Танцовщицы XX века: прима-балерины, воительницы, звезды Голливуда | Статья
Они были звездами довоенных сцен: прима-балеринами, хореографами и эстрадными танцовщицами, когда их карьеры прервала война. Culture.pl открывает неизвестные страницы истории польского танца XX века — биографии, где есть балет и советские лагеря, ревю и битва под Монте Кассино, кабаре и гетто.
Джильда (Гилда) Грей
Джильда Грей на афише фильма «Дьявольская танцовщица», 1927, режиссер Фред Нибло. Фото: The Samuel Goldwyn CompanyЗвезда Бродвея и польская патриотка. Америка 20-х годов сходила с ума по золотоволосой Джильде Грей и ее чувственному танцу шимми, который сначала зажигал джазовые паркеты Нью-Йорка, Чикаго и Лос-Анджелеса, чтобы потом попасть в несколько голливудских фильмов и даже получить признание Великого Гетсби из знаменитого романа Френсиса Скотта Фицджеральда. Анекдот гласит, что когда артистку спросили о стиле танца, она с сильным польским акцентом отвечала: «I’m shaking my chemise» («Я трясу своей рубашкой»).
Джильда Грей. Фото: Библиотека Конгресса, копия Division WashingtonТри ее замужества окончились разводом, предпринимательство — банкротством, а возвращение в шоу-бизнес — сердечным приступом. Однако она никогда не отрекалась от своих корней. Во время Второй Мировой войны Джильда включилась в финансовую помощь воюющей Польше, а также поддерживала многих польских военных эмигрантов, которые именно в Соединенных Штатах пытались наладить свою жизнь заново. В наши дни об умершей в 1959 году Джильде Грей напоминает звезда в голливудской Аллее Славы.
Янина Смолинская
Янина Смолиньская — актриса и танцовщица. Снимок сделан в квартире артистки, 1922–1939, Голливуд. Фото: Бьерринг Франк / www.audiovis.nac.gov.pl (NAC)Еще одна полька, которая пыталась покорить американскую «Фабрику грез». В Нью-Йорк она приплыла уже 30-летней известной актрисой и танцовщицей с титулом «Мисс Полония-1928». Родилась в Полоцке, в российской на тот момент части Польши, на территории нынешней Белоруссии. Первая танцевальная слава пришла к ней в знаменитом московском Большом театре, с которым в качестве балерины она выезжала в мировое турне, посетив Японию, Турцию и Чехословакию.
Кадр из фильма «Monsieur Le Fox». На снимке: Лена Молена (I), Янина Смолинская (II) и Гилберт Роланд (стоит в середине с посылкой), 1930 год. Фото: www.audiovis.nac.gov.pl (NAC)Мари Рамбер
Мари Рамбер во время репетиции спектакля «Жизель», Солсбери, 1945 год. Фото: The Royal Academy of Dance / ArenaPAL / ForumМари Рамбер, или Сивия Рамберг, для друзей — Мим. Родилась в 1888 году в Варшаве, дочь богатого книготорговца еврейского происхождения. Полвека спустя она получила и
culture.pl
Знаменитые балерины
В российских кинотеатрах идет кинолента Алексея Учителя «Матильда», а в блогосфере яростно спорят о романтической связи Николая Второго и Кшесинской. Но в истории балета хватало не менее скандальных и ярких любовных романов.
Фото: Дарьян Волкова1. Маркиза Тереза де Горла Бертело
Известно, что классический балет в XVII веке придумали Пьер Бошан, Жан-Батист Мольер и Людовик XIV. И одной из самых знаменитых звезд танца в то время считалась Тереза де Горла Бертело. Прославилась Тереза Дюпарк (так ее звали после замужества) благодаря драматическому таланту, танцам, удивительной красоте, любовным историям и пикантным пируэтам, во время которых зритель мог наблюдать ее шелковые чулки.
В энциклопедиях обычно рассказывают, что именно она стала первой исполнительницей ролей Донны Эльвиры в мольеровском «Дон Жуане» и Андромахи в одноименной пьесе Жана Расина, но современники не менее жарко обсуждали ее любовников. Она была дамой довольно ветреной, если не куртизанкой, кружила головы всему французскому высшему свету, включая Короля-Солнце, но особенно разрушительно она прошлась по цвету тогдашней французской литературы.
Началось все с Мольера, который ради нее оставил свою первую звезду и по совместительству жену — Мадлен Бежар. Потом прогремел роман с поэтом Пьером Корнелем, который посвятил ей множество стихов. На какое-то время ради поэта Дюпарк даже ушла из труппы Мольера. А затем она оказалась в театре и постели Жана Расина, главного соперника Мольера на тот момент. К сожалению, история ее прервалась слишком рано. Она умерла при весьма подозрительных обстоятельствах, некоторое время Расина даже обвиняли в ее отравлении.
2. Мари-Мадлен Гимар
Эта балерина блистала в Париже перед Французской революцией. Блистала не только на сцене, ее любовные похождения в столице обсуждали не меньше ее театральных успехов. Надо сразу сказать, что слава к ней пришла в первую очередь как к незаурядной танцовщице.
Имея яркую внешность, она все же не вписывалась в тогдашние стандарты — Гимар была слишком худой. Из-за этого парижские острословы называли ее «скелет грации». Однако вместе со званием примы у нее появились и довольно влиятельные любовники.
К сожалению, Гимар не оставила ни мемуаров, ни дневников. Многие из ее знакомых либо благоразумно умерли до 1789 года, либо получили в биографии строчку «гильотинирован». Так что большинство фактов о ее жизни сейчас достоверно не восстановить. Но и то, что осталось в виде слухов и упоминаний в литературе — впечатляет.
Среди ее любовников называли финансиста и коммерсанта, одного из богатейших людей Франции Жан-Жозефа де Лаборда, его брата — композитора Жан-Бенджамина де Лаборда. От последнего, вероятно, Гимар родила дочь. Но всех затмил Шарль де Роган, князь де Субиз.
Шарль де Роган был не только аристократом, гурманом и ловеласом, но и маршалом Франции, занимал министерские должности, ему покровительствовала мадам Помпадур. Мари-Мадлен Гимар он взял на полное содержание и тратил на ее развлечения огромные суммы. Поговаривали, что балерина его почти разорила.На его средства Гимар построила свой знаменитый роскошный отель в предместье Парижа. Храм Терпсихоры, как его еще называли, был известен вечерами, во время которых давали представления за гранью пристойности и приглашали «самых похотливых девушек» города. Современники неоднократно писали, что заканчивалось все оргиями.
3. Джованна Басси
XVIII век богат на драмы и детективные истории, которые так никогда и не были разгаданы. Джованну Басси нельзя назвать выдающейся балериной, хотя она довольно активно выступала на сцене Шведской оперы, а местная публика принимала ее с восторгом. Но в историю она вошла не благодаря своим па, а из-за бурного романа с графом Адольфом Фредериком Мунком — «серым кардиналом» и фаворитом шведского короля Густава III.
Знакомство балерины и влиятельного придворного началось, когда карьера царедворца была на самой вершине. Его взлету очень помогло то, что Мунк смог помирить короля с его супругой Софией Магдаленой Датской. Выступая в качестве сексолога, он «наладил производство» двоих наследников. Злые языки, правда, утверждали, что в рождении будущего Густава IV Адольфа удалось вообще обойтись без короля. Уж больно принц был похож на Мунка. Джованна Басси тоже родила, но девочку.
Неизвестно, рассчитывала ли Басси на тихую семейную жизнь с графом, но Мунк попал под суд. Его обвинили в том, что, занявшись по поручению короля подделкой русских денег, он заодно сделал и немного шведских. Его бы простили, но от рук заговорщиков погиб его покровитель — Густав III. Смерть настигла шведского короля в опере во время маскарада. Мунка выслали из страны в Италию, балерина последовала за ним. Басси хотела, чтобы он женился на ней и признал дочь. Опальный граф ей отказал. Взбешенная Басси вернулась на родину. Впрочем, есть еще версия, что в Италии балерина выполняла шпионское поручение Тайного совета Швеции.
4. Тереза Эльслер
Может показаться, что романтическая связь балерины и аристократа обязательно должна закончиться или оргией, или трагедией. Это не совсем так, в истории хватает примеров, когда в финале все благополучно, то есть счастливую невесту ведут под венец. Например, Терезе Эльслер удалось стать женой даже не графа или барона, а самого настоящего принца, младшего брата прусского короля Фридриха Вильгельма III — Адальберта Прусского.
В истории балета больше заметна младшая сестра Эльслер — Франциска, или Фанни. Ее называли одной из самых известных балерин XIX века. Штраус-сын даже написал оперетту о ее жизни «Танцовщица Фанни Эльслер». Терезу же считали слишком высокой и не такой выразительной. Тем не менее именно ей удалось увлечь Адальберта, который был уже далеко не восторженный юноша — к тому моменту ему исполнилось 38 лет, а балерина, кстати, была на несколько лет его старше. Что удивительно, король Фридрих Вильгельм IV дал согласие на этот морганатический брак.
Младшая, и более знаменитая, сестра Фанни тоже была объектом внимания близких к трону особ. Например, изначально карьере сестер помогла связь Фанни с сицилийским принцем Леопольдо, который устроил балерин в оперу Неаполя и особо не скрывал нежного отношения к младшей Эльслер. Считается, что у пары даже родился сын.
5. Анна Павлова
В 20-е годы XX века в Европе и США прокатилась целая волна «павловомании». В честь русской балерины называли торты, тюльпаны и новорожденных. Она много выступала, гастролировала до полного изнеможения и получала огромные для того времени гонорары. И рядом с ней почти всегда был Виктор Дандре, который выполнял при балерине роль менеджера, компаньона и тайного мужа.
Когда Павлова только окончила Императорское театральное училище, Виктор Дандре казался ей сказочным принцем. Богатый барон, красавец, важный чиновник… Конечно, Кшесинская активно сводила ее с великим князем Борисом Владимировичем, но быть просто содержанкой начинающая балерина не хотела. А рядом с Дандре она надеялась на официальный брак…
Увы, Виктор быстро дал понять, что пойти на такой мезальянс не может. Аристократ пробивал ей ведущие партии, дарил драгоценности и полностью обеспечивал, но и только. В конце концов последовал разрыв и Павлова уехала с Дягилевым в Париж, где с триумфом участвовала в «Русских сезонах».
В этот момент жизнь Дандре кардинально изменилась: он попал в тюрьму по обвинению в растрате. Денег, чтобы погасить долг, у него нет. Тогда Павлова ушла от Дягилева, подписала кабальный, но очень выгодный в финансовом плане контракт. К тому же ей сразу выплатили довольно внушительный аванс, который она тут же отдала брошенному любовнику, чтобы он смог заплатить залог и выйти из тюрьмы. Дандре нелегально покинул Россию, приехал к ней в Англию и попросил ее руки. Она согласилась, но потребовала, чтобы их брак оставался тайной.
6. Тамара Карсавина
Феномену Тамары Карсавиной посвящают монографии не только историки балета, но и литературоведы. Коломбина Серебряного века была предметом поклонения для целого поколения русских поэтов начиная с Блока.
В этом нет ничего странного. Звезды балета все время привлекают внимание не только богачей и аристократов, в их окружении всегда можно найти людей творческих: литераторов, художников и музыкантов. Удивительно другое. Карсавина отказывала многим знаменитостям, влиятельным и знатным поклонникам, а вышла замуж за тихого и скромного дворянина Василия Мухина.
После дягилевских сезонов в Париже Карсавина стала мировой знаменитостью, ее буквально осаждали почитатели, но долгое время это никак не влияло на брак с Мухиным. Перечеркнула все встреча в 1913 году с Генри Брюсом. Английский профессиональный дипломат, выпускник Итона, младший сын богатого землевладельца увидел ее во время приема в британском посольстве и сразу влюбился. Он молниеносно отбил ее у мужа, а после революции увез из России.
В отличие от многих подобных историй, Генри Брюс не стал требовать, чтобы Карсавина оставила балет. Наоборот! Сам ушел со службы, выполняя, впрочем, некоторые поручения, и долгое время ездил вместе с ней по Европе. Сначала они жили во Франции, в 1929 году переехали в Лондон, но в Форин-офис Брюс вернулся только во время Второй мировой войны.
lady.tut.by
Известные балерины русской школы балета 19-го века
История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века.
В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета — Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. При Павле I были изданы были особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, Евгения Ивановна Колосова (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: «Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи». Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.
Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799—1848), воспетая Пушкиным в «Евгении Онегине»:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Другой прославленной балериной тех лет была Мария Ивановна Данилова (1793-1810), чей творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет.
Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.
Еще одной ученицей Евгении Колосовой была Екатерина Александровна Телешева (1804—1857). Один из современников писал о ней: «При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя». Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.
Екатерина Телешева. Портрет работы Ореста Кипренского
Известной русской балериной 19-го века была Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.
Плодом союза артистической пары Мария Суровщикова — Мариус Петипа была дочь Мария Мариусовна Петипа (1857—1930), которая, как и её родители, стала известной артисткой балета. Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней: «Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре».
17 лет (с 1861 по 1878) на сцене Мариинского театра выступала Матильда Николаевна Мадаева (сценический псевдоним Матрёна Тихоновна). Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем Михаилом Михайловичем Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина Генерал-адъютанта Свиты Его Величества. Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам 19 века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи.
Видной представительницей московской школы балета 19-го века была Прасковья Прохоровна Лебедева (1839-1917), которая 10 лет была ведущей танцовщицей Большого театра.
Другой известной балериной Большого театра была Лидия Николаевна Гейтен (1857-1920). На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.
30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга Любовь Петровна Радина (1838-1917). Современники писали про неё: «Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях».
В 60-е годы 19-го века на сценах Петербурга, Москвы и Парижа блистала Марфа Николаевна Муравьёва (1838—1879). Итальянский балетмейстер Карло Блазис писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».
С 1859 по 1879 годы в Большом театре выступала Анна Иосифовна Собещанская (1842—1918). Юрий Бахрушин в книге «История русского балета» писал: «будучи сильной танцовщицей и хорошей актрисой, Собещанская первая отступила от общепринятых правил и, выступая в балетных партиях, стала применять характерный грим. Блазис, наблюдавший Собещанскую в начале её деятельности, писал, что она „восхитительна как танцорка и, как мимистка“ и что в её танцах „видна душа, она выразительна“ и иногда доходит даже до „исступления“. Позднее другой современник утверждал, что „не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики“.
С 1877 по 1893 в Петербургской балетной труппе императорских театров танцевала Варвара Ивановна Никитина (1857-1920).
s30556663155.mirtesen.ru
знаменитые постановки «Русских сезонов» Дягилева
Классикой называются вещи, проверенные временем, и одной из таких вещей является балет – музыкально-театральный жанр.
Основоположником балета стал русский композитор Петр Чайковский. У него всего 3 балета, которые известны каждому образованному человеку – это «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», но все они славятся потрясающей музыкой и прекрасной, профессиональной хореографией. Чайковский – это гений, который вошел в историю, о его и произведениях других авторов мы узнаем далее.
В статье вы сможете познакомиться с самыми известными балетами всего мира, которые ставят в театрах.
10. Весна Священная (1913)
Балет «Весна Священная» принадлежит Игорю Стравинскому. Впервые балет увидели парижане – это было 29 мая 1913 г. в театре на центральной улице Парижа.
История начинается с того, что Стравинский видит сон, в котором наблюдает за древним ритуалом – юная девушка совершает танец для пробуждения весны, окруженная старцами. Совершив танец, она умирает.
Стравинский работал над музыкой, а Николай Рерих рисовал эскизы к декорациям, а также костюмы.
Для справки: публика не сразу приняла спектакль, ведь в нем присутствуют сцены жертвоприношения, но спустя несколько лет балет «Весна священная» показал настоящее мастерство балетной команды.
9. Жизель (1841)
2-х актовый фантастический балет композитора Адольфа Адана. У балета довольно интересный сюжет – за основу была взята из глубокой славянской древности легенда о виллисах (это молодые невесты, погибшие до брака, которые столкнулись с предательством своих возлюбленных).
Они желают отомстить за себя, и по ночам, завлекая молодых мужчин в свои бешеные танцы, духи невест убивают их. «Жизель» не теряла своей популярности у любителей балета с начала премьеры (с 1841 г) и имела много постановок.
Интересный факт: сразу после премьеры балета прическа главной героини, в которой в центре расположен пробор, стала настоящим хитом среди модниц Парижа.
8. Ромео и Джульетта (1940)
11 января 1940 года в Ленинграде впервые ценители искусства увидели балет, с сюжетом которого знакомы все, Сергея Прокофьева под названием «Ромео и Джульетта».
В свое время балет считался скандальным, а теперь он является классикой, и многие театры показывают его искушенной публике. В балете 3 акта, 4-м является эпилог.
«Ромео и Джульетта» – один из самых популярных балетов 20-го столетия. Герои трагедии британского поэта Уильяма Шекспира навсегда остались в сердцах многих людей, как символ прекрасной и истинной, но в то же время трагической любви двух юных сердец.
Премьеру «нетанцевального» балета на музыку Прокофьева откладывали и запрещали в течение 5-ти лет.
7. Золушка (1946)
Золушка – это бедная девушка, которую заставляют все время трудиться, работая по дому, ее сварливая мачеха и ее дочь. Слабохарактерный отец не может защитить свою дочь, но однажды Золушка попадает на бал и знакомится с принцем…
Существует много версий Золушки, но версию Прокофьева используют чаще всего. Либретто Николая Волкова основано на сюжете сказки французского поэта Шарля Перро.
Для справки: из-за Второй Мировой войны Сергей Прокофьев закончил работу над музыкальным произведением только в 1945 году, хотя начал ее еще в 1940.
6. Спящая красавица (1890)
Знаменитый балет, за основу которого была взята сказка французского писателя Шарля Перро. Впервые его увидели ленинградцы в 1890 в Мариинском театре.
«Спящая красавица» – один из видов балета, который не потеряет своей популярности до скончания времен.
Конфликт зла и добра – это вечная тема, будоражащая умы смертных во все времена и эпохи. Она представлена в постановке в образе двух волшебниц – Феи Карабос и Феи Сирени. Пробуждение красоты ото сна является символом силы и торжества любви.
Для справки: «Спящая красавица» длится 4 часа, это самый длинный балет Петра Чайковского. Почти всегда его сокращают.
5. Коппелия, или Девушка с голубыми глазами (1870)
«Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» – так называется балет-пантомима французского композитора Лео Делиба в трех картинах и двух актах.
Впервые его увидели в 1870 году в Парижской Опере. Коппелия представляет собой редкий жанр для балета – комедию.
В сюжете – история, знакомая многим. Она изображает конфликт человека, мечущегося между идеалом и реализмом, жизнью и миром искусства, в котором всегда найдется место для ярких танцев.
Балет успешен и в наши дни, во многих театрах мира его с удовольствием приходят посмотреть.
4. Питер Пэн (2015)
Все маленькие дети мечтают о приключениях, встречах с интересными персонажами и много о чем еще…
Герой балета – Питер Пэн, он ловко умеет летать, живет на чудесном острове и у него есть собственная фея.
Балет подходит для семейного просмотра – декорации, костюмы и танцы настолько ярки, что не хочется отрывать глаз от представления.
«Питер Пен» – сказка Дж. М. Барри, наполненная фантастическими, и одновременно с тем философскими сценами.
Для справки: все мелодии балета были созданы бразильским композитором Освальдом Монтенегро, а музыка была написана Тихоном Хренниковым – русским композитором.
3. Сон в летнюю ночь (1960)
Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.
К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…
«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.
2. Щелкунчик (1892)
В 1891 году Чайковский написал вневременной классический 2-х актный балет, который очень часто исполняют в наше время. В 1892 году премьера «Щелкунчика» состоялась в Мариинском театре.
На дворе 25 декабря, и дети Штальбаума – Фриц и Мари ждут подарков. Мари видит под елкой игрушку, которая предназначается для разгрызания орехов – Щелкунчик одет, как человек… Зрители знакомятся с ним, и начинается приключение.
Интересный факт: в Америке «Щелкунчика» поставили только в 1944 году, с тех пор появилась традиция – на рождественские праздники показывают этот балет. Он ассоциируется с волшебством и приносит маленьким ценителям искусства и взрослым радость. Чарующая музыка Чайковского является одной из самых узнаваемых.
1. Лебединое озеро (1877)
Балет Петра Ильича Чайковского в 4-х актах впервые увидела публика 130 лет назад в Большом театре. Лебединое озеро, по словам многих, – это технически сложный балет (его нелегко танцевать), кроме того, он сложен эмоционально.
Сегодня «Лебединое озеро» знают все, это самый знаменитый балет русских сезонов, история связана с волшебной сказкой о средневековье, в которой рассказывается о злом волшебнике, заколдованной девушке и влюбленном принце.
Интересный факт: считается, что Чайковского очень сильно вдохновила Бавария, а именно «Высокий лебединый край», замок Хоэншвангау короля Людвига Второго, и, находясь в восторженном состоянии, к нему пришла идея о создании «Лебединого озера».
top10a.ru
секрет долголетия?: agritura — LiveJournal
Как-то у меня получается чередование: то ужасы, а то красота. После страшных миниатюр покажу вам балетных красавиц, а потом опять будет хоррор какой-нибудь.
Майя Плисецкая, 1925 г.р. 88 лет, живет и здравствует.
ПС. Умерла 2 мая 2015 года в возрасте 89 лет. Жалко так! Майя умерла в мае…
Читала я тут один журнальчик и с удивлением обнаружила, что Майе Плисецкой уже под 90! Вернее, в ноябре будет 89. А выглядит одна при этом все еще очень пристойно. В том же журнале были указаны годы жизни еще нескольких знаменитых балерин, так вот многим из них удалось «перевалить» 80-летний рубеж! Стала рыться дальше. Выбрала из Википедии только русских и советских балерин, кто прожил больше 80 лет, и оказалось, что таких на три поста хватит — процентов 70 балерин из списка прим Мариинского театра! Пришлось отфильтровать тех, кому больше 85. Сейчас покажу их и пару слов расскажу.
Александра Кеммерер (1842-1931). 89 лет
Блистала в «Мариинке», когда в моду вошли «русофильские» балеты — с кокошниками и балалайками. Воспитала приемную дочь, выдала ее даже замуж за графа Орлова. Сама, похоже, семьи не имела.
Екатерина Вазем (1848-1937), 89 лет
Выступала в Мариинском театре одновременно с Кеммерер
Одна из самых высокооплачиваемых балерин того времени. Говорили, что манера у нее холодновата, но танец точный и техничный. Два раза побывала замужем, родила сына — будущего критика Нила Насилова.
Матильда Кшесинская, 1872-1971 (99 лет)
Эту вы знаете. Виртуозная балерина и заслуженная прима, в историю она вошла не только поэтому: Матильда водила довольно близкую дружбу с домом Романовых. С мужской его частью. Очень близкую. Начала, как предполагают, с брата будущего царя — Георгия Александровича, затем переключилась на самого цесаревича, а когда тот женился на Алисе Гессенской, стала «дружить» с его кузенами — сначала с великим князем Сергеем Михайловичем (от него родила сына), а затем с Андреем Михайловичем. На этом, правда она остановилась, и князь Андрей даже женился на ней, усыновив фактического племянника. Умерла Малечка в эмиграции в очень пожилом возрасте. Крошечная совсем была — ростом 1,53 м. И как по мне — так на любителя дамочка.
Ольга Преображенская (1871-1962), 91 год
Делила сцену с Кшесинской, почти ее ровесница и вечная соперница. Даже в долголетии они, кажется, соревновались. 30 лет на сцене, выступала в «Ла Скала». 40 лет преподавания. Умерла в эмиграции.
Тамара Карсавина (1885-1978) 93 года
Не «Карсавина» у нее должна быть фамилия, а «Красавина» — очень красивая женщина! И не такая «общительная», как Кшесинская. Вышла замуж за английского дипломата и уехала с ним после революции в Англию. Выступала у Дягелева, часто партнером ее был Нижинский.
Любовь Чернышёва (1890-1976), 86 лет
Солистка труппы Дягилева, а потом Балета Монте-Карло, большую часть жизни провела за границей. Была замужем за помощником Дягилева Григорьевым, но кокетничала со всеми напропалую, любовников меняла со скоростью звука, за что сам Дягелев обзывал ее «горящие трусы». А что? Дама весьма привлекательная!
Ольга Спесивцева (1895-1991) 96 лет
Скорбь русского балета. Несчастная прима, закончив раньше времени карьеру, 20 лет провела в психиатрической лечебнице. Ее «Жизель», говорят, была неподражаемая и даже пугающая. Она ее, похоже, и свела с ума. Как ни странно, со временем балерина почти выздоровела, но так и осталась одинокой и надломленной. Красивая женщина, трижды была замужем, но, в результате, осталась одна. Посмотрите про нее неплохой художественный фильм «Мания Жизели».
Александра Данилова (1904-1997), 93 года
Тоже начинала у Дягилева, потом работала у Баланчина, даже одно время была увлечена им, но Джорж Баланчин предпочел ей другую балерину — он женился на Тамаре Жевержеевой (она тоже в списке, ниже) . Долгое время преподавала. О ней отзывались, как об очень «техничной» танцовщице. Карьеру балерины закончила в 1959 году, но на сцену выходила еще неоднократно в мюзиклах. Ее выступление в соло-пантомиме в 1971 году (67 лет, если что!) произвело настоящий фурор в прессе.
Тамара Жевержеева (1907-1997), 90 лет
Как уже говорилось, балерина была замужем за Жорожем Баланчиным, но брак просуществовал всего три года. Потом еще дважды выходила замуж. Снималась в кино. Даже в старости очень эффектно выглядела.
Суламифь Мессерер (1908 — 2004), 95 лет
Тетя и приемная мама Майи Плисецкой — у Майи отца репрессировали, а маму отправили в ссылку.
Родители Суламифи всем детям в семье дали библейские имена (еще Рахиль и Асаф). Очень была оптимистичная, энергичная и веселая женщина. Говорят, балерина талантливейшая — техничная, артистичная и темпераментная.
Кроме балета занималась плаванием и умудрилась стать двукратной чемпионкой на Всесоюзной спартакиаде. В 1980-х эмигрировала.
Марина Семёнова (1908-2010), 101 год (!!!)
Звезда Ленинградского балета, выступала в Париже по приглажению Сержа Лифаря. Более знаменита, как балетный педагог. А еще, как педагог балетных педагогов.
Первый брак с артистом балета Виктором Семеновым был недолгий, а вот второго мужа репрессировали.Дочь тоже была балериной.
Галина Уланова (1909- 1998), 88 лет
Главная балерина Советского Союза. Чайлдфри, утверждала, что всю жизнь провела в шорах, ничего не видя вокруг, кроме балета. Но замуж при этом успела «сходить» три раза.
Наталья Дудинская (1912-2003), 90 лет
4 Сталинских премии! Ей тяжело было соперничать с Улановой, но балетные постановщики рассмотрели ее особый стиль: особенно хороша она была в героических ролях. Резковатая, энергичная, с мощными вращениями, Наталья долго выступала — в последний раз выходила на сцену в «возрастных» ролях в 56 лет, и техника ее, говорят, была безупречна. Долгое время преподавала.
Софья Головкина (1915-2004), 88 лет
Талантливая балерина памятная не столько своими своими блистательными сольными партиями, но и преподавательской деятельностью, а главное — менеджерскими, как сейчас говорят, способностями. Она долгое время руководила Московским хореографическим училищем, и даже «выбила» для него новое здание.
Ольга Лепешинская (1916-2008), 92 года
Еще одна обладательница 4-х Сталинских премий.
Энергичная, точная, техничная балерина. Долго преподавала. Три раза была замужем — один раз за режиссером, два раза — за генералами. Чайлдфри.
Ирина Баронова (1919-2008), 89 лет
Из России родители увезли ее в 2 года. Выступала с 11 лет, а с 13 ее взял в свою труппу Баланчин, она стала одной из трех знаменитых «бэби-балерин». Рано начав карьеру, она рано ее и прекратила — это стало обязательным условием ее второго мужа. Жила в США, немного снималась в кино, затем вернулась в балет в качестве педагога. Одна из ее дочерей — актриса Виктория Таннат.
Марианна Боголюбская (1919-2013), 94 года
Универсальная балерина — ей удавались самые разные роли. Помимо балета, увлекалась лепкой, делала скульптурные портреты своих коллег-балерин. Замужем была за артистом балета.
Марина Светлова (1922-2009), 87 лет
Вообще, ее звали Иветта фон Хартман. Родители ее были русскими эмигрантами, но сама Иветта-Марина в России никогда не жила. Зато учили ее русские балерины. Начинала карьеру в труппе Иды Рубинштейн, потом выступала у Баланчина. Долго преподавала, была профессором Университета Индианы на отделении балета. Семьи не было.
Римма Карельская (1927) 87 лет
Замечательная виртуозная балерина, выступавшая когда-то в Большом театре. Затем там же работала педагогом и балетмейстером-репетитором. Умерла недавно.
Ольга Моисеева, (1928) Живет и здравствует, 85 лет
Одна из любимых учениц Вагановой. 26 лет танцевала на сцене, обладала особым драматическим талантом. Потом преподавала. До сих пор дает уроки, вроде бы. И всегда ухоженная и эффектная.
Алисия Алонсо (1920, Куба). Живет и здравствует, 93 года
А это иностранка, кубинка, но училась у русских мэтров балета. Фактически создатель Национального балета Кубы. Одна из самых талантливых балерин, живущих ныне, при том, что с 19 лет почти слепая.
Клео де Мерод (1875-1966), 91 год
Еще одно «иностранное» исключение, но уж больно хороша. К тому же, будучи парижанкой, Клео (или Клеопатра) во время гастролей выступала в Петербурге. Как ни странно, Клео была отпрыском очень знатного семейства. Была ли она великой балериной, не знаю, но ее необыкновенная красота поражала современников, по ней сходил с ума король Бельгии, ее писал Дега и лепил Фольгьер.
Алисия Маркова (1910-2004), 94 года
Эту балерину мне подсказала ув. chele_sta уже после публикации поста.
На самом деле балерину звали Лилиан Алисия Маркс и была она англичанкой еврейского происхождения. Танцевать стала с 10 лет, в 14 лет была принята в труппу Дягилева. Он и предложил сменить сценическое имя. Блистала в роях «Жизели», «Сильфиды» и других. Выступала до 52 лет. Стояла у основ британского классического балета, заслуги ее в национальном балете сравнимы с заслугами Марго Фонтейн. Замужем не была.
Вот и думайте теперь,что это за явление: нагрузки бешеные, диета строжайшая, работа нервная — зависть, театральные интриги, взлеты и падения — а поди ж ты, живут почти до 100.
И что еще интересно, мужики-балеруны еле-еле дотягивают до 60! Ну, за редким исключением: Баланчин прожил 79 лет, Мариус Петипа — 92, Лифарь — 82, Бежар — 80, Асаф Мессерер — 88. А остальные — никак….
Почему так?
agritura.livejournal.com