Стиль курта кобейна – От косухи до рваных джинсов: как Боуи, Кобейн и другие звезды рока повлияли на моду и какие вещи из их гардероба стоит носить сегодня

Как играл Курт Кобейн

Курт Кобейн–известный американский певец, автор песен и музыкант. Наиболее известен как гитарист и фронтмен рок-группы Nirvana. Кобейн запомнился как один из наиболее культовых и влиятельных рок-музыкантов в истории альтернативной музыки.

Среди родственников Курта Кобейна было немало  увлеченных  музыкой людей. Дядя по матери Чак Фраденбург и тетя Мари Эрл были профессиональными музыкантами и играли в музыкальных коллективах. А его двоюродный дедушка  Делберт был известен как ирландский певец тенор. Сам же Курт изначально не получил музыкального образования.

Достоверно не известно были ли у него учителя по гитаре. К своему умению играть на гитаре он относился весьма скромно. Это видно из интервью в 1994 году журналу Fender Frontline: “Удовольствие в самом процессе. Я первый признаю, что я не вирутоз. Я не могу играть, как  Сеговия. Обратной стороной является то, что Сеговия, скорее всего, никогда не играл как я».

Курт принадлежал к поколению музыкантов альтернативной волны рока. В отличие от главных рок-течений восьмидесятых эти группы продолжали играть рок, но в то же время искали новый имидж и звучание. Группа Nirvana   в начале девяностых стала флагманом альтернативного или независимого рок движения. ​Прославленный коллектив  возник не на пустом месте, у них было много предшественников, например такие группы как: Mudhoney, Tad, Sonic Youth, Butthole Surfers, The Dan Reed Network, Soundgarden и др.

Музыку группы  Nirvana всегда можно отличить по невероятной экспрессии и своеобразному звучанию. На примере некоторых композиций мы попытаемся разобраться в особенностях стиля игры гитариста и автора большинства песен группы Курта Кобейна.

Когда вы смотрите живые выступления группы, то первое что бросается в глаза это то, как Курт зажимает пауэр-аккорды. В англоязычной рок-терминологии существуют такое понятие как «power chord». Это аккорд, который состоит из основного тона и квинты. По своей сути это интервал. Но в рок и эстрадной музыке принято это созвучие рассматривать как трезвучие с пропущенной терцией. Отображается он следующим образом: к букве, обозначающую основной тон прибавляется цифра 5, например A5 или F5. Не стоит забывать, что раз у аккорда пропущена терция, значит непонятно мажорный он или минорный, стало быть обозначения Am5 попросту быть не может. Есть несколько аппликатурных разновидностей этого аккорда.

​Традиционно принято зажимать этот аккорд при помощи трёх пальцев левой руки: 1,3,4. Курт зажимал этот аккорд «неправильно». Ноту на шестой струне он зажимал первым пальцем, а остальные два звука на пятой и четвертой струне — четвертым. Получалось своеобразное баррэ при помощи мизинца. Это говорит о самобытной манере игры, видно, что он научился играть самостоятельно. Любой педагог по гитаре сразу  поправил бы его, увидев подобную аппликатуру. При таком зажатии мизинец очень часто  зацепляет ещё одну лишнюю струну – третью. Вследствие этого появляется необычное созвучие.

В теории музыки есть определение такому аккорду – это аккорд с задержанием, обозначается приставкой sus после буквенного обозначения тона, от которого аккорд построен. Например, Fsus4 или Аsus2. Конечно же, можно предположить, что Курт не владел теорией музыки, и этот аккорд он нашел «случайно», это своего рода «неправильный» пауэр аккорд. Его отчётливо можно услышать во вступлении знаменитой песни “Smells like teen spirit”.

 


Еще  Курт необычно зажимал аккорды Е и G. Посмотрим это на примере песни “About a Girl”.

​Курт исполняет аккорд  E5 необычным образом. Ноты си и ми на пятой и четвертой струне он зажимает одним указательным пальцем левой руки, тогда как этот аккорд принято зажимать двумя пальцами (ноты си и ми зажимают вторым и третьим либо первым и вторым пальцем). В этом аккорде первым пальцем он заглушает третью струну, вследствие этого непонятно какой это аккорд мажорный или минорный. Открытая третья струна даёт ноту

соль и при игре всех звуков аккорд становится ми-минор , если же зажать на третьей струне первый лад, то появляется нота соль-диез и звучит аккорд ми-мажор .  Второй аккорд в этом риффе он исполняет ещё более непонятным образом: первым пальцем он зажимает соль на шестой струне, а вторым соль на первой, при этом первым пальцем он заглушает пятую струну. Мне думается, что такая аппликатура выбрана для максимально удобного перемещения пальцев левой руки при игре этого риффа.

Точно такая же техника игры аккордов E5-G встречается и в песне “Rape me”.

Любопытен тот факт, что Курт не зажимал аккорды с баррэ традиционным способом, когда первый палец зажимает шесть или пять струн, а остальные пальцы ставятся на нужные лады. Как правило, первым пальцем он зажимал ноты на басовых струнах, а остальные ноты аккорда он зажимал третьим или четвертым пальцем.

Вопреки расхожему мнению в песнях эпохи стиля грандж встречались соло довольно часто. Практически в каждой песне Курт Кобейн играет соло. С академической точки зрения технически и музыкально они звучат достаточно примитивно. Но мы постараемся разобрать некоторые из них непредвзятым взглядом и выявить интересные музыкальные находки. Довольно часто Курт играл соло аккордами, а также в интервал. Также часто в соло используются открытые струны остинатным образом. Для примера возьмём соло в композиции «About a girl». Начинается с низкого регистра, затем мелодия плавно поднимается наверх по звукам пентатоники и в самом верхнем регистре мелодия усиливается параллельными звуками.

В песни “Breed” звучит соло в октаву .

Соло в песне “School” пожалуй можно назвать наиболее виртуозным. Оно исполнено в импровизационной манере и наполнено безумным драйвом. Здесь встречаются разнообразные бэнды, глиссандо и прочие технические приемы. Соло плавно вытекает из ритмического рисунка главного риффа и по мере своего развития обретает блюзовый характер звучания.

Во многих песнях с альбома “Nevermind” гитарное соло повторяет вокальную мелодию. Это довольно распространенный прием в популярной музыке. Но группа осознанно делала такие аранжировки на втором альбоме, чтобы песни обрели более стандартную песенную структуру. Вот что сказал Курт Кобейн в интервью по этому поводу: “Я считаю свои новые композиции поп-песнями, поскольку они аранжированы согласно стандартной поп-формуле: куплет — припев, куплет — припев, соло — плохое соло. Hа новом диске не будет «тяжелых» песен типа «Paper Cuts» или «Sifting». Это слишком скучно. Лучше найти классную музыкальную тему”.

Соло в песне “Smells like teen spirit”.

Соло в песне “Come as you are”.

В этом соло искусно задействована открытая струна си , что дает звучанию соло невероятную экспрессию.

Во многих песнях Курт играет короткие мотивы на гитаре с дублированием их голосом. Как правило, это различные выкрики, возгласы и т.д. Например, это можно услышать в бридже в песне «Smells like teen spirit».

Или в песне «Stay away» есть небольшие вставки в припеве.

А также этот же мотив в изменённом виде встречается ещё раз в бридже.

В припеве «Heart-shaped box» многократно повторяемые гитарные бенды гармонично вписываются в музыкальную ткань песни временами образуя с мелодией вокала параллельные интервалы.

Очень часто в песнях группы Nirvana  встречается строй с пониженной шестой струной в ре . Это было довольно типично не только для группы Нирвана, но и для многих других групп эпохи грандж. Строй с пониженной струной в ре является отличительной особенностью музыки девяностых от музыки восьмидесятых. Вот несколько примеров.

Рифф в песне “All apologies”.

Песня “On plane”.

В среде музыкантов стиля гранж была популярна гитарная примочка BOSS DS-2, которая определяла характерный перегруженный звук музыки.

​​Курт был мастером издавать невообразимые шумовые эффекты из гитары. Подобная манера игры согласовывалась с общей эстетикой стиля грандж. Образование громкого и звенящего звука происходит как правило если гитара находится слишком близко к комбику или монитору. Происходит обратная связь: звук повторным образом считывается через звукосниматель электрогитары и сигнал отправляется в колонку. В рок-терминологии есть специальный термин для этого эффекта, называется он «feedback».

Курт Кобейн вошел в историю музыки как уникальный музыкант и яркое явление в музыкальной культуре девяностых. Его голос  называли «голосом поколения». Его пение также как и манера игры на гитаре  покоряли сердца миллионов слушателей по всему миру.

Курт Кобейн как герой «Симпсонов», хип-хоперов и модников :: Впечатления :: РБК.Стиль

Что осталось от Nirvana: Курт Кобейн как герой «Симпсонов», хип-хоперов и модников

© Getty Images; wikia.com; KOMO News

В эту субботу исполняется 20 лет со дня смерти лидера группы Nirvana Курта Кобейна – главного рок-музыканта 90-х. «РБК.Стиль» отыскал несколько следов Кобейна в постсоветской и мировой поп-культуре.

 


«Плачущая статуя»


В феврале этого года к 47-му дню рождения Кобейна в его родном городе Абердин установили противоречивый монумент: широко раздвинувший ноги певец сидит в рваных джинсах с акустической гитарой, по его щеке ползет слеза. Скульптор Рэнди Хаббард выполнил эту скульптуру из цемента почти 20 лет назад: работу над ней он начал вскоре после смерти певца. Однако установить ее в городе ему тогда не дали местные власти, поэтому все это время памятник простоял у него в гараже. Эпитеты, которых статуя удостоилась в прессе, разнились от «странная» до «тошнотворная». Надо сказать, что родной город вообще с удовольствием использует имя Кобейна, чтоб привлечь туристов: и это несмотря на то, что тот публично высказывал свое пренебрежение к нему и несколько раз привлекался местной полицией за вандализм.

 

 


Кобейн и рэперы

 

В прошлом году Jay-Z совместно с Джастином Тимберлейком выпустили трек Holy Grail, в припеве которого было несколько строк из самой популярной кобейновской песни Smells Like Teen Spirit. Рэперы вообще довольно часто упоминают лидера Nirvana в своих текстах: Талиб Квели признавался, что его «достала слава, как Курта Кобейна», Эминем заявлял, что его любимый цвет — «красный, как кровь, хлещущая из головы Кобейна, когда он застрелился». Популярность лидера Nirvana в этой среде выглядит довольно странно: свойственная хип-хопу витальность никак не вяжется с кобейновским отчуждением и эскапизмом.

 

 


Гомер как Курт 

 

Разумеется, мимо фигуры Кобейна не могли пройти авторы «Симпсонов». В одном из эпизодов молодой и патлатый Гомер собрал группу Sadgasm, главный хит которой назывался Politically Incorrect и сильно напоминал кобейновскую Heart-Shaped Box. Еще одна песня посвящалась Мардж и смахивала уже на калифорнийский панк старой школы — нечто из The Offspring или Green Day. Наконец, была у них и прямая пародия: песня Shave Me повторяла кобейновскую обсценную вещь Rape Me. Кроме того, большой популярностью пользовался вариант обложки альбома Nevermind с Бартом Симпсоном.

 

 


«Жизнь и смерть Курта Кобейна»

 

Настольная книга молодого российского нирваниста за авторством некоего А. Галина, широко разошедшаяся по стране в середине 90-х. Содержит биографию Кобейна, а также фильмографию и дискографию его группы. Выдержала несколько тиражей, издавалась даже в начале нулевых. Написана убийственно плохим языком. Цитата: «Кем же он был на самом деле, этот белокурый симпатяга (по обаянию сравнимый разве что с Робертом Редфордом или Энди Уорхолом) с неизъяснимой тоской в сумасшедших глазах? Кобейн, маргинал с детских лет, все время балансировал на лезвии бритвы. Наверное, нет такого исполнителя, в песнях которого звучало бы столько ярости и разочарования, а еще скуки и безысходности».

 

 


Счастливое лицо

 

Логотип Nirvana впервые появился на флаере, рассказывающем о вечеринке по случаю выхода альбома Nevermind — она прошла в Сиэтле 13 сентября 1991 года. Лицо с улыбкой, по-видимому, было нарисовано самим Кобейном — но что послужило для него вдохновением, точно не известно. По одной версии, он немного переделал эмблему сиэтлского стрип-клуба Lusty Lady, по другой — попытался нарисовать лидера Guns’n’Roses Эксла Роуза в измененном состоянии. Самая невероятная версия гласит, что Кобейн позаимствовал символ рейв-движения: смайлик был крайне распространен в Великобритании конца 1980-х — начала 1990-х.

 

 


Гранж как антимода

 

Гранж-музыканты одевались как попало: дешевые фланелевые рубашки, сентиментальные принты с цветочками, ботинки на огромной платформе. Но в 1992 году Марк Джейкобс вывел этот беспорядочный стиль на подиум, создав свою знаменитую Гранжевую коллекцию. Она была принята неоднозначно: фэшн-критик Бернардин Моррис отметила, что «эти наряды будто бы собирались из хаотично разбросанной одежды с закрытыми глазами в очень темной комнате». А креативный директор марки J.Crew Уолтер Томас сказал: «Обычно высокая мода попадает в магазины K-Mart (крупная американская сеть супермаркетов доступной одежды. — Прим. ред.) через три года после появления на подиуме. С этой коллекцией все получилось ровно наоборот». Сам Джейкобс утверждал, что с помощью своей одежды хотел создать визуальный шум. Подготовка к первому показу Гранжевой коллекции задокументирована в клипе великой нью-йоркской группы Sonic Youth на песню Sugar Cane. Элементы этого стиля возвращаются в модные коллекции по сей день — но сегодня эта одежда выглядит  куда приглаженнее и опрятнее.


Егор Антощенко 

  

Курт Кобейн: икона в стиле гранж

В современном мире, где каждая минута словно на вес золота, очень сложно сделать что-нибудь вечное. Или хотя бы запоминающееся надолго. Музыкальные стили резко появляются словно бы ниоткуда и так же резко исчезают. Новые технологии сменяются уже, казалось бы, еще вчера свежими решениями. А люди? И, как не печально, люди тоже забываются. Но есть категория людей, способных вписать свое имя на глыбы времени. И дело далеко не в ежегодно вспоминаемой дате рождения или, увы, смерти. Дело в том, с какой легкостью, как кажется со стороны, они заставляют всех говорить об этом даже спустя столько лет. Одним из таких людей был Курт Кобейн. Неподдельная икона стиля.

Курт имел свой особенный стиль, которому подражали многие современники – на данный момент чуть модернизировавшийся, но в любом случае узнаваемый. Отрицание неудобного шика как главная составляющая имиджа Кобейна: стильный принт на футболке, джинсы с эффектом “застиранности” и строгий кардиган, конечно же, размера оверсайз. И как бы не казалось, что за этим всем стоят сотни купленных нарядов, умело сочетающихся между собой, все намного глубже. Дело в Курте.

Длинные неуложенные волосы сменяются короткой прической, гладко выбритые щеки подчеркивают красивые скулы, которые еще недавно были покрыты небрежной щетиной. И даже взгляд  – вместо наивно детского, он становится тяжелым и рассеянным. И этого не нужно было выделять на концертах, журналистам не нужно было сотнями фотографий доказывать что-либо. Это чувствовалось в воздухе.

 

Невозможно пройти мимо того факта, что Курт Кобейн был красив собой. Не часовой фотосессией или работой стилистов. Нет. Голубые глаза, светлые волосы, отчетливые скулы.  Пытаясь будто менять себя,  он смешивается с толпой, обрастая щетиной и длинными неприбранными волосами. Однако популярность, пришедшая с выходом в 1991 году альбома Nevermind меняет восприятие фанатов даже здесь: рваные джинсы теперь не только у молодых дизайнеров, но и на полках магазинов. Какой-то миг и Курт Кобейн прекрасен. 

 

 

 

Однако, это не спасает Кобейна от реальности, с которой он, видимо, не хотел мириться. Фотосессия 1992 года показала все проблемы Курта с героином, которые были в то время. И это отражается на нем, это манифест: красные распущенные волосы, надменный нетерпеливый взгляд, все больше вещей, полностью закрывающих тело Курта.

Это становится переломным моментом в стиле Курта Кобейна. Фотографии, сделанные с того момента олицетворяют и его состояние. В 1993 в фотосессии с Джесси Фроман Курт прячет свои глаза за очками в толстой оправе. Его голову покрывает большая охотничья шапка, а надетая поверх футболки леопардовая пижама будто и вовсе не является стилевой особенностью. Осанка Кобейна будто сломлена. Курт ли это? При этом, эти фотографии считаются иконами стиля.

Стиль Курта Кобейна – это не образ рок-звезды, собранный на стадионах и ателье. Курт Кобейн – целая эпоха стиля, созданная им, как способ оградиться от мира.

Курт Кобейн – неподдельная икона стиля.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наследие Курта Кобейна — Роккульт

Курт Кобейн с детства любил музыку. The Beatles были одной из его первых любимых групп. Их влияние ощущается в некоторых песнях Nirvana (Polly, All Apologies и About a Girl). Позже Кобейн открыл для себя хэви-метал и хард-рок (Black Sabbath, Led Zeppelin, KISS, AC/DC и Aerosmith), а будучи подростком, заинтересовался другим направлением — панком. Первой панк-группой, с творчеством которой познакомился Кобейн, была The Clash. Альбом Sandinista! его разочаровал, а настоящая любовь к панку началась с Sex Pistols.

Огромное влияние на раннее творчество Nirvana оказала группа Melvins, основоположники гранжа, направления в альтернативной музыке, развившегося в середине 1980-х годов. Гранжу свойственно «грязное» гитарное звучание, обилие дисторшна, мрачные тексты на тему одиночества и отчуждения. Музыканты избегали театральности, а на публике появлялись в обычной, часто помятой или поношенной одежде.

Имидж Кобейна, объединяющий самые яркие черты Нила Янга, Пита Таунсенда и Сида Вишеса, явил собой один из самых запоминающихся образов на мировой музыкальной сцене. Такая яркая комбинация не могла остаться незамеченной и оказала большое влияние на музыку, моду и слушателей.

Влияние на музыку


Фото — Witty Feed  →
  • Limp Bizkit, 30 Seconds to Mars, Seether, Flyleaf, Alice in Chains – это далеко не весь список групп и музыкантов, на творчество которых повлияла Nirvana.
  • Выпустив в 1991 году успешный альбом Nevermind, Nirvana сделала гранж популярным. Стивен Томас Эрлевайн, музыкальный критик Allmusic.com, отметил, что до Nirvana «альтернативная музыка не воспринималась всерьёз крупными звукозаписывающими компаниями». По его словам, именно Nirvana «навсегда сломала барьеры» между мирами альтернативного рока и популярной музыки.

Популяризация «Поколения Х»

Эрлевайн также утверждает, что прорыв Nirvana «популяризовал так называемое Поколение Х».

  • «Поколение Х», или «неизвестное поколение» — термин, который применяется для обозначения людей, родившихся в разных странах с 1963 по 1983 гг. Что же послужило причинами появления «Поколения Х»? Прежде всего, это незавершенность холодной войны, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане. Это сформировало готовность «Поколения Х» к изменениям.
  • Людей «Поколения Х» характеризует готовность к изменениям, желание иметь право выбора, грамотность в техническом отношении, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на свои силы, поддержка гендерного равноправия.
  • Психология представителя «Поколения Х» включает в себя стремление познать собственное «Я» и нежелание решать общественные проблемы. Психологи отмечают, что эти люди больше подвержены депрессиям. Они стремятся к искренности чувств, моногамности в дружбе и семейных отношениях, готовы взять ответственность за ближнего в ущерб собственным интересам.
  • Сразу же после смерти Кобейна о нем заговорили как о голосе поколения, однако сам он еще при жизни отрицал этот ярлык.

Влияние на моду

На моду Курт Кобейн оказал не меньшее влияние.


  • Smells Like Teen Spirit ворвалась на музыкальный Олимп в августе 1991 года, и практически сразу Marc Jacobs представил коллекцию, состоящую из фланелевых рубашек, ботинок Dr. Martens и кашемирового белья. Именно он начал создавать одежду в стиле гранж, вдохновившись имиджем Кобейна и декадентским настроением начала 90-х.
  • Задача гранжа в одежде — объединять самые несочетаемые фактуры и цвета. Люди, одетые в стиле гранж, напоминали панков и хиппи. В их образе особенно выделялись длинные спутанные волосы, одежда second-hand, рваные джинсы, вылинявшие футболки, помятые куртки и растянутые свитера, а также этнические детали, кеды и армейские ботинки. Эти люди были равнодушны к тому, как их воспринимают окружающие.

  • А на сегодняшний день в тренде продолжают оставаться клетчатые рубашки, мешковатые кардиганы, платья с цветочными принтами. Современный гранж в одежде все-таки отличается от того, каким он был 20 лет назад. Сегодня это искусственное внедрение клетчатых рубашек, конверсов, зеленых свитеров, небрежных причесок и макияжа. Раньше это был стиль жизни, саундтреком которой были альбомы Nirvana.

Влияние музыки Nirvana на слушателей


Фото — Jo-jo  →

До сих пор не утихают страсти по поводу влияния музыки Кобейна на людей. Кто-то просто любит расслабиться под песни, где голос Кобейна то монотонно вытягивает строчки, погружая мысли слушателя в нирвану, то срывается на крик, заставляя вернуться в мир, где реальность жестока и несправедлива. Другие же слишком буквально начали воспринимать его тексты.

  • Например, примечательна история 21-летнего студента художественного колледжа, обвиненного в совершении взрывов в нескольких городах США. Выяснилось, что он является большим фанатом Курта Кобейна и Nirvana.
  • Другой молодой человек — Люк Джон Хелдер. Он совершил 18 подрывов почтовых ящиков на территории Америки. В результате его преступлений пострадали шесть человек. Во время ареста на молодом человеке была надета футболка с изображением Курта Кобейна, который был его кумиром.

Как известно, плохое всегда запоминается лучше, чем хорошее. Да, Кобейн и его группа смогли поднять с колен гранж, вывели альтернативу в мейнстрим, повлияли на моду, на других замечательных музыкантов… Но, к сожалению, Курт Кобейн попал в категорию исполнителей, чья музыка «негативно влияет на американскую молодежь, вдохновляя юное поколение на поступки, недостойные настоящего американца», как было написано в послании, опубликованном в американской прессе. Но если мыслить так ограниченно и делать выводы о негативном влиянии музыки Кобейна лишь на основании того, что некоторые преступники были фанатами Nirvana, то с такой же вероятностью можно говорить об отрицательном воздействии на людей и множества других групп – Marilyn Manson, Rammstein…

Плюсов в культе Кобейна и его команды значительно больше, а остальное – nevermind.

курт кобейн kurt cobain день смрети цитаты воспоминания крис нововселич дэйв гроул death day qoutes memories

12 цитат о Курте Кобейне

5 апреля 1994 года в возрасте 27 лет ушел из жизни культовый музыкант Курт Кобейн. Его тело с брошенным поперек…


курт кобейн kurt cobain день смрети цитаты воспоминания крис нововселич дэйв гроул death day qoutes memories

Курт Кобейн в фактах и цитатах

Он ворвался на музыкальную сцену стремительно и сиял ярко. Его музыка до сих пор является путеводной звездой для многих людей,…


Жизнь в нирване: 10 причуд Курта Кобейна

Лидеру самой успешной гранжевой группы Nirvana Курту Кобейну 19 февраля исполнилось бы 49 лет. Всю свою недолгую жизнь он безуспешно пытался уберечь себя от славы кумира поколения, эпатируя публику и прессу. «МИР 24» вспомнил те яркие черты, которые особенно выделяли Курта и его группу из массы альтернативных команд.

ОБЪЯВИЛ СЕБЯ ГЕЕМ

Выросший на рок-н-ролле и панк-культуре, Курт Кобейн придерживался леворадикальных взглядов. О чем регулярно напоминал при любом удобном случае. «Я определенно гей по духу», — сказал однажды Курт в беседе с журналистами.

Подобные заявления он делал неоднократно, хотя и признавался, что всего лишь хочет позлить гомофобов. Для пущего эпатажа он нередко выходил на сцену в цветастом платье, в котором Курт становился похож на Ким Гордон из Sonic Youth.

Лидер Nirvana также едко высказывался о мужчинах, которые стремятся соответствовать гендерным стереотипам. «У меня всегда были проблемы со среднестатистическими мачо — они всегда были для меня угрозой», — признавался Кобейн.

ДО САМОЙ СМЕРТИ ОБЩАЛСЯ С ВООБРАЖАЕМЫМ ДРУГОМ

В детстве Курт был крайне замкнутым ребенком, избегавшим общения со сверстниками. Живым людям он предпочитал воображаемого друга по имени Бодда. Он настолько поверил в существование друга, что родители обеспокоились о психическом состоянии Курта.

Родители будущей звезды решили пойти на хитрость, чтобы разлучить ребенка с его Боддой. Когда дядю Курта призвали в армию, мать сказала сыну, что Бодду тоже направили на службу.

Через несколько месяцев родители сообщили печальную новость о том, что воображаемый друг Курта погиб во Вьетнаме. Это не помогло – даже свою предсмертную записку Кобейн адресовал Бодде.

НЕ МОГ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, КАК ЕГО ЗОВУТ

Из многочисленных дневниковых записей, оставленным Кобейном, можно узнать об еще одной странной черте экстравагантного музыканта. Говоря о себе в третьем лице или подписывая письма, он употреблял разные варианты написания своего имени: Kurt, Curt и даже Kurdt.

«Я разделаюсь к чертовой матери с вами, мачо, садистским, пресыщенным правым крылом, неукоснительно оскорбительными убеждениями, на которые мы в целом должны работать согласно вашим условиям. До того, как я умру.

Многие умрут вместе со мной, и они этого заслужили. Встретимся в аду.

С любовью. Курдт Кобейн» (Из письма к неизвестному адресату).

НЕНАВИДЕЛ СВОЙ ГЛАВНЫЙ ХИТ

Вышедший в 1991 году альбом Nevermind стал настоящей бомбой, а Smells Like Teen Spirit тут же окрестили гимном поколения Икс. Участникам группы такая популярность пришлась не по нраву – Кобейн никогда не хотел стать очередным поп-идолом.

А может быть, дело в том, как эта песня сочинялась, ведь Курт сам не знал истинный смысл названия. Хит родился благодаря Кэтлин Хане, подруге Кобейна. Однажды она решила подшутить над музыкантом, написав на стене его дома надпись: «Kurt smells like Teen Spirit». Кобейну так понравилась эта фраза, что он решил сделать ее названием первого трека будущего альбома.

Но Кэтлин всего лишь хотела сказать, что Курт сильно пахнет дезодорантом марки Teen Spirit. Сам Кобейн о его существовании не подозревал, потому и воспринял фразу как поэтическую строчку.

В еще более неловкой ситуации Кобейн оказался, когда выяснилось, что не он сочинил знаменитый гитарный рифф, которым открывается песня. Журналисты указали ему, что это смахивает на плагиат – очень похожий рифф звучит в припеве песни More than a Feeling группы Boston. Тогда Курта осенило, что он неосознанно украл мелодию у подзабытых классиков хард-рока.

ЛЕЧИЛСЯ ГЕРОИНОМ

Свою героиновую зависимость Курт Кобейн оправдывал болями в животе, которые с юности не давали ему покоя. Кортни Лав вспоминает, что ее супруг был крайне неразборчив в выборе наркотиков, смешивая галлюциногены с опиатами.

Из-за героиновой зависимости Курт и Кортни чуть не лишились родительских прав. Только самые дорогие адвокаты смогли убедить органы опеки оставить годовалую Фрэнсис Бин Кобейн у родителей.

Совместная работа с великим джанки Уильямом Берроузом

СВОЙ ПЕРВЫЙ ГОНОРАР СПУСТИЛ НА ИГРУШКИ

Прежде чем основать Nirvana, Курт Кобейн отыграл во множестве любительских групп, подписанных на культовый лейбл Sub Pop. За выпуск одного из альбомов он даже получил гонорар в тысячу долларов.

Вместо того чтобы купить нормальную гитару, Курт потратил все деньги на игровую приставку, куклы и пневматический пистолет. Из последнего он любил пострелять по зданию гослотереи, располагавшегося напротив его дома.

По воспоминаниям друзей, в жизни Курт был полной противоположностью своего сценического образа. Впрочем, порой и на публике Кобейн проявлял себя как остроумный хулиган и эксцентрик. Об этом свидетельствует хотя бы то, как он саботировал выступление группы на Top Of The Pops.

ТЩАТЕЛЬНО ДОКУМЕНТИРОВАЛ СВОЮ ЖИЗНЬ

На протяжении всей жизни Кобейн вел дневники, в которых с предельной откровенностью описывал происходящее вокруг. Личные записи Курта – это сотни страниц, в которых намешаны размышления о музыке и мире, фрагменты рассказов, длинные списки прослушанных групп и довольно странные истории.

«Я размораживал холодильник при помощи молотка.

Некоторое время спустя Трэйси заметила очень сильный дым, и мы подумали, что это фреон, поэтому мы вынесли из дома животных, и запах стал таким скверным, что мы вообще не могли войти в квартиру.

Нашу кожу жгло, и поэтому мы целую ночь провели в соседнем доме, а вторую — в Такоме, и оказалось, что это был не фреон, а смертельно опасный газ под названием диоксид серы. Это все равно, что налить в ведро отбеливатель и аммиак и перевязать этим чье-то лицо.

Оставленные мной на всю ночь нарезанное масло и пудинг Swiss Miss стали ярко-зелеными, флуоресцентными. Так что не бей свой холодильник молотком».

УСТРОИЛ ВЕЛИЧАЙШИЙ СКАНДАЛ В ИСТОРИИ MTV

В 1992 году Nirvana пригласили выступить на церемонии MTV Music Awards. Продюсеры хотели, чтобы Кобейн спел Smells Like Teen Spirit, но Курт был категорически против.

Он предлагал выступить с Rape Me, но руководство канала никогда бы не пропустило в эфир столь провокационную песню. В итоге продюсеры и Кобейн пришли к компромиссу – Nirvana сыграет Lithium.

После выступления Курт признается, что хотел вызвать у руководства MTV сердечный приступ. Ведущий представил группу, Курт Кобейн, Крист Новоселич и Дэйв Грол вышли на сцену и начали играть Rape Me.

Исполнив первые аккорды, Курт одумался и перешел на Lithium, которую честно отыграл. Но продюсерам все же стоило согласиться с условиями Кобейна, потому что под конец выступления группа превратила дорогое сценическое оборудование в груду мусора.

НАДЕВАЛ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ПАР ДЖИНС

Имидж Курта Кобейна заслуживает отдельного разговора. Одеваясь подчеркнуто небрежно, он стал иконой антигламура, привнеся в гардероб тинейджеров бабушкины свитера, поношенные джинсы и фланелевые рубашки.

Перед выступлениями Курт надевал сразу несколько футболок, свитеров и пар брюк. Сейчас бы сказали, что Кобейн был мастером многослойности, однако он в последнюю очередь думал о стиле.

Надевая на себя безразмерные вещи, певец всего лишь пытался скрыть худобу и сколиоз, из-за которых он с детства комплексовал.

cthulhu vibez. pic.twitter.com/f2wCekfb6D

— Frances Bean Cobain (@alka_seltzer666) 31 января 2016

Фрэнсис Бин Кобейн с честью носит славную фамилию отца

ЛЮБИЛ КОРТНИ ЛАВ

«Кортни, никогда не сдавайся, ради Фрэнсис.
Ради ее жизни, которая будет гораздо лучше без меня.
Я люблю тебя, я люблю тебя!»

Это последние слова, которые оставил после себя Курт Кобейн. Пара познакомилась после концерта Nirvana, который Кортни Лав очень не понравилась.

Кортни была настолько не в восторге от группы, что не поленилась отыскать Кобейна и прочитать ему речь о том, какой он бездарь. Через несколько дней она сделала Курту подарок – шкатулку в виде сердца.

Эдуард Лукоянов

Кобейн, Курт — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кобейн.

Курт До́нальд Кобе́йн (англ. Kurt Donald Cobain; 20 февраля 1967 (1967-02-20) — 5 апреля 1994)[7][8] — американский певец, автор песен, музыкант и художник, наиболее известный как вокалист и гитарист рок-группы Nirvana.

Биография

Детство и юность

Курт Дональд Кобейн родился 20 февраля 1967 года в больнице Grays Harbor в Абердине, штат Вашингтон[9], в семье домохозяйки Венди Элизабет Кобейн (урождённой Фраденбург)[10] и автомеханика Дональда Лиланда Кобейна. Родословная Кобейна имеет ирландские, английские, шотландские и немецкие корни[11][12][13]. Ирландские предки Кобейна эмигрировали в 1875 году из графства Тирон Северной Ирландии[13] в Корнуолл, штат Онтарио, Канада, а затем в Вашингтон[14]. У Кобейна есть родная младшая сестра, Кимберли, появившаяся на свет 24 апреля 1970 года[10][12].

Курт рос в музыкальной семье: его дядя по матери, Чак Фраденбург, выступал с группой под названием The Beachcombers, тётя Мэри Эрл играла на гитаре в различных местных ансамблях, двоюродный дед Делберт сделал карьеру тенора и даже снялся в фильме 1930 года «Король джаза[en]»[15]. Интерес к музыке проявился у него достаточно рано: по словам его родственников, уже в возрасте двух лет он с удовольствием распевал песни The Beatles[15]. В четыре года он написал свою первую песню о поездке в местный парк. В возрасте семи лет получил в подарок от тёти ударную установку[16]. Помимо способностей к музыке, он показал себя и как талантливый маленький художник. В этом его поощряла бабушка, которая была профессиональной художницей.

Когда Курту было девять лет, его родители развелись. Развод родителей сильно повлиял на мальчика: Венди Кобейн вспоминала, что он стал угрюмым и замкнутым[17]. В 1993 году Кобейн рассказывал об этом:

«Я стыдился своих родителей. Я не мог нормально общаться с одноклассниками, потому что мне ужасно хотелось иметь типичную семью: мать, отец. Я хотел этой уверенности, и из-за этого я несколько лет злился на родителей».

Оригинальный текст (англ.)

I was ashamed of my parents. I couldn’t face some of my friends at school anymore, because I desperately wanted to have the classic, you know, typical family. Mother, father. I wanted that security, so I resented my parents for quite a few years because of that.

Savage, Jon. «Kurt Cobain: The Lost Interview.» Guitar World. 1997

Некоторое время мальчик жил с матерью, однако у него не сложились отношения с её новым приятелем, 22-летним Майком Медаком, и он переехал к отцу в Монтесано. Дональд вскоре женился на Дженни Уэстби, у которой было двое детей, Минди и Джеймс. В январе 1979 года Дженни родила ещё одного ребёнка, Чэда, единокровного брата Курта. Но Курт также не ладил с Дженни, и поэтому ему пришлось уйти от отца — мальчик жил то у Лиланда и Айрис, родителей Дональда, то у родственников со стороны матери.

В 14 лет Курт забросил игру на барабанах и начал учиться играть на гитаре, подаренной ему дядей Чаком на день рождения. Уоррен Мейсон, музыкант группы The Beachcombers, стал его первым учителем[18]. Приблизительно в то же время Курт заинтересовался панком, прочитав статью о группе Sex Pistols в журнале «Creem»[16]. Приобрести их пластинки в Абердине было практически невозможно, поэтому он довольно смутно представлял себе, как должна звучать такая музыка (по его собственному определению — «три аккорда и много крика»), но в душе Курт уже загорелся идеей создать панк-группу. Вскоре он познакомился с участниками абердинского коллектива Melvins, игравшего музыку, совмещающую в себе элементы панка и хард-рока (впоследствии этот стиль был назван «гранжем»). Туда также приходил и Крист Новоселич, вследствие чего они подружились.

В 1984 году Венди Кобейн вышла замуж за Пэта О’Коннора, докера, страдавшего алкоголизмом, который однажды сломал Венди руку. Курт вернулся в дом своей матери, однако отношения с родными у него складывались неважно. После окончания школы решил не поступать в художественный колледж; мать поставила его перед выбором — либо он идёт на работу, либо уходит из дома. Ему пришлось уйти. Почти всё дальнейшее время Курт жил у своих друзей, каждый день переходя из дома в дом. Часто ему приходилось спать во дворах домов друзей, остальное время проводил в библиотеке, «дожидаясь конца дня»[16]. По словам Курта, некоторое время он жил под мостом реки Уишка, что вдохновило его на написание песни «Something in the Way»[19]. Позже ему всё-таки пришлось устроиться на работу. 18 мая 1986 года Курт был арестован за незаконное проникновение на чужую территорию, а также употребление алкоголя и был посажен в тюрьму на 8 дней[16].

Nirvana

Основная статья: Nirvana

В 1985 году Курт организовал группу, названную Fecal Matter; состояла она из бас-гитариста Дейла Кровера, барабанщика Грега Хокансона и собственно Кобейна — вокалиста и гитариста. Приблизительно через год Fecal Matter распались, так и не выпустив ни одного диска; после этого Курт начал распространять среди знакомых демозапись Fecal Matter — ему хотелось создать новую группу. Одна из кассет досталась Кристу Новоселичу, другу Курта. На некоторое время он, казалось, забыл о ней, но спустя несколько месяцев неожиданно завёл с Кобейном разговор о том, что им стоило бы организовать рок-группу (он прослушал запись, и материал ему понравился). Новообразованная команда (в которой вскоре появился третий участник — ударник Чэд Ченнинг) сменила несколько названий: «Skid Row», «Ted Ed Fred», «Bliss», «Pen Cap Chew», — однако в итоге было выбрано «Nirvana». «Я искал название, которое было бы красивым или приятным», — объяснял Кобейн. В 1988 году вышел первый сингл группы — «Love Buzz/Big Cheese», а уже в следующем году появился в продаже дебютный альбом Nirvana — Bleach.

В 1991 году был издан второй альбом Nirvana — Nevermind, ставший для группы неожиданным прорывом в мейнстрим. Сингл «Smells Like Teen Spirit», ко всеобщему удивлению, стал хитом на MTV (хотя изначально предполагалось, что ведущим синглом с пластинки станет «Lithium»). Внезапный успех Nirvana на международной сцене привлек внимание публики к сиэтлской гранж-сцене и породил волну подражателей. СМИ называли Nirvana «флагманом поколения Х», а самого Кобейна — «голосом поколения». Сам Кобейн испытывал от неожиданно свалившейся на голову популярности дискомфорт: сам он видел себя прежде всего представителем независимой рок-сцены, и его раздражало то, что он стал кумиром широких масс. Следующий альбом группы, In Utero, он намеренно сделал намного более тяжёлым и мрачным, чтобы отпугнуть широкого слушателя и провозгласить возвращение Nirvana к её «независимым» корням (продюсером альбома стал Стив Альбини, лидер нойз-рок-группы Big Black). Тем не менее, альбом, хоть и не стал таким же успешным, как Nevermind, всё же пользовался популярностью у слушателей и достиг высоких мест в чартах.

Несмотря на то, что Nirvana была «аполитичной» группой и не уделяла большого значения социальным вопросам, как это делали многие панк-ансамбли, Кобейн, тем не менее, пользовался своей известностью, чтобы донести до публики свои идеи. Он был активным защитником прав женщин и секс-меньшинств и поддерживал про-чойс (при том, что лично он восхищался материнством и женщинами-матерями), вследствие чего неоднократно получал угрозы в свой адрес от воинствующих про-лайферов[20]. В буклет к сборнику Incesticide были включены слова: «Если кто-либо из вас из-за чего-либо ненавидит гомосексуалов, людей другой расы или женщин, пожалуйста, сделайте для нас одолжение — идите нафиг и оставьте нас в покое! Не приходите на наши концерты и не покупайте наши альбомы». На одном из концертов Кобейн, увидев, что в первых рядах зрительного зала некий мужчина пристаёт к женщине, бросил гитару, подошел к месту происшествия и подозвал туда охрану, указав нарушителю порядка на дверь[21].

Семейная жизнь

Курт Кобейн и его будущая жена Кортни Лав познакомились в 1990 году на концерте в портлендском клубе, где оба выступали со своими группами. Кортни, которая, по её словам, видела Nirvana на концерте в 1989 году и уже тогда обратила на Кобейна внимание, немедленно проявила к нему интерес, однако Курт вёл себя уклончиво. Позже он объяснял: «Я хотел побыть холостяком ещё годик, но сознавал, что на самом деле был без ума от Кортни, и держаться от неё в стороне на протяжении стольких месяцев было трудно»[22]. В 1991 году, узнав от Дэйва Грола, что Кобейн испытывает по отношению к ней живой интерес, Кортни вновь начала «преследовать» его. У них завязался роман. В 1992 году Лав обнаружила, что ждёт от Кобейна ребёнка, и 24 февраля 1992 года на гавайском пляже в Вайкики прошла церемония их бракосочетания. На Кортни было платье, некогда принадлежавшее актрисе Фрэнсис Фармер, которой восхищались оба новобрачных, а Курт был одет в пижаму — «потому что ему было лень надевать костюм».

Дочь Курта Кобейна и Кортни Лав, Фрэнсис Бин Кобейн, родилась 18 августа 1992 года. Своё имя она получила от Фрэнсис МакКи, вокалистки любимой Кобейном шотландской тви-поп-группы The Vaselines. Незадолго до рождения девочки произошло печально известное интервью Кортни с Линн Хиршберг из Vanity Fair: в нём Кортни обмолвилась, что некоторое время употребляла героин во время беременности, ещё не зная, что у неё будет ребёнок. Хиршберг, однако, представила всё так, будто Лав продолжала употреблять наркотики уже после того, как узнала, что беременна, и выразила свою «озабоченность» происходящим. Кортни заявила, что журналистка извратила её слова, но та настаивала, что располагает записями. Кобейны не сразу поняли, что из-за этой статьи на их репутацию ложится огромное пятно. Вскоре после рождения Фрэнсис им пришлось столкнуться с правоохранительными органами — лос-анджелесский Департамент по делам детства возбудил против них дело о лишении супругов родительских прав, основываясь именно на этой публикации. Судебные разбирательства продолжались несколько месяцев, в результате Кобейнам всё же позволили самостоятельно воспитывать дочь, однако их обязали регулярно проходить тесты на наркотики. Курт был глубоко оскорблён происходящим, считая, что против него и его жены шла настоящая война, и сравнивал себя с Фрэнсис Фармер, которую многие считали жертвой заговора (в 1945 году актрису, за несколько лет до этого посетившую СССР и подозревавшуюся в коммунистических симпатиях, насильственно госпитализировали с шизофренией и подвергли лоботомии). На вышедшем в следующем году альбоме In Utero встречается ряд язвительных отсылок к скандалу со статьёй Хиршберг и «охоте на ведьм», развёрнутой прессой против Кортни Лав.

Проблемы со здоровьем

Определённые проблемы со здоровьем преследовали музыканта с раннего возраста. Он всю жизнь страдал от хронического бронхита и болей в желудке невыясненного происхождения (иногда он утверждал, что начал употреблять героин, чтобы притупить боль[23]). В детстве ему поставили диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), и он был вынужден принимать риталин; позднее ему было диагностировано биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз)[24]. Двоюродная сестра Курта, Беверли, врач по профессии, обсуждая с журналистами биографию музыканта и его трагический конец, особо обратила внимание на тот факт, что в семействе Кобейнов были широко распространены алкоголизм и психические заболевания; в частности, два его дяди по отцовской линии покончили с собой (причём один из них избрал тот же способ самоубийства, что и его племянник — выстрелив себе в голову).[24][прим. 1] Курт приобщился к наркотикам в 13 лет, когда он впервые попробовал марихуану; позже он начал экспериментировать с ЛСД и другими галлюциногенами, а также веществами, употребляющимися посредством вдыхания. Героин он впервые попробовал приблизительно в 1986 году, раздобыв его у того же дилера, что раньше снабжал его «перкоданом» (опиоидный анальгетик, отпускающийся по рецепту и принимающийся перорально). Он продолжал употреблять героин в течение следующих нескольких лет, и к началу 1991 года у него развилась полноценная тяжёлая зависимость. Во время и после турне в поддержку Nevermind проблемы, связанные с наркоманией Кобейна, проявлялись всё более явно: например, на фотосессии в день выступления Nirvana на Saturday Night Live он несколько раз «отключился» прямо перед камерой. В 1992 году, после того, как выяснилось, что его жена Кортни Лав ждала ребёнка, оба супруга отправились на реабилитацию. Во время последовавшего за этим тура Nirvana по Австралии Кобейн выглядел худым, бледным и больным, явно страдая от абстинентного синдрома. После возвращения из поездки домой он вновь вернулся к наркотикам.

В июле 1993 года Кобейн пережил тяжёлую передозировку героина. Кортни Лав обнаружила его лежащим без сознания, и, вместо того, чтобы вызвать «скорую», самолично сделала ему инъекцию налоксона (препарат, блокирующий опиоидные рецепторы и использующийся при отравлении опиосодержащими веществами). Тем же вечером ему предстояло выступление на New Music Seminar в Нью-Йоркe; несмотря на произошедший с ним инцидент, Кобейн изъявил желание присутствовать на шоу и отыграл с группой концерт, не подав на публике виду.

1 марта следующего года, во время европейского тура, у Кобейна был диагностирован бронхит и тяжёлый ларингит. Второго марта он вылетел на лечение в Рим; на следующий день к нему приехала Кортни Лав. Утром четвёртого она проснулась и обнаружила его лежащим без сознания и не подающим признаков жизни. Выяснилось, что у него была передозировка рогипнола в сочетании с шампанским, которым он запил таблетки. Следующие несколько дней он провёл в больнице, а затем вернулся в Сиэтл. Многие рассматривают «римский инцидент» как его первую попытку самоубийства, хотя сам Кобейн заявил, что это была просто «ошибка».

18 марта Лав вызвала полицию, утверждая, что её муж заперся в комнате с ружьём и грозится покончить с собой. Прибывшие полицейские конфисковали у Кобейна несколько ружей (музыкант увлекался стрельбой) и банку с таблетками неизвестного происхождения. Курт заявил, что не собирался кончать с собой и просто хотел спрятаться от жены, с которой у них произошла ссора. В ответ на вопрос полицейского Лав согласилась со словами мужа, сказав, что на самом деле он не собирался убивать себя, хотя ранее утверждала обратное.

25 марта Лав созвала 10 человек из числа друзей Курта и сотрудников его звукозаписывающей компании, чтобы они убедили его отправиться на лечение от героиновой зависимости. Музыкант вёл себя с ними резко, оскорбляя их, однако в конце дня всё же согласился пройти курс реабилитации. Тридцатого он прибыл в реабилитационную клинику «Эксодус» в Лос-Анджелесе. Сотрудники клиники не знали о его депрессивном состоянии и предшествовавших попытках самоубийства; на вид он также казался спокойным, свободно общался с медицинским персоналом и даже весело играл с Фрэнсис Бин, когда её няня привезла полуторагодовалую девочку на встречу с отцом[25]. Это был последний раз, когда он видел свою дочь: тем же вечером он вышел во двор, якобы покурить, и перелез через двухметровую стену (утром того же дня он пошутил, что это был бы «на редкость дурацкий способ побега»). Он взял такси и поехал в лос-анджелесский аэропорт, а оттуда вылетел в Сиэтл. По соседству с ним в самолёте сидел Дафф Маккаган из Guns N’ Roses; несмотря на свою резкую неприязнь по отношению к Guns N’ Roses и Экслу Роузу лично, Курт, казалось, был рад видеть его. В последующие несколько дней его несколько раз видели в разных местах Сиэтла; его жена и товарищи по группе в это же время оставались в неведении относительно его местонахождения и безуспешно пытались выйти на его след. Кортни Лав наняла частного детектива, чтобы он помог ей выследить Кобейна.

Смерть

8 апреля 1994 года электрик по имени Гэри Смит (Gary Smith) прибыл в дом Кобейнов, располагавшийся по адресу 171 Lake Washington Blvd East в Сиэтле, в 8 часов 30 минут для установки системы безопасности[26]. Смит несколько раз позвонил в дом, однако двери никто не открыл. Затем он заметил припаркованный в гараже, находившемся рядом с домом, автомобиль Volvo, и решил, что хозяева дома, возможно, в гараже или оранжерее, которая располагалась прямо над гаражом. Смит проверил гараж, затем поднялся по лестнице к оранжерее. Через стеклянную дверь оранжереи Смит заметил тело и предположил, что кто-то спит, однако, присмотревшись, он увидел кровь у левого уха и ружьё, лежащее поперёк тела. Так было обнаружено тело Курта Кобейна. В 8 часов 45 минут Гэри Смит позвонил в полицию и местную радиостанцию. Курт оставил предсмертную записку, написанную красной ручкой.

Протокол осмотра места происшествия был составлен формально, без углублённого анализа деталей. По одной из версий следствия, Кобейн ввёл себе дозу героина, несовместимую с жизнью, и выстрелил себе в голову из ружья. Также криминалисты пришли к заключению, что Курт умер 5 апреля и его мёртвое тело пролежало в доме три дня. Существует предположение и о намеренном убийстве Курта. В список подозреваемых неофициально попала Кортни Лав[источник не указан 897 дней].

После кремации часть праха Кобейна была развеяна над рекой Уишка в его родном Абердине[27], а часть оставила себе Кортни. Неофициальным местом поклонения памяти певца является мемориальная скамейка в парке Виретта (Viretta Park), расположенном недалеко от последнего дома Кобейна в Сиэтле. Оранжерея над гаражом, где было найдено тело Курта, снесена в 1997 году, а сам дом продан.

Сольная карьера

Весной 2012 года, бывший гитарист группы Hole, а также один из близких друзей Кобейна Эрик Эрландсон (англ.)русск., в одном из интервью утверждал, что незадолго до своей смерти в 1994 году Кобейн работал над сольным альбомом[28]. Существуют ли какие-либо записи, на данный момент[когда?] неизвестно, но продюсер Nevermind Бутч Виг категорически не согласен с мнением Эрика насчёт существования материальных записей[29].

Музыкальное влияние

Кобейн любил музыку с детства. Одной из самых первых и любимых его групп были The Beatles: его тетушка Мэри говорила, что помнит его распевающим «Hey Jude» в возрасте около двух лет. В своих дневниках он называет Джона Леннона своим кумиром. Влияние The Beatles ощущается в таких песнях Nirvana, как «Polly», «All Apologies» и «About a Girl» (которую он, по собственному признанию, написал после того, как три часа подряд слушал альбом Meet the Beatles!). Став старше, он открыл для себя хард-рок и хэви-метал и начал слушать Led Zeppelin, Black Sabbath, KISS, Aerosmith и AC/DC, а в подростковом возрасте заинтересовался панком, прочтя статью об этом движении в журнале. Первым панк-альбомом, какой он смог достать, стал Sandinista! The Clash, который его поначалу разочаровал, зато Sex Pistols он очень полюбил. Своим самым любимым альбомом всех времён он в своих дневниках назвал Raw Power культовой прото-панковой группы The Stooges; ещё одной важной для него панк-группой стали американцы Wipers, чьё «грязное» гитарное звучание и депрессивное настроение сильно повлияли на Nirvana. Огромное влияние на ранних Nirvana оказали его земляки, основоположники гранжа и сладжа Melvins. Другим важнейшим источником вдохновения для него стала американская независимая сцена, в частности, такие группы, как Sonic Youth и Pixies. Последние произвели решающее влияние на становление его стиля: благодаря им он обратился к написанию более мелодичных и запоминающихся песен, построенных на их фирменной динамике «громко/тихо». Он был поклонником тви-попа и lo-fi-музыки и называл в числе своих любимых исполнителей такие группы, как The Vaselines, Beat Happening, Marine Girls, Young Marble Giants, Shonen Knife и другие[30]. Также в числе его фаворитов были такие исполнители, как Ледбелли, Devo, Дэвид Боуи, MDC, Дэниел Джонстон и другие.

Акустический концерт Nirvana, посмертно-выпущенный в 1994 году под названием MTV Unplugged in New York, возможно, представил намёк на будущее музыкальное направление Кобейна. Запись сравнили с альбомом R.E.M. 1992 года Automatic for the People[31], и в 1993 году Кобейн допустил, что следующий альбом Nirvana будет «довольно духовным, акустическим, как последний альбом R.E.M.»[32].

Друг Кобейна и лид-вокалист R.E.M. Майкл Стайп, в интервью 1994 года журналу Newsweek сказал: «Да, он много говорил о том, в каком направлении будет двигаться. В смысле, я знаю, как бы звучал следующий альбом Nirvana. Он был бы очень тихим и акустическим, с большим количеством струнных инструментов. Это был бы потрясающий альбом, и я чуть разозлился на него за то, что он убил себя. Он и я должны были записать демо альбома. Всё было спланировано. У него был билет на самолёт, машина, которая должна была забрать его. И в последнюю минуту он позвонил и сказал: „Я не могу прилететь“»[33].

Литературное влияние

Своими любимыми авторами Кобейн считал Льва Толстого, Лору Уайлдер, Джерома Д. Сэлинджера и Лоренса ван дер Поста[34][35].

Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» вдохновила Курта создать песню Scentless Apprentice[36].

Фильмы и книги

В 1997 году был снят фильм «Курт и Кортни[en]». Это документальный фильм, авторы которого пытались выяснить, была ли смерть Курта Кобейна самоубийством или же его убили. А если убили, то кто. Однако фильм не получился полноценным из-за огромных претензий со стороны Кортни Лав.

В 2003 году в Британии были изданы комиксы о жизни Курта Кобейна. Сюжет состоит как из реальных фактов из его жизни, так и из выдуманных[37].

В 2004 году русский режиссёр Василий Яцкин снял игровой документальный фильм «Благословение или проклятие», в котором он попытался осмыслить духовную сторону жизни и смерти Курта. В фильм вошли интервью родных и близких Курта, его матери, сестры, жены — голливудской звезды Кортни Лав. В фильме проводятся параллели с историей жизни другого одарённого человека — уникальной пианистки Полины Осетинской.

В 2006 году режиссёр Гас Ван Сент снял картину «Последние дни» (англ. Last Days). В фильме рассказывается история последних дней жизни рок-музыканта по имени Блейк. Сюжет «Последних дней» напоминает биографию Курта Кобейна, а в героях можно узнать реальных людей из его окружения. Тем не менее, создатели фильма характеризуют все события картины как вымышленные, хотя и задуманные под впечатлением от последних дней жизни Кобейна. В роли Курта в фильме снялся Майкл Питт. В фильме он исполняет песню собственного сочинения From Death to Birth, аккомпанируя себе на обычной, не переделанной под левую руку, гитаре. В остальном сходство персонажа Питта с прототипом крайне велико.

В 2006 году по Discovery показали фильм «Последние 48 часов Курта Кобейна».

В 2007 году в США вышел документальный фильм «Kurt Cobain About a Son». В него включены ранее не издававшиеся фрагменты аудиозаписей интервью Кобейна, сделанных журналистом Майком Азеррадом, и виды городов, с которыми была связана жизнь Кобейна — Абердина, Сиэтла и Олимпии.

Из книг на русском языке стоит отметить книгу В. Соловьёва-Спасского «Всадники без головы, или Рок-н-ролльный бэнд» с провокационной главой «Бессмертное наследие Курта Кобейна»[38].

Также было написано несколько биографических книг о Курте. Одна из последних — это Heavier Than Heaven Чарльза Кросса[39].

В 2015 году вышел документальный фильм о биографии музыканта «Курт Кобейн: Чёртов монтаж».

Так же в 2015 году вышел ещё один фильм о Курте Кобейне «Пропитанный отбеливателем[en]» от американского режиссёра Бенджамина Статлера (Benjamin Statler), который написал и спродюсировал его совместно с Ричардом Мидлтоном (Richard Middelton) и Донни Эйчаром. Фильм подробно описывает события, приведшие к смерти Курта Кобейна, как видно через призму Тома Гранта (Tom Grant), частного детектива, которого наняла Кортни Лав (Courtney Love), чтобы найти Кобейна, её мужа, незадолго до его смерти в 1994 году. Также исследуется версия, что смерть Кобейна не была самоубийством. Актёры: Тайлер Брайан (Tyler Bryan) — Курт Кобейн, Даниэль Робак (Daniel Roebuck) — Том Грант, Сара Скотт (Sarah Scott) — Кортни Лав и Август Эмерсон (August Emerson) — Дилан Карлсон (Dylan Carlson) — друг Курта.

Оборудование

Гитары
Педали эффектов
  • Boss DS-1
  • Boss DS-2
  • Electro-Harmonix Small Clone
  • Electro-Harmonix Stereo Poly Chorus
  • Electro-Harmonix Echoflanger
  • Sansamp Classic

Память

Мемориал в честь Курта Кобейна
  • 5 апреля 2011 года в Абердине (штат Вашингтон) был открыт памятник Курту Кобейну. Памятник представляет собой увеличенную бетонную копию одной из гитар музыканта, над которой «развевается» бронзовая лента со строками из песни группы «On a Plain». На открытии присутствовал первый ударник «Нирваны» Аарон Буркхард и дед Курта Лиланд Кобейн, с которым у Курта были очень тёплые отношения[40][41].
  • В Сиэтле открылся музей Курта Кобейна, где были представлены его рукописи, гитары, фотографии и т. д.
  • 27 июля 2011 года в Абердине (штат Вашингтон) Городской совет хотел назвать мост в честь Кобейна, но власти Абердина отказались от этого из-за того, что он проявлял неприязнь к этому городу и его жителям[42].
  • В сентябре 2013 года дом, в котором вырос Курт Кобейн, был выставлен на продажу. Ранее объект оценили в $67.000, однако мать музыканта Венди О’Коннор назначила за него цену в $500.000. Родственники музыканта заявляют, что готовы рассматривать предложения о партнёрстве, чтобы сделать в доме музей. По их словам, на стенах в комнате Курта до сих пор сохранились написанные через трафарет названия его любимых групп. «Мы решили продать дом, чтобы создать наследие Курта, — рассказала агентству сестра музыканта Ким Кобейн. — Конечно, мы испытываем смешанные чувства, потому что все мы очень любили этот дом, с ним связано много замечательных воспоминаний. Но наша семья давно покинула штат Вашингтон, и мы чувствуем, что пришла пора расстаться с домом». Дом был построен в 1923 году. Кобейны купили его в 1969-м, когда Курту было два года. Он жил в этом доме до позднего подросткового возраста: до девяти лет — с обоими родителями, а после их развода — с матерью[43].
  • В Абердине, штат Вашингтон, учреждён день музыканта Курта Кобейна. Праздник будет отмечаться в день рождения Кобейна, 20 февраля.
  • Музыкальный проект «Куртки Кобейна» российской группы «Би-2» получил название в честь музыканта.

См. также

Источники

  • Азеррад, Майкл. Come as You Are: The Story of Nirvana. Doubleday, 1994. ISBN 0-385-47199-8
  • Бурлингейм, Джефф. Kurt Cobain: Oh Well, Whatever, Nevermind. Enslow, 2006. ISBN 0-7660-2426-1
  • Кросс, Чарльз. Heavier Than Heaven: A Biography of Kurt Cobain. Hyperion, 2001. ISBN 0-7868-8402-9
  • Киттс, Джефф. Guitar World Presents Nirvana and the Grunge Revolution. Hal Leonard, 1998. ISBN 0-7935-9006-X
  • Саммерс, Ким. Биография Курта Кобейна на Allmusic

Комментарии

  1. ↑ В фильме «Пропитанный отбеливателем» (2015 г.) опровергается факт серии самоубийств среди родственников Кобейна, утверждается, что смерти носили естественный характер или были результатом несчастного случая. И утверждается, что миф о серии самоубийств в семье Курта был инспирирован Кортни Лав

Примечания

  1. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119167735 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. ↑ SNAC — 2010.
  4. ↑ Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  5. ↑ Czech National Authority Database
  6. ↑ http://www.nme.com/photos/50-things-you-never-knew-about-nirvana-1413101
  7. ↑ Kurt Cobain’s death certificate (неопр.). findadeath.com. Дата обращения 6 апреля 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  8. ↑ 1994: Rock musician Kurt Cobain ‘shoots himself’ (неопр.). BBC. Дата обращения 6 апреля 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  9. ↑ Кросс, Чарльз — Cobain Unseen
  10. 1 2 Halperin, Ian. Who Killed Kurt Cobain? (неопр.). — London: Carol Pub. Group, 1999. — ISBN 0-80652-074-4.
  11. ↑ Азеррад, с. 13
  12. 1 2 Ancestry of Frances Bean Cobain
  13. 1 2 Кросс, с. 7
  14. ↑ Nirvana legend Kurt Cobain’s roots traced to Co Tyrone
  15. 1 2 Charles R. Cross. Heavier Than Heaven. — Hyperion, 2001.
  16. 1 2 3 4 Тру Эверетт. «Nirvana»:Правдивая история. — Санкт-Петербург: Амфора, 2009. — 640 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-367-01151-7.
  17. ↑ Michael Azerrad. Come As You Are: The Story of Nirvana, c.17
  18. ↑ «Если бы не моя семья». Курт Кобейн, брошенный и талантливый. Жизнь замечательных людей. Моя семья. Статьи MISSUS.RU
  19. Michael Azerrad. Come as You Are: The Story of Nirvana. — Three Rivers Press, 1993. — P. 37. — 336 p. — ISBN 978-0385471992.
  20. ↑ Чарлз Кросс. Heavier than Heaven: A Biography of Kurt Cobain, c. 253.
  21. ↑ Remembering the time Kurt Cobain stopped a sexual assault during a Nirvana gig, 1993
  22. ↑ Michael Azerrad. Come As You Are: The Story of Nirvana, стр. 172—173
  23. ↑ Майкл Азеррад. Come As You Are: The Story of Nirvana, стр. 256.
  24. 1 2 Even In His Youth: Interview with Beverly Cobain
  25. ↑ Кросс, 2001. Гл. 24.
  26. ↑ Seattle Tiems. Retrieved June 16, 2008, Rolling Stone
  27. ↑ Kurt Cobain (1967–1994) – Find A Grave Memorial (неопр.). Findagrave.com. Дата обращения 14 августа 2010. Архивировано 17 октября 2012 года.
  28. ↑ Eric Erlandson says Kurt Cobain recorded full solo album before he died — NME.com
  29. ↑ Butch Vig: ‘Kurt Cobain’s solo album was just in his head’ — NME.com
  30. ↑ Kurt Cobain. Journals
  31. ↑ MTV Unplugged in New York — Nirvana
  32. ↑ Фрике, Дэвид. «Kurt Cobain: The Rolling Stone Interview». Rolling Stone. 27 января, 1994
  33. ↑ Everybody Hurts Sometime
  34. ↑ Курт Кобейн (Kurt Cobain) — все о знаменитости
  35. ↑ Курт Кобейн — Гитара
  36. ↑ Курт Кобейн и Нирвана Архивная копия от 7 марта 2014 на Wayback Machine
  37. ↑ NIRVANA & Kurt Cobain |Godspeed: The Kurt Cobain Graphic
  38. Соловьев-Спасский В. Всадники без головы или рок-н-ролльный бэнд. — Санкт-Петербург: Скифия, 2003. — 456 с. — 4000 экз. — ISBN 5-98288-002-7.
  39. Charles R. Cross. Heavier Than Heaven. — Hyperion, 2001. — 400 p. — ISBN 0-7868-6505-9.
  40. ↑ Памятник Курту Кобейну открыли в штате Вашингтон (неопр.). Взгляд (6 апреля 2011). Дата обращения 6 апреля 2011.
  41. ↑ Kurt Cobain guitar sculpture dedicated in Wash.
  42. ↑ Власти Абердина отказались назвать мост в честь Курта Кобейна (неопр.). Лента (27 июля 2011).
  43. ↑ Дом детства Курта Кобейна выставят на продажу

Литература

  • Charles R. Cross. Heavier Than Heaven. — Hyperion, 2001. — 400 p. — ISBN 0-7868-6505-9.
  • Соловьев-Спасский В. Всадники без головы или рок-н-ролльный бэнд. — Санкт-Петербург: Скифия, 2003. — 456 с. — 4000 экз. — ISBN 5-98288-002-7.
  • Тру Эверетт. «Nirvana»:Правдивая история. — Санкт-Петербург: Амфора, 2009. — 640 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-367-01151-7.
  • Michael Azerrad. Come as You Are: The Story of Nirvana. — Three Rivers Press, 1993. — 336 с. — ISBN 978-0385471992.
  • М. Агапетов, Д. Фадеева, Е. Галина. Жизнь и Смерть Курта Кобэйна. — Русское слово, 1996. — 288 с. — ISBN 5900312410.
  • Дэнни Голдберг. Serving The Servant: Воспоминания Менеджера Nirvana. — Бомбора, 2019. — 320 с. — ISBN 9785041014766.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *