В школьной форме – Современная школьная форма 2020-2021, фото школьных форм для девочек и мальчиков

Школьная форма — Википедия

Школьная форма учеников средних классов с 1975—1976 учебного года в СССР

Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему.

Аргументы «за»[править | править код]

  1. Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
  2. Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
  3. Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
  4. Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.

Аргументы «против»[править | править код]

  • Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
  • В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения, является средством деиндивидуализации учеников школы.
  • Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
  • Форма, предложенная исходя из доступности цены, может не устраивать по качеству семьи с достаточным уровнем доходов
  • Форма может быть не очень удобной в носке.

История школьной формы в России и СССР[править | править код]

Основная статья: Школьная форма в России

Девочки на церемонии последнего звонка, одетые в традиционную советскую школьную форму. 1968 год.

В России история школьной униформы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году[1].

В 1918 году гимназическая форма была объявлена буржуазным пережитком и отменена. В 1948 году в период введения раздельного обучения школьная форма вновь стала обязательной. Первоначально новая форма была очень похожа на дореволюционную: для мальчиков — синяя фуражка с серебристым гербом, серая гимнастёрка, для девочек — серые (тёмно-серые) и тёмно-коричневые платья с белыми подворотничками и с чёрными (белыми — парадными) фартуками. Регламентации подвергались даже причёски школьников, особенно, младшей и средней школы: так мальчиков первоклассников, как правило, стригли наголо, третьеклассникам оставляли небольшие челки, пятиклассникам разрешали и полубокс, а семиклассникам (и старше) — польку; девочкам даже в старших классах рекомендовали носить косы с чёрными (к парадной форме — белыми) бантами, допуская стрижки лишь в исключительных случаях

[источник не указан 1534 дня].

Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году. Мальчики носили тёмные (часто тёмно-синие) брюки и пиджаки (с 1970-х годов — в начальной и средней школе пиджаки заменили на открытые куртки) с белыми (или светлыми однотонными) рубашками, девочки — прежние коричневые платья с повседневными чёрными фартуками, в особых случаях они надевали белые парадные фартуки и банты[источник не указан 1534 дня

]. На рукавах курток с начала 1970-х размещался знак ПВХ в виде алого щита с белой каймой, изображением раскрытой книги и солнца («Ученье — свет»). Форма старшеклассников с пиджаком на трёх латунных белых пуговицах вместо куртки имела более светлый оттенок и иной рисунок нарукавного знака. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках, например, в Узбекской СССР в конце 1980-х девочки носили голубые платья [2], в Украинской ССР школьная форма мальчиков была коричневой. На форме слева носились значки организаций и обществ, в которых состоял учащийся (Октябрятская организация, ВОДП, ВОКККП и т. д.). Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет (возраста вступления в комсомол), носили красные галстуки и значки ВЛПО; члены ВЛКСМ носили значки ВЛКСМ. Ученики старших классов повязывали классический галстук или использовали самовязы[неизвестный термин]. На уроки физкультуры надевали спортивную форму и обувь. Формально со школьной формой надевать спортивную обувь не разрешалось
[источник не указан 1534 дня]
, однако этот запрет фактически не соблюдался[источник не указан 1534 дня]. В начале 1980-х годов для девочек был введён тёмно-синий костюм-тройка с нарукавным знаком на пиджаке (на платье нарукавные знаки никогда не вводились). В 1960-х строгие правила в отношении стрижки были ослаблены, позже за их соблюдением следила исключительно администрация школы, отдававшая этот вопрос целиком на откуп классным руководителям[источник не указан 1534 дня]. Более свободной в 1970-х годах (в том числе, после отмены фуражек для мальчиков), стала и проблема сочетания с формой неформенных элементов.

В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. В 2011 году был разработан концепт «Утеплённая школьная форма», в идеологии которого звучал вопрос: «Почему самая крупная корпорация не имеет униформы?» В 2012 году школьная форма вновь получила законный обязательный статус. Однако, в отличие от СССР, сегодня в России нет единого стандарта школьной формы. Некоторые школы имеют свою собственную форму, которую обязаны носить ученики, а в ряде случаев — и учителя. Образовательные учреждения без строго определённой формы обязаны иметь свой дресс-код

[источник не указан 1534 дня].

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после обретения независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке, Кипре и Гонконге.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В Польше — до 1988 года.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда — брюки и юбки тёмно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (англ. dress code).

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Японские школьницы

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду. Школьная форма — чёрные пиджаки у мальчиков и матроски у девочек — вдохновлена британской военно-морской формой начала XIX века

[3].

  • Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008, № 9. С. 47—79.
  • Марина Балина, Лариса Рудова. Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы) // Теория моды. 2008, № 9. С. 25—46.

ru.wikipedia.org

Школьная форма в разных странах

Китайская школьная форма нередко походит на спортивный костюм. В материковой части Китая форма обычно состоит из двух комплектов: зимнего и летнего. Первый включает свитер (или ветровку на молнии) и брюки. Второй, как правило, состоит из белой рубашки с воротником и шорт или брюк – для мальчиков, юбок – для девочек.

Школьная форма во многих школах Австралии и Океании напоминает традиционную британскую, но является более открытой и легкой. В связи с жарким климатом и вредным для здоровья палящим солнцем в Австралии и Новой Зеландии в комплект школьной формы входят шляпы.

В Сингапуре у каждой школы принят свой цвет формы. Обычная форма для мальчиков включает шорты или брюки определенного цвета и белую рубашку с короткими рукавами. Форма для девочек состоит из блузки и юбки или сарафана. В некоторых школах принята полностью белая форма. Иногда на рубашке или блузе размещены погоны, стилизованные под военные, или металлический значок на воротнике.

Школьная форма в Африке поражает многообразием и цветовыми решениями. В Африке можно встретить школьников не только в синей или голубой одежде, но также в желтой, розовой, фиолетовой, оранжевой и зеленой.

На Ямайке форма является обязательной для учащихся школ. Такое правило действует в большинстве стран Карибского бассейна. Во многих школах установлены обязательный цвет обуви и носков, допустимая высота каблуков. Ювелирные изделия (кроме сережек-гвоздиков) обычно запрещены, а некоторые школы имеют свои требования и к прическам учеников. Школьная форма для мальчиков на Ямайке чаще всего бывает цвета хаки и состоит из рубашки с коротким рукавом и брюк. Школьная форма для девочек существенно различается в разных школах. Распространенный вариант – светлая рубашка с короткими рукавами и юбка или сарафан ниже колен. Форма часто дополняется нашивками, эмблемами, погонами с целью отличия между школами.

В обычных школах на Кипре мальчики носят серые брюки с белой рубашкой, а девочки – серую юбку или брюки также с белой рубашкой. В некоторых школах форма для учащихся может отличаться. Например, цвет брюк и юбок заменяется на синий. Или же добавляется особый цвет формы для праздничных дней.

В Турции школьная форма различается на разных ступенях обучения. Так, например, в начальной школе ученики носят синюю форму. В средней и старшей школе мальчики надевают темно-серые брюки, белые или голубые рубашки, пиджаки и галстуки. Девочки носят юбки и рубашки того же цвета, что и мальчики, а также галстуки. В большинстве частных школ введены собственные варианты школьной формы.

В школах мусульманских стран обязательным атрибутом женской школьной формы является платок. Когда девочкам исполняется 12 лет, они надевают хиджаб. Однако и до 12 лет, начиная с первого класса, они носят школьную форму, которая также является мусульманской одеждой и во многом похожа на хиджаб.

В Мьянме мальчики помладше носят штаны, а постарше – юбки-лонжи.

Женская школьная форма Лаоса отличается красивой длинной юбкой с запахом и оригинальным орнаментом.

В Японии для большинства средних и старших школ школьная форма считается обязательной. Чаще всего это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, форма называется «гакуран», и белая блуза, темные пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» – «матросский костюм», с отличительно ярким галстуком. Деталь гардероба японской школьницы – гольфы или носки. К форме обычно прилагается большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Государственные школы определяют дресс-код для своих учеников. Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.

В Россию мода на школьную форму пришла из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек.
Мальчики ходили в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с ранцем за спиной. Форма девочек включала коричневые платья с фартуками изящного покроя из ткани высокого качества.

ria.ru

Как менялась российская школьная форма за 100 лет

  • Новости
  • Мода
  • Отношения
  • Гороскоп
  • Красота
  • Здоровье
  • Звезды
  • Стиль жизни
  • Психология
  • Конкурсы
  • COSMO-ПУТЕШЕСТВИЕ
  • Видео
  • Блог редакции
  • Спецпроекты
  • Контакты
  • Гороскоп совместимости
  • Камасутра
  • Счётчик калорий
  • Калькулятор веса
  • Полный шкаф

Подпишись на журналы

www.cosmo.ru

О школьной форме

Одежда для школы! Вопрос очень острый

Как для учащихся, так и для взрослых!

В чем можно ходить и ходить в чём нельзя

Для всех это нынче проблема, друзья!

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Ежегодно   подготовка к 1 сентября, новому учебному году, начинается задолго до его начала. Родителям приходится делать много покупок: школьные сумки, тетради, ручки, пеналы, сменная и спортивная обувь, спортивная одежда и т.д. Но самое непростое дело — это приобретение школьной формы для ребенка. Именно этот вопрос для многих родителей   нынче становится проблематичным, так 20 лет назад, согласно Закону РФ № 3266-1 «Об образовании», принятому в 1992 году, было отменено обязательное  ношение школьной формы в школах Российской Федерации, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.

Все чаще в средствах массовой информации и на форумах в Интернете стал обсуждаться вопрос о введении школьной формы.Своё мнение высказывают ученики, родители, директора школ, журналисты,модельеры. Согласно статистике 70% родителей за введение школьной формы. По мнению взрослых, форменная одежда прививает вкус к деловому костюму, дисциплинирует, настраивает на рабочий лад.

Согласно письму МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся» органы управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет), снова рассматривают вопрос о введении единой ученической формы.Хорошо это или плохо?

История возникновения формы

Форма(лат. uniform) — одинаковая по крою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, у учащихся). Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Школьная форма в России до 1917 года

Форма в России существовала еще в XIX веке.   В   1834 году был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров. Именно к ним относились мундиры гимназический и студенческий. Школьная форма, предназначенная для учеников мужских гимназий, шилась по образцам военной одежды: шинель, гимнастёрка, фуражка, брюки без канта; в зимнее время выдавался башлык. Гимназисты старших классов носили куртки с воротниками-стойками, похожие на морские кители. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Самой престижной была форма лицеистов: синий кафтан фрачного покроя с красным воротником и обшлагами. Брюки и жилет полагались темные, а галстук — черный.Следует отметить, что до революции фасон успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) — соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.Она была показателем социального статуса носителя — если учусь, значит, родители богаты.

В 1892 году форму отменили. Возобновили ее 1896 году, и в этом же году было принято положение о гимназической форме для девочек. Им предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Повседневные платья учениц Смольного института шили из забытой теперь шерстяной материи – камлота. Самые младшие (от пяти до семи лет) носили кофейные платья; от восьми до десяти – голубые и синие; от одиннадцати до тринадцати – серые; самые старшие ходили в белых. Платья были, как говорили тогда, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Единственными украшениями были белый передник и цветной поясок.

25 июля 1914 года циркуляром № 22872 начальство Санкт-Петербургского учебного округа утвердило ношение школьной формы ученицами гимназий. Платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.

До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников.

Школьная форма Советского периода

Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет «О единой школе…», отменявший школьную форму как таковую и именовавший её «наследием царско-полицейского режима», или пережитком прошлого.

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Период «бесформенности» длился до конца 40-х годов.В 1949 году было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячим воротничком, пятью пуговицами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой, которую чистили так, чтобы горела на солнце, и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев – значок на груди. Так выглядели в школе наши бабушки и дедушки.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежняя.

В 1973 году одежду для мальчиков снова поменяли. Она состояла из синего полушерстяного костюма (курточка джинсового кроя и брюки). На рукаве курточки была пластиковая эмблема с книжкой и солнышком. У девочек как платья, так и фартуки могли выглядеть совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные. Воротники — стоечкой или отложные. Фартуки делали из различного материала — вплоть до кружевных. Самые стильные — те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик. В качестве воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева.

С 1976 года   для учащихся 8-10 классов была   введена более взрослая школьная форма. Мальчики должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм, а девочки имели выбор из составляющих синего костюма-тройки – юбка-трапеция со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетка. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам всевозможные блузки.

В 1988 году в некоторых школах в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году она была отменена окончательно. И если вначале это обрадовало всех, то с каждым годом сторонников возвращения формы становитсявсе больше. Появилась даже традиция(или мода) приходить на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами…

В 1999-2002 годы отдельные школы принимают решения о введении обязательной школьной формы.В последнее время такая одежда возвращается, только сегодня под этим понятием    подразумевается деловой стиль для учащихся – элегантный, удобный, практичный.

Реальность сегодняшнего дня

Сегодня мы переживаем очередную смену ценностей в общественном поведении и взаимоотношениях друг с другом. Ярче всего это проявляется в одежде, быть может, оттого что все невербальное говорит громче всяких слов о том, кто перед тобой — свой или чужой. Но школа — это общественная организация, и одежда для нее должна быть пусть немного, но формальной.

Современная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться.Такая одежда приучает нас к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность, а также дисциплинировать, приучать детей к тому, что выделяться можно и нужно не дорогой одеждой, а умственными и творческими способностями.

Известный модельер Вячеслав Зайцев сказал: “Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие”.

lytschool5.edumsko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *