Выставка тканей в москве: «Интерткань» — выставка ткани ведущих производителей – Ткани Москвы / Музей Москвы

Содержание

Ткани Москвы / Музей Москвы

Искусствовед Осип Брик в 1920-е годы провозгласил обычный ситец вершиной художественного труда, а Маяковский писал: «Пыши, / машина, / шибче-ка, / вовек чтоб / не смолкла, / побольше / ситчика моим / комсомолкам!» Однако не только ситец и не только агиттекстиль эпохи авангарда стали предметом показа выставки «Ткани Москвы».

С середины XIX и до конца XX века в Москве работали десятки фабрик, производивших самое массовое из декоративных искусств — текстиль. Рисунок, цвет и фактура тканей — дореволюционные образцы ар-нуво, агиттекстиль первых десятилетий Страны Советов, космические сюжеты «оттепели», оп-арт и абстракция времен застоя – всегда отражали самые значимые образы своего времени, формируя стиль эпохи, мироощущение и быт людей.

Выставка «Ткани Москвы» представит все этапы становления текстильного производства в Москве, расскажет о дизайнерах ушедшего столетия и продемонстрирует, почему тканевая индустрия так важна для понимания культуры ХХ века. Посетители увидят масштабную панораму текстильного производства столицы: уникальные экспонаты Трёхгорки и «Красной розы», Даниловской и Голутвинской мануфактур, Первой ситценабивной и фабрики Свердлова, эскизы художников и образцы тканей разных эпох, редкие фотографии и даже станки.

Структурно выставка состоит из пяти разделов, представляющих историю московского текстиля с разных ракурсов.

Первый раздел посвящен дореволюционной промышленности. Текстильные фабрики появились в Москве в начале XIX века. Они производили и обрабатывали ситец, шелк, бязь, сатин, шерстяные ткани, печатая рисунки по иностранным образцам. Для этого в Москву сотнями привозили французские «абонементы» — альбомы с вклеенными раппортами (образцами узоров). Выставка представит все разнообразие текстиля рубежа прошлых веков: от «народных» ситцев в мелкий цветок до образцов сложнейшей многослойной печати в стиле модерн, абстрактные рисунки дореволюционной эпохи и интерьерные панно с драконами, ирисами и насекомыми. Помимо никогда не выставлявшихся образцов тканей и эскизов, посетители выставки увидят макеты фабрик, документы и фотографии, связанные с ранней историей текстильных производств Москвы.

Однако настоящим началом истории отечественного текстильного дизайна можно считать 1920-е годы. Именно этой эпохе посвящен раздел ВХУТЕМАС, который рассказывает о Высших художественно-технических мастерских, где впервые был открыт текстильный факультет. Главной задачей факультета являлось преодоление декоративного «прикладничества» и внедрение в программу технических дисциплин. В связи с этим большая часть преподавателей была непосредственно связана с производством. На «Тканях Москвы» будет представлена реконструкция рабочих мест трех художниц и преподавательниц ВХУТЕМАСа: Людмилы Маяковской, Варвары Степановой и Любови Поповой. Маяковская вела курс аэрографии, работала на Трёхгорке и «Красной розе», Степанова преподавала художественную композицию и вместе с Поповой трудилась на Первой ситценабивной фабрике.

Двадцатиметровая витрина-«конвейера» продемонстрирует дальнейшие этапы эволюции текстильного дизайна вплоть до 1980-х годов: здесь экспонируются эскизы, подлинные ткани, журналы, документы и фотографии, а также архивная кинохроника.

Четвертый раздел представляет 12 персональных микро-экспозиций, посвященных художницам, работавшим на протяжении всего XX века и сформировавшим эстетику московского текстиля — Марии Ануфриевой, Натальи Киселёвой, Натальи Кирсановой, Анны Андреевой, Натальи Жовтис, Елены Шумяцкой, Натальи Зыслиной, Татьяны Тихомировой, Ларисы Рубцовой и других.

Печальный и величественный итог московского текстильного производства и всей индустриальной эпохи, заключительная часть «Тканей» — масштабный (от пола до потолка) архив — собрание сотен альбомов со старинными образцами раппортов с конца XIX до конца XX века.

Александра Селиванова, куратор выставки: «“Ткани Москвы” — это первый в истории современной России подробный рассказ о текстильной Москве. Если искусство текстиля советского авангарда часто экспонируется и неплохо изучено, то ткани предыдущих и последующих десятилетий обычно оказываются в тени

. Мы впервые показываем огромные заводские и вузовские коллекции эскизов и тканей, и это позволяет нам осветить тему масштабно и с самых разных сторон. Нам хотелось поговорить со зрителем и о дизайне, о смене стилей на протяжении ХХ века, и о специфике текстильного производства, и о закончившейся индустриальной эпохе Москвы. Ну и особенно волнительно впервые представить широкой публике двенадцать замечательных художниц, десятилетиями создававших дизайн московского текстиля».

 

Образовательную программу к выставке можно узнать в разделе Лекторий.
Детские программы к выставке находятся на странице Детского центра.

Экскурсионная программа находится по ссылке.

Страница этой выставки в нашей коллекции онлайн по ссылке.

 

Партнеры проекта: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), Государственный музей-заповедник «Царицыно», Политехнический музей, Государственный центральный музей современной истории России (ГЦМСИР), Музей Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), Музей Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (МГХПА им. С.Т. Строганова), Российский Государственный Архив Кинофотодокументов (РГАКФД), Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, Открытое акционерное общество «Трехгорная мануфактура», Международная арт-галерея «Эритаж», Группа компаний «Голутвинская Слобода», Научно-исследовательский проект МосПромАрт.

Благодарим за предоставление экспонатов частных коллекционеров: Юрия Петухова, Инну Крылову, Александра Лаврентьева, Елену Киселеву-Дамскую, Ларису Рубцову, Татьяну Тихомирову, Ксению Вытулеву, Татьяну Андрееву, Сергея Аверьянова, Екатерину Смирнову, Марию Зыслину, Надежду Плисову.

 

 

 

Международная выставка тканей 2020 «Интерткань»

За годы своей работы выставка «ИНТЕРТКАНЬ» стала обязательной для посещения руководителями и собственниками крупных текстильных, трикотажных и швейных производств, авторских ателье, ведущих российских дизайнеров и других профессионалов творческого дела!

В Москве! В ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне! Павильон № 1
С 18 по 20 марта 2020 года, в рамках «Российской недели текстильной и легкой промышленности-2020» .

Чтобы принять участие в выставке необходимо заполнить заявку!
Для посещения – зарегистрироваться, заполнив анкету специалиста и получить бесплатный билет!

И посетители, и экспоненты могут абсолютно бесплатно принять участие в деловых мероприятиях , которые будут организованы в рамках выставки: тренинги, обсуждения, мастер-классы, b2b-встречи и многое и другое.

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ» это – прямое общение с экспертами , эффективный обмен опытом, множество ценных советов, презентация возможностей своей компании, профессиональные ответы важные вопросы.

В рамках выставки будет оформлена зона новейших текстильных тенденций, а участники ТРЕНД-ФОРУМА обсудят все важнейшие течения и новинки будущего сезона.

Традиционно на мероприятии подведут итоги трех международных конкурсов:

  • Interfabric Awards – 2020;
  • Международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров «SHOES-STYLE – 2020;
  • Международного конкурса TEXTILETALENTS AWARD .

В рамках мероприятия работают салоны: домашнего текстиля «Textile&Home», салон печатных дизайнов «TextilePrintDesign», салон фурнитуры и салон технического текстиля.

Мероприятие организовано Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности . 

Поддержка проекту оказана Министерством промышленности и торговли России, Торговопромышленной палатой России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Российским экспортным центром, Евразийской экономической комиссией.

Деловая программа выставки | «Интерткань» 2020

В России серьёзно стоит проблема организации сбыта изделий российских дизайнеров. Активно используются каналы продажи через маркетплейсы и интернет-магазины, прямые продажи через соцсети дизайнеров и брендов, но оптовые продажи одежды, составляющие основу продаж во всем мире, развиты в России недостаточно. Основная масса байеров предлагает брать изделия на комиссию, что не устраивает дизайнеров и модные бренды. Серьёзно стоят на рынке проблемы взаимного доверия и задержки платежей, а также невыполнения сроков поставок одежды.

Участники:

Елена Бугранова, президент Ассоциации «Союз Русских Байеров»
Борислав Володин, генеральный продюсер «Недели моды в Мосеве»
Татьяна
Затравина
, владелец и основатель бренда Free Age
Диана Вахрушева, основатель агентства и магазина «Noble Snob», новейшего концептстора в универмаге «Цветной»
Роман Ефремов, автор электронного social media «Календарь Модных Событий», Президент Ассоциации «Недели Моды»
Екатерина Королькевич, соорганизатор международной онлайн-платформы Fashion Valley
Андрей Разбродин, президент СОЮЗЛЕГПРОМ
Андрей Сафинин, директор Института дизайна и рекламы МАБиУ
Владимир Викью, дизайнер (Франция) основатель бренда VIQUIOUS
Кристина Каряева, генеральный директор и владелец бренда BAZZARO
Кирилл Игнатьев, председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции»
Александра Калошина, Основатель, Solstudio Textile Group
Виктория Андреянова, дизайнер
Антон Лисин, дизайнер
Юлия Ленская, дизайнер
Татьяна Сулимина, дизайнер
Николай Бреславец, дизайнер
Вадим Мерлис, дизайнер
Ваня Ванин, дизайнер
Никита Кондрушенко, председатель наблюдательного совета синдиката моды Санкт-Петербурга, художественный руководитель SPbFW

Модератор:

Родион Мамонтов, основатель Concept Store Le Form. 

ИНТЕРТКАНЬ-2020. Весна — международная выставка тканей и текстильных материалов на Expomap.ru

«ИНТЕРТКАНЬ-2020. Весна» — крупнейшая в России специализированная выставка тканей, технического текстиля, текстильных материалов и технологий, фурнитуры и комплектующих. Она проходит в рамках «Российской недели текстильной и легкой промышленности-2020» Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, при поддержке Минпромторга России, ТПП России, РСПП, ЕЭК.

Внесите выставку «ИНТЕРТКАНЬ-2020. Весна» в свой календарь, если вы занимаетесь производством одежды, домашнего текстиля, трикотажа и изделий специального назначения, или представляете оптовую компанию, работающую с текстильной продукцией. 

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ» проводится 2 раза в год, уже 8 выставочный сезон. В ней принимают участие экспоненты из 20 стран мира (Россия, Белоруссия, Латвия, Италия, Франция, Германия, Япония, Китай, Испания, Турция, Португалия, Бельгия, Норвегия и другие страны). В общей сложности, это 234 ведущих российских, зарубежных компаний и брендов: производителей и поставщиков тканей, текстильных материалов, трикотажных полотен, комплектующих, фурнитуры, домашнего, технического текстиля и нетканых материалов и 8 000 квадратных метров выставочной экспозиции продукции легкой промышленности. Выставку ежегодно посещают

17 500 профессионалов отрасли. Среди них представители швейных компаний, ателье, торговых сетей, гостиниц, ресторанов, дизайнеры, байеры и других смежных отраслей.

vystavka-intertkan-2020

Для удобства участников и посетителей выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2020. Весна», необъятный спектр разнообразной продукции собран в двенадцать основных разделов. Будут представлены:

  • Ткани для производства одежды
  • Трикотажные полотна
  • Пряжа и нити
  • Декоративные и интерьерные ткани, текстиль для дома
  • «Умные» ткани для спорта и активного образа жизни
  • Фурнитура, аксессуары, отделочные материалы, галантерея
  • Вспомогательные и сопутствующие товары, комплектующие
  • Текстильное сырьё, красители
  • Технический текстиль и нетканые материалы
  • Медицинский текстиль
  • Оборудование для печати
  • Цифровая печать

Доброй традицией выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2020. Весна» стала организация профессионального интерактивного бизнес-пространства для обмена мнениями по актуальным вопросам развития отрасли, работы экспертов и аналитиков, получения информации об актуальных тенденциях и направлениях в дизайне текстиля. Это – тренд-форум (Textile Expert Forum) выставки, состоящий из двух блоков: Тренд-зоны и Интерактивной Бизнес-зоны. Первая, по замыслу организаторов, станет концептуальным центром Форума. Компании, участвующие в экспозиции в зоне трендов, представят лучшие образцы ткани из новых коллекций в категориях, которые отражают основные технологические и творческие процессы в производстве ткани: структуры и поверхности, отделку и декорацию, рисунок ткани и устойчивое развитие. Образцы тканей оценит профессиональное жюри и выберет победителей, которым на церемонии открытия выставки будет вручена премия Interfabric Award.
Кроме того, в рамках выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2020. Весна» будет работать Международный салон цифровой печати по текстилю «TextilePrint», посвящённый печатным производствам и оборудованию для печати по текстилю, а также соответствующему программному обеспечению.

Крупные отраслевые мероприятия подразумевают активное общение, поэтому для участников выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2020. Весна» готовится обширная деловая программа.

Полтора века столичного текстиля. Кураторский гид по выставке «Ткани Москвы»

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная становлению текстильного производства в столице — начиная с открытия первых фабрик в XIX веке и заканчивая закрытием всех производств после распада СССР. В экспозиции представлены образцы тканей ведущих фабрик дореволюционного и советского периодов, а также работы художников текстиля, которые разрабатывали как дизайн для массового производства, так и авторские принты в стилях поп-арт, абстракционизм, модерн и авангард.

О взлетах и падениях текстильной индустрии Москвы рассказывают кураторы выставки Александра Селиванова и Ксения Гусева.

Столица текстиля

Текстильные фабрики появились в Москве в начале XIX века. У каждой из них была своя специфика: одни производили шелк, другие — хлопчатобумажные ткани. Москва по праву считалась текстильной столицей, на каждой крупной фабрике трудились минимум три тысячи человек, там же они и жили — производство представляло собой город в городе со своей развитой инфраструктурой.

Важное место в текстильном производстве всегда отводилось рисунку. Разное время диктовало художникам свои тенденции, в которых находили отражение и события, происходящие в стране.

Отправной точкой в истории отечественного текстильного дизайна можно считать 1920-е годы, когда появились Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где впервые был открыт текстильный факультет.

Музей Москвы рассказывает историю текстильного производства на примере шести масштабных производств — Даниловской и Трехгорной мануфактур, Московской государственной шелкоотделочной фабрики имени Якова Свердлова, фабрик «Красная Роза», «Красные текстильщики» и Первой московской ситценабивной фабрики.

Москва текстильная до революции 1917 года

Дореволюционная, обзорная часть выставки посвящена тому, какими фабрики были в Российской империи и какими они стали в советский период.

В начале XIX века в стране действовал запрет на ввоз тканей из-за границы. Основателями производств были или купцы, перенимавшие опыт у Запада, или сами предприниматели из европейских стран. На карте видно, что все шесть текстильных фабрик были построены около Москвы-реки для удобства транспортировки продукции.

Художники-текстильщики стремились ориентироваться на веяния западной моды. Сначала приглашали европейских специалистов с собственными «абонементами» — образцами тканей, которые они пытались воспроизвести на московских фабриках. Станки не были модернизированы под европейские стандарты, и иностранным художникам пришлось адаптироваться к имеющимся.

Чем больше цветов было в рисунке, тем больше слоев печати требовалось, что, естественно, сказывалось на стоимости. Сначала для печати использовали деревянные валы, позже — металлические.

Поп-арт в царской России

Прохоровская Трехгорная мануфактура позиционировала себя как безоговорочного лидера на текстильном рынке. В отличие от большинства фабрик, в штате Трехгорки были художники, которые очень тщательно следили за всеми западными тенденциями, но при этом создавали уникальную продукцию.

В конце XIX века на должность заведующего рисованием мануфактуры был приглашен художник Оскар Грюн. Он мог работать, не ориентируясь на спрос. У Грюна были ученики, которым он давал задания на создание определенных рисунков, при этом разрешая экспериментировать и использовать воображение. Этого себе не могла позволить ни одна другая фабрика.

Сам Грюн создавал рисунки на трафаретной печати. Его работы выполнены в стилях, очень напоминающих будущие авангард, модерн и поп-арт.

Обман французов и шумные соседи Льва Толстого

В 1875 году Клод-Мари Жиро родом из Лиона — текстильной столицы Франции — основал в Хамовниках шелковую ткацкую фабрику с красильней. В 1879 году на производстве было установлено 180 ткацких станков, а со временем их стало 1700.

С фабрикой были связаны два скандала. Во-первых, Жиро запустил новый покрасочный цех в обход всех нормативов — спускал в Москву-реку химикаты, но утверждал, что отходы безвредны, так как система оборудована фильтрами. Проверка выявила вредность этих веществ, и обман был раскрыт.

Вторая история закончилась для француза еще хуже. Клавдий Осипович, как звали иностранца на русский лад, пришивал на свои ткани этикетки другой, более успешной фабрики — Товарищества Сапожниковых. После обнаружения подделки Жиро выслали из Российской империи, но фабрика продолжила работу, а руководителями стали его сыновья.

Лев Толстой, который некоторое время жил в Хамовниках, где развернула свою деятельность фабрика «К.О. Жиро Сыновья», в своем трактате «Так что же нам делать?» писал:

«Против дома, в котором я живу, — фабрика шелковых изделий, устроенная по последним усовершенствованным приемам механики. Сейчас, сидя у себя, слышу неперестающий грохот машин и знаю, что значит этот грохот, потому что был там. Три тысячи женщин стоят на протяжении 12 часов за станками среди оглушительного шума и производят шелковые материи…»

Конкуренция ведущих фабрик и давка на Ходынском поле

Трехгорная и Даниловская мануфактуры были вечными соперницами, в том числе конкурировали за госзаказы. Существовал большой спрос на производство сувенирной продукции к юбилейным датам и значимым событиям, например к 100-летию войны 1812 года, 300-летию семьи Романовых и так далее.

В этом плане Даниловская обошла Трехгорку — именно она выпустила знаменитые платки ко дню коронации Николая II. В них были завернуты сувениры, из-за которых произошла массовая давка на Ходынском поле.

«Крестьянский» цветочек и выставки в Чикаго

При фабриках существовала специальная комиссия, которая утверждала образцы тканей для массового производства. Моду диктовало общество. Чаще всего новые рисунки не согласовывались. Один и тот же узор, например мелкий цветочек, мог печататься годами, потому что такой ситец пользовался спросом у крестьян и хорошо продавался.

Ткани ведущих московских фабрик постоянно участвовали в международных профильных выставках, проходивших в Париже и Чикаго, и регулярно возвращались с золотыми медалями. Перед каждым таким конкурсом фабрика-участница приглашала зарубежного художника, который разрабатывал рисунки для тканей будущего победителя.

Текстильные рабочие — главные революционеры

В конце XIX — начале ХХ века практически все фабрики стремились показать себя как социально ответственные предприятия. Для рабочих купцы строили поликлиники, библиотеки и что-то наподобие детских садов. Но на самом деле, по воспоминаниям сотрудников, условия труда и проживания были невыносимыми: рабочий день длился 12 и более часов, спали в общежитиях казарменного типа, которые делились на мужские и женские.

Образование в обучающих учреждениях для детей рабочих сводилось к тому, чтобы подготовить ребенка к работе на производстве. Интересно, что в дореволюционный период на текстильных фабриках трудились преимущественно мужчины.

Рабочие были в некотором смысле заложниками фабричной системы: уйти с производства было некуда, но работать и жить там было очень тяжело. По этим причинам революционные события 1905 года тесно связаны с рабочими-текстильщиками. Первыми бороться за свои права вышли именно они.

Большие перемены на больших предприятиях

После 1917 года предприятия были национализированы, но работа на фабриках остановилась на несколько лет. Из-за Гражданской войны не было ни рабочей силы, ни топлива, ни сырья. Активно фабрики начали работать после 1922 года — под новыми, советскими названиями и, естественно, под другим руководством.

Фабрика Эмиля Цинделя стала Первой ситценабивной фабрикой, «К.О. Жиро Сыновья» — «Красной Розой» (в честь Розы Люксембург), Даниловская мануфактура — Московской хлопчатобумажной фабрикой имени Михаила Фрунзе, ситцевая мануфактура Альберта Гюбнера стала Московской государственной шелкоотделочной фабрикой имени Якова Свердлова, Голутвинская фабрика получила имя «Красные текстильщики», а Прохоровская Трехгорная мануфактура стала Трехгорной мануфактурой, а после 1936 года к названию добавили «имени Дзержинского».

Первые специалисты, или Начало Москвы текстильной советского времени

Ключевое событие в истории текстильного дизайна в России — появление профессии дизайнера тканей. В 1920 году в Москве открылся текстильный факультет на базе ВХУТЕМАСа. Главной задачей факультета было преодолеть декоративное «прикладничество» и внедрить в программу технические дисциплины. Выпускники должны были стать не просто рисовальщиками, но и художниками-технологами на текстильных фабриках.

Факультет выпустил первых дизайнеров тканей, которые уже могли проектировать текстиль, не копируя его. Преподаватели относились к ученикам, как к коллегам, и давали задания, схожие с теми, что были на фабриках.

Большая часть педагогов была непосредственно связана с производством. Оскар Грюн, до революции работавший на Трехгорной мануфактуре, учил машинной набойке. Сестра Владимира Маяковского Людмила (работала на Трехгорной мануфактуре и «Красной Розе») преподавала курс аэрографии. Ведущими педагогами стали Варвара Степанова и Любовь Попова (работали на Первой ситценабивной фабрике).

От авангарда — к соцреализму

В 1920-х годах в текстильном производстве преобладали авангард и абстракция, которым учили на текстильном факультете, а в конце 1930-х произошел насильственный поворот к соцреализму и агиттекстилю — на тканях начали изображать самолеты, сельскохозяйственную технику, корабли, фабрики, мосты и другие достижения СССР.

В этот же период на смену хлопчатобумажным тканям пришел шелк. Художников начали отправлять в творческие командировки, чтобы они смогли получить навыки, соответствующие новым тенденциям.

Война и период оттепели

Во время Великой Отечественной войны фабрики выпускали ткани для нужд фронта — парашютные, перевязочные материалы. С победой они вернулись к производству довоенного ассортимента.

Важным историческим событием стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Иностранным гостям нужно было показать, что Москва идет в ногу со временем. Для этого были необходимы совершенно новые по своей структуре и фактуре ткани. В 1960-х шелк стал праздничным материалом, а хлопок — повседневным.

С этого момента началась модернизация всей текстильной промышленности. Главной задачей было создать актуальные рисунки под стать западным, но в то же время подчеркнуть национальный характер, поэтому художники обращались к народным темам — лубку, дымковской игрушке, керамике.

Времена Брежневского застоя и распад СССР

Если в эпоху оттепели фабрики стремились добиться индивидуализма, показать свою творческую направленность и лицо, то в 1970–1980-х, как и в дореволюционный период, главным критерием стала продаваемость, вернулся массовый тираж. Художники текстильного производства ушли на второй план, их перестали отправлять в командировки и творческие поездки — художественный уровень резко упал. Дизайн вернулся к обычной клетке, полоске и традиционной скупой колористике.

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».

Ткани Москвы — Наводы — LiveJournal

Выставка «Ткани Москвы» расположилась в третьем корпусе Провиантских складов Музея Москвы (Зубовский бульвар, дом 2). В экспозиции собран редкий текстиль из частных собраний и разных музеев: Царицыно, Музея декоративно-прикладного искусства, Текстильного института (РГУ им. Косыгина), музея Трехгорной мануфактуры. Структурно выставка состоит из пяти разделов, представляющих историю московского текстиля с разных ракурсов.

1. Представлена вся забытая история самого массового декоративного производства — это и этапы становления текстильного производства в Москве, и дизайнеры ушедшего столетия, дореволюционные образцы ар-нуво, агиттекстиль, космические сюжеты, абстракция времен застоя и много всего другого.

2. Интерес представляет буквально всё: альбомы со старинными образцами раппортов с конца XIX до конца XX века, уникальные экспонаты Трёхгорки и Красной розы, Даниловской и Голутвинской мануфактур, Первой ситценабивной и фабрики Свердлова, эскизы, редкие фотографии и даже станки.

3. С середины XIX и до конца XX века в Москве работали десятки фабрик, производивших текстиль. Рисунок, цвет и фактура тканей всегда отражали самые значимые образы своего времени, формировали стиль эпохи.

4. Первый раздел обширной экспозиции посвящен дореволюционной промышленности.

5. Текстильные фабрики производили и обрабатывали ситец, шёлк, бязь, сатин, шерстяные ткани, печатая рисунки по иностранным образцам. Для этого в Москву сотнями привозили французские альбомы с образцами узоров.

6.

7. Во второй половине XIX века страна опережала Францию и Англию по темпам роста хлопчатобумажной промышленности. Во всех городах открывались известные фабрики, но центром производства всегда была Москва.

8. Владельцы фабрик были самыми влиятельными предпринимателями города (Третьяковы, Щукины, Рябушинские, Морозов, Прохоров). В 1912 году текстиль составлял 40% российской продукции.

9.

10. Кроме образцов тканей и эскизов, в экспозиции выставлены макеты фабрик, документы и фотографии, связанные с ранней историей текстильных производств Москвы.

11. Здание Трёхгорной мануфактуры Прохорова.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19. Началом истории отечественного текстильного дизайна можно считать 1920-е годы. Именно этой эпохе посвящен раздел ВХУТЕМАС, который рассказывает о Высших художественно-технических мастерских, где впервые был открыт текстильный факультет. Главной задачей факультета являлось внедрение в программу технических дисциплин. В связи с этим большая часть преподавателей была непосредственно связана с производством.

20. На выставке представлена реконструкция рабочих мест трёх художниц и преподавательниц ВХУТЕМАСа: Людмилы Маяковской, Варвары Степановой и Любови Поповой. Маяковская вела курс аэрографии, работала на Трёхгорке и Красной розе, Степанова преподавала художественную композицию и вместе с Поповой трудилась на Первой ситценабивной фабрике.

21.

22.

23.

24.

25.

26. Центрально место в зале занимает инсталляция, наподобие текстильного конвейера. На нём выставлены образцы тканей разного времени, документы для комиссий, которые утверждали рисунки к массовому производству, а также всевозможные фотографии и служебные записки. Вся внутренняя жизнь производства налицо.

27. Вокруг инсталляции по кругу расположены эскизы художников, которые работали на фабриках, а рядом образцы тканей, которые в итоге попали на производство. Не всегда это одно и то же. В начале ХХ века рисунки близки к работам авангардистов и выполнены качественно.

28. К закату советской империи эскизы превращаются в совершенный китч, а вместо шелка — дешевая синтетика.

29.

30.

31.

32.

33.

34. На комбинате Трехгорная мануфактура к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов были созданы образцы сувенирных косынок, платков и других подарочных изделий.

35. Четвертый раздел представляет двенадцать замечательных художниц, десятилетиями создававших дизайн московского текстиля, среди них Мария Ануфриева, Наталья Киселёва, Наталья Кирсанова, Анна Андреева, Наталья Жовтис, Елена Шумяцкая, Наталья Зыслина, Татьяна Тихомирова, Лариса Рубцова. Воссоздана условная мастерская художника с чертёжными столами.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51. В финале экспозиции находится большой стеллаж, возвышающейся до потолка — собрание сотен альбомов с образцами рисунков с конца XIX до конца XX века. Вот и получается, что повествует выставка о Москве как столице текстиля, которой больше нет, а это в общем-то довольно грустно.

52. Вся мощь текстильной промышленности нашей страны исчезла: закрылись десятки фабрик, большинство архивов было выброшено.

53. Чудом сотрудникам Трехгорной мануфактуры удалось сохранить часть фонда. На выставке он представлен как памятник ушедшей текстильной эпохи.

Выставка может быть интересна не только для специалистов, но и для всех интересующихся историей текстильной промышленности, советской модой, текстилем и дизайном. Будет открыта до 15 декабря.

Выставка «Ткани Москвы»: lovers_of_art — LiveJournal

Выставка «Ткани Москвы» расположилась в третьем корпусе Провиантских складов Музея Москвы (Зубовский бульвар, дом 2). В экспозиции собран редкий текстиль из частных собраний и разных музеев: Царицыно, Музея декоративно-прикладного искусства, Текстильного института (РГУ им. Косыгина), музея Трехгорной мануфактуры. Структурно выставка состоит из пяти разделов, представляющих историю московского текстиля с разных ракурсов.

1. Представлена вся забытая история самого массового декоративного производства — это и этапы становления текстильного производства в Москве, и дизайнеры ушедшего столетия, дореволюционные образцы ар-нуво, агиттекстиль, космические сюжеты, абстракция времен застоя и много всего другого.

2. Интерес представляет буквально всё: альбомы со старинными образцами раппортов с конца XIX до конца XX века, уникальные экспонаты Трёхгорки и Красной розы, Даниловской и Голутвинской мануфактур, Первой ситценабивной и фабрики Свердлова, эскизы, редкие фотографии и даже станки.

3. С середины XIX и до конца XX века в Москве работали десятки фабрик, производивших текстиль. Рисунок, цвет и фактура тканей всегда отражали самые значимые образы своего времени, формировали стиль эпохи.

4. Первый раздел обширной экспозиции посвящен дореволюционной промышленности.

5. Текстильные фабрики производили и обрабатывали ситец, шёлк, бязь, сатин, шерстяные ткани, печатая рисунки по иностранным образцам. Для этого в Москву сотнями привозили французские альбомы с образцами узоров.

6.

7. Во второй половине XIX века страна опережала Францию и Англию по темпам роста хлопчатобумажной промышленности. Во всех городах открывались известные фабрики, но центром производства всегда была Москва.

8. Владельцы фабрик были самыми влиятельными предпринимателями города (Третьяковы, Щукины, Рябушинские, Морозов, Прохоров). В 1912 году текстиль составлял 40% российской продукции.

9.

10. Кроме образцов тканей и эскизов, в экспозиции выставлены макеты фабрик, документы и фотографии, связанные с ранней историей текстильных производств Москвы.

11. Здание Трёхгорной мануфактуры Прохорова.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19. Началом истории отечественного текстильного дизайна можно считать 1920-е годы. Именно этой эпохе посвящен раздел ВХУТЕМАС, который рассказывает о Высших художественно-технических мастерских, где впервые был открыт текстильный факультет. Главной задачей факультета являлось внедрение в программу технических дисциплин. В связи с этим большая часть преподавателей была непосредственно связана с производством.

20. На выставке представлена реконструкция рабочих мест трёх художниц и преподавательниц ВХУТЕМАСа: Людмилы Маяковской, Варвары Степановой и Любови Поповой. Маяковская вела курс аэрографии, работала на Трёхгорке и Красной розе, Степанова преподавала художественную композицию и вместе с Поповой трудилась на Первой ситценабивной фабрике.

21.

22.

23.

24.

25.

26. Центрально место в зале занимает инсталляция, наподобие текстильного конвейера. На нём выставлены образцы тканей разного времени, документы для комиссий, которые утверждали рисунки к массовому производству, а также всевозможные фотографии и служебные записки. Вся внутренняя жизнь производства налицо.

27. Вокруг инсталляции по кругу расположены эскизы художников, которые работали на фабриках, а рядом образцы тканей, которые в итоге попали на производство. Не всегда это одно и то же. В начале ХХ века рисунки близки к работам авангардистов и выполнены качественно.

28. К закату советской империи эскизы превращаются в совершенный китч, а вместо шелка — дешевая синтетика.

29.

30.

31.

32.

33.

34. На комбинате Трехгорная мануфактура к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов были созданы образцы сувенирных косынок, платков и других подарочных изделий.

35. Четвертый раздел представляет двенадцать замечательных художниц, десятилетиями создававших дизайн московского текстиля, среди них Мария Ануфриева, Наталья Киселёва, Наталья Кирсанова, Анна Андреева, Наталья Жовтис, Елена Шумяцкая, Наталья Зыслина, Татьяна Тихомирова, Лариса Рубцова. Воссоздана условная мастерская художника с чертёжными столами.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51. В финале экспозиции находится большой стеллаж, возвышающейся до потолка — собрание сотен альбомов с образцами рисунков с конца XIX до конца XX века. Вот и получается, что повествует выставка о Москве как столице текстиля, которой больше нет, а это в общем-то довольно грустно.

52. Вся мощь текстильной промышленности нашей страны исчезла: закрылись десятки фабрик, большинство архивов было выброшено.

53. Чудом сотрудникам Трехгорной мануфактуры удалось сохранить часть фонда. На выставке он представлен как памятник ушедшей текстильной эпохи.

Выставка может быть интересна не только для специалистов, но и для всех интересующихся историей текстильной промышленности, советской модой, текстилем и дизайном. Будет открыта до 15 декабря.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о