Японский художник мураками – Японский художник Такаси Мураками соединил Восток и Запад в Музее «Гараж» : Искусство: Культура: Lenta.ru

Содержание

Мураками, Такаси — Википедия

  • 2017-2018 «Гараж», Москва «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь»,
  • 2010 PinchukArtCentre, Kyiv
  • 2009 Gagosian Gallery, London
  • 2008 Davy Jones’ Tear, Blum & Poe, Лос-Анджелес
  • 2007-08 © Murakami, Museum of Contemporary Art, Лос-Анджелес; Brooklyn Museum, Нью-Йорк; Museum fur Moderne Kunst, Франкфурт; Museo Guggenheim Bilbao, Бильбао
  • 2007-08 Oval Buddha, 590 Madison, New York, NY
  • 2007 Tranquility of the Heart Torment of the Flesh — Open Wide the Eye of the Heart, and Nothing is Invisible, Gagosian Gallery, New York, NY
  • 2005 Kaikai Kiki Exhibition, Aoi Gallery, Osaka, Japan
  • 2005 Takashi Murakami Print show, Mizuho Oshiro Gallery, Kagoshima, Japan
  • 2005 T1: Takashi Murakami, Fondazione Sandretto Re Rebaudengo, Turin, Italy
  • 2005 Installation at Roppongi Hills, Tokyo, Japan
  • 2005 Post and After, Brandise University, Randallstown, MD
  • 2004 Satoeri Ko2 Chan, Tomio Koyama Gallery, Tokyo, Japan
  • 2004 Inochi, Blum & Poe, Los Angeles, CA
  • 2003 Reversed Double Helix, Rockefeller Center, New York, NY
  • 2003 Superflat Monogram, Marianne Boesky Gallery, New York, NY
  • 2003 Superflat Monogram, Galerie Emmanuel Perrotin, Paris, France
  • 2002 Takashi Murakami, Fondation Cartier pour l’art contemporain, Paris, France

(traveled to the Serpentine Gallery, London, United Kingdom) (cat.)

  • 2001 Takashi Murakami: Summon Monsters? Open the Door? Heal? Or Die? Museum of Contemporary Art Tokyo, Tokyo, Japan
  • 2001 Takashi Murakami: Made in Japan, Museum of Fine Arts, Boston, MA
  • 2001 Takashi Murakami: Mushroom, Marianne Boesky Gallery, New York, NY
  • 2001 Takashi Murakami: WINK, Grand Central Station, New York, NY
  • 2001 Kaikai Kiki, Galerie Emmanuel Perrotin, Paris, France
  • 2000 Takashi Murakami: Second Mission Project Ko2, P.S.1, New York, NY Contemporary Art Center, Long Island City, NY
  • 2000 727, Blum & Poe, Santa Monica, CA
  • 2000 KAI KAI KI KI: Superflat, Issey Miyake Men, Tokyo, Japan
  • 2000 Shinsaibashi Parco, White Cube Gallery, Osaka, Japan
  • 1999 Takashi Murakami: The Meaning of the Nonsense of the Meaning, Center for Curatorial Studies Museum, Bard College, Annandale-on-Hudson, New York (curated by Amada Cruz) (cat.)
  • 1999 Takashi Murakami: DOB in the Strange Forest, Parco Gallery, Tokyo, Japan
  • 1999 Takashi Murakami: Super Flat, Marianne Boesky Gallery, New York, NY
  • 1999 Takashi Murakami: Love and DOB, Gallery KOTO, Okayama, Japan
  • 1999 Murakami Takashi — PATRON, Marunuma Art Park, Asaka, Japan
  • 1998 Back Beat, Blum & Poe, Santa Monica, CA
  • 1998 Super Flat and Back Beat 2, Tomio Koyama Gallery, Tokyo, Japan
  • 1998 Moreover, DOB Raise His Hand, Saghacho Bis, Tokyo, Japan
  • 1998 Takashi Murakami: Hiropon Project Koko-Pity, Sakuraku Jet Airplane Nos. 1—6, Feature Inc., New York, NY
  • 1997 Takashi Murakami, Blum & Poe, Santa Monica, CA
  • 1997 Emmanuel Perrotin, Paris, France
  • 1997 Takashi Murakami: 7272 — To Dream of Bombay, Art Space HAP, Hiroshima, Japan
Такаси Мураками с директором Бруклинского музея Arnold Lehman на открытии ретроспективы художника ©Murakami
  • 1997 Takashi Murakami, State University of New York at Buffalo Art Gallery, Buffalo, NY
  • 1997 Takashi Murakami, Gallery KOTO, Okayama, Japan
  • 1996 Takashi Murakami: Sculpture and Paintings, Feature, Inc., New York, NY
  • 1996 Gavin Brown’s Enterprise, New York, NY
  • 1996 Gallery KOTO, Okayama, Japan
  • 1996 Takashi Murakami: 727, Tomio Koyama Gallery, Tokyo, Japan
  • 1996 Konnichiwa, Mr. DOB, Kirin Plaza Osaka, Osaka, Japan
  • 1996 727, Aoi Gallery, Osaka, Japan
  • 1996 Takashi Murakami: A Very Merry Unbirthday, To You, To Me!, Ginza Komatsu, Tokyo, Japan
  • 1995 Takashi Murakami, Emmanuel Perrotin, Paris, France
  • 1995 Takashi Murakami: Crazy Z, SCAI The Bathhouse, Tokyo, Japan
  • 1995 Takashi Murakami: Niji, Gallery Koto, Okayama, Japan
  • 1995 Takashi Murakami: Mr. Doomsday Balloon, Yngtingagatan 1, Stockholm, Sweden
  • 1994 Fujisan, Gallery Koto, Okayama, Japan
  • 1994 Which is Tomorrow? — Fall In Love-, SCAI the Bathhouse, Tokyo, Japan
  • 1994 Japan Azami, Kikyo, Ominaeshi, Aoi Gallery, Osaka, Japan
  • 1993 Takashi Murakami, Nabisu Gallery, Tokyo, Japan
  • 1993 Takashi Murakami: A Very Merry Unbirthday!, Hiroshima City Museum of Contemporary Art, Hiroshima, Japan
  • 1993 Takashi Murakami: A Romantic Evening, Gallery Cellar, Nagoya, Japan
  • 1992 Wild, Wild, Rontgen Kunst Institut von Katsuya Ikeuchi Gallery AG, Tokyo, Japan
  • 1991 Takashi Murakami: Doctor of Fine Arts Final Exhibition, Art Gallery at Tokyo National University of Fine Arts and Music, Tokyo, Japan
  • 1991 Aoi Gallery, Osaka, Japan
  • 1991 One Night Exhibition 8.23, Rontgen Kunst Institut von Katsuya Ikeuchi Gallery AG, Tokyo, Japan
  • 1991 Takashi Murakami, Gallery Aries, Tokyo, Japan
  • 1991 It’s That I am Against Acceptance of It, Hosomi Gallery Contemporary, Tokyo, Japan
  • 1989 Exhibition L’Espoir: Takashi Murakami, Gallery Ginza Surugadai, Tokyo, Japan
  • 1989 Takashi Murakami: New Works, Cafe Tiens!, Tokyo, Japan

Что надо знать: Такаси Мураками

Текст: Татьяна Сохарева05.10.2017   46530

В Музее современного искусства «Гараж» открылась первая в России выставка японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», название которой отсылает к постапокалиптическому рассказу Рэя Брэдбери. Искусство Мураками захватило все здание музея, включая кафе, книжный магазин, лестницы и фасады. В этой маленькой вселенной легко заплутать, так что «Артгид» решил рассказать, что нужно знать о Мураками, прежде чем идти на выставку.

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. Courtesy автор. © 2005 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Такаси Мураками работает на размывание границ между элитарным искусством и коммерческим, подбрасывая публике то перекодированные на современный лад образы классической японской культуры, то безвкусные безделушки для сверхбогатых. Первые от вторых, впрочем, разучился отличать, кажется, и сам художник. Улыбчивые ромашки, миленькие глазастые черепушки и анимешные герои ужасающих размеров — воплощение nobrow-культуры, существующей вне отмершей иерархии, которую описал культуролог Джон Сибрук. Стилистически родственными Мураками называют Энди Уорхола, Деймиана Херста и Джеффа Кунса. Однако японский художник пошел дальше своих западных коллег по поп-арту: сотрудничество с лейблом Louis Vuitton сделало Мураками одним из главных апологетов идеи искусства как бренда, а создание корпорации KaiKai Kiki Co. с филиалами в крупнейших городах мира в корне изменило модель производства современного искусства.

Такаси Мураками. ДОБ в белоснежном (синий и киноварь). 2013. Холст, монтированный на алюминий, акрил, листовая платина. 300 × 300 см (две панели). Courtesy Perrotin. © 2013 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

«Просвещенный мир» и поп-культура

При виде маниакально жизнерадостного искусства, вышедшего с фабрики Мураками, как правило, говорят о культуре каваий и прочей няшности, в смысле нежности, японского масскульта. Однако не стоит забывать о контексте, в котором формировался художник. «Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: это узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме», — рассказывает он.

Такаси Мураками родился в 1962 году в семье таксиста и домохозяйки. Его детство и юность пришлись на эпоху Сёва, будто в насмешку над временем, отмеченным чередой войн, катастроф и оккупацией, названную «просвещенным миром». В этот период вслед за экономическим подъемом, связанным с отказом от политики самоизоляции и хлынувшими в страну новыми технологиями, в Японии буйным цветом расцветает массовая культура.

С одной стороны, в 1960-е японские режиссеры «новой волны» отказываются от свойственной предыдущему поколению тоски по классической культуре, чтобы заговорить о более серьезных вещах. В 1960 году в японский прокат выходит фильм «Захоронение Солнца» Нагисы Осимы, прозванного японским Годаром — констатация разочарования режиссера в «солнечном племени», поколении молодых бунтарей, очумевших от джаза, и захватившей страну потребительской лихорадке. Они представляются режиссеру обыкновенными юнцами, не способными выйти из порочного круга насилия и унижений — так же как и их исковерканные войной отцы.

Кэйдзи Накадзава. Босоногий Гэн. 1973–1974. Бумага, чернила. Мемориальный музей мира, Хиросима

Когда Мураками исполняется 11 лет, в Японии начинает издаваться культовая манга Кэйдзи Накадзавы «Босоногий Гэн» — повествование о жизни шестилетнего мальчика, превратившейся в царство ужаса после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году. Бомбардировка, оккупация, тьма и ужас последствий отравления радиацией, пришедшие на смену обиде за попрание национального достоинства, надолго окажутся определяющим элементом ДНК японской послевоенной культуры.

С другой стороны, в этот же период в японский кинематограф врываются кровь и кишки, убийства и гангстеры, эксперименты с визуальными эффектами и гиперболизированная сексуальность, — все то, что пришло вместе с европейскими нуарами и переродилось в направление пинку эйга — низкобюджетное эксплуатационное кино. Из него, например, вырос знаменитый «Цветок-матанго» Мураками — громоздкий цветочный шар-мутант, превратившийся в монстра. Название скульптуры отсылает к фильму ужасов «Матанго» Исиро Хонды, автора первого фильма о Годзилле, который построил свою историю вокруг мутировавшего в результате радиационной атаки гриба-паразита, растущего на необитаемом острове.

Такаси Мураками. Цветок-матанго (d). 2009. Сталь, стеклопластик, масло, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin

Антитезой мизантропической линии в японской культуре также становится набирающая обороты подростковая манга, вместе с которой в травмированный войной мир приходят образы, во многом определившие визуальную реальность молодого Мураками. Эта культура изобиловала воплощениями невинности и нежности в сочетании с гипертрофированным насилием. Одной из главных вех в ее развитии для Мураками становится выход «Навсикаи из долины ветров» — манги художника и режиссёра Хаяо Миядзаки, которая издавалась с 1982 по 1994 год и была своего рода антивоенным манифестом, пропитанным уважением к жизни во всех ее проявлениях.

В 2013 году Мураками даже попытается воспроизвести эстетику Миядзаки в своем первом полнометражном фильме «Глаза медузы». Действие происходит в небольшом японском городке, в который после ядерной атаки вторгаются странные существа, напоминающие медуз. Поначалу они выглядят мирными, играют с детьми и ничем не выдают тот факт, что были созданы на секретной военной базе. Для Мураками этот фильм — еще одна попытка создать яркий, массовый продукт для детей в стилистике его любимых аниме, но при этом донести мысль о жестокости и ненадежности окружающего мира.

Такаси Мураками. 500 архатов. Фрагмент. 2012. Частное собрание. © 2012 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Корпорация Kaikai Kiki Co.

Таким же откровением для художника стал американский масс-маркет — пространство некритического счастья и потребительских аффектов, пришедшее в жизнь Мураками вместе с американской оккупацией. В 1994 году он отправляется на стажировку в Нью-Йорк, а вернувшись, создает небольшую студию Hiropon Factory, которая впоследствии перерастет в компанию Kaikai Kiki Co. Взяв за основу уорхоловскую «Фабрику», пристанище нью-йоркской богемы, Мураками соорудил настоящую корпорацию, где без выходных и праздников трудится более двух сотен сотрудников. Сегодня офисы компании открыты в Токио, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Фабрика Мураками — это высокоэффективный конгломерат, штампующий искусство и сувениры, исполняющий заказы модных домов и продюсирующий дюжину начинающих японских художников. Коллективный труд и конвейерное производство, которое Мураками противопоставляет западной традиции восприятия творца как индивидуалиста, позволяет художнику ставить производственные рекорды и выпускать такие картины, как, например, «500 архатов», которая считается самой большой в истории (ее длина достигает ста метров). Мураками сделал ее в 2012 году после аварии на АЭС «Фукусима-1» в качестве талисмана от катастроф для жителей Японии.

Такаси Мураками. ДОБ в Странном лесу. 1999. Сталь, пластик, армированный стекловолокном, стекловолокно, смола, акрил. Courtesy автор. © 1999 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Мистер ДОБ

В 1996 году Мураками придумывает персонажа по имени Мистер ДОБ, имя которого — это сокращение фразы «Dobojite dobojite» («Зачем? Зачем?»). Художник замыслил его как нового Микки Мауса или Hello Kitty — образа-идола современной массовой культуры. Впервые Мураками изобразил мультяшного ДОБа на фоне морского пейзажа, заимствованного с классической гравюры Хокусая «Большая волна в Канагава», соединив вызывающе яркую попсу с традиционным японским искусством. Позже Мураками начнет помещать персонажа на брелоки, футболки и коврики для мыши, превратит зверька в гигантскую скульптуру и изобразит на нескольких своих картинах. Мистер ДОБ стал первоэлементом в свихнувшемся мире Мураками и одним из главных блуждающих образов, опробовавших на себе все возможные медиумы и форматы. А в 2011 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке коллекционер Ларри Гагосян купил работу под названием «ДОБ в странном лесу» (1999) за 2,8 миллиона долларов. Сам художник называет зверька своим альтер-эго и объясняет, что зрителям нужен не автор, а аватар. По сути, Мураками один из первых в современном искусстве создал себе настоящего маскота — талисман, призванный очеловечить бренд.

Такаси Мураками. Сумка из коллекции Takashi Murakami × Louis Vuitton. 2002. Courtesy Louis Vuitton. © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Louis Vuitton

В 2002 году начинается сотрудничество Мураками с компанией Louis Vuitton: первым делом по просьбе арт-директора Марка Джейкобса Мураками обновил дизайн бренда и переделал монограмму LV, раскрасив ее в яркие цвета. Этот проект принес более 300 миллионов долларов Louis Vuitton и превратил Мураками в апологета идеи искусства как коммерческого бренда. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи, а Мураками, со своей стороны, утверждался в мысли, что мода и элитарные бренды могут быть визуальным отражением эпохи. Вскоре после запуска его линии в Louis Vuitton Мураками те же самые изображения, напечатанные на сумках, повторил в своих картинах, а в 2007 году и вовсе выставил в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе бутик Louis Vuitton, создав, таким образом, единый мир моды и искусства для сверхбогатых.

Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая платина, акрил. Courtesy Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Национальная идентичность и superflat

Разобравшись с личным брендом, Мураками решил заняться имиджем родной Японии. Идентичность страны, как полагал художник, должна выстраиваться на основе глубокого анализа культуры и ее корней. Разочаровавшись в способности соотечественников производить новые смыслы, он придумал понятие superflat — «суперплоский». Суперплоский визуальный язык, по Мураками, характерен как для традиционной японской живописи, так и для анимации, комиксов и графического дизайна. В результате получился гибрид классической живописи и рвущей глаз обертки от конфет с эстетикой, которой любит играть художник. Правда, критики над концепцией Мураками лишь посмеялись, назвав ее грубым искажением японской культуры. Но художник не отчаялся и в подтверждение своей теории в 2000 году создал, например, работу «Шампанская сверхновая» — многослойное изображение галлюцинаторных грибов-мутантов, напоминающее цветастые обои и вдохновленное серией панно японского художника XVI века Ито Якучу, известного вниманием к царству всего живущего. Название же работы было заимствовано у песни британской группы Oasis. В контексте истории послевоенной Японии грибы еще и являлись зловещим напоминанием об облаке ядерного взрыва, так что с наслаиванием смыслов Мураками справился не хуже добросовестных постмодернистов старшего поколения.

Такаси Мураками. Хиропон. 1997. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. © 1998 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

«Хиропон» и скандал в Версале

Важным образом в визуальном словаре Мураками стала откровенно сексуализированная скульптура «Хиропон» — аниме-девица с тонюсенькой талией и огромной грудью, из которой рвутся струи молока. Поместив ее на пьедестал, Мураками напомнил, что аниме имеет право называться «высоким искусством», несмотря на порнографический задор и превращение девичьей невинности в объект фетиша. В пару к «Хиропон» художник создал знаменитую скульптуру «Мой одинокий ковбой», изображающую юношу в момент эякуляции. В 2008 году «Ковбой» был продан на аукционе Sotheby’s за рекордные 15,2 миллиона долларов. Мураками объясняет эти работы своей любовью к аниме в подростковом возрасте: «Я стал отаку, когда я учился в старшей школе, и проглотил много разных аниме — как эротических, так и фантастических… Так и родились эти произведения».

Именно «Мой одинокий ковбой» и «Хиропон» в 2010 году во многом стали причиной скандала, который разгорелся вокруг запланированной в Версале выставки Мураками. Тогда более 11 тысяч человек подписали петицию, требуя не пускать во дворец порочное современное искусство. Тем не менее художнику удалось зарифмовать пышное барокко версальского дворца с японским поп-артом. От «Ковбоя» и «Хиропон», «непристойных и оскорбительных», правда, пришлось отказаться. Комментируя ситуацию, Мураками заявил, что «когда кто-то забивает гол, кто-то обязательно будет недоволен». Свои скульптуры он предлагает воспринимать как сатиру на ту банальную сексуальность, которую превозносит японская массовая культура.

Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Черепа, маргаритки и индустрия

Улыбающиеся маргаритки и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Больше всего они напоминают компьютерную графику, порожденную навязчивой идеей изобразить мир предельно милым и инфантильным. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться». Этот тезис иронично дублирует риторику общества супермаркета. В индустрию именно такого типа Мураками и превратил свою империю, основанную на эксплуатации жизнерадостных образов и агрессивном потреблении. Он посмеивается над поп-культурой, будучи плотью от ее плоти. Творчество Мураками — это пример, как культура изживания военных травм мутировала и обрастала новыми образами, прямо как «Цветок-матанго».

Мураками Такаши | Art Узел

Такаши Мураками ( 村上 隆) — японский художник, скульптор и дизайнер. Родился в Токио в 1962 году, окончил Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Один из наиболее известных в мире японских художников в стиле нео-поп. 

Творчество Такаши Мураками — это оригинальный симбиоз современной поп-культуры и «высокого» искусства. В его работах прослеживается влияние популярных в Японии мультфильмов — аниме, и комиксов — манга.

Одной из ключевых работ автора является некое подобие автопортрета, его алтер-эго, — Mr. Dob. Персонаж представляет собой существо с круглой головой и большими ушами, на одном нарисована латинская буква D, на другом — B, голова изображает букву О. DOB — сокращение фразы “Dobojite dobojite” (Зачем? Зачем?). Фраза ассоциируется с японской культурой, так как принадлежит известному комику Toru Yuri, однако Мураками выбрал ее как обращение ко всем мировым культурам, воспринимаемый как своеобразный призыв к размышлению. Картина написана в 1998 году, но впоследствии художник создал целую серию с изображением Mr. Dob, где персонаж был перерисован в разных цветах. 

Mr. Dob, 1997 

Визитной карточной автора на протяжении уже многих лет являются рожицы-цветочки, изображающие весь спектр эмоций — улыбающиеся, веселые, грустные, злые, испуганные.

Killer Pink 

Помимо них Такаши изображает героев аниме и манги, создает скульптуры персонажей, одна из которых — скандальная порнографическая работа «Мой одинокий ковбой» (My Lonesome Cowboy) — была продана на аукционе за 15.2 млн долларов. 

My lonesome cowboy, скульптура

Мураками занимается не только написанием картин, но и создает предметы одежды, всевозможные аксессуары с изображением своих произведений — от сумок до диванных подушек и ковриков для компьютерной мыши. Он сотрудничает с Марком Джейкобсом — креативным директором известной марки Louis Vouitton — и создал для бренда коллекцию сумок Cosmic Blossom.

В 2002 году Такаши стал куратором выставки современных японских художников и скульпторов Superflat. Название выставки, которое переводится как «суперплоский», художник придумал сам, и назвал этим термином все современное японское искусство, сочетающее в себе продукты индустрии развлечений (аниме, манга), поп-культуры и изящных искусств. Автор задается вопросом, в чем различие между живописью евпропейских и японских художников, и приходит к выводу, что в Японии изобразительное искусство создает ощущение «плоскости» из-за отсутствия трехмерного изображения. Таким образом, Такаши Мураками выделяет современное японское искусство в отдельный «феномен», тем самым привлекая к нему внимание и способствуя его развитию на мировом рынке. 

В 2010 году в Версале была организована выставка современных художников, где были представлены и скульптуры Такаши Мураками. Работы вошли в книгу Murakami Versailles. Поразительный контраст стилей — барокко и ни на что не похожий японский поп-арт — произвел неизгладимое впечатление на зрителей, вызвав как положительные отклики, так и волну негодования и критики преимущественно из-за эротических мотивов в некоторых работах автора. 

Kaikai, Версаль, Франция, 2010

Творения Такаши Мураками — одновременно яркие, развлекательные и глубоко философские. Сам Такаши определяет свою творческую деятельность как критику японского общества. В современной Японии, по мнению художника, живопись, скульптура, игры, комиксы и дизайнерская одежда слились в одно целое, и уже нет разницы между высоким искусством и продуктами потребления. 

В 2013 году состоялся дебют Такаши на большом экране — вышел его первый полнометражный фильм «Глаза медузы» (Jellyfish Eyes). Фантастическая лента рассказывает о небольшом японском городке, где появляются существа, похожие на медуз, с которыми дети города играют, не подозревая, что они созданы на секретной базе, которая ставит эксперименты и таит в себе много неизвестного и, возможно, опасного. Картина создана для детей в стиле, схожем с аниме, ярком, динамичном и развлекательном, однако автор ставит цель донести до детей мысль о жестокости и несправедливости мира, с которыми они должны находить силы бороться. 

Трейлер фильма «Глаза медузы», 2013

Помимо своей творческой деятельности Мураками курирует коммерческие проекты. В 1996 году — еще в начале своей карьеры — Такаши открывает в Японии свою первую студию Hiropon Factory, а в 1998 появляется ее аналог в Нью Йорке. Позже, в 2001 году он создает компанию Kaikai Kiki Co., Ltd., которая до настоящего времени занимается продажей произведений  современных японских деятелей искусства, а также их продюсированием и организацией выставок. 

C 2002 года Такаши Мураками является куратором выставки современного искусства GEISAI, которая проходит два раза в год в Токио. 

Такаси Мураками и его постапокалиптическое искусство :: Впечатления :: РБК.Стиль

В Музее современного искусства «Гараж» 29 сентября открывается первая в России масштабная ретроспектива одного из самых дорогих художников современности — японца Такаси Мураками. Рекордная сумма в $15,16 млн за его скульптуру «My Lonesome Cowboy», изображающую мультипликационного обнаженного молодого человека с фонтаном из спермы, была достигнута на аукционе Sotheby’s в 2008 году, а живописная работа 1998 года «The Castle of Tin Tin» с придуманным Мураками персонажем была продана за $4,22 млн на торгах в 2012-м.

Такаси Мураками, «Тайм Бокан» (красный), 2001

© пресс-служба Heller Group

Выставка «Будет ласковый дождь» охватывает несколько периодов творчества художника — с 1990-х годов до наших дней. Ее название напоминает о стихотворении Сары Тисдейл и постапокалиптическом рассказе Рэя Бредбери, где оно же и упоминается. За ярким фасадом живописных и скульптурных работ Мураками, в большинстве своем похожих на вдохновленные европейской культурой японские комиксы или кадры из мультфильмов Хаяо Миядзаки, проевропейского режиссера-мультипликатора, отчасти повлиявшего на творческий метод художника, скрывается переживание катастроф. В их числе атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осмысление последствий которых стало определяющим для творчества Такаси, а также цунами 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1», находящие отражение в современных работах. Важным мотивом в проектах японского художника также является непрекращающийся поиск идентичности в глобализирующемся мире, осмысление субкультурных движений родной страны, в частности, отаку — фанатизма по аниме и манге.

Такаси Мураками, «Stuff the Universe in a Calabash», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Такаси Мураками часто называют «японским Уорхолом»: открытая им в 1996 году фабрика «Хиропон», на основе которой позднее была создана корпорация Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Японии и США, занимающаяся производством и продвижением произведений искусства и поддержкой начинающих художников, была вдохновлена именно уорхоловской «Фабрикой», студией легендарного американского художника, просуществовавшей два десятилетия, с начала 1960-х до 1984-го, ставшая пристанищем нью-йоркской богемы и местом, где произведения искусства буквально штамповались.

Такаси Мураками. «Кайкай и Кики», 2000–2005

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Тиражность и воспроизводимость — одни из важных качеств современных художественных работ, которые активно исследует Мураками. Большинство его скульптур создаются небольшими тиражами, а принты — печатаются сотнями и тысячами. Под его пристальным взглядом на фабрике Kaikai Kiki создаются не только работы, которые потом окажутся в галереях, на аукционах и в частных и музейных коллекциях (подробнее о масштабах и работе на «фабрике искусств» Мураками можно прочитать в книге Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», где ее визиту к Такаси посвящена отдельная глава), но и различные мелкие игрушки, вдохновленные персонажами его произведений искусства, наклейки, подушки, брелоки, футболки, предметы интерьера и т.п. «Когда мне было лет 30, — вспоминает Мураками сейчас, в свои 55, — я думал о том, как сделать высокое искусство народным. Сейчас же я делаю вещи, которые способствуют коммуникации с детьми. Однако, поскольку количество производимой продукции невелико, да и сами расходы на производство обходятся недешево, возникает противоречие — эти вещи становятся малодоступными, и этот факт причиняет мне страдания». Малодоступны сейчас сумки и аксессуары из совместной коллекции Такаси Мураками с Louis Vuitton — их сотрудничество длилось беспреденцентное для модного и арт-мира время, с 2003 по 2015 год, и установило своебразные стандарты активного взаимодействия этих двух миров, ранее существовавших в параллельных вселенных.

Такаси Мураками. «Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015 год.

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Несмотря на то что европейскому взгляду работы Мураками кажутся по-настоящему японскими, прежде всего благодаря тому, что на них запечатлены аниме-герои, в самой Японии о его творчестве, по признанию самого художника, принято умалчивать: представители культурных институций выступают против упрощения японской культуры, подачи ее в виде своеобразного лубка, как они воспринимают работы Мураками. Поэтому именно с Америки, куда он приехал работать в 1994-м, и опыт художественной и выставочной деятельности в которой привел к разработке фирменного художественного метода «superflat» (сплав традиционных японских кропотливых художественных и мультипликационных техник), началось победное шествие Такаси по миру.

Такаси Мураками. Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн), 2002

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Сейчас произведения художника уверенно хорошо продаются на аукционах, входят в коллекции главных мировых музеев, а его имя регулярно появляется в рейтингах самых влиятельных людей искусства (к примеру, в журналах ArtReview и Time). У самого же Мураками отношение к славе более чем прохладное, хоть он и не скрывает того факта, что востребованность его работ на рынке вызывает у него радость. «После того как мы пережили землетрясение на северо-востоке Японии в 2011 году, — оправдывает нелюдимость последних лет Такаси, — мне стало неприятно взаимодействовать со СМИ. Вдруг мне осталось жить совсем недолго. Я просто живу, сосредоточив все усилия на том, чтобы закончить свои работы, не принимая в расчет то, что говорят обо мне по всему миру». Это необходимое информационное «затворничество» призвано не только ограждать художника от лишних и лишенных смысла действий, но и стимулировать творческий процесс. «В последнее время я живу как ребенок, — делится своим ощущением от жизни Мураками — ни о чем не задумываясь, вообще ни о чем. Иначе искусства не выйдет».

Такаси Мураками. «Лев всматривается в бездну смерти», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

На новой выставке «Будет ласковый дождь» в «Гараже» собрано более 80 работ, все они разделены на пять своеобразных глав. Первая — «Гэидзюцу» («Техника и обучение») — сосредоточена на осмыслении труда художника в целом, а также происхождении художественного метода Мураками. Этот раздел показывает один из важнейших для японской жизни сюжетов — последовательный и ежедневный труд, и неважно, идет речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или приготовлении суши.

Вторая глава «Малыш» и «Толстяк» целиком посвящена символическому значению и влиянию бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945-го на культурное сознание японцев. Без кропотливого изучения этого раздела невозможно говорить и о творчестве Такаси Мураками. Здесь объединены произведения разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (так, к примеру, впервые в Европе будет показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, сделанных специально для выставки в Москве. Также в пространстве, отданном под вторую главу, будут представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Такаси Мураками. «Воспоминания о бурной жизни», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Следующая глава, «Каваий», рассказывает об одноименной эстетике, захватившей все сферы жизни японского общества. Архитектурное решение этого раздела будет представлять собой последовательность тотальных инсталляций, одна из которых воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другая станет настоящим кинотеатром, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаз медузы» (2013 год). На создание его первой части ушло три года, а отправным мотивом послужило землетрясение 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1». Вторая часть, по словам художника, до сих пор находится в производстве, работа продолжается уже пять лет.

Четвертая часть выставки — «Сутадзио» («Студия») — на время монтажа выставки станет филиалом студии Мураками. Часть новых произведений Мураками и его команда будут завершать уже в Москве, так что зрители смогут стать свидетелями их работы.

Под фантомную пятую главу — «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение») — будут отданы невыставочные пространства музея: кафе и книжный магазин, лестницы и фасад. Такой невероятный масштаб по меркам всех предыдущих выставок, когда-либо проходивших в «Гараже», покажет истинную величину таланта художника: не только как творца, но и как философа и бизнесмена. 

Такаси Мураками | Artifex.ru

Если в какой-то момент человеку, не увлеченному японской культурой, придет в голову погрузиться в творчество Такаси Мураками (яп. 村上 隆), он почти наверняка пройдет несколько стадий.

Отрицание: «И это называют искусством?!». Гнев: «Да это ж просто какие-то кислотные цветочки!». Торг: «Ну ладно, просмотрю еще парочку». Депрессия, поскольку после десятка работ автора невольно начинаешь видеть не только единый выверенный стиль, но и некую концепцию. А затем к принятию, когда захочется загуглить все проекты художника, в том числе и прошедшую 15 ноября 2017 года в Москве выставку «Будет ласковый дождь».

 

Экспозицию, состоящую из пяти разных секций, сам Мураками и целая армия помощников готовили два года, буквально без сна и отдыха. Что не помешало провести Instameet с художником на «ура». Выставка собрала множество поклонников Такаси Мураками, которые делились впечатлениями от события в своих блогах. Вполне логично, что его творчество пришлось по вкусу молодым людям, увлеченным современной японской культурой.
Но вот вам первый феномен: в Японии Такаси Мураками хоть и известен, но не является мега популярным автором. В своем интервью для Harper’s BAZAAR он назвал себя «символом влиятельного меньшинства». У нас подобных творцов называют «широко известными в узких кругах». С одной стороны, это удивительно, поскольку отаку-культура, составляющая основу творчества Мураками, – одна из визитных карточек Японии. Но на другой чаше весов – традиционная культура. То есть утонченная красота японской гравюры, лаконичность традиционной поэзии и тонкое очарование театров Но и Кабуки.

Здесь место для второго феномена. Некоторые картины Мураками могут показаться нарочито простыми, даже примитивными. Однако рано или поздно в одной из работ неожиданно проявляется незамеченная до этого момента глубина и скрытый смысл. Или среди кислотных цветов внезапно взгляд запинается о название «Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн)». И, пожалуй, что-то роднит изломанные странные образы Мураками с экзистенциальной, немного пугающей живописью Бэкона. Нервное напряжение не оставляет зрителя в обоих случаях – стоит только приглядеться к обилию ощеренных острозубых пастей на полотнах.

 

 

Тем не менее, путь становления художника поначалу мало отличался от пути его коллег. Вдохновленный анимационными фильмами, только начавшими завоевывать популярность, он пытался поступить учиться на художника-аниматора, но, по собственному выражению, «не хватило таланта». Хотя нечто, присущее японской анимации, осталось. По крайней мере — в забавном персонаже Mr.DOB и цветочках, ставших одной из визитных карточек Мураками. Свое обучение в Токийском университете искусств он закончил, изучая классическую живопись «нихонга».

Наличие такой базы также не осталось без применения. Несмотря на востребованность в США, Мураками до сих пор остается намного ближе к традиционной японской культуре, чем некоторые современные мангаки и аниматоры. Потому что во всем его творчестве странным образом преломляется уникальный культурный опыт, поп-культура и собственное видение. И еще потому, что вряд ли западный художник способен так остро прочувствовать масштабы ядерных катастроф сначала Хиросимы и Нагасаки, а затем и недавней Фукусимы, чтобы затем зашифровать их в собственных работах, на первый взгляд столь цветастых и радостных.

 

Эксцентричный вид Такаси Мураками производит обманчивое впечатление беспечности. Но между тем в разных концах света неустанно вращаются шестеренки громадного механизма, производящего современное искусство в его фирменном стиле. В подчинении у художника несколько сотен ассистентов. Но он первый готов работать неустанно, чтобы успеть всё. За год успевает появиться как несколько монументальных работ и выставок, так и бессчетное количество мелкой сувенирной продукции, моментально распространяющейся по всему свету. Работы Мураками, и в их числе скандально знаменитый My Lonely Cowboy, неоднократно уходили на аукционах за рекордные суммы. Вот третий феномен. Будучи востребованным практически всюду за пределами родной страны, Такаси ухитряется рассказывать всему миру о Японии, показывая ее с новой, непривычной стороны. Он и сам похож на обитателей популярных у современной японской молодежи кварталов, вроде Харадзюку. Приверженное традиционным ценностям общество, кажется, не замечает его, но между тем иностранцы узнают о стране больше как раз благодаря таким эксцентричным явлениям.

А в том, что Такаси Мураками – явление, сомневаться не приходится. Ведь если его странное, противоречивое, наполненное самыми разнообразными смыслами творчество находит своего зрителя, то, как бы к нему не относились, оно заслуживает внимания. Как пример кипучей деятельности человека, который не боится пробовать нечто новое, способное перевернуть мир.

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

Глава I. «Гэидзюцу» («Техника и обучение»)

В первую очередь этот раздел сосредоточен на происхождении живописи Мураками и его работе с картинным пространством и размышлениям о труде художника. Живописная техника Мураками отчасти восходит к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и то, что историк искусства Нобуо Цудзи называет «эксцентричностью», подразумевая под этим экспрессивность линий в классической японской живописи.

Раздел является отправной точкой для одного из важных концептуальных сюжетов выставки, проходящего сквозь всю экспозицию и связанного с особым отношением японцев к любому последовательному и ежедневному труду (и неважно, идет ли речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или же о приготовлении суши).

Глава II. «“Малыш” и “Толстяк”»

Один из самых насыщенных разделов экспозиции и ключевая глава для понимания всей выставки — это трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), целиком посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В этом разделе объединены произведения Мураками разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (например, впервые в Европе показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, созданных специально для выставки в Москве. Также в этом разделе представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).

Глава III. «Каваий»

Этот раздел исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества. В отличие от главы «“Малыш” и “Толстяк”», архитектурное решение которой напоминает о строгом, почти военном порядке, третья глава построена как последовательность тотальных инвайроментов. Так, один из них воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другой представляет собой настоящий кинотеатр, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы» (2013).

Глава IV. «Сутадзио» («Студия»)

Раздел «Сутадзио» размещается в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки стало филиалом студии Мураками. Наравне с историей студии и рассказом об отдельных ее сотрудниках в этом разделе можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками в целом, где культивируются добросовестный труд и традиционное для японской культуры четкое следование указаниям мастера. Часть новых произведений Мураками и его команда завершали уже в Москве, и зрители смогли стать свидетелями их работы.

Глава V. «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение»)

«Фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде и т. п.). Он раскрывает игровую природу творчества Мураками и его стремление к декораторству и распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции. Эта глава связывает практику Мураками-художника и его деятельность в качестве главы корпорации Kaikai Kiki Co., Ltd., занимающейся просветительскими и коммерческими проектами.

Всего на выставке в Музее «Гараж» представлено более 80 работ художника — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима).

Кроме того, к выставке издан каталог, ставший первой крупной публикацией о художнике на русском языке.


Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России.

Куратор выставки Екатерина Иноземцева, старший куратор Музея «Гараж».

Музей «Гараж» благодарит Japan Airlines, St. Regis и Panasonic за помощь в подготовке выставки.

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

Глава I. «Гэидзюцу» («Техника и обучение»)

В первую очередь этот раздел сосредоточен на происхождении живописи Мураками и его работе с картинным пространством и размышлениям о труде художника. Живописная техника Мураками отчасти восходит к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и то, что историк искусства Нобуо Цудзи называет «эксцентричностью», подразумевая под этим экспрессивность линий в классической японской живописи.

Раздел является отправной точкой для одного из важных концептуальных сюжетов выставки, проходящего сквозь всю экспозицию и связанного с особым отношением японцев к любому последовательному и ежедневному труду (и неважно, идет ли речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или же о приготовлении суши).

Глава II. «“Малыш” и “Толстяк”»

Один из самых насыщенных разделов экспозиции и ключевая глава для понимания всей выставки — это трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), целиком посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В этом разделе объединены произведения Мураками разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (например, впервые в Европе показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, созданных специально для выставки в Москве. Также в этом разделе представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).

Глава III. «Каваий»

Этот раздел исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества. В отличие от главы «“Малыш” и “Толстяк”», архитектурное решение которой напоминает о строгом, почти военном порядке, третья глава построена как последовательность тотальных инвайроментов. Так, один из них воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другой представляет собой настоящий кинотеатр, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы» (2013).

Глава IV. «Сутадзио» («Студия»)

Раздел «Сутадзио» размещается в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки стало филиалом студии Мураками. Наравне с историей студии и рассказом об отдельных ее сотрудниках в этом разделе можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками в целом, где культивируются добросовестный труд и традиционное для японской культуры четкое следование указаниям мастера. Часть новых произведений Мураками и его команда завершали уже в Москве, и зрители смогли стать свидетелями их работы.

Глава V. «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение»)

«Фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде и т. п.). Он раскрывает игровую природу творчества Мураками и его стремление к декораторству и распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции. Эта глава связывает практику Мураками-художника и его деятельность в качестве главы корпорации Kaikai Kiki Co., Ltd., занимающейся просветительскими и коммерческими проектами.

Всего на выставке в Музее «Гараж» представлено более 80 работ художника — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима).

Кроме того, к выставке издан каталог, ставший первой крупной публикацией о художнике на русском языке.


Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России.

Куратор выставки Екатерина Иноземцева, старший куратор Музея «Гараж».

Музей «Гараж» благодарит Japan Airlines, St. Regis и Panasonic за помощь в подготовке выставки.

Viagra, tal med l?gen, muskelkontrakten og Wikipedia referencen muskelv?v corpus cavernosum. Men det er ikke hult. Nar man finder en, der virker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *