Российские балерины: Российские балерины, известные во всем мире

Российские балерины, известные во всем мире

Август 05, 2021

Подборка

Эти воспитанницы русской балетной школы своим танцем покорили зрителей по всему миру. Они — воплощение силы и красоты русского балета.

Анна Павлова

Анна Павлова уже больше века остается одной из самых известных в мире русских балерин: ее выступлениям рукоплескали зрители более чем в 40 странах мира.

Первые зарубежные гастроли Павловой состоялись в 1908 году, но мировое признание ей принесло участие в «Русских сезонах» Дягилева в Париже в 1909 году. К тому времени на родине она уже была примой Мариинского театра, и Михаил Фокин уже поставил для нее хореографическую миниатюру «Лебедь», ставшую символом русского балета ХХ века.

В Париже балерина танцевала премьерные спектакли «Павильон Армиды», «Сильфиды» и «Клеопатра». Именно Анна Павлова в арабеске была изображена на знаменитой афише тех гастролей, созданной художником Валентином Серовым.

Невесомость и воздушность ее исполнения поражали зрителей и критиков — неудивительно, что ее именем позже назовут легчайший торт на основе меренги.

Павлова создала собственную труппу, с которой гастролировала по всему миру. Визитной карточкой каждого ее выступления был «Умирающий лебедь», неизменно заставляющий публику замереть, а потом разразиться бурными овациями.

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина была солисткой Мариинского театра, одной из первых исполнительниц в постановках Михаила Фокина и звездой «Русских сезонов» Дягилева. Ее дуэт с Вацлавом Нижинским был знаковым для дягилевской антрепризы. Бешеный успех в Париже имели балеты «Жар-птица» и «Петрушка», где блистала звездная пара. Участие в «Русских сезонах» сделало балерину знаменитой в Европе.

«Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега… ее танцы — это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели», — писал парижский критик.

Выступления балерины посещали Роден, Сен-Санс, Кокто, Марсель Пруст. Позже балерина вошла в труппу «Русского балета Дягилева», а в 1913 году сконцентрировалась на работе в Мариинском театре, где танцевала главные партии классического репертуара — в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

В 1918 году Карсавина навсегда покинула Россию. В эмиграции она снялась в нескольких немых кинокартинах, например в «Пути к силе и красоте» (1925), выступала в «Ла Скала» и британской труппе «Балле Рамбер», а с 1930 по 1950 годы была вице-президентом Королевской академии танца.

Галина Уланова

Галина Уланова 16 лет была примой Мариинского театра, а потом еще столько же — примой Большого. По сей день она остается самой титулованной советской балериной и за свою карьеру станцевала практически все главные партии из репертуара обоих театров. 

В 1928 году Уланова окончила Петроградское театральное училище, а уже в 1929 исполнила первую партию в «Лебедином озере». Такой короткий путь до Одетты — признак большого дарования. 

Легенда о великой Улановой донеслась до Лондона и Парижа гораздо раньше, чем она вышла на сцену «Гранд-Опера» и «Ковент-Гарден». Английский журнал «Дансинг таймс» писал о выступлении балерины в Италии:

«Не могло быть никаких сомнений в том, что она — великая балерина. Ее величие состоит из двух элементов — выдающегося индивидуального лиризма и благородной, величавой манеры русской школы».

Во время первых гастролей Большого театра в Лондоне Улановой было уже 46 лет. Зритель, впервые после Анны Павловой, увидел на сцене «Лебедя» — другого в своем «умирании», еще более проникновенного, не оставляющего сомнений в том, что русский балет — мировая величина. В 1957 году в Лондоне вышла книга Мери Кларк «Шесть великих танцовщиков мира», куда наряду с Павловой, Нижинским и Карсавиной вошла Уланова.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая стала примой Большого театра после Галины Улановой, которая была ее кумиром. Юную балерину прославила партия Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», которую она исполнила всего в 22 года. Уникальной особенностью ее исполнения были свободные, как бы бескостные, подобные крыльям руки — тогда это было открытием, а сегодня такие руки — образец для подражания всех Одетт в мире. Эти же руки сделали знаковым ее исполнение миниатюры «Умирающий лебедь», в котором Плисецкая «выплывает» из-за кулис спиной к зрителю. Амплитудность прыжков балерины даже профессионалами считалась феноменальной. 

Оглушительный успех имели и другие балеты с участием Плисецкой, например «Дон Кихот», «Раймонда» и «Кармен-Сюита», поставленный специально для нее кубинским хореографом Альберто Алонсо на музыку композитора Родиона Щедрина — мужа балерины. «Кармен» была дважды экранизирована в 1969 и 1978 году.

Выезд Плисецкой зарубеж власти одобрили только в 1959 году, позволив ей присоединиться к труппе Большого театра на гастролях в США. После этого начался новый виток в ее карьере — она стала не только лицом русского балета, но и создала новые высочайшие стандарты в мировой классической хореографии.  

Плисецкая всегда имела смелый новаторский вкус, например она была влюблена в постановку «Болеро» Мориса Бежара, и после личного письма хореографу была приглашена танцевать в видеоверсии балета.

Екатерина Максимова

Прима Большого театра Екатерина Максимова — звезда советского балета. Благодаря ей и ее партнеру и супругу Владимиру Васильеву сформировался известный во всем мире бренд — Bolshoi ballet. Ее называли «самыми умными ногами» в мире. Педагоги Московского хореографического училища ставили номера специально для Максимовой, а в 1959 году, сразу после выпуска, Екатерина поехала на свои первые гастроли в США и Канаду, где совершенно очаровала зрителей. Ее тогда прозвали «чудесным маленьким эльфом» и «бэби Большого балета». В том же году она победила на международном конкурсе в Вене, а после покорила своим талантом Китай, Данию, Норвегию и Финляндию. В 1966 году Максимова и Васильев стали первыми исполнителями главных партий в революционном для того времени «Щелкунчике» Юрия Григоровича.

Специально для балерины создали партию Фригии в балете «Спартак», а в 1976 году Васильев поставил для Максимовой балет «Икар».

В 1982 году пара снялась в «Травиате» Франко Дзеффирелли. Танец Максимовой сегодня можно увидеть в фильмах-балетах «Анюта», «Галатея», «Сотворение мира», «Старое танго». 

Ульяна Лопаткина

Приму Мариинского театра Ульяну Лопаткину часто называют «второй Плисецкой». Ее Одетта-Одиллия и Лебедь в миниатюре на музыку Сен-Санса стали выдающимися образцами русского балета. На Западе ее до сих пор часто называют «главным русским лебедем». Некоторые балетоведы и критики не находят Лопаткиной равных по глубине драматических перевоплощений. 

Когда Ульяна только училась в седьмом классе Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, всемирно известный хореограф Джон Ноймайер подарил ей номер «Чекетти и Павлова». В 1991 году Лопаткина окончила училище, а уже в 1992 ей доверили партию Жизели, что стало началом ее большой славы.

Вскоре имя Лопаткиной на афишах стало гарантом аншлага.

Пик карьеры балерины пришелся на период первых постановок Баланчина в Мариинке, и Лопаткина и в них показала недосягаемый уровень таланта. С 2006 года балерина — Народная артистка России.

Лопаткина была примой Мариинского театра 1995 по 2017 год, после чего оставила сцену, но она по сей день считается образцом самых высоких балетных стандартов.

Полина Семионова

Полина Семионова, выпускница Московской академии хореографии, обладательница золотых медалей на Московском конкурсе артистов балета в Большом театре и Vaganova Prix, в 18 лет приняла судьбоносное решение и по приглашению танцовщика Владимира Малахова присоединилась к труппе Берлинского государственного балета. Возможно, Россия потеряла в ее лице приму Большого, ведь еще Майя Плисецкая после выступления Симеоновой на конкурсе в Нагое признала, что «тут нужно ждать большого будущего». 

В труппе балерина сразу же получила статус солистки и десять лет была звездой берлинской сцены, а в 2011 стала солисткой Американского театра балета и миланского театра Ла Скала. Еще через год русский зритель все же смог увидеть живые выступления балерины — Семионова стала приглашенной солисткой Михайловского театра. За свою карьеру Полина станцевала большинство постановок из «золотого фонда» — исполнила главные партии в «Щелкунчике» и «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Коппелии», «Ромео и Джульетте», балетах Фокина и Баланчина. Исполнилась и ее профессиональная мечта о ведущей партии в «Баядерке». 

С 2012 года балерина преподает в школе Берлинского государственного балета, а с 2013 года является профессором этой школы.

Диана Вишнева

Диана Вишнева получила первое международное признание еще будучи ученицей Вагановской академии — одаренную девочку отправили с номером «Кармен» и вариацией из «Коппелии» на престижный международный конкурс Le Prix de Lausanne, где она получила Гран-при. Учась в выпускном классе училища, Диана танцевала Китри в «Дон Кихоте» на сценах Мариинки и Большого, гастролировала в США, Великобритании и Японии.  

В начале нулевых Вишнева танцевала в Мариинском театре в балетах Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Уильяма Форсайта, Алексея Ратманского, Анжелена Прельжокажа, а также в зарубежных постановках: в «Спящей красавице» в Ла Скала и в «Дон Кихоте» в Гранд-Опера. В 2002 балерина становится солисткой Берлинского государственного балета, а с 2005 по 2017 — приглашенной солисткой Театра американского балета, где ей удалось исполнить долгожданные партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» и Раймонды в одноименном балете.

В 2013 году Вишнева стала первой русской балериной после Плисецкой, исполнившей сольную партию в балете «Болеро» с труппой Мориса Бежара. Проекты Вишневой ставили такие выдающиеся хореографы, как Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден и Жан-Кристоф Майо.

Светлана Захарова

После участия в конкурсе Vaganova-Prix ученица Киевского хореографического училища Светлана Захарова в 16 лет была зачислена в Вагановское училище на последний курс, чего прежде в истории учебного заведения не случалось. С 1996 по 2003 годы Светлана танцевала на сцене Мариинского театра в классических балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка», «Дон Кихот» и в современной постановке великого Джона Ноймайера «Тогда и теперь». За эти годы она не раз получала приглашение стать примой Большого театра, а в 2003 году все же его приняла и является ею по сей день. В Большом театре Захарова блистала в паре с Николаем Цискаридзе в балете «Сон в летнюю ночь» Ноймайера, была первой исполнительницей главных партий во многих премьерных спектаклях Большого театра. В 2008 году прима параллельно заключила контракт с Ла Скала и вскоре и там стала «этуаль». За свою карьеру балерина танцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» на всех главных сценах мира и практически во всех существующих редакциях. 

Екатерина Кондаурова

Прима Мариинского театра Екатерина Кондаурова сегодня считается универсальной танцовщицей, хотя в начале карьеры классический репертуар ей не давали, зато современные постановки обеспечили мировое признание. В 2003 году балерину открыл для себя хореограф Уильям Форсайт — в тот год во Франкфурте санкт-петербургская труппа танцевала его балет «Там, где висят золотые вишни». Вскоре балерина получила ведущие партии в трех его балетах, которые хореограф ставил в Мариинке. Это закрепило за ней амплуа балерины современных постановок, что обеспечило высокую востребованность и у других знаковых хореографов нашего времени, например у Алексея Ратманского и Кирилла Симонова. 

Кондаурова обладает не только невероятной техникой, но и талантом глубокого драматического перевоплощения. Публика и критики высоко оценили ее Анну Каренину в балете Ратманского и Кармен в постановке Алонсо. 

Сегодня прима является звездой не только новаторского, но и академического балета. С труппой Мариинского театра Кондаурова гастролировала в Великобритании, Германии, Нидерландах, Норвегии, Китае и США — ее знает и любит зарубежный зритель.

  • Поделиться:

Самые известные российские балерины

Еще больше вдохновения и актуальных новостей — в канале U magazine в Телеграм. Подписывайтесь!

Балерины России — национальное достояние страны, их фамилии — настоящие бренды. Лопаткина, отмечающая сегодня день рождения, Вишнёва, Захарова, Осипова — настоящие культурные маяки. U magazine выбрал главных танцовщиц современной России. Они, как Кшесинская в свое время, — самые настоящие поп-звезды, они больше чем балерины.

Ульяна Лопаткина

3 года назад Лопаткина, та самая, которую называют иконой стиля русского балета, объявила об окончании танцевальной карьеры. Причина — последствия травм. «Благодарю всех, кто встретился мне на творческом пути! Всех, кто стал для меня наставником, другом, помощником, кто вдохновлял, требовал, утешал и заботился, верил, благодарил и поддерживал! Всех, кто трудился рядом и вместе со мной! Всех моих зрителей, всех, кто понимал меня и дарил в ответ аплодисменты из зала!» — такая запись тогда появилась на сайте балерины. Два месяца спустя Лопаткина стала студенткой в СПбГУ, решила изучать «Дизайн среды». А спустя примерно год после заявления балерины Императорский фарфоровый завод выпустил фигурки звезды. Лопаткина, так же как и Вишнёва, — символы Петербурга, пора уже и памятники ставить.

Диана Вишнёва

Пожалуй, самая известная балерина России — это она. Вишнёва. «Меня не хотели брать в хореографическое училище. Практически никто не верил, что я смогу сначала стать лучшей ученицей, потом выигрывать конкурсы, а затем попасть в Мариинский театр. Я не могу сказать, что с детства было понятно, что Диана Вишнёва станет тем, кем она сейчас является», — говорит Вишнёва, добавляя: «Я, скорее, считаю себя артисткой». Прима Мариинки, мировая звезда, хозяйка собственного международного фестиваля CONTEXT, она заявляет, что не балерина, а именно артистка. И это верно. Вишнёва — это уже больше чем балет.

Светлана Захарова

Современные российские танцовщицы, балерины — настоящие граждане мира. Прима-балерина Большого и Ла Скала, Захарова тоже — истинный космополит. Жила в Германии, работала в Мариинском театре, затем перебралась в Москву, плотно связана с Италией. Это не считая постоянных перемещений из одной точки земного шара в другую, расписание балерины — это Пекин, Сеул, София и Москва. А еще Захарова была в Госдуме, еще она жена и мама, и любит свою заслуженную популярность. 

Екатерина Кондаурова

Еще одна прима Мариинки совершила неожиданный житейский пируэт. Родилась в Москве, перебралась в Петербург и в родном городе жить не хочет.

«Когда стала жить одна, открыла для себя Петербург, друзей стало больше, мне мои приезды в Москву стали даже в тягость. И сейчас я вообще стараюсь ее избегать. Совсем не люблю Москву. Мне там неуютно, душно и всё не то», — признается Кондаурова.

В своих интервью балерина предстает очень рациональной, но в танце… «Она спонтаннее на сцене, чем большинство ее коллег. И все то, что часто похоже на импровизацию, на самом деле хорошо отрепетировано», — отзывается о ней Алексей Ратманский.

Мария Александрова

Великие балерины России всегда отличались характерами. Вот и Мария Александрова — в мае 2017 года эта прима Большого уволилась из театра. Сама. Пространный пост, опубликованный Александровой в соцсетях, ничего не объяснил, но решение было твердым. «Я осталась в Большом на контракте, да и вообще везде осталась на контракте. Сейчас я существую как свободный художник, танцую и работаю там, где я нужна. А с театром я осталась в отношениях вне системы», — говорила она в одном из интервью. Жизнь продолжается — Мария запускает проекты, танцует, радуется жизни.

Наталья Осипова

Список «знаменитые балерины России» будет неполным без этой танцовщицы. В своем поколении Осипова — звезда номер один. И в целом она пребывает — заслуженно! — в топ-листе имен мирового балета. Независимая, ищущая, Наталья меняет площадки, театры, страны и везде являет себя во всей красе и таланте. Большой, Михайловский, Американский балетный театр, Лондонский королевский балет. Из Лондона она летит в Пермь, оттуда в Петербург и далее — везде. Но Британия для Осиповой — второй дом, так же как Сергей Полунин — один из главных партнеров по сцене.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал! Еще больше новостей и эксклюзивых подборок от редакции U magazine

Поделитесь с друзьями

Olga Smirnova: Balleerina Least Russia для Нидерландов после осуждения War

  • Опубликовано

Связанные темы

  • Russia-ukraine War

Изображение. Смирнова во время выступления в Лондоне в 2016 году

Ведущая прима-балерина Большого театра, недавно осудившая вторжение России в Украину, покидает страну, чтобы присоединиться к Национальному балету Нидерландов.

30-летняя Ольга Смирнова заявила на прошлой неделе, что она «всеми фибрами души против этой войны», и ее поддержали другие российские балерины.

Национальный балет Нидерландов подтвердил BBC News в среду, что Смирнова начнет с ними немедленно.

Режиссер Тед Брандсен назвал ее «исключительной танцовщицей».

У Смирновой дедушка украинец, и она назвала себя «украинкой на четверть».

Ранее в этом месяце Смирнова писала: «Я ожидаю, что в современном и просвещенном мире цивилизованные общества будут решать политические вопросы только путем мирных переговоров».0005

«Никогда не думал, что мне будет стыдно за Россию, я всегда гордился талантливыми русскими людьми, нашими культурными и спортивными достижениями.

«Но сейчас я чувствую, что прочерчена черта, разделяющая до и после . Больно, что люди гибнут, что люди теряют крышу над головой или вынуждены покидать свои дома.

«А кто бы мог подумать еще несколько недель назад, что все это произойдет? Пусть мы и не находимся в эпицентре военного конфликта, но мы не можем оставаться равнодушными к этой глобальной катастрофе. »

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Ольга Смирнова (справа, выступление в 2019 году) сказала, что она «всеми фибрами своей души против этой войны».

Брандсен приветствовал ее прибытие в заявлении. «Это привилегия, что она танцует с нашей труппой в Нидерландах, даже если обстоятельства, вызвавшие этот переезд, невероятно печальны», — сказал он.

«Тем не менее, как компания, мы рады, что такой вдохновляющий танцор присоединился к нам в Национальном балете Нидерландов.»

В компании заявили, что Смирнову встретят «с распростертыми объятиями», добавив, что ее осуждение действий России «сделало ее работу в родной стране неприемлемой».

Ее первой ролью в труппе станет классический балет «Раймонда», премьера которого состоится 3 апреля в Амстердаме.

Ее комментарии последовали за комментариями 53-летнего хореографа и бывшего танцора Алексея Ратманского, который вырос в Украине и написал: «Путин должен немедленно прекратить эту войну».

Ратманский был художественным руководителем Большого театра в течение четырех лет до 2008 года и отменил премьеру в московском Большом театре в прошлом месяце, когда Россия вторглась в Украину.

Он также публиковал антивоенные сообщения от других балетных деятелей. Среди них 37-летний Владимир Шкляров, солист балета Мариинского театра и приглашенный солист Королевского балета.

Согласно сообщению, опубликованному с аккаунта Ратманского в Facebook, Шкляров сказал: «Я против войны в Украине, я за народ, за мирное небо над вашими головами».

45-летняя Диана Вишнева, бывшая солистка Мариинского театра и солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге, сказала: «Мы выражаем свое неприятие войны и любых насильственных действий. Горе, сожаление, слова поддержки и сочувствия наполняют наши сердца. .»

  • Dance
  • Russia-Ukraine War
  • Ballet
  • Russia
  • Украина

Российская Prima Balleerina Olga Smirnova подает в отставку от Bloste Ballet Shable Shafseeds Sharse Sharse Sharse Sharse Sharse Sharse Sharse Sharse Sharse Shafseed’s Sheederet.

Голландский национальный балет в Амстердаме. С уходом в отставку Ольга Смирнова становится одним из самых известных российских деятелей культуры, покинувших страну после ее вторжения в Украину.

«Я должна быть честной и сказать, что всеми фибрами своей души я против войны», — написала Смирнова в Telegram, сообщает Национальный балет Нидерландов. Дедушка Смирновой — украинец, объяснила она, и теперь ей стыдно за свою родную Россию за разворачивающуюся катастрофу.

«Мы не можем оставаться равнодушными», — добавила она.

Еще из города и деревни
 

30-летняя балерина выросла в Санкт-Петербурге и присоединилась к балету Большого театра в 2011 году. . На прошлой неделе два других участника Большого — бразильский солист Дэвид Мотта Соарес и итальянский солист Якопо Тисси — объявили о своем уходе. Тем не менее, Смирнова стала самой известной российской балериной, покинувшей страну.

Большой театр имеет давние связи с правительством России. «Это своего рода игровая площадка для нефтяной толпы в том смысле, что олигархи теперь контролируют большую часть культуры в России, большая часть которой превратилась в популяризированное развлечение», — профессор Саймон Моррис, автор книги « Большой секрет: секреты театра». Русский балет от правления царей до наших дней, 90 094 – объяснили Принстонскому университету.

Большой театр в Москве.

ЮРИЙ КАДОБНОВ//Getty Images

Лейла Гучмазова, российский танцевальный критик, рассказала New York Times , что решение Смирновой уйти потрясло русский балетный мир. После распада Советского Союза в 1991 году, пояснила Гучмазова, «танцоры ушли из Большого в поисках новых способностей и лучших позиций». Но Смирнова была в лучшем положении — и оставила свои моральные возражения против войны.

Ольга Смирнова в роли Одетты и Денис Родькин в роли принца Зигфрида в постановке балета Большого театра «Лебединое озеро», июль 2016 г.

Робби Джек//Getty Images

«Ольга Смирнова — выдающаяся танцовщица, которой я очень восхищаюсь. Я с большим интересом следил за ее карьерой в течение многих лет. Это привилегия, что она танцует с нашей труппой в Нидерландах, даже если обстоятельства, которые привели к этому шагу, невероятно печальны», — заявил Тед Брандсен, директор Голландского национального балета. «Тем не менее, как компания, мы рады, что такой вдохновляющий танцор присоединился к нам в Национальном балете Нидерландов».

Смирнова дебютирует в Национальном балете Нидерландов в следующем месяце, исполнив заглавную партию в Русском балете Раймонда .

Ольга Смирнова выступает в 2015 году.

VALERY HACHE//Getty Images

Должен быть честным и сказать, что я всеми фибрами души против войны. Дело не только в том, что у каждого второго русского, возможно, есть родственники или друзья, живущие в Украине, или в том, что мой дедушка украинец, а я на четверть украинец.

В том, что мы продолжаем жить так, как будто это 20 век, хотя формально мы перешли в 21 век. Я ожидаю, что в современном и просвещенном мире цивилизованные общества будут решать политические вопросы только путем мирных переговоров.

Никогда не думал, что мне будет стыдно за Россию, я всегда гордился талантливыми русскими людьми, нашими культурными и спортивными достижениями. Но сейчас я чувствую, что прочерчена линия, отделяющая до и после.

Больно, что люди умирают, что люди теряют крышу над головой или вынуждены покидать свои дома. И кто бы мог подумать несколько недель назад, что все это произойдет? Пусть мы не находимся в эпицентре военного конфликта, но мы не можем оставаться равнодушными к этой глобальной катастрофе.

Голландский национальный балет мне подходит и является прекрасным местом для развития моей карьеры балерины. Я давно думал о таком переезде — просто нынешние обстоятельства ускорили этот процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *