Такаши мураками мой одинокий ковбой – Добро, зло, мораль, нравственность, этика, нравы. Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

5 проявлений художника Такаши Мураками

В день рождения «японского Уорхола» вспоминаем его самые яркие проявления в мире искусства и моды

1.

Изобразительное искусство

Пожалуй, самое известное визуальное проявление Такаши Мураками — его улыбающиеся цветы, встречающиеся в разных вариациях.

5 проявлений Такаши Мураками

«Цветочный шар (3D)» 

«500 архатов» — самая большая картина в истории. Ее длина – 100 метров. В буддизме архат — человек, вышедший из колеса перерождений. «500 архатов» можно увидеть на одноименной выставке в Токио, которая продлится до 6 марта.

5 проявлений Такаши Мураками

2.

Скульптура

Работа «Мой одинокий ковбой» была продана на аукционе Sotheby’s за $ 15,2 миллиона и установила ценовой рекорд для произведений Мураками.

5 проявлений Такаши Мураками

3.

Музыка 

Такаши стилизовал для Канье Уэста обложку альбома Graduation. Кроме того, художник снял клип для Фаррелла Уильямса.

4.

Кино

«Глаза медузы» — режиссерский дебют Такаши. В научно-фантастическом фильме показана жизнь японских школьников после Фукусимы. Мир населили странные существа, которых видят только дети.

5.

Мода

В прошлом году случился пик отношений Такаши Мураками и Louis Vuitton: художник создал коллекцию для модного дома.

 

 Смотрите также: 5 картин Мунка, кроме «Крика».

Неоновый Мураками : skfoonline — LiveJournal

Такаси Мураками все-таки собрался и приехал в Россию со своим грандиозным проектом «Будет ласковый дождь». Все рекламные флаера пафосно гласили: «Выставка Такаси Мураками в Музее современного искусства «Гараж» — первый масштабный проект знаменитого японского художника в России.

Желанного гостя из Японии называют по-разному: Такаси, Такаши, Какаши. Кому как удобнее. Но мы будем как правильно — Такаси 🙂

Первое, что мне вспомнилось при написании этого поста, услышанный случайно разговор. Уже на выставке:

— Миш, ты куда меня привел? Тут одни покемоны. Нафига мы час стояли в очереди? Ради этого..?

— Подожди, подожди, тут еще где-то кинотеатр должен быть. Давай найдем его скорее… Там его фильм должны показывать.

Разумеется для нашего отечественного зрителя, крайне необычно и даже дико видеть все то, что приволок за тридевять земель один из самых успешных художников современной Японии. Вполне адекватная реакция для тех, у кого фамилия Мураками в первую очередь ассоциируется с «Дэнс, дэнс, дэнс» или например «Норвежским лесом». И это в лучшем случае. В худшем — интерес, вызванный тысячами селфи на фоне картин, выложенных пользователями в Инстаграм.

Давайте скорее смотреть на все сюрпризы, которые приготовил нам Такаси Мураками. Недаром ведь «Гараж» будет экспонировать его четыре месяца. На второй фотографии изображены скульптуры из стали, стекловолокна, масла, акрила и синтетической смолы под названием «Кайкай и Кики». Эти скульптуры встречают посетителей выставки первыми. И неспроста — это некий символ успеха Такаси. А почему, узнаете чуть позже 😉

2)

Билеты на выставку «Гараж» продавали за традиционные 500р. Недорого, но нужно было постоять в очередях: минут тридцать у кассы и около часа  в очереди ко входу на выставку. А если вы не умеете обходить очереди к гардеробу, то смело можно накидывать еще минут тридцать, дабы сдать на хранение свою верхнюю одежду.

Кассиры разводят руками:

— Ну а что вы хотели? Это мировая звезда! Это Мураками! И на сайте у нас уведомление об очередях есть.

Вот очередь ко входу на выставку. Впускают лишь столько человек, сколько спустились.

3)

4) Неверно утверждать, что на выставку пришла лишь школота и любители анимэ. Я видел людей разных возрастов и положений.

5) «Цветок Матанго» (акрил, масло, стеклопластик и сталь) На фото слева. Поначалу я принял его за дерево. Высота такого цветка около трех метров. Когда я начал вглядываться в десятки улыбающихся мне образов, то тут же впал в транс. Вспомнил свою подругу, увидел образы ее творчества в блеске акрила, широких улыбках цветков и улетел куда-то далеко. Хотя происхождение «Цветка Матанго» далеко от романтики.

На этом же коллаже, справа расположен высокий и крайне необычный гриб («Зонтик тролля», 2002 г)

6) Вообще грибов на этой выставке было достаточно. Вот, например, их целая поляна. В центре Мистер ДОБ, которого Такаси создал как идола современной массовой культуры. Мистер ДОБ получил такое имя из сокращенной фразы на японском «Dobojite, dobojite?», которое переводится как «Зачем? Зачем?

7)  Мистер ДОБ был создал по подобию Микки Мауза и является главным героем творчества Мураками. Автор широко использует его в своем творчестве.

ДОБ в белоснежном (в синий и киноварь), 2013 г. Сделан из холста, смонтированного на алюминий, акрил и листовую платину. 300х300 две панели.

Не могу не упомянуть, что оригинал «Мистер ДОБ в странном лесу» был куплен Ларри Гакосяном на одном из аукционов в США. Товарищ Гакосян не скупился на деньги. Отвалил за него целых 2,8 миллиона $ . Теперь Ларри не должно быть скучно. Вместе с Мистером ДОБом он может гулять  по странному лесу вечность.

— Болор чарутян арматы арцатасирютюна (с)

Если кого-то интересует галерея Ларри Гакосяна, то можете ознакомиться с ней здесь. У него кстати, самая большая коллекция современных произведений искусства в мире.

8) Пора переключиться с картин на самого художника.

В свои 55 Такаси выглядит довольно хорошо. Родился он в обычной японской семье. Катастрофы, череда войн и оккупация не могли не наложить свой отпечаток на художника. Но за чередой черных полос наступила эра благословения. В Японию хлынули экономические инвестиции, способствующие полноценному и стремительному росту экономики и развитию культуры. Япония отказалась от политики самоизоляции, простила обиды западным «друзьям» и раскрыла свои объятия миру. В страну хлынула массовая культура.

9) Из интервью Центру современного искусства «Гараж» (дословно):

― Я сочетаю  в своих работах две взаимоисключающие вещи, но у всех у них единый базис, я надеюсь. С одной стороны это культура манго: развлекательная, игровая. А с другой  – ощущение катастрофы. Я сочетаю эти разные категории: милые вещи со взыровоопасными. Что касается последнего, это черепа, Годзилла, разнообразные монстры. Но все это в первую очередь связано с переживаниями ядерной катастрофы. Это точка отсчета моей визуальности. Именно это я исследую во всех своих работах. Вот основа этих противоположных категорий. Это самое важное исследование для меня.

Выставка художника в Музее современного искусства «Гараж» состоит из нескольких секторов. Каждый из них представляет собой отдельный этап в жизни и творчестве Мураками.


10) «Дарума», 2010 г. Холст, монтированный на алюминиевый подрамник, акрил, листовая платина.

Мне нравится композиция этой фотографии, ничего менять не стал. Дарумой в японской культуре  называют Бодхидхарму — основоположника дзэн-буддизма. Подпись и печать художника на полотне показывает, что Такаси не забывает и про традиционную живопись и указывает свою сопричастность с ней.

11) Эка дампи («Ампутиция руки Эки»). Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая пластина, акрил.

Это картина отсылает нас к теме взаимоотношений между учеником и учителем. За основу взят сюжет картины художника-монаха 15 века. На его полотне был изображен монах Эко, который безуспешно хотел стать учеником того же Дарумы (Бодхидхармы). История закончилась тем, что Эко в дань уважения и доказательства своей преданности отрезал свою руку и преподнес ее «недосягаемому» учителю.
Это очень «сильный» поступок. Что тут говорить? У меня, к примеру, есть друг — однорукий художник. В молодости Гена Шумский был полноценным живописцем, закончил академию в Москве и переехал на КМВ. Спустя какое-то время, после трагического случая, он лишился правой кисти. Но несмотря на это, он смог переучиться и теперь пишет не менее потрясающие пейзажи.

А возвращаясь обратно к «Эка дампи»  мне вспоминается одна известная мудрость: «Как только будет готов ученик, учитель всегда найдется». И еще одна: Плох тот ученик, который не превзойдет своего учителя». Самое удивительное, что если мы уберем первую букву из цитаты Леонардо, то смысл приобретет более яркий и выраженный характер. 🙂

12)  Такаси можно считать полноценным художником. Он работает в разных направлениях: от скульптуры до анимации. Достаточно открытый, активный и талантливый маркетолог своей жизни. Многим известна его история сотрудничества с Luis Vuitton. Мураками после этого превратился в мага элитарного искусства. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи. А Мураками, утверждался во мнении, что мода и элитарное бренды могут быть единым визуальным отражением эпохи. Так ли это было на самом деле? Что двигало ими обоими? Да какая уже разница, теперь у Мураками есть собственная корпорация с офисами в США и Японии.

13) А вот еще один пример удачного сотрудничества. На этот раз с Google. Такаси создал дудл ко дню солнцестояния в 2011г. Надеюсь этот креативный дудл напугал немного народа…

Его компания Kaikai Kiki Co (помните первые две скульптуры?) стала по сути учтивым конвейером, исполняющим заказы модных домов и штампующий «искусство» в разных формах и количествах. Разбогател? Что за глупый вопрос?! Богатство — не порок, и каждый зарабатывает как может. А фраза «Каждый художник должен быть голодным» вымерла как когда-то видики или динозавры.

Давайте же вернемся на выставку к Такаси Мураками. Ведь впереди еще много интересного  и восхитительного.

14)

— Добрый вечер, можно мне вон ту Годзиллу и маленького Пикачу? Только у меня наличных нет. Можно карточкой расплатиться?

— Это инсталляция. Мы не продаем их.

— Жаль 🙂

15)


16) Поклонники комиксов, манго и покемонов могут всматриваться в эти «игрушки» долго. Кажется, вся Вселенная анимэ собралась тут. Кого только не найдешь.

17) Вот еще одно дерево. Столько в нем добра 🙂

18) Катя Ковалева — моя подруга из Пятигорска. Отлично провели с ней время.

19) С Катей мы зашли в кинозал, чтобы посмотреть короткометражный фильм «Глаза Медузы», срежиссированный автором выставки. Здесь вы можете

Это бомбы – Weekend – Коммерсантъ

В Музее современного искусства «Гараж» открывается первая в России выставка самого знаменитого японского художника наших дней Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

Кто первым назвал его «японским Энди Уорхолом», уже и не вспомнить, но это было чрезвычайно точное определение. Поп-арт с японским акцентом, растущий из индустрии манги и аниме, а также из всего, что с ними связано, от сувенирной продукции до молодежных субкультур. Поп-артовские образы, всегда готовые к тому, чтобы тиражироваться до бесконечности, как узоры на обоях: и знаменитый Mr. DOB, не то гибрид Микки-Мауса и Чебурашки, не то автопортрет художника, и цветочки с рожицами-смайликами, и глазастые грибы с глазастыми медузами, и прочая тошнотворная каваий-прелесть — японские аналоги Мэрилин и Лиз, мультяшные, потому что рисованный фильм в Японии популярнее игрового. Целая фабрика искусства, сопоставимая по обороту с предприятиями Джеффа Кунса и Дэмиена Херста, новоявленных уорхолов. Отчасти фабрика знаменитостей наподобие уорхоловской: компания Kaikai Kiki Co. и ярмарка Geisai были основаны для продвижения молодых японских художников, его сотрудников (правда, сам Такаси Мураками предпочитает сравнивать свою мастерскую со студиями Уолта Диснея, Джорджа Лукаса и Хаяо Миядзаки — на выставке в «Гараже» обещают открыть нечто вроде филиала его ателье, где мастер с подмастерьями будут творить шедевр за шедевром прямо на глазах изумленной публики). Поп-артовская холодная сексуальность — «Мой одинокий ковбой», эякулируя, оставляет в пространстве зигзаг спермы, словно росчерк шпаги Зорро, однако название скульптуры отсылает к другому фильму, к культовому уорхоловскому гей-вестерну. И конечно, плоскость, заново открытая поп-артом — не столько в формальном, сколько в философско-критическом смысле.

«Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн)», 2002 год
«Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн)», 2002 год

Фото: Предоставлено Perrotin © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

В 2000 году Такаси Мураками выступил с чем-то вроде манифеста «сверхплоского» искусства, национального по форме и содержанию. Речь шла о традиционной плоскостности японской картины, которой соблазнился европейский декаданс и из которой, как считается, вышел весь европейский модернизм. Речь шла об оппозиции японской плоскости и западной иллюзорной глубины — как о продуктивном конфликте, источнике бесконечных взаимовлияний. Но в то же время имелось в виду, что вся японская культура после Второй мировой войны сделалась площе, различия между «высокой» и «низкой» сгладились, чему в немалой степени способствовала американизация, и манга с аниме, где в одинаковой пропорции смешались принципы укие-э и комикса, стали культурным фастфудом, уравнивающим в потребительских правах все слои общества. Словом, за сверхплоской поверхностью искусства Такаси Мураками, как за японской ширмой, скрываются известные глубины.

выставка Такаси Мураками в «Гараже» :: Впечатления :: РБК.Стиль

«Будет ласковый дождь»: выставка Такаси Мураками в «Гараже»

Такаси Мураками. «Лев всматривается в бездну смерти», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Автор Анастасия Новикова​

29 сентября 2017

Плюшевая игрушка на голове, наряд всех цветов радуги и спуск к журналистам с горки. Так свою первую персональную выставку в России открывал японский художник Такаси Мураками.

Такаси Мураками — один из самых дорогих художников современности. В 2008 году его скульптура «Мой одинокий ковбой», изображающая обнаженного мультипликационного героя с фонтаном из спермы, была продана на торгах Sotheby’s за $15,2 млн. Мультперсонажей будет много и в

«Гараже», где открылась ретроспектива знаменитого японца.

Для «Гаража» Такаси Мураками — не первый японец в истории культурной институции. Вспомнить хотя бы, что временный павильон музея в Парке Горького возвел архитектор Шигеру Бан. А выставка японки Яёи Кусамы, прошедшая летом 2015 года и ставшая первой в новом здании музея по проекту Рема Колхаса, стала одной из самых посещаемых в истории «Гаража». «Проект готовился два с половиной года, — рассказал об экспозиции работ Мураками директор «Гаража» Антон Белов. — Началось все с поездки в Японию, когда в своей студии нас гостеприимно встретил Такаси. Потом мы приезжали еще, спали в коробках, пели в караоке, ели странную еду, в общем, делали все, что нужно, чтобы русский человек мог понять больше про Японию, а мы — подобраться к этой выставке». В итоге удалось не просто к ней подобраться, а собрать масштабную ретроспективу художника, работы в которой охватывают период с начала девяностых и до наших дней.

Такаси Мураками. «Лунный свет. Непостоянство всех вещей», 2016

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Название выставке дало стихотворение американской поэтессы Сары Тисдэйл, а позже так свой рассказ назвал фантаст Рэй Брэдбери. «Будет ласковый дождь» — это пять глав-разделов, каждый из которых — попытка исследовать различные японские события и явления. Так, «»Малыш» и «Толстяк»» — это художественное осмысление Мураками бомбардировок Хиросимы. Архитектурное решение раздела, где произведения художника развешаны на металлических сетках, отсылает к строгому, почти военному порядку. Здесь же находятся работы с изображением Тайм Бокана — абриса черепа, напоминающего ядерный гриб. При этом граница между жутким и веселым у Мураками зыбка, а трагическое нередко нейтрализуется в аниме.

Такаси Мураками. «Воспоминания о бурной жизни», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Еще один раздел выставки — «Каваий» — мир ярких красок, улыбающихся цветов и плюшевых героев от Тоторо из аниме Миядзаки до советского олимпийского мишки. С японского «каваий» переводится как «милый». В последние годы эстетика «каваий» захватила японскую массовую культуру. И после серых сеток

«»Малыша» и «Толстяка»» здесь художник рисует розово-золотой мир и воссоздает атмосферу магазинов для фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио.

Такаси Мураками. «Зонтик тролля», 2002

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Такаси Мураками. «Алое сердце», 2002

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Такаси Мураками. «Кайкай и Кики», 2000–2005

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Монтаж выставки «Будет ласковый дождь» стал самым долгим в истории «Гаража». И не случайно, потому что экспонаты Мураками появились почти во всех уголках музея. «Мир искусства изменился за последние 5-6 лет. И индустрия музеев тоже меняется. «Гараж» трансформировался для моей выставки и получил новую энергию», — отметил художник. Ощутить ее зрители смогут вплоть до 4 февраля 2018 года. 

Такаси Мураками: интервью с художником о выставке «Ласковый дождь» в «Гараже»

В студии Такаси Мураками в промышленном пригороде Токио солнце не заходит никогда. Потому что его просто не видно. Мастерская главного японского художника современности занимает ог­ромный, на восемь тысяч квадратных метров, ангар, где две сотни сотрудников (еще столько же трудятся в нью-йоркском подразделении компании) работают двадцать четыре часа в сутки — в две смены, без выходных и с отпуском на три дня в году. Это конвейер в полном смысле слова: если где-то возникает пауза, останавливается работа на всей фабрике, поэтому на съемку после многомесячных переговоров фотографа пускают в одиночестве, только на полчаса и берут клятву никого не отвлекать. Кажется, на атомную электростанцию попасть было бы легче.

Подручные Такаси — его верные до мозга костей фанаты и неутомимые перфекционисты, которые держат под контролем и по несколько раз перепроверяют все: от глобальных проектов, вроде проходящих в этом году одновременно в Осло и Чикаго выставок мастера, до запятой в подписях к картинкам на этой странице. За мастера они продадут душу и замучают кого угодно судебными исками. Пятидесятипятилетний Мураками отвечает взаимностью, регулярно устраивает для всех сотрудников вечеринки и, несмотря на подрастающих в Токио двух детей-младшеклассников, большую часть времени живет тут же, на фабрике. Как Диоген, в картонной коробке, внутри которой — лампочка для чтения. И это не шутка.

«Самая важная для меня часть московской выставки — это проект по точному воспроизведению кусочка моей студии в одном из залов «Гаража», — говорит Такаси. — Ужасно любопытно, получится ли это осуществить. И если да, то, видимо, мне придется поработать в этой модели мастерской, и такая перспектива тоже тревожит и интригует». «Мы привезем листы с расписанием работы студии на день и на неделю. Уже они производят неизгладимое впечатление и дают представление о масштабе, — обещает старший куратор музея «Гараж» Екатерина Иноземцева. — Такой формат производства искусства, кстати, не Уорхол придумал, у Рубенса было то же самое».

Выставка «Ласковый дождь» продлится почти пол­года и займет все отремонтированное Ремом Колхасом здание музея в Парке Горького. Московская экспозиция особенная: это будет не просто собрание работ разных лет из музеев и частных коллекций, а сопоставление полотен художника с шедеврами японских мастеров XVIII и XIX веков из собрания ГМИИ имени Пушкина. Хоть Мураками и придумал для описания своего метода термин superflat, подчеркивая в том числе и двухмерность традиционной японской живописи, под его глянцевыми улыбающимися цветочками, разноцветными черепушками и мультяшными героями скрывается второе дно. Его-то в «Гараже» и помогут обнаружить.

Сын таксиста и домохозяйки, Такаси родился в 1962 году в Японии, где сосуществовали не зажившие раны Хиросимы («Про поражение в войне часто говорили и дома, и в школе, и по телевизору») и американский масс-маркет, как культурный, так и бытовой. Дети играли в американских солдатиков, а их фирменные рюкзачки были вдохновлены военной формой. Главным жанром японского искусства было аниме, родившееся в 1950-е как способ пережить и осмыслить военную травму. «Мне нравилась анимация, я поступил в Токийский университет искусств на мультипликатора. И как раз тогда, в 1979-м, вышел первый полнометражный мультфильм по мотивам комиксов «Галактический экспресс 999» про подростка, путешествующего по разным планетам, чтобы найти и победить злодея. Я посмотрел его и понял, что анимация способна изменить жизнь и устремления людей. Но аниматором в итоге не стал, не хватило таланта. Зато в двадцать шесть лет я увидел выставку японского деятеля современного искусства Синро Отакэ, и моей мечтой стало делать что-то столь же хаотичное. И тогда я решил быть художником».

Современного искусства в Японии в то время почти не существовало, и, освоив в университете классическую живопись нихонга, Мураками в 1994 году отправился на стажировку в Нью-Йорк — вот уж где было чему поучиться! А вернувшись, стал делать работы, вдохновленные японской массовой культурой вроде манги, аниме и особой субкультуры фанатов-отаку. Для зрителей Америки и Европы все эти цветочки и веселые черепа, конечно, были экзотикой, в которой подспудно ощущалась катастрофа.

«Он ворвался в западное искусство с совершенно особым подходом к изображению, — говорит Екатерина Иноземцева. — В Америке конца 1980-х — начала 1990-х процветал постмодернизм, с пренебрежением относившийся к качеству. И вдруг появляется Мураками, вещи которого сделаны так, что у тебя возникает головокружение, когда ты осознаешь, сколько труда в это вложено».

Мураками создал уникальный тип художника. Со­единил восточную традицию изысканного и методичного повторения образцов (поэтому-то его сотрудники считают вырисовывание мельчайших закорючек не каторгой, а благом) с западным свободным полетом фантазии, стремлением создать собственную вселенную, преобразовать мир. Он вообще мастер стирать границы: смешивать высокое и низкое искусство, успешно сотрудничать с люксовыми и уличными марками, продавать работы с аукционов за семизначные суммы и тут же с той же символикой выпускать копеечные брелоки и значки. И мало кто зашел на этом пути так далеко. Его самая скандальная работа — скульптура 1998 года «Мой одинокий ковбой» в виде лучезарного и абсолютно голого мультяшного юноши, вокруг которого спиралью закручивается его сперма, — ушла через десять лет на «Сотбис» за пятнадцать с лишним миллионов долларов.

Феноменально образованный как в японском, так и в европейском искусстве, открытый всему новому Мураками все время ищет свежие форматы. Например, самозабвенно ведет инстаграм, выкладывая туда смешные, трогательные и очень откровенные ролики из своей жизни, вплоть до похода к зубному. В панаме и широких штанах на подтяжках он дурачится, но не забывает о главном: «Отрадно видеть, как увеличивается количество моих подписчиков, но прежде всего я радуюсь, что посредством блога могу рассказать о реалиях современной Японии, которая находится на самом дальнем востоке ойкумены. Плюс инстаграм мне интересен как пример того, что способы коммуникации меняются молниеносно, и те формы искусства, которые не соответствуют эпохе, остаются за бортом. Так что не надо слушать теории искусствоведов. Следовать естественным образом сложившейся форме — вот что я считаю важным».

В 2012 году, после аварии на «Фукусиме», Такаси сделал как утешение соотечественникам и талисман от катастроф самую большую картину в истории — стометровое полотно «500 архатов». Архаты в буддизме — это просветленные, и две с половиной тысячи лет назад они собрались вместе, чтобы не дать учению Будды погибнуть. Аварии на атомной станции посвящен и первый анимационный фильм Мураками «Глаза медузы» (2013) про детей, подружившихся со странными, видимыми только им существами. Сейчас в производстве еще один анимационный и пара игровых фильмов. «Мечта исполнилась, — улыбается художник. — Я снимаю мультфильмы, но пока не очень хорошо».

«У меня больше нет амбиции, например, привить японцам интерес к современному искусству, — рассуждает он о целях и задачах. — Я просто делаю то, что в моих силах. Что толкает меня вперед? Ежемесячная борьба со страхом перед возможным банкротством компании. Это то, с чем сталкиваются руководители средних и мелких предприятий, и по ночам, бывает, чувство тревоги не дает мне уснуть. Я работаю каждый день, чтобы держать дело на плаву».

Как на все хватает энергии? «Все благодаря поддержке иглотерапевта и мастера фэншуй, — говорит Мураками, который в свободное время коллекционирует керамику и выращивает у себя на фабрике кактусы и жуков, похожих на майских, чтобы потом раздавать детям, — есть у японцев традиция соревноваться, кто более крупного жука вырастит. — А еще этим летом я увлекся ловлей и разведением рыбок и прочих водных организмов». Это, конечно, его фирменная ирония. А если серьезно? «Быть всю жизнь в меньшинстве — вот что придает сил».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Tomohiko Tagawa

The Art Newspaper Russia — новости искусства

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил 181,5 × 71 × 53 см; 160 × 71 × 55 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin © 2000–2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Поющие цветы, радужные черепа, грибы с глазами, няшные зверушки, а также фонтанирующие чистым восторгом куклы-аниме в человеческий рост — все эти образы, придуманные Такаси Мураками (р. 1949), погружают зрителя в цепкие объятия потребительского рая. За большую любовь к масскульту Мураками называют японским Энди Уорхолом. Как и Уорхол, он поставил искусство на поток, открыв не просто «фабрику», но даже корпорацию. Однако за мимимишной картинкой Мураками коварно скрывает порой совсем не наивные идеи. Военная травма, боязнь ядерного апокалипсиса, комплекс провинциальной культуры — все это обнаруживается за стеной «ласкового дождя» из розовых грез. Да и японскому искусству Мураками, оказывается, предан не меньше, чем американскому. На выставке в «Гараже» его творчество показано как раз в перспективе японской культуры — как традиционной, так и современной. В экспозиции его работы соседствуют не только с вдохновляющими художника мангой и аниме, но и с японскими гравюрами из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Всего на выставке более 80 произведений, созданных с начала 1990-х годов до наших дней: живопись и графика, полнометражные фильмы и анимация. Целых девять работ художник подготовил специально к московской выставке. А еще две — «Морской бриз» и «Полиритм» начала 1990‑х — вообще никогда раньше не показывали широкой публике.
Куратор выставки Екатерина Иноземцева выбрала как нетипичный ракурс для демонстрации японского художника, так и нетипичную форму. Московская выставка стала не просто собранием отдельных произведений, но гигантским инвайронментом, эдаким Муракамилендом. Здесь реконструировали мастерскую художника с настоящими сотрудниками, которые работают на глазах у изумленной публики, а также фрагменты двух культовых районов Токио. Для воссоздания атмосферы одного из них, где сосредоточены магазины для фанатов аниме и манги, «Гараж» приобрел 5 тыс. кукол! В другом открылся настоящий кинотеатр, где состоялась премьера полнометражного фильма Мураками «Глаз медузы». У выставки-квеста пять частей, каждая посвящена одной из ключевых для художника тем.

Такаси Мураками. «Оммаж Фрэнсису Бэкону» («Этюд к портрету Изабель Росторн»). 2002. Фото: Предоставлено Perrotin © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Корпорация KaiKai Kiki

Как и многие современные художники-бренды вроде Джеффа Кунса, Мураками довольно рано наладил поточное производство. Свою первую фабрику-мастерскую Hiropon Factory он организовал еще в 1996 году. Однако уже в 2001-м ее поглотила его же новая корпорация KaiKai Kiki Co, Ltd, офисы которой были открыты сначала в Японии, потом в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В отличие от «Фабрики» Уорхола, корпорация Мураками совсем не притон для богемной публики, это конгломерат из мастерской и продюсерского центра. Здесь производят работы Мураками, организуют международные арт-проекты, придумывают дизайн массовой продукции для мерчандайзинга и готовят художественную ярмарку Geisai. В корпорации трудится довольно много молодых художников, которых он поддерживает. KaiKai Kiki Co, Ltd принадлежит несколько галерей, где могут выставляться и молодые подопечные Мураками, и международные звезды. Вся деятельность корпорации складывается в хорошо отлаженную систему, которая обеспечивает функционирование японского арт-рынка и существование на нем самого художника.

Не пришелся к Версалю

С Мураками связан самый большой скандал по внедрению современного искусства на территорию классики. В 2008 году в Версале прошла выставка Джеффа Кунса, но именно Мураками, чей показ случился здесь двумя годами позже, с точки зрения некоторых французов, пришелся совершенно «не ко дворцу». Организации «Версаль, моя любовь» и «Координация защиты Версаля» собрали 12 тыс. подписей под петицией против выставки японского художника и «диснеефикации» Версаля, называя Мураками «паразитом, который питается настоящим произведением искусства». На него подал в суд сам принц Сикст-Анри Бурбон-Пармский. Самое обидное, что это была первая выставка японского художника во Франции и 11 из 22 работ он создал специально для Версаля. Впрочем, скандал лишь повысил популярность Мураками, а козни аристократов все-таки не прошли, и, когда шум поутих, Версаль вновь начал принимать в своих покоях современных художников.

Такаси Мураками. «Св. Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): «Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку». 2015. Фото: Предоставлено Perrotin © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Радуга для Louis Vuitton

С 2002 года длится долгосрочное сотрудничество Мураками с Марком Джейкобсом и брендом Louis Vuitton. Японский художник покусился на святое — на саму благородную монограмму бренда, раскрасив ее в радужные цвета. Сумочки из серии Monogram Multicolore появились в 2003 году и имели оглушительный коммерческий успех. Линдси Лохан, Анна Курникова, Пэрис Хилтон и Джессика Симпсон были почетными владелицами сумок Мураками, а среди подделок эти модели до сих пор занимают далеко не последнее место. За 13 лет коллаборации Мураками создал множество вещей для LV: не только радужную сумку, но и камуфляжную коллекцию, сумки с кавайными персонажами аниме и даже фильм в этом стиле.

Такаси Мураками. «Алое сердце». 2002. Фото: Предоставлено Perrotin © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Суперплоская традиция

В 2003 году Мураками стал куратором выставки «Суперплоскость» в Музее современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе, объединив близких ему художников. Само название проекта, по мнению мастера, определяет главное свойство японского искусства, в том числе его собственное, начиная со знаменитой гравюры. Причем манга и аниме в этой теории оказываются наследниками традиционной японской живописи, а приставка «супер» должна была придать актуальность этому старому понятию. Суперплоскость у Мураками — это не только художественная категория, но и культурологическая. Художник так описывает суть послевоенной японской культуры, где, как он считает, нет такого разрыва между высоким и низким искусством, как на Западе.

Такаси Мураками. «Гифа постепенно покроет мир. „Нам нужно поскорее получить руки или ту дверь в чужой мир. Ждите, пока мы не добьемся своего!“». Фото: предоставлено Heller Group © 2007 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Самый дорогой японец

Мураками — самый известный, а также самый дорогой ныне живущий японский художник. Свой крупнейший аукционный рекорд он поставил в 2008 году, и с тех пор он не побит: скульптура «Мой одинокий ковбой» (1998) была продана на аукционе Sotheby’s за $15,2 млн. В 2010 году произошла другая топовая продажа: скульптура официантки в стиле аниме Miss ko2 на аукционе Phillips ушла за $6 млн. Еще несколько вещей Мураками достигли на торгах отметок в диапазоне $2–4 млн. Однако состояние художника, которое давно перевалило за $100 млн, растет не только благодаря прибыли от продажи произведений, но и за счет «побочных» заработков, прежде всего дизайна одежды, аксессуаров, кукол и многочисленных массовых товаров.

Музей современного искусства «Гараж»
Будет ласковый дождь
До 4 февраля 2018

атомный дождь Такаси Мураками в «Гараже» / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Многочастная выставка «Будет ласковый дождь», на подготовку которой ушло два года, занимает почти все пространство музея, превращая его в тотальную инсталляцию.

Будучи укорененным в традиционной японской культуре, искусство Такаси Мураками в то же время универсально и интуитивно понятно и человеку, не знакомому с историческими и эстетическими отсылками, наполняющими его работы. Это одна из причин, по которой он оказался столь успешным и востребованным на Западе. Мураками живет между Токио и Нью-Йорком, а его персональные выставки регулярно проходят в крупнейших мировых институциях, в числе которых Музей Гуггенхайма в Бильбао, Версальский дворец и Палаццо Реале в Милане.

Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015

Первая глава выставки как раз исследует творчество Мураками в контексте традиционного искусства Японии с присущей ему цитатностью и принципом коллажирования старых образцов в новом произведении. В соседстве с графикой мастеров XIX века — Хокусая, Куниёси и Кёсая — в картинах Мураками легко заметить те же композиционные принципы и элементы, которые, впрочем, исполнены в его уникальной манере. Порой он почти «дословно» цитирует сюжеты и иконографию старого искусства, что, например, очевидно в его «Даруме» — изображении индийского монаха и божества, чей образ был частью традиционной практики дзен-буддийских монастырей Китая и Японии и многажды воспроизводился копированием с работ известных дзенских мастеров.

Такаси Мураками. Зонтик тролля. 2002

Вторая, центральная часть экспозиции «„Малыш“ и „Толстяк“» посвящена поворотному моменту в истории Японии — бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Эта катастрофа стала самым сильным потрясением за всю историю, застыв болью в теле и душе, которая навсегда осталась в генетической и культурной памяти японцев. К этим событиям отсылает и вынесенный в название выставки рассказ Рэя Брэдбери, повествующий о постъядерной эпохе, когда человечество само себя уничтожило в атомной войне.

Здесь зритель оказывается в окружении зубастых голов, огромных грибов-мутантов, каких-то инопланетных существ. Черепа, которые встречаются на картинах в самых разнообразных сочетаниях, нередко заполняя все пространство, с первого взгляда не кажутся страшными или отталкивающими — собственно, в калейдоскопе ярких красок, напоминающих тканевый принт, глаз не сразу различает символы смерти. Тем сильнее впечатление от контраста формы и содержания. Мураками позаимствовал этот образ из анимационного сериала 1970-х годов «Тайм Бокан», где череп служил финальной заставкой каждой серии, обещая продолжение приключений любимых героев. Таким образом, Мураками, оставаясь верным все тому же коллажному принципу, заимствует уже не из классического искусства, а из массовой культуры. Парадокс в том, что в традиционной культуре копировались «высокие» образцы, а он делает объектом искусства «низкое».

Такаси Мураками.

Лунный свет. Непостоянство всех вещей. 2016

Тайм Бокан (красный). 2001

Такаси Мураками. Гифа постепенно покроет мир. «Нам нужно поскорее получить руки или ту дверь в чужой мир. Ждите, пока мы не добьемся своего!». 2007

Такаси Мураками. Лев всматривается в бездну смерти. 2015

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005

Собственно, в этом весь Мураками: он стирает границы между «элитарным» и «массовым», «высоким» и «низким», искусством и ремеслом. Среди прочего он играет с эстетикой каваий — специфичным японским культурным феноменом, который проявляется в любви ко всему «милому» и «прелестному», как и переводится это слово. «Каваийность» пронизывает все сферы японской жизни. Солидные компании непременно обладают «хорошенькими» маскотами-талисманами; изображениями покемонов разрисованы самолеты All Nippon Airways, многочисленные токийские магазины в изобилии предлагают все необходимое для превращения собственной жизни в захватывающий сюжет аниме или манги. Так, на выставке есть инсталляция из зеркальных полок, заставленных тысячами плюшевых и пластиковых фигурок персонажей аниме и манг, — своего рода модель «Накано Бродвея», в Токио, где в бесконечных торговых галереях находят счастье отаку всех мастей (так в Японии называют увлекающихся чем-либо людей).

Помимо собственно выставки на первом этаже музея разместился филиал студии Мураками, где развернется полноценная работа над новыми произведениями, которую смогут наблюдать зрители. При входе выставлены десятки пар тапочек, в которые посетителей вежливо просят переобуться, чтобы проникнуть в творческую лабораторию художника — такая возможность, согласитесь, не часто выпадает даже профессионалам. Так что не упустите.

Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015

Детали
Музей современного искусства «Гараж»
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 32
До 4 февраля

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *