В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка Джорджо Моранди — Российская газета
Если существуют идеальные выставки, то выставка Джорджо Моранди (1890-1964) в залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX, представляющая работы художника из музейных и частных собраний Италии и России, к идеалу приближается максимально. Нет, никаких блокбастеров. Но если учитывать масштаб мастера, уровень привезенных работ, а главное — соответствие выстроенной экспозиции критериям самого художника, то это высший пилотаж.
Кураторы Мария Кристина Бандера (научный директор Фонда Роберта Лонги, того самого фонда, который привозил в Москву выставки Караваджо и караваджистов) и Виктория Маркова, научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, участвовавшая в подготовке самой первой выставки Моранди в Москве в 1973 году, выстроили экспозицию, как «натянутую струну».
При том, что это не первое знакомство московских зрителей со знаменитым мастером из Болоньи, оно впервые представляет его творчество во всем разнообразии. От ранних работ метафизического периода до пейзажей и натюрмортов поздних лет, от серий с цветами до гравюр рядом с оригинальными гравировальными досками из Национального центра графики (Рим). Впервые можно увидеть подлинные предметы из мастерской художника, предоставленные Объединением музеев Болоньи… Работы для выставки предоставили также Музей Моранди в Болонье, фонд Маньяни Рока, фонда Роберто Лонги и другие частные собрания.
О выставке рассказывает куратор Мария Кристина Бандера, научный руководитель Фонда Роберто Лонги, исследователь творчества Джорджо Моранди. Ранее она же делала ретроспективу Джорджо Моранди в Музее Метрополитен в Нью-Йорке (2008) и Музее современного искусства в Болонье (2009).
Это правда, что Джорджо Моранди не выбрасывал свои старые кисточки, а хоронил их у себя в саду?
Мария Кристина Бандера: Все об этом говорят. Но по натюрмортам видно, что к предметам, которые он писал, у него было трепетное персональное отношение. Почти как к членам семьи. Поэтому мы показываем в экспозиции подлинные вещи из его мастерской, чтобы можно было представить, как рождались композиции работ.
Можно увидеть, как Моранди преображал их, освобождая от «воспоминаний» о повседневном предназначении. Прозрачные бутылки покрывал слоем белой краски, чтобы они напоминали колонны или абстрактные геометрические фигуры. На крышке жестяной коробки, которую можно увидеть на многих его натюрмортах, нарисовал овал. Его интересовала не столько функция предметов, сколько их геометрическая форма. Предметы он расставлял на своего рода подиумах, которые можно при желании сравнить со сценой. Эти высокие бутылки, вазочка или жестяная коробка были своего рода актерами в «пьесах», которые он ставил в абстрактном театре.
На выставке эти предметы можно увидеть в витрине, поставленной чуть ниже уровня глаз. Примерно так, как они видны на фотографии Моранди, рассматривающего постановку для натюрморта.
Он выстраивал композиции из определенных предметов, как музыкальное произведение?
Мария Кристина Бандера: Тут еще важно, с какой музыкой его произведения сравнивать. Многие музыковеды сравнивали его работы с современной музыкой. А можно их сопоставить с вариациями Баха. Он также берет несколько тем, но из этого вроде бы узкого диапазона извлекает множество совершенно разных мотивов. Причем не повторяясь. Тема вариаций для Моранди очень важна…
Натюрморты Моранди появляются в фильмах «Ночь» (1961) Микеланджело Антониони и в «Сладкой жизни» (1960) Федерико Феллини. Он пользовался такой популярностью?
Мария Кристина Бандера: В среде интеллектуалов он был художником номер один. Его работы покупали многие режиссеры: Витторио Де Сика, Карло Понти, Микеланджело Антониони…
Выставка Моранди в Москве открылась практически одновременно с выставкой Де Кирико. При том, что оба художника принадлежали к «метафическому» направлению, вспоминают, что Де Кирико очень ревниво относился к Моранди, даже организовывал анти-биеннале после того, как на биеннале в Венеции Моранди получил первую премию. Как складывались отношения между этими «метафизиками»?
Мария Кристина Бандера: Сначала отношения были хорошие. Во времена журнала Valori plastici (1918-1922), сразу после Первой мировой войны провозглашавшим возвращение к пластическим ценностям в пику авангарду и видевшим перспективы в метафизическом искусстве, Джорджо де Кирико хвалил работы Моранди, описав их как «метафизику простых предметов». В 1948 году Роберто Лонги предложил на Венецианской биеннале сделать выставку трех крупных итальянских художников: Джорджо Моранди, Карло Каррà и Джорджо де Кирико, показав работы метафизического периода. И Джорджо Моранди получил премию, которую присуждал международный комитет. После этого де Кирико подал в суд на биеннале… Позже художники не общались.
Эти высокие бутылки, вазочка, жестяная коробка были будто актерами в «пьесах», которые он ставил в абстрактном театре
Как вы выстраивали экспозицию нынешней выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина? Какой сюжет был основным?
Мария Кристина Бандера: Конечно, хотелось представить творчество Моранди как можно разнообразнее. Кроме того, у меня, есть вещи, которые я люблю особенно. А поскольку для меня важно показать актуальность работ Моранди, я выбрала не более «реалистические» вещи 1920-х годов, но отдавала предпочтение более поздним работам, где он ближе к абстракции. Мы старались показать рядом работы, где очевидно развитие одного мотива. Видно, как предмет постепенно «очищается» от примет повседневности, практически превращаясь в абстракцию.
Конечно, зная, что выставка будет в том же здании ГМИИ им. А.С.Пушкина, где можно увидеть работы французских импрессионистов, которые Моранди так ценил, выбирали работы, учитывая и этот очень важный контекст.
Вы выбирали работы, где можно найти перекличку с импрессионистами?
Мария Кристина Бандера: Моранди никогда не копировал ни импрессионистов, ни кого-либо другого… Цитаты из работ предшественников он рассматривал как «упражнения для пяти пальцев», помогавшие выработать свой стиль. Но его размышления о живописи, о том, как работать, во многом связаны с импрессионизмом. Это не исключало того, что потом он обращался к искусству старых мастеров — Джотто, Мазаччо, которых он очень любил и ради которых ездил и в Падую, во Флоренцию…
Вы упомянули про актуальность его наследия, но Моранди кажется художником абсолютно вне времени.
Мария Кристина Бандера: Можно подумать, что его размеренная, аскетичная жизнь преподавателя техники гравюры в Болонской академии, в небольшом доме вместе с тремя сестрами, никогда не выходившими замуж, шла вне времени. Но его творчество со временем вполне соотносится. Его ранние вещи соотносятся с импрессионизмом и кубизмом. На мой взгляд, сегодня очень современны его работы, например, композиции с цветами, с их тонким соотношением цветов, с вибрирующим цветом… При этом он редко писал живые цветы. Предпочитал искусственные, которые делали ремесленники Болоньи в XVIII веке из кокона шелкопряда, окрашивая шелк натуральными красителями.
Бутылки и коробочки в его натюрмортах же напоминают башни и конструктивистские здания, полусферы куполов. А пейзажи он пишет, как натюрморты?
Мария Кристина Бандера: Мне хотелось, чтобы на это обратили внимание. Поэтому в зале, где в основном пейзажи Моранди, я поместила один-два натюрморта. Для него это важно — равновесие разных жанров, и разных техник. Для него гравюра как техника и живопись равноправны.
Цветовая гамма его пейзажей связана с гаммой итальянского ландшафта?
Мария Кристина Бандера: Тут нет прямой зависимости, поскольку его пейзажи не иллюстративны. Его изначальный импульс — реальность. Но он ее многократно перерабатывает, приближаясь практически к абстракции. Делает ее внутренней реальностью.
Историк искусства Роберто Лонги, открывший заново Караваджо в ХХ веке, был одним из первых, кто еще и открыл своим современникам Моранди. Кажется, что нет ничего более противоположного, чем страстные «земные» герои Караваджо, и почти растворяющиеся парящие предметы на картинах Моранди. Точка их встречи — только Роберто Лонги?
Мария Кристина Бандера: Если вспомнить, что изобретателем современного натюрморта был Караваджо, то это сближение двух художников не случайно. Мы привезли один из ранних натюрмортов 1919 года. Он написан как раз тогда, когда Моранди в библиотеке запоем читал статьи Роберто Лонги про Караваджо и его последователей. Более того, этот мастер интересовал его настолько, что он отправляется в Рим «по следам Караваджо», чтобы увидеть подлинники его работ в музеях и соборах. И был потрясен цветом, тональностью произведений, которые он знал только по черно-белым репродукциям. И вот в этом натюрморте 1919 года с очень контрастной светотенью ощутимо как раз влияние Караваджо и — статей Роберто Лонги о Караваджо. Мало того, если вы посмотрите, как скульптурно написан здесь кусок хлеба и сравните с изображением хлеба на картине Караваджо «Вечер в Эммаусе», что в лондонской Национальной галерее, то сходство невозможно не заметить.
Но Моранди не был в Национальной галерее…
Мария Кристина Бандера: Он и в Париже не был, но это не значит, что он не знал работ Сезанна… Круг его чтения был очень широк. В том же натюрморте можно увидеть диалог еще и с Сезанном, с его знаменитым «Натюрмортом с комодом».
Иначе говоря, он работал как исследователь?
Мария Кристина Бандера: Да. Не случайно Лонги говорил, что не встречал никого, с кем столь же был бы на одной волне в оценке произведений живописи, как с Моранди.
Моранди, который начинал как футурист, потом, кажется, не вспоминал об увлечениях молодости?
Мария Кристина Бандера: У него своя собственная дорога. Это самостоятельный художник, который на протяжении всей карьеры будет варьироваться, не повторяясь… В отличие от Де Кирико, который часто копировал свои произведения более раннего периода.
Но вариации означают, что нет развития.
Мария Кристина Бандера: Развитие предполагает начало, высшую точку и спад. В случае Моранди спада не было. Лонги, говоря о Моранди, использовал образ натянутой струны или натянутого каната. Этот образ предполагает внутреннее напряжение, усилие, работу. У него не найти резкой смены разных периодов творчества. Но «небольшими шажками» — вариациями на одни и те же темы — он достигает того, что остается «натянутым канатом». В каждой работе есть новое слово…
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Гид по выставке: как смотреть картины Моранди
В Пушкинском все лето работает выставка итальянского живописца Джорджо Моранди под кураторством Виктории Марковой. «Афиша Daily» объясняет, как смотреть на натюрморты Моранди и почему он один из важнейших художников XX века.
О личности Моранди
Моранди — удивительный феномен. Его образ жизни не характерен для персон из учебника по истории искусств, и вообще нетипичен для XX века. Моранди не был богемным художником — напротив, он вел обычную жизнь и проводил свое время так, как все обычные жители Болоньи. С личной жизнью у него не сложилось: он делил дом с тремя сестрами, которые полностью отдали себя ему. А Моранди, в свою очередь, всего себя отдал творчеству, ни на что больше не отвлекаясь.
О роли Сезанна для искусства XX века
Раннее творчество Моранди принято относить к метафизическому направлению, важному для итальянского искусства начала XX века. В юности Моранди работал в духе творчества Карло Карра и Джорджо де Кирико, но вскоре он стал искать свой собственный путь. Произведения раннего периода на выставке в Пушкинском представлены тремя картинами.
В начале XX века живопись впервые не просто переживает временный кризис, но и теряет роль главного итальянского искусства, язык которого сформировался еще на рубеже XIII и XIV веков. В его основе лежала литература — включая такие великие имена, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка. С XVIII века изобразительному искусству в Италии отводится главная общественная роль. В XIX веке эстафета передается, и главным национальным искусством становится опера.
Перелом в изобразительном искусстве происходит благодаря открытию французской живописи — Пуссену, Курбе, Жерико и Сезанну, которые составляли одну линию. Ключевую фигуру для всего XX века представлял собой Сезанн, именно он показал, что импрессионизм себя изжил. Импрессионистам удалось перевести жизнь на язык чистой и поэтичной живописи, но вместе с тем они сводили живопись к сиюминутному ощущению, уничтожая ее основы. Сезанн же смог вернуться к основам классической живописи.
Джоржо Моранди в мастерской. Около 1950 года
© Ansa/Archivi Fratelli Alinari, Firenze
О пути итальянского искусства начала прошлого века
В начале XX века итальянские художники начали открывать для себя Сезанна и других французов. В стране стали появляться журналы, рассказывающие о новых направлениях в искусстве и печатавшие французские репродукции. Кроме того, французские живописцы посещали Венецианскую биеннале — там же с ними познакомился и Моранди, который на протяжении всей своей жизни кроме итальянской Швейцарии почти никуда не ездил. Даже в Рим из своего дома в Болонье, где он постоянно и жил, и работал, он отправлялся только ради того, чтобы увидеть Караваджо и Пьетро делла Франческа — остальные классики — Боттичелли, Рафаэль — его не очень волновали.
Открыть итальянцам собственную классику и увидеть абсолютную ценность в итальянском возрождении помог Сезанн. Этому пути следовали Карра и де Кирико, пусть для последнего это и не было так явно. Некоторые работы Карры очень сильно напоминают Пьетро делла Франческа — показательного художника для итальянского XV века, чья живопись сосредоточена на пластике, композиции пространстве. Для таких новаторов первого-второго поколения Возрождения были очень важны перспектива и перспективные построения: именно так они искали новые пути в искусстве.
Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция
О сути итальянской живописи
Чтобы понять суть искусства Моранди, нужно разобраться с тем смыслом, который имело обращение итальянцев в XX веке к собственным истокам. Начиная с эпохи Возрождения и дальше главная проблема, которая волновала итальянских живописцев, — это взаимодействие пространства и пластической формы. Ее в разных школах решали по-разному — совсем как математическую задачу. Разные решения формировали разные языки и разную образную ткань.
Первым проблему формы поставил Джотто. Каждая его работа в некотором смысле представляет собой раму в пространстве, внутри которой помещены фигуры. В отличие от византийского искусства с его бестелесностью, фигуры Джотто имеют объем как скульптуры. До Джотто иконы представляли собой скорее знак и символ, в этих картинах не было действия и как будто не было окружающего мира. А в работах Джотто появилась драматургия. Он не только показывал сюжет, но и будто бы превращал происходящее в театр. Так итальянцы сумели заставить живопись — искусство вневременное — жить во времени.
Проблема формы показательна и для итальянского натюрморта. По-новому эту проблему обозначил Караваджо: в отличие от Джотто, он не прописывал пространство детально, а мог просто наметить фон плоскостью и поместить внутри него объемное тело. У Караваджо есть картина-манифест «Корзина с фруктами», где фактически нет пространства, нет стола. Вместо этого намечено только боковое ребро, однако возникает иллюзия, будто это пространство есть: потому что Караваджо подчеркивает его тенью.
Конечно, искусство — это не только форма, но недооценивать значение формы неправильно. Понимание пластики формы было главной проблемой европейского искусства в целом. Показательно, что за пределами Италии пластику так же глубоко понять не удалось. В немецкой и французской живописи проблема формы, например, может вообще отсутствовать. Многим мировым художникам не удалось простроить этого пространственного отношения внутри своей живописи. Может быть, в этом и есть особенность итальянского мышления.
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин
О значении натюрморта для Моранди
В интервью 1953 года Моранди подчеркивает важность того момента, когда он открыл для себя Сезанна. При этом именно Сезанн начинает впервые после импрессионистов заниматься натюрмортом. Из импрессионистов только Ренуар немного занимался натюрмортом, хотя и не уделял ему большого значения. Такой расклад неслучаен: натюрморт — это упражнение с бессюжетной пространственной формой, где сюжет не заслоняет живопись. А для Моранди суть живописи составляла именно форма.
Так складывается путь Моранди в истории искусства XX века: он идет в том направлении, которое наметил Сезанн, обращается к своим национальным классикам, например Пьетро делла Франческа, и выбирает в большей степени натюрморт, чем пейзаж (в отличие от Сезанна, у которого все было наоборот: пейзаж ему был интереснее). Моранди видит в натюрморте чистое пространство и чистую форму. В то время как многие художники в начале XX века уходили в чистый формализм и абстракцию, Моранди в их ряду находит свой собственный путь, придерживаясь фигуративного языка.
Моранди говорил, что признает только искусство для искусства, а не ради политики, ради языка и так далее. Он выбирал фигуративное искусство, и оттого кажется, будто бы изображал обыденный мир. На самом деле этот обыденный мир его не интересовал. Мы знаем, как он собирал композиции для своих картин: он покрывал свои сосуды и изящные фарфоровые вазочки гипсом и темперой, красил их в разные цвета. Так он уходил от их бытового смысла и упрощал их.
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло
© Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.
О скромности Моранди
Искусство обманчиво своим сходством с окружающим миром. В этом смысле музыка как будто бы проще для восприятия: она уже заранее готовит нас к абстракции, предлагая чистый мир звука. Моранди из своей живописи будто бы создает музыкальную композицию на взаимодействии ритмики и форм, передавая так свое видение жизни. Может показаться, что всю свою жизнь он писал одно и то же, но совершенно по-разному.
Искусство Моранди отражает все события, что случились в мире за время его жизни. За любовь к затворничеству его называли монахом в келье. При этом монах из кельи участвовал в Первой мировой войне, прошел через эпоху фашизма, Вторую мировую войну. Пока он боролся за свою творческую независимость, пришлось прожить небезоблачную жизнь. Моранди никогда не писал для заработка, жил очень скромно. Работал он очень медленно, создавая всего несколько работ в год. Однажды к нему в мастерскую пришел Антониони, чтобы купить у него картину, в итоге великий деятель кинематографа ушел ни с чем — Моранди сказал, что на продажу ничего нет.
В XX веке искусство было предельно ангажировано — не только в период тоталитаризма, когда в Италии масса художников была коллаборационистами, но и в более сложном смысле — искусство быстро развивалось, а многие художники поддавались влиянию различных стилей и направлений. Моранди же удалось сохранить чистоту своего стиля и не идти на компромиссы. В начале своего пути он был на короткий период связан с метафизикой, но после этого за всю свою жизнь не испытывал никакого влияния других художников или художественных групп. В этом смысле Моранди — это не Пикассо.
Редакция выражает кураторам ГМИИ благодарность за помощь в подготовке материала.
Есть контакт! Первые интервью с фрешменами, подборки книг, сериалов и новости, которые будут обсуждать завтра, — в нашем паблике во «ВКонтакте».Джорджо Моранди. 1890–1964 – Марина Лошак – Блог – Сноб
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков
Даты проведения: 25.04.2017 – 10.09.2017
Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей проводит масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.
На выставке, проведение которой запланировано в Пушкинском музее с 25 апреля по 10 сентября 2017 года, будет представлено более 90 экспонатов, среди которых 82 шедевра мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.
Цель выставки – показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека. В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам – натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.
Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически будет разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.
Чтобы предоставить зрителям возможность более подробно ознакомиться с методом работы Моранди, в отдельном разделе выставки будет представлено около 20 гравюр, демонстрирующих талант Моранди-гравера – этот его талант получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. Наряду с гравюрами экспозиция включает и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим).
Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.
Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи. Этот раздел выставки будет сопровождаться фотографиями художника и мастерской Моранди.
Этот выставочный проект во всей своей полноте ставит целью ознакомить российских зрителей с творческими идеями и масштабом личности Джорджо Моранди, который, как говорил он сам, в своих произведениях стремился «дотронуться до дна, до самой сути вещей».
Кураторы проекта:
Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения.
Мария Кристина Бандера, научный директор Фонда изучения истории искусства Роберто Лонги, специалист по творчеству Джорджо Моранди, куратор крупных международных выставок работ художника.
Образовательная программа к выставке
25 апреля. Джорджо Моранди. Кураторская лекция Марии-Кристины Бандеры
31 мая. Живопись Джорджо Моранди в свете феноменологической философии
14 июня. Джорджо Моранди, Карло Каррá, Джорджо де Кирико: итальянская живопись первой половины XX века
15 июня. Музыкальный натюрморт в одном акте
Начало мероприятий в 19:00.
Под сенью скатертей в цвету
Мои манекены для модисток, например, — такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ, легендарных или мифологических персонажей», — выставка сопровождается отрывками из интервью художника писателю Эдуарду Родити, и у посетителей не возникает вопросов типа «а что хотел сказать автор». Автор объясняет сам — он, в отличие от многих художников-теоретиков, не хотел сказать ничего, кроме того, что можно увидеть глазами.
Но реалистом Моранди тоже не назовешь — реалисты пытаются запечатлеть «действительность», а Моранди такими категориями не мыслил, более того, он много раз подчеркивал, что реальность ирреальна. Объективный мир он считал абстрактным — поэтому, наверное, не видел смысла уходить в беспредметность — но и свои предметные сюжеты, несмотря на абстрактность самих предметов в их «реальном» виде, он абстрактными не называл — вероятно, просто не думал об этом. Моранди пытался ухватить ту реальность, которая скрывалась за абстракцией, наложенной на предметы человеком. И ухватывался за отдельные предметы — в большинстве случаев это утварь из собственной квартиры — как будто уловить полную картину, панораму окружающей действительности было бы слишком необъятной задачей. «Нам известно: все, что мы, будучи людьми, можем увидеть в объективном мире, на самом деле существует не таким, как мы это видим и воспринимаем», — говорил он и подолгу изучал мелкие объекты, посуду, потому что их проще оглядеть со всех сторон, добраться до сути.
Он интересовался импрессионистами и постимпрессионистами, отмечал влияние, которое на его раннее творчество оказали Сезанн и Сера — примерно в то же время, когда он писал метафизические натюрморты. Но, в отличие от импрессионистов, не пытался пропустить действительность через призму собственного впечатления и, в отличие от постимпрессионистов, не прибегал к декоративности, не искал нарочно особенную технику, не пытался противопоставить себя другим художникам, искусству прошлого.
Наоборот, он больше всего вдохновлялся старыми мастерами (он называл Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Фуке) и Шарденом: «Шарден — по-моему, самый великий из всех художников, работавших в жанре натюрморта». И все же Моранди говорил Родити: «Именно мое поколение, футуристы, смогли вывести Италию из состояния упадка, и наше искусство снова стало приобретать некоторый престиж в глазах всего мира».
Ретроспектива Джорджо Моранди открылась в Пушкинском • ARTANDHOUSES
Знаменитый итальянский мастер Джорджо Моранди (1890–1964), прославившийся на весь мир почти монохромными и будто потусторонними натюрмортами и пейзажами, возвращается в Москву почти сорок лет спустя. Его последняя выставка в России проходила здесь же, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в 1973 году, спустя девять лет после смерти художника, возродившего в XX веке былую арт-славу Болоньи.
«Я художник такого типа натюрмортов, которые передают ощущение спокойствия и уединения, настроения, которым я всегда дорожил», — говорил о себе Моранди. Художник умышленно подбирал объекты для своих полотен — прозрачные и полупрозрачные вазы, горшки и бутылки, сосредотачиваясь лишь на композиционном балансе.
Джоржо Моранди в мастерской
около 1950 г.
© Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze
Вереницы таких картин, конечно, могут быть невероятно скучны — а именно так экспонируют их в его родном городе, в музее его имени. Но кураторы Пушкинского выбрали хронологический формат ретроспективы, а значит, скучно не будет: в ранние годы Моранди активно экспериментировал (в его арсенале того времени разнообразные стили авангардной живописи), а затем занимался и гравюрой.
Всего в Москве показывают более девяноста произведений разных периодов — от живописи и гравюр до фотографий и личных вещей художника из Музея Моранди в Болонье, флорентийского Фонда Роберто Лонги и частных собраний.
«Натюрморт»
1941
Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.
«Натюрморт»
1958
Частная коллекция, Турин
«Цветы»
1918
Частная коллекция
Выставка Джорджо Моранди. 1890–1964
Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей проводит масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.На выставке, проведение которой запланировано в Пушкинском музее с 25 апреля по 10 сентября 2017 года, будет представлено более 90 экспонатов, среди которых 82 шедевра мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.
Цель выставки – показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека. В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам – натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.
Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически будет разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.
Чтобы предоставить зрителям возможность более подробно ознакомиться с методом работы Моранди, в отдельном разделе выставки будет представлено около 20 гравюр, демонстрирующих талант Моранди-гравера – этот его талант получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. Наряду с гравюрами экспозиция включает и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим).
Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.
Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи. Этот раздел выставки будет сопровождаться фотографиями художника и мастерской Моранди.
Этот выставочный проект во всей своей полноте ставит целью ознакомить российских зрителей с творческими идеями и масштабом личности Джорджо Моранди, который, как говорил он сам, в своих произведениях стремился «дотронуться до дна, до самой сути вещей».
Пушкинский: главные выставки года — События
Euromag.ru
5 января 2017
Даты проведения: 24 января – 12 марта 2017
Выставка посвящена одноименным графическим циклам выдающихся испанских художников разных эпох – Франсиско Гойи и Сальвадора Дали.
В основе кураторского замысла лежит стремление показать серии сатирических эстампов «Капричос», созданные обоими мастерами, сопоставив замысел каждого из авторов и содержание выполненной им серии. Цикл «Капричос» Гойи относится к последнему десятилетию XVIII века, сложному для Испании революционному времени, а офорты, выполненные Дали, принадлежат эстетике ХХ века.
В 1977 году Сальвадор Дали (1904–1989) представил свой вариант серии «Капричос», взяв за основу офорты Гойи, дополнив их в свойственной ему манере сюрреалистическими видениями и сделав их цветными. Дали не только дал композициям новые названия, но и наполнил многие из них иным смыслом.
«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968».
Даты проведения: 7 марта – 21 мая 2017
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» откроют выставку, посвященную искусству послевоенной Европы.
Выставка включает около 200 работ художников из 18 европейских стран и СССР, в искусстве которых нашли отражение надежды и разочарования послевоенного времени – эпохи восстановления после страшной катастрофы, новых открытий и технологических прорывов, нового шанса для возрождения гуманизма, но также и новых угроз человечеству, социальных и политических потрясений.
Выставка состоит из пяти разделов и хронологии с 1945 по 1968 год, которая включает фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи.
Датский дизайн
Даты проведения: 28 марта – 11 июня 2017
28 марта в ГМИИ им Пушкина открывается выставка, посвященная выдающимся датским дизайнерам. На выставке будут представлены работы датских мастеров Ханса Дж. Вегнера, Арне Якобсена, Нанны Дитцель, Финна Юля, Борге Моргенсена, Вернера Пантона, Поуля Хеннингсена.
«Игра и лицедейство»
Даты проведения: 2 апреля – июнь 2017 (даты уточняются)
Весной в музее стартует выставка, посвященная уникальной фигуре в истории изобразительного искусства России – Александра Тышлеру (1898–1980).
Тышлер – признанный классик сценографии, живописец-станковист, автор графических серий. 1960-е годы были временем, когда многие художники поколения, творчески реализовавшегося в 1920-е годы, вновь обратились к художественным установкам своей молодости. На выставке будут представлены экспонаты из Отдела личных коллекций и Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Джорджо Моранди
Даты проведения: 25 апреля – 8 сентября 2017
Спустя 40 с лишним лет после выставки работ Джорджо Моранди (1890–1964), проходившей в Пушкинском музее в 1973 году, ГМИИ планирует масштабную антологию творчества художника – одного из важнейших мастеров в истории искусства Италии первой половины ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи.
На выставке будет представлено большое число шедевров мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.
Отобранные для экспонирования в Москве произведения отражают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека.
Выставка–интервенция группы «Recycle»
Даты проведения: май – август 2017 (даты уточняются)
Летом 2017 года музей планирует выставку–интервенцию группы «Recycle» для залов постоянной экспозиции нашего Музея. В залах ГМИИ им. А.С. Пушкина будет представлено около 12 объектов и инсталляций.
Проекты группы, затрагивающие проблемы взаимодействия высокого искусства и современной массовой культуры, обсуждающие особенности сегодняшнего мировосприятия, оказываются необычайно актуальными в контексте экспозиции классического музея.
Золотой век венецианской живописи из собраний Италии, ГМИИ им. Пушкина и других музеев
Даты проведения: июнь – конец августа (даты уточняются)
Выставка посвящена творчеству величайших мастеров венецианской живописи — Тициана, Веронезе и Тинторетто. В экспозиции будет представлено около
40 полотен.
Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства
Даты проведения: 25 июня – сентябрь (даты уточняются)
Выставка посвящена исследованию двух важнейших античных центров на территории Российской Федерации — Пантикапея и Фанагории, — которые несколько десятилетий изучаются археологическими экспедициями
ГМИИ им. А.С. Пушкина и Института археологии РАН.
На выставке будут представлены более 400 экспонатов из российских собраний.
«Памятные древности свеев». Нумизматическая коллекция Элиаса Бреннера и Павла Григорьевича Демидова
Даты проведения: 26 июня (3 июля) – август (даты уточняются)
Выставка посвящена одной из лучших и старейших частей нумизматической коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и ее знаменитым собирателям и жертвователям.
На выставке планируется показать около 500 предметов нумизматики, сфрагистики, миниатюры, кораллы, книги, гравюры, архивные документы.
Графика Климта и Шиле из собрания музея Альбертина
Даты проведения: середина октября – середина января 2018 (даты уточняются)
Осенью в ГМИИ им Пушкина откроется первая в России большая выставка произведений Климта и Шиле. Около 120 рисунков в Москву привезут из Музея Альбертина (Вена), которая обладает исключительным по качеству собранием их графических работ.
Густав Климт (1862–1918) и Эгон Шиле (1890–1918) — крупнейшие представители европейского авангарда начала XX века. В творчестве обоих мастеров рисунок занимает чрезвычайно важное место.
Мэт Коллишоу «Seria Ludo. Превращая в игру»
Даты проведения: Середина ноября (даты уточняются)
В 2017 году предполагается проект-инсталляция английского художника Мэта Коллишоу (род. 1966), известного своими произведениями, отсылающими к наследию классического искусства.
В апреле 2016 года Коллишоу закончил новое произведение «Seria Ludo», посвященное теме вакханалии: при быстром вращении колоссальной люстры с богатым барочным декором создается эффект мультипликации действия.
Хаим Сутин. Ретроспектива
Даты проведения: 11 ноября 2017 – 19 февраля 2018
Первая в России выставка произведений ярчайшего представителя Парижской школы Хаима Сутина (1893–1943) – совместный кураторский проект
ГМИИ им. А.С. Пушкина и парижского Музея Оранжери. В экспозиции будет представлено более 60 работ художника из Музея современного искусства города Парижа, Центра Помпиду, частных европейских и российских коллекций.
Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!
Читайте также