Российские балерины – Русский балет. Отечественные танцовщицы и хореографы, Русские сезоны Сергея Дягилева и история всемирно известных постановок

Категория:Артисты балета России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Подкатегории

Эта категория содержит только следующую подкатегорию.

Страницы в категории «Артисты балета России»

Показано 200 страниц из 392, находящихся в данной категории.

(Предыдущая страница) (Следующая страница)

А

  • Абашова, Мария Юрьевна
  • Абрамова, Анастасия Ивановна
  • Аджамов, Владимир Касумович
  • Ажикмаа-Рушева, Наталья Дойдаловна
  • Акимов, Борис Борисович
  • Александрова, Мария Александровна
  • Алексидзе, Георгий Дмитриевич
  • Аллаш, Мария Евгеньевна
  • Ананиашвили, Нина Гедевановна
  • Андреев, Алексей Леонидович
  • Андриенко, Елена Андреевна
  • Анисимов, Валерий Викторович
  • Антоничева, Анна Анатольевна
  • Арзамасцев, Олег Германович
  • Асатиани, Нино
  • Асауляк, Лев Владимирович
  • Асылбашев, Мелис Омурбекович
  • Асылмуратова, Алтынай Абдуахимовна
  • Аюпова, Жанна Исмаиловна

Б

  • Бадлуев, Дандар Жапович
  • Балабанов, Александр Петрович
  • Балабина, Фея Ивановна
  • Балахничёва, Наталья Геннадьевна
  • Балашов, Василий Михайлович
  • Балданова, Лия Валерьевна
  • Банк, Любовь Михайловна
  • Барыкин, Виктор Николаевич
  • Бекефи, Альфред Фёдорович
  • Беликова, Нина Викторовна
  • Белоголовцев, Дмитрий Владимирович
  • Бельский, Игорь Дмитриевич
  • Беляевский, Станислав Дмитриевич
  • Беляков, Артемий
  • Бережной, Сергей Михайлович
  • Бессмертнова, Наталия Игоревна
  • Богатырёв, Александр Юрьевич
  • Боголюбская, Марианна Сергеевна
  • Богомолова, Людмила Ивановна
  • Богородицкая, Жанна Владимировна
  • Болотин, Андрей Леонидович
  • Борейко, Галина Михайловна
  • Брианца, Карлотта
  • Булгаков, Алексей Дмитриевич
  • Бурлака, Юрий Петрович
  • Былова, Мария Владимировна
  • Бэ, Джу Юн

В

  • Васильев, Владимир Викторович
  • Васильев, Иван Владимирович
  • Васильева, Антонина Ивановна
  • Васильева, Вера Петровна
  • Виноградов, Олег Михайлович
  • Вишнёва, Диана Викторовна
  • Владимиров, Юрий Кузьмич
  • Власова, Людмила Иосифовна
  • Власова, Элеонора Евгеньевна
  • Войтюк, Александр Аркадьевич
  • Волкова, Вера Николаевна
  • Волочкова, Анастасия Юрьевна
  • Воробьёва, Лилия Анатольевна
  • Воронцова, Анжелина Эрнестовна
  • Вронский, Вахтанг Иванович

Г

  • Гальцина, Наталья Васильевна
  • Ганибалова, Валентина Михайловна
  • Гердт, Павел Андреевич
  • Годенко, Михаил Семёнович
  • Годовский, Ян Валерьевич
  • Голейзовский, Касьян Ярославич
  • Голикова, Елена Васильевна
  • Голикова, Татьяна Николаевна
  • Голованов, Лев Викторович
  • Голованова, Тамара Сергеевна
  • Головань, Анатолий Петрович
  • Гончарова, Лидия Евгеньевна
  • Горский, Александр Алексеевич
  • Грачёва, Надежда Александровна
  • Гуданов, Дмитрий Константинович
  • Гуляев, Вадим Николаевич (артист балета)
  • Гюллень-Сор, Фелицата

Д

  • Джури, Аделина Антоновна
  • Дзгоева, Алла Дзантемировна
  • Дмитриченко, Павел Витальевич
  • Долгушин, Никита Александрович
  • Домашёв, Александр Николаевич
  • Дроздова, Маргарита Сергеевна
  • Дубровина, Вера Андреевна
  • Дудинская, Наталия Михайловна
  • Дунец, Анастасия Антоновна
  • Дюпор, Луи-Антуан

И

  • Иванов, Константин Анатольевич
  • Иванов, Лев Иванович
  • Иванченко, Евгений Николаевич
  • Ивата, Морихиро
  • Иконина, Мария Николаевна
  • Ильющенко, Елена Михайловна
  • Иогансон, Христиан Петрович
  • Иосифиди, Александра Александровна
  • Исаева, Галина Ивановна
  • Исмаилофф, Серж
  • Ицхоки, Яков Давидович

К

  • Кайдани, Флора Ганиевна
  • Камалетдинов, Мансур Фатхинурович
  • Канцырева, Клавдия Ивановна
  • Капитонова, Викторина Валерьевна
  • Каплан, Семён Соломонович
  • Капцова, Нина Александровна
  • Каралли, Вера Алексеевна
  • Карпакова, Полина Михайловна
  • Карпакова, Татьяна Сергеевна
  • Карсавин, Платон Константинович
  • Карсавина, Тамара Платоновна
  • Касаткина, Наталия Дмитриевна
  • Кеворков, Сергей Никитич
  • Кладничкина, Татьяна Олеговна
  • Клевцов, Юрий Викторович
  • Клейн, Александр Александрович
  • Ковмир, Николай Иванович
  • Кожухова, Мария Алексеевна
  • Колесникова, Ирина Владимировна (балерина)
  • Колосова, Наталья Викторовна
  • Колпакова, Ирина Александровна
  • Колтунов, Михаил Сергеевич
  • Кольцова, Мира Михайловна
  • Комлева, Габриэла Трофимовна
  • Кондаурова, Екатерина
  • Кондратов, Андрей Юрьевич
  • Коновалова, Людмила Львовна
  • Конюс, Наталья Георгиевна
  • Корень, Сергей Гаврилович
  • Корзенков, Олег Александрович
  • Корсаков, Антон Валентинович
  • Корсунцев, Данила Викторович
  • Кошелев, Владимир Аркадьевич
  • Кремшевская, Галина Дмитриевна
  • Кретова, Кристина Александровна
  • Крупенина, Лидия Ивановна
  • Крысанова, Екатерина Валерьевна
  • Кузнецов-Вечеслов, Андрей Святославович
  • Кузьменко, Оксана Константиновна
  • Кулагина, Елена Фёдоровна
  • Куракин, Сергей Валерьевич
  • Кургапкина, Нинель Александровна
  • Кякшт, Георгий Георгиевич

Л

  • Лавренюк, Александр Александрович
  • Лавровский, Леонид Михайлович
  • Лавровский, Михаил Леонидович
  • Лантратов, Валерий Васильевич
  • Лантратов, Владислав Валерьевич
  • Лапаури, Александр Александрович
  • Ласкари, Кирилл Александрович
  • Ле Пик, Шарль
  • Лебедев, Леонид Сергеевич
  • Лебедева, Прасковья Прохоровна
  • Легат, Николай Густавович
  • Легат, Сергей Густавович
  • Лежнина, Лариса Вячеславовна
  • Леонова, Марина Константиновна
  • Леонькина, Марина Владимировна
  • Лепешинская, Ольга Васильевна
  • Лиепа, Андрис Марисович
  • Лиепа, Илзе Марисовна
  • Лиховская, Ольга Петровна
  • Лихутина, Анастасия Андреевна
  • Лобухин, Михаил Юрьевич
  • Ломоносова, Ольга Олеговна
  • Лопатин, Вячеслав Михайлович
  • Лопаткина, Ульяна Вячеславовна
  • Лопухина, Дарья Сергеевна
  • Лопухов, Андрей Васильевич
  • Лопухова, Евгения Васильевна
  • Лопухова, Лидия Васильевна
  • Лунькина, Светлана Александровна
  • Любимов, Алексей Александрович
  • Люком, Елена Михайловна
  • Люстих, Яков

М

  • Майоров, Генрих Александрович
  • Макаров, Аскольд Анатольевич
  • Максимова, Екатерина Сергеевна
  • Малышева, Клара Николаевна
  • Марков, Игорь Александрович
  • Марков, Олег Александрович (артист балета)
  • Марковский, Джон Иванович
  • Матаев, Иосиф Самуилович
  • Матус-Марчук, Александр Викторович
  • Махалина, Юлия Викторовна
(Предыдущая страница) (Следующая страница)

четыре роковые балерины в истории России

«Балет есть прямо развратное представление», — считал Лев Толстой. С ним с трудом соглашались современники, а сейчас вряд ли кто-нибудь подпишется под словами классика. Однако во все времена балерины крутили не только фуэте, но и вертели мужчинами, как хотели. Редкий представитель сильного пола может устоять перед чарами изящных артисток. В современной России им приписывают романы с олигархами, а в царской они покоряли императоров. Сегодня Woman.ru расскажет вам истории четырех балерин, навсегда изменивших судьбы мужчин, которые в них влюблялись.

Пожалуй, сложно вспомнить профессию, окруженную таким же флером загадочности, как балерина. Хрупкие танцовщицы, будто побеждающие гравитацию и время, всегда восхищали и привлекали сильных мира сего, а их жизнь, в которой находилось место и жесткой дисциплине, и жарким страстям, вызывала интерес у публики. Читая мемуары Матильды Кшесинской, балерины, которая прославилась благодаря своему краткосрочному роману с цесаревичем Николаем, сложно не заметить, что мужчины легко в нее влюблялись, а она умело ими манипулировала.

Танцовщица обладала таким очарованием, что едва ли не все окружение наследника потеряло дар речи в ту же секунду, когда она вышла на сцену. Однако в истории российского балета есть и другие роковые женщины.

Вспомнить хотя бы Авдотью Истомину, образ которой на сцене был увековечен Александром Пушкиным. Ее внимания добивались самые богатые и влиятельные ухажеры, но она всегда руководствовалась исключительно голосом сердца. Однажды танцовщица стала причиной «четверной дуэли», которая едва не стоила жизни знаменитому писателю Александру Грибоедову.

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с четырьмя балеринами разных эпох, которые вошли в историю не только благодаря своему мастерству, но и как искусные сердцеедки.  

Авдотья Истомина, 1799-1848  

Авдотья родилась в относительно бедной семье, а к шести годам осталась круглой сиротой. В XIX веке профессия артиста была не такой престижной, как сейчас, поэтому в училища поступали в основном отпрыски из небогатых семей. Неудивительно, что в одном из таких заведений оказалась и Истомина. Девушка попала на курс маэстро танца Шарля Луи Дидло, которого специально пригласили в Санкт-Петербург для руководства балетной труппой Российских императорских театров. Как и все остальные учащиеся, Авдотья начала рано выходить на сцену. Уже в девять лет она участвовала в кордебалете спектакля «Зефир и Флора», который принес ей настоящий успех. После окончания училища Истомину, рекомендованную самим Дидло, сразу взяли на сцену.

В 17 лет состоялся ее полноценный дебют в балете «Ацис и Галатея». Благодаря своему блистательному таланту Авдотья в один миг стала мечтой всех представителей золотой молодежи.

В то время русский балет был не просто танцем, но смесью его с драматическим искусством. Истомина умело пользовалась актерским талантом, передавая переживания своих героев точными мимикой и жестами. Благодаря невероятной любви зрителей, юная красавица быстро заняла ведущее положение в Петербургской труппе императорских театров. Именно она была первой русской танцовщицей, вставшей на пуанты (до этого все танцевали в узких туфлях на небольшом каблуке).

Авдотья покорила немало мужских сердец. Читая то, как описал ее один из театральных критиков, мы понимаем, как ей это удалось. «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях», — говорил о ней знаменитый Пимен Арапов, первый историограф российского театра.

Авдотья стала не только главной звездой балета, но и постоянной участницей скандалов. Многочисленные поклонники-аристократы добивались ее расположения. Однажды Истомина стала причиной «дуэли четверых».

Дело в том, что балерина два года была возлюбленной штабс-ротмистра Василия Шереметева, но однажды между ними вспыхнула ссора. Авдотья оставила избранника и приняла приглашение своего близкого друга, писателя Александра Грибоедова, который позвал ее к Александру Завадовскому, известному на весь Петербург моту. Там танцовщица задержалась на пару дней, но вскоре помирилась со своим возлюбленным и вернулась к нему.

Казалось бы, все разрешилось прекрасно, но Шереметев, подстрекаемый своим приятелем Александром Якубовичем, решил вызвать Завадовского на дуэль. Грибоедов вызвался быть секундантом друга и должен был в тот же день стреляться с Якубовичем, но этого не случилось из-за трагического исхода первой дуэли. Завадовский попал в Шереметева и смертельно ранил его в живот. Секунданты встретились друг с другом только через год. Поединок кончился для Грибоедова ранением ладони. Сам писатель при этом решил стрелять в воздух.

Авдотья Истомина моментально покоряла публику не только своей внешностью, но и невероятным талантом

Этот трагический случай никак не отразился на успехах Истоминой. Она блистала на сцене практически во всех постановках своего талантливого учителя Дидло. В 1823 году состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» (по сюжету поэмы Александра Пушкина), который словно был создан для Авдотьи. После этого в свете долго ходили слухи, что Истомина действительно имеет черкесские корни. Сам Пушкин не видел этой постановки, поскольку находился в Кишиневе, но просил своего брата: «Пиши мне… о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику». Поэт действительно был увлечен балериной настолько, что увековечил ее образ в первой главе «Евгения Онегина»:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Несмотря на такой умопомрачительный взлет, последние годы жизни Авдотьи оказались трудными. Из-за болей в ногах Истомина не могла больше танцевать и поддерживать соответствующую физическую форму. Когда балерина попросила у Николая I отправить ее на воды, он отказал ей в просьбе и вовсе велел уволить из театра. Немилость императора объяснялась «дуэлью четверых» и дружбой танцовщицы с декабристами. Авдотья успела дважды побывать замужем, но детей у нее не было. В 1848 году, в возрасте 49 лет, Истомина скончалась от холеры. 

Матильда Кшесинская, 1872-1971

Матильда родилась в семье знаменитого танцовщика и артистки театра, поэтому ее судьба была предрешена заранее. В Императорском училище Кшесинская делала значительные успехи, но не выделялась ничем, кроме довольно известной в балете фамилии. На выпускных экзаменах девушка познакомилась с сыном Александра III Николаем и без памяти влюбилась в наследника. Их непродолжительный и несерьезный роман повлиял на карьеру Матильды, которая практически сразу стала одной из ведущих балерин Мариинского театра, а позднее и примой. Этому не помешали даже многочисленные протесты главного балетмейстера Мариуса Петипа, мнение которого обычно было определяющим в решении подобных вопросов.

Несмотря на то, что роман с цесаревичем Николаем закончился довольно быстро, Матильда сумела влюбить себя двух других членов семьи Романовых. Великий князь Сергей Михайлович (внук Николая I, дядя Николая II, — прим. Woman.ru) потерял голову из-за черноволосой балерины и был готов положить к ее ногам весь свет.

Именно благодаря его покровительству позиции Кшесинской в Мариинском театре оставались достаточно прочными, несмотря на разрыв с наследником престола. Сама Матильда никогда не питала к замкнутому и нелюдимому великому князю тех же чувств, но, судя по ее дневнику, была бесконечно благодарна ему за все, что он сделал для нее. Сергей Михайлович даже дал свое отчество сыну балерины Владимиру. Сама Кшесинская, говоря об этом поступке, всегда подчеркивала, что великий князь «взял вину на себя».

Внука Николая I расстреляли в 1918 году в Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых, но нет никаких сомнений в том, что он всей душой любил танцовщицу до самого последнего вдоха.

Матильда Кшесинская стала известной благодаря своему роману с цесаревичем Николаем

Также Матильда покорила великого князя Андрея Владимировича (внука Александра II, двоюродного брата Николая II, — прим. Woman.ru). Несмотря на то, что Кшесинская сожительствовала с Сергеем Михайловичем, своего сына она родила именно от Андрея Владимировича, по крайней мере, именно так она утверждает в своих мемуарах. Может быть, великий князь напоминал балерине Николая II, поэтому она отнеслась к нему с большей теплотой. С февраля 1920 года Андрей Владимирович и Матильда вместе находились в эмиграции во Франции.

Практически сразу после отъезда балерина и ее возлюбленный вступили в брак. Великий князь признал сына Владимира и дал ему свое отчество.

Скончался Андрей Владимирович в 1956 году в возрасте 77 лет. Без супруга Матильда прожила около 15 лет. В Париже Кшесинская уже не танцевала. Она открыла собственную балетную студию, где много трудилась. Бывшая танцовщица со всеми своими ученицами была необычайно деликатна и тактична, никогда не повышала голос. В 1960-х Кшесинская издала собственные мемуары, в которых подробно описала все события своей жизни,  которые по сей день интересуют общественность. 

Анна Кузнецова, 1847-1922

Анна и ее брат-близнец Александр — внебрачные дети великого актера-трагика Василия Каратыгина. Несмотря на то, что мужчина не мог официально признать двойняшек, он не стал отказываться от них и всячески помогал. Когда Анне и Александру исполнилось 6 лет, Василий внезапно скончался. Дети были зачислены в императорское театральное училище, которое благополучно закончили. После этого Анна была принята в Петербургскую императорскую труппу.

Кузнецова не играла видных ролей, что не помешало великому князю Константину Николаевичу (сын Николая I, брат Александра II, — прим. Woman.ru) обратить на нее внимание.

По заметкам некоторых театральных критиков, Анна хоть и не была исключительно талантлива, но обладала необычайной красотой. Романы особ королевских кровей с балеринами в те времена не были редкостью. Практически у всех великих князей имелись фаворитки среди танцовщиц, но они никогда не приобретали статус официальных спутниц жизни и не заменяли настоящих жен.

Константин Николаевич настолько влюбился в Анну Кузнецову, что оставил ради нее жену с шестью детьми

Константин Николаевич тоже имел свою семью, но любовь оказалась сильнее. Своей супруге Александре Иосифовне, родившей ему шестерых детей, великий князь честно рассказал о том, что больше жить с ней не намерен и будет съезжаться с балериной.

Константин Николаевич приобрел новый дом, в котором поселился вместе с Анной (именно этот особняк приобретет спустя несколько лет Матильда Кшесинская). Кузнецову всюду принимали соответственно положению супруги великого князя. Танцевать она практически перестала, да и современникам ее семейная жизнь казалась куда интереснее новых ролей. Неизвестно, как ко всему этому относилась Александра Иосифовна, которую Константин Николаевич называл «казенной женой», но она не чинила мужу и его «настоящей супруге» никаких козней.

Анна родила Великому князю пятерых детей, но трое их общих сыновей скончались еще в раннем детстве. В 1892 году не стало Константина Николаевича. Кузнецова пережила мужа на 30 лет.

Анжелина Воронцова, родилась в 1991-м

Анжелина родилась в Воронеже, а балетом увлеклась аж в 12 лет, что весьма поздно для профессиональных танцовщиц. У Воронцовой практически не было шансов стать солисткой крупного театра, но на конкурсе, проводившемся в Перми, внимание на девушку обратили настоящие звезды Большого театра — Екатерина Максимова и Владимир Васильев. После этой судьбоносной встречи доучиваться Анжелина поехала в столицу. После окончания Московской государственной академии хореографии Воронцова была принята в труппу Большого театра.

Репетировала Воронцова под чутким руководством Николая Цискаридзе. Он же был первым партнером Анжелины в спектаклях. В 2011 году художественным руководителем Большого театра стал Сергей Филин, что поначалу очень понравилось многим его коллегам.

Однако вскоре танцовщики изменили свое мнение о новом худруке. Даже Цискаридзе, обычно избегающий конфликтов, не мог скрыть свою неприязнь к Филину.

В 2013 году в СМИ появилась шокирующая новость о том, что на худрука Большого театра было совершено покушение. Некий Юрий Заруцкий окликнул Сергея и плеснул ему в лицо кислотой. Как позднее выяснили следователи, нападавший был близким знакомым Павла Дмитриченко, танцовщика и возлюбленного Анжелины Воронцовой. По слухам, именно из-за нее Павел подговорил своего товарища совершить покушение.

Анжелину Воронцову в прессе называют «роковой балериной»

Балерина не стала скрывать, что после того, как Сергей был назначен худруком, ее сняли с большинства гастролей и перестали давать сольные партии. «Филин говорил, что Дмитриченко — неудобный персонаж, что если я буду с ним, то продвижения не будет», — вспоминала на суде Анжелина.

В тюрьме Дмитриченко провел немногим более трех лет, после чего вышел на свободу условно-досрочно. Однако Воронцова возлюбленного не ждала. Она покинула Большой театр и устроилась в Михайловский.

В 2015 году Анжелина вышла замуж за другого — Михаила Татарникова, дирижера Михайловского театра. Но после той трагической истории в прессе ее не называют иначе, как «роковой балериной». 

Кшесинская Матильда Феликсовна — биография танцора, личная жизнь, спектакли и фото

Впервые Матильда Кшесинская вышла на сцену Мариинского театра в четыре года. Балерина, которую Александр III назвал «украшением русского балета», участвовала в дягилевских Сезонах и стала светлейшей княгиней Романовской.

«Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской. В восемь лет девочка поступила в Императорское театральное училище. Кшесинская с легкостью повторяла сложные па и старательно занималась у станка. Ее сравнивали с порхающей по сцене бабочкой — и уже в девять лет дали роль в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот».

На старших курсах Кшесинская внезапно охладела к балету и даже решила бросить училище. Ее воодушевил танец итальянской балерины Вирджинии Цукки из балета «Тщетная предосторожность». Позже Кшесинская вспоминала: «Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой. Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться». Через два года она с блеском повторила кокетливый танец на выпускном концерте.

На выпускном вечере Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем Николаем, будущим Николаем II: сам Александр III пригласил ее за императорский стол со словами: «Будьте украшением и славой нашего балета». Вскоре наследник престола и юная балерина влюбились друг в друга. Их роман поощряла императорская чета, подарки для Кшесинской Николай покупал на деньги из специально созданного фонда.

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская. Фотография: wikimedia.org

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская. Фотография: marta-club.ru

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская. Фотография: wikiquote.org

В эти годы Кшесинская танцевала на сцене Мариинского театра. После ее дебюта в балете Петра Чайковского «Спящая красавица» придворный хореограф Мариус Петипа создавал партии специально для нее. Российские и европейские критики писали о ее безупречной технике и «идеальной легкости».

Цесаревич Николай старался не пропускать ни одного спектакля Кшесинской. Он подарил балерине особняк. Позже она вспоминала, как Николай танцевал в гостиной ее нового дома — исполнял партии Красной Шапочки и Волка из балета «Спящая красавица». Их роман закончился в 1894 году, когда умер Александр III. Через неделю после похорон император Николай II обвенчался с великой княжной Александрой Федоровной.

Матильда Кшесинская уехала на гастроли в Монте-Карло, затем в Польшу. В Варшаве ее ожидал триумф. «Газета Польска» писала: «Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией всех движений».

Когда балерина вернулась в Россию, в Петербурге готовились торжества по случаю коронации Николая II. Специально для Матильды Кшесинской Мариус Петипа включил в парадный спектакль партию «желтой жемчужины».

«Первая звезда русского балета»

В 1899 году Матильда Кшесинская исполнила партию Эсмеральды в балете Петипа. После премьеры сам хореограф, обычно сдержанный в оценках, назвал Кшесинскую первой звездой русского балета.

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская. Фотография: rusiti.ru

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская

Балерина тщательно готовилась к каждому выступлению. Накануне спектакля она отказывалась от визитов и приемов, соблюдала жесткий режим и диету. В день постановки все время проводила в постели, практически без еды и воды. Кшесинская репетировала без отдыха и занималась дополнительно с итальянским хореографом Энрико Чекетти. Она первой среди русских балерин исполнила на сцене особый балетный трюк — 32 фуэте подряд. Репертуар Кшесинской быстро расширялся.

«Из всех балетов более половины лучших принадлежат ей. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».

Матильда Кшесинская поддерживала своих талантливых коллег. Именно она настояла, чтобы Мариус Петипа уделял больше внимания Анне Павловой. Перед премьерой Тамары Карсавиной Кшесинская подарила ей свой сценический костюм. С будущей «незакатной звездой» Вацлавом Нижинским балерина оттачивала поддержки.

Прослужив в театре 10 лет, Матильда Кшесинская устроила свой бенефис (хотя по правилам первый бенефис полагался через 20 лет работы). На торжественном ужине балерина познакомилась с двоюродным братом Николая II князем Андреем Владимировичем. Между ними вспыхнул роман. Осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе, а на обратном пути Матильда Кшесинская поняла, что ждет ребенка.

Балерина танцевала на сцене, пока удавалось скрывать беременность. В июне 1902 года у Кшесинской родился сын Владимир, а через два месяца она уже вернулась на сцену.

В эти годы в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина. Он экспериментировал с классической балетной хореографией, делая ее более эмоциональной и раскрепощенной: «Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу». Кшесинская, академическая балерина, с трудом привыкала к нововведениям, но все-таки участвовала в постановках Михаила Фокина «Эвника», «Бабочки», «Эрос».

В 1911 году Сергей Дягилев пригласил Кшесинскую солировать в его балетной антрепризе. За пять недель лондонских гастролей Кшесинская выступила девять раз — в «Спящей красавице», «Карнавале», «Лебедином озере». В 1912 году Кшесинская выступала с дягилевской труппой в Вене и Монте-Карло.

Светлейшая княгиня Романовская

Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская выступала на фронте и в госпиталях, участвовала в благотворительных концертах. Последний раз она танцевала в России в 1917 году — свой любимый номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории.

Матильда Кшесинская 2

Матильда Кшесинская с сыном. Фотография: media.tumblr.com

Матильда Кшесинская 2

Матильда Кшесинская. Фотография: blogspot.com

Матильда Кшесинская 2

Матильда Кшесинская. Фотография: liveinternet.ru

После Революции особняк Кшесинской заняли большевики. Все, что было в доме — несколько пудов столового серебра, украшения от Фаберже, ценные предметы интерьера, — разошлось по рукам матросов. Балерина совершила невозможное: подала на большевиков в суд и выиграла его. Но имущество и особняк ей так и не вернули. Летом 1917 года Матильда Кшесинская с сыном оставили Петербург и уехали сначала в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а потом все вместе — за границу. Они поселились в Провансе, там у балерины был собственный дом. Во Франции Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской.

В Париже Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию. Ее ученицами стали дочери Федора Шаляпина, Марина и Дарья, и будущие звезды английского и французского балета — Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памела Мей. Кшесинская много работала и не оставила преподавание даже после того, как у нее начался артрит. Она продолжала заниматься со своими ученицами, когда уже сама ходила с тростью.

Балетная школа была единственным источником дохода Кшесинской: в конце 40-х годов балерина увлеклась игрой в рулетку и чуть не разорилась. Ее называли «мадам семнадцать»: она всегда ставила на это число. Объясняли это тем, что именно в 17 лет она познакомилась с Николаем II.

В 1958 году Матильда Кшесинская побывала на выступлении Большого театра, который гастролировал в Париже. Артистка вспоминала: «Хотя я не хожу больше никуда… я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций».

Кшесинская прожила почти 100 лет и скончалась за несколько месяцев до юбилея. Она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На ее памятнике выбита эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская».

Барин, который зажигал звезды: Сергей ДягилевАнна Павлова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *