к тому, чтобы, столкнувшись с неологизмами Гоголя, дети ощутили, как вызывающе интересно встретить в чужом языке эпитет, созданный автором здесь и сейчас.
В результате за один и тот же день ребёнок получает очень разный опыт работы с текстом — переходит от высоких рассуждений о смысле произведения к детальному разбору и анализу конкретных фраз. Этот опыт собирается воедино: дети учатся смотреть на одно и то же явление с самых разных точек зрения.
Конечно же, лингвистический анализ Гоголя будет интересен не каждому. Даже среди одарённых детей есть люди с совершенно разными увлечениями и интересами. Если заставить талантливого математика углублённо изучать филологию, велика вероятность, что он покажется весьма посредственным учеником. Поэтому в одном и том же классе есть разные уровни изучения каждого предмета, и дополнительно изучать русский или немецкий языки будут дети со способностями к филологии.
4. Индивидуальные консультации по выбору профессии
«Как осознанно выбрать между Гарвардом или Стэнфордом?»
Школа: практически все школы в США и Великобритании
В Великобритании и Америке со школами работает служба College& Career counselor. Counselor — буквально «советник». Это человек, который помогает ребёнку сориентироваться во многообразии вариантов будущей карьеры. Это настоящий личный консультант, с которым в 8-9 классе ребёнок встречается раз в триместр, а ближе к выпуску — каждую неделю. Этот человек владеет полной информацией об учебных и вне учебных достижениях ребёнка и на их основе обсуждает с ним перспективы поступления в вуз и дальнейшей карьере.
Как проходит день в американской школе
Если школьник хочет заняться консалтингом, сотрудник карьерного центра объяснит ему, чем отличается корпоративный, частный и инвестиционный банкинг, и поможет понять, что именно ему интересно. Российские школьники узнают это в лучшем случае в вузе.
«Как осознанно выбрать между Гарвардом или Стэнфордом? Для нас это два красивых названия, но на самом деле есть много показателей для осознанного выбора. Это культура вуза, коллектив профессоров, который сложился именно в этом году. Например, в Стэнфорде сейчас лучшая профессура в мире по предпринимательству. В Карнеги-Меллон — по маркетингу. Через 50 лет это может поменяться. И ребёнку всё это объясняют, выбирая с ним подходящую именно ему кафедру и направление».
Полина Мальцева
Лучшие зарубежные университеты помимо выпускных экзаменов, учитывают внеакадемическую активность и интересы. И старшие классы — это время, за которое ребёнок должен создать максимально интересное портфолио. Школьникам, которые увлекаются благотворительностью, консультант посоветует помимо участия в кружках попробовать получить лидерский или предпринимательский опыт в этой сфере — например, организовать фестиваль. Если он увлекается наукой — провести собственное исследование.
Одновременно в школы регулярно приезжают представители корпораций разных отраслей. Они отвечают на вопросы детей о сути работы в компании и о том какой набор навыков мне нужно развить чтобы попасть в это направление и быть успешным.
5. Лидерство
«Быть лидером — не значит просто быть крутым».
Школа: Raffles Institution, Сингапур
Школа Raffles Institution, основанная в 1823 году, — одна из самых старых и престижных школ Сингапура. Это независимая школа, которая сосредоточена на воспитании в учениках лидерских качеств в интересных им сферах.
«Быть лидером — не значит просто быть крутым. Это значит знать свои сильные стороны и уметь их использовать в обучении и в профессии. Лидером можно быть в совершенно разных сферах — будь это госслужба, благотворительность или социальные проекты».
Михаил Мокринский
Программа по воспитанию лидерских качеств — обязательная часть обучения в средних и старших классах Raffles Institutios. После нескольких семинаров дети выбирают один из перечня социальных проектов и на две недели становятся его частью — наблюдают, участвуют в работе и помогают решать внутренние проблемы. Они могут попасть в правительство или в цветочный магазин и даже уехать в другую страну, например, на плантации в Бангладеше. Могут выбрать помощь в доме престарелых или работу в стартапе.
«Цель не в том, чтобы дети потрудились на сборке риса, а в том, чтобы они поняли, как это работает и что можно изменить. Это не то же самое, что советское „на картошку“. Здесь ребёнок должен разобраться в незнакомой ситуации, взять на себя ответственность за часть работы и предложить свои решения».
Михаил Мокринский
6. Связь с местным сообществом
«Подростки приходят во двор не только побегать и пошуметь, но чтобы зайти в гости к пожилому человеку и чем-то помочь».
Школа: Raffles Institution, Сингапур
Лидерство — это также умение брать на себя ответственность. В школы для одарённых детей попадают избранные, и если не прививать им ответственность перед теми, кто в эту систему не попал, у детей формируются неправильные ценности. Поэтому во многих зарубежных школах принято подталкивать детей к участию в жизни местного сообщества. Они устраивают ярмарки и фестивали, помогают пожилым жителям и социальным организациям. Это помогает детям увидеть, что помимо их семьи и друзей в мире есть кто-то ещё.
«К примеру, есть московская школа, которая каждый год приглашает ветеранов на концерт 9 мая. А есть школа, которая постоянно взаимодействует с этими ветеранами в течение года. И тогда на 9 мая они приходят домой — к знакомым детям. И когда ученики школы после учёбы переходят через улицу и идут гулять в соседние дворы, никто их оттуда не прогоняет. Потому что подростки приходят сюда не только побегать и пошуметь, а чтобы зайти в гости к пожилому человеку, выпить чаю и чем-то помочь. Ребёнку тоже важен положительный опыт общения с другим поколением. Так школа строит мостик вовне».
Михаил Мокринский
7. Школьные клубы
«Бюджет клуба частично формируется школой, но большую часть денег собирают дети».
Школа: Raffles Institution и большинство школ в США и Великобритании
В российских школах самая привычная форма внеучебной активности — кружки, которые ведут учителя. Зарубежные школьники после уроков расходятся по делам клубов — сообществ по интересам, которые дети создают сами. Работает это так: ребята, которые интересуются робототехникой или благотворительностью, или футболом, собираются вместе и заявляют о своём желании основать клуб. Взрослый в этом деле всё-таки нужен: дети должны найти курирующего учителя. Поэтому, например, клуб любителей вина никогда не будет создан, потому что ни за что не найдёт себе учителя. Куратор не должен помогать в организации (хотя может), главная его задача — чтобы деятельность клуба оставалась в рамках дозволенного и разумного.
Почему троечники успешнее отличников
Управляют жизнью клуба сами дети. Из своего числа они выбирают президента, казначея, менеджеров по организации мероприятий. Придумывают, какие мероприятия провести и что для этого нужно. Например, каждый вторник проводить игру в футбол, а раз в месяц приглашать в школьный кампус известного футболиста.
Казначей — это по сути финансовый директор клуба. Он отвечает за бюджет, который частично формируется школой, но большую часть денег собирают дети. Они могут провести ярмарку, продать билеты на концерт или продавать брошюры. Собранные деньги тратятся на внутренние дела клуба, а в конце каждого месяца школьники представляют отчёт.
У детей формируется ответственность, они участвуют в организации мероприятий, обсуждении бюджета, планировании. У каждого участника — своя роль. В клубах собираются дети разных возрастов и каждый год состав меняется: младшие смотрят на старшеклассников, а на следующий год сами становятся на их место.
В «Летово» не собираются слепо применять увиденные принципы и методики. По словам Михаила Мокринского, это лишь материал к размышлению, который ляжет в основу собственной концепции школы. Что-то команда уже решила взять на вооружение — например, совместные трапезы и школьные клубы. Остальные принципы будут обсуждать и адаптировать для российской школы.
«К счастью, всему, чему нужно учиться, нужно учиться творчески. Каждый опыт, который мы видели, был опытом не для повторения, а для осмысления. Из всего этого можно сделать одеяло из лоскутков, а можно свой ковёр, в который ты вплетаешь разные узоры. Поэтому каждое решение будет состоять из трёх частей: наш опыт и наши традиции, находки которые мы увидели в разных местах и наши собственные придумки, которые родились на стыке первого и второго. Только так может родиться школа, которая не пытается повторить чужой опыт, а пытается решить собственную задачу».
Михаил Мокринский
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
5 самых красивых школ мира
Как педагоги-новаторы 30 лет назад изменили российское образование
7 вредных советов, как воспитать настоящего лузера
12 самых необычных школ на планете
Самая дорогая школа в мире
Знаменитую швейцарскую Institut Le Rosey называют «школой королей». Среди ее выпускников сплошь особы голубых кровей: король Испании Хуан Карлос I, принц Монако Ренье III, король Египта Ахмед Фуад II, а еще певец Джо Дассен и сын Джона Леннона и Йоко Оно Шон. Это единственная школа в мире, которая имеет 2 резиденции. Весной, летом и осенью дети живут и учатся в средневековом замке на берегу Женевского озера, а на зиму переезжают в Гштад — известный горнолыжный курорт. В распоряжении учеников — современная библиотека, музыкальные классы (с возможностью обучения на 15 музыкальных инструментах), художественная студия и театр. Питание тоже достойное: местный шеф-повар — один из лучших в Европе. На втором месте после академических предметов — физкультура. Здесь 20 спортивных секций: гольф, верховая езда, парусный и лыжный спорт. Стоимость обучения в этом году составила от 75 до 116 тысяч евро в зависимости от класса. Благотворительный фонд школы выделяет стипендии для одаренных детей. Заявку нужно подавать минимум за два года, но и это не гарантирует поступления — даже платный конкурс в Institut Le Rosey очень большой.
Школа на плаву
Компонг Луонг — камбоджийская плавучая деревня, расположенная на озере Тонлесап. В местной школе живут и учатся сироты, чьи родители-рыбаки погибли. Остальные ученики добираются на учебу вплавь, в тазиках. Впрочем, в школьных принадлежностях, игрушках и сладостях у маленьких камбоджийцев недостатка нет: Компонг Луонг очень популярна у туристов, которые тратят деньги в близлежащих лавках и отдают покупки детям. На этих подарках школьникам удается даже заработать: все лишнее они продают.
Самая труднодоступная школа
Добираться в школу в тазике, конечно, не очень удобно. Но некоторым школьникам на пути к знаниям приходится преодолевать и более серьезные препятствия. В мире насчитывается несколько десятков невероятно опасных дорог к школам, которые проходят через быстрые реки, хлипкие мостики или отвесные скалы. Самой труднодоступной мы признаем школу в китайском горном поселке Гулу. На дорогу дети тратят пять часов. Ученики проходят этот путь дважды в неделю, ведь в школе они живут, а домой возвращаются только на выходные. Тропинка шириной в метр (а местами не шире 60 см) проходит через пропасти и обрывы, узкие проходы между скалами и 7 шатких подвесных мостов. Школу основал Шен Цицзюнь в конце 1980-х, он же до сих пор остается в ней единственным учителем. Раньше в школе не было электричества, водопровода и даже туалета. Но после того, как один из учеников получил травму, пытаясь добраться до туалета на другой стороне горы, жители собрали средства и благоустроили школу. Теперь здесь есть даже баскетбольная площадка, только играть на вершине горы приходится осторожно.
Самая путешествующая школа
Каждый семестр американская школа THINK Global переезжает на новое место: за 3 года обучения школьники успевают побывать в нескольких странах. Попадают сюда только старшеклассники с 10-го по выпускной 12-й класс. В этом учебном году счастливчики побывают в Перу, Марокко и Канаде. Это независимая некоммерческая школа, ученики со всех уголков земного шара и любых слоев общества отбираются на конкурсной основе. В среднем в THINK Global обучаются 45 учеников из 20 стран. Большая часть предметов ведется на английском языке, но есть занятия на китайском и испанском. Кроме того, дети должны приобрести базовые знания языков тех стран, в которых побывают за время обучения. Школьная программа вполне традиционная, но дополняется исследованиями, персональными проектами и волонтерством в каждом новом городе.
Самая интерактивная школа
Элитная московская «Перспектива» (см. заглавное фото) предлагает обучение в игровой форме: для полного погружения предметы объединяются в один курс, а затем придумывается игра, в которой участвует вся школа. Если ученики изучают историю и культуру Японии, значит, едят палочками, сидят на циновках, а на уроках пьют чай. Если в программе — средневековая эпоха, дети переодеваются в монахов и переписывают манускрипты. Каждый год школьники едут за город, и там на несколько дней превращаются в крестьян, ремесленников, купцов и разбойников. В одном классе, как правило, не более 10 учеников. Начальной школы нет — обучение в «Перспективе» начинается с 5-го класса.
Школа приключений
Американская школа Watershed в штате Мэн (США) отправляет своих учеников на одну из местных ферм. Там они проводят несколько лет своей жизни, изучая, как работает ферма изнутри. Звучит скучно, не правда ли? На самом деле школьники отправляются в затяжное приключение. Конечно, они изучают математику и английский, но большинство занятий проходит в форме обучающих экспедиций. Архитектуру проходят на городских улицах, географию — сплавляясь на байдарках по рекам и гуляя по лесу, биологию — в местном заповеднике. Вместо традиционной физкультуры — йога, фрисби и горные велосипеды. При этом ученики Watershed не оторваны от современной жизни: учителя помогают им создавать рок-группы, собирать роботов и придумывать сценарии для видеоигр.
Школа на тракторе
В России тоже обеспокоены упадком сельского хозяйства, и здесь тоже появляются школы с фермерским уклоном. Среди таких — Новороссийская средняя школа в Алтайском крае. В расписании среди привычных дисциплин — растениеводство, земледелие, машиноведение и агроэкономика. В распоряжении школы — столярная и слесарная мастерские, 2 гаража с сельхозтехникой, склад для хранения собственного зерна. Есть и экспериментальные поля: пашня, сад и огород. Собранный урожай продают. Выпускники покидают школу с обычным аттестатом и правами тракториста.
Самая экологичная школа
Солнечные батареи, ветряные турбины, зеленые крыши и светодиодное освещение — всем этим может похвастаться школа Синг Инь в Гонконге. В 2013 году Американский совет по экостроительству признал ее «самой зеленой школой на планете». Что примечательно, все это создано при весьма скромных финансах. Синг Инь — малобюджетная школа, и большая часть современных технологий внедрялась руками учителей и учеников во время внеклассных занятий.
Школа-квест
Пока современные родители переживают по поводу чрезмерной погруженности детей в виртуальный мир, в нью-йоркской школе Quest to Learn обучение превратили в сплошную видеоигру. В школе, созданной при поддержке Билла Гейтса, нет учебников, вместо уроков дети проходят миссии и квесты, а вместо оценок получают очки и титулы. Конечно, смысл не в том, что школьники целыми днями прокачивают своего персонажа в World of Warcraft. Они изучают вполне стандартный набор предметов, но только делают это с помощью игр, гейм-дизайна и программирования. Пока сложно говорить об эффективности такого образования, зато посещаемость в Quest to Learn почти 100-процентная.Школа-лотерея
В некоторые заведения учеников отбирают на конкурсной основе, где-то за обучение приходится отваливать кругленькую сумму. А чтобы попасть в Mountain Mahogany в американском Альбукерке (Нью-Мексико) нужно выиграть в лотерею. Заполнить специальную форму можно прямо на сайте школы. Учебный процесс здесь не менее оригинален. Конечно, физику и биологию тут тоже преподают, но в первую очередь школьников учат полезным навыкам: например, шитью и кулинарии. На территории школы есть сад, в котором дети выращивают фрукты для себя. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию детей. Говорят, без позитивной атмосферы от учебы толку нет.
Школа непослушания
Тут нет оценок, ненавистной домашки и расписания. Ученики Свободной школы Бруклина могут сами выбирать, какие занятия посещать, а могут и вовсе отстраниться и заняться собственным многолетним исследованием. Наряду с математикой и биологией здесь преподают астрологию. Есть занятия, где дети смотрят и обсуждают сериалы или дегустируют сыры. Ну, а если и это делать лень, можно поиграть, погулять по школьным коридорам или вздремнуть — здесь за это никого не ругают. Директор считает, что школа помогает каждому ученику найти свой собственный путь. Но некоторые специалисты опасаются, что такая безграничная свобода не готовит детей к реальной жизни за пределами школы.
Несуществующая школа
Умную школу в Иркутске обещают открыть только в 2019 году, и у нее есть все шансы стать лучшим учебным заведением страны. По задумке создателей, на берегу Чертугеевского залива появится не только школа, но и детский сад, спортивный и досуговый центры, а также мини-деревня для проживания приемных семей. Общая площадь — 31 тысяча кв. м. Школу сделают доступной для сирот: из 1000 учащихся 150 детей будут из приемных семей. В Иркутске пытаются переосмыслить саму идею школьного здания. Проектом школы-парка занимаются датские архитекторы. Они стараются сделать ее не только красивой и сверхсовременной, но и приспособленной к суровой сибирской зиме. Образование тоже будет инновационным: процесс обучения выйдет за рамки кабинета. Авторы проекта считают, что Умная школа даст старт модернизации образования в России. И когда-нибудь по всей стране появятся такие комплексы — многофункциональные, вдохновляющие и с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КАК ТАКСИСТЫ С СЕРГЕЕМ ГАЛИЦКИМ СТАДИОН ПОСТРОИЛИ
«МУЖЧИНА-УЧИТЕЛЬ ЛУЧШЕ. МЕНЬШЕ ОРЕТ»
«УЧИТЕЛЬ ГОДА» ВЕРНУЛСЯ В РОСТОВ И РАССКАЗАЛ О ВСТРЕЧЕ С ПУТИНЫМ
топ 10 самых дорогих школ
Элитные частные школы: топ 10 самых дорогих школ
Журнал Forbes опубликовал список элитных частных школ мира, проранжированных по принципу стоимости обучения. Если посмотреть на этот список самых дорогих и престижных школ мира, то первые места занимают именно швейцарские школы. Лучшие частные школы обходятся родителям недешево, но многие считают, что это стоит того. Вековая репутация, соответствующий уровень образования, круг общения — все это открывает выпускникам многие двери. Именно поэтому в Швейцарии учатся дети политиков, дипломатов, бизнесменов с громкими фамилиями. Такие учебные заведения остаются элитными частными школами, и недостатка в учениках лучшие частные школы мира не наблюдают.
«С кем обнимаешься на первом курсе, с тем потом сидишь в сенате»
Правило Гарварда
1. Institute Le Rosey
Эта школа называется школой королей. Это самая дорогая и престижная школа в мире и единственная, имеющая 2 резиденции — зимнюю и летнюю. Осенью, весной и летом ученики наслаждаются жизнью в средневековом замке на территории 28 гектаров, с многочисленными теннисными кортами, бассейнами, саунами, к услугам желающих яхт-клуб и конюшня. Шеф-повар школы – один из самых лучших в Европе. Зимой дети живут в отдельном кампусе, в пяти минутах ходьбы от горнолыжных трасс.
Стоимость: на момент составления рейтинга (2007) — € 50`000 ($73`150) в год. На данный момент цены и курсы валют могли измениться (стоимость обучения на сегодняшний день).
2. College Alpin Beau Soleil
College Beau Soleil — одна из лучших частных школ Швейцарии, основана в 1910 году в Гштаде, в 1920 году переехала в маленький курортный городок Вилар недалеко от Монтре. Возглавляют школу ее владельцы в течение уже трех поколений. Школа обладает собственным рестораном, центром искусств, цифровой записывающей студией и конюшней. В классе в среднем по 8 учеников. Школа знаменита туристическими экспедициями, например, на вершину горы Килиманджаро.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 48`000 ($ 70`220) в год. На данный момент цены могли измениться (стоимость обучения на сегодняшний день).
3. Aiglon College
Эта школа, работающая по британской системе среднего образования. Международные (британские) эксперты называют Aiglon College «сильной образовательной школой, сильной в эмоциональном плане, жесткой в физическом плане». На каждого учителя здесь приходится максимум 5 учеников. Площадь территории школы составляет 46`000 квадратных метров.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 43`200 ($ 63`200) в год. На данный момент цены могли измениться (стоимость обучения на сегодняшний день).
4. Lyceum Alpinum Zuoz
Находится неподалеку от горнолыжного курорта Санкт-Мориц. Школа небольшая — всего на 200 учеников, большинство учащихся — иностранцы. Обучение проходит по немецкой, швейцарской программам, а также по программе IB.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 43`000 ($ 62`900) в год. На данный момент цены могли измениться (стоимость обучения на сегодняшний день)
5. Brillantmont International School
Одна из немногих швейцарских частных школ, расположенных внутри города. Лозанна — один из красивейших городов мира. В школе учатся всего 100 детей, к услугам которых лучшие педагоги и территория в 13`000 квадратных метров с парком.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 40`000 ($ 58`500) в год. На данный момент цены могли измениться (стоимость обучения на сегодняшний день).
6. Gstaad International School
Это одна из самых маленьких швейцарских школ-пансионов, с акцентом на спортивные мероприятия, такие как теннис, плавание, скалолазание и лыжи. В школе также есть коррекционный отдел, где учатся дети, страдающие гиперактивностью, дислексией. Школа предлагает британский и американский стандарт образования.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 40`000 ($ 58`500) в год. На данный момент стоимость обучения и проживания составляет 98`000 CHF (USD 115`300).
7. Leysin American School
Школа готовит по американской системе образования и IB. Расположена она на знаменитом горнолыжном курорте. Академическая программа включает в себя в обязательном порядке культурно-познавательные поездки по Европе и курс обучения основам бизнеса.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 39`200 ($ 57`350) в год. На данный момент цены могли измениться (стоимость обучения на сегодняшний день).
8. Institut auf dem Rosenberg
Школа Institut auf dem Rosenberg располагает большой территорией — более 100 000 кв.м., здесь есть собственный парк, здание школы и несколько жилых кампусов, гимнастический зал, спортивные и игровые площадки, теннисные корты.Школа Institut auf dem Rosenberg была основана Ульрихом Шмидтом в 1889 году. Уже к началу века школа стала пользоваться большой популярностью среди знатных семей Европы и Нового Света.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 39`000 ($ 57`000) в год. На данный момент цены могли измениться (стоимость обучения на сегодняшний день).
9. St. George`s School
Первая британская школа-интернат в Швейцарии. Школа расположена на обширной территории, состоящей из парка в 45`000 квадратных метров. Из окон школы открывается изумительный вид на Альпы и Женевское озеро. Обширный выбор спортивных занятий и развлечений: от горных лыж до занятий йогой и пилатес.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 38`000 ($ 56`000) в год. На данный момент цены могли измениться (стоимость обучения на сегодняшний день).
10. Eton College
Настоящий бастион британского образования, школа, основанная еще в 1440 году. С тех пор и поныне в школе учатся только мальчики. Из стен этой школы вышло много политиков, членов королевской семьи и знаменитостей со всего мира. Большинство выпускников школы учатся в Оксфорде и Кембридже. В школе учились оба принца , Гарри и Уильям, впрочем как и лидер Консервативной партии Великобритании Дэвид Кэмерон.
Стоимость: рейтинг проводился в 2007 году, по данным на тот период — € 37`500 ($ 54`900) в год. На данный момент цены изменились: USD 50`000.
Источник: Forbes.
Однако не стоит считать, что все швейцарские школы столь же дорогие: в стране достаточно и вполне демократичных учебных заведений стоимостью 30-40 тысяч франков в год!
16 самых красивых учебных зданий со всего мира
Кому-то по душе классические своды британских колледжей или высотка Московского университета, а другие видят красоту в функциональности и хай-теке. Мы собрали необычные школы, созданные по проектам современных архитекторов, чтобы посмотреть, как же будет выглядеть учёба в будущем.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
1. Центр раннего обучения в восточном Сиднее
Где: Сидней, Австралия
Архитектор: Andrew Burges Architects
В здании австралийской школы внутренние игровые площадки из искусственной травы сочетаются с комнатами под открытым небом и большими песочницами. Архитектора вдохновила идея детского миниатюрного города, который был бы идеальным местом для творческих игр и учёбы. Дизайн интерьера — это бетон, белые стены и деревянные вставки с яркими трубками для полива и зеленью газонов. Настоящий город знаний!
2. Центр Мандевилль
Где: Тоорак, Австралия
Архитектор: Architectus
Эта школа для девочек названа в честь исторического Мандевилль Холла, бывшего дома влиятельной семьи Кларк, который и стал центром кампуса. Особняк вместе с его территорией внесён в список объектов культурного наследия. Несмотря на богатое наследием прошлое, Мандевилль выглядит по-современному минималистичным. И если снаружи школа кажется мрачной из-за готически заострённых элементов, то внутри обстановка совершенно другая. Ученики с комфортом сидят на яркой мебели или мягких пуфах и наслаждаются видами из панорамных окон знаменитой мандевилльской библиотеки.
3. Школа Ченнинга
Фото: BuckleyGrayYeoman
Где: Лондон, Великобритания
Архитектор: BuckleyGrayYeoman
Ощущение, что вы находитесь в настоящей английской деревне, не покидает посетителей этой школы для девочек в живописном северном районе Лондона — Хайгейте. Она практически отрезана от города лесопарковой полосой. На таком ограниченном участке заповедника архитектор умудрился вместить впечатляющий комплекс с концертным залом — с высоким потолком и балконами. Сочетание естественных материалов и загородной обстановки с практичными элементами вроде алюминиевых пластин, регулирующих солнечный свет в помещениях, создаёт впечатление экологичной школы будущего.
4. Скотч-колледж, Научный центр имени сэра Зельмана Коуэна
Где: Хоторн, Австралия
Архитектор: Cox Architecture
Научный центр имени сэра Зельмана Коуэна, принадлежащий Скотч-колледжу, своим архитектурным обликом поддерживает девиз колледжа — «Привлечение любопытных умов». Трёхэтажное здание с классами на крыше и холлом с изогнутыми деревянными потолочными конструкциями действительно притягивает взгляд и поражает воображение. Особенно если смотреть на холл снизу вверх.
5. Детский сад Bahriye Üçok
Фото: Büşra Yeltekin
Где: Стамбул, Турция
Архитектор: Dilekci Architects
В таких шумных мегаполисах, как Стамбул, всё сложнее найти подходящее место для маленьких детей. Построенный в центре города уютный и необычный детский сад опровергает это правило. Среди высотных бетонных зданий стоят детские домики, похожие на оригами, преломляя белыми крышами и ломаными линиями солнечный свет. Здесь есть всё для развития детского воображения — от красочных окон и зелёных зон до зимнего сада, через который можно пройти в столовую.
6. Соборная школа Уэлса
Фото: Eric Parry Architects
Где: Уэлс, Великобритания
Архитектор: Eric Parry Architects
Старинная английская школа по всем канонам консервативных пансионов сочетает в себе классическую архитектуру учебных зданий и построенный позднее концертный зал в более современном стиле. Здание с открытым фасадом по вечерам излучает мягкий свет софитов, когда в нём проходят концерты и музыкальные сессии. Такой контраст создаёт ощущение перемещения во времени, когда из столовой Хогвартса вы, пройдясь по филигранно выстриженным газонам, попадаете прямиком в XXI век.
7. Школа Рокка-аль-Маре
Где: Таллин, Эстония
Архитектор: Kodasema
В микрорайоне Таллина с романтичным итальянским названием Рокка-аль-Маре («Утёс на море») никто не живёт, потому что вся эта территория принадлежит Эстонскому музею под открытым небом, а с 2000 года и частной средней школе. Её дизайн сочетает минималистичные формы и чёрно-белые стены с яркими вкраплениями жёлтого. Из бетонных коробок-классов выглядывают ярко-жёлтые трубы, контрастируя с окружающей средой в серые зимние будни. А солнечные батареи минимизируют расход энергии.
9. Глобальная школа Вокхардта
Фото: Mandviwala Qutub & Associates
Где: Аурангабад, Индия
Архитектор: Mandviwala Qutub & Associates
Эта индийская школа с экологическим уклоном, несмотря на расположение в достаточно сухом и жарком климате, окружена зелёным садом. Растения высажены так, что создают отдельный микроклимат на территории школы, тем самым питая любовь и уважение учеников к природе каждый день. Забота об экологии заложена в основу архитектурной задумки, так что нет ничего удивительного, что посреди здания растёт огромное дерево, вокруг которого расположены классы. Зелёная территория вокруг школы обеспечивает учеников всем необходимым для занятий земледелием, сбором и компостированием отходов.
9. IKC de Geluksvogel
Фото: Daan Dijkmeijer and UArchitects
Где: Маастрихт, Нидерланды
Архитектор: UArchitects and Misak Terzibasiyan
Школа в Маастрихте стала результатом слияния двух других, расположенных по соседству. Теперь в ней есть сразу и детский сад, и начальная школа, и тренажёрный зал, и библиотека. Так как учебный подход в школе основан на технологиях и почти безбумажной среде, архитекторы решили отразить это в облике зданий. Если присмотреться к кирпичной кладке фасада, можно заметить случайные сообщения, зашифрованные в двоичном коде. А планировка пространства задумывалась на основе передвижения стаи птиц! В итоге здания получились просторные, с большим количеством открытых пространств и игровых зон.
10. Французский гастрономический кампус
Где: Нормандия, Франция
Архитектор: Atelier Arcau
Мечта всех, кто стремится связать жизнь с гастрономией, — университетский кампус между городом Сен-Ло и нормандским сельским пейзажем. Здесь учатся искусству кулинарии и всем тонкостям ресторанного бизнеса, поэтому кампус включает в себя не только ресторан, открытый для посещения, но и места для дегустации пива, вина и закусок. Сердцем кампуса стала кухня со всеми возможными технологическими новшествами последних лет. Помимо классов с минималистичным интерьером, центром притяжения учеников можно назвать мини-амфитеатр. Особенно когда в нём проходят видеоконференции и онлайн-тренинги с шеф-поварами, удостоенными звёзд Мишлен.
11. Кампус биомедицинских исследований Университета Аризоны
Где: Финикс, США
Архитектор: CO Architects
Визуально подражающий скалистой местности Аризоны лабораторный комплекс — место работы и научных исследований для студентов университета. Здание кампуса привлекает взгляд своими неровными зазубренными стенами, напоминающими горные склоны и словно имитирующими расщелины каньона.
12. Западный кампус Университета Дьюка
Где: Дарем, Северная Каролина, США
Архитектор: Grimshaw
Этот кампус американского университета с лёгкостью мог бы сойти за современную версию Хогвартса благодаря деревянным готическим сводам и цельностеклянным фасадам. Сочетание современного интерьера прямых линий и углов со средневековой архитектурой и открытой планировкой создаёт волшебное ощущение. Главное — не запутаться в многоярусных переходах, как в движущихся лестницах школы волшебства и чародейства.
13. Кампус Дерендорф в Университете прикладных наук Дюссельдорфа
Фото: Nickl & Partner Architekten
Где: Германия
Архитектор: Nickl & Partner Architekten
Звание самого минималистичного и сдержанного дизайна в рейтинге можно смело присвоить кампусу этого немецкого университета. Всё здание выполнено исключительно в чёрно-белых тонах, кроме одной-единственной детали — чёрно-красного лестничного пролёта в главном холле. В остальном университет придерживается стиля на грани с лофтом, используя только самые простые и непритязательные материалы вроде бетона и арматуры.
14. Кентский университет
Фото: Penoyre & Prasad
Где: Кентербери, Великобритания
Архитектор: Penoyre & Prasad
Среди всего университетского городка выделяется здание Sibson Building с закруглённым и освещённым снизу фасадом. Эта постройка в зелёной зоне кампуса объединяет Кентскую бизнес-школу и Школу математики. При планировании здания архитекторы и дизайнеры поставили перед собой задачу сохранить как можно больше деревьев, так что теперь Sibson Building окружён настоящим миниатюрным лесом. И такое ощущение складывается не только снаружи, но и внутри, где стены отделаны светлой древесиной, а из панорамных окон видны деревья.
15. Университет Чикаго
Где: Чикаго, США
Архитектор: Studio Gang
Если забрести на север кампуса Чикагского университета, то можно почувствовать себя в будущем. Футуристичный вид жилого комплекса с общежитиями, кафе и зелёными зонами переносит посетителей в декорации фантастического фильма. Изогнутые линии поддерживают иллюзию, что здания движутся. В то же время лаконичный дизайн с многоярусными газонами создаёт комфортную атмосферу для отдыха студентов от занятий.
16. Международный центр междисциплинарной науки и образования
Фото: Fernando Javier Urquijo
Где: Куинён, Вьетнам
Архитектор: studioMilou
Настоящее бунгало под открытым небом среди пальм и зарослей тропического леса на побережье. В такой расслабленной обстановке под шум волн проходит не только обучение, но и множество научных конференций, на которые съезжаются учёные со всего мира. Уединённая и оторванная от города обстановка позволяет максимально сконцентрироваться на обсуждаемых вопросах. А в перерывах между лекциями и дискуссиями можно сходить на пляж искупаться.
7 интересных отличий школ разных стран мира от российской
Идеальной школы не существует ни в одной стране мира. Школьники, которые живут во Франции, Японии или США, тоже недовольны учителями, расписанием или системой оценок. «Мел» рассказывает о том, как устроено школьное обучение в разных странах и чем оно отличается от российского.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Италия: 13 лет обучения и обязательная смена школ
В Италии учатся 13 лет, обязательно меняют школу два раза, не носят школьную форму и не устраивают выпускных вечеров. После пяти лет начальной школы, то есть когда итальянским детям исполняется 11 лет, они переходят в среднюю школу. Но это уже другая школа, с другими учителями и одноклассниками. И начинается она опять-таки с первого класса. Даже если это небольшой городок, шансов, что попадёшь в тот же класс, что и бывшая соседка по парте, довольно мало. По мнению итальянских учителей и родителей, такая система с раннего возраста учит детей приспосабливаться к новым обстоятельствам жизни и не бояться перемен.
Дальше — лицей. Все лицеи в Италии профильные. Поэтому школьник в 14 лет должен очень хорошо подумать, куда идти учиться дальше. И школьники, и родители заверяют, что 14 лет — это слишком рано, чтобы принимать такие важные решения. Но государство считает иначе, и система не меняется десятилетиями.
Читать дальше
2.Франция: 20-балльная система оценок
Во Франции принята 20-балльная система оценок. Такая система призвана лучше отражать уровень знаний, она более точная, при ней «не схалявишь». А ещё, когда оценок всего пять (а на самом деле три), то учитель невольно натягивает их своим любимчикам и занижает тем, кого недолюбливает.
Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по 20-балльной шкале с округлением до сотых, например, 14,72. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику. Для каждого предмета указана средняя оценка по классу — можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими.
Читать дальше
3. Япония: начало учебного года в апреле
В начальную школу японцы поступают в возрасте шести-семи лет, учебный год у них традиционно начинается в апреле. Японцы считают, что это лучшее время для начала нового этапа в жизни. Японская школа состоит из трёх ступеней: начальная (Сё: Гакко:), средняя (Тю: Гакко:) и старшая (Ко: то: Гакко:). В начальной школе учатся шесть лет, в средней и старшей — по три года. Таким образом, всего 12 классов, но обязательны из них лишь девять. При этом 94% ребят поступают в десятый класс. Японских школьников (да и студентов) называют одними из самых занятых и трудолюбивых людей в стране — у них уже в средней школе появляется огромное количество домашних и проверочных заданий.
Весь учебный год делится на три семестра: первый длится с апреля по июль, второй — с сентября по декабрь и последний, соответственно, с января и до конца марта. Но все каникулы уходят на подготовку к экзаменам и написание работ. Каникулы для японцев — это время, когда можно основательно сесть за учёбу. Так же проходят и выходные — за выполнением заданий. Экзамены начинаются с седьмого класса, проходят два или три раза в год, они одни из самых серьёзных проблем в жизни каждого японца.
Читать дальше
4. Китай: летние каникулы длятся всего месяц
«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрём» — слоган китайского старшеклассника вовсе не фигура речи. В стране с почти полуторамиллиардным населением высшее образование — один из немногих, если вообще не единственный, социальных лифтов для тех, кто хочет чего-то большего, чем ежедневная миска риса.
Типичный распорядок дня китайского школьника чудовищен и с точки зрения санитарных норм, и просто по-человечески. Подъём не позже пяти утра и сразу же самостоятельные занятия. С 8.00 и до 16.00 уроки, а потом с 16.00 и до 21.00 — дополнительные занятия. Летние каникулы начинаются в августе и длятся всего один месяц, и то часть из них посвящается необходимой самоподготовке. Обычная летняя картина в торговых центрах с хорошими кондиционерами: сотни людей, совершенно не интересующихся шопингом, но корпящих над учебниками и тетрадями. Как правило, это старшеклассники, которые готовятся к главным экзаменам своей жизни — Гаокао (вступительные экзамены в вузы).
Читать дальше
5. Великобритания: обучение хорошим манерам
Очень многие школы в Великобритании, даже государственные, — это пансионы. То есть ученики в них не только посещают занятия, но и живут. Поэтому все пансионы имеют большую огороженную территорию (по сути, маленький кампус), на которой размещаются учебное и жилое здания и обязательно спортивный центр. Если британская начальная школа уделяет большое внимание общности, то средняя делает ставку на образование и воспитание. Причём в понятие «образование» входит не только обучение, но и навыки риторики, работы с текстом и информацией, умение выступать перед аудиторией и понимание искусства — как классического, так и современного.
Воспитание английского джентльмена или юной леди — прерогатива самых элитных школ, но за умением вести себя в обществе следят и в школах попроще. Интересно, как все эти принципы коррелируют с реальностью: не секрет, что английские подростки считаются чуть ли не самыми задиристыми и хулиганистыми в Европе. В то же время все они обучены хорошим манерам и в нужный момент очень быстро «активируют» свои знания.
Читать дальше
6. Финляндия: внимание к отстающим и расслабленная атмосфера
Ещё 30 лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Её почти не критикуют. Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что её главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток её же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»).
Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.
Читать дальше
7. США: самостоятельный выбор дисциплин для изучения
Учебные дисциплины в американской школе делятся на несколько категорий. Гуманитарные науки, математика, точные науки, язык и литература и так далее. В каждой сфере за время старших классов (high school) надо набрать какое-то количество кредитов. «Кредиты» (ударение на первый слог) — это что-то вроде баллов. Ты должен собрать 10 баллов в точных науках; можешь взять две базовых математики по 5 баллов каждая в 9 и 10 классах, а можешь брать каждый год продвинутую математику и в итоге у тебя будет 30 баллов. Больше не запрещается, меньше 10 нельзя — диплом не дадут. Таким образом, нет привычной для нас системы: девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый классы со своими программами.
Вообще, учёба в США очень индивидуальная. Это проявляется даже в таких мелочах, как результаты контрольной. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку. И всё. Только ещё раз в полгода домой приходит табель успеваемости. Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий скрывать свою успеваемость.
Читать дальше
у кого и чему учится Россия
Международные исследования показывают: наши школьники — на высоких местах по успехам в чтении, математике и естественных науках. Но есть страны, до которых нам пока далеко. Это Финляндия, Сингапур и Южная Корея (см. таблицу). У каждой из них — свой рецепт успеха. Наши директора школ, учителя, образовательное начальство в последние годы в эти страны зачастило — перенимать опыт лучших школ мира. Кое-что из этого опыта уже у нас приживается. Кое-что появится в ближайшее время.
СИНГАПУР: РУКИ ПРОЧЬ ОТ ЭКЗАМЕНОВ
Своему экономическому чуду жители Сингапура во многом обязаны реформе образования. Школы переорганизовали с нуля, поставив в центр те ценности и навыки, которые понадобятся во взрослой жизни.
— Мы хотим, чтобы за те 10 — 12 лет, которые дети проводят в школе, они выросли уверенными в себе людьми с широким кругозором, чтобы могли действовать и были готовы самосовершенствоваться, — перечисляет духовные скрепы школы Майк Тируман, генеральный секретарь Сингапурского профсоюза учителей. — Хотим, чтобы они были активными членами общества и ответственными гражданами.
Другой акцент, который сделан в сингапурской школе, — это равные возможности для учебы. Власти постарались снизить разрыв между самыми способными и отстающими учениками.
— Есть базовые знания и навыки, которые одинаковы во всех школах страны, — перечисляет Майк Тируман. — Но одной базы недостаточно, потому что у разных людей разные компетенции и ожидания от учебы. Это как анатомия человека — у нас всех одинаковый базовый набор костей и внутренних органов, но у каждого свои особенности. Поэтому дальше программу подбирают учителя исходя из особенностей ребенка.
Как именно учителя будут это делать — каждая конкретная школа решает сама. А итоговый результат проверяется аж на трех государственных экзаменах (в России-то их два, в 9-х и в 11-х классах). Первый из них сингапурские школьники сдают уже в 6-м классе. Этот экзамен хотели было отменить, но воспротивились родители — нам важно, чтобы у детей почаще проверяли знания.
Недостатки. Есть куда расти и сингапурской школе. Детей пытаются мотивировать быть более креативными, а учителей — на профессиональный рост.
…И У НАС
Сингапурские методики уже прижились в школах Казани и Бугульмы. В школах с «сингапуркой» по-особому стоят парты, домашнее задание проверяет не учитель, а сами ученики друг у друга, а в классе вместо записи под диктовку идет работа в группах и коллективное обсуждение. Для того чтобы применять эти методики на практике, переподготовку по сингапурским стандартам в Татарстане прошли почти 30 тысяч учителей. Кстати, самый продвинутый университет в Татарстане — Иннополис — создавался при активных консультациях с сингапурскими архитекторами, преподавателями и учеными.
Во многом нововведение — всероссийские проверочные работы, которые теперь сдают ребята с пятого класса, — это тоже попытка адаптировать под наши условия систему контроля знаний в Сингапуре. Только в более щадящем варианте — работы эти сдают не все школы и не все классы.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ: ДОЛОЙ СТРЕСС, ДАЕШЬ КРЕАТИВ
Корейские школы часто критикуют за жесткую конкуренцию и стресс — в них обширная программа и очень много зубрежки, без которой не сдать экзамен для поступления в вуз. Уровень суицидов среди подростков, заваливших экзамены, стал настоящей национальной катастрофой. Поэтому с 2012 года минобр Кореи указал школам новую цель — «Счастливое образование для развития потенциала и способности мечтать».
— В рамках новой программы в школах сократили контрольные и снизили объем преподавания по предметам, — перечисляет профессор Чжун Хи Ю, колледж образования Национального университета Сеула. — Акцент был сделан на работу со знаниями и информацией, креативном мышлении, гражданской грамотности, эстетике и эмоциональности.
Этот эксперимент идет по всей стране. Традиционное расписание разбавили предметами по выбору (в старших классах их доля достигает 40 процентов), экспериментальной работой и кружками.
Недостатки. Вся корейская система школьного образования по-прежнему нацелена на поступление в университет. Остальные варианты просто не признаются!
…И У НАС
Южнокорейский опыт учли при организации ЕГЭ. Корейцы в первое время сильно закрутили гайки. Выпускной экзамен у них дети воспринимали как единственный шанс пробиться в ведущий вуз. В России специально смягчили правила ЕГЭ, дали возможность ребятам поступать с его результатами в течение четырех лет после окончания школы, чтобы они не воспринимали госэкзамен как фатальный рубеж.
ФИНЛЯНДИЯ: ГЛУБЖЕ ПОНИМАТЬ ПРЕДМЕТ
В Суоми к результатам школьников относятся спокойно: знания получить всегда успеется, а вот детство кончится. Поэтому в финских школах отказались от идеи впихнуть в детские головы побольше всего разного и сфокусировались на качестве усвоения информации.
— Сейчас идет эксперимент с отказом от предметов, ведь жизнь вокруг нас не делится на математику, химию, биологию, — приводит пример Санна Исканиус, директор программ обучения Университета Восточной Финляндии. — Вместо этого дети изучают отдельные явления. Например, тема «Свет» — ученики проводят физические эксперименты в лаборатории, разбирают историю явления, изучают фотосинтез по растениям, которые собрали в парке.
Акценты в финских школах расставлены так: пусть дети глубже изучат тему и будут лучше понимать связи между предметами.
— В нашей школе нет иерархии — никто не говорит, что математика это царица наук и она важнее, например, рисования, — отмечает Санна Исканиус. — Музыка, домоводство, рукоделие занимают те же места в расписании, что и более академические предметы.
Недостатки. Спокойный и размеренный ритм не дает самым талантливым детям выплеснуть свою интеллектуальную энергию. Способным ученикам нужно больше конкуренции, чтобы реализоваться в полную силу!
…И У НАС
В финских школах проходят стажировки сотни российских учителей и директоров. Ездят по обмену и сами ученики — для них это все абсолютно бесплатно. Ярославль вообще копирует целые учебные программы школ города-побратима Ювяскюля. А открытый в этом году инженерный корпус московской школы № 548 построен по принципу четко финской школы — с мобильными классами-трансформерами, лабораториями, мастерскими и цехами. Кстати, мастерские открыты для всех одинаково — и мальчики, и девочки могут заниматься как домоводством, так и металлообработкой. Это тоже пошло от финнов.
Кто обгоняет наших школьников.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Все забурлило
Александр МИЛКУС
Это кажется на первый взгляд странным — вроде страна ностальгирует по советской школе: к каждой публикации об образовании у нас отклики — «Вот 40 лет назад-то было хорошо!» С другой стороны, в стране какой-то бум новых школ, поиска современных методик образования. Причем не только в Москве. Питер, Иркутск, Новосибирск, Ульяновск, Уфа, Казань… Да всех не перечислишь. Активно изучают опыт самых успешных образовательных школ мира, лучшие умы думают, что и как мы можем использовать, чтобы наши ребята по умению применять школьные знания в жизни были на уровне своих заграничных сверстников.
Но, кстати, мы не только учимся, но и учим. Американцы, датчане, англичане приезжают к нам посмотреть, что у нас да как.
КСТАТИ
«Комсомолка» рекомендует: электронные учебники по выгодным ценам от ведущих издательств на shop.kp.ru.