Гоголь-центр — Википедия
«Го́голь-центр» — театральный центр, созданный режиссёром Кириллом Серебренниковым на базе расформированного Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя.
7 августа 2012 года новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя был назначен режиссёр Кирилл Серебренников[1][2][3]. Уже в сентябре 2012 года было объявлено о планах Серебренникова о расформировании театра и превращении его в «Гоголь-центр»[4].
«Гоголь-центр» — место, где сосуществуют все виды современного искусства, где, помимо спектаклей российских и европейских режиссёров, проходят кинопоказы, лекции, дискуссии, концерты и выставки.
Также в «Гоголь-центре» работают книжный магазин «Гоголь books» и кафе «N», открытые для посетителей в течение всего дня.
«Гоголь-центр» строится по редкой для российских театров системе — в нём работают вместе четыре резидента, разные театральные группы, которые показывают собственные проекты и общими силами создают спектакли, входящие в репертуар театра.
Резиденты «Гоголь-центра» — Студия «SounDrama», «Седьмая студия», Компания современного танца «Диалог Данс» (Кострома)[5] и труппа МДТ им. Н. В. Гоголя.
Открытие «Гоголь-центра» (был показан перформанс «00:00», в котором приняли участие все резиденты театра, а также артисты бывшего Театра им. Н. В. Гоголя) состоялось 2—3 февраля 2013 года[6].
В первом сезоне, 2012—2013 гг., в «Гоголь-центре» было выпущено 6 премьер (три в Большом зале и три в Малом), состоялось множество концертов, дискуссий и других значимых событий.
В сезоне 2013—2014 гг. планируется выход 13 новых спектаклей, а также открытие первой в России специализированной Театральной медиатеки — в ней зрители смогут в свободном режиме посмотреть видеозаписи спектаклей со всего мира.
1 и 2 ноября 2013 года в «Гоголь-центре» российскими премьерами фильмов «Мёбиус» (режиссёр — Ким Ки Дук) и «Жизнь Адель» (режиссёр — Абделатиф Кешиш; «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля 2013 года) открылась программа «Гоголь-кино», в рамках которой в театре будут проходить показы главных хитов европейских кинофестивалей.
В декабре 2013 года Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков потребовал отменить показ фильма «Показательный процесс: История „Пусси Райот“» Майка Лернера и Максима Поздоровкина в Гоголь-центре[7][8].
- 8 февраля 2013 года — «Отморозки» по мотивам романа Захара Прилепина «Санькя» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 15 февраля 2013 года — Пенталогия «Гоголь. Вечера» («Гоголь. Вечера. Весна», «Гоголь. Вечера. Лето», «Гоголь. Вечера. Майская ночь, или Утопленница», «Гоголь. Вечер накануне Ивана Купала», «Гоголь. Вечера. Сорочинская ярмарка») по мотивам цикла повестей Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр — Владимир Панков) —
- 16 февраля 2013 года — «Митина любовь» по повести Ивана Бунина (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 1 марта 2013 года — «Метаморфозы» по мотивам мифов Овидия (режиссёры — Давид Бобе, Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 8 марта 2013 года — «Я, Пулемётчик» по пьесе Юрия Клавдиева (режиссёр — Владимир Панков)
- 22 марта 2013 года — Опера Юрия Лобикова «Охота на Снарка» по «агонии в 8 воплях» Льюиса Кэрролла (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 3 апреля 2013 года — «Ёлка у Ивановых» по пьесе Александра Введенского (режиссёр — Денис Азаров)
- 17 апреля 2013 года — «Братья» Михаила Дурненкова по мотивам фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (режиссёр — Алексей Мизгирёв)
- 25 апреля 2013 года — «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 9 мая 2013 года — «Утёсов» по песням Леонида Утёсова в исполнении Дмитрия Хоронько (режиссёр — Илья Шагалов)
- 17 мая 2013 года — «Русская красавица» по роману Виктора Ерофеева (режиссёр — Женя Беркович)
- 24 мая 2013 года — «Идиоты» Валерия Печейкина по мотивам фильма Ларса фон Триера (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 21 июня 2013 года — «Страх»/«Без страха» Любы Стрижак по фильму Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу» (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 13 сентября 2013 года — «Машина» по пьесе Юрия Клавдиева «Пойдем, нас ждёт машина!» (режиссёр — Владимир Панков)
- 5 октября 2013 года — «Медея» по трагедии Еврипида (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 6 октября 2013 года — Мюзикл Стивена Сейтера и Дункана Шейка «Пробуждение весны» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 13 ноября 2013 года —
- 28 ноября 2013 года — «Гамлет» по пьесе Уильяма Шекспира (режиссёр — Давид Бобе, Франция) — спектакль «Седьмой студии»
- 27 декабря 2013 года — «Марина» по пьесе Любы Стрижак (режиссёр — Женя Беркович)
- 3 января 2014 года — Спектакль-инсталляция Веры Мартыновой «Девочка со спичками» по рассказу Ханса Кристиана Андерсена
- 26 января 2014 года — «Мёртвые души» по повести Николая Гоголя (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 15 марта 2014 года — «Двор» по пьесе Елены Исаевой (режиссёр — Владимир Панков)
- 27 мая 2014 года — Спектакль-«бродилка» по скрытым от зрительских глаз помещениям театра «S.T.A.Л.K.E.R.» Нины Беленицкой по первой версии сценария фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (режиссёр — Евгений Григорьев)
- 13 июня 2014 года — «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Мученик» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 28 августа 2014 года — «Девять» Валерия Печейкина по мотивам фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года» (режиссёр — Сергей Виноградов)
- 5 сентября 2014 года — «Феи» по пьесе Ронана Шено (режиссёр — Давид Бобе, Франция) — спектакль «Седьмой студии»
- 3 марта 2015 года — «Павлик — мой Бог» по пьесе Нины Беленицкой (режиссёр — Евгений Григорьев)
- 7 марта 2015 года — «Арлекин» по пьесе Пьера Карле де Шамблен де Мариво «Арлекин, воспитанный любовью» (режиссёр — Тома Жолли, Франция)
- 12 марта 2015 года — «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 20 марта 2015 года — «Озеро» по пьесе Михаила Дурненкова (режиссёр — Сергей Виноградов) — спектакль «Седьмой студии»
- 27 марта 2015 года — «Хармс. Мыр» по произведениям Даниила Хармса (режиссёр — Максим Диденко)
- 15 сентября 2015 года — «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 19 сентября 2015 года — «Русские сказки» по «Народным русским сказкам» из собрания Александра Афанасьева (постановка — Кирилл Серебренников, режиссёры — Илья Шагалов, Александр Созонов, Женя Беркович)
- 19 января 2016 года — «Иоланта / opus» по произведениям Петра Чайковского, Альфреда Шнитке, Франсиса Пуленка, Джакомо Пуччини (режиссёры — Филипп Авдеев, Игорь Бычков, Александр Горчилин)
- 4 марта 2016 года — «Машина Мюллер» по произведениям, дневникам, письмам Хайнера Мюллера (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 14 мая 2016 года — «Пастернак. Сестра моя — жизнь» Бориса Пастернака (режиссёр — Максим Диденко) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 29 июня 2016 года — «Кафка» Валерия Печейкина (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 16 октября 2016 года — «Мандельштам. Век-волкодав» (режиссёр — Антон Адасинский) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 2 декабря 2017 год — «Персона» по одноименному фильму Ингмара Бергмана (режиссёр Лера Суркова)
- 22 декабря 2016 года — «Похороны Сталина» (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 4 февраля 2017 года — «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак (режиссёр — Филипп Авдеев)
- 8 марта 2017 года — «Кузмин. Форель разбивает лёд» (режиссёр — Владислав Наставшев) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 18 марта 2017 года — «Свобода №7» (режиссёр — Илья Шагалов)
- 13 апреля 2017 года — «Молоко» по пьесе Екатерины Мавроматис (режиссёр — Денис Азаров)
- 15 сентября 2017 года — «Маленькие трагедии» по циклу пьес Александра Пушкина (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 30 сентября 2017 года — «Демоны» по пьесе Ларса Нурена (режиссёр — Элмарс Сеньковс)
- 10 ноября 2017 года — «Шекспир» по произведениям Уильяма Шекспира (режиссёр — Евгений Кулагин)
- 3 декабря 2017 года — «Ахматова. Поэма без героя» по поэме Анны Ахматовой (режиссёр — Кирилл Серебренников) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 15 января 2018 года — «Маяковский. Трагедия» (режиссёр — Филипп Григорьян) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 5 декабря 2018 года — «Мизантроп» по пьесе Мольера в редакции Дмитрия Быкова (режиссёр — Элмарс Сеньковс)
- 25 декабря 2018 года — «Барокко» (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 17 мая 2018 года — «Две комнаты» (режиссёр — Евгений Кулагин)
- 20 февраля 2019 года — «Боженька» по пьесе Валерия Печейкина (режиссёр — Никита Кукушкин)
- 23 марта 2019 года — «Спасти орхидею» (режиссёр — Владислав Наставшев)
- 24 и 25 апреля 2019 года — концерт-посвящение Алле Пугачевой «Наша Алла» (Кирилл Серебренников)
- 15 сентября 2019 года — «Палачи» по пьесе Мартина Макдонаха (режиссёр — Кирилл Серебренников)
Гоголь-музыка[править | править код]
В рамках программы «Гоголь-музыка» в «Гоголь-центре» постоянно проходят концерты ведущих российских и зарубежных музыкальных коллективов и исполнителей. Среди групп и певцов, выступавших на сцене «Гоголь-центра» — немецкий музыкант Бликса Баргельд, шведский вокалист Jay Jay Johanson, литовская певица Алина Орлова, белорусское кабаре-бэнд «Серебряная свадьба», ростовская группа «Motorama», певец и поэт Псой Короленко.
Куратор программы — актёр и музыкант Сергей Васильев.
Гоголь+[править | править код]
Дискуссионный клуб «Гоголь+» проводит регулярные встречи, дискуссии и лекции на самые разные темы, от спектаклей «Гоголь-центра» до проблем общественной жизни, от ситуации в современном российском театре до основ contemporary dance. В числе гостей «Гоголь+» побывали Андрей Архангельский, Алексей Бартошевич, Константин Богомолов, Марина Давыдова, Виктор Ерофеев, Максим Ковальский, Олег Кулик, Юрий Норштейн, Захар Прилепин, Анатолий Смелянский, Татьяна Толстая, Михаил Швыдкой и многие другие режиссёры, писатели, журналисты, учёные.
Куратор программы — театральный критик Алла Шендерова.
Гоголь-кино[править | править код]
Программа «Гоголь-кино» представляет первые российские показы самых резонансных европейских кинопремьер, многие из которых не доходят до широкого проката.
Куратор программы — кинокритик, обозреватель газеты «Комсомольская правда» Стас Тыркин.
Гоголь-тема[править | править код]
Серия паблик-токов с ведущими российскими представителями культуры, политики, науки. Куратор программы — Катерина Гордеева.
Гоголь+
Марина Давыдова
Куратор проекта «Театральная Медиатека»
«У Театральной Медиатеки, которая открылась в этом году в «Гоголь-Центре», нет аналогов в России. Но их, похоже, нет и в мире.
Впервые в истории театра предпринята попытка аккумулировать в одном месте весь имеющийся сегодня театральный видео- архив и сделать его доступным для самого широкого круга пользователей. Поскольку мы чтим авторское право, Медиатека работает не как абонемент обычной библиотеки, а, скорее, как ее читальный зал: вы приходите в «Гоголь-Центр», получаете по паспорту код доступа и дальше в вашем распоряжении оказывается все богатство «медиатечного» каталога — Пина Бауш, Роберт Уилсон, Ежи Гротовский, Ариана Мнушкина… За пределами специально оборудованной зоны магическое действие кода заканчивается: увидеть шедевры мирового театра можно только в индивидуальном порядке и только на территории «Гоголь-Центра», зато за обновлениями каталога можно следить на нашем сайте, не выходя из дома. Обновляются же фонды Медиатеки регулярно — и за счет собственных приобретений, и за счет частных видеоколлекций, переданных в дар «Гоголь-Центру» театроведами, режиссерами и просто любителями театра.
В дальнейшем Театральная Медиатека планирует заняться поиском редких кино-видеоматериалов, а также их оцифровкой и реставрацией для дальнейшего выпуска их на лицензионных дисках.
Но это еще не все.
Смотреть видеозаписи спектаклей самостоятельно не так-то просто. Запись не передает не только атмосферу, царящую в зале, она очень часто категорически искажает сами параметры спектакля. Понять, как устроено пространство в «Идиоте» Франка Касторфа, что на самом деле происходит в перфомансе «Call Cutta in a box» группы Rimini Protokol, по видеозаписи практически невозможно. Для этого нужен комментарий очевидца и эксперта. Поэтому на базе Медиатеки с самого начала работает лекторий, который, по сути, восполняет отсутствующий во всех театральных вузах страны курс по истории театра второй половины ХХ — начала XXI в. Тут уже состоялись лекции о «Махабхарате» Питера Брука и «Идиоте» Касторфа, об Ариане Мнушкиной и Кристофе Марталере, о Тадеуше Канторе, Патрисе Шеро, Ромео Кастеллуччи, Рихарде Вагнере и группе Rimini Protokol.
Каждая лекция сопровождается показом наиболее выразительных фрагментов спектаклей и предполагает диалог с залом. Когда вечерние лекции Медиатеки собирают не горстку любителей театрального артхауса, а десятки и даже сотни слушателей, начинаешь понимать, что увлекательный рассказ о спектаклях вполне может составить конкуренцию самим спектаклям. И значит, просветительский проект «Гоголь-Центра» придуман не зря».
Гоголь-центр — Википедия
«Го́голь-центр» — театральный центр, созданный режиссёром Кириллом Серебренниковым на базе расформированного Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя.
История
7 августа 2012 года новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя был назначен режиссёр Кирилл Серебренников[1][2][3]. Уже в сентябре 2012 года было объявлено о планах Серебренникова о расформировании театра и превращении его в «Гоголь-центр»[4].
«Гоголь-центр» — место, где сосуществуют все виды современного искусства, где, помимо спектаклей российских и европейских режиссёров, проходят кинопоказы, лекции, дискуссии, концерты и выставки.
Также в «Гоголь-центре» работают книжный магазин «Гоголь books» и кафе «N», открытые для посетителей в течение всего дня.
«Гоголь-центр» строится по редкой для российских театров системе — в нём работают вместе четыре резидента, разные театральные группы, которые показывают собственные проекты и общими силами создают спектакли, входящие в репертуар театра.
Резиденты «Гоголь-центра» — Студия «SounDrama», «Седьмая студия», Компания современного танца «Диалог Данс» (Кострома)[5] и труппа МДТ им. Н. В. Гоголя.
Открытие «Гоголь-центра» (был показан перформанс «00:00», в котором приняли участие все резиденты театра, а также артисты бывшего Театра им. Н. В. Гоголя) состоялось 2—3 февраля 2013 года[6].
В первом сезоне, 2012—2013 гг., в «Гоголь-центре» было выпущено 6 премьер (три в Большом зале и три в Малом), состоялось множество концертов, дискуссий и других значимых событий.
В сезоне 2013—2014 гг. планируется выход 13 новых спектаклей, а также открытие первой в России специализированной Театральной медиатеки — в ней зрители смогут в свободном режиме посмотреть видеозаписи спектаклей со всего мира.
1 и 2 ноября 2013 года в «Гоголь-центре» российскими премьерами фильмов «Мёбиус» (режиссёр — Ким Кидук) и «Жизнь Адель» (режиссёр — Абделатиф Кешиш; «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля 2013 года) открылась программа «Гоголь-кино», в рамках которой в театре будут проходить показы главных хитов европейских кинофестивалей.
В декабре 2013 года Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков потребовал отменить показ фильма «Показательный процесс: История „Пусси Райот“» Майка Лернера и Максима Поздоровкина в Гоголь-центре[7][8].
Директора
Репертуар «Гоголь-центра»
- 8 февраля 2013 года — «Отморозки» по мотивам романа Захара Прилепина «Санькя» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 15 февраля 2013 года — Пенталогия «Гоголь. Вечера» («Гоголь. Вечера. Весна», «Гоголь. Вечера. Лето», «Гоголь. Вечера. Майская ночь, или Утопленница», «Гоголь. Вечер накануне Ивана Купала», «Гоголь. Вечера. Сорочинская ярмарка») по мотивам цикла повестей Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр — Владимир Панков) — спектакли Студии Soundrama
- 16 февраля 2013 года — «Митина любовь» по повести Ивана Бунина (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 1 марта 2013 года — «Метаморфозы» по мотивам мифов Овидия (режиссёры — Давид Бобе, Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 8 марта 2013 года — «Я, Пулемётчик» по пьесе Юрия Клавдиева (режиссёр — Владимир Панков)
- 22 марта 2013 года — Опера Юрия Лобикова «Охота на Снарка» по «агонии в 8 воплях» Льюиса Кэрролла (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 3 апреля 2013 года — «Ёлка у Ивановых» по пьесе Александра Введенского (режиссёр — Денис Азаров)
- 17 апреля 2013 года — «Братья» Михаила Дурненкова по мотивам фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (режиссёр — Алексей Мизгирёв)
- 25 апреля 2013 года — «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 9 мая 2013 года — «Утёсов» по песням Леонида Утёсова в исполнении Дмитрия Хоронько (режиссёр — Илья Шагалов)
- 17 мая 2013 года — «Русская красавица» по роману Виктора Ерофеева (режиссёр — Женя Беркович)
- 24 мая 2013 года — «Идиоты» Валерия Печейкина по мотивам фильма Ларса фон Триера (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 21 июня 2013 года — «Страх»/«Без страха» Любы Стрижак по фильму Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу» (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 13 сентября 2013 года — «Машина» по пьесе Юрия Клавдиева «Пойдем, нас ждёт машина!» (режиссёр — Владимир Панков)
- 5 октября 2013 года — «Медея» по трагедии Еврипида (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 6 октября 2013 года — Мюзикл Стивена Сейтера и Дункана Шейка «Пробуждение весны» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 13 ноября 2013 года — «Неврастения» Ивана Естегнеева и Евгения Кулагина — спектакль компании «Диалог Данс»
- 28 ноября 2013 года — «Гамлет» по пьесе Уильяма Шекспира (режиссёр — Давид Бобе, Франция) — спектакль «Седьмой студии»
- 27 декабря 2013 года — «Марина» по пьесе Любы Стрижак (режиссёр — Женя Беркович)
- 3 января 2014 года — Спектакль-инсталляция Веры Мартыновой «Девочка со спичками» по рассказу Ханса Кристиана Андерсена
- 26 января 2014 года — «Мёртвые души» по повести Николая Гоголя (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 15 марта 2014 года — «Двор» по пьесе Елены Исаевой (режиссёр — Владимир Панков)
- 27 мая 2014 года — Спектакль-«бродилка» по скрытым от зрительских глаз помещениям театра «S.T.A.Л.K.E.R.» Нины Беленицкой по первой версии сценария фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (режиссёр — Евгений Григорьев)
- 13 июня 2014 года — «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Мученик» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 28 августа 2014 года — «Девять» Валерия Печейкина по мотивам фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года» (режиссёр — Сергей Виноградов)
- 5 сентября 2014 года — «Феи» по пьесе Ронана Шено (режиссёр — Давид Бобе, Франция) — спектакль «Седьмой студии»
- 3 марта 2015 года — «Павлик — мой Бог» по пьесе Нины Беленицкой (режиссёр — Евгений Григорьев)
- 7 марта 2015 года — «Арлекин» по пьесе Пьера Карле де Шамблен де Мариво «Арлекин, воспитанный любовью» (режиссёр — Тома Жолли, Франция)
- 12 марта 2015 года — «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 20 марта 2015 года — «Озеро» по пьесе Михаила Дурненкова (режиссёр — Сергей Виноградов) — спектакль «Седьмой студии»
- 27 марта 2015 года — «Хармс. Мыр» по произведениям Даниила Хармса (режиссёр — Максим Диденко)
- 15 сентября 2015 года — «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 19 сентября 2015 года — «Русские сказки» по «Народным русским сказкам» из собрания Александра Афанасьева (постановка — Кирилл Серебренников, режиссёры — Илья Шагалов, Александр Созонов, Женя Беркович)
- 19 января 2016 года — «Иоланта / opus» по произведениям Петра Чайковского, Альфреда Шнитке, Франсиса Пуленка, Джакомо Пуччини (режиссёры — Филипп Авдеев, Игорь Бычков, Александр Горчилин)
- 4 марта 2016 года — «Машина Мюллер» по произведениям, дневникам, письмам Хайнера Мюллера (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 14 мая 2016 года — «Пастернак. Сестра моя — жизнь» Бориса Пастернака (режиссёр — Максим Диденко) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 29 июня 2016 года — «Кафка» Валерия Печейкина (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 16 октября 2016 года — «Мандельштам. Век-волкодав» (режиссёр — Антон Адасинский) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 2 декабря 2017 год — «Персона» по одноименному фильму Ингмара Бергмана (режиссёр Лера Суркова)
- 22 декабря 2016 года — «Похороны Сталина» (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 4 февраля 2017 года — «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак (режиссёр — Филипп Авдеев)
- 8 марта 2017 года — «Кузмин. Форель разбивает лёд» по пьесе Любы Стрижак (режиссёр — Филипп Авдеев) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 18 марта 2017 года — «Свобода №7» (режиссёр — Илья Шагалов)
- 13 апреля 2017 года — «Молоко» по пьесе Екатерины Мавроматис (режиссёр — Денис Азаров)
- 15 сентября 2017 года — «Маленькие трагедии» по циклу пьес Александра Пушкина (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 30 сентября 2017 года — «Демоны» по пьесе Ларса Нурена (режиссёр — Элмарс Сеньковс)
- 10 ноября 2017 года — «Шекспир» по произведениям Уильяма Шекспира (режиссёр — Евгений Кулагин)
- 3 декабря 2017 года — «Ахматова. Поэма без героя» по поэме Анны Ахматовой (режиссёр — Кирилл Серебренников) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 15 января 2018 года — «Маяковский. Трагедия» (режиссёр — Филипп Григорьян) в рамках поэтического цикла «Звезда»
Программы «Гоголь-центра»
Гоголь-музыка
В рамках программы «Гоголь-музыка» в «Гоголь-центре» постоянно проходят концерты ведущих российских и зарубежных музыкальных коллективов и исполнителей. Среди групп и певцов, выступавших на сцене «Гоголь-центра» — немецкий музыкант Бликса Баргельд, шведский вокалист Jay Jay Johanson, литовская певица Алина Орлова, белорусское кабаре-бэнд «Серебряная свадьба», ростовская группа «Motorama», певец и поэт Псой Короленко.
Куратор программы — актёр и музыкант Сергей Васильев.
Гоголь+
Дискуссионный клуб «Гоголь+» проводит регулярные встречи, дискуссии и лекции на самые разные темы, от спектаклей «Гоголь-центра» до проблем общественной жизни, от ситуации в современном российском театре до основ contemporary dance. В числе гостей «Гоголь+» побывали Андрей Архангельский, Алексей Бартошевич, Константин Богомолов, Марина Давыдова, Виктор Ерофеев, Максим Ковальский, Олег Кулик, Юрий Норштейн, Захар Прилепин, Анатолий Смелянский, Татьяна Толстая, Михаил Швыдкой и многие другие режиссёры, писатели, журналисты, учёные.
Куратор программы — театральный критик Алла Шендерова.
Гоголь-кино
Программа «Гоголь-кино» представляет первые российские показы самых резонансных европейских кинопремьер, многие из которых не доходят до широкого проката.
Куратор программы — кинокритик, обозреватель газеты «Комсомольская правда» Стас Тыркин.
Примечания
Ссылки
Гоголь-центр — Википедия
«Го́голь-центр» — театральный центр, созданный режиссёром Кириллом Серебренниковым на базе расформированного Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя.
История
7 августа 2012 года новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя был назначен режиссёр Кирилл Серебренников[1][2][3]. Уже в сентябре 2012 года было объявлено о планах Серебренникова о расформировании театра и превращении его в «Гоголь-центр»[4].
«Гоголь-центр» — место, где сосуществуют все виды современного искусства, где, помимо спектаклей российских и европейских режиссёров, проходят кинопоказы, лекции, дискуссии, концерты и выставки.
Также в «Гоголь-центре» работают книжный магазин «Гоголь books» и кафе «N», открытые для посетителей в течение всего дня.
«Гоголь-центр» строится по редкой для российских театров системе — в нём работают вместе четыре резидента, разные театральные группы, которые показывают собственные проекты и общими силами создают спектакли, входящие в репертуар театра.
Резиденты «Гоголь-центра» — Студия «SounDrama», «Седьмая студия», Компания современного танца «Диалог Данс» (Кострома)[5] и труппа МДТ им. Н. В. Гоголя.
Открытие «Гоголь-центра» (был показан перформанс «00:00», в котором приняли участие все резиденты театра, а также артисты бывшего Театра им. Н. В. Гоголя) состоялось 2—3 февраля 2013 года[6].
В первом сезоне, 2012—2013 гг., в «Гоголь-центре» было выпущено 6 премьер (три в Большом зале и три в Малом), состоялось множество концертов, дискуссий и других значимых событий.
В сезоне 2013—2014 гг. планируется выход 13 новых спектаклей, а также открытие первой в России специализированной Театральной медиатеки — в ней зрители смогут в свободном режиме посмотреть видеозаписи спектаклей со всего мира.
1 и 2 ноября 2013 года в «Гоголь-центре» российскими премьерами фильмов «Мёбиус» (режиссёр — Ким Кидук) и «Жизнь Адель» (режиссёр — Абделатиф Кешиш; «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля 2013 года) открылась программа «Гоголь-кино», в рамках которой в театре будут проходить показы главных хитов европейских кинофестивалей.
В декабре 2013 года Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков потребовал отменить показ фильма «Показательный процесс: История „Пусси Райот“» Майка Лернера и Максима Поздоровкина в Гоголь-центре[7][8].
Директора
Репертуар «Гоголь-центра»
- 8 февраля 2013 года — «Отморозки» по мотивам романа Захара Прилепина «Санькя» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 15 февраля 2013 года — Пенталогия «Гоголь. Вечера» («Гоголь. Вечера. Весна», «Гоголь. Вечера. Лето», «Гоголь. Вечера. Майская ночь, или Утопленница», «Гоголь. Вечер накануне Ивана Купала», «Гоголь. Вечера. Сорочинская ярмарка») по мотивам цикла повестей Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр — Владимир Панков) — спектакли Студии Soundrama
- 16 февраля 2013 года — «Митина любовь» по повести Ивана Бунина (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 1 марта 2013 года — «Метаморфозы» по мотивам мифов Овидия (режиссёры — Давид Бобе, Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 8 марта 2013 года — «Я, Пулемётчик» по пьесе Юрия Клавдиева (режиссёр — Владимир Панков)
- 22 марта 2013 года — Опера Юрия Лобикова «Охота на Снарка» по «агонии в 8 воплях» Льюиса Кэрролла (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 3 апреля 2013 года — «Ёлка у Ивановых» по пьесе Александра Введенского (режиссёр — Денис Азаров)
- 17 апреля 2013 года — «Братья» Михаила Дурненкова по мотивам фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (режиссёр — Алексей Мизгирёв)
- 25 апреля 2013 года — «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 9 мая 2013 года — «Утёсов» по песням Леонида Утёсова в исполнении Дмитрия Хоронько (режиссёр — Илья Шагалов)
- 17 мая 2013 года — «Русская красавица» по роману Виктора Ерофеева (режиссёр — Женя Беркович)
- 24 мая 2013 года — «Идиоты» Валерия Печейкина по мотивам фильма Ларса фон Триера (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 21 июня 2013 года — «Страх»/«Без страха» Любы Стрижак по фильму Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу» (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 13 сентября 2013 года — «Машина» по пьесе Юрия Клавдиева «Пойдем, нас ждёт машина!» (режиссёр — Владимир Панков)
- 5 октября 2013 года — «Медея» по трагедии Еврипида (режиссёр — Владислав Наставшев, Латвия)
- 6 октября 2013 года — Мюзикл Стивена Сейтера и Дункана Шейка «Пробуждение весны» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 13 ноября 2013 года — «Неврастения» Ивана Естегнеева и Евгения Кулагина — спектакль компании «Диалог Данс»
- 28 ноября 2013 года — «Гамлет» по пьесе Уильяма Шекспира (режиссёр — Давид Бобе, Франция) — спектакль «Седьмой студии»
- 27 декабря 2013 года — «Марина» по пьесе Любы Стрижак (режиссёр — Женя Беркович)
- 3 января 2014 года — Спектакль-инсталляция Веры Мартыновой «Девочка со спичками» по рассказу Ханса Кристиана Андерсена
- 26 января 2014 года — «Мёртвые души» по повести Николая Гоголя (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 15 марта 2014 года — «Двор» по пьесе Елены Исаевой (режиссёр — Владимир Панков)
- 27 мая 2014 года — Спектакль-«бродилка» по скрытым от зрительских глаз помещениям театра «S.T.A.Л.K.E.R.» Нины Беленицкой по первой версии сценария фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (режиссёр — Евгений Григорьев)
- 13 июня 2014 года — «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Мученик» (режиссёр — Кирилл Серебренников) — спектакль «Седьмой студии»
- 28 августа 2014 года — «Девять» Валерия Печейкина по мотивам фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года» (режиссёр — Сергей Виноградов)
- 5 сентября 2014 года — «Феи» по пьесе Ронана Шено (режиссёр — Давид Бобе, Франция) — спектакль «Седьмой студии»
- 3 марта 2015 года — «Павлик — мой Бог» по пьесе Нины Беленицкой (режиссёр — Евгений Григорьев)
- 7 марта 2015 года — «Арлекин» по пьесе Пьера Карле де Шамблен де Мариво «Арлекин, воспитанный любовью» (режиссёр — Тома Жолли, Франция)
- 12 марта 2015 года — «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 20 марта 2015 года — «Озеро» по пьесе Михаила Дурненкова (режиссёр — Сергей Виноградов) — спектакль «Седьмой студии»
- 27 марта 2015 года — «Хармс. Мыр» по произведениям Даниила Хармса (режиссёр — Максим Диденко)
- 15 сентября 2015 года — «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 19 сентября 2015 года — «Русские сказки» по «Народным русским сказкам» из собрания Александра Афанасьева (постановка — Кирилл Серебренников, режиссёры — Илья Шагалов, Александр Созонов, Женя Беркович)
- 19 января 2016 года — «Иоланта / opus» по произведениям Петра Чайковского, Альфреда Шнитке, Франсиса Пуленка, Джакомо Пуччини (режиссёры — Филипп Авдеев, Игорь Бычков, Александр Горчилин)
- 4 марта 2016 года — «Машина Мюллер» по произведениям, дневникам, письмам Хайнера Мюллера (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 14 мая 2016 года — «Пастернак. Сестра моя — жизнь» Бориса Пастернака (режиссёр — Максим Диденко) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 29 июня 2016 года — «Кафка» Валерия Печейкина (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 16 октября 2016 года — «Мандельштам. Век-волкодав» (режиссёр — Антон Адасинский) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 2 декабря 2017 год — «Персона» по одноименному фильму Ингмара Бергмана (режиссёр Лера Суркова)
- 22 декабря 2016 года — «Похороны Сталина» (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 4 февраля 2017 года — «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак (режиссёр — Филипп Авдеев)
- 8 марта 2017 года — «Кузмин. Форель разбивает лёд» по пьесе Любы Стрижак (режиссёр — Филипп Авдеев) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 18 марта 2017 года — «Свобода №7» (режиссёр — Илья Шагалов)
- 13 апреля 2017 года — «Молоко» по пьесе Екатерины Мавроматис (режиссёр — Денис Азаров)
- 15 сентября 2017 года — «Маленькие трагедии» по циклу пьес Александра Пушкина (режиссёр — Кирилл Серебренников)
- 30 сентября 2017 года — «Демоны» по пьесе Ларса Нурена (режиссёр — Элмарс Сеньковс)
- 10 ноября 2017 года — «Шекспир» по произведениям Уильяма Шекспира (режиссёр — Евгений Кулагин)
- 3 декабря 2017 года — «Ахматова. Поэма без героя» по поэме Анны Ахматовой (режиссёр — Кирилл Серебренников) в рамках поэтического цикла «Звезда»
- 15 января 2018 года — «Маяковский. Трагедия» (режиссёр — Филипп Григорьян) в рамках поэтического цикла «Звезда»
Программы «Гоголь-центра»
Гоголь-музыка
В рамках программы «Гоголь-музыка» в «Гоголь-центре» постоянно проходят концерты ведущих российских и зарубежных музыкальных коллективов и исполнителей. Среди групп и певцов, выступавших на сцене «Гоголь-центра» — немецкий музыкант Бликса Баргельд, шведский вокалист Jay Jay Johanson, литовская певица Алина Орлова, белорусское кабаре-бэнд «Серебряная свадьба», ростовская группа «Motorama», певец и поэт Псой Короленко.
Куратор программы — актёр и музыкант Сергей Васильев.
Гоголь+
Дискуссионный клуб «Гоголь+» проводит регулярные встречи, дискуссии и лекции на самые разные темы, от спектаклей «Гоголь-центра» до проблем общественной жизни, от ситуации в современном российском театре до основ contemporary dance. В числе гостей «Гоголь+» побывали Андрей Архангельский, Алексей Бартошевич, Константин Богомолов, Марина Давыдова, Виктор Ерофеев, Максим Ковальский, Олег Кулик, Юрий Норштейн, Захар Прилепин, Анатолий Смелянский, Татьяна Толстая, Михаил Швыдкой и многие другие режиссёры, писатели, журналисты, учёные.
Куратор программы — театральный критик Алла Шендерова.
Гоголь-кино
Программа «Гоголь-кино» представляет первые российские показы самых резонансных европейских кинопремьер, многие из которых не доходят до широкого проката.
Куратор программы — кинокритик, обозреватель газеты «Комсомольская правда» Стас Тыркин.
Примечания
Ссылки
Новости
«Гоголь-центру» исполняется 6 лет. Наш театр живет не театральными сезонами, а календарными годами, поэтому планы на 2019 традиционно объявляет в свой день рождения, 2-ого февраля.«Мы активно выпускаем премьеры, ездим на зарубежные гастроли и собираем полные залы в Москве. В январе 2019 года мы побили даже собственный рекорд — продажи театра составили 99%. Конечно, такого показателя мы достигли не только собственными усилиями, но и благодаря любви наших постоянных зрителей и интересу к нашему театру, который с каждым годом растет. Мы этим очень гордимся.
В 2019 году «Гоголь-центр» выпустит 9 новых спектаклей. И мы очень ждем, надеемся, что в этом году к нам вернется наш друг и художественный руководитель Кирилл Серебренников».
Алексей Кабешев, директор
Премьеры 2019 года
«Боженька»
по пьесе Валерия Печейкина
режиссер — Никита Кукушкин
художник — Александр Барменков
В ролях: Аскар Нигамедзянов, Роман Шмаков, Семен Штейнберг, Ольга Добрина, Евгения Афонская, Ирина Выборнова, Евгений Харитонов, Никита Еленев, Артем Шевченко, Леонид Саморуков, Вячеслав Гилинов, Олег Васенин, Иван Фоминов.
ПРЕМЬЕРА – 20 и 21 февраля
Режиссерский дебют актера «Гоголь-центра» Никиты Кукушкина. Герои пьесы «Боженька» — животные, зверята, которые живут на прекрасной полянке, окруженной диким и страшным лесом.
«Для меня это воспитательная пьеса о том, что нельзя обижать слабых» — говорит драматург Валерий Печейкин.
«Спасти орхидею»
Режиссер, композитор, автор пьесы –— Владислав Наставшев
В ролях: Елена Коренева, Один Байрон, Филипп Авдеев и другие
ПРЕМЬЕРА — 23 и 24 марта
Новая работа латвийского режиссера Владислава Наставшева на Большой сцене театра. Нашим зрителям он знаком по спектаклям «Митина любовь», «Без страха», «Медея» и «Кузмин. Форель разбивает лед». Новый спектакль Владислава Наставшева – автобиография режиссера. Его маму сыграет актриса Елена Коренева, бабушку — Филипп Авдеев. В роли самого Владислава — Один Байрон.
«Мораторий»
По пьесе Мартина Макдонаха «Палачи»
Адаптация русского текста — Кирилл Серебренников
Режиссер — Евгения Добровольская
В ролях: Михаил Трухин, Олег Гущин, Евгения Добровольская, Анна Гуляренко, Полина Пушкарук, Никита Еленев, Андрей Ребенков, Семен Штейнберг, Антон Васильев, Сергей Галахов и другие.
ПРЕМЬЕРА – июнь
Пьеса Макдонаха «Палачи» — главное драматургическое открытие Лондонской и Нью-Йоркской сцены сезона 16/17 года. Пьеса получила премии Лоуренса Оливье, The Evening Standard Theatre Awards, The WhatsOnStage Awards, Drama Theatre Awards в номинации «лучшая новая пьеса». Куратор проекта, автор адаптации русского текста — Кирилл Серебренников.
«Развратница (Tis Pity She’s a Whore)»
По пьесе Джона Форда
Режиссер — Жора Крыжовников
Жора Крыжовников (Андрей Першин) в 2003 году закончил ГИТИС, Мастерскую Марка Захарова. С тех пор он не занимался театром. Для своего дебюта на сцене «Гоголь-центра» он выбрал пьесу Джона Форда «Tis Pity She’s a Whore». Джон Форд — знаменитый английский драматург, младший современник Шекспира. «Tis Pity She’s a Whore» — альтернативная история Ромео и Джульетты, популярная английская репертуарная пьеса, идущая по всему миру. В нашем театре эта пьеса будет поставлена впервые в России.
«Петровы в гриппе и вокруг него»
По роману Алексея Сальникова
Автор инсценировки — Кирилл Серебренников
Режиссер — Элмар Сеньков
Роман Алексея Сальникова стал настоящей сенсацией, победителем многих главных книжных фестивалей и литературных премий России в 2017 году.
Петровы — обычная семья с обычной фамилией, ничем не выделяющаяся из повседневной серости. Петровы — представители всего самого усредненного. Но если приглядеться к этой среднестатистической жизни, то выяснится, что их взаимоотношения, эмоции и проблемы выходят далеко за рамки посредственного и обыденного.
В 2019 году в «Гоголь-центре» состоится премьера нового спектакля режиссера-хореографа Евгения Кулагина.
На Малой сцене театра начнется работа над двумя спектаклями: один — по роману Эрленда Лу «Тихие дни в Перемешках» (режиссер — Алексей Золотовицкий, в главной роли — Максим Виторган) и второй — по книге Стивена Фрая «История музыки» (режиссер — Егор Матвеев, художник — Александр Барменков).
В рамках лаборатории по исследованию современных текстов — на малой сцене начнутся репетиции спектакля-посвящения великому русскому писателю ЮРИЮ МАМЛЕЕВУ (режиссер — Илья Шагалов).
В апреле на сцене «Гоголь-центра» состоится концерт-посвящение Алле Борисовне Пугачевой к юбилею нашей любимой певицы и актрисы. Рабочее название концерта — «Неизвестная Алла».
В 2019 году запланированы гастроли Гоголь-центра в Екатеринбурге со спектаклем Кирилла Серебренникова «Обыкновенная история» по роману А. Гончарова, а также на сцене Deutsches Theatre в Берлине будет представлен спектакль по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» также в постановке К.Серебренникова.
Актер «Гоголь-центра» Александр Горчилин — о Пугачевой, цензуре и свободе
Режиссер фильма «Кислота» и актер театра «Гоголь-центр» Александр Горчилин побывал в Екатеринбурге со спектаклем «Наша Алла». В уральской столице он оказался второй раз, правда, изучить и посмотреть город не успел, но наслышан о событиях в сквере у Театра драмы. IMC поговорили с Горчилиным об Алле Пугачевой, цензуре в театре и кино, возвращении режиссера Кирилла Серебренникова к работе с труппой и о том, можно ли ощущать себя свободным в нашей стране.
Александр Горчилин. Фото: Alex Yocu/«Гоголь-центр»— Когда вы открыли для себя Аллу Пугачеву? Современное поколение, скорее всего, помнит ее по песням, которые родители слушали дома.
— Для меня она была просто певицей. В детстве она мне нравилась. Я застал ее в детском возрасте в тот период, когда она «опопсела» и начала заниматься уже попсовой эстрадой. Тогда все начали американизироваться и пытаться выходить на западное звучание. Это было чуть-чуть нелепым, немного скупым и примитивным. Какие-то старые ее песни послушал только тогда, когда мы начали готовить концерт, нам сказали выбрать какие-то ее произведения до 1980 года, вот тогда от нее была трушная отдача. Я послушал первый альбом и ********[удивился] порядком, потому что это реально была очень крутая музыка, по сравнению с «Позови меня с собой» или «Зайка моя» — то, что они с Киркоровым выдавали… Вот эти первые альбомы — это же реально пушка. По музыкальному построению это сложная, очень сложная музыка. Там и фокстрот, и джаз, и авангард намешаны. Понятно, что у всего этого было советское звучание, но это очень живенько, и я был под впечатлением. Я не знал, что она такое выдавала. Поэтому для меня она открылась как певица в том году.
— Какую композицию Аллы Пугачевой для спектакля вы выбрали?
— Я совместил две композиции «Ясные глаза» и «Как тревожен этот путь», мы ее переделали. Но я вообще не понимаю, почему вы называете это спектаклем. Возможно, потому что это некий экскурс по творчеству, но никто ни в какую роль не входит, я просто пою песни и все.
Для спектакля «Наша Алла» актер совместил две композиции Пугачевой «Ясные глаза» и «Как тревожен этот путь». Фото: Ира Полярная/«Гоголь-центр»— Постановка предваряла фестиваль «Слова и музыка свободы» в Ельцин Центре, темой которого в этом году была свобода творчества. Ощущаете ли вы себя свободным, в первую очередь, творческим человеком? Можете уже себе позволить отказываться от участия в каких-либо проектах?
— Что значит «уже»? Когда наступает этот момент этого «уже»? Я не рефлексирую на тему актерской профессии… Это просто часть моей жизни, от которой я получаю удовольствие. Я даже как про профессию про нее не думаю. Я довольно рано для себя определил то, как я хочу ей заниматься этим. Поэтому для меня не стоит вопрос выбора. Чем я не хочу заниматься — я этим не занимаюсь. Чем хочу — занимаюсь, вот и все.
— В одном из интервью вы говорили, что до сих пор жалеете, что не отказались от съемок в сериале «Папины дочки»…
— Вот после того момента, я и понял для себя, что я хочу делать. Тогда я научился говорить «нет». Но мне было 15 лет, я тогда ничего не мог за себя решать, не умел. Зато это послужило мне хорошим уроком. Теперь я себя оберегаю от травм.
— На какой проект точно не согласитесь?
— Ну, как я вам сейчас скажу… [Не соглашусь] на все то, что снимается ради того, чтобы занять человеческий досуг. Да, вряд ли бы захотел сниматься. Хотя… Понимаете, вот я сейчас буду плести такие узоры, а завтра мне предложат миллион тысяч долларов за какую-нибудь роль на телеканале ТНТ и тогда я пустословом буду, потому что, может, я соглашусь. А может, не соглашусь.
После съемок в сериале «Папины дочки» Горчилин научился отказываться от проектов, в которых не хочет принимать участие. Фото: Ира Полярная/«Гоголь-центр»— То есть все-таки можете назвать себя свободным актером?
— Я делаю, что должен. И будь что будет.
— У Шнура были как-то давно строчки в песне: «…когда плывешь против течения, понимаешь, чего стоит свободное мнение…». То есть быть свободным значит идти против?
— Шнур плывет себе вполне по течению, обеспечивает себе беззаботную старость. Не могу серьезно воспринимать его слова, хотя он умный человек и талантливый, обслуживает массы, занимается своими дорогими зубами за 800 тысяч евро. Мне с этим человеком делить нечего, у меня нет таких зубов. Если были бы, поддержал бы, наверное, разговор. (Смеется).
— Ок, давайте от Шнура вернемся к вопросу о свободном мнении. Например, с наших майских протестов, которые были в сквере у Театра драмы, прошло больше полугода, но до сих пор слышны отголоски. На днях вызывали на допрос владельца местной чебуречной, который просто приносил людям, защищавшим пространство от строительства храма святой Екатерины, еду. Как думаете, опасно ли выражать свое мнение, говорить, действовать свободно сегодня?
— Смотря с кем и как. Это же не какая-то общая формула на все. Зависит от того, с кем я и где… С одними — я один, с другими — другой. Но, конечно, я пытаюсь держаться себя. [С другой стороны], а что мы хотим, когда мы все тут живем в качестве терпил под бандитской абсолютно властью? Что здесь говорить… Конечно, мы не свободны. Мы свободны только в том, чтобы выражать свое мнение вот так вот в интервью, а в плане выбора действий и получения того, что мы хотим, — в этом смысле мы, конечно, не свободны. Особенно относительно стран цивилизованной Европы, хотя там тоже есть внутренние проблемы, о которых мы не знаем, но там, конечно, качество жизни другое, политика устроена иначе… Когда-то эти люди помрут естественным путем, придут другие люди, у которых не будет этого бандитского склада ума, выращенного в 90-е.
— Когда случилось дело «Седьмой студии», актеры театра открыто поддерживали своего мастера, режиссера Кирилла Серебренникова. Вместе появлялись в футболках и свитшотах с хештегом #свободурежиссеру, когда ваши коллеги ездили в Канны представлять фильм «Лето», держали таблички с этой надписью, было много всего… Все-таки человеческое мнение что-то значит?
— Нет. Всем насрать.
— Вы же продолжаете говорить об этом и поддерживать Кирилла Семеновича? Вы не молчите.
— Я имею в виду, что наше слово вряд ли что-то значит для людей из Следственного комитета или судьи. Там абсолютно запуганные люди, они взаимодействуют исключительно друг с другом. Как им сказали, так они и будут делать. Им насрать, сто тысяч человек об этом будут говорить или двести тысяч. Здесь важно другое. Важно, чтобы обычные люди, обыватели, понимали, где мы живем. Не все владеют информацией и не всегда знают, что происходит вокруг. Когда нас действительно станет очень много, и мы в большинстве своем осознаем, в какую жопу мы попали, тогда возможно что-то и поменяется. Когда нас будет много — они не смогут не отреагировать. Сейчас для органов — это пустой звук, как мне кажется, но я могу ошибаться.
Горчилин на спектакле «(М)ученик» Кириллла Серебренникова. Ту же роль актер сыграл в фильме режиссера «Ученик». Фото: Alex Yocu— Вам часто задавали вопросы, как вы жили без Кирилла Семеновича, пока он был под домашним арестом. А мне хочется спросить, как было, когда он вернулся?
— Было странно. Ему, в первую очередь, даже было странно. Ты два года сидишь дома и возвращаешься в это место… Я не знаю, что у него происходило в голове, но ему было нелегко. Сейчас работаем, делаем дальше что-то. Как и делали.
— Когда он был под домашним арестом, вы как-то говорили, что не будете остро высказываться, потому что ваше дело «продолжать в театре и тратить здесь свои силы».
— Мы для этого театр и делали, чтобы играть спектакли.
— Не было мыслей занять активную позицию — собрать митинг, участвовать в пикетах?
— Это [спектакли, фильмы] и был наш главный митинг. Скорее всего, люди рассчитывали, что деятельность «Гоголь-центра» закончится, и мы деморализуемся. А мы, наоборот, так много сделали. В этом и есть наш главный протест.
— По моему личному ощущению, ваш театр и команда «Гоголь-центра» кажутся такой большой, крепкой семьей, которая стоит друг за друга. Так и есть или я ошибаюсь?
— Нет. Мы довольно много времени проводим вместе, у нас не цеховой театр в том смысле, что мы не ходим туда, как на работу. Мы же еще в большинстве своем знакомы с 16 лет. С большей частью труппы мы 11 лет вместе. Учились, взрослели, теперь работаем вместе. Идеологически мы тоже как-то пытались всегда делать одно дело.
«Гоголь-Центр» на гастролях в Екатеринбурге. Фото: Любовь Кабалинова/Ельцин Центр— Когда-нибудь вы можете представить, что покинете театр?
— Могу. Могу, все что угодно представить. Я еще и умру когда-нибудь (Смеется).
— Когда вы снимали фильм «Кислота» на деньги от Минкульта, рассуждая о цензуре, вы говорили, что нужно быть аккуратным и какие-то вещи делать завуалировано. Что вы себе как режиссер точно не позволите?
— Я сейчас ничего не делаю, но, наверное, из-за этого ощущения и не хочу ничего снимать… Я не понимаю, как с цензурой бороться. Можно много чего позволить, но просто это будет нести за собой последствия.
— Какие?
— Да, просто твой фильм не увидят. Сделают все так, чтобы он минимально был показан или вообще не был показан. Все сложно. Хотя это головная боль, в основном, продюсеров. Но как художнику тебе это ставит рамки и ограничения, это неприятно. Например, нельзя письку показывать, наркотики в кадре нюхать. Много мелочей, и тогда непонятно, что снимать. Видимо, надо про танки снимать и про войну. Мы так гордимся этим, мы же страна, победившая фашизм, и будем гордиться еще тысячу лет, это же наша единственная скрепа. Больше надо истреблять фашистов в кино и тогда все будет хорошо.
— Какая картина из последних, что вы смотрели, вам понравилась?
— Смотрел «Верность» Нигины Сайфуллаевой. Я слышал, что Мединский негодовал, когда узнал про то, что там происходит (в фильме много откровенных сцен — прим.ред.). Ребята рискнули, нормально так. Я смотрел и понимал как раз о том, что я сейчас говорил. Люди осмелились и сделали. Не то, что там что-то запредельное, но хорошее, замечательное кино.
— Свобода — как вы ее для себя сформулируете?
— (Долгая пауза). Меня уже это слово, честно говоря, **********[утомило]. Невыносимо уже говорить о свободе. Так же как эти крики о любви. Слово теряет свой смысл, если часто его произносить. Свобода — это то, чего у нас, наверное, нет.
Партнерский материал
Мертвые души, Спектакль в Гоголь-Центре
Пронзительный, искусно поставленный и блестяще сыгранный спектакль. Казалось бы — все герои поэмы Гоголя изучены вдоль и поперек, начиная от школьной скамьи и заканчивая кинематографом — их типичность и характерность уже не должны ни удивлять, ни вызывать повышенных эмоций. Но! Спектакль, не умаляя достоинства первоисточника, показывает человеческий мир — внутренний и внешний, мир мертвых и живых душ — очень современно и красочно.
Саблин Константин Олегович, зритель
Первое, что приходит в голову после просмотра- это гениально! Гениальная игра актеров! Гениальная режиссура! Гениальная Музыка! И даже при отсутвиии особых декораций- имеющиеся декорации тоже гениальны! Сочетать классику в таком исполнении- это мастерство! Всем советую! Спектакль идёт 2,15 ч. Без антракта и смотрится на одном дыхании! Браво!
Федосова Елена Валерьевна, зритель
Спектакли в Гоголь-центре воспринимаются как глоток чистого воздуха современности. От искренности и социальной обнаженности, откровенности и доверия, с которым обращаются к зрителю происходит какое-то возрождение трезвости взгляда на мир вокруг.
Прохорова Алиса Дмитриевна, зритель
Уродование классики, обезьянник
Сергей П., зритель
Круговорот обмана в природе. «В «Мертвых душах» играть должны мужчины» Кирилл Серебренников. Мужчины играют именно многообразие персонажей, а не ритуал гендерного притворства в юбке. Сужение пространства в стенах фанерной коробки не только подчеркнутое безвременье, но и бег по кругу. Мертвые души, запертые в узком коридоре, каждый увяз давно и прочно. Пересматривать спектакль интересно и занимательно, тем что оригинально тасуется актерский состав.
Света Орлова, зритель
И снова классика и снова 100% попадание. Сколько текста, какие фактуры, игра, костюмы. Серебренников, конечно лучший сегодня и команда прекрасная. Живой, настоящий современный театр. Спасибо, получили огромное удовольствие !
Мартынов Артемий Александрович, зритель