Свадебные дагестанские прически (67 фото)
Самые красивые невесты Кавказа
Дагестанские невесты
Прическа невесты с короной
Дагестанские невесты
Самые красивые невесты Дагестана
Цурова Зарета
Дагестанские Свадебные прически
Свадебный макияж Дагестан
Кавказские Свадебные прически
Самые красивые Дагестанские Свадебные прически
Армянские Свадебные прически
Свадебные причёски с фатой и короной распущенные волосы
Самые красивые кавказские невесты
Прическа невестка собранные волосы
Азербайджанские прически
Свадебный макияж армянки
Келин турмаклари
Макияж свадебный Дагестанский
Собранные прически Дагестанских невест
Куртаи аруси фата
Фатаи аруси сатри Душанбе
Orxideya прически
Грузинские невесты прически
Прически для невест в Дагестане
Свадебные прически чеченок
Свадебные прически азербайджанок
Макияж невесты Дагестан
Свадебные прически в Дагестане
Свадебные прически с короной и фатой
Красивые Свадебные прически в Дагестане
Свадебные прически с диадемой и фатой
Дагестанские Свадебные прически
Самые красивые невесты Кавказа
Шикарные Свадебные прически с короной
Шафаг Новрузова
Свадебный макияж 2020 для невесты
Aypara shikniyeva
Свадебные прически чеченские
Вечерние Дагестанские причёски
Кавказские невесты
Самые красивые невесты Кавказа
Анастасия Гуреева
Диадемы для невесты
Макияж армянской невесты
Самые красивые невесты Кавказа
Макияж кавказских невест
Невесты Кавказа 2020 прически
Невесты Дагестана
Азербайджанская невеста прическа
Кавказский свадебный макияж
Вечерние Дагестанские причёски
Келинлар макияжи
Свадебные прически шатенкам
Армянские прически
Свадебные прически в Хасавюрте
Orxideya Свадебные прически 2020макяж
Причёски Свадебные на средние волосы чеченские
Вечерние прически в Дагестане
Келин турмаги
Макияж кавказских невест
Красивые кавказские невесты
Кавказский свадебный макияж
Азербайджанский свадебный макияж
Свадебные прически азербайджанок
Свадебные прически азербайджанок
Узбекские Свадебные прически
Свадьба – самый интересный и насыщенный раздел, где вы найдете для себя все идеи для свадебной подготовки. Свадьба представлена в разных коллекциях, например «Свадебные дагестанские прически (67 фото)». Смотрите и другие коллекции, так как «Быстрые свадебные прически (66 фото)», «Свадебные прически набок (68 фото)». Вы найдете для себя все виды маникюра, педикюра, макияж, костюмы и платья на свадьбу, наряды для гостей, прически и украшения для невест.
обычаи и традиции, сценарий, свадебные платья и прически
Красивая дагестанская свадьба – это поистине увлекательное зрелище, где современность переплетается с древнейшими традициями и ритуалами народа. Об удивительном торжестве в Дагестане, которое можно описать известной фразой «пир на весь мир», и расскажет портал Свадьбаголик.ru.
Свадьба в Дагестане: 5 особенностей торжества
Давайте узнаем, какими национальными особенностями отличаются дагестанские свадьбы:
- Свадьба в Дагестане празднуется два дня: сначала в доме невесты, как и в случае азербайджанской свадьбы, а спустя семь дней – в доме жениха. Родственникам невесты запрещено гулять на свадьбе в доме жениха, поэтому для них устраивают отдельное торжество. Регистрацию брака проводят перед вторым банкетом.
- Дагестанские свадьбы всегда отличаются особым размахом. На праздновании присутствует до полутора тысяч человек, причем прийти поздравить молодоженов могут даже не приглашенные люди (соседи, жители города или знакомые).
- Сбор средств на свадьбу родители начинают сразу же после рождения ребенка. Именно поэтому по прошествии многих лет дагестанцы могут позволить себе организовать роскошное торжество.
- Родители и молодожены вправе решить, как именно провести празднование. Это может быть свадьба с алкоголем, громкой музыкой и пышным застольем или же праздник с учетом мусульманских традиций и обрядов, т.е. без всего вышеперечисленного (т.к. в Дагестане мирно сосуществуют две разные религии: христианство и ислам).
- Дагестанскую свадьбу сложно представить без национальной музыки и лезгинки.
Сценарий дагестанской свадьбы
Дагестанские браки считаются самыми крепкими и чаще всего длятся всю жизнь, что связано с выраженной религиозностью народа. Именно поэтому свадьбы празднуются с широким размахом, не жалея денег. Свадьбаголик.ru готов поведать вам о самых колоритных обычаях и главных этапах дагестанской свадьбы.
Сватовство в Дагестане
В Дагестане сватовство является тайным обрядом, который проводится в вечернее время среди самых близких родственников. Известно о нескольких вариантах его проведения, а именно:
- Обычай помолвки младенцев или колыбельный сговор, при котором осуществляется договоренность между родителями, когда потенциальные молодожены еще дети. Этот обычай считается устаревшим, однако до сих пор встречается у лезгинов.
- Обычай помолвки совершеннолетних. Он актуален для современной молодежи. Представители жениха одаривают невесту подарками, а ее родители демонстрируют приданое. Если обе стороны договариваются – совершается помолвка, визит к невесте, после которого происходит ответный визит в дом жениха.
- Кража невесты. Является эксцентричной традицией дагестанцев, которая постепенно уходит в прошлое. Тем не менее, встречается в тех случаях, когда родители запрещают молодой паре жениться.
Первый день свадебного торжества
Накануне первого дня празднования родители молодоженов проводят жертвоприношение в честь молодых, почитая умерших родственников (как и согласно армянским свадебным традициям). Музыкантов для торжества приглашают заранее, чаще всего выбирают людей из других селений. Ритуальная музыка открывает торжество, звучат обрядовые песни с особой молитвенной силой.
Ровно в полдень жених с родственниками женского пола начинает свой путь к возлюбленной. Они везут с собой дары и сладости, которые вскоре новобрачная увезет в дом мужа.
В первый день свадебного торжества невесту готовят к моменту, когда она покинет отчий дом. Проводится церемония прощания с плачем и обрядовыми песнями. Мать невесты собирает приданое.
Второй день свадебного торжества
Так как второй день свадьбы проходит на территории жениха, первым делом он забирает невесту из ее родительского дома. На пороге его встречает сестра возлюбленной, исполняя традиционный танец. Мать угощает молодоженов медом, призывая их прожить в браке долгую и счастливую жизнь. Невесту привозят в дом жениха к полудню, где ее осыпают конфетами, орехами и монетами. С этого момента начинается шумное веселье с множеством интереснейших обычаев.
Безусловно, самой главной традицией на дагестанской свадьбе является первый танец молодоженов, перед началом которого невеста танцует с каждым мужчиной на торжестве.
Танцевальные состязания у дагестанцев – колоритное зрелище. Открывает эту часть программы главный танцор, к которому подключаются все мужчины. Со стороны женской половины танцевать начинает сестра невесты, за которой все женщины идут в пляс. Это действо может продолжаться до позднего вечера.
Во время пышного застолья гости преподносят подарки молодоженам, а невеста обязана одарить каждого, кто помогал ей в организации свадьбы. На столах обычно можно увидеть национальные угощения: долму, плов, шашлык, хинкали и т. п.
Дагестанские свадебные платья
Если рассматривать свадьбу как современное торжество, дагестанские невесты не ограничены в выборе подвенечного платья, главными условиями которого являются:
- длина в пол;
- прикрытые плечи;
- использование дорогих тканей при пошиве;
- роскошный декор с драгоценными камнями.
Самыми востребованными подвенечными платьями среди дагестанских невест являются свободные по крою простые силуэты, модели с завышенной талией, наряды с корсетом и пышной юбкой.
Самым популярным цветом дагестанского свадебного платья считается белый. Реже невесты выбирают молочный, бежевый или кофейный наряд. Обязательные атрибуты – перчатки и фата. Дагестанские свадебные прически всегда по-особенному изысканны. Традиционно – это высокие прически с собранными волосами.
Только что вы узнали о самых захватывающих обычаях и традициях дагестанских свадеб. Именно они лучшим образом могут рассказать о культуре народа, его ценностях и стиле жизни. О не менее интересных фактах о свадьбах разных народов мира вы можете также прочесть на нашем сайте.
Объединяющие свадебные ритуалы
Чтобы свадебная церемония получилась оригинальной и атмосферной, на ней можно провести не только такой стандартный обряд, как обмен кольцами, но и красивый ритуал, например, винную церемонию, посадку дерева или создание общей картины.
Основные правила исламской брачной ночи
Первая брачная ночь у мусульман сопровождается соблюдением множества правил и традиций, которые нельзя нарушать, если пара является приверженцами религии Ислама. Многие из них очень необычные.
Свадьба в Дагестане — 77 фото
1
Луиза Исраилова Свадьба
2
Дагестанская свадебная одежда невесты
3
Изображения свадебных платьев
4
Дагестанская красавица
5
Невесты Кавказа 2020
6
Сати Сетгалиевна Казанова Свадьба
7
Свадьба в горах Кавказа
8
Келин Куйлак Фата 2020
9
Жених и невеста-мусульмане
10
Губденская свадьба
11
Фатай Харуси
12
Мавзунай Човид
13
Дагестанские невесты
14
Невеста в хиджабе Кавказ
15
Аманта Бисултанов
16
Невеста Махачкала
17
Чохи Ингуши
18
Сартури Харуси
19
Дагестанские свадебные платья
20
Эмихрамедова Гелина
21
Прекрасная невеста в великолепном платье
22
Жених и невеста-мусульмане
23
Красивые невесты Дагестана
24
Невеста в роскошном платье
25
Свадебные платья Дагестан
26
Дагестанские невесты
27
Свадьба в Дагестане
28
Жених-мусульманин
29
Большая свадьба в Дербенте
30
Женихи и невесты Дагестана
31
Санторини Свадебный салон Махачкала
32
Большая дагестанская свадьба в Дербенте
33
Свадебный фотограф в Дагестане
34
Свадебные платья Дагестан
35
Свадьба в Грузии
36
Эд в свадебном платье
37
Фатай Харуси 2019
38
Фатаи Сатри
39
Дагестанская свадьба невесты
40
Чеченские свадьбы в Грозном
41
Свадьба в Дагестане
Христианская фотозона
43
Скромные свадебные платья с длинным рукавом
44
Свадьба Сати Казановой
45
Салихат Касумова невеста
46
Свадьба в горах Казбеги
47
Муслим Йигитлар
48
Татарское свадебное платье
49
Юфти Халолим
50
Свадебные платья Дагестан
51
Шахноза Ахмедова
52
Свадебное платье таджикской невесты
53
Самые красивые невесты Дагестана
54
Свадебная церемония во Владикавказе фото
55
Свадебные платья Дагестан
56
Великолепные дегестичные платья
57
Свадьба в Казбеги
58
Грузинское свадебное платье
59
Свадьба в Казбеги
60
Грузия Свадебная церемония
61
Свадебные платья Дагестан
62
Национальность агулы
63
Национальный дагестанский наряд невесты
64
Свадьба в Дагестане
65
Кавказские свадебные платья
66
Эмихрамедова Гелина
67
Свадебная фотосессия в масках
68
Дагестанская свадьба
69
Кавказские невесты
70
Свадьба в Дагестане 2019 в Дербенте
71
Кавказские невесты 2018
72
Дагестанское свадебное платье
73
74
75
76
77
осталось? Русская жизнь в Чечне
oDR
После многих лет насилия, перемещений и авторитарного мира, какова жизнь этнических русских в самом моноэтническом и моноконфессиональном районе России?
Екатерина Нерозникова
6 марта 2019 г. , 9:24
Православное кладбище на одном из основных выездов из Грозного
|(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
URL скопирован в буфер обмена
Русские — крупнейшее этническое меньшинство в Чеченской Республике, хотя по переписи 2010 года они составляют всего два процента населения. Рамзан Кадыров, лидер страны, называет республику «образцом межнационального и межконфессионального мира и согласия». Но что стоит за той радужной картинкой, которую рисуют официальные федеральные и чеченские СМИ?
Недавно я провел полгода в Чечне, где был в тесном контакте как с чеченской, так и с русской общиной. Однако ярлык «русский» применяется здесь ко всем, кто идентифицирует себя как таковой. Они могут быть этническими казаками, украинцами или армянами, но объединяет их религиозная принадлежность: все они являются частью Русской православной церкви.
Спасен крестомПо официальным данным, в 1979 г. более 30% населения Советской Чечни составляли русские. К 1989 цифра снизилась, хотя и ненамного – они по-прежнему составляли 25% населения. Однако в 2002 году русские составляли менее четырех процентов жителей, а к 2010 году Чечня теряла свое русское население быстрее, чем любая другая республика Северного Кавказа. По сути, это был моноэтнический член Российской Федерации.
Сообщения об этнических чистках появились при Джохаре Дудаеве (1991-1996). Олег Орлов, руководитель северокавказской программы правозащитного центра «Мемориал», рассказал мне, что и он, и уполномоченный по правам человека в России Сергей Ковалев были свидетелями травли русскоязычного населения Чечни.
Получите бесплатный информационный бюллетень oDR
Еженедельный обзор наших последних новостей о постсоветском мире.
Джохар Дудаев, первый Президент Чеченской Республики Ичкерия.
|CC BY-SA 4.0 Дмитрий Бортко / Википедия. Некоторые права защищены.
«Мы столкнулись с беззаконием и возмутительными ситуациями, — сказал мне Орлов. «Бандитские банды нападали на русскоязычных, зная, что власти де-факто независимой Чеченской Республики Ичкерия их не тронут. Всю собранную информацию мы передали [тогдашнему президенту] Ельцину. Но в этом не было необходимости, потому что вскоре после этого разразилась война.
В начале 1990-х неэтническая чеченская часть населения начала массовый исход из республики, а те, кто не уехал, оказались зажаты между чеченскими боевиками, борющимися за независимость с одной стороны, и вооруженными силами России с другой .
Нередки случаи, когда боевики угрожали жизни как местного русского, так и чеченского населения. Одна этническая русская женщина, которая до сих пор живет в столице Чечни Грозном, вспоминает, как часто слышала, как люди говорили: «Нам все равно, кто вы, вы тут все запутались с чеченцами».
Семья Люси была в похожей ситуации. Люся (имя изменено) вместе с братом и пожилой прикованной к постели матерью живут в маленьком ветхом доме. Люси приходится самой выполнять большую часть работы по дому и ухаживать за матерью: ее брат большую часть времени проводит в одиночестве, поглощенный чтением. Мне удалось поговорить с ним только один раз — он показал мне какие-то масонские символы, которые нашел на старых планах города.
До войны с Россией брат Люси был совершенно нормальным, но потом произошло то, что навсегда изменило его. Российские войска задержали в городе мужчин с бородой — в глазах солдат это было признаком возможной принадлежности к военизированным группировкам — и брат Люси попал в плен. У него также была борода. Единственная причина, по которой его не расстреляли, как оказалось, заключалась в том, что он носил крест на шее. Ему все еще приходилось умолять мужчин посмотреть на него и увидеть, что он «один из них» и его не нужно убивать. Крест не обязательно спас вам жизнь в то время, но он сработал для него.
История со счастливым концомТрудно сказать наверняка, чеченские боевики или местные жители преследовали русских. Известны случаи, когда боевики приносили одиноким русским женщинам муку и воду для выпечки хлеба и следили, чтобы никто из их товарищей-повстанцев никоим образом не обидел их.
Анна Павловна (имя изменено) много лет назад вышла на пенсию. Она переехала в Грозный со своим мужем, когда была молодой, работала на фабрике и пользовалась уважением среди местных как 19-летняя женщина.начались 90-е. Ее жизнь была нелегкой – и муж, и двое сыновей умерли молодыми. Теперь она посвящает свое время своему саду, где выращивает фрукты, вкусный виноград и массу цветов. И, как и большинство россиян, до сих пор живущих в Грозном, она убежденная прихожанка и даже посадила много цветов вокруг здания.
У этих историй счастливый конец. Ведь мы слышим только от тех, кто выжил. Мы не знаем, что случилось с теми, кто этого не сделал.
Во время Первой и Второй чеченских войн Анне Павловне несколько раз приходилось покидать свой дом и переезжать в г. Ставрополь, более 400 км на северо-запад; сосед-чеченец также взял ее на некоторое время к себе в деревню к своей семье. Но большую часть войны она оставалась в Грозном.
Однажды во время первого похода к ней в дом привели молодого русского солдата. Чеченцы нашли его в лесу – он оставил свой пост и скрывался. Как вспоминает Анна Павловна, он голодал, и в волосах его было полно вшей.
Мужчины привели русского к ней домой, чтобы спасти ему жизнь, хотя было неясно, кто конкретно его преследовал. Повстанцы могли убить его, но его собственная сторона могла осудить его за дезертирство. Парень прожил в доме Анны Павловны почти полгода, и все это время она и ее бывшие коллеги (завод уже закрылся) искали его семью, чтобы он мог вернуться домой. И в конце концов нашли, и за ним приехала мать, которая даже не знала, что ее сына отправили в Чечню.
Другая Анна (опять же не настоящее имя) живет в старом казачьем доме, таком старом, что он уже частично рухнул в землю, и внутри него пахнет умирающим домом, от которого она никак не может избавиться, сколько она все моет. Во время войны она была заперта в этих четырех стенах вместе со своей слепой и больной матерью: все соседние дома были заняты боевиками.
Казачий дом «Анна», Чечня.
|(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
Как и многие гражданские, ее часто посещали повстанцы в поисках еды и питья. Однажды один из ее посетителей сел рядом с ней и положил руку ей на колено. Анна так испугалась, что не могла пошевелиться, но другие «гости» заметили и быстро вывели его из дома.
На следующий день боец, которого она раньше не видела, пришел к ней домой и спросил, не обижал ли ее кто-нибудь, и после того, как она рассказала ему о вчерашнем инциденте, он сказал: «Они не вернутся» . И действительно, наглого посетителя она больше никогда не видела.
У этих историй счастливый конец. Ведь мы слышим только от тех, кто выжил. Мы не знаем, что случилось с теми, кто этого не сделал. Есть, к сожалению, и другие истории, в которых русских грабили, избивали и выгоняли из собственных домов. Они опасаются рассказывать свои истории: страх, что кто-то узнает и придет их беспокоить, прочно завладел их сознанием.
Работа для «своих»Большинство этнических русских, проживавших в Грозном до войны, работали на заводах и фабриках и в мирное время им было трудно найти работу. У чеченцев была похожая проблема, но у них, по крайней мере, были родственные связи, на которые можно было опереться.
Поиск работы в Чечне полностью зависит от коррупции: большинство рабочих мест можно получить, только предложив деньги вперед и только по рекомендации того, кому доверяют на соответствующем рабочем месте. И дело не только в профессиональных должностях в образовании, медицине или юриспруденции: в Чечне за работу водителем скорой помощи нужно платить.
В основе всего здесь лежит клановая система: здравоохранение, образование, полиция и, конечно же, правительство. Похожая система действует и в других республиках Северного Кавказа, например, в Дагестане. Но из-за своеобразного этнического состава Чечни большинство должностей занимают чеченцы, которые, в свою очередь, находят работу для своих друзей и родственников, которые также являются чеченцами. После войны найти работу могли только те русские, которые сохранили хорошие отношения с чеченцами или вступили в брак с их семьями.
«Сначала нигде не мог найти работу. Я пробирался мимо, беря работу на стороне, убирая, даже ворочаясь. Но люди всегда помогали, и чеченцы больше, чем русские».
Несколько лет назад Лена переехала в Чечню. До этого она жила на украинском Донбассе: когда там вспыхнул конфликт, сразу попыталась обосноваться в России и принять российское гражданство. Она переехала в Саратов, но столкнулась с той же проблемой, что и многие другие беженцы – ей там было нечего. И все ее попытки получить российский паспорт не увенчались успехом.
«Случайно встретила в поезде чеченца, и он сказал мне ехать в Грозный, где проще найти работу и получить российское гражданство, — говорит она. «Он сказал, что идет много строительства, и мне даже могут предложить что-то. И в городе было много развития, поэтому я мог найти работу. В то время мне было нечего терять, поэтому я поехал».
Лена приехала в новую, глубоко коррумпированную Чечню: «Поначалу нигде не могла найти работу. Я пробирался мимо, беря работу на стороне, убирая, даже ворочаясь. Но люди всегда помогали, и чеченцы больше, чем русские».
Она пыталась устроиться уборщицей в больницу, но ей пришлось бы заплатить за эту честь 8000 рублей, а денег у нее не было. И платить должны все, независимо от их этнической принадлежности.
К счастью, Лена оказалась настойчивой и нашла себе комнату в общежитии за 1000 рублей в месяц. Не было ни кухни, ни комнатного туалета, но она принадлежала ей. И она должна скоро получить свой российский паспорт.
«Мне приходилось сталкиваться со всяким отношением ко мне — я ведь одинокая русская женщина», — посмеиваясь, говорит Лена. Были мужчины, которые хотели ее как любовницу, но она не могла заставить себя сделать это. «А с другой стороны говорили: «Одень хиджаб, стань мусульманкой, и мы найдем тебе мужа». Но и это было не для меня: я всегда была православной, это часть нашей русской культуры», — уверенно говорит она, хотя в сегодняшней Чечне принятие ислама значительно упростило бы ей жизнь.
Новый мирЗа последние два десятилетия Чечня пережила процесс исламизации. Чеченцы, конечно, и раньше соблюдали свою религию, но именно в последние годы ислам стал во многом объединяющим фактором.
Русским, принявшим ислам, зачастую легче интегрироваться – они могут, например, вступить в брак с чеченкой, что дает им возможность использовать семейные отношения для повышения своего социального статуса. Семейные узы — практически единственный действенный механизм как для продвижения по карьерной лестнице, так и просто для выживания в сегодняшней Чечне.
В квартире русской женщины в Грозном
|(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
Принятие ислама и одновременно чеченских традиций никоим образом не является обязательным. Определенное побуждение двигаться в сторону ислама, конечно, присутствует, но в целом люди «чеченятся» под влиянием своего окружения.
Со своим будущим мужем Настя познакомилась в начале 2000-х, когда работала над проблемой гибели мирных жителей во время вооруженных конфликтов в Чечне. Ей было чуть за 30, и она работала в правозащитном центре. Ее муж, чеченец, на 15 лет старше, юрист, познакомились они на круглом столе о Чечне.
Муж Насти никогда раньше не был женат, и женитьба на Насте явно была обдуманным и серьезным решением. Они отправились в московскую соборную мечеть на никах (свадебную церемонию). Настя не приняла ислам, но согласилась, как это принято, что любые дети от их брака будут воспитываться как мусульмане. Муж тогда отвез ее обратно в свою деревню и объявил свершившимся фактом: это моя жена, и она русская.
Приспособиться к семье было нелегко. Настя не рассказывает об этом, но упоминает о том, что в один прекрасный момент ей с ребенком пришлось довольно надолго покинуть дом мужа.
Сейчас Настя живет в деревне, у них с мужем четверо детей. Она приняла ислам и носит хиджаб. И она проявляет качество, которое чеченцы очень ценят в женщине, – кротость. Единственная разница между ней и чеченкой в том, что она не говорит на этом языке. Она мне говорит, что ей сначала нужно выучить арабский, чтобы читать Коран, а уже потом учить чеченский. Она идеальная хозяйка – ее дом безупречен, образцовый чеченский дом. Даже провожая меня домой поздно ночью, она не просто проходит мимо забора, а останавливается, чтобы выдернуть сорняк. Ее семья говорит, что она замечательная жена.
Настя тоже считает, что все в ее жизни привело ее к одному – принятию ислама. Она много времени уделяет своему религиозному воспитанию, стараясь быть максимально наблюдательной. Я не знал ее в прошлом. Трудно представить, что когда-то она вела обычное светское существование.
Вход на Шелковскую. На этом плакате город отмечает 300-летие своего существования и благодарит Рамзана Кадырова за «цветущую страну».
|(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
Настя рассказывает мне, что ислам не только успокоил ее душу и помог найти истинный путь в жизни, но и облегчил отношения с собственными детьми. Они, в отличие от нее, говорят на чеченском. А учитывая, что базовыми элементами чеченской национальной идентичности являются знание языка, соблюдение культурных кодексов, обычного права и религиозной принадлежности, т.е. ислама, то она и сейчас недалеко от чеченки. Чеченская этническая идентичность передается по мужской линии, поэтому, несмотря на то, что у нее русская мать, нет никаких сомнений в идентичности ее детей.
Чеченка редко выходит замуж за русского мужчину, но возможна, если мужчина примет ислам и будет говорить по-чеченски. Ситуация с женитьбой чеченца-мужчины на русской женщине проще: чеченские мужчины могут жениться как на мусульманке, так и на православной русской женщине. Главным вопросом является религиозная и этническая принадлежность детей от этого брака: они должны быть мусульманами и воспитываться по отцовской линии семьи. Дети от этих браков вообще не считают себя русскими.
На кладбищеНесколько крупных сел Чечни считаются властями казачьими поселениями. Мне удалось посетить две из них, Шелковскую и Наурскую.
В сентябре 2018 года Шелковская провела официальное торжество по случаю открытия нового Русского православного храма, и, по словам присутствовавших на нем, сам Кадыров прилетел со своим окружением на двух вертолетах. На открытие, приуроченное к 300-летию основания села, приехали православные верующие со всей Чечни и соседних с ней республик. И по официальным фото видно, что народу там было очень много.
Я приехал в деревню через месяц после открытия и обнаружил, что церковь закрыта, вокруг никого, кроме сторожа и кота. Сторож сказал мне, что здание было закрыто сразу после так называемой церемонии открытия, и никаких следов священника не было. Поиск местного казачьего населения привел меня к тому месту, где я, скорее всего, найду русские имена: кладбище.
Православное кладбище у Старопромысловского шоссе, г. Грозный.
|(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
Здесь, у могилы молодого военнослужащего, я нашел семью: его мать, вдову и двоих детей. Рассказали мне, что дворы в станице практически не заняты казаками и что они там практически одни. Те казаки, которые не погибли в Первую войну в 1990-е годы, бежали из района, их заменили чеченцы из отдаленных населенных пунктов. «Здесь неплохо», — сказали мне. «Земля плоская, так что мы можем заниматься сельским хозяйством. В районе проживает много чеченцев, которые переехали в поисках заработка. В хорошие годы работы было много, а теперь можно и прокормиться. Так что чеченцы, у которых было образование, тоже уехали». Женщины не хотели говорить о том, почему люди умирали в 19-м веке.90-е — Шелковская и близко не участвовала в боевых действиях — и стала быстро уходить с кладбища.
На Шелковской есть одно необычное место — Русский культурный центр, который находится в крошечной комнате на первом этаже местного дома культуры. Здание старое и обветшавшее — по всему бывшему СССР разбросаны тысячи этих выведенных из эксплуатации объектов культуры. Он находится недалеко от центральной площади села, которая совершенно неинтересна, если не считать национальных флагов и фотографий Ахмада Кадырова, отца нынешнего лидера Чечни, и Владимира Путина. Иногда местные подростки собираются в Доме культуры, чтобы поиграть на гитарах: во время моего визита молодые люди сидели вдоль одной из стен здания и пели песни Тимура Муцураева, чеченского певца и автора песен, особенно известного своими композициями о войне и религии, некоторые из которых запрещены в России.
В самом культурном центре есть стол, несколько стульев и стеклянный шкаф с памятными грамотами и фотографиями. Хан-эли Хамаев, руководитель местного казачьего народного хора, рассказывает мне, что центр успешно работает уже много лет, и молодые музыканты регулярно гастролируют по республике.
Наурская — деревня, похожая на Шелковскую, только церковь в ней старше и больше. Здание находится за высоким забором, который выходит на местный полицейский участок. Перед церковными воротами меня остановили сотрудники милиции, которые после непродолжительного разговора потребовали предъявить удостоверение личности и обыскали мою машину, заявив, что появление любых посторонних считается подозрительным «из соображений безопасности».
Перед православным храмом Святого Архангела Михаила, Грозный.
|(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
В селе есть крохотный казачий клуб, которым руководит бойкая женщина лет 50 с короткой стрижкой. Здесь она создала мини-музей предметов, привезенных из частных домов. «Раньше это было хорошее место: мы смотрели фильмы и даже устраивали танцы. Но сейчас ничего не осталось — деревни все в плохом состоянии», — говорит она мне, пока мы идем по некогда красивой центральной аллее деревьев. Сейчас это выглядит очень грустно. За деревьями не ухаживают, на дорожке беспорядок: часть брусчатки исчезла, а остальные лежат в беспорядке. Большинство местных жителей — чеченцы, а все русские, которых вы встретите, вероятно, являются военными, прибывшими сюда по долгу службы. В казачий клуб приходят в основном их дети.
«Есть одна смелая девушка. В школе им сказали, что они должны носить хиджабы, но она отказалась, сославшись на то, что она русская», — рассказывает женщина. Вскоре мы натыкаемся на эту девушку; она идет по улице в джемпере, короткой куртке и узких джинсах, что было бы смело даже для Грозного.
В молодостиВ доме Рамзана никогда не говорили по-чеченски. Его мать, которая из соседней Ингушетии, говорит только по-русски, а отец тоже не очень хорошо говорит по-чеченски. Единственный человек, свободно владеющий чеченским, — это сам Рамзан.
Рамзану 21 год, его раннее детство прошло в Ингушетии, в лагере для беженцев. Он понятия не имеет о Грозном советских времен и о том, как там жили люди, но он знает, какие люди живут там сегодня. Разговоры среди молодежи, особенно парней, часто заканчиваются рассуждениями о том, какой ты хороший чеченец. И тут у Рамзана возникли проблемы: обе его бабушки были украинками; оба были православными христианами.
У него нет проблем с собственной идентичностью: он чеченец — это ясно и непоколебимо. Но он не может понять, почему молодые парни плохо относятся к русским девушкам, почему считают их легкими девками.