10 лучших балерин нашего века
Они воздушны, стройны, легки. Их танец неповторим. Кто они эти выдающиеся балерины нашего века.
Агриппина Ваганова (1879-1951)
Одним из самых важных в истории российского балета годов является 1738. Благодаря предложению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде и утверждению Петра I в Санкт-Петербурге открылась первая школа балетного танца в России, которая существует по сегодняшний день и называется Академией Русского балета им. А.Я. Вагановой. Именно Агриппина Ваганова в советское время систематизировала традиции классического императорского балета. В 1957 году ее имя было присвоено Ленинградскому хореографическому училищу.
Майя Плисецкая (1925)
Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
В июне 1934 года Майя поступила в Московское хореографическое училище, где последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.
Маяй Плисецкая – символ русского балета. Одну из своих главных партий Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» она исполнила 27 апреля 1947 года. Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии.
Матильда Кшесинская (1872-1971)
Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В 1890-1917 годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева».Анна Павлова (1881-1931)
Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы.
Светлана Захарова (1979)
Светлана Захарова родилась в Луцке, на Украине, 10 июня 1979 года. В шестилетнем возрасте мать отвела ее в хореографический кружок, где Светлана занималась народными танцами. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище.
Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца-военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. В Киевском училище она занималась главным образом с Валерией Сулегиной.
Светлана выступает во многих мегаполисах мира. В апреле 2008 года ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».
Галина Уланова (1909-1998)
Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 08 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 г.), в семье мастеров балетного исскуства.
1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).
Любимую Мариинку Улановой пришлось оставить в годы блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г.
Настоящим достижением Галины стал образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ее лучшими танцами являются так же роль Маши из «Щелкунчика» Чайковского, Марии из «Бахчисарайского фонтана» и Жизель Адана.
Тамара Карсавина (1885-1978)
Родилась в Петербурге в семье танцовщика Мариинского театра Платона Карсавина, внучатая племянница Алексея Хомякова, видного философа и литератора 1-й половины XIX века, сестра философа Льва Карсавина.
Училась у А. Горского в Петурбургском театральном училище, которое окончила в 1902 г. Еще воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета «Дон-Кихот» в постановке Горского.
Балетную деятельность начинала в период кризиса академизма и поисков выхода из него. Поколонники академического балета находили в исполнении Карсавиной много изъянов. Балерина совершенствовала свое исполнительское мастерство у лучших российских и итальянских педагогов
Замечательный дар Карсавиной проявился в работах над постановках М. Фокина. Карсавина явилась родоначальницей принципиально новых тенденций в искусстве балета начала XX века, позднее названных «интеллектуальным искусством».
Талантливая Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины. Она исполняла ведущие партии в балетах «Карнавал», «Жизель», Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многих других.
Ульяна Лопаткина (1973)
Ульяна Вячеславна Лопаткина родилась в Керчи (Украина) 23 октября 1973 г. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде.
В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию..
В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках.
Екатерина Максимова (1931-2009)
Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.
Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование.
С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет». С 1998 года — балетмейстером-репетитором Большого театра.
Наталья Дудинская (1912-2003)
Родилась 8 августа 1912 года в Харькове.
В 1923-1931 годах училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица А.Я. Вагановой).
В 1931-1962 годах — ведущая танцовщица Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» Адана и др.
Мы восхищаемся мастерством этих блестящих балеририн. Они сделали огромный вклад в развитие русского балета!
Наталья Довбыш
www.horeograf.com
Волшебница танцаИмя этой танцовщицы увековечил Пушкин. Строки из «Евгения Онегина» всем знакомы со школьной скамьи:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Но не все знают, что Пушкин собирался писать роман «Русский Пелам», прообразом одной из героинь которого должна была стать Авдотья Истомина. Обдумывая эпизод с ее участием, Пушкин увлекся, и появился план совсем другого романа – «Две танцовщицы». Он сохранился, и поколения литературоведов пытаются его расшифровать:
«Две танцовщицы. – Балет Дидло в 1819 году. – Завадовский. – Любовник из райка. – Сцена за кулисами – дуэль – Истомина в моде. Она становится содержанкой, выходит замуж – Ее сестра в отчаянии – она выходит замуж за суфлера. – Истомина в свете. Ее там не принимают. – Она устраивает приемы у себя – неприятности – она навещает подругу по ремеслу».
Дуэль Пушкин не выдумал – она была на самом деле. Разве что сдвинул ее срок.
Истомина и Пушкин были ровесниками – она всего на несколько месяцев старше. Будущая танцовщица родилась 6 января 1799 года.
Вот что писал о ней один из первых историков русского театра Арапов: «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях…»
Происхождения она была самого скромного – дочь спившегося полицейского пристава Ильи Истомина и его рано умершей жены Анисьи. До сих пор неизвестно, кто привел шестилетнюю девочку в Петербургское театральное училище. Туда малышей брали на полный пансион, а потом определяли их на службу в театры. Время поступления в училище было очень удачным для Истоминой – тогда его директором стал знаменитый танцовщик Шарль-Луи Дидло. Дидло был не просто учителем Истоминой и постановщиком большинства балетов, в которых она танцевала. Сценическая судьба Истоминой оказалась прочно связанной с судьбой балетмейстера.Взяв в Петербургское балетное училище 6-летнюю Дуню вместе c подобными ей девочками, Дидло принялся с помощью суровой дисциплины, а главным образом своей знаменитой длинной палки, делать то, что в советское время назовут «перековкой» — превращением податливой человеческой глины в тело артиста.
Дидло считал себя земным богом, новым Пигмалионом, ибо, по его мнению, не важно, в конечном счете, что это за ребенок, что это за человеческая глина. Гораздо важнее сам учитель. Мастерство балетного танцовщика, считал он, зависит не от природных способностей, а от школы, искусства преподавателя, и если ему во имя достижения цели потребно сломать ученику ногу, то он ее и должен ломать.
Самые талантливые его ученики ходили «украшенные» синяками. Не оставлял Дидло вниманием актеров и во время спектаклей. Нередко бывало, что зал рукоплескал, вызывал приму, а за кулисами ее своей палкой валтузил разгневанный Дидло, который заметил во время исполнения какую-то ошибку. Как вспоминал П.А. Каратыгин, «часто Дидло за кулисами гонялся за танцовщицей, которая из предосторожности убегала со сцены в противоположную сторону и пряталась от него. Взбешенного Дидло отливали водой».
Дидло не признавал демонстрации виртуозности танцовщика сугубо ради восхищения его техникой и считал, что наиболее полно и успешно воплотить его идею единства танца и чувства способны только русские артисты с их «пламенем души». Очень точно отражают это свойство Истоминой слова Пушкина: «…душой исполненный полет». Спектакли с участием Истоминой называли праздником театра.
В девятилетнем возрасте Истомина впервые в жизни вышла на сцену в балете Дидло «Зефир и Флора». В числе других маленьких танцовщиц она была в свите Флоры, выезжая на сцену на огромном лебеде. Потом она исполнила множество детских ролей, а в балет «Зефир и Флора» вернулась уже танцовщицей, исполнив в нем поочередно все партии, пока не дошла до самой главной – партии Флоры. Это было в 1818 году.
Ученики Дидло, в которых он старательно развивал не только хореографические, но и драматические способности, всегда блистали на сцене. Истомина, одна из лучших его воспитанниц, на протяжении всей своей творческой жизни демонстрировала публике не только виртуозный танец, но и несомненный талант драматической актрисы, в совершенстве владея искусством пантомимы.
Кроме того, Истомина первой из русских танцовщиц делала несколько шагов по сцене на пуантах, что было тогда изумительным, никогда не виданным новшеством. Эксперименты с танцем на носках начались уже давно, о них вспоминала танцевавшая в конце восемнадцатого века Татьяна Гранатова-Шлыкова, а Дидло, несомненно, знал, что такой трюк проделывала на сцене француженка Женевьева Гослен.Истомина оказалась наделенной здоровьем, терпением и талантом, чтобы в числе других таких же, как она, балерин стать звездой балета Дидло и воплощать в жизнь его реформу во многих спектаклях мастера. Ведь Дидло, приехавший в Россию из Парижа в 1801 году, привез с собой нечто необыкновенное для русского зрителя — новый балет. С удивлением и восторгом глядели русские зрители за тем, как преобразился на сцене прежде скучный, церемонный танец, унаследованный из XVIII века. Теперь это были не просто танцевальные номера, а подлинно поэтические, музыкальные, пластические спектакли, в которых танец сочетался с мимическим искусством. Вдруг разом исчезли привычные для тогдашнего балета парики, фижмы, шиньоны, башмаки с пряжками, а появились трико — творение французского мастера Трико, — туника, пачки, а главное — балетный исторический костюм.
Истомина сверкала в новых балетах Дидло наряду с Новицкой, Никитиной и другими талантливыми балеринами, ныне канувшими в безвестность: ведь от той эпохи почти ничего не осталось. Авдотье же Истоминой повезло — прикосновение пера Пушкина сделало ее золотой статуэткой, и теперь она вечно «летит как пух от уст Эола», в то время как другие, не менее блестящие ее товарки, в нашей памяти никуда уже не «летят». Обессмертившие ее стихи из «Евгения Онегина» (о том, как она «быстрой ножкой ножку бьет») стали почти сразу же выдающейся банальностью. В 1829 году отец поэта писал из Михайловского дочери Ольге о горничной соседей, «толстой коротышке», которая знает наизусть стихи Пушкина, «жестикулируя при этом самым комическим образом… Она произносит отрывки из «Онегина», где он говорит об Истоминой и бьет ногой об ногу, но нога в пол-аршина в длину и столько же в ширину».Ныне Истоминой в патриотической историографии приписывают изобретение знаменитых полетов и то, что она якобы первая встала на пуанты. Скажем прямо — без Дидло, бившего ее палкой, она никуда бы не полетела. И вообще по поводу полетов («элевации») отметим, что Дидло использовал для длинных, как бы «зависших», прыжков хитрый уклон сцены в сторону зала, позволявший усилить эффект прыжка, и, кроме того, он с помощью машинистов сцены — искусных мастеров — устраивал вполне реальные полеты актеров на невидимом в полутьме тросе. Актер Каратыгин вспоминал, как однажды он, прицепленный за крюк, вшитый в особый корсет, в костюме Меркурия с крылышками во время такого «полета» застрял над сценой и висел, слушая бешеную ругань Дидло (снизу) с машинистом Тибо (на колосниках).
А о вставании на носки скажем, отстаивая приоритет родины слонов, что задолго до Дидло, Трико и Тибо русские крестьяне пели такую потешку:
«Встала баба на носок, А потом на пятку, Стала русского плясать, А потом вприсядку!»И все же Истомина чем-то выделялась из круга балерин. В годы юности Пушкина (а они — почти ровесники) она приковывала к себе взоры мужчин неизменно больше других красавиц сцены. Брюнетка с выразительными, как писали в позапрошлом веке, «подернутыми негой», черными глазами, она была талантлива, кокетлива, шаловлива и, что важно, благодаря «пленительной округлости форм» была необыкновенно сексуальна. Это приводило зрителей в неистовство. Впрочем, ее полеты мужчинам нравились тоже! Особенно удавались Истоминой партии проказниц (она, по мнению тогдашней прессы, была «отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц»), а также томных восточных красавиц.
В те времена зал и закулисье театров жили общей жизнью, были тесно связаны нитями личных, дружеских, любовных отношений. Там, за кулисами, разворачивался мир прекрасных, талантливых, веселых, полуобнаженных женщин, нуждавшихся в щедром покровительстве. Для мужской части петербургского света, затянутой в придворные, полковые и чиновничьи мундиры и изнывавшей на скучных придворных церемониях и утомительных парадах, чинных балах, этот мир театрального закулисья казался нескончаемым карнавалом, праздником свободы, был пропитан духом гедонизма, соперничества, наслаждений, ухаживаний, приятных встреч, приключений и, конечно, изящной (не дешевого пошиба борделей) эротики. Как писал уже Пушкин, изображая себя юного: «Перед началом оперы, трагедии, балета молодой человек гуляет по всем десяти рядам кресел, ходит по всем ногам, разговаривает со всеми знакомыми и незнакомыми. «Откуда ты?» — «От Сем(еновой), от Сосн(ицкой), от Ко(лосовой)». — «Как ты счастлив!» «Сегодня она поет — она играет, она танцует — похлопаем ей — вызовем ее! Она так мила! У нее такие глаза! Такая ножка! Такой талант!»» И далее 21-летний поэт как бы оправдывается: «Не хочу здесь обвинять пылкую, ветреную молодость, знаю, что она требует снисходительности».
Да что молодость! Плох был тот генерал, если у него на содержании не было актрисы. В 1818 году молодой, полный африканской страсти Пушкин, как яркая звезда влетевший в русскую литературу и театр (Дидло поставил по его «Руслану и Людмиле» и «Кавказскому пленнику» балеты с Истоминой в главной роли Черкешенки), безуспешно волочился за Истоминой, рисовал на полях черновиков женские ножки и язвил своего счастливого соперника (А.Ф. Орлова) жестокой эпиграммой-сплетней.Власти снисходительно смотрели на эту закулисную свободу, этот карнавал жизни, допуская (на собственном жизненном опыте) необходимость для служилых людей такой отдушины, и даже отчасти этому покровительствовали (умолчим об увлечении актрисами некоторых членов царской фамилии). Из пыльных и тесных уборных актрисы и господа перебирались на «чердак» к князю А. Шаховскому — крупному театральному чиновнику, собиравшему на своих вечерах на последнем этаже дома, соседнего с театром, весь цвет полусвета. Там пили шампанское, читали стихи, пели, играли в шарады — словом, веселились вокруг стола, за которым распоряжалась сожительница хозяина, актриса Ежова.
Истомина — талантливая, музыкальная (она прекрасно пела) — была всегда в центре внимания. Нельзя сказать, что она играла роль гетеры или гейши (Дуня была почти неграмотна), но все же тяготела к поэтам и аристократам. Первых восторженно слушала, а со вторыми сожительствовала. Однако с присущим ей извечным кокетством и непостоянством Истомина приносила своим обожателям из высшего света и радость, и несчастье.
Танцовщица вела очень открытую жизнь – постоянно общалась с поэтами, писателями, драматургами. Часто посещала литературные салоны, приемы, званые ужины. Постоянной гостьей была она и у начальника репертуарной части петербургских императорских театров князя Шаховского, который собирал вокруг себя интереснейших людей. Его квартира находилась неподалеку от театра, на верхнем этаже, за что и получила название «чердака Шаховского». Его завсегдатаями были Грибоедов, Гнедич, Катенин, прославленные актрисы Асенкова, Телешова, младшая Колосова. Со временем стал появляться здесь и Пушкин. Он читал свои стихи и черновые наброски «Руслана и Людмилы». Одной из первых слушательниц этой поэмы была Авдотья Истомина.
Репертуар Большого (Каменного) театра привлекал в театр молодых вольнодумцев, среди которых был и юный Пушкин. Молодой поэт высоко ценил искусство Истоминой. В течение некоторого времени Пушкин даже считал себя влюбленным в Истомину – как он сам писал, «когда-то волочился» за нею.
Среди друзей Истоминой был и Александр Грибоедов. Судя по всему, отношения были очень доверительные – поссорившись с любовником, пожаловалась она именно Грибоедову.Юная Истомина предпочла множеству воздыхателей кавалергарда Василия Шереметева – веселого, добродушного, слегка ветреного, но при этом ревнивого. Она сблизилась с ним и поселилась на его квартире, где прожила около двух лет. Как-то после очередного выяснения отношений она решила на время поселиться у подруги.
Потом она утверждала, что уже «давно намеревалась, по беспокойному его характеру и жестоким с нею поступкам, отойти от него». Правда, циничная петербургская молва говаривала, что Шереметев «по юным летам своим, вероятно, ничем другим пред нею не провинился, как тем, что обмелел его карман». Через пару дней после разрыва Грибоедов, давно друживший с Истоминой, пригласил ее навестить его, и та согласилась – однако приняв все меры предосторожности против ревнивого Шереметева. После спектакля Авдотья Ильинична в закрытой театральной карете прибыла к Гостиному двору, где пересела в сани к ожидавшему ее Грибоедову, который повез танцовщицу к себе домой.
Грибоедов тогда квартировал на углу Невского и Большой Морской у своего приятеля графа Александра Завадовского – одного из самых необычных людей тогдашней России. Именно он стал прототипом князя Григория в «Горе от ума». Ярый англоман, первый в России угощавший друзей виски, прославившийся тем, что однажды сам император Александр I принял его за природного британца, Завадовский был славен экстравагантными выходками и успехами в амурных делах. Он уже давно питал к Истоминой нежные чувства – и встретив ее в своей собственной квартире, не упустил случая признаться танцовщице в любви.
Завадовский и Истомина встретились – а что между ними вышло, уже никто никогда не узнает. То ли она провела в обществе Завадовского двое суток, то ли не провела… Но потом она уехала на квартиру к подруге, где ее и разыскал Шереметев.
Это незначительное событие послужило началом целой драмы. Вскоре Шереметев помирился с Истоминой – но едва это случилось, он начал выпытывать у Авдотьи Ильиничны все подробности последних дней, угрожая в случае чего застрелиться или застрелить ее. Под дулом пистолета Истомина рассказала обо всех своих встречах – в том числе о чаепитии у Грибоедова и признаниях Завадовского.
Взбешенный Шереметев бросился к своему другу Александру Якубовичу, а тот заявил, что Шереметеву необходимо стреляться: «Драться, разумеется, надо, но теперь главный вопрос состоит в том: как и с кем? Истомина твоя была у Завадовского – это раз, но привез ее туда Грибоедов – это два, стало быть, тут два лица, требующих пули, а из этого выходит, что для того, чтобы никому не было обидно, мы, при сей верной оказии, составим une partie carree – ты стреляйся с Грибоедовым, а я на себя возьму Завадовского». Девятого ноября они поехали к Грибоедову, который, правда, от вызова Шереметева отказался — мол, его вины тут нет,— но согласился стреляться с Якубовичем. Шереметев требовал у Завадовского немедленной дуэли, но тот попросил сначала дать ему дообедать – так что, после некоторых переговоров, дуэль состоялась лишь 12 ноября.
Тайна этой дуэли будоражила умы современников и не утихла до сих пор. Ибо четверо блестящих мужчин России дрались из-за не менее блестящей женщины– танцовщицы Авдотьи Истоминой, воспетой самим великим Пушкиным.
Дуэль оказалась уникальной – четверной и растянутой во времени. Результаты поразительны: гибель одного участника, позор другого, приход к движению декабристов третьего и… создание комедии «Горе от ума» четвертым дуэлянтом.
Двойной поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», начался на Волковом кладбище.
Дуэль первая. Шереметев — Завадовский
Утром Якубович передал графу Завадовскому записку от Шереметева, который требовал удовлетворения. «За танцорку Истомину я не дерусь! – беспечно ответил граф. – Она Шереметеву не сестра, не дочь и, тем более, не жена!» Наверное, именно такой ответ и подстегнул Шереметева. Его резануло, что Завадовский не считает танцовщицу Истомину равной себе. Оскорбленный за друга, Якубович послал свой вызов,но не Завадовскому, а Грибоедову, которого считал более виноватым — сводником. Грибоедов вызов принял. Через несколько дней Шереметев, поняв, что Завадовский не будет драться из-за Истоминой, оскорбил его публично. Выведенный из себя граф выплеснул мороженое прямо в лицо Шереметеву.
И Шереметев наконец сумел его вызвать.М.Ю. Лермонтов. Дуэль (рисунок пером)
12 ноября 1817 года в два часа пополудни на Волковом поле началась дуэль – Шереметева с Завадовским. Секундантами выступали Якубович и Грибоедов. Шереметев первым выстрелил раньше срока. Пуля просвистела на три вершка от уха Завадовского. Завадовский рассвирепел. Его пуля, просвистев, вонзилась в живот Шереметева. Все разом бросились к нему. О дуэли Якубовича и Грибоедова пришлось на время забыть.
Умирающего Шереметева привезли на квартиру к Истоминой. Так он просил. Говорят, перед смертью он просил позвать Грибоедова, и когда тот приехал, просил у него прощения и помирился с ним.
Через сутки он умер на руках у Дуни от такой же раны, что и Пушкин, ему было 27 лет. А Дуня слегла в горячке. Отец Шереметева, возмущенный «глупостию дуэли сына своего из-за танцорки», признал его виновным в собственной смерти и лично просил императора Александра I не наказывать Завадовского.Граф Завадовский
Завадовский был тихо отправлен за границу. Однако по возвращении друзья-офицеры не приняли его. Единственным занятием графа стала карточная игра. Он бесчестно и жестоко жульничал. В конце концов им занялась полиция. Но снова выручили родственники. Интересна и такая деталь: отец Завадовского оказался похоронен рядом с могилой Шереметева. Так что, приходя к отцу, Завадовский всегда натыкался на могилу убитого им кавалергарда.
Дуэль вторая. Якубович – Грибоедов
М. Врубель Дуэль ( по роману Лермонтова «Печорин»)
Через пять месяцев Якубович и Грибоедов случайно встретились в Тифлисе. На Грибоедова кровавый финал дуэли повлиял роковым образом – каждую ночь ему снился умирающий кавалергард, заступившийся за честь свою и танцовщицы Истоминой, его мучило раскаяние. Но Якубович не знал об этом и потому повторил вызов.
Место выбрали за городом. Первым выпал жребий стрелять Грибоедову. Он намеренно выстрелил мимо. «Шалишь, дружище! – засмеялся Якубович. – Ты вот музыкант, любитель играть на фортепиано – ну, больше играть не будешь!» И Якубович выстрелил в ладонь Грибоедову. Пуля задела мизинец. Позже Грибоедов разработал палец. Но играл уже очень редко. Да и не до игры стало. Появился замысел «Горя от ума».
За участие в кровавой дуэли Александр Якубович был сослан на Кавказ. Получил на Кавказе немалую известность своими лихими набегами против горцев. Именно там он понял, что пора перестать выказывать никому не нужную бесшабашную храбрость и заняться «делом». Таким делом оказались события 14 декабря 1825 года. За них он и был осужден на 20 лет каторжных работ, хотя и выступить со своим полком для ареста императорской семьи в этот день отказался.А. Якубович
А.С. Грибоедов был вынужден в 1818 году покинуть Петербург и отправиться в Персию секретарем дипломатической миссии. На это место мало кто зарился, но после дуэли Грибоедову не пришлось выбирать. В 1829 году он был растерзан в Тегеране обезумевшей толпой, его тело несколько дней волочили по городу, и опознать его смогли лишь по скрюченному из-за старой раны левому мизинцу…По «следствию о происшествии, случившемся между штаб-ротмистром Шереметевым и камер-юнкером Завадовским» были «отобраны объяснения» и от «танцорки Истоминой». Полиция пришла прямо в театр. На глазах всей труппы бедную Дуню, едва живую после случившегося, сопроводили в Контору дирекции императорских театров и продержали там дотемна. Впрочем, на отношение публики к любимой танцовщице это не повлияло. По-прежнему один ее выход на сцену гарантировал фурор. Но в жизни Истоминой произошел крутой перелом. Над кроватью ее появился медальон, подаренный когда-то Васей. И имя ее никогда уже не связывали ни с одним определенным поклонником.
Более того, она единственная из всех балерин, которая никогда не была ни у кого на содержании. Нет, она не стала затворницей – при актерской профессии это невозможно. Но ее сердце словно замерло. Сцена стала ее единственной страстью, хотя она дважды выходила замуж.
Танцовщица долго оплакивала убитого возлюбленного. Но жизнь продолжалась, Дидло ставил все новые спектакли.
В балетах на мифологические сюжеты она была великолепна. Кроме блестящей хореографии она обладала способностью перевоплощения, находя новые и яркие краски для каждого создаваемого ею сценического образа. Публика любила ее еще и за то, что она никогда не повторялась в своей игре, не пользовалась заученными штампами, каждую партию исполняя по-разному, находя присущие лишь этому образу оттенки движений и мимической игры. Обладала Истомина и немалым комедийным даром, или, как писала критика тех лет, она не только «танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц».
15 января 1823 года состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам пушкинской поэмы. Истомина стала первой исполнительницей роли Черкешенки. Пушкин, узнав о спектакле, писал брату в Санкт-Петербург из Кишинева: «Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику».
В репертуаре Авдотьи Истоминой комические роли чередовались с драматическими, лирическими и трагедийными. Героический характер Истомина воплощала на сцене с не меньшим мастерством. Бурный восторг публики вызвало ее выступление в роли Луизы в пантомимном балете «Деревенская героиня», где Истомина играла женщину поистине героического характера, честную и бесстрашную. Таков же характер ее героини и в балете «Дезертир».
Способность Истоминой к перевоплощению была поистине великолепной. Она сумела с точностью передать манеру поведения и мимики восточной девушки в сказочном балете «Калиф багдадский». А после премьеры «Кавказского пленника» по Петербургу распространились даже слухи, что Истомина действительно черкешенка по происхождению.
Творческий союз Дидло и Истоминой был чрезвычайно удачным. Их понятия о том, каким должен быть балет, в каком направлении должно развиваться искусство хореографии, совпадали.
Участвовала Истомина и в спектаклях, где исполнение роли требовало произнесения монологов и диалогов, то есть соединялась драма с хореографией. И здесь она была превосходна. Исключительно высоко было оценено выступление Истоминой в водевиле Шаховского «Феникс, или Утро журналиста», где роль Зефиретты была написана специально для нее.
Казалось, актриса находится в самом расцвете своих творческих сил и ей предстоит восхождение на новые вершины искусства. Однако пушкинские роли стали зенитом ее творчества. После событий 14 декабря власти с подозрением стали относиться ко всему, связанному с декабристами – а Истомина была музой для всего круга вольномыслящей молодежи. Кроме того, своевольный и не признающий чиновничьего авторитета Шарль Дидло давно уже снискал себе врагов и завистников.
Атмосфера в театре накалилась. Многое делалось ему наперекор. Так, в качестве солистки балета была приглашена солистка французской оперы Бертран-Атрюкс. Она никак не могла конкурировать с русскими балеринами, однако претендовала на большинство ведущих ролей. Постепенно Истомина стала лишаться любимых своих партий.
Современники не увидели после кровавой дуэли особых перемен в характере Дуни: она была по-прежнему кокетлива и игрива. Но короток век балерины тех времен. Дидло, рассорившись с театральным начальством, ушел в отставку, а с ним кончился триумф и Истоминой. У нее было все меньше заглавных ролей, она толстела и выступала все хуже — да так, что ей понизили жалование. Истомина все чаще избирала для себя амплуа мимической актрисы, но прежнего восторга зала уже не вызывала. Под конец ей даже не устроили балетного бенефиса: она уже не могла летать над сценой и, не мудрствуя лукаво, сплясала перед зрителями русскую. В 1836 году указом Николая I ее уволили из театра.
С возрастом она постепенно грузнела, уставала… Ролей становилось все меньше. Около 1830 года из-за болезни ног она перешла на мимические партии. Авдотья Яковлевна Панаева уделила ей несколько страниц в книге своих воспоминаний: «Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной. Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит. Глаза у Истоминой были большие, черные и блестящие», а дальше она писала о покровительстве уже немолодой балерины молодому драматическому артисту Годунову, которого и актёр Яков Григорьевич Брянский (отец А. Я. Панаевой), и великий русский трагик Василий Андреевич Каратыгин считали бездарным и не слишком умным. Тем не менее артист Санкт-Петербургской драматической труппы (в его послужном списке немало ролей, а мнение А.Панаевой может быть весьма субъективным), выпускник Театрального училища в Петербурге 1836 года Василий Васильевич Годунов (1820—1840) кому-то был важен и оказался в числе знаменитых 223 деятелей России времен императора Николая I, изображенных на картине Г. Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» — он изображен под номером 151 и почему-то в греческом костюме. А вот сама выдающаяся русская балерина Авдотья Ильинична Истомина на полотно в круг николаевской элиты не попала. Впрочем, подобное бывает, как говорится, сплошь и рядом.Вскоре Истомина вышла замуж за своего юного протеже Годунова, и Панаева делилась воспоминаниями: «Когда он сидел в ложе с своей супругой, то самодовольно на всех посматривал, потому что сиял бриллиантами: шарф у него был заколот бриллиантовой булавкой, на рубашке и даже на жилете пуговицы были бриллиантовые. Он не надевал перчатку на ту руку, на пальце которой было надето кольцо с большим бриллиантом. Но недолго Истомина наслаждалась своим поздним супружеским счастием: ее здоровяк-муж схватил тиф и умер. Неутешная вдовица воздвигла дорогой памятник во цвете лет умершему супругу и даже собиралась поступить в монахини».
Эта глава написана Панаевой с явным сарказмом, но и по ней видно, что Истомина пережила глубокое горе, потерю любимого человека, и не имеет значение, каким он был, тем более, что известно о нем лишь по характеристикам, данным Панаевой. Вполне возможно, что по поводу «поступления в монахини» Авдотья Панаева съязвила. Истомина ещё какое-то время продолжила службу в театре.В последние годы своей сценической карьеры она выступала всё реже: от былой юной лёгкости не осталось и следа, а растолстевшая балерина уже не смотрелась на сцене с исполнением главных партий. Её жалованье снизилось вдвое. Она направила письмо в театральную дирекцию: «Меня на 20 году со времени выпуска из школы упрекают в том, что репертуар мой уменьшился… Чем же я виновата, что балетов сих больше не дают? И что случилось на последнем году моей службы?». Она спрашивала разрешение на поездку для поправки здоровья из-за травмы, произошедшей во время спектакля; прошение попалось на глаза императору Николаю I, а тот собственноручно написал: «Истомину уволить ныне совсем от службы». Государево повеление было немедленно исполнено.
Она танцевала все реже. Однако покинуть театр она не могла, не представляя себе жизни вне сцены. Она продолжала выступать в маленьких ролях, не теряя при этом своей выразительности и исполнительского таланта.
Имя Истоминой в официальной театральной афише последний раз мелькнуло 16 января 1836 года в петербургском Большом театре в спектакле «Дивертисмент», исполнители танцев: Экунин, Истомина, Сосницкая (по-русски), Шелихов м., Телешова м. (по-тирольски), Дидье, Быстрова м., Григорьева, Воротникова (по-цыгански).
30 января 1836 года в Александринском театре Авдотья Ильинична Истомина вышла на сцену в последний раз. Роли для её прощального выхода не нашлось — она исполнила русскую пляску (в один вечер для праздной театральной публики давалось сразу несколько разных спектаклей, обычно в перерывах между ними давались танцевальные дивертисменты). Её партнёром в тот вечер стал драматический актёр Павел Семёнович Экунин, первый исполнитель роли Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума» (1829, когда давались только сцены из пьесы, целиком она была запрещена цензурой), Полония в шекспировском «Гамлете», Монтано в шекспировском «Отелло» и других ролей, известный также как блистательный исполнитель мазурки. Покинув театр, Истомина вышла замуж за актера Павла Экунина, который был ей неизменной поддержкой в трудные минуты последних лет театральной жизни.
Ее не пригласили в театр даже в качестве педагога, несмотря на то что талант и огромный сценический опыт могли бы оказать неоценимую пользу при воспитании молодых артистов. Однако Авдотья Ильинична Истомина не погрузилась полностью в семейную жизнь, продолжая живо интересоваться всем, что происходит на сцене. Покинув театр, Истомина вообще удалилась от петербургского света. После эпидемии холеры 1848 года на кладбище Большой Охты появилась скромная доска: «Авдотья Ильинична Экунина, отставная актриса».
Отставная актриса!!! И даже некролог о её кончине был опубликован в «Северной пчеле» только спустя год.
А ведь когда-то ее звали русской богиней танца ,Терпсихорой – пленительной, очаровательной, неподражаемой. Но её имя навсегда осталось во всех мемуарах того времени.
Она умерла от холеры 26 июня (8 июля) 1848 года в Петербурге. Похороны прошли очень тихо, про её былую славу к этому времени уже никто не вспоминал — наверно, уже и некому было… Муж пережил её всего на несколько месяцев, скончавшись тоже от холеры 10 января 1849 года.
Остались строки Пушкина: «Душой исполненный полет…»Портрет А.И. Истоминой. Музей Пушкина. 1815-1818
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет…
http://www.belcanto.ru/istomina.html
http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2013-07-22-1…
http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post262052473/
http://www.liveinternet.ru/users/olga-vladi/post382246317/
Балет — искусство, которое способно покорить все сердца и проникнуть в самые глубины человеческой души. Талантливые балерины могут заставить зрителя плакать, сопереживать, чувствовать печаль или радость. Расскажем о самых известных балеринах, которые до сих пор блистают на мировых сценах.
Ульяна Лопаткина
Ульяна Лопаткина
Ульяна Лопаткина — звезда мирового балета. Она пришла в балет еще в 4 года, однако путь в примы оказался для нее очень сложным. Типичная фигура балерин — небольшой рост, узкие кости. А Лопаткина отличалась от принятых стандартов высоким ростом и крупными стопами и кистями. Резко выделялась она и короткой стрижкой, непривычной для балерин классического театра. Но она не побоялась идти наперекор стандартам.
Утонченная Лебедь, идеальная Одетта-Одиллия, сольная работа в «Бриллиантах», Ульяна Лопаткина стала одной из выдающихся балерин наших дней.
Марианела Нуньес
Марианела Нуньес
Балерина аргентинского происхождения, прима-балерина лондонского Королевского балета. В 8 лет Марианела поступила в Институт искусств при театре «Колон», где училась под руководством Ольги Ферри. В 16 лет поступила в Королевский балет Лондона, а в 21 год стала прима-балериной.
В 2007 году Марианела была номинирована на влиятельную премию Лоуренса Оливье за роль в «Спящей красавице». В 2008 году исполнила роль Одетты-Одиллии в Королевском балете и роль Гамзатти в «Баядерке» в миланском «Ла Скала». В 2013 году получила премию Лоуренса Оливье за исполнение партий в постановках «Внутренности» и «Метаморфозы».
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева ‒ ученица Людмилы Ковалевой навсегда вписала свое имя в историю мирового балета. Лопаткина, Вишнева и Захарова вместе блистали на сцене Мариинского театра.
Вместе с Лопаткиной и Захаровой Вишнева олицетворяет всю красоту русского классического балета
Диана Вишнева исполнила на сцене Мариинского театра роль Китри, еще не окончив Академию русского балета. А уже в 20 лет стала прима-балериной театра. Она исполняла главные партии в театре «Ла скала», солировала в Метрополитен-опера, была приглашенной солисткой Берлинского государственного балета и Театра американского балета.
В 30 лет Диана Вишнева получила звание народной артистки России. В 2013 году Диана стала первой российской балериной после Майи Плисецкой, которая исполнила сольную партию в «Болеро». В репертуаре Дианы не только балеты классического репертуара и хореография XX века, но и современная хореография.
Людмила Пальеро
Людмила Пальеро
Людмила Пальеро — балерина аргентинского происхождения. В 2000 году стала солисткой труппы Балета Сантьяго, а в 2010 году стала ведущей танцовщицей Парижской национальной оперы. Людмила Пальеро — приглашенная звезда Большого и Мариинского театров.
Светлана Захарова
Светлана Захарова
Светлана Захарова — единственная балерина, которую экстерном зачислила на последний курс Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. В 18 лет Захарова стала примой Мариинского театра. Про нее Ив-Сен Лоран сказал, что такой балерины не было и никогда не будет.
Светлана — одна из самых востребованных балерин мира, прима Большого театра и миланского Ла Скала
«Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и «Баядерку» с Захаровой видели во всех ведущих театрах от Гамбурга до Парижа и Милана. В 2015 году она получила приз «Бенуа танца» за партию в «Дама с камелиями» Джона Ноймайера. В 2019 году Захарова получила орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Полина Семионова
Полина Семионова
Полина Семионова — прима Берлинского государственного балета, профессор этой же школы, солистка Американского балетного театра. Полина была приглашенной балериной крупнейших театров мира, среди которых Венская опера, Ла Скала, Мариинский театр, Большой, Английский национальный балет, Баварская государственная опера. В 2014 году получила приз «Бенуа танца», а в 2018 году была названа лучшей танцовщицей года.
Виктория Терешкина
Виктория Терешкина
Виктория Терешкина — прима-балерина Мариинского театра, в котором она стала первой исполнительницей партий Королевы моря в «Ундине». Викторию называют балериной, близкой к идеалу классической школы русского балета. Ее главное достоинство — безупречное владение техникой, что стало возможным благодаря ее наставнице Любови Кунаковой.
Ульяна Лопаткина
Обычно балерины — скорее «пушинки», но Ульяна — балерина крупная. Ее рост — 178 сантиметров, размер ноги — 41. Но все недостатки она своим талантом превратила в достоинства — когда видишь ее работу на сцене, она кажется совершенно невесомой. Тонкая, невероятно изящная и грациозная, она обычно воплощает образы нежные и лиричные, такие, как Жизель.
Светлана Захарова
Прима-балерина «Большого театра», обладательница премии Benois de la Danse, известной в мире как «Балетный оскар». В 2008 году получила титул «этуаль» (звезда) от миланского «Ла скала». Выступает на лучших балетных площадках мира и отличается широким диапазоном ролей — ей удаются и лирические, и характерные героини.
Диана Вишнева
Прима-балерина Мариинского театра, очень характерная балерина с яркой внешностью и очень красивыми волосами. Известность получила благодаря сольному номеру «Кармен», блестяще справилась и с ролью Жизели, и со сложнейшей партией Одетты-Одиллии в постановке Американского балетного театра. Исполняла главные партии на сцене «Ла скала», Берлинского государственного балета и других театров. Имеет несколько сольных проектов.
Полина Симеонова
Еще одна балерина с достаточно нетипичными физическими данными — у Полины четвертый размер груди, поэтому костюмы для ее выступлений шьются с учетом ее пышных форм. Костюмерам приходится помучиться, прежде чем придумать, как сделать так, чтобы грудь не мешала танцам. Зато зрители от Полины Симеоновой в восторге. Сейчас она в основном танцует в США и, по договоренности, в Михайловском театре.
Орели Дюпон
Легендарную французскую балерину в мае проводили «на пенсию», но мы не могли не упомянуть о ней в нашей подборке. Балерине исполнилось 42 года, но она по-прежнему очень хороша. Орели поступила в труппу Гранд Опера еще при Рудольфе Нурееве, в 16 лет, и продержалась в ней дольше всех балерин своего поколения. Поворотным моментом в ее карьера стала работа с легендарным немецким хореографом Пиноу Бауш, которая сказала ей: «Я выбрала тебя за твою слабость, а не за твою силу. В ней твоя красота». В дальнейшем именно на этой прекрасной слабости и делала акценты Орели.
Екатерина Кондаурова
Прима Мариинского театра. Балерина с характером, за что ее даже сравнивали с Майей Плисецкой. Екатерина будто создана для танца яркого, страстного, драматического. Невероятно гибкая и грациозная балерина. Часто исполняет работы современных хореографов. Так же как и Светлана Захарова, является обладательницей балетного «Оскара».
Алина Кожокару
Прима-балерина Королевского балета Великобритании. Родилась в Бухаресте, обучалась балету в Киеве. После победы в международном балетном конкурсе получила стипендию на обучение в школе Королевского балета, и позже стала его солисткой. Очень любит исполнять партию из «Жизели». Одна из интересных ролей — в балете «Евгений Онегин», где она исполняет роли и Татьяны, и Ольги.
Алина Сомова
Молодая прима Мариинки. В 18 лет танцевала партию Одетты-Одиллии на сцене Венской оперы. Через 6 лет — танцевала в этой же роли на сцене «Ла скала». Очень техничная, быстрая, гибкая балерина, в основном посвящает себя классическому балету.
Двадцать первого августа исполняется 90 лет со дня рождения выдающейся балерины ХХ века Натальи Дудинской. 30 лет она была солисткой Мариинского (в те годы Кировского) театра, одной из самых строгих и безупречных классических танцовщиц ленинградского балета. Сегодня Наталья Дудинская — педагог Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге. Ее ученики работают не только в России, но и в Японии, и в Италии. В апреле нынешнего года Дудинская стала лауреатом специальной премии «За честь и достоинство», которая вручается на фестивале «Золотая маска».
-Наталья Михайловна, как вы относитесь к новым направлениям в балете?
— Если это хорошо, то почему бы и нет? Эйфмана обожаю. Он талантливый человек, и я всегда с удовольствием бываю на его балетах.
— Вы вообще за традицию в балете?
— Я за все новое, но не за счет хорошего старого. «Спящая красавица» Петипа будет жить долго, в веках. Когда Константину Михайловичу (Константину Сергееву. — Л.С.) предложили в «Спящей» сделать маленькие коррективы, он отказался. Боялся испортить Петипа. А вот сейчас не боятся. Скомкано все, стал ужасный спектакль. И я перестала ходить в театр. Как же можно лишать нас нашего наследия?
— Здесь, в вашем доме, — фотографии, на них — вся ваша жизнь. Девочка с осанкой прекрасной принцессы и огромными глазами.
— А вот моя мама. Я ей обязана всем. И тем, что я делала на сцене, и тем, что у меня было в жизни. Даже с моим мужем меня познакомила мама. Она сама мечтала стать балериной, но ее не смогли вовремя отдать учиться. Брала уроки у частных педагогов. Знала Агриппину Яковлевну Ваганову. Так получилось, что из Петербурга мы переехали в Харьков. И вдруг бабушка дала телеграмму: возвращайтесь, Наташа принята в училище. Мы приехали, но в училище мне тут же велели сдавать экзамен, буквально через полчаса. Я вышла чучелом: без трико, в тапочках на два размера больше, которые мне девочки одолжили. Мы же думали, раз я «принята», то и сдавать не надо. Когда я делала разные движения, ноги, кажется, заплетались. До сих пор переживаю — ведь весь синклит смотрел! Но приняли… И сразу в пятый класс. Мама мечтала, чтобы я попала к Вагановой. Попала. Я так хотела, так жаждала, так мечтала об этом, что была готова работать с утра до ночи.
— Среди учеников Вагановой — Марина Семенова, Галина Уланова, но самая любимая, преданная ей до конца — вы.
— Со мной танцевали все замечательные артисты, все абсолютно: Чабукиани, Брегвадзе, Сергеев, Нуреев. Рудольф Нуреев танцевал со мной в «Лауренсии», «Дон Кихоте», «Баядерке». А первый партнер у меня был из моего класса — Коля Зубковский.
— А кто из ваших партнеров был самым сильным?
— Не всегда надо быть сильным, надо быть ловким. А из танцовщиц я обожала Марину Семенову. Она года на три раньше меня окончила училище. Когда она танцевала «Баядерку» — я всегда смотрела, я прямо умирала от восторга. А с Галей мы меньше общались. Она была довольно замкнутой, более холодной. Может быть, мне так казалось.
— Ваши самые любимые партии?
— Китри, Никии, Одетты-Одиллии, Раймонды. А танцевала я все, в том числе и в новых балетах на музыку Прокофьева, Глиэра, Соловьева-Седого, Кара Караева.
— Кто вы по гороскопу?
— Лев! Характер у меня, что называется, сильный. Иногда я «через не могу» что-то делаю. И вообще я считаю, если чего-то хочешь, надо добиваться.
— Все болит и ноет, а ты выходи на сцену и порхай как бабочка…
— Если любишь, будешь работать с утра до ночи.
— Балет — искусство молодых. Что бы вы пожелали юным вашим коллегам?
— Я им хочу сказать: если танцуешь без души, без сердца, без увлеченности, без настроения, то результат — ноль в квадрате.
— А техника?
— Без техники никуда — ни туды и ни сюды. Но самая большая беда сегодня — все за деньги. Странные люди вокруг балета крутятся. Девочки сейчас не стремятся хорошо танцевать, чисто. Сейчас халтуры больше. Мы же как сумасшедшие были.
— Кто-то вам сегодня нравится?
— Много хороших. Настя Волочкова, например. Маргарита Кулик больше всех нравится, но ей, к сожалению, мало дают партий. Сейчас ведь другой театр, не искусство, а деловые мероприятия.
Майя Крылова
Наталья Дудинская — абсолютно советская балерина. По биографии. По мажорной манере танца. По списку исполненных партий, в котором забавно соединились сказочные принцессы и прогрессивные женщины Африки. В то же время она — прирожденная «классичка», всю жизнь тяготевшая к традиционному репертуару, сохранявшая этот репертуар от набегов времени.
Вместе получается — советско-классическая. Этими двумя прилагательными исчерпывающе описывается искусство Дудинской, хотя в ее биографии числится попытка исполнить западного Баланчина. Естественный консерватизм ее взглядов на хореографию, продиктованный Дудинской ее любимой учительницей Агриппиной Вагановой, бывшей солисткой императорского балета, столь же естественно прорастал исполнительской революционностью. «Железная Агриппина» привила Дудинской новую, победительную манеру исполнения классики, созвучную тридцатым годам и пафосу первых пятилеток. Дудинской вообще везло с наставниками. Когда-то ее опекала Любовь Менделеева-Блок, дочь ученого и жена поэта в первой половине жизни, авторитетный балетный критик — во второй. Дудинская добавила к школьным истинам озарение таланта — и на двадцать лет стала балетной царицей Кировского театра.
Желая оставаться в этой роли, она последовательно отвергала все соблазны — от акробатических новаций в хореографии до возможности переехать в Москву, в Большой театр, как это сделали Уланова, Семенова и Ермолаев. Ленинград благодарно оценил ее преданность. В борьбе за место под солнцем Дудинская всегда могла опереться на обожавших ее зрителей.
Эта виртуозка всегда стремилась к ролям победительниц: недаром свободолюбивая испанка Лауренсия (из балета по пьесе Лопе де Вега «Овечий источник») считается одной из лучших ее партий, и сама Дудинская особо выделяет эту роль. Впрочем, лирическая Золушка в балете, поставленном Константином Сергеевым, ведущим солистом Кировского театра, а для Дудинской — мужем и многолетним партнером, тоже ею любима. А третьим балетом-вехой стал для Дудинской поздний спектакль того же Сергеева — «Тропою грома». Она сыграла Сари — южноафриканскую белую девушку, запретной любовью полюбившую цветного юношу.
С тех пор утекло много воды. Юбилярша преподает там же, где училась сама, — в Петербургской академии русского балета имени Агриппины Вагановой. И дай бог ее ученицам иметь такой же оглушительный успех, какой на сцене Кировского-Мариинского театра долго имела Наталья Михайловна Дудинская.
Комментарии для элемента не найдены.
Нуриева и Барышникова знают все, а что насчет молодых да талантливых? Есть и такие. Им около 30, и они звезды. Молодые, красивые, амбициозные, всемирно известные. Премьеры, солисты — те, чьими движениями восхищаются миллионы.
Представляем подборку самых ярких «балетных мальчиков». Они красивые, яркие, среди них пай-мальчики и хулиганы, они восхищают и завораживают, определенно их фамилии стоит знать.
Сергей Полунин, 28 лет
Вот уж звезда так звезда — в прямом смысле этого слова. Танцовщик, которого перед выходом на сцену гримируют особенно тщательно. Конечно, попробуй-ка как следует замазать все его татуировки!
В 17 лет он был принят в труппу Лондонского Королевского балета, а уже в 19 стал самым молодым премьером в истории этого театра. Его обожала британская пресса и коллеги, в 2011 году британские критики окрестили его лучшим классическим танцовщиком, а он неожиданно для всех на самом взлете карьеры покинул престижный коллектив.
Сергею стало мало Англии. Это был сенсационный уход, вокруг которого сразу же поползли всевозможные слухи, кстати, весьма сильно навредившие репутации Полунина.
Позвольте представить: Сергей Полунин,The Bad Boy of Ballet:
Кстати, безнаказанно этот выверт для Сергея не прошел. Он тогда вообще чуть не потерялся как танцор (театральная и балетная среда жестока и редко прощает хулиганство). Если бы не Игорь Зеленский, который вопреки всем слухам о «дрянном мальчишке» позвал Сергея сначала в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а потом в Новосибирский театр оперы и балета.
Ну а массовую известность в широких российских кругах Сергею принесло участие в программе «Большой Балет» на телеканале «Культура». Конечно, он победил, конечно, он покорил всех своими прыжками, пластикой и невероятными глубокими глазами.
Вообще Сергей юноша со странностями, и это сложно игнорировать. Например, время от времени он пропадает. Потом находится, но все равно приводит в шоковое состояние всех окружающих.
«Я ни телефоном, ни Интернетом особенно активно не пользуюсь, поэтому бывают проблемы с коммуникациями. Если человек находится рядом — без проблем. Но так как телефона у меня не было месяца четыре, а на почту я отвечаю очень редко, я был немного потерян для мира».
От Полунина без ума мир моды: он снимается для обложек и для рекламы, он лицо Dior. Последний хит на YouTube: Полунин в видео Дэвида Лашапеля на песню Take Me to Church, где он танцует в пустынном доме. Это невероятное видео.
И этим таланты Сергея не ограничиваются. В 2017 году состоялась премьера фильма «Убийство в Восточном экспрессе», где Полунин появился на экране вместе со звездами мировой величины: Джонни Деппом, Мишель Пфайффер, Пенелопой Крус. Весной 2018 года в прокат вышла еще одна картина с его участием — «Красный воробей».
А на днях Balmain выпустили тизер рекламы мужской коллекции одежды. Даже короткое видео с участием Сергея производит сильное впечатление!
В 2015 году в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-ДанченкоМоскве прошла премьера спектакля «Жизель», где главную партию Альберта станцевал Полунин, а Жизель исполнила великолепная Наталья Осипова. Они уже танцевали вместе, но именно после этого спектакля на руке Сергея появилось тату «Наташа». Увы, позже эта красивая пара распалась. Надеяться, что у девушек, не умеющих стоять на пуантах, есть шансы покорить Полунина, не стоит: «Привыкаешь к балетному стандарту. И все остальные кажутся странными — мышц тут и там не хватает», — говорит он.
Instagram: instagram.com/sergeipolunin
VK (Russian): vk.com/sergei.polunin
YouTube: Sergei Polunin
Иван Васильев, 29 лет
Те, кто не видел Ивана на сцене, наверняка запомнили его на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Красивый молодой человек с романтическими кудрями в эффектном гусарском кителе исполнил несколько прыжков — невероятных полетных прыжков, от которых просто захватывало дух.
Иван потрясающий танцовщик: он прыгает до небес, приземляется на землю как кошка. Недоброжелатели даже говорят, что в Минском хореографическом училище его в первую очередь натаскивали на трюки. Но еще говорят, что у него мощнейшая харизма. Когда Васильев танцевал «Баядерку» в Нью-Йорке, газеты писали: «Тестостерон на сцене выделяется в таком количестве, что его хватает даже на тех, кто в зале».
Он великолепен и в роли Филиппа в «Пламени Парижа»:
Премьер балета Михайловского театра, приглашенная звезда Большого театра, Иван Васильев с сентября 2012 года — также постоянный приглашенный премьер Американского театра балета. В мае Иван дебютировал как хореограф, представив в концертном зале «Барвиха Luxury Village» свой первый спектакль «Балет №1».
Продюсер Сергей Данелян в интервью Tatler сказал: «У Ивана очень высокие гонорары. Двенадцати спектаклей «Соло для двоих» и двенадцати спектаклей нью-йоркского тура Михайловского театра ему хватило, чтобы выкупить квартиру в Питере».
Иван вообще очень упорный молодой человек. Хотел стать балетной звездой — и стал. С детства мечтал станцевать «Спартака» — и станцевал.
Кстати, Иван начал заниматься балетом довольно поздно, в семь лет. Правда, до этого были занятия народными танцами. В одном из интервью Иван честно признается, что для современного балета он недостаточно высок и длинноног, что отлично компенсируется великолепным профессионализмом и харизмой.
«Преподаватель из ансамбля народного танца говорил: «Ну куда ему в балет? Посмотрите, у него короткие ножки, маленькие, толстенькие». Время показало, что он был неправ».
Иван долгое время встречался с Натальей Осиповой, их называли золотой парой Большого театра как на сцене, так и за ее пределами. Однако их любовная история закончилась во многом из-за желания балерины переехать в Лондон. Наталья ушла в Royal Ballet, где благополучно стала примой. А Иван теперь счастлив в браке с Марией Виноградовой. Их дуэт российский Elle окрестил «красивейшей парой русского балета».
Instagram: instagram.com/vasiliev.art
YouTube: Ivan Vasilyev
Леонид Сарафанов, 36 лет
Леонид Сарафанов, выпускник Киевского хореографического училища, три года проработал в Киевском государственном театре оперы и балета, перетанцевав там практически весь сольный мужской репертуар. В Мариинский он попал благодаря победам в нескольких балетных конкурсах — серебряная медаль в Будапеште (2000), золотая в Париже (2000) и Москве (2001), Гран-при в Сеуле (2004). С 2002 по 2010 год Сарафанов был премьером Мариинского театра. В 2010 году перешел в труппу Михайловского театра на позицию премьера.
Трамплинный баллон Сарафанова сравнивают с прославленными прыжками Барышникова. На сцене Сарафанов демонстрирует все последние достижения мужского классического танца. Блестящая техника, танцевальный азарт, яркий темперамент, выдающееся актерское мастерство, легчайший прыжок — это все Леонид Сарафанов.
Кстати, Леонид из балетной семьи. Танцевали не только его мама с папой, но и бабушка с дедушкой. А женат он на первой солистке Мариинского театра Олесе Новиковой. В 2009 году у пары родился сын Алексей, в 2013 — дочь Ксения, в 2015 — сын Александр.
«Я просто родился и жил в этой среде. Мама утверждает, что я танцевал еще в младенчестве: мне нравилось ритмично двигаться. И до сих пор не разонравилось».
Его называют артистом с особым мальчишеским обаянием. Леонид любит классику, но с удовольствием танцует и современную хореографию. Он любит балетные состязания, считает, что они помогают укрепить дух и бойцовские качества, но совершенно равнодушно говорит о том, что будучи номинирован на «Золотую маску» несколько раз, так ее и не выиграл.
«Когда достигаешь определенного уровня в классическом танце, чувствуешь, что твой творческий рост замедляется — выше ты уже не прыгнешь. Вот тогда и хочется чего-то нового — современный танец раскрепощает, дарит то, что не может дать классика».
FB: facebook.com/sarafanov
Instagram: instagram.com/sarafan
Дэвид Холберг, 36 лет
Солист Королевского театра Ковент-Гарден и Театра американского балета, а также бывший премьер Большого театра. Когда Холберг заключил контракт с Большим, то стал буквально сенсацией в балетном мире. Все знают русских, покоривших Запад, а вот чтобы кто-то приехал оттуда сюда… Решили, что Холберг, обладатель безоговорочного таланта и безупречной техники, едет в Москву за харизмой, за мифом о Большом балете, который носит в себе каждый влюбленный в свою профессию танцовщик. В Большом Дэвид танцевал графа Альберта в «Жизели» и принцев в «Спящей красавице» и «Лебедином озере», Онегина в «Евгении Онегине».
Вообще, для балетного танцора у Холберга более чем странная биография. Она больше напоминает историю из голливудского кино (привет, Билли Элиот). Он родился и рос в маленьком городке в Южной Дакоте. В возрасте десяти лет начал заниматься джаз-танцем и чечеткой, в возрасте тринадцати лет — классическим балетом в школе Балета Аризоны, где проучился четыре года. А потом уехал в Париж.
«Я был в Париже один, и я никому не нравился. Никому не было до меня дела, никого не интересовало, насколько хорошо я танцую. Никого не волновало, что я не говорю по-французски, никто не думал о том, какое у меня будет будущее, и мне пришлось обо всем этом думать самому».
В 1999 году был принят в балетную школу Парижской национальной оперы, где учился под руководством Клод Бесси, Жака Намона и Жильбера Мейера.
Дэвид признается, что за каждый сантиметр карьеры ему приходилось биться. На каждом шагу — принимать решение. В Америке нет системы государственных балетных школ, а это значит, что вся работа проводится с репетиторами и только на собственном желании и возможностях. У него получилось все.
«В моде быть дизайнером круче, чем моделью, а постановщиком интереснее, чем артистом балета. Жизнь — это постоянное прощупывание почвы: могу — не могу, нужно ступить еще дальше».
В 2014 году Дэвид получил премию американского фонда княгини Грейс Келли. В том же году он получил серьезную травму, которая чуть не поставила крест на его карьере (Дэвид был вынужден оставить Большой театр). Двухлетний опыт восстановления привел к написанию мемуаров A Body of Work: Dancing to the Edge and Back.
Сейчас Дэвид регулярно выступает как приглашенная звезда в различных балетных труппах мира, в том числе в России, участвует в международных балетных гала. А еще он недавно снялся в рекламе туши Revlon. И движения его красивого тела просто завораживают!
Сайт: davidhallberg.com
Instagram: instagram.com/officialdavidhallberg
Артем Овчаренко, 31 год
Овчаренко родился и начал свое балетное образование в Днепропетровске, затем закончил московскую Академию балета в 2007 году. В рецензии, напечатанной в «Нью-Йорк Таймс», Макули отметил его выступление в роли Франца. Критик написал, что «по-мальчишески живой Овчаренко» блистал в сольной вариации, легко и непринужденно исполняя сложную комбинацию прыжков: антраша-сис и двойных пируэтов в воздухе.
В комментариях к выступлениям Артема часто говорят, что у него «летящие руки». Артист пришел в Большой в 2007 году, будучи обладателем феноменального прыжка, нескольких балетных премий, любимцем конкурсной критики и звездой класса в балетном училище.
«Когда танцуешь с балериной, важно понимать, что она тебе доверяет. Какой бы балерина ни была, тяжелой или легкой, если она не захочет, чтобы ее подняли, ее никто не сможет поднять».
Творческая жизнь Артема очень тесно связана с Большим. Начал Овчаренко с кордебалета, на второй год работы в театре подготовил с Николаем Цискаридзе и блистательно исполнил партию Принца в балете «Щелкунчик» на фестивале, посвященном 50-летию творческого дуэта Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.
Он прошел всю лестницу театральной иерархии за шесть сезонов, а в 2013 году был возведен в ранг премьера. С 2018 года Артем — приглашенный солист Гамбургского балета.
Артем женат на балерине Анне Тихомировой. Их дуэт принимал участие в телепроекте «Большой балет» на телеканале «Культура». А в прошлом году у пары родилась дочь Арианна.
FB: facebook.com/ArtemOvcharenko
Instagram: instagram.com/artemovcharenko_official
Читайте также:
21-й век был захватывающим временем для тех из нас, кто балуется или просто интересуется технологиями. Если вы родились в каком-либо из предыдущих десятилетий, у вас была возможность засвидетельствовать некоторые из самых важных нововведений и достижений в истории человечества.
СВЯЗАНО: 35 ИЗОБРЕТЕНИЙ, ИЗМЕНЯЮЩИХ МИР
Начало XXI века было встречено со страхом и множеством неизвестных.Вы, наверное, помните Y2K. К счастью, мир не закончился на рубеже веков, но последующие 19 лет будут иметь решающее значение. Что еще более интересно в этот период времени, так это тот факт, что изобретения предыдущих десятилетий, наконец, взлетели в XXI веке.
За прошедшие месяцы мы исследовали важнейшие изобретения каждого десятилетия, которые в конечном итоге могли бы изменить мир и нашу жизнь.
Как вы, наверное, догадались, сегодня мы продолжим эту традицию и кратко рассмотрим некоторые из изобретений XXI века.Что делает этот период времени таким необычным и столь же захватывающим, так это то, что из этого периода есть много изобретений, которые являются противоречивыми по сравнению с предыдущими периодами в истории человечества. Тем не менее, есть большой шанс, что вы не сможете жить без некоторых из этих изобретений в этом списке.
1. Социальные сети
Источник: alexsl / iStockХорошо, давайте начнем с более очевидной и противоречивой социальной сети. Возможно, вы устали видеть бесчисленные посты ваших друзей или постоянные угрозы вашей личной жизни, но в какой-то момент социальные сети дали по-настоящему захватывающее обещание, чтобы связать людей по всему миру.Такие инструменты, как Friendster и MySpace, появились на сцене в 2002 и 2003 годах соответственно, открывая двери для будущего гиганта Facebook.
Социальные сети есть везде. Есть большая вероятность, что вы прочитаете этот пост на нашей странице в социальных сетях. Социальные сети связывают людей и бизнес на разных континентах, являются центром как полезной, так и бесполезной информации, и даже являются ареной для крупных политических движений.
Просто чтобы все масштабировать, сейчас есть 7.5 миллиардов человек на этой планете и 2.89 миллиардов из них можно найти на какой-то социальной платформе. Социальные медиа будут присутствовать некоторое время.
2. Многоцелевые ракеты
Ненавидя его или любя его, Элон Маск внес огромный вклад в нашу планету. Его компания SpaceX занималась разработкой ракет, которые можно было бы использовать и использовать для других запусков. В 2017 году SpaceX стал первым, кто снова использовал одну из этих ракет для другой миссии.
3. Капсульная эндоскопия
Источник: CHUYN / iStockВсе благодаря огромным достижениям в области светоизлучающих электродов, датчиков изображения и оптической конструкции в 90-х годах удалось создать капсульную эндоскопию. Впервые использованная в 2001 году, эта технология использует крошечную беспроводную камеру размером с обычную таблетку. Это позволяет врачам исследовать и исследовать организм человека, в частности пищеварительную систему, для выявления любых возможных внутренних кровотечений, воспалений или раковых опухолей.
4. Технология блокчейна
Теперь идея блокчейна впервые не появилась в 2008 году. Фактически, Стюарт Хабер и В. Скотт Сторнетта впервые представили эту идею в 1991 году. Однако до появления Биткойн в 2008 году, когда технология блокчейн действительно стала актуальной. Люди во всем мире в восторге от блокчейна, поскольку он может изменить отрасли за пределами мира криптовалюты.
От совместного использования автомобилей до совместного использования облачных технологий технология цепочки блоков обеспечивает большую прозрачность, повышает эффективность и скорость, улучшает отслеживаемость и повышает безопасность — это лишь некоторые из преимуществ.
5. Биткойн и криптовалюты
Помните прошлый год, когда вы не могли однажды уйти, не увидев и не услышав о криптовалютах? Беспрецедентный рост стоимости Биткойна заставляет мир обратить внимание на эти децентрализованные инструменты. В конце 90-х годов были попытки создать криптовалюты, но именно загадочный мистер Накамото и его создание Биткойн стали основой культуры.
Криптовалюты уже меняют способ проведения финансовых транзакций, предлагая прозрачный, безопасный и децентрализованный способ ведения бизнеса.
6. Мобильные операционные системы
Источник: hocus-focus / iStockПредставьте себе, где бы вы были, если бы не было таких гладких и простых в использовании операционных систем, которые есть в вашем телефоне. Любите ли вы Android или Apple iOS, операционные системы изменяют интерфейс вашего мобильного устройства в лучшую сторону, открывая двери для лучшего пользовательского опыта и большего технического прогресса.
7. 3D-печать
Одной из наших личных фаворитов, 3D-печать вызывает много шума из-за ее способности разрушить все, от пищевой промышленности до аэрокосмической промышленности.На самом деле, есть много примеров того, как это уже началось. Сейчас 3D-печать не совсем нова для 21-го века.
Фактически, применение метода наслоения, которое вы видите на современных 3D-принтерах, можно проследить до 19-го века, а 3D-печать официально началась в 1980 году. Тем не менее, более дешевые методы производства и программное обеспечение с открытым исходным кодом способствовали революции в 3D печать. Если вы хотите что-то напечатать в 3D в тот день, это обойдется вам в тысячи долларов.Теперь вы можете купить 3D-принтер дома для вашего рабочего стола.
8. Редактирование генов / CRISPR
Удивительная вещь в редактировании генов состоит в том, что до того, как они осуществились, они сыграли большую роль в различных аспектах научной фантастики. Еще в 2012 году исследователи из Калифорнийского университета в Беркли и отдельной команды из Гарварда, а также из Института Броада независимо друг от друга обнаружили силу бактериальной иммунной системы, известной как кластерные регулярно расположенные короткие палиндромные повторы или CRISPR.
CRISPR можно использовать в качестве мощного инструмента для редактирования генов, чтобы внести радикальные изменения в ДНК организмов. CRISPR может в конечном итоге использоваться для искоренения основных болезней и даже использоваться для редактирования людей в репродуктивных целях, открывая двери для многих этических вопросов.
9. Интернет вещей
Источник: 4x-image / iStockЭто, вероятно, еще одно модное слово, которое вы часто слышите. Первоначально задуманный в конце 1999 года соучредителем Sun Microsystems Биллом Джой, мы увидим реальное применение IoT в наших потребительских устройствах и устройствах в 21-м веке.Тем не менее, у IoT есть потенциал, чтобы открыть «четвертую промышленную революцию», стимулирующую инновации в таких местах, как искусственный интеллект и робототехника.
русский язык | Диалекты и развитие
Русский язык , Русский Русский язык , основной государственный и культурный язык России. Вместе с украинским и белорусским языками русский язык составляет восточную ветвь славянской семьи языков. Русский является основным языком подавляющего большинства людей в России, а также используется в качестве второго языка в других бывших республиках Советского Союза. Русский язык также широко преподавался в тех странах, которые входили в сферу влияния Советского Союза, особенно в Восточной Европе, во второй половине 20-го века.
Британика Викторина
Официальные языки: факты или вымысел?
Официальный язык Малайзии — английский.
русских диалекта делятся на северную группу (простирающуюся от Санкт-Петербурга на восток через Сибирь), южную группу (в большей части центральной и южной части России) и центральную группу (между северной и южной).Современный литературный русский основан на центральном московском диалекте, имеющем в основном согласную систему северного диалекта и гласную систему южного диалекта. Однако различия между этими тремя диалектами меньше, чем между большинством других европейских языков.
Русский и другие восточнославянские языки (украинский, белорусский) не отличались заметно друг от друга вплоть до среднерусского периода (конец 13-16 вв.). Термин древнерусский обычно применяется к обще восточнославянскому языку, который использовался до этого времени.
На русский оказали сильное влияние старославянский язык и — начиная с политики западного царя Петра I Великого в 18 веке — языки Западной Европы, из которых он заимствовал много слов. Поэт XIX века Александр Пушкин оказал очень большое влияние на дальнейшее развитие языка. Его сочинения, сочетая разговорный и церковнославянский стили, положили конец существенному противоречию, которое возникло в отношении того, какой стиль языка лучше всего подходит для литературного использования.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняСовременный язык использует шесть падежных форм (именительный, родительный, дательный, винительный, инструментальный, местный) в единственном и множественном числе существительных и прилагательных и выражает как совершенный аспект (завершенное действие), так и несовершенный аспект (процесс или неполное действие) в глаголах. В своей звуковой системе русский язык имеет многочисленные согласные и сгустки согласных, а также ряд палатализированных согласных, контрастирующих с рядом непатализованных (простых) согласных.(Палонализированные согласные — это те, которые производятся с одновременным движением лезвия языка к или к твердому небу; они звучат так, как будто они сопровождают скольжение х и часто известны как мягкие согласные.) Уменьшенные гласные × и ŭ предкового славянского языка были потеряны в русском языке в слабом положении в ранний исторический период. Структура русского предложения в основном подчиняется глаголу-объекту (SVO), но порядок слов варьируется в зависимости от того, какие элементы уже знакомы в дискурсе.